Роль международных организаций

Генеральные директора МАГАТЭ

Со дня основания организации по 1961 год руководителем МАГАТЭ являлся американец Стерлинг Коул. После него на пост генерального секретаря Агентства поднимались два шведа – Сигвард Эклунд (1961-1981 годы) и Ханс Бликс (1981-1997 годы).


Пожалуй, самой заметной фигурой на посту генсека был четвертый по счету руководитель – египтянин Мохаммед эль-Барадеи, который работал с 1997 по 2009 годы. Время его работы запомнилось конфликтом с США по вопросу наличия ядерного оружия у Саддама Хусейна в Ираке. Как показала история, Агентство было право. А в 2005 году МАГАТЭ и эль-Барадеи получили Нобелевскую премию мира за деятельность по недопущению распространения использования ядерной энергии в военных целях.

Нынешним генеральным секретарем МАГАТЭ является японец Юкия Амано, избранный 1 декабря 2009 года.

Эль Барадеи и Юкия Амано на вручении Нобелевской премии мира

Проблемы организации

Агентство время от времени подвергается критике. Объектом нападок становится устаревшая структура МАГАТЭ, не способная в полной мере обеспечить контроль за безопасностью эксплуатации ядерной энергии. Несмотря на расширение организации, в ней не были в полной мере проведены работы по реструктуризации и реорганизации, из-за чего МАГАТЭ оказывается неспособна проводить требуемое количество проверок и инспекций.

Другая причина, по которой часто критикуют агентство — появление ядерного оружия у Индии, Пакистана, Южноафриканской Республики и Израиля. Нужно заметить, что подобные обвинения часто политически ангажированы. Несмотря на критику, следует признать, что МАГАТЭ удалось добиться крупных успехов в своей сфере.

Именно эта организация разработала ряд необходимых норм по эксплуатации объектов, а её многочисленные инспекции позволяют предотвращать крупные техногенные катастрофы. Являясь структурным подразделением ООН, организация не страдает от нехватки бюджета, а потому может ответственно подходить к решению вопросов атомной энергетики.

Автор статьи: Никифоров Владислав

Конкурсные торги для ведения бизнеса с МАГАТЭ

МАГАТЭ осуществляет процесс закупки в строгом соответствии с принципами прозрачности, справедливости, конкуренции и оптимальных цен, а также в рамках передовой международной практики. Такой подход соблюдается на протяжении всего процесса оценки и присуждения контрактов и соответствует Финансовым положениям и правилам МАГАТЭ.

Возможности развития коммерческих отношений с МАГАТЭ представлены на Глобальном рынке Организации Объединенных Наций.

Все оферты и предложения необходимо подготовить и представить в соответствии с Общими инструкциями МАГАТЭ для участников конкурса и Особыми инструкциями для участников конкурса, включенными в соответствующий запрос.

В настоящее время для участия в тендере потенциальным поставщикам не нужно регистрироваться в МАГАТЭ. Тем не менее, МАГАТЭ открыло портал для поставщиков iSupplier, на котором они могут представить свои предложения и счета. После ввода портала в действие другие каналы представления тендерных заявок и счетов будут постепенно упразднены, поэтому поставщикам рекомендуется зарегистрироваться и представлять свои предложения и счета через портал iSupplier; после регистрации поставщик сможет воспользоваться руководством и учебными материалами на портале iSupplier

В случае необходимости МАГАТЭ запросит у компании-поставщика, выигравшей тендер на контракт, дополнительный пакет документов.

Все заказы, контракты и соглашения должны соответствовать Общим условиям контракта МАГАТЭ:

Классы должностей

В МАГАТЭ, как и в других учреждениях системы Организации Объединенных Наций, международным сотрудникам категории специалистов предлагаются следующие этапы карьерного роста:

Уровни P-1–P-3

Главная задача сотрудников уровней P-1/P-2 (младшего/начального) – демонстрировать экспертные знания, принимая участие в осуществлении программ и проектов и, начав со стадии освоения профессии, продвигаться к более высоким уровням ответственности.

Сотрудники категории специалистов уровня P-3 осваивают и развивают определенные аспекты программы МАГАТЭ и получают дальнейший профессиональный опыт.


Необходимые требования:

  • законченное высшее образование (или эквивалентная ученая степень);
  • в зависимости от уровня – нулевой/двух-/пятилетний опыт работы в области, имеющей отношение к данной должности;
  • хорошие аналитические навыки;
  • навыки работы с компьютером: знание стандартного программного пакета Microsoft Office;
  • языки: свободное владение английским языком. рабочее знание других официальных языков Агентства (арабского, испанского, китайского, русского или французского) считается плюсом;
  • способность продуктивно работать в многопрофильном коллективе, объединяющем представителей различных культур;
  • навыки эффективной коммуникации.

