Символы маори и их значение

Pikuroa — перекрученная спираль

символизирует единство, связь и взаимоотношения, бесконечность.


Пожалуй, это один из самых популярных символов у маори. Бывают спирали, перекрученные один раз, дважды и даже трижды.

Pikuroa, закрученная один раз, обозначает беспрерывно возникающие перед человеком жизненные пути. Она символизирует тесную взаимосвязь между двумя людьми (а если спираль закручена трижды — между группой людей, сообществами и целыми культурами), преданность и дружбу.

Спираль с одним заворотом обозначает духовное единение двух людей в вечности. Какими бы путями не пошли два человека, они всегда останутся связанными крепкими узами и будут возвращаться друг к другу.

Если вы дарите амулет в форме одиночной перекрученной спирали близкому человеку, вы тем самым выражаете ему свою дружбу, преданность и любовь.

Спирали, перекрученные дважды и трижды, аналогичным образом указывают на взаимосвязь между группами людей и культурами. Традиционно мори дарили двойные и тройные перекрученные спирали дружественным племенам. В период колонизации Новой Зеландии такие спирали маори преподносили в дар европейцам как символ добрых намерений.

Символ двойной перекрученной спирали служит указанием на так называемые “три корзины знаний”.

Согласно легенде, «три корзины знаний» преподнес людям бог Тане — бог лесов, птиц и прародитель человечества, сотворивший первого человека Тики. В этих корзинах содержалось все, что необходимо было людям для жизни.

Литература

  • М. В. Зарва. . Gramota.ru (2001).
  •  (англ.). Polynesian Lexicon Project Online. — «Indigenous, ordinary, natural; mortal man as opposed to supernatural beings; indigenous (of people) as opposed to incomers; fresh (water) as opposed to salt». Дата обращения 14 октября 2015.
  • Rawinia Higgins, Basil Keane.  (англ.). Te Ara — the Encyclopedia of New Zealand (23 September 2015). Дата обращения 14 октября 2015.
  • Carl Walrond.  (англ.). Te Ara — the Encyclopedia of New Zealand (17 March 2015). Дата обращения 15 октября 2015.
  • Carl Walrond.  (англ.). Te Ara — the Encyclopedia of New Zealand (22 September 2012). Дата обращения 15 октября 2015.
  •  (англ.). Encyclopædia Britannica Online (2015). Дата обращения 14 октября 2015.
  • U.S. Census Bureau.  (англ.) (XLS) (2010). Дата обращения 15 октября 2015.

Встреча с европейцами

Менее чем через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Осталось известным имя голландского мореплавателч Абеля Тасмана. Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: местные жители напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, с удовольствием съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Раздосадованный происшествием Тасман назвал это место Бухтой убийц.

Вновь нога европейца ступила на новозеландскую землю только спустя 127 лет: в 1769 году сюда прибыла экспедиция Джеймса Кука, которая положила начало колонизации Новой Зеландии англичанами. Сам Джеймс Кук избежал зубов маори, однако был убит и съеден другим полинезийским народом — гавайцами.

К 1830 году численность европейцев в Новой Зеландии достигала 2 тысяч при 100 тысячах маори. Маори традиционно не имели товарно-денежных отношений и торговли, но практиковали товарообмен. Англичане выменивали у местных земли в обмен, например, на огнестрельное оружие.

В период между 1807 и 1845 годами между племенами Северного острова Новой Зеландии вспыхнули так называемые Мушкетные войны. Толчком к конфликту стало распространение  огнестрельного оружия — мушкетов. Северные племена, в частности, давние соперники Нгапухи и Нгати Фатуа, первыми получили от европейцев огнестрельное оружие и нанесли друг другу и соседним племенам значительный урон. Всего в этих войнах погибло 18 с половиной тысяч маори, т.е. приблизительно пятая часть всех коренных жителей Новой Зеландии. К 1857 году в Новой Зеландии насчитывалось лишь 56 тысяч маори. Помимо войн, большой ущерб местному населению нанесли болезни, завезенные европейцами.

