Фото кораблей черноморского флота россии в севастополе

Модель

Модель линкора «Севастополь», созданная с помощью архивных чертежей, является точной и детальной копией корабля в масштабе 1:200. Имеет деревянные, металлические и фототравленые детали, что придает ей максимально реалистичный внешний вид «Севастополя» 1945 года. Модель отличают подвижные элементы, поворотные механизмы орудий, высочайшая детализация корабельной артиллерии, многоярусных надстроек, пеленгаторов, корабельных плавсредств, палубного оборудования и других элементов. Модель легендарного линкора отлично дополнит вашу коллекцию кораблей и станет её украшением.


  • Деревянные детали, вырезанные на лазерном оборудовании.
  • Металлические детали, выполненные методом литья и фототравления.
  • Качество Artesania Latina.
  • Простая сборка.

  • Детально проработанное якорное оборудование, в масштабе копирующее становые якоря и якорные цепи настоящего линкора.
  • Пеленгаторы и антенные посты аппаратуры связи выполнены по технологии фототравления. А также такелаж из нейлоновых нитей.
  • Башни главного калибра выполнены из металла и снабжены поворотным механизмом.

  • На носовой надстройке линкора реалистично воспроизведены 76-мм зенитные орудия.
  • Выполненные из металла и дерева надстройки корабля с постами управления артиллерийским огнем изготовлены с подробнейшей деталировкой.
  • Катера и шлюпки, а также палубные краны для их спуска на воду – это самодостаточные миниатюрные композиции (”модель в модели”).
  • Подвижные рули и винты модели.

Размер модели

Длина – 92,4 см Ширина – 16,3 см Высота – 24 см Масштаб 1:200

Вооружение линкоров типа «Севастополь»

  • Главный калибр – 305-мм пушки, расположенные по 3 единицы на 4 надстройках. Орудия изготавливались на Обуховском заводе. Линейное расположение артиллерии позволяло одновременно работать всем 12 пушкам в случаях, когда неприятель находился по левую или правую сторону борта. При появлении врага в носовой части или со стороны кормы возможность обстрела была только у одной трехорудийной установки.
  • Противоминная артиллерия – 16 120-мм пушек Виккерса. Скорострельность достигала 7 выстрелов за минуту. Орудия размещались в казематах.
  • Торпедное вооружение включало 4 подводных 450-мм установки;
  • После усовершенствования на палубе размещался один гидросамолет.

Лучшая подлодка и экспериментальный экипаж

Техническую программу военно-спортивного праздника открыли корабль на воздушной подушке «Самум» и современные катера Крымской военно-морской базы, в небе пролетели вертолеты Ми-8. Одним из катеров управлял экспериментальный женский экипаж ВМФ России. Это произошло впервые в истории проведения военно-спортивных праздников в честь Дня ВМФ.

«В ходе эксперимента черноморочки прошли обучение по теории устройства, обеспечению живучести и управлению катером, использования двигателей и организации связи в военном институте дополнительного профессионального образования в Санкт-Петербурге», — пояснил диктор.

Следом прошли морские тральщики «Ковровец» и «Железняков». Их задача — поиск и уничтожение мин, и они продемонстрировали, как подрезают скрытые на глубине бухты заряды и подрывают их. В этот момент над бухтой неожиданно раздался грохот, из воды около выхода в открытое море поднялись несколько фонтанов воды — мины были уничтожены, чтобы дальше могли идти основные силы флота. «Ой, как неожиданно! Даже сердце в пятки ушло», — воскликнула маленькая девочка в толпе зрителей. «Наоборот, круто!» — восторженно отзвался ее брат.

Первой в надводном положении прошла субмарина «Колпино» проекта 636. По итогам прошлого года ее экипаж признали лучшим на Черноморском флоте. «Эти подводные корабли обладают большой дальностью и автономностью плавания, эффективными радиотехническими и навигационными комплексами, вооружены современным ракетным комплексом «Калибр», боевая эффективность которого сильно удивила и наших друзей, и наших недругов», — отметил диктор.

Авиаторы ЧФ продемонстрировали приемы по доразведке береговой обороны бомбардировщиками под прикрытием истребителей, поиску и уничтожению подлодок вертолетами, авиационную подготовку при высадке десанта. А фрегаты ЧФ показали ракетный удар по условному отряду боевых кораблей противника. В конце праздника пожарно-спасательное судно показало «фонтан», а буксиры исполнили «вальс». Парашютисты выполнили групповой прыжок с дымами и флагами.