Уровни P-4–P-5, уровень D

Перед сотрудниками уровней P-4 и P-5 два пути: взять на себя функции руководителя или выполнять свои должностные обязанности в узкоспециализированной области знаний. Те, кто берет на себя управленческие обязанности, возглавляют группу или секцию или становятся директорами отделов (уровень D). Они принимают непосредственное участие в подготовке и реализации стратегии МАГАТЭ, распоряжаются бюджетом и берут на себя роль лидера.

Необходимые требования:

От профилактики до диагностики и лечения

Программа в области здоровья человека предусматривает комплексный подход к профилактике, диагностике и лечению неинфекционных заболеваний по четырем основным направлениям: питание; диагностика и наблюдение; радиационная онкология и лучевая терапия; гарантия качества.

Хорошее питание – это фундамент благосостояния людей, ценность, которая также признана в контексте целей в области устойчивого развития, установленных Организацией Объединенных Наций. Программа МАГАТЭ в области здоровья человека в рамках своей работы по профилактике и здоровому образу жизни содействует осуществлению этих целей путем применения ядерных методов, в частности, путем использования стабильных изотопов

В этой программе основное внимание уделяется:

  • питанию детей грудного и раннего возраста;
  • ожирению у детей;
  • питанию матерей и подростков;
  • питанию и старению;
  • качеству рациона питания;
  • оценке влияния окружающей среды на здоровье.

В области диагностики и наблюдения в рамках этой программы оказывается помощь в создании новых и совершенствовании существующих установок ядерной медицины и диагностической визуализации. Она также помогает государствам – членам МАГАТЭ укреплять свои возможности в решении основных проблем со здоровьем, таких как рак и сердечно-сосудистые заболевания. Эта цель достигается путем:

  • разработки, оценки и внедрения опробованных механизмов диагностики и лечения, в которых используются технологии ядерной медицины и диагностической визуализации;
  • передачи новых технологий государствам-членам;
  • помощи государствам-членам в создании систем менеджмента качества в ядерной медицине;
  • обеспечения образования и подготовки кадров;
  • предоставление инструментальных средств электронного обучения на базе интернета, а также постоянного повышения квалификации.

В рамках программы предоставляются услуги по проведению технических экспертиз в сфере радиационной онкологии и осуществляется координация исследований в области клинической радиационной онкологии и прикладной радиационной биологии. Технические экспертизы в этих областях проводятся для:

История Агенства

Ключевая идея, на которую опирались инициаторы создания МАГАТЭ, была выражена американским президентом Дуайтом Эйзенхауэром в 1953 года на конференции ООН «Атом для мира»

Обращаясь к руководству организации, Эйзенхауэр обратил внимание на то, что атомная эпоха приблизилась к человечеству быстро и незаметно, а потому для будущего мирного развития необходимо использовать результаты научных достижений в исследовании атомной энергетики. По словам президента, в мире сложилась ситуация, когда два колосса (США и СССР) и их союзники прячут за пазухой огромный запас ядерного оружия, а весь мир с ужасом наблюдает за этим

Устав новой организации был ратифицирован в июле 1957 года при активном посредничестве Эйзенхаура.

Функции и цели

Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене

Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение, как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН

При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

В функции Агентства входит:

  • поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии;
  • поощрение обмена научными достижениями и методами;
  • формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях;
  • разработка, установление и адаптация норм в области здравоохранения и безопасности.

Организационная структура и финансовые ресурсы

Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. В Генеральной конференции участвуют представители всех государств – членов МАГАТЭ. В Совет управляющих входят 35 членов, 13 из которых назначаются Советом, а 22 избираются Генеральной конференцией. На Секретариат, который возглавляет Генеральный директор, возлагается обязанность осуществления программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией. Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на две категории: регулярный бюджет и добровольные взносы.

Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на две категории: регулярный бюджет и добровольные взносы. Общий объем ресурсов на 2012 год составил 333 млн. евро.

