Тела падали в огороды и дома. со дня крушения «боинга» на донбассе прошло пять лет

9 марта мы узнаем все о сбитом «Боинге»?

— Вы думаете, что суд будет справедливый, объективный, независимый?


— Так Россия сразу же показала все эти карты. Американцы сказали, но так ничего и не показали до сего момента. Они только продолжали говорить, что у них есть доказательства, но это очень секретно, поэтому они не могут их показать. Почему не показать?

Беседовала Инна Новикова

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах во

Сбитый «Боинг»: почему нет решения

— Андрей Николаевич, с 2014 года прошло уже много времени, была масса всякой противоречивой информации про сбитый «Боинг МН-17».

— Когда пролетел челябинский метеорит, за 13 секунд было сделано огромное количество снимков и видеозаписей, все сразу узнали, как все это было. А здесь очень много всяческих заявлений, но следствие многократно продлевалось, какие-то доказательства не принимало, другие скрывало и т. д.

И недавно платформа Bonanza Media опубликовала еще четыре документа, которые касаются этого дела. В одном из них сообщается, что нидерландская разведка приходит к выводу, что не обладает информацией о нахождении ЗРК «Бук» вблизи места крушения. Но вопрос, конечно, не только в этих документах.

Вообще, как вы оцениваете, когда-то будет известна правда об этой трагедии?

А можно ли их судить?

Из четырех обвиняемых как-то взаимодействовать с судом согласился лишь россиянин Олег Пулатов. Его на заседаниях представляют два адвоката из Нидерландов. На первых слушаниях присутствовала и его российский адвокат Елена Кутьина.

МН17: следствие назвало имена подозреваемых. Кто они?

В ходе слушаний прокуратура предположила, что защита Пулатова может выдвинуть тезис, что его вообще нельзя судить, поскольку он являлся участником боевых действий и выполнял приказы своих командиров. По Женевской конвенции, комбатанты при определенных условиях могут быть освобождены от юридической ответственности за свои действия во время войны.

Однако такая неприкосновенность дается только лицам в форме, открыто носящим оружие и представляющим собой организованную государственную структуру, которая может гарантировать соблюдение прав человека.

Чтобы военный получил иммунитет комбатанта, нужно, чтобы:

им командовало государство, открыто участвующее в международном конфликте. В конфликтах государства с вооруженными группами разговора о такой неприкосновенности идти не может;

в подразделении имелась военная дисциплина;

этот военный и его сослуживцы носили форму со знаками различия и отличались от мирного населения;

это воинское формирование не нарушало гуманитарное право и не совершало военных преступлений;

Причем должны быть соблюдены все эти условия.


Поскольку Россия последовательно отрицает участие в конфликте, а существование ДНР как государственного образования не признает ни Москва, ни Киев, ни ООН — Пулатов и другие обвиняемые не могут получить иммунитет комбатанта.

Более того, как сообщили в суде, Москва предлагала Нидерландам взять на себя суд над тремя россиянами (Пулатовым, Гиркиным и Дубинским). Россия готова была судить их по обвинению в причастности к убийству по уголовному праву.

По версии прокуратуры Нидерландов, Гиркин, Дубинский, Пулатов и Харченко выполняли организационную и вспомогательную роль в перевозке «Бука» по территории, контролируемой ДНР, и его последующей эвакуации в Россию. Подробности того, что именно они могли делать, прокуратура Нидерландов должна обнародовать в ходе следующих заседаний. При этом подсудимых не обвиняют в том, что они могли нажать кнопку пуска ракеты или отдать приказ на такой пуск.

Image caption Следующее заседание суда состоится 22 июня

В МИД России ранее заявляли, что следователи JIT действуют политизировано, предвзято и однобоко, а суд должен в полной мере учитывать доводы всех сторон, а не только аргументы обвинения.

Откуда стреляли?

По данным, полученным от производителя «Буков» — концерна «Алмаз-Антей», максимальная дальность полета ракеты этого ЗРК — 36 километров. Значит, точка пуска ракеты должна находиться в радиусе не далее 36 км от последней точки транспондера MH17.