Модель


Модель строилась с нуля. За основу были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в 200-м масштабе имеющиеся в свободном доступе в Интернете и переведённые в мой любимый 350-й масштаб. 

При строительстве модели использовалась следующая литература:

  • «Главный калибр линкоров», Л. Амирханов, С. Титушкин, изд. «Гангут»;
  • «Дредноуты Балтики», И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»;
  • «Stalins Dickschiffe», Marine-Arsenal Sp 04, Siegfried Breyer;
  • журнал «Моделист конструктор», №11 за 1987 год;
  • «Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol», Maciej S. Sobanski;
  • журналы «Гангут» №№ 28, 30 и 33;
  • …. и много другой литературы, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.
  • Очень помогло при строительстве довольно большое количество фотографий линкора в разные годы его службы.

К польским же чертежам, необходимо относиться с большой осторожностью. Там имеется очень много неточностей. Как и при постройке предыдущих моделей под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen

Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие). В связи с тем, что башни ГК на «Парижской коммуне» после их модернизации сильно отличались от башен на других линкорах, и требовали капитальной переделки, мною были использованы башни из пластикового набора от «Севастополя». В результате были увеличены амбразуры, и на боковые стенки башен и на крыши было навешено много дополнительного оборудования и вооружения. Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность! Поскольку, первым в работу был заложен корпус именно этой модели, то пошёл я путём изготовления картонных моделей: ДП из толстого пластика, набор шпангоутов также из пластика, и потом начал обшивать шпангоуты пластиком 0,25мм. О чём очень быстро пожалел. Для пластика методика картонщиков не подходит. И если в начале строительства модели планировалось сделать её на более ранний временной период, то низкое качество корпуса после оклейки его пластиком, навело на мысль прикрыть получившееся безобразие булями, которые появились на линкоре в 1940 году. Вроде бы это мне удалось.

На сегодняшний день, из всех построенных моделей, эта далась мне наиболее тяжело. Именно поэтому на других моделях я отказался от такой технологии изготовления корпуса. Про устройство палубы я уже рассказывал в описательной части предыдущих моделей. Желающие более подробно ознакомиться с процессом создания модели, могут перейти по адресу: По традиции, рассказы о постройке своих моделей веду на КАРОПКЕ. В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.

Строительство корабля

Третьего июня 1909 года одновременно на Адмиралтейской верфи и Балтийском заводе Санкт-Петербурга проходили торжества по поводу закладки сразу нескольких судов. Эти корабли были предназначены для военных нужд Российского имперского флота. Среди них был и линкор «Севастополь». Его спустили на воду 16 июня 1911 года. Это был головной корабль целой серии судов.

На 1913-й пришелся основной объем всех достроечных работ на линкоре «Севастополь». В этот период на корабле был полностью завершен монтаж корпуса и брони, верхняя палуба покрыта деревянным настилом, установлены мачты, мостики, дымовые трубы и боевые рубки. Также на судно погрузили и оборудование для энергетических установок. Следующие полгода на заводе занимались монтажом недостающих систем и устройств. Эти работы включали в себя и сборку 305-миллиметровых башенных установок. Одновременно проводилась подготовка корабля к ходовым испытаниям.

