Линейный корабль

Международные морские договоры

После Первой мировой всем странам стало очевидно, что дальнейшее развитие линкоров делает их слишком дорогими для любой экономики. Стала проблема: либо тратить огромные деньги, чтобы иметь современный флот, либо не тратить, но не иметь защиты от нападения стран, которые всё же продолжат улучшение и строительство линкоров.

В итоге ведущие морские державы заключили Вашингтонский морской договор, ограничивающий гонку морских вооружений. Этим договором стандартное водоизмещение линкоров ограничивалось 35560 тоннами, а главный калибр — 406 миллиметрами. Кроме того был ограничен общий тоннаж флотов и отдельных классов кораблей. Этот договор продолжал действовать до середины тридцатых годов.

В 1930 году Японией, Великобританией и США был дополнительно подписан Лондонский морской договор, согласно которому предусматривался вывод из эксплуатации части линкоров.

В 1936 году Великобританией, США и Францией был подписан Второй лондонский морской договор. При его подписании были представители от Италии и Японии, однако эти страны подписать договор отказались. Подобно Вашингтонскому, этим договором стандартное водоизмещение линкоров ограничивалось 35560 тоннами, а главный калибр — 356 миллиметрами. Однако в случае, если договор не будет подписан любой из стран Вашингтонского договора до 1 апреля 1937 года, то калибр разрешалось повысить до 406 мм.

Германия, после поражения в Первой мировой войне, согласно Версальскому договору была жёстко ограничена в силе своих вооружённых сил. В 1935 году Германия денонсировала Версальский договор и заключила Англо-германское морское соглашение, согласно которому могла иметь флот (в т.ч. линкоры) количеством 35% от Английского. Кроме того Германия обязалась исполнять все пункты Вашингтонского договора и Лондонского 1930 года.

В 1937 году было заключено Англо-советское морское соглашение, ограничивающее СССР количество линкоров двумя.

Yamato — самый крупный линкор в истории

Однако, Япония и Италия так и не присоединились к этим договорам, а Германия и СССР не воспринимали их всерьёз. В результате к концу 30-х годов XX века ограничения на размеры и мощь линкоров де-факто перестали действовать.

История создания

В середине 30-х годов советское руководство приняло решение о создании в кратчайшие сроки сильного военно-морского флота, ядром которого должны были стать многочисленные линейные корабли (ЛК) и тяжелые крейсера (КРТ).

В соответствии с утвержденной 16 июля 1936 г. программой «Крупного морского судостроения», за семь лет (1937—1943 гг.) намечалось построить восемь линейных кораблей типа «А» с 406-мм артиллерией главного калибра (ГК) и 16 кораблей типа «Б» с 305-мм ГК. При этом строительство первых восьми кораблей (по четыре каждого из типов) должно было начаться в 1937 г. Их надлежало спустить на воду в 1939 г. и ввести в строй в 1941 г.

В итоге были заложены только четыре линкора проекта 23: в 1938 г. «Советский Союз» на Балтийском заводе в Ленинграде и «Советская Украина» на заводе им. А. Марти в Николаеве, оба на еще незаконченных стапелях, а в 1939—1940 гг. — «Советская Белоруссия» и «Советская Россия» в строительных доках-эллингах недостроенного завода № 402 в Молотовске.

В соответствии с «Планом строительства кораблей ВМФ на 3-е и 4-е пятилетия» расчетная продолжительность постройки линкоров (головного — 63 мес, серийного — 50 мес) принималась на основе иностранного опыта. Первые линкоры проекта 23 должны были быть сданы в 1943 г. Однако план не был утвержден правительством и также оказался неисполнимым даже по количеству закладок из-за неготовности стапелей.

Предпосылки к созданию

В середине 1930-х годов морская доктрина СССР резко изменилась, т.к. окончились «вашингтонские линкорные каникулы» и все мировые державы принялись лихорадочно наверстывать упущенное и приступили к созданию кораблей-левиафанов. Сталин не захотел оставаться в стороне.

К концу 1936 г. были разработаны эскизные проекты новых линкоров и начато их техническое проектирование. 23 января 1937 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны (СТО) при Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР «О развертывании строительства линкоров», в котором подтверждались намеченные ранее сроки закладки и сдачи кораблей, а также указывалось, что «…строительство линейного флота в кратчайшие сроки и усиленными темпами является для наркоматов тяжелой и оборонной промышленности центральной оборонной задачей на ближайшие годы».

