Лунь (экраноплан)

Конструкция

Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевыми шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».

Оборонительное артиллерийское вооружение проекта 903 составляли носовая (размещалась в стойке носовых ПУ ПКР «Москит») и кормовая артиллерийские установки типа УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23. Данные установки являлись унифицированными, и кроме того устанавливались на самолётах Ил-76 и Ту-95МС.

Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.

Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.

Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Описание и особенности степного луня

В 19-ом веке степной лунь был распространен. Поэтому на ум Ивана Никитина и пришла ассоциация с птицей. В 21 веке подобное сравнение написал бы, пожалуй, только поэт-орнитолог, у которого под рукой Красная книга. Степной лунь в ней числится исчезающим.


Ястребиный внесен как в общероссийское издание, так и в ряд региональных. В частности герой статьи входит в список редких животных Краснодарского края.

Степной лунь отличается от прочих луней более светлым оперением

В 1930-ых степной вид отмечали как типичный на всей территории западного Кавказа. К 1990-ым годам случаи встречи луня были уже единичными. Животное ведет скрытный образ жизни. На всю Россию насчитывают максимум 5 000 пар. На весь южный регион приходятся не больше 100. В мировом масштабе луней примерно 20 000 пар.

Относясь к ястребиным, лунь является середнячком по размерам. Длина тела самца равна 435-480 сантиметров, а самок 480-525. Как видно, у птиц вида развит половой диморфизм. Самки крупнее самцов. Размах крыльев последних не превышает 110-ти сантиметров. У самок показатель часто приближается к 120-ти.

Как и у прочих ястребов, у луня крючковатый клюв, сильные лапы с перьевыми штанишками до коленных сгибов. Тело птицы стройное. Прочие ястребы более плотные. Еще луня от них отличают узкие крылья. В полете героя статьи можно спутать с чайкой.

Литература

  • Петров Г. Ф. Гидросамолёты и экранопланы России : 1910—1999. — М. : РУСАВИА, 2000. — С. 206—207. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-900078-05-1.
  • Апальков В. А. Ч. 2 : Малые ракетные корабли и катера // Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея-Принт, 2004. — Т. 2 : Ударные корабли. — С. 25—28. — 122 с. — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Яблонский П. П. Крылатые суда отечества. — М. : , 1997. — С. 44—49. — 98 с. : ил. — (Экранопланы мира). — ISBN 5-093-85941.
  • Павел Качур. Ч. IV : Корабли, летящие над волнами. — В: Конструктор крылатых кораблей : К 90-летию Р. Е. Алексеева // Техника и вооружение : журн. — М., 2007. — № 5 (май).
  • Ярослав Ефименко. Экранопланы / Ярослав Ефименко ; Андрей Скулин // Наука и техника : журн. — М., 2009. — № 7—8.

Испытания на воде

22 июня 1966 года экраноплан «КМ» был спущен на воду в Горьком, а затем еще месяц буксировался по Волге на полигон в Каспийск. Из соображений секретности плыли только ночью, экраноплан был накрыт маскировочной сеткой, крылья сняты, корпус полупритоплен. Расчеты оказались верны, и экраноплан начал успешные испытания. Первый полет провели лично Алексеев и летчик-испытатель Владимир Логинов. Ради этого конструктор даже обучился пилотированию самолета. Власти запрещали испытывать новую технику на борту с главными инженерами из-за высокого риска гибели, однако Алексеев пару раз нарушал это правило.

За неординарность и непревзойденную квалификацию сотрудники ласково называли его Доктор. Однажды, когда экраноплан находился еще в плавучем доке, Алексеев неожиданно дал команду на запуск всех десяти двигателей еще не спущенного на воду монстра. При тяге в 40% он тронул с места целый док и начал вырывать якоря. Только после этого Алексеев отдал приказ заглушить двигатели.

Испытания Каспийского Монстра проводились еще 15 лет. В 1980 году Алексеев получил травмы при спуске на воду нового пассажирского экраноплана, и вскоре скончался. Его главное детище погибло в том же году из-за ошибки пилотирования. Еще неделю Каспийский Монстр был на плаву, но попыток его спасти не предпринимали. После ухода на дно тоже никаких операций по поднятию не производилось. Все из-за смены руководства министерства обороны. Министр Устинов, поддерживавший идею создания флота экранопланов, умер, а пришедший на его место Соколов решил больше не финансировать их разработку, а все деньги кинуть на развитие атомных подводных лодок.