Командиры корабля

Список командиров

Постройка линкора
  • капитан 1 ранга Бестужев-Рюмин А.И. (07.1911 — 08.1915);
  • капитан 1 ранга Иванов Л.Л. (17.08.1915 — 08.1916);
Октябрьская революция и Гражданская война
  • капитан 1 ранга Владиславлев П.П. (08.1916 — 04.1917);
  • капитан 1 ранга Вилькен П.В. (04.1917 — 05.1918);
  • старший лейтенант Ставицкий С.П. (04.1918 — 11.1918);
  • Ставицкий Сергей Петрович (02.1919 — 02.1920);
  • капитан 2 ранга Белецкий Я.И. (02.1920 — 03.1921);
  • Карпинский Борис Андреевич (03.1921 — 03.1921);
  • Бологов Николай Александрович (03.1921 — 08.1921);
Межвоенный период
  • Самойлов Константин Иванович (06.1924 — 15.07.1930);
  • Кадацкий-Руднев Иван Никитич (15.07.1930 — 01.11.1930);
  • Летавет Александр Иванович (01.11.1930 — 10.1932);
  • Салмин Евгений Иванович (10.1932 — 12.1933);
  • капитан 1 ранга Пуга А.Я. (12.1933 — 09.1937);
  • капитан 3 ранга Челпанов Ф.И. (09.1937 — 12.1937);
  • капитан 1 ранга Леер А.Ф. (12.1937 — 07.1938);
  • капитан 2 ранга / капитан 1 ранга Челпанов Ф.И. (07.1938 — 08.1939);
Великая Отечественная война
  • капитан 1 ранга Кравченко Ф.И. (08.1939 – 21.03.1942);
  • капитан 1 ранга Зиновьев Ю.К. (21.03.1942 – 28.12.1944);
  • капитан 1 ранга Романов М.Ф. (28.12.1944 – 04.03.1947);
Послевоенные годы
  • капитан 1 ранга Беляев Б.П. (04.03.1947 — 10.09.1949);
  • капитан 1 ранга Уваров П.В. (08.1949 — 09.1951);
  • капитан 1 ранга Лобов С.М. (09.1951 — 12.1953);
  • капитан 1 ранга Коровкин В.А. (12.1953 — 30.01.1957).

Модель

Модель запакована в большую коробку из относительно прочного картона. Корпус корабля в коробке прикрыт картонным коробом, все литники в пакетах. Всего в модели 6 литников серого пластика, 1 литник прозрачного пластика, запакованных в пакеты – 432 детали. Также в комплекте декаль и бумажные флаги, последних, правда, совсем немного.

Корпус

Корпус линкора отлит из 2-х половинок. Также предусмотрена возможность изготовления модели по ватерлинию. Членение корпуса свидетельствует о дальнейшем расширении линейки выпускаемых линкоров. Возможно, будут модели однотипных линкоров после модернизации.Увы, новинка далека от идеала по качеству литья. Поверхность корпуса наполовину покрыта пластиковой шагренью, расшивка днища на разных половинках неоднородна. В контровом свете видны усадки пластика по всей длине корпуса вдоль ватерлинии. На левой половинке корпуса деталировка подводной части корпуса замылена. В общем, работы со шкуркой будет предостаточно.

Деталировка

Палуба разделена пополам. Стык приходится грамотно в поперечный шов на палубе в районе второй дымовой трубы. Прозрачными деталями даны стекла мостика. Есть возможность сделать все башни ГК и орудия СК поворотными. В целом деталировка неплоха и внешне к ней нет претензий. Понравилась имитация провисания брезента на заграждениях мостиков. В паре мест есть толкатели на нижних частях палуб мостиков. Но это уже издержки литья и мелочи. В отличие от корпуса, шагрени нет. Тем более, что обязательно выйдет травление от North Star Model, которое компенсирует некоторые огрехи и добавит мелких деталей. Так как балтийские линкоры между собой отличались лишь составом зенитного вооружения (разница между которыми в 350-м масштабе невелика), то набор позволяет получить в пластике с минимальными доработками Гангут, Полтаву и Петропавловск на период с 1914 по конец 20-х годов. Жаль, что в декали не даны все 4 названия линкоров.

Стыкуемость

Модель пока новая стыкуется хорошо. Щелей при сборке почти удалось избежать. При сборке корпуса предусмотрены 4 усиления, которые придают жесткость корпусу как полнокорпусной модели, так и сделанной по ватерлинию, чтобы не скрутило винтом. Единственный стык, который не понравился – стык кормовой батареи СК с бортом – его пришлось чуть чуть подшпаклевать. Палуба садится почти без щелей. Есть мелкие щелки в уголках палубы над батареями СК. Дейдвуды и кронштейны четко встали без подгонки и щелей на свои места.

Копийность

Оценивать копийность модели пока нет смысла. Чертежей много, информации тоже. Вероятность того, что производитель сильно накосячил мала, а мелкие недостатки обычный моделист сам вряд ли найдет. Да и не нужно это. Максимум всплывут косяки от унификации пресс-формы. Поэтому поиск косяков оставлю до самой постройки. С началом сборки удалось выявить пару мелочей – верхняя часть форштевня недостаточно вертикальна. Что заметно на фото в сравнении с Полтавой на стапеле.

