Маринеско, александр иванович

Посмертный герой

Только в 1960 году его бывшие сослуживцы, герои войны, сумели добиться того, чтобы был отменен приказ о лишении Александра Маринеско звания капитана 3-го ранга. Это позволило ему получить персональную военную пенсию, которая улучшила его материальное положение.


Бронзовый бюст работы скульптора В. Приходько на могиле Александра Маринеско на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Ему так и не удалось победить тягу к выпивке, поэтому в последние годы жизни он немало времени проводил в пивных Лениграда, где был известен как «Сашка-Подводник».

По-настоящему о нем вспомнили слишком поздно, когда он оказался в больнице со страшным диагнозом «рак». Друзья обратились за помощью к командующему Ленинградской военно-морской базой адмиралу Байкову. Его просили дать указание лечить Маринеско в военном госпитале. Надо отдать должное адмиралу: он не только дал соответствующее указание, но и выделил свою машину, чтобы перевезти легенду флота.

Но в судьбе капитана Маринеско уже ничего изменить было нельзя. Он умер 25 ноября 1963 года, в возрасте 50 лет.

После многочисленных ходатайств ветеранов ВМФ указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Легендарный адмирал Николай Кузнецов, один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско, и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале «Нева»: «В сложной и беспокойной натуре командира «С-13» высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной».

В 1997 году имя Александра Маринеско получил вновь созданный Музей истории подводных сил России.

Трагедия «Вильгельма Густлоффа»

Выйдя в третий боевой поход 11 января 1945 года, подлодка С-13 только через девятнадцать дней преследования немецких сторожевиков и неудачных попыток атаковать конвои обнаружила военный транспорт в сопровождении миноносца. Чтобы обмануть цель и ее охранение, Александр Маринеско приказал всплыть и зажечь ходовые огни. Подлодка превратилась в «катер» и с минимального расстояния тремя торпедами поразила цель, которая через 40 минут затонула. Взбешенный противник четыре с лишним часа бомбардировал окрестности глубинными бомбами, но советской подлодке удалось уйти неповрежденной, маневрируя и укрываясь за обломками тонущего корабля. Как выяснилось позднее, лодка потопила лайнер «Вильгельм Густлофф», служивший морским символом Третьего рейха. При спуске судна на воду в 1937 году присутствовал сам Адольф Гитлер, лайнер был флагманом круизного флота нацистской Германии, а потом превратился в плавучую казарму и учебное судно учебной дивизии подводного плавания. По официальным данным, в результате атаки С-13 вместе с «Вильгельмом Густлоффом» погибли 5348 человек, что превратило его потопление в крупнейшую морскую катастрофу в истории. Большинство погибших составляли беженцы из Восточной Пруссии, и потому некоторые исследователи обвиняют Александра Маринеско в военном преступлении. Но с точки зрения международного морского права судно являлось законной целью, поскольку несло на борту артиллерию, шло в сопровождении боевых кораблей и имело камуфляжную окраску.

Лайнер «Вильгельм Густлофф» в окраске плавучего госпиталя, 1939 год

Морской талант без признаков дисциплины

Осенью 1933 года 20-летнего Александра Маринеско по комсомольской путевке отправили на службу в военно-морском флоте. Способного выпускника мореходного техникума направили на высшие курсы командного состава РККФ, после прохождения которых он стал штурманом подводной лодки Щ-306 Балтийского флота.

Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, в не зависимости от того, чем ему это грозило. Правдорубов испокон веков не очень жалуют, а в случае с Маринеско дело осложнялось тем, что он сам не был чужд радостей жизни. Молодой моряк, как и его отец, нравился женщинам и любил выпить. Два этих пристрастия позже выйдут Маринеско боком.

В его первой же аттестации от 1935 года говорилось: «Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством

Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности»

В 1936 году на флоте были введены звания и Маринеско стал лейтенантом. Летом 1938 года ему присвоено звание старший лейтенант, а сам он назначается командиром подводной лодки М-96 «Малютка».