В 1891 году коренные жители составляли всего лишь 10% населения Новой Зеландии и им принадлежало 17% земли, в основном низкопробной. В 30-е годы 20-го века численность маори стала увеличиваться, во многом благодаря введеному для маори семейному пособию, выдаваемому при рождении ребенка.

Великобритания-«матушка спасительница»


В 1840 году Великобритания и часть вождей племён маори подписали письменный договор, получивший название Договор Вайтанги, в соответствии с положениями которого маори передавали Новую Зеландию под опеку Великобритании, но сохраняли свои имущественные права, а Великобритания получала исключительное право на покупку у них земельных угодий. Однако и после подписания договора между маори и англичанами возникали военные стычки.

Традиционная хозяйственная деятельность

Традиционное занятие — подсечно-огневое земледелие. Культуры — таро, ямс, батат. Собака была единственным домашним животным. Охотились на моа (они вымерли только в XVII—XVIII веках). Большая часть современных жителей занята в сельском и лесном хозяйстве.

Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать.

Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.

Культура маори

Согласно некоторым данным, маори не всегда исповедовали культ войны. Воинственность они приобрели в результате климатических изменений и ряда тектонических катастроф, приведших Новую Зеландию к резкому сокращению биоресурсов. Впрочем, возможно, главной причиной стали сами маори, истребившие или сократившие местные популяции, что не знали столь крупных и хищных млекопитающих до прихода человека, а потому и не выработали защиту.

Ограничение ресурсов привело к войнам, которые быстро укоренились в культуре и социальной структуре. Маори начали строить укрепленные поселения, развивать тактику, совершенствовать оружие. Контакты с европейцами, особенно с китобоями, которых не особенно заботили этические вопросы, открыли перед маори новые горизонты. Культура возделывания картофеля позволила создавать стратегические запасы продовольствия, а огнестрельное оружие привело к революционным изменениям в военном деле. Начались так называемые «мушкетные войны» — бесконечная череда междоусобных стычек, которая продлилась с 1807 по 1847 год. В 1835 году несколько групп маори совершили набег на остров Чатем, истребив или обратив в рабство живущее там родственное племя мориори.

Мушкетные войны закончились лишь с появлением нового врага — Британской короны. Упорное сопротивление колонизации хоть и было обречено на поражение в военном смысле, в политическом привело к результату. За племенами сохранились земельные владения, а сами маори получили равноправие с колонистами, что для 19 веке было редкостью. Имущественное расслоение долгое время оставляло коренных обитателей вне политической жизни, но в 1867 году на землях маори были созданы четыре избирательных округа (позже их число увеличилось до 7), и народ получил представительство в парламенте.

Другие символы маори в форме птиц — huia, kaka, torea

К числу птиц, которые по значимости имеют для новозеландцев значение близкое национальному символу — птице киви — относятся птицы разноклювая гуайя (huia), попугай кака (kaka) и кулик-сорока (torea). Их изображения очень часто появляются на произведениях искусства, созданных маори.

Амулеты torea из кости

Длинные перья птицы huia в прежние времена использовались для украшения головных уборов вождей племен маори. Сейчас дизайн в форме huia чаще всего можно увидеть на резных шкатулках из дерева.

Kaka poria — это маорийское название для гигантского попугая кака (Nestor meridionalis), имеющего зеленовато-коричневое оперение. Маори, которые использовали кака в качестве пищи и как приманку для поимки других птиц, ловили этих попугаев при помощи специальных колец. В диаметре такие кольца могли достигать 46 см. Когда кольца не использовались, их носили как амулеты. Особенно ценными считались амулеты в форме кольца кака, вырезанные из зеленого камня.

Torea — это маорийское название кулика-сороки. Амулеты в форме torea символизируют любовь к океану и связь океана с землей. Этот талисман помогает его обладателю найти жизненный путь.

Традиции маори


Одна из древнейших традиций этого племени – особое приветствие. При встрече в племени маори было принято соприкасаться носами. Интересно, что этот обычай присутствует и по сей день.