Совет управляющих

Совет управляющих обычно собирается пять раз в год. Он рассматривает отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ и представляет Генеральной конференции рекомендации по этим вопросам и рассматривает также заявления о приеме в члены Агентства. Кроме того, он утверждает соглашения о гарантиях и публикацию норм безопасности МАГАТЭ, а также уполномочен назначать Генерального директора, который утверждается Генеральной конференцией. В случае несоблюдения той или иной страной ее обязательств по гарантиям Совет принимает решение о дальнейших шагах: от обращения с просьбой представить разъяснение до возможной передачи вопроса на рассмотрение Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Генеральная конференция

Генеральная конференция, в которой представлены все государства-члены, созывается один раз в год для рассмотрения, помимо прочих вопросов, доклада Совета управляющих за предыдущий год, утверждения отчетности, программы и бюджета, а также утверждения поступивших заявлений о приеме в члены Агентства. Она уполномочена запрашивать у Совета доклады по любым вопросам, относящимся к функциям МАГАТЭ. Во время своей очередной ежегодной сессии Конференция проводит общую дискуссию по основным направлениям деятельности и программе МАГАТЭ и рассматривает различные вопросы, представленные ей Советом, Генеральным директором и отдельными государствами-членами.

Секретариат

Секретариат МАГАТЭ, в котором работает свыше 2300 сотрудников категории специалистов и вспомогательного состава, осуществляет программы и деятельность, утвержденные директивными органами Агентства. Секретариат возглавляет Генеральный директор, который является главным административным должностным лицом и назначается на четырехлетний срок. Ему помогают заместители Генерального директора, возглавляющие шесть департаментов:

Россия и МАГАТЭ

Сегодня на «площадке» МАГАТЭ Россия претворяет в жизнь установки, заложенные в концептуальных документах по обеспечению национальной безопасности и реализации внешнеполитического курса страны. Потенциал Агентства несет в себе большие возможности для содействия модернизации экономики России, укрепления позиций страны как равноправного партнера на мировых рынках. Россия строит АЭС по всему миру, активно прибегая к экспертизе Агентства в вопросах обеспечения должного уровня их безопасного функционирования.

Даже в самые критические моменты, когда масштабные аварии на АЭС фактически ставили под вопрос будущее атомной энергетики, Россия всегда старалась подставлять дружеское плечо МАГАТЭ. Самый недавний пример — сплоченные усилия Агентства и России по постепенному восстановлению авторитета мирного атома после аварии на японской АЭС «Фукусима-1».

Кроме того, Россия вносит осязаемый вклад в дело последовательного формирования новой архитектуры международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. На территории России в Ангарске функционирует Международный центр по обогащению урана. При нем под управлением МАГАТЭ создан гарантийный запас низкообогащенного урана, которым уже сегодня может воспользоваться любое государство — член Агентства, соблюдающее свои нераспространенческие обязательства.

Международное агентство по атомной энергии

Устав МАГАТЭ был утверждён на учредительной конференции в Нью-Йорке 26 октября 1956 года и вступил в силу 29 июля .

Post grades

Similar to other United Nations agencies, the IAEA offers its international professional staff the following career steps:

P-1 to P-3 levels

At the P-1/P-2 junior/entry level, the principal goal of staff members is to demonstrate expertise by participating in the execution of programmes and projects, moving in the course from apprenticeship to higher levels of responsibility.


As a P-3 professional, staff members launch and develop particular facets of the IAEA programme and gain further professional experience.

Necessary qualifications:

  • University degree (or equivalent graduate degree)
  • No/two/five years of experience in a field of relevance to the post, respectively
  • Strong analytical skills
  • Computer skills: standard Microsoft Office software
  • Languages: fluency in English. Working knowledge of other official languages of the IAEA (Arabic, Chinese, French, Russian, Spanish) is advantageous
  • Ability to work effectively in multidisciplinary and multicultural teams
  • Ability to communicate effectively

P-4 to P-5, D levels

Two paths are open at the P-4 and P-5 levels: taking on managerial responsibilities or carrying out functions in a highly specialized field of expertise. Those with managerial responsibilities function as head of a unit or section, or as director (D level) of a division. They directly participate in the preparation and execution of the IAEA’s strategy, manage a budget and assume a leadership role.

Necessary qualifications:

Деятельность

МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей

Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году

МАГАТЭ и нераспространение ядерного оружия

Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ — обеспечение нераспространения ядерного оружия . По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия.

С заключением ДНЯО его участники, не обладающие ядерным оружием, обязались заключить с Агентством соглашения, которые предусматривают осуществление контроля МАГАТЭ в отношении всей их мирной ядерной деятельности.

Департамент гарантий, созданный в рамках Секретариата МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными установками и материалами путём изучения соответствующих учётных документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых точках» установок. В этих целях широко практикуется направление инспекторов на места.