Помимо основной версии (пуск близ села Первомайское на территории, контролируемой ДНР), рассматривались и варианты пуска ракеты из других точек: близ Амвросиевки, Енакиево, с фабрики севернее Снежного, а также близ села Зарощенское. Все эти варианты оказались несостоятельными — либо место пуска никак не сходилось с допустимой траекторией полета ракеты, либо свидетели из числа местных жителей и бывших боевиков так называемой ДНР опровергли возможность пуска из этих точек.

Media playback is unsupported on your device Июль 2014-го. Над Украиной сбит малазийский «Боинг». Пресса отправляется на место трагедии

Расчеты голландских и бельгийских экспертов, в том числе с использованием данных концерна «Алмаз-Антей», показали, что с учетом характера повреждений «Боинга» МН17 и характеристик ракеты «Бук» пуск из-под Зарощенского был бы невозможен. Найти свидетелей пуска ракеты из-под Зарощенского также не удалось. Российские журналисты, говорившие с жителями села Зарощенское, сообщали, что пуска ракеты не слышали, а район и вовсе контролировался силами ДНР.

Украинские власти предоставили Нидерландам информацию о положении всех своих установок «Бук» на июль 2017 года. Эти данные совпали с информацией, полученной военной разведкой Нидерландов. Таким образом, следствие отбросило версию о том, что «Боинг» МН17 мог быть сбит «Буком» вооруженных сил Украины. Голландские следователи также установили, что единственной точкой пуска ракеты может быть поле недалеко от города Снежное, находившееся под контролем формирований ДНР.

Следствие: «Боинг» над Украиной сбили из «Бука» российской 53-й бригады

По данным следователей, «Бук» был привезен под Снежное из России. Москва отрицает причастность к крушению рейса МН17 и скептически относится ко всем заявлениям Объединенной следственной группы.

Маршрут, по которому двигался «Бук» на территории, контролируемой ДНР, был детально восстановлен по показаниям свидетелей, многие из которых были бывшими участниками формирований ДНР, а также по биллингу сотовых телефонов группы людей, которые постоянно находились рядом с установкой. Все это подтверждалось и данными телефонных переговоров сепаратистов, которые были перехвачены и записаны СБУ. Многие участники тех переговоров, в том числе и командиры ДНР, признавали подлинность этих записей.

В 2018 году минобороны России заявило, что ракета, которой был поражен МН17, была произведена в СССР и передана на территорию современной Украины еще в 1986 году. Внимательно изучив предоставленные Россией документы, следователи заметили, что производственный номер ракеты, о которой говорила Москва, не совпадает с номером ракеты, обломки которой были обнаружены на месте падения малазийского «Боинга». А в самих документах есть ряд исправлений и приписок.

Другой самолёт: версия номер 2

Неунывающее российское телевидение очень скоро заявило, что у него есть новая убийственная улика.

Image caption Четыре месяца спустя после катастрофы MH17 российский Первый канал показал удивительную спутниковую фотографию

Через четыре месяца после катастрофы Первый канал показал удивительную спутниковую фотографию, на которой был уже другой самолёт — сверхзвуковой истребитель, вроде бы МиГ-29, причём снимок, как утверждалось, был сделан в тот самый момент, когда этот боевой самолёт выпустил ракету по малайзийскому «Боингу».

Эта версия была развенчана сразу, как только продемонстрированные российским каналом картинки попали в интернет.

Процесс разоблачения возглавил Элиот Хиггинс, блогер из бывших клерков, который создал сайт онлайн-расследований Bellingcat всего за три дня до катастрофы MH17.

Хиггинс и его добровольные помощники запоздозрили, что эти картинки — подделки, составленные из разных фотографий с разных сайтов. Истребитель был больше похож на Су-27, чем на МиГ-29, а силуэт «Боинга-777» на фото оказался «вклеен» в неправильном положении. Пропорции тоже оказались очень сильно нарушены.

«Исходя из расстояния между камерой и землей, этот самолет должен быть шесть километров длиной, — говорит Хиггинс. — Или же, если это нормальный самолет, то он должен был быть в 300 метрах от камеры спутника».

Что дальше?

В 2019 году следователи назвали обвиняемых в причастности к крушению «Боинга». Это граждане России Игорь Гиркин (экс-министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики), Сергей Дубинский, Олег Пулатов и гражданин Украины Леонид Харченко. Следствие считает, что никто из четырех лично не участвовал в запуске ракеты, однако они причастны к доставке зенитно-ракетного комплекса на Донбасс.