Отношения капитана Маринеско с дисциплиной оставались сложными, но ему многое прощали, поскольку под его командованием в 1940 году М-96 стала лучшей на Балтийском флоте. Подлодке Маринеско принадлежал рекорд скорости погружения – 19,5 секунды при нормативе 35 секунд.

Отношения капитана Маринеско с дисциплиной было сложными, но ему многое прощали.

Белый теплоход

Спущенный на воду в 1937 году «Вильгельм Густлофф» должен был стать наглядной демонстрацией преимуществ национал-социализма. Построенное на средства организации «Сила через радость» судно предназначалось для отдыха немецких рабочих. Пятидневный круиз по Средиземноморью стоил 150 рейхсмарок — месячную зарплату слесаря или почтальона. Доступность отдыха для всех слоев населения подчеркивалось тем, что все каюты лайнера имели одинаковый размер и уровень оснащения.


На момент ввода в строй десятипалубный «Густлофф» был одним из самых крупных пассажирских судов в мире. По водоизмещению (25 тысяч тонн) он сравним с атомным ракетным крейсером «Петр Великий». Лидировало судно и по уровню комфорта: к услугам пассажиров были богато украшенный бассейн, зимний сад, музыкальные салоны и бары. На теплоходе был впервые применен принцип открытой палубы с великолепным обзором и выходом на нее прямо из кают.

Пятое поколение: первый полет Су-57 состоялся десять лет назад

Первоначально лайнер планировали назвать «Адольф Гитлер», но в 1936 году в Давосе был убит швейцарский активист НСДАП Вильгельм Густлофф. Немецкая пропаганда сделала из рядового нациста мученика: его похоронили с государственными почестями, а его именем назвали множество объектов по всей Германии — в том числе новенький флагман круизного флота. До войны «Густлофф» успел сделать 50 рейсов по Северному и Средиземному морям. Во время последнего, в августе 1939 года капитан получил шифрованный приказ срочно вернуться в порт. Время круизов закончилось — через неделю Германия напала на Польшу, начав Вторую Мировую войну.

Подводная «Атака века» Александра Маринеско

В конце 1944 года, у командира очередные проблемы с дисциплиной: он самовольно оставил корабль на два дня в финском порту, будучи в нетрезвом состоянии. Командующий Балтийским флотом даже собирался отдать Маринеско под военный трибунал. Дав шанс оправдаться в боевой обстановке, адмирал В.Ф. Трибуц в начале 1945 года отправляет подлодку «С-13» в боевой поход. Во время этого, пятого по счету боевого похода Маринеско становится подводником №1 для всех советских людей, совершив затопление сразу двух крупных вражеских кораблей.

30 января 1945 года после атаки, руководимой А.И. Маринеско, пошёл ко дну «Вильгельм Густлов», огромный лайнер, на котором находилось более 2 тысяч немецких военных, в том числе 406 специалистов-подводников, множество гауляйтеров и нацистских руководителей, офицеров гестапо и СС и несколько тысяч гражданских лиц. По сути своей, этот когда-то бывший туристическим лайнер, стал базой для учёбы немецких подводников. Военные специалисты назвали операцию морской атакой века.

Через десять дней после этого подвига, экипаж «С-13» совершает второй. Немецкое судно «Генерал фон Штойбен» на борту которого находилось более 3 тысяч немецких офицеров и солдат, пытавшихся эвакуироваться через Данцигскую бухту, было потоплено атакой советской подлодки прорвавшейся сквозь сторожевое охранение. За этот поход Маринеско представили к званию Героя Советского Союза, однако, возможно из-за прошлых прегрешений, вместо Золотой Звезды ему дали орден Красного Знамени.

Военный поход апреля-мая 1945 года Маринеско славы не добавил. Стали поступать жалобы на его пренебрежение служебными обязанностями и пьянство. После окончания войны были попытки разжаловать его в звании. На него неоднократно накладывали дисциплинарные взыскания.

