Луноход-3

«Луноход-1»

Следующий зонд этого типа стартовал в составе станции «Луна-17» 10 ноября 1970 года. 17 ноября она совершила посадку в западной области Моря Дождей. Сойдя с посадочной платформы станции, начал свою работу на Луне первый советский луноход.


Масса машины составляла 756 кг, габариты – 4,42 м в длину (с открытой солнечной панелью), 2,15 м в ширину и 1,92 м в высоту. При движении она оставляла колею шириной 1,60 м. Перемещение по поверхности спутника осуществлялось в течение 11 лунных дней. С наступлением лунной ночи крышка корпуса закрывалась, и аппарат ожидал наступления дня в стационарном состоянии.

Несколько слов о том, что обнаружил на Луне первый советский луноход и каких достиг результатов. Он проработал втрое дольше запланированного срока – до 14 сентября 1971 года, обследовал территорию площадью 80 тыс. м2 и прошел в целом 10,54 км. На Землю было передано более 20 тысяч телевизионных снимков и свыше 200 панорам Луны. Физико-механические тесты грунта производились более 500 раз, а химический состав его исследовался в 25 пунктах. Лазерная локация с использованием уголкового отражателя, выполненная советскими и французскими учеными, позволила определить расстояние до спутника Земли с точностью до 3 метров.

«Королёвский» луноход

Но даже «Луноход-0» оказался не первым. Проектирование аппарата, который должен был, как машинка на радиоуправлении, передвигаться по Луне, началось ещё в начале 1960-х годов. Космическая гонка с США, стартовавшая в 1957 году, подстёгивала советских учёных на смелую работу по сложным проектам. Программой планетохода занялось самое авторитетное конструкторское бюро – КБ Сергея Павловича Королёва. Тогда ещё не знали, что собой представляет поверхность Луны – твёрдая она или покрыта многовековым слоем пыли? То есть для начала необходимо было спроектировать сам способ передвижения, а уж потом переходить непосредственно к аппарату. После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной. Этим занялся ВНИИ-100 (позднее ВНИИ ТрансМаш), специализировавшийся на изготовлении ходовых частей танков – проектом руководил Александр Леонович Кемурджиан. «Королёвский» (как его впоследствии называли) луноход напоминал своим внешним видом блестящую металлическую черепаху на гусеницах – с «панцирем» в виде полусферы и прямыми металлическими полями внизу наподобие колец Сатурна. Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение.

«Луноход-2»

Успешность проекта «Луноход-1» вдохновила на разработку новой программы, но уже под названием «Луноход-2». С виду новая разработка практически не отличалась от предыдущей, однако, разработчики произвели усовершенствование. Уже 15 января 1973 года автоматической станцией «Луна-21» аппарат был доставлен на Луну. Он сумел прослужить всего лишь 4 месяца, однако, за такое время им было пройдено 42 км. и проведены сотни измерительных и экспериментальных работ.

Водителем экипажа был Вячеслав Довгань. Он рассказал, что история этого проекта вышла довольно глупой, ведь аппарат пробыл на спутнике Земли лишь 4 месяца. 9 мая Вячеслав сел за штурвал. Они попали в кратер, и тогда система навигации перестала работать. Они не знали, как выбраться оттуда, но в таких ситуациях уже бывали не раз, и обычно просто-напросто закрывали батареи, заряжаемые от Солнца, и без особых проблем в итоге выбирались. Однако, в данной ситуации было приказано не закрывать батарею и выбраться так. Это объяснялось тем, что при закрытии может перестать откачиваться тепло из лунохода и случится перегрев приборов. Как сказал Вячеслав, они попытались выехать, но вдруг ими был зацеплен лунный грунт, а ведь пыль на Луне очень липкая, и аппарат тогда прекратил заряжаться от Солнца в достаточном для функционирования объёме. Вскоре просто произошло его обесточивание, и уже 11 мая от него окончательно пропал сигнал.