Проектирование

Рассматривая эти проекты ретроспективно, приходится только удивляться оптимизму составителей в отношении сроков их реализации. Ведь было хорошо известно, что проектирование и строительство первых четырех русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь» заняло почти восемь лет (1907—1914 гг.), причем в условиях непрерывного строительства все более крупных броненосцев и наличия безотказной иностранной технической помощи.

Описание конструкции

Корпус

top


В связи с особенностью расположения вооружения по «Нельсоновской» схеме, вариант «Проекта 21» от КБ-4 унаследовал те же положительные и негативные стороны конструкции:

  • небольшие надстройки в центре и корме с располагавшимися на них главного и противоминного калибра, а также зенитного калибра дальнего боя;
  • ангар и авиационные катапульты находились в кормовой части из-за нехватки места на палубе;
  • котельные отделения размещались за турбинными из-за чего увеличивалась длина гребных валов, что было неестественно для кораблей стандартной схемы и отрицательно влияло на маневренные характеристики;
  • корпус состоял из шести палуб, которые, в общем, равномерно распределялись по всему кораблю;
  • погреба для боеприпасов противоминного калибра и зенитного вооружения находились в кормовой части, недалеко от самолётного ангара;
  • спасательные шлюпки окружали единственную дымовую трубу в центральной части;
  • расположение орудий и погребов главного калибра в носовой и центральной частях корабля;
  • расположение орудий противоминного калибра в кормовой части.

Основным недостатком данной компоновки являлось фронтальное расположение основной огневой силы корабля. Т.е. для того чтобы дать залп из более мощных орудий необходимо было повернуть судно к противнику так, чтобы при этом не оголить уязвимые места, чего было трудно добиться в условиях реальных боевых действий.

1

Вариант «Проекта 21» от ЦКБС-1 представлял из себя классическую схему расположения всех частей корабля, а именно:

  • стандартное для линкоров того времени расположение орудий главного калибра: две башни в носовой части корабля, одна в кормовой;
  • корпус состоял из восьми палуб, большая часть из которых находилась в центре корабля;
  • противоминный калибр находился в центральной части, тем самым окружая надстройки и дымовые трубы корабля;
  • зенитное вооружение распределялось по всему корпусу, но в основном сосредотачивалось на корме;
  • котельные отделения, так же как и турбинные, находились в центральной части, где располагались последовательно друг за другом;
  • наличие двух дымовых труб;
  • высокая надстройка с главного калибра и прилегающем к ней ангаром для гидросамолётов;
  • авиационные катапульты и спасательные шлюпки находились в центре корабля между надстройками и дымовыми трубами;

Вариант КБ-4

1 Вариант ЦКБС-1

Бронирование

Бронирование «Проекта 21» представленное КБ-4

Вариант КБ-4 предполагал использование технологии итальянской типа Пульезе-Бреннер с криволинейной основной защитной преградой и воздушным цилиндром. Таким образом броня главного броневого пояса позволяла достигнуть отметки в 380-мм.

ЦКБС-1 в свою очередь опиралась на американский тип ПМЗ с несколькими плоскими продольными переборками, где на большей части длины предусматривалось тройное дно. Главный броневой пояс при такой схеме становился тоньше, однако его удалось увеличить до 350-мм толщины благодаря наклону борта наружу на семь градусов.

Оба корабля имели булевые образования и корпуса с удлиненным (более 3/4 длины) полубаком.

Бронирование башен составляло:

  • круговое — 400-мм;
  • крыша — от 200-мм до 250-мм;
  • барбет выше верхней палубы — 375-мм;
  • между верхней и второй палубами — 250-мм;
  • верхняя броневая палуба — 35-мм;
  • вторая броневая палуба — 75-мм.

Энергетическая установка и ходовые качества

Трехвальные главные энергетические установки (ГЭУ) кораблей мощностью 215 000 л.с. (КБ-4) и 171 000 л.с. (ЦКБС-1) должны были обеспечить скорости полного хода не менее 30 узлов. Использование четырехвальной схемы обоими бюро считалось нежелательным, так как это ухудшало общее расположение и приводило к сокращению глубины отсеков ПМЗ.