Средства анализа и оценки безопасности

В разные годы МАГАТЭ разработало следующие средства анализа и оценки безопасности:

МАГАТЭ разрабатывает также руководства и рекомендательную нормативную документацию:

Вклад МАГАТЭ в научную работу

МАГАТЭ постоянно созывает научные конференции и контролирует передачу ядерных материалов. Организация разработала ряд систем оценок безопасности, например:

сбор и анализ данных об авариях, несчастных случаях и инцидентах на атомных электростанциях стран-участников МАГАТЭ; шкала экстренных ядерных событий, обозначающая уровень важности тех или иных инцидентов; группа экспертов эксплуатации, задача которых — улучшить условия эксплуатации ядерных объектов, передавая свой собственный опыт и знания работникам энергетического сектора; нормы ядерной безопасности.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС эксперты МАГАТЭ предложили ряд отчётов и материалов, призванных установить причину катастрофы. Согласно этим документам, к аварии привели конструктивные дефекты энергоблока и халатность персонала.

Этические нормы в закупочной деятельности и Кодекс поведения

МАГАТЭ проявляет абсолютную нетерпимость к мошенничеству, коррупции и связанными с ними формами неправомерного поведения среди своих сотрудников. Сотрудники МАГАТЭ должны соответствовать самым высоким стандартам эффективности, компетентности и добросовестности, которые должны быть присущи международным гражданским служащим. Кодексом поведения строго запрещены предложение или принятие любых взяток, подарков, услуг, развлечений, денег взаймы или чего-либо ценного от кого-либо, ведущего бизнес с МАГАТЭ. В МАГАТЭ действуют всеобъемлющие стратегии применения таких стандартов. Деятельность МАГАТЭ соответствует общим принципам рационального управления финансами и рисками. МАГАТЭ привержено принципам добросовестного управления и прозрачности.

Кроме того, поставщики, которые хотят установить коммерческие отношения с МАГАТЭ или уже сотрудничают с ним, обязаны соблюдать Кодекс поведения поставщиков ООН, а также любые другие этические требования, предусмотренные в тендерной и/или контрактной документации МАГАТЭ.

Стажировки и научные командировки

Программа технического сотрудничества МАГАТЭ предусматривает возможность организации стажировок и научных командировок в рамках того или иного проекта технического сотрудничества. Научные командировки являются краткосрочными и предназначены для старших сотрудников и специалистов, а стипендии предоставляются на более длительный срок и предназначены для молодых сотрудников с меньшим опытом работы.


С помощью стажировок оказывается поддержка развитию людских ресурсов, которые требуются на национальном уровне в области мирного применения ядерных наук и технологий. Стажировки обычно предоставляются сроком до одного года выпускникам университетов или эквивалентных учебных заведений, а также техническому персоналу в соответствующих областях, и в основном представляют собой профильное обучение на рабочих местах.

Научные командировки организуются для старших сотрудников, с тем чтобы они могли изучить уровень развития ядерной науки и техники, организационные аспекты и основы оказания специализированных услуг, функционирования учебных программ и школ в области ядерной науки, или наблюдать за ходом исследований. Такие командировки расширяют научный кругозор и повышают организаторские способности специалистов в развивающихся странах; их продолжительность не превышает двух недель.

Ссылки

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

Стр.722, Международное право: Учебник/ответственный редактор Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Международные отношения, Юрайт- Издат., 2007, 816с.

ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/official documents

ec.europa.eu/energy/en/topics/nuclear-energy

Новым председателем Комиссии был избран заместитель Министра энергетики Республики Беларусь М.И.Михадюк. Данное решение вступило в действие с 1 января 2015 года.

Участники: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.

1. Экспертная группа по координации выполнения Рамочной Программы в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года.

2. Методологическое обеспечение реализации проектов в рамках деятельности Комиссии

4. Гармонизация нормативной правовой и нормативно-технической базы в области мирного использования атомной энергии государств — участников СНГ. Рабочая группа в настоящее время разрабатывает две концепции: Концепцию комплекса соглашений и других нормативных актов, устанавливающих требования к контролю поставок продукции для атомных отраслей государств-участников СНГ и Концепцию создания межгосударственного интеграционного центра по сбору, анализу информации и методическому обеспечению вопросов нормативного правового и нормативно-технического регулирования в области мирного использования атомной энергии.

5. Адаптация и внедрение в странах СНГ международных стандартов в области применения промышленных радиационных технологий и обеспечения радиационной безопасности.

6. Создание системы управления интеллектуальной собственностью в области мирного использования атомной энергии с целью формирования и эффективного использования интеллектуального капитала государств – участников СНГ.


С этим читают