Достоинства и недостатки

Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других.

Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию:

Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают «Лунь» крайне уязвимым.

С другой стороны:

… поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Кроме того, экраноплан «Лунь» является кораблем по определению и сравнивать его следует в первую очередь с кораблями, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми кораблями, производимыми в мире, экраноплан «Лунь» имеет десятикратное превосходство в скорости.

Достоинства и недостатки проекта

Не слишком корректно говорить о достоинствах или недостатках экранопланов проекта «Лунь», потому что ему присущи все особенности аппаратов подобного типа. Военных всегда смущала низкая защищенность экранопланов, которая делала его весьма уязвимым для огня противника. Скорость его хода сопоставима со скоростью тихоходного самолета, а отсутствие зенитного вооружения делало экранопланы легкой добычей авиации противника.

  1. К несомненным достоинствам экранопланов следует отнести превосходное сочетание скорости и грузоподъемности. Они могут перемещаться со скоростью самолета (до 600 км/ч), при этом их грузоподъемность сравнима с небольшим кораблем.
  2. Экранопланы очень живучи, в случае аварии они могут просто совершить посадку на воду даже при сравнительно большом волнении.
  3. Подобные аппараты способны летать не только над водной гладью, им подходит любая ровная поверхность: пустыня, тундра, лед.
  4. Экранопланы очень экономичны: во время полета на экране они тратят на 30% меньше топлива, чем традиционные самолеты.
  5. Этим аппаратам не нужен аэродром, достаточно небольшой акватории или ровного участка суши.
  6. Еще одним преимуществом экраноплана является его малозаметность для радаров в результате полета на высоте нескольких метров.

Однако у этого типа летательных аппаратов есть и серьезные недостатки, которые значительно осложняют их эксплуатацию.

  1. Главным из них является то, что экранопланы не могут летать над неровной поверхностью, в этом случае невозможно создание экрана. Но, правда, подобного недостатка лишены экранолёты (типа «Орленок»), которые могут летать по-самолетному.
  2. Экранопланы имеют очень низкую маневренность, у них большой радиус разворота.
  3. Несмотря на большую по сравнению с самолетами экономичность, для взлета экраноплан должен обладать весьма высокой тяговооруженностью, что требует установки на него взлетных двигателей, которые не работают во время полета.
  4. Управление экранопланом требует особых навыков и сильно отличается от пилотирования самолета.

Охрана степного луня

Фото: Степной лунь из Красной книги

Как уже выяснилось, численность луней очень небольшая, эти пернатые хищники относятся к исчезающим разновидностям птиц, поэтому находятся под особой охраной различных природоохранных организаций. Степной лунь числится в Красном списке МСОП. Птица находится в Красной книге РФ, как вид, численность которого неуклонно сокращается.

Степной лунь числится во втором приложении СИТЕС, в приложениях номер 2 Боннской и Бернской конвенций. Птица указана в приложении соглашения, которое было заключено между нашей страной и Индией об особых охранных мерах мигрирующих пернатых. Степной лунь охраняется на территориях следующих заповедников:

  • Хоперского;
  • Оренбургского;
  • Алтайского;
  • Центрально-черноземного.

Пернатый числится в региональных Красных книгах различных областей нашей страны. Рекомендуется выявлять места постоянного гнездования птиц и делать их заповедными, а среди местного населения пропагандировать бережное и заботливое отношение к этим редким и удивительным птицам для того, чтобы сохранить этот исчезающий вид. Орнитологи считают, что самые перспективные регионы для всех этих мероприятий – это зауральские степи и Западная Сибирь.

Остается надеяться, что все охранные меры возымеют положительный результат, и степной лунь начнет хотя-бы стабилизироваться в своей численности. Настоящий везунчик тот, кому посчастливилось наблюдать эту статную и благородную птицу в дикой природе, ведь полет луня очень завораживающий, а его стремительное пикирование вниз поразительно. Не зря лунь выбирает открытые просторы для своей жизнедеятельности, ведь в его характере чувствуется независимый хищнический нрав и неимоверное свободолюбие.