Проработав на торговом флоте до 1949 года, Маринеско был списан на берег по состоянию здоровья. Работая замдиректора НИИ переливания крови в Ленинграде, получил срок 3 года за хищения и прогулы. В 1953 году судимость была снята по амнистии. Он продолжил работу в Ленинграде на заводе «Мезон» в должности руководителя группы снабженцев. Умер Маринеско в 1963 году от тяжёлого онкологического заболевания. Его имя долго стирали в советской истории, но справедливость восторжествовала – в 1990 году посмертно Александру Ивановичу Маринеско, лидеру среди подводников СССР по общему тоннажу потопленных вражеских судов, было присвоено звание героя Советского Союза.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Король залпового огня

Грищенко мастерски разрушал стереотипы. Свои знаменитые залповые торпедные атаки он проводил в нарушение всех уставов и инструкций.

18 августа 1942 года обнаружил в перископ большой немецкий караван. Атака! Две одновременно выпущенные торпеды разломили надвое танкер водоизмещением в пятнадцать тысяч тонн. Через неделю четырехторпедным залпом Грищенко потопил сразу два транспорта. Следом, тоже четырехторпедным, — фашистский эсминец…

С карандашом в руках он объяснял мне очевидное превосходство залповой атаки:

— Каждому командиру подводной лодки было известно, что при стрельбе одной торпедой по цели вероятность попадания составляет 30 процентов, двумя торпедами — 60, тремя -72. А четырехторпедный залп — это 80 процентов успеха.

Этот прием Грищенко был признан самым оптимальным способом атаки. Но не сразу. Нашлись завистники, просигнализировавшие штабному начальству: «Командир не всегда рационально использует боезапас…». Грищенко журили за «нерациональность», трепали нервы.

А потом за выдающуюся результативность наградили орденом.

Чем закончилось восстание лейтенанта Гортынского против офицеров-черноморцев


Помню, как разволновавшись, Петр Денисович сломал в сердцах карандаш и задал мне в лоб очень важный для него вопрос:

— Кто мешал нам побеждать — предатели или дураки?

Ответа не требовал. До ответов доходил сам.

В моем репортерском блокноте сохранилось первое впечатление от знакомства с каперангом Грищенко: «Внешне ничего боевого и громкого. Интеллигентный, деликатный, с распахнутым и всегда чуточку удивленным взглядом… Дон Кихот, готовый убежденно сражаться не только с ветряными мельницами. И побеждать!».

Виртуоз минных заграждений

Командир подводной лодки Л-3 Петр Грищенко совершил пять боевых походов, уничтожив 17 боевых кораблей и одну субмарину врага общим водоизмещением 65 тысяч тонн. Тринадцать из них подорвались на установленных им минных полях, пять — уничтожены виртуозными торпедными атаками. Но наш борец за справедливость всегда подчеркивал, что этим — выдающимся! — показателям далеко до «рекордов» немецких подводников. Правда, Грищенко не уточнял: фашистские лодки действовали на океанском просторе фактически безнаказанно, имея значительный перевес над военно-морскими силами наших союзников. А Балтийский флот был заперт в Маркизовой Луже, и каждый боевой поход становился игрой в смертельную рулетку.

Почему 100 лет назад был уничтожен Черноморский флот

«Командир подводного минного заградителя Грищенко в каждом боевом походе выполнял роль камикадзе, — мнение подводника, контр-адмирала, профессора Георгия Костева. — Кроме 12 торпед (в каждой по 300 кг тротила) Л-3 брала на борт 20 мин (по 200 кг тротила). При необходимости эти смертоносные «поплавки» выходили из специальной минной шахты и с помощью якоря ставились на заданную глубину (60-100 метров) в тех местах, где проходил вражеский фарватер. Глубину постановки «поплавков» определял командир — в зависимости от водоизмещения корабля противника и его осадки. А для этого приходилось заходить в узкие места, на мелководья, непосредственно к берегу, где располагались морские базы немцев. Иногда приходилось часами, лежа на дне, дожидаться выхода вражеских конвоев. И не дай бог, если впереди конвоя шел их минный тральщик, очищающий фарватер от наших «тротиловых сюрпризов». Наша лодка могла погибнуть под глубинными бомбами, сбрасываемыми с тральщика. Тогда командир Л-3 Петр Грищенко ставил мины у него за кормой, чтобы идущий следом немецкий караван сам нарывался на «поплавок». Тут требовалось особое мастерство».