Конструкция

«Луноход» представляет собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек.

Масса машины (по исходному проекту) — 900 кг, диаметр по верхнему основанию корпуса — 2150 мм, высота — 1920 мм, длина шаси — 2215 мм, Колея — 1600 мм. Колёсная база — 1700 мм. Диаметр колёс по грунтозацепам — 510 мм при ширине в 200 мм. Диаметр приборного контейнера — 1800 мм. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 км/ч.

Гермокорпус «Лунохода» является основной частью конструкции и служит платформой для аппаратуры бортовых систем и её защиты от воздействия внешней среды. Гермокорпус выполняет также функции платформы для шасси и служит для крепления на нём элементов ходовой части. Корпус имеет форму перевёрнутого усечённого конуса с выпуклыми верхним и нижним днищем. С целью уменьшения массы корпус изготовлен из магниевых сплавов. Верхняя поверхность корпуса используется как радиатор-охладитель системы терморегуляции, закрываемый на ночь крышкой с солнечной батареей для сохранения тепла. Корпус «Лунохода» для сохранения тепла покрыт снаружи теплоизолирующим покрытием толщиной около 20 см. Для обогрева аппаратуры применялся радиоизотопный источник тепла, содержащий ампулы с 210Po. Источник был вынесен за пределы корпуса. Использовалась активная двухконтурная система терморегулирования.

  • ходовая часть, включающая восьмиколёсный движитель и индивидуальную эластичную подвеску колёс;
  • электрическая трансмиссия с индивидуальным полным приводом колёс;
  • тормозная система;
  • блок автоматики шасси;
  • комплект информационно-измерительной аппаратуры:
    • патрульный дозиметр
    • рентгеновский эмиссионный спектрометр
    • рентгеновский телескоп
    • грунтомер

Система электропитания «Лунохода», выполненная по схеме «солнечная батарея — буферная аккумуляторная батарея», обеспечивает питание всех бортовых систем постоянным током. На «Луноходе» применены серебряно-кадмиевые аккумуляторные батареи ёмкостью 200 ампер-часов. Площадь солнечной батареи составляла 3,5 м² (электрическая мощность — 180 ватт).

Предельное энергопотребление составляло в течение 10 мин — 1 кВт. Номинальное энергопотребление — 250 Вт.

Система управления луноходом состояла из двух телевизионных камер, подключённых к центральному блоку, содержащему узлы электроники и автоматики. Блок состоял из двух полукомплектов (по одному для каждой камеры), из которых один работал, а второй находился в резерве. Телевизионные камеры «Лунохода-1» были выполнены на видиконах с регулируемой памятью диаметром 13,5 мм. Вес телевизионной системы составлял 12 кг, потребляемая ею мощность равнялась 25 Вт. В передающей камере «Лунохода-2» были использованы видиконы диаметром 26 мм, что положительно повлияло на качество изображения, при том, что габариты и потребляемая мощность камер увеличились незначительно. Конструкция видиконов обладала высокой механической прочностью и устойчивостью как на активном участке траектории полёта, так и в движении.

Антенны:

  • остронаправленная антенна (спиральная; диапазон — …);
  • малонаправленная антенна (конус; диапазон — …);
  • штыревые антенны (диапазон — …).

Нашли

terra incognita

Надежды на обнаружение лунохода связывали с орбитальными лунными зондами, обращающимися вокруг земного спутника. Однако до недавнего времени разрешения их камер никак не хватало для того, чтобы разглядеть «Луноход-1». Все изменилось в 2009 году, когда американцы запустили аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), оснащенный камерой LROC, специально предназначенной для фотографирования объектов размером до нескольких метров.