Один из уникальных элементов культуры – боевой танец, посредством которых предки современных жителей Новой Зеландии пытались призвать на помощь духов. Сегодня он запатентован – авторские права на исполнение этого танца принадлежат представителям племени.

Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.

Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека.

Ханги (hangi) — маорийские земляные печи

Традиционным способом приготовления еды у маори было приготовление в земляной печи, так называемой hangi. В районах, где было много термальных источников, особенно в районе Роторуа, маори также использовали природные кипящие озера и пар.

Печь hangi — это своего рода природная печь. Она представляет собой яму, вырытую под землей. На дно этой ямы выкладывались крупные, раскаленные добела камни, Поверх них — еда — овощи или мясо, завернутые в пальмовые листья. Все это накрывалось сверху тканью и слегка присыпалось землей для лучшего сохранения тепла. Поверх печи разводился костер.

Этот традиционный способ приготовления пищи нередко используется и в наши дни при проведении особых торжеств. В таких случаях ингредиенты блюд берутся тоже традиционные. Попробовать еду, приготовленную в печи hangi, туристы могут в рамках различных программ знакомства с культурой маори. Также в некоторых отелях эти блюда представлены в меню.

Кстати, и сами маори в печах ханги готовили, как правило, для совместных трапез и сразу на все племя. Например, при традиционном праздновании Матарики (маорийского Нового года), маори и по сей день готовят в печах ханги. А вот в обычное время семьи предпочитали готовить более простым, быстрым и менее трудозатратным способом — в горшках на костре.

Маорийская земляная печь hangi

Еще немного любопытных цифр

Все та же перепись 2018 года показала, что 71.7% жителей Новой Зеландии родились на территории страны, а 28.3% — за ее пределами. То есть, утверждение, что Новая Зеландия — это страна мигрантов, полностью соответствует действительности.

Прошлая отметка численности населения в 4 миллиона человек была преодолена 17 лет назад, в далеком 2003 году. Однако этот промежуток в 17 лет оказался рекордно коротким по сравнению с другими периодами. Ранее численность населения Новой Зеландии менялась следующим образом:

  • 1908 год — 1 миллион
  • 1952 год — 2 миллиона
  • 1973 год — 3 миллиона
  • 2003 год — 4 миллиона

Ну и 2020 год — 5 миллионов. Как я уже упомянула в начале этой статьи, достижение отметки в 5 миллионов стало возможным во многом благодаря коронавирусу. В начале эпидемии новозеландцы начали активно возвращаться из-за рубежа и стали гораздо менее охотно выезжать за границу. Речь, конечно, о том времени, когда уехать еще было возможно. На момент написания этой статьи границы Новой Зеландии по-прежнему закрыты, регулярное коммерческое авиасообщение приостановлено.


Статистические данные показывают, что прирост за последний год (по март 2020 года) составил примерно 42 800 человек, причем, большинство приехало в период с декабря 2019 по март 2020 года. Впрочем, эксперты не исключают, что такой рост — явление временное. Показатель чистой миграции может упасть в случае, если границы останутся закрытыми, а мигранты, работающие в Новой Зеландии, будут уезжать из-за потери работы или окончания срока действия рабочих виз.

Улица Queen Street в Окленде

Поживем — увидим, конечно, но все же я рискну предположить, что после окончания эпидемии коронавируса интерес к иммиграции в Новую Зеландию, напротив, сильно возрастет. И есть все основания предполагать, что количество этнических групп, представленных в стране, еще больше увеличится.

Если вы захотите что-то добавить к статье, буду рада вашим комментариям!

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Политические движения маори

Флаг маори, предложенный в 1998 году

В 1850-х годах, по инициативе известного маорийского проповедника и просветителя Вирему Тамихана, была учреждена символическая должность короля маори. Не имея реальной власти, король (или королева) играет активную роль в общественной деятельности и отстаивании прав коренного народа как политический лидер, представляющий его интересы. Должность «короля маори» не установлена как наследственная; тем не менее, до настоящего времени все короли маори были прямыми потомками Потатау Те Фероферо, первого «короля маори».