— Финский залив называли в те времена «супом с клецками», — рассказывал мне Петр Денисович. — Он был нафарширован минами — ударными акустическими, магнитными, антенными…

В 1941 году Грищенко совершил три похода, уничтожив четыре вражеских судна. Каждое в пересчете на «живую силу» равнялось стрелковому полку. Иными словами, уже в первые месяцы войны он похоронил полнокомплектную фашистскую дивизию!

Сын румынскоподданого

Ему надо было родиться во времена пиратской вольницы, когда на море были в почете отчаянные сорви-головы, не признающие никаких законов и правил. Буйный нрав Александра Маринеско всегда мешал полностью реализоваться его несомненному таланту. Но тут уж ничего не поделаешь – человек-легенда советского подводного флота был личность противоречивой.

В 1893 году матрос румынского королевского флота Иона Маринеску, человек горячий и темпераментный, поколотил обидевшего его офицера. Строптивого матроса скрутили и посадили в карцер. По румынским законам, за этот проступок Маринеску ждала смертная казнь. Лишаться жизни матрос не хотел, а потому сбежал из карцера, переплыл Дунай и оказался в Российской империи.

Здесь он обосновался в Одессе, где женился на гарной украинской дивчине, заодно несколько изменив свою фамилию – с «Маринеску» на «Маринеско».

В этой семье 15 января 1913 года и родился мальчик, которого родители нарекли Александром.

Моряцкие гены отца, как и его темперамент, в полной мере проявились в сыне. Окончив шесть классов трудовой школы, в 13 лет Саша Маринеско становится учеником матроса Черноморского пароходства. Таланты и способности подростка оценили, направив его в школу юнг. Ее Александр закончил блестяще, и в 1930 году был принят в Одесский мореходный техникум.

В мае 1933 года выпускник техникума Маринеско становится помощником капитана на торговом судне «Красный флот». Служившие под командованием Маринеско утверждают, что сам он мечтал о карьере сугубо мирного капитана дальнего плавания, но жизнь распорядилась иначе.

Алкоголизм

Автор советской апологетической книги посвященной Маринеско — «Капитан дальнего плавания», — Александр Крон вспоминает, что его первое знакомство с легендарным подводником состоялось в 1942 году: Маринеско пил спирт с сослуживцами. «Пьяные» истории происходили с Маринеско регулярно. В октябре 1941 года подводника исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за организацию азартных карточных игр и злоупотребление спиртным. Ровно через год, тогда еще командир лодки М-96, Маринеско успешно высадил в Нарвском заливе советский десант, охотившийся за немецкой шифровальной машиной «Энигма».

Операция закончилась неудачей — машину так и не нашли, — но действия подводника оценили высоко, Маринеско представили к награде и восстановили кандидатом в члены партии, однако в боевой характеристике опять упомянули о склонности к алкоголю. В апреле 1943 года Маринеско назначили командиром лодки С-13, той самой, на которой он совершит свои главные военные подвиги. А гражданские «подвиги» у него никогда не прекращались: «За лето и осень сорок третьего Маринеско дважды побывал на гауптвахте, а по партийной линии получил предупреждение, а затем и выговор. Причиной взысканий была не выпивка сама по себе, пил в то время Александр Иванович не больше других, а в одном случае самовольная отлучка, в другом — опоздание».

В поисках экипажа

Старший лейтенант Геманов решил узнать всё о «подводнике № 1». Молодого человека тогда назначили замполитом на подводную лодку Балтфлота. До этого он служил на эсминцах, спускаться под воду не приходилось. А хотелось воспитывать молодёжь на героических примерах.