Специалисты, курирующие работу LROC, заметили на одном из переданных зондом снимков подозрительный светлый объект. Определить, что пятнышко, которое запечатлела камера, — это автоматическая станция «Луна-17», помогли уходящие от объекта колеи. Их мог оставить только «Луноход-1», и, проследив, куда ведут колеи, ученые обнаружили аппарат. Точнее сказать, они обнаружили пятно, которое с высокой вероятностью было не чем иным, как застывшим луноходом.

Одновременно со специалистами из NASA (зонд LRO был создан под эгидой Американского космического агентства) поисками лунохода занималась команда физиков из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Как позже рассказал ее руководитель Том Мерфи (Tom Murphy), ученые в течение нескольких лет пытались отыскать аппарат в районе, находящемся на много километров в стороне от истинного места остановки лунохода.

У читателя может возникнуть вопрос, зачем калифорнийские физики так упорно охотились за советской машиной. Ответ не совсем очевиден – луноход нужен исследователям для проверки теории относительности. При этом луноход как таковой специалистов не интересует. Единственная деталь, ради которой они годами разыскивали аппарат, – это установленный на нем уголковый отражатель — прибор, отражающий попавшее на него излучение в направлении строго обратном направлению падения. При помощи уголковых отражателей, установленных на Луне, ученые могут определять точное расстояние до нее. Для этого к отражателю посылают лазерный луч и затем ждут, пока он отразится и вернется на Землю. Так как скорость движения луча постоянна и равна скорости света, измерив время от отправки луча до его возвращения, исследователи могут узнать расстояние до отражателя.

«Луноход-1» – не единственный аппарат на Луне, снабженный уголковым отражателем. Еще один установлен на втором советском планетоходе «Луноход-2», а три других были доставлены на спутник в ходе 11-й, 14-й и 15-й миссий «Аполлон». Мерфи и его сотрудники в своих исследованиях регулярно использовали их все (хотя отражатель лунохода они задействовали реже остальных, так как он плохо работал при попадании прямых солнечных лучей). Но для проведения полноценных экспериментов ученым не хватало именно отражателя «Лунохода-1». Как объяснил Мерфи, все дело в местоположении аппарата, которое идеально подходит для проведения опытов по изучению характеристик жидкого ядра Луны и определения ее центра масс.

Создание

«Луноходы» создавались под руководством Г. Н. Бабакина в конструкторском бюро Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина (Химки, Московская область). Самоходное шасси для лунохода было создано под руководством А. Л. Кемурджиана во ВНИИтрансмаш (Ленинград), где до этого разрабатывались ходовые части танков. Этой же организации была поручена разработка самоходного шасси с блоком управления движением и системой безопасности с комплектом информационных датчиков.

Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация. Масса и габариты создаваемых луноходов были обусловлены максимальной возможной массой, доставляемой на поверхность Луны унифицированной посадочной ступенью, и габаритами головного обтекателя ракеты-носителя «Протон», с помощью которой связка «посадочная ступень — луноход» выводилась на траекторию полёта к Луне.

Модифицированные для пилотируемых экспедиций луноходы должны были заранее детально обследовать предполагаемый район посадки лунного корабля, а также исполнять роль радиомаяков для осуществления посадки пилотируемого корабля в выбранное место. Предполагалось, что перед осуществлением высадки космонавта на Луну будут отправлены два лунохода для выбора основного и запасного районов прилунения. В запасной район впоследствии должна была сесть в автоматическом режиме резервная беспилотная лунная кабина. В основном районе прилунилась бы лунная кабина с космонавтом. Основной режим посадки лунной кабины предполагался автоматическим — на радиомаяк лунохода. Если же при посадке основной лунный корабль получал повреждения, которые не позволили бы ему стартовать с Луны, то космонавт должен был воспользоваться одним из луноходов для поездки к резервной лунной кабине. Космонавт также мог использовать луноход как транспорт для себя и перемещаемого оборудования. На таком модифицированном луноходе предполагалось иметь запас кислорода, разъёмы для шлангов лунного скафандра, место космонавта в виде небольшой площадки с пультом управления в передней части аппарата.