Игорь Гиркин (Стрелков) Гражданин России, был полковником Федеральной службы России, на момент крушения «Боинга» на Донбассе — министр обороны самопровозглашенной ДНР. С августа 2014 года Гиркин находится в России. Прокуратура Нидерландов отмечала, что Гиркин, будучи военным офицером, поддерживал связь с РФ. Сергей Дубинский (Хмурый) Гражданин РФ, бывший офицер ГРУ. В 2014 году был главой разведки ДНР, заместителем Гиркина. Нидерланды утверждают, что он также поддерживал регулярные контакты с официальными лицами в России. По данным Bellingcat, именно он попросил доставить «Бук» на Донбасс для помощи сепаратистам. Олег Пулатов (Гюрза) Гражданин России, бывший офицер спецподразделения российской военной разведки. В 2014 году был замначальника разведывательной службы самопровозглашенной ДНР, подчиненным Дубинского. Леонид Харченко (Крот) Гражданин Украины. По данным следователей, получал приказы непосредственно от Дубинского. В июле 2014 года был командиром боевой части в Донецкой области.

Игорь Гиркин (Стрелков) Гражданин России, был полковником Федеральной службы России, на момент крушения «Боинга» на Донбассе — министр обороны самопровозглашенной ДНР. С августа 2014 года Гиркин находится в России. Прокуратура Нидерландов отмечала, что Гиркин, будучи военным офицером, поддерживал связь с РФ.Сергей Дубинский (Хмурый) Гражданин РФ, бывший офицер ГРУ. В 2014 году был главой разведки ДНР, заместителем Гиркина. Нидерланды утверждают, что он также поддерживал регулярные контакты с официальными лицами в России. По данным Bellingcat, именно он попросил доставить «Бук» на Донбасс для помощи сепаратистам.Олег Пулатов (Гюрза) Гражданин России, бывший офицер спецподразделения российской военной разведки. В 2014 году был замначальника разведывательной службы самопровозглашенной ДНР и одним из депутатов Дубинского.Леонид Харченко (Крот) Гражданин Украины. По данным следователей, получал приказы непосредственно от Дубинского. В июле 2014 года был командиром боевой части в Донецкой области.

На арест подозреваемых выдано четыре ордера, они объявлены в международный розыск, однако запрос на их экстрадицию следователи делать не намерены, т. к. законы России и Украины не предусматривает такой возможности.

Два фигуранта — Гиркин и Дубинский — уже заявили, что не намерены давать показания в суде, так как «не о чем».

Генпрокурор Украины Юрий Луценко обещал, что в стране постараются задержать Леонида Харченко, чтобы он предстал перед судом. В МИД РФ снова назвали обвинения голословными.


Теперь следствие сосредоточено на установлении личности тех, кто был в экипаже «Бука», и тех, кто принимал решение о запуске ракеты. Следствие интересует цепочка людей, принимавших решение.

Доказательства против обвиняемых будут представлены в суде. Его профинансируют Нидерланды, Австралия, Бельгия, Малайзия и Украина, соответствующий договор они подписали в начале 2019 года. Слушания начнутся в марте 2020 года в Окружном суде Гааги. Следователи заявили, что суд пройдет вне зависимости от того, будет ли там представлен кто-то из обвиняемых. Для первой части судебного разбирательства здание суда зарезервировано на период с 9 по 13 марта и с 23 по 27 марта. В прокуратуре Нидерландов отмечали, что первая часть судебного процесса не будет содержать существенных деталей уголовного дела.

Памятный знак о жертвах крушения «Боинга» на Донбассе установлен на месте падения в поселке Грабово Донецкой области. Фото: Reuters

Для написания материала использованы данные из открытых источников, в том числе «Комсомольская правда», «Настоящее время», Радио «Свобода», The Sydney Morning Herald, Интерфакс, Иносми.

Другой самолёт: версия номер 1

Версия о том, что «Боинг» был сбит боевым самолётом, а не ракетой, распространилась по интернету. Одним из тех, кто занялся поиском улик, стал журналист-фрилансер из Берлина Билли Сикс.

Он провёл на Украине четыре месяца и поговорил более чем с сотней людей в районе крушения лайнера. Семь из них сказали ему, что в день катастрофы они видели боевой самолёт, а один — что он видел даже ракету, пущенную этим самолётом.