Описание конструкции

Энергетическая установка

На кораблях типа Yamato устанавливалась паротурбинная установка, имевшая линейное расположение. Состояла она из четырех главных турбозубчатых агрегатов марки Kanpon. Мощность агрегатов составляла 70 000 л.с. В нос корабля располагались котельные отделения, в которых находились 12 главных паровых котлов той же марки. Каждый котел вырабатывал пар температурой 325°С и давлением в 25 кгс/см2. Котлы располагались по 3 котла в ряду в четыре ряда. Такое расположение было выбрано из-за большой ширины корабля. Электроэнергия вырабатывалась четырьмя дизельными генераторами и четырьмя турбогенераторами мощностью по 600 кВт. Выдаваемое напряжение генераторов составляло 225 В.

Линкор имел два руля: главный руль, площадью 41 м2, полубалансирного типа, приводился в движение бензомотором; вспомогательный руль площадью 13 м2 был обычного типа.

На испытаниях Yamato развил максимальную мощность в 153 000 л.с. при скорости движения 27,4 узла.

Характеристика паровых котлов Значение
Масса 68,5 т
Длина 5,9 м
Ширина 3,6 м
Площадь нагрева 21 м2

Бронирование

Схема бронирования линейного корабля Yamato

Схема бронирования линейного корабля Yamato

Толщина брони в мм (по материалам: Skulski J. The battleship Yamato. London: 1995)


Линейные корабли типа Yamato имели более мощное бронирование, чем все линейные корабли за всю историю кораблестроения. Бортовая броня корабля располагалась с развалом в 20 градусов, что повышало живучесть корабля при попадании в него снарядов с больших дистанций. Главный броневой пояс был изготовлен из стали марки B3. Имея толщину 410 мм и ширину 5500 мм он поднимался до уровня главной палубы, а в районе носовых башен — несколько выше.

Одной из особенностей бронирование кораблей этого типа было наличие броневого пояса ниже ватерлинии. В районе машинных отделений его толщина была 200 мм уменьшающая к днищу до 75 мм и повышающую до 270 мм в районе башен главного калибра. Такая мощная защита борта ниже ватерлинии использовалась для защиты от снарядов, которые уходили под воду и пробивали борт корабля. Идея защиты борта ниже ватерлинии появилась в Японии в 1923 году.

Наиболее мощное бронирование получила боевая рубка. Здесь толщина стенок доходила да 500 мм, а крыши и пола 200 и 75 мм соответственно. Главный пост управления огнем был защищен плитами, толщиной 150 мм. Этим инженеры ограничились при бронировании носовой части, что впоследствии привело к большим потерям экипажа в последнем походе Yamato.

Барбеты башен главного калибра бронировались лобовыми плитами в 560 мм толщиной и бортовыми 410-мм. Такое бронирование, как считали конструкторы, позволяло перенести удар снаряда массой 1460 кг и скоростью около 500 м/с.

Так же экипаж был защищен от осколков бомб и снарядов, попавших в броневую палубу, противоосколочной палубой которая имела толщину 10 мм и проходила по всей длине цитадели под главной палубой.

На корабле имелась система контрзатопления и осушения корабля. Она проектировалась по следующим требованиям: в случае если возникал крен и дифферент (в пределах 4° и 2,3 м), возникающий при попадании первой торпеды, корабль выравнивался в течении 5 минут. При попадании второй торпеды — в пределах 12 мин. Проект предполагал, что если корабль кренился на 9,8°, то выравнивание происходило контрзатоплением отсеков противоположного поврежденному борта, еще 4,5° выравнивалось перекачкой топлива. Предполагалось, что такими способами можно было выровнять крен до 18°.