Дьявол в деталях

Уголковые отражатели являются прекрасным инструментом для определения орбиты – имея множество измеренных расстояний от Земли до Луны, ученые могут очень точно вывести траекторию вращения спутника. Жидкие «внутренности» Луны влияют на характер движения спутника (попробуйте вращать на столе вареное и сырое куриные яйца, и вы сразу увидите, как проявляется это влияние), и поэтому для получения точной картины необходимо выяснить, как именно Луна отклоняется из-за особенностей своего ядра.


Итак, пятый отражатель был жизненно необходим Мерфи и коллегам. После того как ученые установили место стоянки «Лунохода-1», они «выстрелили» в этот район лазерным лучом диаметром около ста метров при помощи установки в обсерватории «Апач-пойнт» в Нью-Мексико. Исследователям повезло – они «попали» в отражатель лунохода со второй попытки и таким образом сузили диапазон поисков до 10 метров. К удивлению Мерфи и его команды, пришедший от «Лунохода-1» сигнал был очень интенсивным – более чем в 2,5 раза сильнее, чем лучшие сигналы второго лунохода. Кроме того, ученым в принципе повезло, что они смогли дождаться отраженного луча – ведь отражатель вполне мог оказаться повернутым от Земли. В ближайшее время исследователи намерены уточнить местоположение аппарата и начать полноценные эксперименты по проверке справедливости утверждений Эйнштейна.

Таким образом, история «Лунохода-1», прервавшаяся 40 лет назад, получила неожиданное продолжение. Не исключено, что некоторые из читателей возмутятся (а судя по реакции на новость в Сети – уже начали возмущаться), почему это американские ученые пользуются нашим луноходом и как жаль, что российские специалисты оказались в этом опыте не у дел. Чтобы как-то снизить градус будущих дискуссий, хочется отметить, что наука – это международное дело, и поэтому спорить о национальных приоритетах научных работ – занятие, в лучшем случае, бесполезное.

Продолжение истории

Спустя два года после «естественной смерти в весьма преклонном возрасте» первого планетохода была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-21», доставившая 16 января 1973 года на лунную поверхность «Луноход-2».

«Луноход-2» оказался гораздо продуктивней своего предшественника. Благодаря опыту экипажа и усовершенствованной телевизионной системе за неполные четыре месяца работы планетоход успел пройти около 40 километров

В конструкцию был внесен целый ряд усовершенствований. Конструкторы учли опыт работы с «Луноходом-1». Во-первых, была добавлена третья видеокамера, располагавшаяся на выносной штанге на уровне глаз стоящего человека. Благодаря этому удалось существенно улучшить обзор. Во-вторых, усовершенствование телевизионной системы позволило снизить время передачи одного кадра с «Лунохода» на Землю до трех секунд, вне зависимости от сложности рельефа. В-третьих, была доработана система автоматических блокировок, срабатывающих при возникновении опасности для аппарата (большой крен, перегрузка двигателей колес и т. д.). В системе энергопитания «Лунохода-2» также произошли изменения. На нем были установлены две доработанные аккумуляторные батареи суммарной емкостью в 250 А/ч (против 200 А/ч у первой модели), а кроме того, усовершенствованные фотоэлементы солнечной батареи. Ну и, наконец, несколько изменился комплект научной аппаратуры. В него вошли: спектрометр для определения химического состава лунного грунта, радиометр для исследования радиационной обстановки на поверхности Луны, магнитометр на выносной штанге для замеров намагниченности отдельных образований и астрофотометр для измерения светимости лунного неба в видимом и ультрафиолетовом диапазонах.

Начало карьеры нового «Лунохода» трудно назвать удачным. Посадочная ступень едва не угодила в кратер, приземлившись буквально в трех метрах от пропасти. Затем выяснилось, что навигационная система аппарата вышла из строя. Кратер находился прямо возле посадочной ступени и при первоначальном осмотре местности остался незамеченным, «Луноход-2» съехал прямо в него. К счастью, аппарат не перевернулся, и успешно выбрался из лунной дыры, после чего приступил к выполнению своей программы.