В 1892 году маорийское движение <i>Те Котахитанга</i> создало для защиты прав своего народа Парламент маори, однако новозеландскому правительству удалось урегулировать споры с маори мирным путём, и в 1902 году этот парламент прекратил деятельность, а маори стали активно участвовать в новозеландской политике. Среди маорийских политиков важную роль играло семейство Мангакахиа (например, Мери Те Таи Мангакахиа была активной поборницей предоставления женщинам избирательных прав в начале XX века).

В XX веке видную роль в новозеландской политике сыграли маорийские деятели Джеймс Кэрролл и Апирана Нгата.

Известной представительницей народа маори является современная оперная певица Кири Те Канава.

В 1951 году в Веллингтоне была основана Лига «Благосостояние женщин-маори». Условия для создания лиги возникли в результате массового переселения маори из сёл в города Новой Зеландии. Президентом организации была выбрана Уина Купер. Через несколько лет отделения лиги открылись по всей Новой Зеландии. Лига занималась, в основном, обеспечением крова, здравоохранением и образованием женщин маори, оказавшихся в непривычной и трудной ситуации в результате переселения в города. К 1956 году лига насчитывала около 300 отделений, 88 окружных советов, и более 4000 членов.

В 1980-е годы благодаря давлению Лиги «Благосостояние женщин маори» и других организаций язык маори был признан одним из официальных языков страны, что было установлено .

7 июля 2004 года была основана Партия маори (маори Tōrangapū Māori) — политическая партия Новой Зеландии. Партия провозгласила 8 уставных «маори kaupapa» — партийных целей — и выступает, в частности, за отстаивание ценностей коренных народов и обязательное изучение культурного наследия коренного народа в новозеландских школах.

История изучения

«First Lessons in Maori» Леонарда Уильямса, 1930

Сведения о развитии языка до контакта с европейской цивилизацией получены при помощи реконструкций.

История изучения маори началась с первого контакта аборигенов с европейцами: Джеймс Кук записал несколько слов языка маори во время первого путешествия в Новую Зеландию в 1769—1770 годах. Первая посвящённая маори публикация (а также первая опубликованная запись на самом языке маори) — «A Korao no New Zealand! The New Zealanders First Book!»  — вышла в 1815 году. Среди других важных работы по маори XIX века — грамматический очерк Кендалла «A Grammar and Vocabulary of the Language of New Zealand» 1820 года, «Грамматика новозеландского языка» (англ. A grammar of the New Zealand language) (1842), «First Lessons in the Maori Language: With a Short Vocabulary» епископа (1862), а также «New and Complete Manual of Maori Conversation» монахини (1885). В XX веке количество публикаций увеличилось, появилось множество учебников: выпускает книгу «Let’s Learn Maori» (1969, это пособие ещё следует старой традиции), выходит «Te rangatahi. Book 1 : Māori language course» Ваитити Хоани Ретиманы, а также целая серия пособий Джона Мурфилда «Whanake» (1988, 1989, 1992, 1996). Все они содержат краткий грамматический очерк. Первое полное описание грамматики языка, озаглавленное «Maori», появляется только в 1993 году (автор — профессор Уинифред Бауэр).

Крупные лексикографические работы по маори — словарь Леонарда Уильямса «A Dictionary of the New Zealand Language» (1844), сборник песен жанра «ваиата» Апираны Нгаты и доктора Пеи Те Хуринуи «Nga Moteatea», а также ныне оцифрованный и доступный онлайн словарь .

В целом, как грамматика, так и лексика маори хорошо описаны, а первой серьёзной работой, описывающей язык, является диссертация Биггса 1961 года.

Духовная культура

См. также: Мифология маори

В целом, культура маори значительно отличается от культуры других полинезийцев, причина чему — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и своё, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племён.

Маори почитают общеполинезийских богов: Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Неизвестно, существовал ли этот культ ранее или же он был создан после контактов с европейцами, в противовес проникшему сюда христианству. Кроме богов, пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Основные понятия: атуа — «бог» или «дух» вообще, мана — «магическая сила», понатури — «демон, дух, обитающий в океане», кехуа — «призрак», копуваи — «чудовище с человеческим телом и головой собаки» и др. Тики — полинезийский Адам, Хина — полинезийская Ева. Мауи — культурный герой.