С 1962 года Виктор Степанович колесил по всему Советскому Союзу — искал членов экипажа, участвовавших в «атаке века». Из 47 нашёл 44, с каждым беседовал. Все, как один, тепло отзывались о командире. Говорят, Батька был компанейским человеком. Мог отругать за промах в пух и прах, но быстро остывал. Обожал петь, хорошо играл в шахматы, любил классику, особенно «Воскресенье» Толстого. 

Александр Маринеско с семьей. Фото: АиФ/ Александр Матвеев


«Во время поисков встретил и девятерых «детей лейтенанта Шмидта», пытавшихся приписать себе чужие заслуги, — говорит Германов. – Двое из них не успокаиваются до сих пор».

Статья по теме «Cпасите наши души». Подлинная история аварии на подлодке «К-19»

«Члены экипажа говорили мне, что похода не должно было быть, — рассказывает исследователь. — Лодка после боевого задания стояла на ремонте в Турку (Финляндия). После торжественного собрания в дивизии личный состав получил фронтовые сто граммов и разошёлся по кубрикам. А командир плавбазы позвал  Маринеско познакомиться с городом. Была новогодняя ночь, шёл снег, откуда-то доносились звуки  музыки. На них и пошли. Там и состоялась романтическая встреча командира с хозяйкой гостиницы-ресторана, у которой он задержался на два дня».

В боевой поход 31 января экипаж уходил с представителем НКВД на борту. Во что бы то ни стало, нужен был успешный бой, и случай представился. Через 4 часа преследования подлодка атаковала «Вильгельм Густлофф». Он затонул за час с небольшим. К. Добсон, Д.Миллер и Р.Пейн написали английскую версию тех событий в произведении «Ночь ужаса». Они сравнили гибель крупнейшей морской катастрофой, заставившей поблекнуть трагедию «Титаника». Ходили легенды, что после этого похода Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом, но историки этого не подтверждают.

Другие «Титаники». Истории крупных морских кораблекрушений

Кульбиты памяти

Споры о личности Маринеско и легендарной «Атаке века» не утихают пятьдесят лет. Что это было? Сразу после Второй мировой войны в музее Королевских военно-морских сил Великобритании был установлен памятник Маринеско. В СССР команду лишили заслуженных наград, подвиг замалчивался, а в 1967 году в газете «Советский балтиец» вышла статья, где говорилось, что «Густлов» топил старпом Ефременков, а Маринеско находился «в нерабочем состоянии».В середине 80-х «Известия» затеяли двухлетнюю газетную войну с Министерством обороны СССР и руководством ВМФ, по версии издания Маринеско незаслуженно забытый герой, военные придерживались другой точки зрения. Даже дочери Маринеско от разных браков по-разному относились к личности отца: одна считала его негодяем, другая благодарила людей, пытавшихся восстановить доброе имя Александра Ивановича.За рубежом отношение к личности Маринеско тоже неоднозначно. Лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс опубликовал книгу «Траектория краба» — художественное исследование «Атаки века», — где в самых темных красках описал командира советской подлодки. Американский журналист Джон Миллер дважды приезжал в Советский Союз за сведениями о Маринеско, чтобы написать книгу о пьянице и бунтаре, за отчаянную смелость стяжавшего славу «подводного аса».Поздние военные аттестации Маринеско пестрят выговорами и прочим «служебным несоответствием», но в одной из ранних его морские учителя написали: «Может пренебрегать личными интересами ради службы», и даже, якобы, есть совсем короткая характеристика: «Способен на подвиг».