Олег Генрихович Ивановский, заместитель главного конструктора «Лунохода», вспоминал: «Это произошло при движении в очень сложных условиях внутри одного из кратеров. На стенке этого кратера притаился еще один, вторичный, маленький. Это самое подлое на Луне!»

Из-за отказа навигационной системы на штурманов свалилась колоссальная нагрузка. Ориентироваться в хитросплетении лунных ландшафтов приходилось по Солнцу и окружающей обстановке. Тем не менее, «Луноход-2» оказался гораздо продуктивней своего предшественника. Благодаря значительному опыту экипажа и усовершенствованной телевизионной системе за неполные четыре месяца работы планетоход успел пройти около 40 километров.

9 мая 1973 года «Луноход-2» обследовал крупный кратер на восточной границе разлома «Прямая». При выходе из него возникла аварийная ситуация, приведшая к преждевременной гибели аппарата.

О. Г. Ивановский вспоминал: «Это произошло при движении в очень сложных условиях внутри одного из кратеров. На стенке этого кратера притаился еще один, вторичный, маленький. Это самое подлое на Луне. Чтобы выбраться из этого паршивого кратера оператор-водитель принял вместе с экипажем решение луноход сдать назад. А солнечная панель была откинута. И получилось так, что крышкой солнечной панели он въехал в стенку этого невидимого для камер кратера. В результате «Луноход» черпнул лунного грунта на солнечную панель. А после того, как выбрались, решили эту панель закрыть. Но лунная пыль такая противная, что ее так просто не стрясешь. За счет запыления солнечной батареи упал зарядный ток, а из-за того, что пыль стряслась на радиатор, нарушился тепловой режим».

«На панорамах мы увидели лишь какие-то черно-белые пятна. Определить, где камни, где кратер, казалось, было невозможно. Требовался большой навык, большой опыт, чтобы разобраться в этом хаосе…»


В результате недопустимо повысилась температура в приборном отсеке и «Луноход-2» вышел из строя. 10 мая 1973 года с аппарата в последний раз поступила телеметрическая информация, после чего он замолчал навсегда.

За время работы «Луноход-2» успел передать на Землю 86 панорам, свыше 80 000 снимков лунной поверхности, в том числе стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа Луны, плюс массу информации с бортовых приборов, включая данные спектро- и радиометрии.

«Луноход-2»

Запуск следующей станции серии Е-8 («Луна-21») состоялся 8 января 1973 года. Аппарат благополучно совершил посадку в Море Ясности 16 января. Принципиальных отличий от предыдущего зонда «Луноход-2» не имел, но некоторые усовершенствования в его конструкцию были внесены с учетом пожеланий операторов-водителей.

В частности, на нем была установлена третья навигационная камера на высоте человеческого роста, что существенно облегчило управление машиной. Некоторые изменения коснулись и приборного состава, а масса аппарата составила уже 836 кг.

Снимки с советского лунохода номер два были получены уже в количестве более 80 тысяч. Кроме того, он передал 86 телевизионных панорам. В условиях довольно сложного рельефа самоходный зонд функционировал 5 лунных дней (4 месяца), преодолел 39,1 км, подробно исследовал грунт и выходы скальных пород Луны. Расстояние до нашего естественного спутника на этот раз было определено уже с точностью до 40 см.

Пробы

Одна из главных заслуг русских в деле изучения Луны — это большой объём взятых со спутника проб грунта, который также называют реголитом. Это слой на поверхности Луны, состоящий из обломков и пыли, возникших в результате дробления при падении метеоритов, перемешивания и спекания лунных пород.