Линейный корабль «Севастополь / Парижская комунна»

Трагически погибшие в 1904 году в войне с Японией броненосцы, в числе которых находились «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск», оставили Российскую империю без сильного флота. Спустя два года Британия выпустила новейший линкор – «Дредноут», который одномоментно сделал устаревшими все действующие линейные корабли в мире. Вместе с остальными морскими державами Россия начала строительство собственных дредноутов. Тип «Севастополь» стал одним из мощнейших боевых единиц военно-морских сил страны. В годы отечественной войны судна участвовали в героической обороне города, в честь которого был назван класс, а также защищали северные границы страны.

В начале 20 века Николай II делал акцент не на атакующих функциях кораблях, а на оборонительных. Несмотря на то, что новые дредноуты обладали сильным вооружением, они не могли бы сражаться в открытом море с противником. Для этого им не хватало ни бронирования, ни мореходности. В годы Второй мировой войны линкоры обеспечивали защиту родных берегов, обстреливая вражеские скопления сухопутных войск.

Линкоры России

Мятеж в Кронштадте

В этом вооруженном выступлении приняли участие гарнизон города и экипажи некоторых кораблей, входящих в состав Балтийского флота. Началось с того, что в Петрограде 24 февраля 1921 года стали возникать стихийные митинги и забастовки рабочих, на которых выдвигался целый ряд экономических и политических требований. Городской комитет РКП(б) подобные волнения на фабриках и заводах расценил, как мятеж. Поэтому сразу же было введено военное положение. Именно эти события привели к восстанию Кронштадтского гарнизона.


На пятый день мятежа состоялось собрание экипажей линкоров «Петропавловск» и «Севастополь». На нем приняли решение выдвинуть требования, касающиеся перевыборов Советов, упразднения комиссаров, предоставления свободы социалистическим партиям и разрешения на свободную торговлю. Второго марта экипажи этих кораблей, а также несколько военных частей и команд ближайших островных фортов отказались выполнять приказы центральной власти. Кронштадский мятеж длился довольно долго. Две недели корабли «Севастополь» и «Петропавловск» вели огонь по форту «Краснофлотский» (бывшая «Красная горка»), а также по городам Сестрорецк и Ораниенбаум. Кроме того, обстрелу подверглись железнодорожные станции Тарховка, Лисий Нос и Горская, расположенные в северной части Финского залива. Тогда линкоры «Петропавловск» и «Севастополь» израсходовали около тысячи 120-миллиметровых и более трехсот 305-миллиметровых снарядов каждый.

В ходе ведения огня возникли некоторые трудности, связанные с тем, что другие корабли, намертво вмерзшие в лед, находились слишком близко друг к другу. Стоит отметить, что стрельба велась по площадям, что не имело практически никакой боевой эффективности. Было разрушено много жилых зданий, погибло большое количество мирных жителей, но снаряды, выпущенные линкорами, никак не повлияли на подвоз войск 7-й армии, которые вскоре были брошены на штурм Кронштадта. Несмотря на всю огневую мощь кораблей, им так и не удалось подавить артиллерию, находящуюся на территории форта «Краснофлотский». Ночью 18 марта экипажам кораблей пришлось капитулировать, так как в город прямо по льду ворвались первые части Красной армии.

Преобразования линкоров типа «Севастополь»

После смены власти и образования СССР корабли типа «Севастополь» переименовали:

  • «Севастополь» → «Парижская коммуна»;
  • «Полтава» → «Михаил Фрунзе»;
  • «Петропавловск» → «Марат»;
  • «Гангут» → «Октябрьская Революция».

Вместе с новыми именами дредноуты подверглись обновлению. В условиях ограниченных финансовых возможностей переоборудование проводилось в течение нескольких лет поэтапно, прерывая ремонтные работы на плановые учения в Балтийском море. Первое изменение коснулось машинного оборудования – линейные корабли стали работать на жидком топливе. В дальнейшем были заменены некоторые части корпуса, дымовые трубы, усилено бронирование и улучшено вооружение.