Эффективная толщина броневого пояса линкора при стрельбе из орудий линкоров США на разных дистанциях

Дистанция, кбт 356/50-мм орудие (линкоры типа «Нью-Мексико») 406/45-мм орудие (линкоры типа «Вашингтон») 406/50-мм орудие (линкоры типа «Айова»)
50 480 мм 480 мм 480 мм
100 567 мм 586 мм 552 мм
150 878 мм 910 мм 755 мм

Конструкция

Непотопляемость корабля обеспечивалась при разрушенной небронированной части корабля и одновременном попадании двух 21-дюймовых торпед в днище или трех торпед в були. Много внимания было уделено качеству и прочности соединения броневых плит различными способами: на заклепках в три ряда в шахматном порядке, на шпонках и т. д. Рассматривалась возможность применения сварки, которая постепенно входила в практику советского и зарубежного кораблестроения (сварные броневые палубы толщиной 12—30 мм германских крейсеров типа «Лютцов»). По результатам проведенной в 1938 г. в Военно-морской академии военной игры с учебной стрельбой на тренировочном стенде считали, что советские корабли «проекта 23» будут иметь преимущества перед зарубежными линкорами. Тогда же был сделан и вывод о «выгодности 85—105-мм калибра для зенитной артиллерии», впоследствии потребовавший существенного уточнения.

Бронирование

броневой пояс: 375—420 мм, высота пояса 6,27 м, угол наклона 5°,

переборки: 230—365 мм,

барбет: 425 мм,

орудийные башни: 495 мм,

палуба: 25+155+50 мм,

рубка: 425 мм

Противоторпедная защита

Противоторпедная защита была рассчитана на взрыв заряда до 750 кг в тротиловом эквиваленте. Противоторпедная защита имела протяженность чуть меньше 70 % длины корабля по КВЛ. На большей части длины её глубина составляла не менее 7,5 м (на миделе — 8,2 м) и лишь у носового траверза цитадели (64 шп.) уменьшилась до 7,1 м. В кормовой части цитадели по конструктивным соображениям, вместо итальянской системы применена американская с четырьмя продольными переборками. Для объективной сравнительной оценки различных систем защиты в 1937—1938 годах в Николаеве прошла серия опытов с подрывом 24 масштабных (1:5) изготовленных заводом № 200 отсеков семи известных в то время систем. Результаты этих испытаний, проведенных комиссией капитана 2 ранга Лундышева, были выбраны две наиболее эффективных: американская примененная на линкоре «Вест-Вирджиния» и итальянская типа «Пульезе-Литторио». Базируясь на этих результатах, в феврале 1938 года предложили на корабле проекта 23 замену итальянской системы на американскую, считая её более предпочтительной, как по сопротивляемости взрыву, так и по конструктивным и эксплуатационным качествам. Предложение было отвергнуто из-за опасений, что переделка отодвинет срок закладки корабля.

Энергетическая установка

ГЭУ корабля включала три главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 67 000 л. с. (максимальная 77 000 л. с.) и шесть водотрубных котлов.

Паропроизводительность одного котла 162 т/ч (максимальная 185 т/ч), давление на выходе 37 атм. при температуре 380 °С. ГТЗА линкора были унифицированы с агрегатами тяжёлого крейсера проекта 69.

Линейные корабли типа «Айова»

Линкоры типа «Айова» были построены в 1940-43 годах по заказу ВМС США. Всего было четыре судна: «Айова», «Нью– Джерси», «Миссури» и «Висконсин».

В частности, линкор «Висконсин» водоизмещением 55.71 тонны имеет длину 270 метров, на его борту – три башни с девятью 406 миллиметровыми орудиями главного калибра. Он был принят на вооружение в 1944 году. Во время Второй мировой судно использовалось для эскорта авианосных групп, поддержки десантных операций и обстрела береговых укреплений японцев.


За время своей службы, с 1943 по 1992 год, линкоры класса «Айова» участвовали в четырех войнах: Второй мировой, корейской, вьетнамской и иракской. В начале 1990-х, из-за сокращения военных расходов, были выведены в резерв. «Висконсин» оставался в резерве ВМС США до 2006 года, став последним линкором, стоящим в резерве военно-морских сил США.

Залп главного калибра «Айовы» Wikipedia

Описание

Конструкция

Конструкция линкоров класса Kii мало отличалась от крейсеров класса «Амаги», взятых за основу при проектировании, но за счет увеличения бронирования уменьшилась скорость и маневренность. Поскольку ни один из четырех линкоров («Кии», «Овари», «№ 11» и «№ 12») так и не сошел со стапелей, вопрос о окончательном наборе вооружения, которое планировали поставить на корабли данного типа, остается открытым. Данные корабли должны были стать представителями нового класса быстроходных линкоров, возникших в результате слияния линкоров и линейных крейсеров. Длина кораблей типа Kii составляла 250.1 метров, а ширина — 30.8 метров, проектная осадка 9.7 метров. Водоизмещение линкоров составляло 42,600 тонн.