Собранные материалы изучают геологи, физики, биологи, биохимики. Каждый из специалистов искал в лунном грунте своё, но основная интрига, конечно, заключалась в наличии в грунте микроорганизмов и простейших частиц биологического происхождения. К сожалению, пока не найдено достоверных данных о возможности наличия жизни на Луне, но исследования ученых, в том числе и российских специалистов, продолжаются.

ЗА ЭНЕРГИЕЙ — НА ЛУНУ!

11 декабря 1993 года на знаменитом аукционе Sotheby’s появился необычный лот. Фирма Lavochkin Association предложила купить «Луноход-1» и его посадочную ступень. Стартовая цена — 5000 долларов. В результате непродолжительных торгов лот ушел за 68 тысяч долларов. С половиной. На этом, казалось бы, в истории «Луноходов» можно ставить точку.

Однако в последнее десятилетие Луна вновь попала в поле зрения ученых, инженеров и политиков. В начале XXI века Китай опубликовал свою программу освоения естественного спутника Земли. План весьма амбициозный: помимо детального исследования и сканирования лунной поверхности при помощи спутников, он включает в себя доставку луноходов (2011 год), отправку образцов грунта на Землю (2012 год) и даже строительство лунной базы (2030 год).


Возможно, эта программа подхлестнула и другие страны. Европейское космическое агентство 28 сентября 2003 года запустило первый лунный зонд «Smart-1» («Умник-1», если по-русски), а американский президент Джордж Буш-младший 14 января 2004 года объявил, что в планы США входит создание новых пилотируемых космических кораблей, способных доставлять людей на Луну для закладки к 2020 году обитаемых баз.

Интересно, что до сих пор нет никакой официальной информации о том, что у России есть своя лунная программа. Но значение гелия-3 для мировой энергетики слишком велико. Маловероятно, что российское руководство не имеет никаких планов относительно этого изотопа. Гелий-3 в настоящее время считается наилучшим вариантом топлива для термоядерных электростанций будущего. Всего лишь один килограмм этого изотопа способен обеспечить электроэнергией мегаполис размером с Москву на шесть лет вперед!

На Земле запасы гелия-3 оцениваются в 500-1000 килограмм, в то время как на Луне, по самым скромным оценкам, находится более 500 тысяч тонн этого вещества. Даже с учетом всех сложностей доставки, а также расходов на проектирование и строительство транспортных кораблей, стоить лунная энергия будет в десятки раз меньше, чем атомная. Напомним, что атомные электростанции пока что являются «самыми экономичными».

Вместе с тем после исследований, проведенных американскими учеными Дэвидом Смитом и Джоном Скало, возможность создания лунных баз была поставлена под большой вопрос. Расчеты показали, что человек, даже будучи «упакованным» в специальный скафандр, находясь на поверхности Луны в течение 100 часов, с вероятностью в 10% получит опасную дозу жесткого рентгеновского излучения. Ранее основным источником радиационного заражения считались потоки заряженных частиц. Ученые установили, рентгеновское излучение распространяется со скоростью света во время солнечных вспышек. Это означает, что оно долетит до Луны примерно через восемь минут. Довольно небольшой срок, чтобы успеть получить сигнал тревоги и укрыться.

Впрочем, человечество это не остановит. Пока не придумана эффективная защита от рентгеновского излучения, на Луне будут работать роботы. Луноходы нового поколения.

Источник

Управление

Пульт фиксации хода машины.

Пульт оператора остронаправленной антенны

Радиотелескоп ТНА-400 Симферопольского центра космической связи

«Луноход» мог двигаться с двумя различными скоростями, в двух режимах: ручном и дозированном. Дозированный режим представлял собой автоматический этап движения, программируемый оператором.

Поворот осуществлялся путём изменения скорости и направления вращения колёс левого и правого бортов.

Управление «Луноходами» осуществлялось группой операторов из 11 человек, составлявших сменные «экипажи»: командир, водитель, оператор остронаправленной антенны, штурман, бортинженер. Центр управления находился в посёлке Школьное (НИП-10). Каждый сеанс управления длился ежедневно до 9 часов, с перерывами в середине лунного дня (на 3 часа) и на лунную ночь; экипажи менялись каждые два часа..