Теги:

  • Вторичноротые
  • Вымирающие животные
  • Двусторонне-симметричные
  • Животные Азии
  • Животные Алтайского края
  • Животные Архангельской области
  • Животные Беларуси
  • Животные Бирмы
  • Животные болот
  • Животные Германии
  • Животные Евразии
  • Животные Европы
  • Животные Забайкалья
  • Животные Индии
  • Животные Ирана
  • Животные Кировской области
  • Животные Красной книги
  • Животные Монголии
  • Животные Московской области
  • Животные на букву Л
  • Животные на букву С
  • Животные полупустыни
  • Животные равнин
  • Животные Сибири
  • Животные степи
  • Животные Субтропического пояса Северного полушария
  • Животные Субтропического пояса Южного полушария
  • Животные Субэкваториального пояса Северного полушария
  • Животные Субэкваториального пояса Южного полушария
  • Животные Тропического пояса Северного полушария
  • Животные Тропического пояса Южного полушария
  • Животные Тульской области
  • Животные Туркестана
  • Животные Тюменской области
  • Животные Умеренного пояса Северного полушария
  • Животные Умеренного пояса Южного полушария
  • Животные Швеции
  • Животные Экваториального пояса
  • Исчезающие животные
  • Луневые
  • Луни
  • Настоящие птицы
  • Новонёбные
  • Оседлые птицы
  • Позвоночные
  • Птицы Красной книги
  • Птицы Красной книги России
  • Птицы Красноярского края
  • Птицы Рязанской области
  • Хищные птицы
  • Хордовые животные
  • Челюстноротые
  • Четвероногие
  • Эукариоты
  • Эуметазои
  • Ястребиные
  • Ястребообразные

Описание

У болотных луней есть красивый клюв тёмного цвета, длина которого примерно 2 сантиметра. Окраска самца преимущественно бурая, хотя на шее и голове перья окрашены в желтоватый цвет. Брюшная область обычно цвета ржавчины с вкраплениями желтизны. Их вес мал – обычно он составляет 500 грамм. Самки же менее заметны и имеют сероватую голову, грудь с жёлто-коричневыми полосками. Весят они больше особей мужского пола, а именно около 800 грамм. В основном тело достигает 40-60 сантиметров в длину, а размах крыльев может достигать почти полуметра. У птиц бинокулярное зрение, но оно имеет значительный недостаток: чтобы видеть боковые предметы, нужно повернуть голову.

Степной лунь – описание

Все виды луней являются родственниками ястребов, поэтому имеют много общего во внешнем виде. Характерной же визуальной чертой луня является наличие неброского, но все же лицевого диска. Так называется «конструкция» из перьев, которая обрамляет лицо и частично шею. Максимально ярко лицевой диск выражен у сов.

В отличие от ястребов, луни имеют сильно отличающуюся окраску самцов и самок. Самец степного луня имеет сизую спину, типичные белые брови и щеки. Вся нижняя часть тела – белая, а радужина глаз – желтая.

Взрослые самки степного луня имеют гораздо более интересный «наряд». Здесь имеются коричневые перья в верхней части тела и интересная рыжая кайма по краю крыльев. На хвосте – дымчатые, пепельные и коричневые перья, которые пересекает белая полоса. Радужина глаз у самки – коричневая.

Степной лунь представляет собой птицу средних размеров. Длина его тела, в среднем, составляет 45 сантиметров, а максимальная масса – до 500 грамм. По окраске и общему виду он похож на полевого луня.

Размеры гиганта


Самолетов таких размеров до этого просто не существовало; кроме того он был самым тяжелым из всех созданных к этому времени. Длина самолета достигала 92 (!) метра, размах крыльев составлял 37, 6 метров и при максимальной нагрузке мог иметь вес 544 тонны. Такой монстр мог развивать скорость над поверхностью воды до 500 км/ч. До конца 80-х гг. прошлого века он оставался уникальным и непревзойденным по этим параметрам. И только созданный сверхмощный АН-225 превзошел эти показатели.

Конструктивно КМ был очень похож на водные суда на воздушной подушке, которые словно парили над поверхностью воды. Экраноплан новой конструкции передвигался по похожей технологии, только здесь использовалось уплотнение воздуха под крылом очень низко летящего самолета.

Мнение эксперта Александр Николаевич Румянцев Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

Необходимые условия для подобного эффекта – минимальная высота полета и максимально ровная поверхность (в идеале только водная гладь могла им соответствовать).