«За Ленинград»

Командир советской подлодки капитан третьего ранга Александр Маринеско увидел ярко освещенный вопреки всем нормам военного времени немецкий теплоход и около двух часов следовал за ним, выбирая удобную позицию для атаки. Субмарины того времени не могли догнать даже пассажирские суда, но переполненный «Густлофф», машины которого после бомбежки работали плохо, шел медленно. Около 21 часа С-13 зашла со стороны берега — откуда ее менее всего могли ожидать, — и выпустила первую торпеду с надписью «За Родину». За ней последовали еще две: «За советский народ» и «За Ленинград». Первая попала в носовую часть судна, вторая — в пустой бассейн, все находившиеся в нем люди погибли. Третья ударила в машинное отделение и остановила двигатели. Капитан лайнера понял, что произошло, его первыми словами после атаки были: «Das war»s» (Вот и все).

Невидимый ужас Восточной Пруссии: 75 лет назад погибла снайпер Роза Шанина

Водонепроницаемые переборки на нижних палубах перекрыли, заблокировав часть команды, которая должна была помогать спускать шлюпки. Переполненные лодки обрывали фалини и переворачивались, вытряхивая людей в ледяную воду. В одну из уже спущенных шлюпок упало сорвавшееся с палубы зенитное орудие и потопило ее. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» затонул. Миноносцу Löwe удалось спасти из воды 472 человека, прибывшие позже корабли вылавливали уже мертвецов. Через семь часов после гибели лайнера посыльный катер обнаружил незамеченную шлюпку и в ней живого, закутанного в одеяла младенца. Это был последний спасенный пассажир теплохода.

Память

Удостоверение к памятной юбилейной медали.

  • Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте, Санкт-Петербурге (скульптор И. Б. Корнеев, архитектор В. Б. Бухаев), Одессе и Лохвице.
  • В Кронштадте, на доме № 2 по Коммунистической улице, в котором жил Маринеско, установлена мемориальная доска.
  • Судьбе Маринеско посвящены художественные фильмы «О возвращении забыть», «Первый после Бога» и «Густлофф» / Die Gustloff (ФРГ).
  • Потопление «Вильгельма Густлоффа» описывается в романе Нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Траектория краба».
  • Именем А. И. Маринеско названы набережная в Калининграде и улица в Севастополе и Кишинёве.
  • Улица Строителей в Ленинграде, на которой также жил Маринеско, была переименована в 1990 году в улицу Маринеско. На ней установлена мемориальная доска.
  • В Центральном музее Вооружённых Сил экспонируется флаг подводной лодки «C-13».
  • В Санкт-Петербурге имеется Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско (Кондратьевский пр-т, 83/1).
  • В Нижнем Новгороде, где была сделана подводная лодка «С-13», в Кремле установлен макет её рубки и памятная доска с информацией о капитане Маринеско и двух потопленных судах.
  • В Ванино (октябрь, 2013) установлена каменная глыба с мемориальной доской.
  • На аллее памяти Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Маринеско А. И. с памятником герою и памятником экипажу подводной лодке С −13 в городе Михайловске Ставропорльского края.
  • В 2013 году в честь 100-летия со дня рождения легендарного подводника ВМФ СССР «Союзом Военных Моряков» была учреждена и выпущена памятная юбилейная медаль «100 лет со дня рождения героя Советского союза А. И. Маринеско».
  • В 2016 году на фасаде часовни Резиденции русского путешественника Фёдора Конюхова, в Москве, «Союзом Военных Моряков» была установлена мемориальная доска в честь легендарного подводника ВМФ СССР — Александра Ивановича Маринеско.
  • Мемориальная табличка с контуром лодки С-13 и с текстом, как и на памятнике в Кронштадте, установлена в городе Цур-Игале (Израиль), на доме, в котором проживает

Михаил Геннадьевич Золотарёв — единственный из здравствующих на начало 2020 года член экипажа подводной лодки С-13, в годы Великой Отечественной войны — юнга. Установлена М. Г. Золотарёвым.