Состав команды:

  • командиры — Николай Еременко, Игорь Федоров;
  • водители — Габдулхай (Геннадий) Латыпов, Вячеслав Довгань;
  • штурманы — Константин Давидовский, Викентий Самаль;
  • бортинженеры — Леонид Мосензов, Альберт Кожевников;
  • операторы остронаправленной антенны — Валерий Сапранов, Николай Козлитин;
  • резервный водитель и оператор — Василий Чубукин.

Отработка действий операторов проводилась на действующей модели «Лунохода» на Лунодроме, на котором имитировались лунные реголит и рельеф. Лунодром посещали с целью тренировочных поездок на луноходе космонавты Виктор Горбатко и Георгий Добровольский.[источник не указан 2603 дня]

Дистанционное управление осуществлялось при помощи комплекса аппаратуры контроля и обработки телеметрической информации на базе ЭВМ «Минск-22» — СТИ-90.

Основную сложность при управлении луноходом создавало запаздывание радиосигнала, — радиосигнал с Земли до Луны и обратно проходит около 2 секунд, а передача одного кадра занимала от 3 до 20 секунд, в зависимости от рельефа.

Основные задачи устройства

Аппараты серии Е-8 призваны были решить такие прикладные задачи, как:

  • отработка дистанционного управления мобильным зондом;
  • исследование лунной поверхности с точки зрения пригодности ее для перемещения автоматического транспорта;
  • испытание и отработка базовой транспортной системы для Луны;
  • изучение радиационной обстановки на пути к спутнику Земли и на ее поверхности;
  • в перспективе – обследование основного и резервного районов для посадки пилотируемого корабля и поддержка экспедиции на некоторых этапах, в частности, при посадке или в случае аварийной ситуации на Луне.

Был ли советский луноход пригоден к тому, чтобы служить транспортом для космонавта? В рамках программы пилотируемой экспедиции предусматривалось создание такой машины. Однако в связи с закрытием проекта это не было осуществлено.

Луноходы выполняли научную программу по исследованию химического состава и физических особенностей грунта, а также по изучению распределения и интенсивности рентгеновского излучения от различных космических источников. Для лазерной локации с Земли на борту машин устанавливался уголковый отражатель, созданный во Франции.

«Королёвский» луноход

Примечателен тот факт, что и вышеописанный аппарат не являлся первейшим в своём роде, ведь уже в начале 60-х годов предыдущего века начали проектировать аппарат, призванный осуществлять передвижения по Луне словно радиоуправляемая машинка. В то время как раз проходила так называемая космическая гонка с американцами, начавшаяся ещё в 1957 году. Она и подталкивала учёных заниматься смелой работой по столь сложного рода проектам. Бюро конструкторов Сергея Королёва в то время считалось самым авторитетным, и именно оно взяло на себя программу планетохода. В то время пока не было известно, какова поверхность Луны: твёрдая или покрытая древнейшим слоем пыли. Иными словами, вначале требовалось осуществить проект самого способа передвижения, а затем уже заняться самим аппаратом. Долго пытались понять, как всё это осуществить, и вот остановились на ориентации на твёрдую поверхность и преобразовании ходовой части аппарата в гусеничную, чем и начал заниматься на то время «ВНИИ-100», предназначенный для изготовления ходовых частей танков. Данный проект под своё руководство взял некий Александр Кемурджиан. Данный луноход прозвали «Королёвским», и он чем-то похож был внешне на блестящую черепаху, передвигающуюся на гусеницах из металла и имеющую панцирь в форме полусферы и прямые поля из металла на самом низу, напоминающие кольца Сатурна. Жалко, что этот апапарат так и не выполнил назначенную ему задачу.

Описание

Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.