Советские авиаконструкторы пошли еще дальше и спроектировали своеобразный «гибрид» такого аппарата с обычным самолетом; он получил название экранолет. Такая конструкция могла передвигаться как в экранопланом, так и в самолетном режиме, используя тягу работающих двигателей. Подобная модель самолета могла найти широкое применение как в народном хозяйстве, так и в военном деле.

Испытания самолета-гиганта прошли успешно и перед разработчиками была поставлена задача создания боевой версии КМ: сначала десантный вариант самолета, а позднее – экраноплан, способный нести ракетное оборудование. Новое изобретение получило название «Орленок»; в 70-х гг. он успешно был испытан и принят на вооружение ВМФ СССР в 1979 году. Самолет новейшей разработки был единственной в мире боевой летающей конструкцией такого типа: на его борту одновременно могли находиться 200 морских пехотинцев или две самоходные гусеничные установки. При этом этот монстр мог развивать скорость до 400 км/ч и мог преодолеть расстояние до 1 500 км. Для нужд армии было выпущено пять машин; в дальнейшем планировалось выпускать еще.

Новый экраноплан обладал непревзойденными характеристиками :из-за низкой высоты полета его не могли заметить радары, высокая скорость полета делала его практически неуязвимым (она в 10 раз превышала скорость любого боевого катера). Он мог стать грозным оружием для военного флота противника.

Несмотря на уникальность новой разработки авиаконструкторов, его серийное производство так и не было налажено. В 1983 году начались работы над созданием ракетоносного экраноплана «Лунь» на базе Горьковского авиазавода; в 1989 году единственный самолет такой модели, оснащенный шестью противокорабельными ракетами класса «Москит», был принят на вооружение Каспийской флотилии. К сожалению, больше самолеты подобного класса не выпускались.

Этому способствовало несколько причин. Смерть главного конструктора Р. Алексеева в 1980 году внесла разлад в ход разработок; в 1984 году умер министр обороны Д. Устинов, активно помогавший продвижению новейших технологий;  после прихода к власти М. Горбачева правительственные программы были приостановлены и больше не возобновлялись.

«Каспийский монстр» занял место в экспозиции филиала парка «Патриот» в Дербенте

31 июля единственный в мире ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь» доставлен в Дербент, где он станет центром экспозиции филиала парка «Патриот». В транспортировке «каспийского монстра» были задействованы 3 буксира, 2 катера Каспийской флотилии и 40 военнослужащих. Новый экспонат – это единственный достроенный из 8-ми запланированных ударных экранопланов-ракетоносцев, разработанных Центральным конструкторским бюро им. Р.Е. Алексеева. Руководил проектом генеральный конструктор экранопланов В.Н. Кирилловых.

Из истории создания «каспийского монстра»

Работа над проектом 903 «Лунь» началась в 70-х годах прошлого века. Первый экраноплан этого типа был заложен в 1983 г. на заводе «Волга», который являлся производственной базой ЦКБ. Спуск аппарата на воду состоялся через 3 года, 16 июля 1986 г. Экраноплан был перенаправлен в г. Каспийск, где в марте 1987г. прошел конструкторские ходовые испытания. После достройки в июле 1989 состоялись заводские испытания, а в 1990 г. экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась в 1991 г. Далее аппарат постигла печальная участь: он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск»), а секретная электроника сдана на склады. Из-за финансовых проблем и казавшейся на тот момент военной нецелесообразности строительство второго аппарата, как и всех последующих экранопланов проекта 903 «Лунь», не было завершено.

Экраноплан: самолет или корабль

Экраноплан, пожалуй, одна из самых необычных разработок советских конструкторов. С одной стороны, это летательный аппарат, который для полета использует экранный эффект. Однако по международной классификации ИМО экраноплан относится к морским судам.

Экраноплан обладает следующими техническими характеристиками:

  • размах крыла – 44 м,
  • длина – 73,8 м,
  • высота – 19,2 м,
  • площадь крыла – 550 кв. м,
  • масса порожнего экраноплана – 243 тонн,
  • масса максимальная взлетная – 380 тонн,
  • тип двигателя – 8 ТРД НК-87,
  • максимальная скорость – 500 км/ч,
  • практическая дальность – 2 тыс. км,
  • высота полета на экране – 1-5 м,
  • мореходность – 5-6 баллов,
  • автономность – 5 суток,
  • экипаж – 10 человек.