Бронирование

Корабли типа Kii были защищены броневым поясом толщиной 293 миллиметра, имевшим 15 ° наклон наружу, что увеличивало его снарядостойкость на близком расстоянии. Броневой пояс был разработан, чтобы выдерживать попадания 410-миллиметровых снарядов с расстояния 12000 — 20000 метров. Башни главного калибра и барбеты имели броню толщиной 280—229 миллиметров, а боевая рубка была защищена 356 миллиметровой броней. Броня палубы составляла 120 миллиметров. У линкоров класса Кии была 75 миллиметровая противоминная переборка, которая соединялась с 38 мм противоосколочной палубой, расположенной под главной палубой. Броня средней палубы составляла 48мм, вне оконечностей — 70мм, на нижней палубе броня склада боеприпасов была 48мм, а отдел двигателя закрывали бронелисты толщиной 22мм.

Силовая установка

На линкоры данного типа планировалось установить четыре паровых турбины ТЗА фирмы «Гихон», на каждую из которых приходился вал гребного винта. Общая мощность турбин составляла около 131.200 лошадиных сил и использовала пар от 19-ти водотрубных котлов с нефтяным отоплением (Из 19ти котлов 11 работало на нефтепродуктах, а 8 было смешанного сгорания, имевших возможность работать так же и на угле). Крейсерская скорость при этом составляла 16 узлов, а максимальная — 29.75 узла.

Предпосылки создания линейных кораблей

Захват территорий и увеличение зоны торговли стали основой для финансового развития многих европейских держав. В середине 16 века Испания и Великобритания все чаще сталкивались у берегов Нового Света – борьба за территории вынуждала заниматься усовершенствованием флота, который должен был не только перевозить ценный груз, но и уметь защищать свое имущество. Поворотным моментом для Англии стала победа над Армадой в 1588 году. С развитием торговых отношений и колонизации стало понятно, что море – источник будущего благосостояния и мощи страны, который необходимо защищать.

Некоторые торговые судна были переоборудованы в боевые – на них устанавливались пушки и прочее вооружение. В этот момент никто не придерживался единых стандартов. Такая разношерстность оказывала негативный эффект при столкновениях в открытом море. Бой выигрывался за счет удачных стечений обстоятельств, а не в результате спланированных тактических маневров. Для безоговорочных побед необходимо было совершенствовать морские силы.

Линейная тактика сражение при Габбарде (1653)

Первый положительный опыт ведения линейного боя был зафиксирован в 1653 году. Кильватерное расположение английских кораблей – друг за другом, с легкостью позволило отбить первую атаку Нидерландов, которые к тому же потеряли два судна. На следующий день голландский адмирал Мартен Тромп вновь отдал приказ наступать. Это стало его роковой ошибкой, флот был разгромлен. 6 судов было потоплено, 11 взято в плен. Англия не потеряла ни одного корабля, к тому же получила контроль над проливом Ла-Манш.

Сражение при Бичи-Хед (1690)

В июле 1690 года произошло столкновение между французскими и союзническими (Англия, Голландия) кораблями. Адмирал Франции Турвиль руководил 70 линейными кораблями, которые выставил в три ряда:

  • Первая линия – авангард, насчитывала 22 линкора;
  • Вторая – кордебаталия, 28 судов;
  • Третья – арьергард, 20 линейных кораблей.

Противник также выстроил свое вооружение в три ряда. Он насчитывал 57 линкоров, которые в разы превосходили французов по количеству артиллерии. Однако тактика Турвиля сумела одержать бесспорную победу, не потеряв при этом ни одного судна. Союзники лишились 16 линкоров, еще 28 были серьезно повреждены.


Данное сражение позволило французам захватить под свой контроль Ла-Манш, что привело английский флот в смятение. Спустя несколько дней они вернули свои морские границы. Бой при Бичи-Хед вошел в историю, как одна из крупнейших битв парусных линейных кораблей.