Распространены песни и танцы, существовали примитивные музыкальные инструменты. Известность получили два местных танца — хака и пои.

Известна настольная игра маори восточного побережья — му-торере.

Травы в кухне маори

Шеф-повар Чарльз Ройял (Charles Royal), маори по национальности, использует традиционные травы и продукты от местных производителей для создания собственного современного гастрономического стиля. Среди традиционных маорийских деликатесов, которые готовит Ройял, такие блюда как пирожки куку (kuku patties) с новозеландскими зеленогубыми мидиями (greenlip mussels) и медом манука (мед новозеландского чайного дерева), бурые водоросли (сушеные морские водоросли) и острые листья хоропито (новозеландский вид кустарникового перца). Он популяризировал сушеные травы, и теперь их стали использовать также и другие профессиональные повара.

Вопросы классификации

Пути миграции людей по Полинезии

Маори принадлежит к австронезийской языковой семье и является самым южным её представителем. Между тем, дальнейшая классификация необщепринята: традиционно все не-тайваньские австронезийские языки именовали малайско-полинезийскими, однако эта подсемья, вероятно, представляет собой множество родственных диалектных континуумов, и не все «малайско-полинезийские» языки произошли от одного общего предка.

Однозначно среди австронезийских выделяется только океанийская надветвь, к которой принадлежит и маори, произошедший от пратаитянского языка вместе с туамоту и другими таитийскими. Генетические отношения полинезийских языков отражают пути миграции людей, вышедших с Тайваня около 5000 лет назад, а Новая Зеландия была заселена позже остальных крупных островов Полинезии (около 1000 лет назад туда прибыли переселенцы с островов Кука и островов Общества), поэтому ближайшими к маори языками являются распространённые в непосредственной близости от Новой Зеландии кукский и таитянский.

Духовная культура

См. также: Мифология маори

В целом культура маори значительно отличается от культуры других полинезийцев, причина чему — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и своё, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племён. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Неизвестно, существовал ли этот культ ранее или же он был создан после контактов с европейцами, в противовес проникшему сюда христианству. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.

Распространены песни и танцы, существовали примитивные музыкальные инструменты. Известность получили два местных танца — хака и пои.

Известна настольная игра маори восточного побережья, му-торере.

Боги

Боги у маори те же, что и у полинезийцев, но детали пантеона и отношения внутри него существенно различаются.

Постоянные святилища богам обычно не строились, хотя отдельные уединенные места использовались для «связи» с ними и даже снабжались для этого крупными камнями. Шаманы и предсказатели обычно использовали «посох бога» для его персонализации. Неэффективный, отказывающий в помощи или слишком ленивый бог мог быть забыт, так как не исполнял свою функцию. Это касалось в основном второстепенных богов.

Верховным богом был Ио, однако о его существовании знали только посвященные. Перед посвящением в тайну Ио они должны были пройти длительное обучение в полной изоляции от соплеменников.

Другими наиболее важными богами были (миф приведен в следующем разделе):

  • Рангинуи — Небо
  • Папатуануку — Земля-Мать
  • Танэ — бог лесов
  • Тангароа — бог морей
  • Ронго — бог сельского хозяйства
  • Тафериматеа — бог ветра
  • Фиро — бог зла.

Семейное древо богов маори

Рангиотец небо Папамать земля
Туматауэнгабог войны Тафириматеабог погоды Танебог лесов и птиц Тангароабог моря Ронгобог мира и сельского хозяйства Хаумиа-тикетикебог растений Рехуазвезда Руаумокоисточник землетрясений
Хине-нуи-те-побогиня смерти Пунгародоначальник страшных существ Каитангатамуж Фаитири
Икатерепредок рыб Ту-те-вехивехипредок рептилий
Мауиполубог

Прародители

Маори почитают нескольких богов-прародителей, упоминаемых в их мифах о творении. Так, прародителями считаются бессмертные Рангинуи (Ранги) и Папатуануку (Папа). Один из их сыновей — Танэ в попытке разъединить обнимающихся (на протяжении вечности) родителей обратил их, растолкнув, в Небо и Землю.