Масса планетохода составила 756 кг, длина с открытой солнечной батареей — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м. Диаметр колёс — 510 мм, ширина — 200 мм, колёсная база — 1700 мм, ширина колеи — 1600 мм.

Доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года советской межпланетной станцией «Луна-17» и проработал на её поверхности до 14 сентября 1971 года (в этот день был проведён последний успешный сеанс связи с аппаратом).

Оборудование

Копия «Лунохода-1» (с раскрытой солнечной батареей) в Мемориальном музее космонавтики в Москве

Пульт дистанционного управления «Луноходом» (пульт оператора остронаправленной антенны)

Пульт фиксации хода машины

  • Две телекамеры (одна резервная), четыре панорамных телефотометра;
  • Рентгеновский флуоресцентный спектрометр РИФМА;
  • Рентгеновский телескоп РТ-1;
  • Одометр-пенетрометр ПрОП;
  • Детектор радиации РВ-2Н;
  • Лазерный рефлектор ТЛ.

В «Луноходе-1» оборудование состояло из двух систем, содержащих в сумме шесть телекамер.

Поддержание температуры лунной ночью обеспечивалось радиоизотопным источником тепла В3-Р70-4 с начальной тепловой мощностью 150—170 Вт, которая выделялась изотопом полоний-210 (в составе полонида иттрия). Общая начальная масса полония — 1,1—1,2 г, период полураспада 138 дней.

Запуск и эксплуатация

Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года, и 15 ноября вышла на орбиту искусственного спутника Луны.

17 ноября 1970 года станция благополучно прилунилась в Море Дождей, и «Луноход-1» съехал на лунный грунт.

В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса (3 месяца). За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 м, обследовав площадь в 80 000 м², передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 км/ч. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ.

8 марта 1971 года операторы «Лунохода-1» в честь праздника дважды «нарисовали» на Луне колёсами цифру «8».

15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.

В марте 2010 года «Луноход-1» был найден исследователями на снимках зонда LRO. 22 апреля 2010 года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего под руководством Тома Мерфи сообщили, что смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя «Лунохода-1». Положение «Лунохода-1» на поверхности Луны: . Один из разработчиков советской лунной программы Михаил Маров по этому поводу сообщил, что координаты обоих «Луноходов» никогда не терялись.

Пройденный Луноходом-1 путь по лунным дням
Лунный день Дата Расстояние, метров Примечание
1-й 17 ноября 1970 — 24 ноября 1970 197 На юго-восток, отход от лунной ночи
2-й 08 декабря 1970 — 23 декабря 1970 1522 На юго-восток
3-й 07 января 1971 — 21 января 1971 1936 На юго-восток, затем северо-запад с возвратом 18.01 к месту посадки «Луна-17»
4-й 07 февраля 1971 — 20 февраля 1971 1573 На север, исследование кратера диаметром 540 м
5-й 07 марта 1971 — 20 марта 1971 2004 Исследование кратеров диаметром 540 и 240 м
6-й 06 апреля 1971 — 20 апреля 1971 1029 Исследование кратеров диаметром 540 и 240 м
7-й 06 мая 1971 —20 мая 1971 197 Исследование кратера диаметром 240 м, движение на северо-запад, исследование небольшого кратера
8-й 04 июня 1971 —11 июня 1971 1560 Сложный рельеф в межкратерной зоне
9-й 03 июля 1971 —17 июля 1971 219 На северо-запад, затем северо-восток
10-й 02 августа 1971 — 16 августа 1971 215 На север, исследование кратера диаметром 200 м
11-й 31 августа 1971 — 15 сентября 1971 88 Исследование кратера диаметром 200 м

14 июня 2012 года Международный астрономический союз утвердил названия для 12 кратеров по трассе «Лунохода-1» (кратеры Альберт, Боря, Вася, Валера, Витя, Гена, Игорь, Коля, Костя, Леонид, Николя, Слава).


С этим читают