Трафальгарское сражение (1805)

В годы правления Наполеона французско-испанский флот встретил жестокое сопротивление британских военно-морских сил. Недалеко от мыса Трафальгар в Атлантическом океане союзники выстроили корабли по линейной схеме – в три ряда. Однако плохие погодные условия и начинающийся шторм не позволяли вести бой на дальнем расстоянии. Проанализировав ситуацию, английский адмирал Нельсон, находящийся на борту линкора «Виктория», приказал группироваться кораблям в две колонны.

Дальнейшая тактика ведения боя Королевского флота Британии оказалась более успешной. Ни один из судов не был потоплен, хотя многие имели серьезные повреждения. Союзники потеряли 18 парусников, 17 из которых были захвачены. Командующий английским флотом был ранен. В первый день битвы французский стрелок, находящийся на броненосце Redoutable, выстрелил из мушкета. Пуля попала в плечо. Нельсон был спущен в лазарет, но вылечить его так и не удалось.

Предпосылки к созданию

Самая большая страна в мире, имеющая выход к океану в разных частях Евразии, нуждалась в обновлении флота. В 30-х годах 20 века Сталин принял решение построить «Большой советский флот». Это был сложный период в истории страны, когда многие видные конструкторы и инженеры кораблестроения были репрессированы. Не всем из оставшихся на свободе генералиссимус доверял. Поэтому он проводил консультации с ограниченным количеством людей. Тем не менее в 1936 году была разработана программа «крупного морского судостроения». Согласно нее необходимо построить 8 больших линкоров класса А, а также малые линкоры, легкие крейсеры, эсминцы и подводные лодки. В случае выполнения поставленных планов к 1942 году флот СССР должен был стать мировым лидером.

Первые проблемы начались на этапе планирования. Большие линкоры с необходимым вооружением и бронированием никак не укладывались в согласованные мировым сообществом 35 000 тонн. Тогда Сталин вопреки международным ограничениям позволил увеличить проектные параметры линкоров.

В 1937 году репрессии достигли своего пика. За следующие два года командование всех флотов меняло руководство пять раз. Высшие чины были запуганы и боялись высказывать свое мнение, чтобы не случилось возможных трагических последствий. В таких непростых условиях продолжалось техническое конструирование самых мощных дредноутов Советского Союза.

Согласно подписанным планам, новые линейные корабли должны были построиться за срок, не превышающий 63 месяца. Период был определен исходя их западноевропейского и американского опыта. Никто не посмел напомнить Сталину, что собственные линкоры типа «Севастополь» производились долгих 7 лет, и это при поддержке со стороны европейских государств и отсутствия политических гонений.

История появления

Линкоры являются качественным скачком развития броненосцев. До XX века самые мощные корабли — броненосцы обычно вооружались двумя или четыремя орудиями большого калибра (более 250 мм), значительным количеством орудий промежуточного (152-203 мм) и противоминного (до 102 мм) калибра. Такой набор вооружения позволял обеспечить максимальную силу огня на любой дистанции.

На рубеже веков появилось несколько факторов, способствующих появлению принципиального другого распределения вооружения:

  • увеличение скорострельности и точности крупнокалиберных орудий, что позволяло вести огонь на дистанциях более 8 км;
  • сложность одновременного наведения орудий разного калибра на дальних дистанциях вследствие разной баллистики снарядов и схожести всплесков от снарядов крупного и среднего калибров;
  • развитие торпед, в результате чего броненосцам вести бои на дистанциях менее 3 км стало опасно;
  • улучшение характеристик брони, в результате чего орудия среднего калибра оказывались неэффективными на больших дистанциях.

В итоге примерно в одно и тоже время в разных странах начали появляться идеи создания корабля, вооруженного максимальным количеством орудий крупного калибра, которые должны были обеспечить огневое превосходство корабля на безопасной от торпед дистанции. Для защиты от миноносцев сохранялись орудия только меньшего калибра (76 мм), которые за счёт большого количества и большой скорострельности должны были надёжно защитить корабль на малых дистанциях.

Помимо улучшения вооружения, в это же время началось активное использование паровых турбин, увеличивших скорость кораблей. Также происходило постепенное увеличение броневой защиты кораблей. Всё это в сумме позволило создать корабли, существенно превосходящие все созданные до этого.

Первым подобным кораблём стал построенный в 1906 году английский HMS Dreadnought, имя которого надолго стало нарицательным.

USS New York — первый линкор ВМС США, вооруженный орудиями калибром 356 мм


С этим читают