Ранги (мужчина) стал Небом, а Папа (и мужчина и женщина) — Землёй. Дождь, падающий с неба и туман, поднимающийся с земли — знаки скорби разделенных братьев. Братья же, разлучившие родителей, стали в нашем мире богами. Танэ — богом лесов, Тангароа — морей, Ронго — сельского хозяйства, а Фиро — повелителем темных сторон жизни. Тафириматеа решил остаться с отцом и стал богом ветров и ураганов.

Из земли бессмертные братья сделали женщину. Танэ вдохнул в неё жизнь и взял в жены. От их союза и появились люди.

Литература

  • Бахта В. М. Аотеароа. — М.: Мысль, 1965. — 144 с.: ил.
  • Кук Джеймс. Плавание на «Индеворе» в 1768—1771 гг. Первое кругосветное плавание капитана Джемса Кука. — М.: Географгиз, 1960.
  • Кук Джеймс. Второе кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772—1775 гг. — М.: Мысль, 1964. — 624 с.
  • Кук Джеймс. Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом Океане в 1776—1780 гг. — М.: Мысль, 1971. — 638 с.
  • Малаховский К. В. Британия южных морей. — М.: Наука, 1973. — 168 с.: ил. — «Научно-популярная серия».
  • Малаховский К. В. История Новой Зеландии / Под ред. П. И. Пучкова. — М.: Наука, 1981. — 240 с.
  • Народы и религии мира. Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. — 928 с.
  • Рид А. В. Мифы и легенды страны маори / Пер. с англ. С. Серпинского. — М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1960. — 104 с.
  • Сказки и легенды Маори. Из собрания А. Рида / Пер. с англ. Ю. С. Родман. Под ред. А. М. Кондратова. — М.: Наука, 1981. — 224 с.
  • Те Ранги Хироа (Питер Бак). Мореплаватели солнечного восхода / Пер. с англ. М. В. Витова, Л. М. Паншечниковой. — М.: Географгиз, 1959. — 254 с.
  • Форстер Г. Путешествие вокруг света/Пер. с нем. М. С. Харитонова, послесл. и коммент. Д. Д. Тумаркина. — М.: Наука, Гл. ред. восточной лит-ры, 1986. — 568 с.
  • Mein Smith, Philippa. A Concise History of New Zealand (неопр.). — Australia: Cambridge University Press, 2005. — ISBN 0-521-54228-6.
  • A.W. Reed. Myths and legends of Maoriland. Wellington, 1961.
  • A.W. Reed. Maori legends. Wellington, 1972.

Manaia — ангел-хранитель

Manaia представляет собой мифическое существо — человека с птичьей головой и рыбьим хвостом, которое считается посредником между богами и смертными. Манайя накапливает духовную силу и после смерти человека направляет его душу на правильный путь.

Об амулетах в форме манайи говорят, что в них сосредоточена некая невидимая для окружающих аура. Амулет манайя считается очень мощным оберегом.

Для маори манайя — это аналог ангела-хранителя в западных культурах. Маори верили, что манайя обладает силой, способной защитить их племена от врагов и направить людей на истинный духовный путь.

По тому значению, которое имел для маори символ манайи, можно судить, насколько важной ценностью для них была духовность. У маори существует выражение, которое можно перевести примерно так: “Манайя (духовный наставник), направляет mauri (жизненную силу) рыбы к месту, где она обретет мир и покой

Иногда это выражение интерпретируют как метафору, в которой рыба олицетворяет собой человеческое существо или любое другое существо, имеющее душу

У маори существует выражение, которое можно перевести примерно так: “Манайя (духовный наставник), направляет mauri (жизненную силу) рыбы к месту, где она обретет мир и покой. Иногда это выражение интерпретируют как метафору, в которой рыба олицетворяет собой человеческое существо или любое другое существо, имеющее душу.


С этим читают