Сам Билли думает, что «Боинг» был сбит двумя боевыми самолётами: один стрелял из пушки, другой выпустил ракету.

Image caption Среди пассажиров сбитого над Донбассом «Боинга» было 80 детей

Олег Втулкин, боец сепаратистского ополчения, был первым фотографом, оказавшимся на месте катастрофы. Он уверяет, что никакой ракеты, запущенной с их стороны, не было, потому что в противном случае её бы все увидели.

Втулкин в тот день других самолётов не видел, а вот Наташа Воронина утверждает, что видела.

Она сидела прямо под тем местом, где развалился в воздухе рейс MH17. Она собирала урожай, как раз присела отдохнуть, и тут услышала взрыв. Наташа посмотрела наверх, увидела чёрный дым и — по её описанию — «два самолёта, маленьких, как серебристые игрушки», летевших в разных направлениях.

Однако западные военные специалисты подняли на смех российское министерство обороны с его заявлением, что «Боинг» был сбит украинским Су-25.

Ник де Ларринага, европейский редактор военного журнала IHS Jane’s Defence Weekly, говорит, что это «полный абсурд». Су-25, объясняет Ник де Ларринага, это штурмовик, предназначенный для того, чтобы уничтожать танки и другую технику с небольшой высоты.

Это по сути «летающий танк», при этом его кабина не герметизирована, и он не рассчитан на то, чтобы летать на больших высотах и сбивать там другие самолёты. Между тем малайзийский «Боинг» летел на высоте 10 километров.

Image caption В небе над Донбассом погибли 80 детей из разных стран

Российскую прессу эти доводы не остановили. Слоган телеканала RT (Russia Today) — «Больше вопросов» — точно отражает тактику Кремля.

Яна Ерлашова, сотрудница телеканала RT и автор фильма о катастрофе MH17, нашла множество свидетелей, которые заявили, что видели другие самолёты.

«Я не навязываю какие-то версии, я просто рассказываю, что говорят люди», — говорит Ерлашова.

При поддержке российских воздушных сил Ерлашова поставила уникальный эксперимент и показала, что Су-25 может забраться на высоту в 10 километров.

Однако этот бронированный штурмовик может вскарабкаться на такую высоту только без вооружения. А если бы он выстрелил на такой высоте, то сорвался бы в штопор.

А кроме того, как поясняет Ник де Ларринага, Су-25 гораздо медленнее «Боинга-777», то есть он просто не смог бы его догнать.

Ах да, ещё одна деталь: Су-25 вооружён маленькими теплонаводящимися ракетами ближнего боя, которые не рассчитаны на то, чтобы сбивать самолёты на большом расстоянии.

Если этих разъяснений недостаточно, то вот ещё одно: эксперты голландского Совета по безопасности установили, что в фюзеляж «Боинга» попало около 800 поражающих элементов. Это явно указывает на мощную ракету земля-воздух. Боевая часть ракеты «Бук» весит 70 кг и намного мощнее, чем боевые части ракет воздух-воздух.

Как же быть со свидетелями, которые говорят, что видели другие самолёты рядом с MH17 во время катастрофы?

Я говорил с людьми, которые чётко видели момент крушения «Боинга» и так же уверенно заявляют, что не видели никаких других самолётов.


Кроме того, мы знаем, что «Боинг» развалился в воздухе на несколько крупных частей, которые разлетелись по разным траекториям. С земли они вполне могли показаться другими самолётами.

А что делать с заявлением российских военных, что на радаре мелькнул другой самолёт? Дэвид Глив, занимавшийся расследованием авиакатастроф, объясняет, что когда самолёт разваливается в воздухе, он ещё какое-то время может передавать сигнал на радары. А если самолёт потерял, например, хвост, то он может изменить направление полёта.

2017 год

15 февраля. Bellingcat опубликовала доклад, посвященный вероятному организатору перевозки на Донбасс комплекса «Бук», который сбил Boeing 777. В отчете утверждается, что этим вопросом занимался отставной офицер Главного разведывательного управления РФ Сергей Дубинский (позывной Хмурый).

17 февраля. Человек, который упоминается в Bellingcat «Идентификация Хмурого» как вероятный организатор перевозки на Донбасс «Бука», отрицает свою причастность к трагедии.