Как добраться до памятника в Севастополе

Один из основных исторических памятников страны стоит в центре города-героя Севастополя неподалеку от Приморского бульвара. Доехать до него можно на общественном транспорте:

  • На троллейбусе: № 1, 3, 5, 7, 9, 10, 10к, 12, 13, 22, остановка «Площадь Лазарева» (800 метров до памятника) или «Площадь Нахимова» (200 метров до памятника).
  • На маршрутном такси: № 4, 6, 12, 13, 13а, 16, 31, 63, 71, 109, 110, 112, 120, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».
  • На автобусе: № 5, 12, 16, 22, 29, 30, 77, 92, 94, 109, остановка «Площадь Лазарева» или «Площадь Нахимова».

Расписание общественного транспорта Севастополя

Выйдя из автобуса, нужно немного пройти через Приморский бульвар по направлению к набережной.

Путешественникам на автомобиле следует двигаться по направлению к центру города, а машину лучше оставить на бесплатной стоянке набережной Артиллерийской бухты.

До памятника можно доехать на такси: в Севастополе действуют сервисы Такси Везет, Яндекс. Такси, Maxim.

Панорама монумента с набережной:

Видео о памятнике затопленным кораблям:

Великая Отечественная война

Первый день войны, 22 июня 1941 г., линкор встретил под командованием капитана 1 ранга Ф.И.Кравченко в составе эскадры в Севастополе, в 4.49 перешел в готовность № 1. В течение октября 600 человек личного состава корабля плели маскировочную сеть площадью 4000 кв.м. 1 ноября, ночью, во главе отряда боевых кораблей ушел в Поти из-за угрозы ударов авиации противника с захваченных аэродромов Крыма.

Хронология событий

Справка

Всего же за время войны линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито 3 самолета.

08.11.1941

ЛВ 1941 г. стал базироваться на порт Поти. В том же году участвовал в боевых действиях по обороне Севастополя в ходе которой артиллерийским огнем флагмана были уничтожены 13 танков, 8 артиллерийских орудий, около 40 автомобилей и до двух рот пехоты

05.01.1942

В январе 1942 г. «Севастополь» («Парижская коммуна») поддерживал боевые действия частей 44 общевойсковой армии на крымском побережье, в ходе которой было израсходовано 168 305 мм снарядов. В марте того же года в сопровождении эскадренных миноносцев «Желязняков», «Бойкий» и лидера «Ташкент» произвел два огневых налета по укреплениям противника в районе г. Керчь израсходовав до 300 305 мм выстрелов. март 1942 года «Парижская коммуна» зашёл в Кречинский пролив в охранении лидера «Ташкент», эсминцев «Железняков» и «Бойкий», и в ночь на 21 и 22 марта произвел два огневых налета, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра. Во время стрельбы моряки заметили, что от стволов орудий отлетали осколки металла, что говорило о предельном износе вооружения корабля. Поэтому, возвратившись в Поти, линкор стал на ремонт.

12.04.1942

Замена всех стволов главного калибра была произведена, одновременно произвели средний ремонт приборов управления стрельбой противоминного калибра, элеваторов и оптических приборов. Однако активная боевая деятельность линейного корабля «Парижская коммуна» завершилась. Отчаянное положение под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом в конце мая предложить Ставке использовать линкор для переброски в Севастополь 25 танков КВ, но на это никто не пошел, и корабль до окончания военных действий не покидал Поти. Лишь однажды, 12.09.1942 г. его перевели в Батуми, но после начала успешного наступления под Сталинградом 25 ноября вернули обратно в Поти.

1943 год

Еще один раз линкор хотели использовать для огневого обеспечения высадки войск морского десанта в районе селения Озерейка, но отсутствие господства на море вынудило заменить его на менее ценный крейсер «Красный Крым». Правда, отчасти корабль участвовал в Новороссийской десантной операции, когда в сентябре 1943 г. с него сняли часть 120-мм орудий и установили их в качестве отдельной береговой батареи «Севастополь».

В ноябре 1944 г. линкор под флагом командующего Черноморского флота адмирала Октябрьского совершил переход в Севастополь. За период войны корабль совершил 15 боевых походов, 10 артиллерийских стрельб по позициям противника, отразил 21 налет авиации противника.

31 мая 1945 г. линейному кораблю было восстановлено исконное наименование «Севастополь».