Достоинства и недостатки экранопланов


С 2011 г. конструкторы военной техники поднимают вопрос о возобновлении работ по модернизации и производству экранопланов. Эксперты отмечают следующие достоинства незаслуженно забытых разработок советских специалистов:

  • высокая степень живучести, невосприимчивость к противокорабельным минам;
  • экранопланы могут перемещаться над снежной равниной, замерзшей водной гладью, над труднопроходимыми местами; для их перемещения не нужна наземная инфраструктура: дороги, мосты и пр.;
  • высокая для аппаратов данного класса скорость;
  • высокая по сравнению с самолетами грузоподъемность и экономичность;
  • малозаметность экранопланов на радарах;
  • экранопланы превосходят современные суда на подводных крыльях и воздушной подушке по грузоподъемным, боевым и скоростным характеристикам.

В то же время экранопланы имеют и существенные недостатки. Так, старт аппарата требует большей, чем у самолета, тяговооруженности, что ведет к применению либо дополнительных стартовых двигателей, либо особых стартовых режимов для основных двигателей. Экраноплан может передвигаться только над ровной поверхностью, что ограничивает сферу его эксплуатации. И, наконец, управление экранопланом значительно отличается от управления самолетом, поэтому требует специфических навыков.

Есть ли будущее у экранопланов?

Широкое освещение СМИ передислокации «каспийского монстра» побудило военных экспертов высказаться о будущем проекта 903 «Лунь». Так, вице-адмирал запаса, член Экспертного совета организации «Офицеры России»  Михаил Апполонов в интервью для издания iReactor заявил, что разработка и модернизация экранопланов актуальны и сегодня, поскольку ВМС РФ нуждается в подобных аппаратах. Изначально экранопланы предназначались для транспортировки военной техники, вооружения и морской пехоты на прибрежную территорию, занятую противником. Из 62 000 км общей границы России 40 000 км – это озерные, морские и речные границы, поэтому аналогичная техника должна быть на вооружении, чтобы надежно защищать рубежи Родины.

Наверняка, среди наших читателей тоже есть военные эксперты, поэтому мы просим высказать свое мнение о целесообразности возвращения проекта 03 «Лунь».

Скачать таблицу свободных мест в санаториях на 2020

Скачать в PDF Смотреть на сайте

Статья от

04.08.2020

Автор

04.08.2020

Социальная структура и размножение

Фото: Степной лунь в России

Половозрелыми степные луни становятся ближе к трем годам отроду. Свадебный сезон у пернатых стартует в весенний период. В это время можно увидеть воздушные трюки самцов, производящих впечатление на крылатых дам. Хищники молниеносно взмывают в небо, а потом резко пикируют вниз, совершая кульбиты и перевороты прямо налету. При этом раздаются громкие возгласы. Самочки тоже могут станцевать вместе с кавалерами, но их трюковой диапазон не такой экспрессивный и стремительный.

Места наземных гнездовий достаточно просты, они представляют собой небольшие углубления, которые обкладываются сухой грубой травой и кустарниковыми веточками. Внутри может быть подстилка из более мягких травинок. Яйца откладываются в апрельское или майское время, в кладке их может насчитываться от трех до шести штук. Преобладающий тон скорлупы – белый, но на нем могут быть разбросаны пестринки буроватого оттенка. Период инкубации длится от 30 до 35 дней, высиживают детенышей будущие мамаши.

Вылупление птенцов может произойти в конце июня или начале июля. Весь выводок держится вместе до самого августа. Самочку и  новорожденных детишек подкармливает заботливый отец и партнер, спустя некоторое время пернатая мама вылетает из гнездовья и ведет самостоятельную охоту. У совсем маленьких птенчиков тело покрывает белый пух, потом он становится бледно-кремовым, постепенно приобретая более выраженный коричневатый оттенок.

Птенцы не покидают своего гнездовья от 35 до 48 дней, спустя это время они начинают совершать свои первые неумелые полеты, готовясь к отлету в теплые страны. Завершение репродуктивного возраста луней происходит ближе к восемнадцати годам отроду, а живут они в естественной среде от 20 до 22 лет, в неволе могут прожить и четверть века.


С этим читают