15 июля. Украина призвала Совбез ООН выполнять резолюцию о содействии в деле MH17.

8 декабря. Bellingcat и The Insider раскрыли имя ключевого фигуранта дела. Они сообщили, что это главный инспектор Центрального военного округа России, генерал-полковник Николай Ткачев.

Испанский диспетчер

17 июля 2014 года в 19 часов по московскому времени новостной телеканал LifeNews сообщил о «новой победе донецких ополченцев», которым якобы удалось подбить очередной транспортный самолет Ан-26 ВВС Украины. На этот раз — около города Торез.

«Все произошло около пяти часов вечера по московскому времени. Над городом пролетал Ан-26, внезапно в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет начал падать», — отметила ведущая, комментируя любительское видео с места событий. Новость тут же подхватили многие новостные сайты и телеканал «Россия 24».

Однако менее чем через час выяснилось, что на кадрах, показанных в эфире российских телеканалов, был вовсе не Ан-26, а малайзийский «Боинг», летевший в Куала-Лумпур из Амстердама.

В первые часы после подтверждения информации о сбитом пассажирском лайнере в небе над Украиной российские СМИ отвергали возможность причастности к катастрофе донецких сепаратистов.

«Специалисты уверяют: сбить лайнер теми средствами, что есть в распоряжении повстанцев, так высоко невозможно», — сообщил корреспондент программы «Время» на Первом канале.

«Самолет упал в районе населенного пункта Грабово, что неподалеку от поселка Снежное, которое позавчера как раз и бомбили, интенсивно очень бомбили украинские ВВС», — отметил журналист телеканала «Россия».

Параллельно с этим в СМИ начали активно распространяться альтернативные теории, в том числе конспирологические. Поздно вечером 17 июля русскоязычный сайт телеканала RT опубликовал твит «испанского диспетчера» в Киеве о том, что за несколько минут до крушения Боинга рядом с ним были замечены украинские военные самолёты.

Сообщение вскоре подхватил телеканал «Россия-24», а также ряд интернет-изданий. Вскоре Твиттер-аккаунт «диспетчера» был признан фейком и заблокирован.

Image caption В российских СМИ даже появлялась версия о том, что целью был не малайзийский «Боинг», а самолет российского президента

2014-2016: между «Буком» и Су-25

В течение следующих нескольких лет Кремль колебался между теориями об украинском военном самолете и украинском «Буке».

Российская новостная программа «Вести» в октябре 2014 года сняла эксперимент в рамках документального фильма, в котором пыталась доказать, что MH17 был сбит не ракетой «Бука», а из пушки Су-25. Кадры этого «эксперимента» также вошли в документальный фильм RT об MH17.

В июне 2015 года Следственный комитет Российской Федерации поделился информацией о «свидетеле», рассказавшем, что ответственность за сбитие MH17 несет украинский пилот (капитан Владислав Волошин).

Одновременно с заявлениями, что MH17 сбил украинский самолет из пушки и/или ракетой «воздух-воздух», те же самые российские государственные новостные программы продвигали противоположную теорию о том, что пассажирский самолет был сбит ракетой украинского «Бука». 19 июля 2015 года программа «Вести» опубликовала 11-минутный репортаж с рассказом украинского свидетеля по имени Сергей. Этот человек, проживающий в селе в Донецкой области, утверждает, что видел украинскую военную технику к югу от Зарощенского (это заявление рассматривается более подробно далее в этой статье).

«Украинского военного телевидения» с украинскими «Буками» от 16 июля 2014 года. Однако в этом репортаже не упоминается, что эти кадры были сняты за несколько недель до того в тыловом лагере сил АТО в Харьковской области, а не на фронте и не рядом с местом падения MH17.

После девяти минут изложения кремлевский версии о том, как MH17 был сбит украинским «Буком», в репортаже внезапно начинают рассказывать о том, как MH17 сбил украинский пилот Су-25 капитан Владислав Волошин. Сразу после этого в репортаже упоминается пост в ЖЖ, в котором говорится, что Украина сбила MH17 израильской ракетой «воздух-воздух». Противоречия различных версий в этом кратком репортаже так и не разрешаются. Суть информационной стратегии Кремля по сбитию MH17 можно описать в двух твитах, написанных в один и тот же день аккаунтом российского посольства в Великобритании:


С этим читают