Спуск на воду

Молебен на палубе «Севастополя» перед спуском на воду

16 июня 1911 года на Балтийском заводе в торжественной обстановке состоялся спуск линкора «Севастополь» — головного корабля серии.

Однако после спуска работы непосредственно на всех кораблях серии практически прекратились. Причина заключалась в непоступлении на судостроительные заводы предназначенного для монтажа на линкорах оборудования, механизмов, вооружения. Фактически достроечные работы начались лишь через полгода после спуска. В течение 1912 года преимущественно велись корпусные работы: устанавливали главные бортовые броневые пояса; оборудовали по срочно переработанным чертежам, из-за принятия на вооружение в 1911 году 305-мм снарядов новых образцов, артиллерийские погреба; формировали и растачивали фундаменты под башенные установки.

Основной объем достроенных работ пришелся на 1913 год. За этот период были закончены все работы по корпусу, в том числе установка брони, был уложен деревянный настил верхней палубы, установлены дымовые трубы, мачты, боевые рубки, мостики. На корабли погрузили оборудование энергетических установок. Первая половина 1914 года ознаменовалась окончательным монтажом оборудования, систем, устройств, монтажом 305-мм башенных установок и подготовкой кораблей к сдаточным ходовым испытаниям.

Последние испытания

По мере готовности к ходовым испытаниям линейные корабли переводились в Кронштадт. Первой закончилась приемка работы энергетической установки линкора «Севастополь». 27 сентября машинная команда этого корабля в течение трех часов, в условиях отказа от форсирования режима работы, поддерживала мощность в 32 950 л.с. при частоте вращения главных турбин 260 об/мин, что на 950 л.с. превосходило проектную. Скорость при этом составила 19 уз, водоизмещение равнялось 25 300 т, осадка — 9,14 м.

К моменту вступления линейных кораблей в строй штатная комплектация каждого из них состояла из 31 офицера, 28 кондукторов и 1066 нижних чинов.

Повреждения судна


На следующее утро корабли российского флота, разбившись на группы, отправились стратегическим фарватером в Гельсингфорс. Ширина прохода составляла 108 метров. В это время суда испытывали небольшую бортовую и килевую качку, потому что дул сильный ветер (около 5 баллов). Где-то в 10 часов 45 минут линкор «Севастополь» под командованием Бестужева-Рюмина неожиданно трижды ударился о грунт. Последний толчок был очень сильным, после чего судно остановилось. Однако не прошло и нескольких минут, как корабль, дав задний ход, сумел сойти с мели, не прибегая к посторонней помощи.

Вслед за ним ударился о грунт и линкор «Гангут». Причиной этого стала ветреная погода, вследствие которой часть вех была снесена с места. Из этих двух кораблей больше всего пострадал «Севастополь», так как у него смялся нижний участок форштевня, а повреждения днища протянулись до второй башни, захватив при этом на бортах по три пояса наружной обшивки.

Во время осмотра у линкора, помимо многочисленных трещин и вмятин, были обнаружены и две пробоины. В результате этого судно приняло не менее 350 тонн воды, которая затопила большую часть междудонного пространства, находившегося в районе носовых котельных отделений. Такие серьезные повреждения пришлось исправлять около полутора месяцев. Все ремонтные работы проводились на территории дока в Кронштадте.

В годы Первой мировой «Севастополь» еще два раза получал повреждения. На этот раз ремонту подверглись килевая балка и днищевый набор с обшивкой. Подобные аварии, как считало флотское руководство, были результатом сложностей, возникших с управление кораблем в условиях чрезмерной стесненности восточного участка Балтийского моря. Размеры судов этой серии были внушительными, поэтому им требовалось больше пространства. Кроме того, 17 октября того же года на палубу линкора во время погрузки боеприпасов упал полузаряд 305-миллиметрового орудия и воспламенился. Пожар быстро потушили, однако без пострадавших не обошлось. Тогда четыре человека были ранены, а один – умер, получив сильные ожоги.