В Одессе

    • На улице Софиевской, в доме № 11, где Маринеско жил в детстве, установлена мемориальная доска.
    • Имя А. И. Маринеско носит Одесское мореходное училище.
    • Также мемориальная доска установлена на здании трудовой школы, где он учился.
    • В 1983 году силами учащихся одесской школы № 105 (поисковая группа «Память сердца») был создан музей имени А. И. Маринеско.
    • Именем Маринеско названа улица в Одессе — спуск Маринеско (ранее Софиевский спуск).

Зловещее предзнаменование

Темной ночью 30 января 1945 года гигантский десятипалубный лайнер водоизмещением более 25 тысяч тонн отошел от причала в Данциге и направился в открытое море. Его сопровождал усиленный эскорт сторожевых и противолодочных кораблей. Правда, особого беспокойства командир эскорта не ощущал: американцы и англичане далеко, а русские подлодки сюда не дойдут из-за плотных минных полей. Командир эскорта, как и капитан «Густлова», хорошо знал, что за годы войны русские потопили на Балтике десятки германских транспортов с углем, железной рудой и вооружением, но при этом потеряли более 40 субмарин, примерно 1400 подводников. Но сейчас лайнер под надежной защитой, ему ничего не угрожает…

Командир эскорта не мог знать, что на дне близ Данцингской бухты уже много часов лежит, затаившись, подводная лодка краснознаменного Балтийского флота С-13. Ее экипаж задыхался от нехватки кислорода, а капитан ждал наступления темноты, чтобы всплыть и дать возможность морякам глотнуть чистого морского воздуха.

Тринадцатая «эска» всплыла ровно в 20.30 30 января 1945 года. Капитан 3-го ранга Маринеско сквозь снежную штормовую пелену на фоне свинцового неба сумел разглядеть в перископ громадное судно в сопровождении кораблей охранения. С-13, прикрываясь шумами винтов и механизмов транспорта-гиганта, некоторое время сопровождала его незамеченной. А затем, заняв рискованную, но в тактическом отношении выгодную позицию со стороны берега, лодка по команде командира выпустила по цели четыре торпеды. Три из них угодили в борт вражеского судна, разворотив ниже ватерлинии громадные пробоины, и взорвались внутри огромного корпуса. А четвертая, на которой, как на грех, была надпись «За Сталина!», не взорвалась. Как бы там ни было, «Густлов» дал крен на левый борт и через 26 минут пошел на дно вместе с грузом и пассажирами.

Это произошло в 23.09. Корабли сопровождения и тральщики бросились в погоню, утюжа глубинными бомбами бухту во всех направлениях. Лодка стремительно ушла на глубину и легла на грунт. Как потом говорили, С-13 спасло чудо. Она после окончания атаки сумела оторваться от преследования и уйти в открытое море. Да, был и элемент везения вопреки номеру субмарины. Но главное, конечно, – опыт и нестандартный, творческий подход командира к выполнению боевой задачи, высочайшая боевая выучка и сплоченность экипажа.

На следующий день газеты нейтральной Швеции и ряда других стран сообщили о гибели лайнера «Вильгельм Густлов». Гитлер был подавлен: ведь он вместе с адмиралом Деницем 5 мая 1937 года присутствовал на торжественном спуске корабля на воду – эти кинокадры видела вся Германия. Фюрер побывал на нем 24 мая 1938 года, когда лайнер отправился в свой первый круиз. Потому «Густлов» воспринимался как один из символов «тысячелетнего рейха». А потопление «Густлова» произошло 30 января, в годовщину прихода нацистов к власти. Именно в этот день ровно 12 лет назад Гитлер стал канцлером Германии. Поэтому удар по суперлайнеру и его потопление было воспринято как зловещее предзнаменование.

А уже 9 февраля та же С-13 под командованием Маринеско потопила еще один корабль противника – военный транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением около 15 тысяч тонн. Причем в еще более сильный шторм. Все говорили о том, что Маринеско скоро станет Героем Советского Союза, если не сегодня, то завтра, в крайнем случае послезавтра. Но хотя экипаж «эски» наградили орденом Красного Знамени, так случилось, что Александр Маринеско попал в опалу. Как это случилось?


С этим читают