Вспомогательные суда Черноморского флота

Спасательное судно «Коммуна» — старейшее судно ВМФ России ЭПРОН — экспедиция подводных работ особого назначения Госпитальное судно «Енисей»
Морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков» МТВ «Генерал Рябиков» у Угольной стенки МТВ «Генерал Рябиков» у Угольной стенки
Плавучая мастерская ПМ-138 Плавучая мастерская ПМ-138 Морской транспорт вооружений «ВТР-94»
Средний морской танкер «Койда» Судно контроля физических полей СФП-183 Килекторное судно КИЛ-158
Судно экологического контроля «Петр Градов» Плавкран 12050 и рейдовый буксир РБ-296 Плавкран 3100 и рейдовый буксир РБ-244
РВК-1112 на репетиции Дня ВМФ Рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения РВК-1112 РВК-1112 на репетиции Дня ВМФ
Рейдовый водолазный катер «РВК-860» Водолазное морское судно ВМ-154 Водолазный морской бот ВМ-9
Рейдовый катер РК-1529 Морской буксир МБ-23
Рейдовый буксир РБ-365 Рейдовый буксир РБ-389 Рейдовый буксир РБ-412
Противопожарный катер ПЖК-37 Противопожарный катер ПЖК-45
Противопожарное судно ПЖС-123 Рейдовый буксир РБ-244 Рейдовый буксир РБ-244
Большой гидрографический катер БГК-2150 «Юрий Белов» Большой гидрографический катер БГК-2150 «Юрий Белов» Большой гидрографический катер БГК-2150 «Юрий Белов»
Большой гидрографический катер БГК-2150 «Юрий Белов» Большой гидрографический катер БГК-889 «Юрий Белов» Спасательное буксирное судно «Шахтер»
Многофункциональный модульный катер катамаранного типа СМК-2171 Многофункциональный модульный катер катамаранного типа СМК-2169 Многофункциональный модульный катер катамаранного типа СМК-2169
Катер связи «Сапсан» Катер связи «Сапсан» Катер связи «Альбатрос»
Катер связи «2155» Катер связи «1404» Катер связи «1754»
Пассажирский катер «ПСК-537» Рейдовый катер «РК-500″На катере командующий ЧФ адмирал Витко А.В. и командующий ЮВО генерал-полковник Галкин А.В. Рейдовый катер «РК-1078»
Противодиверсионный катер «П-834» типа Interceptor Craft 16M Быстроходные лодки БЛ-680Р Быстроходные лодки БЛ-680Р
Высокоскоростной пограничный сторожевой катер «ПСКА-318» проекта 12200

Великая Отечественная война

Первый день войны, 22 июня 1941 г., линкор встретил под командованием капитана 1 ранга Ф.И.Кравченко в составе эскадры в Севастополе, в 4.49 перешел в готовность № 1. В течение октября 600 человек личного состава корабля плели маскировочную сеть площадью 4000 кв.м. 1 ноября, ночью, во главе отряда боевых кораблей ушел в Поти из-за угрозы ударов авиации противника с захваченных аэродромов Крыма.

Хронология событий

Справка

Всего же за время войны линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито 3 самолета.

08.11.1941

Линкор «Парижская Коммуна» первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. А через месяц линкор снова подошел к Севастополю и открыл огонь по боевым порядком врага. В этот раз было уничтожено 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты.

05.01.1942

«Севастополь» вышел из Новороссийска и в охранении эсминца «Бойкий» направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного калибра. март 1942 года «Парижская коммуна» зашёл в Кречинский пролив в охранении лидера «Ташкент», эсминцев «Железняков» и «Бойкий», и в ночь на 21 и 22 марта произвел два огневых налета, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра. Во время стрельбы моряки заметили, что от стволов орудий отлетали осколки металла, что говорило о предельном износе вооружения корабля. Поэтому, возвратившись в Поти, линкор стал на ремонт.

12.04.1942

Замена всех стволов главного калибра была произведена, одновременно произвели средний ремонт приборов управления стрельбой противоминного калибра, элеваторов и оптических приборов. Однако активная боевая деятельность линейного корабля «Парижская коммуна» завершилась. Отчаянное положение под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом в конце мая предложить Ставке использовать линкор для переброски в Севастополь 25 танков КВ, но на это никто не пошел, и корабль до окончания военных действий не покидал Поти. Лишь однажды, 12.09.1942 г. его перевели в Батуми, но после начала успешного наступления под Сталинградом 25 ноября вернули обратно в Поти.

31.05.1943 — Линкору было восстановлено наименование «Севастополь».

1943 год

Еще один раз линкор хотели использовать для огневого обеспечения высадки войск морского десанта в районе селения Озерейка, но отсутствие господства на море вынудило заменить его на менее ценный крейсер «Красный Крым». Правда, отчасти корабль участвовал в Новороссийской десантной операции, когда в сентябре 1943 г. с него сняли часть 120-мм орудий и установили их в качестве отдельной береговой батареи «Севастополь».

05.11.1944

Линкор под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Ф.С.Октябрьского во главе эскадры вошел на рейд освобожденного Севастополя.

Десант 44-го и «Бессмертный полк»

Ежегодная часть праздника — историческая. В этой части в Севастопольскую бухту входит учебный парусник «Херсонес», раздается залп исторической пушки, данный командой реконструкторов и поднимаются два флага — копии тех, которые развевались на линейном линкоре «Императрица Мария», участвовавшем в Синопском сражении, и гвардейском крейсере «Красный Кавказ», экипаж которого отличился при Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 годов.

На сцену, построенную на воде около Памятника затопленным кораблям, поднялись прославленные полководцы Александр Суворов и Федор Ушаков, императрица Екатерина II, по указу которой заложены Севастополь и Черноморский флот, и граф Потемкин, организовавший для нее поездку в Крым. Эти театрализованные эпизоды для праздника ставятся ежегодно.

Среди новых элементов праздника реконструкция десанта, посвященная освобождению Севастополя от гитлеровской оккупации в 1944 году. На сцене артисты ансамбля ЧФ показали небольшую хореографическую постановку, а с катера времен войны на нее высадился десант, в небе самолет Як-52 городского ДОСААФ выполнил фигуры высшего пилотажа. «Театрализованная часть очень понравилась! Кажется, что все было по-настоящему: и стрельба, и высадка, и схватка наших с фашистами», — поделилась впечатлениями София, которая попала на трибуну как активный участник движения «Юнармия».

Также в этом году впервые по водам Севастопольской бухты прошел морской «Бессмертный полк». На бортах катеров, проходящих вдоль зрительских трибун, значались названия кораблей и подлодок Черноморского флота, участвовавших в Великой Отечественной войне: крейсеров «Красный Кавказ», «Красный Крым», эсминца «Сообразительный», сторожевого корабля «СКА-065», подводных лодок «С-33», «М-35», «М-62», «Щ-205», «Щ-215», тральщика «Защитник». Также дань памяти отдали воинам зенитно-артиллерийских и авиационных полков, защищавших Родину в эти годы.

«В истории Российского государства флот сыграл особую роль и занимает историческое место. С особым отличием стойкость духа и отвага военных моряков проявилась в годы Великой Отечественной войны. 75-летие Победы мы отметили в этом году. Золотыми буквами вписаны образцы беспримерного героизма и самопожертвования матросов и офицеров при обороне и освобождении городов Одессы, Керчи и Новороссийска. Черноморцы изумили весь мир своим мужеством и отвагой, долгие 250 дней и ночей сковывая полчища фашистских войск под стенами Севастополя», — напомнил Дворников, поздравляя Севастополь и моряков-черноморцев.

История

Памятник посвящен важному событию — 50-летней годовщине Первой обороны Севастополя в период Крымской войны. Героический поступок совершили русские военные в 1854 году, приняв решение затопить свои корабли, чтобы не дать врагу пройти по морю в Севастополь

В результате бухта стала недоступной для англо-французского флота, помогавшего Турции. Севастополь являлся главной базой Черноморского флота Российской империи, поэтому его защита была стратегически необходимой задачей. Оборону возглавляли прославленные военачальники В. А. Корнилов и П. С. Нахимов. Они приняли это важное решение, так как осознавали количественное превосходство противника и опасную возможность их проникновения в бухту. От потопленных кораблей над поверхностью воды оставались торчать мачты, которые могли пробить дно вражеских кораблей. В первую очередь были потоплены 7 устаревших кораблей, однако позже ко дну были отправлены и хорошие судна. Всего под воду Севастопольской бухты ушло около 90 кораблей Черноморского флота. Тем не менее, жертвы были не напрасными и оборона выстояла до заключения мирного соглашения в 1856 году.

Ярослав Глухов


С этим читают