Как пилот матиас руст приземлился на красной площади

Дальнейшая жизнь супергероя

Мальчика, который наделал так много шума, вскоре амнистировали. Пробыв в заключении 14 месяцев, он вернулся на родину, где его как психически неустойчивую личность пожизненно лишили летных прав. Уголовное дело, которое было на него заведено в ФРГ, также было прекращено, а претензия Финляндии в 120 тысяч долларов за спасательные работы была урегулирован на уровне глав государств. Так что посланник мира очень легко отделался.


Дальнейшая биография Матиаса Руста ничем героическим не отличается. Было еще одно уголовное дело за нападение на медсестру, получившую ножевое ранение. Руст не стерпел отказа девушки в свидании с ним. Дали 4 года, но уже через 15 месяцев был освобожден. Затем он уехал на Тринидад, где жил некоторое время. В 1997 году он обратился в индуизм и женился на девушке, которая была родом из Индии. Вместе с женой он вернулся в Германию. В 2001 году был задержан полицией за кражу свитера из супермаркета, отделался штрафом в 600 марок. На жизнь Руст зарабатывает игрой в покер, преподаванием йоги и аналитикой для инвестиционного банка. В 2012 году вышли его мемуары, посвященные знаменитому перелету. Сейчас Матиас Руст ведет незаметный образ жизни: на контакт с журналистами не идет и интервью о событиях 1987 года не дает.

Невероятная удача

Тем временем в Хельсинки диспетчер воздушного контроля начал волноваться. Руст двигался в неправильном направлении, а позже совсем исчез с экранов радаров — еще до того, как они успели связаться с ним по радиосвязи.

Сочетание невероятного везения и человеческой ошибки спасло Русту жизнь: советские военные приняли «Сессна» Руста за свой

В районе финского побережья началась масштабная поисково-спасательная операция. Когда на поверхности моря заметили нефтяное пятно, к поискам привлекли водолазов.

Финские спасатели искали его в море, а Руст сидел в кабине самолета «Сессна» и пересекал советскую границу. Через несколько минут он уже летел над Эстонией.

Почти сразу советские радары засекли появление самолета Руста. Не прошло и часа, как рядом с самолетом подростка оказался истребитель МИГ.

«Он прошел от меня слева, и так близко, что я мог рассмотреть двух пилотов, сидящих в кабине, и конечно же я увидел красную звезду на крыле самолета», — вспоминает Матиас Руст.

19-летний пилот был в ужасе. Но вместо того, чтобы стрелять по машине гостя из Западной Германии, МИГ пролетел мимо и скрылся в облаках.

Сочетание невероятного везения и человеческой ошибки спасло Русту жизнь: советские военные приняли «Сессна» Руста за свой.

Дело в том, что днем ранее в этом районе произошла авиакатастрофа и продолжались спасательные операции; в небе также проходили учебные полеты новых пилотов: все это привело к путанице в воздухе и в центрах управления полетами.

Так или иначе, Руст смог преодолеть несколько сот километров в воздушном пространстве СССР без каких-либо контактов с советскими военными и диспетчерами.

«Я не мог поверить в то, что мне удалось остаться в живых», — вспоминает Руст.

«Я проанализировал ситуацию и понял, что мои шансы спастись были 50 на 50. И когда я добрался до конечного пункта, я уже понимал, как мне повезло», — говорит Матиас Руст.

Однако его радость при виде куполов московских церквей по поводу удачного полета быстро рассеялась, поскольку Руст понял, что посадка будет нелегкой.

Он планировал приземлиться в центре Красной площади и выступить с громким заявлением, однако место предполагаемой посадки было заполнено людьми.

Советские граждане останавливались и с удивлением смотрели на маленький белый самолет, круживший всего в 10 метрах над землей.

Тюрьма и освобождение

Руста обвинили и признали виновным в нарушении правил международных полетов, незаконном пересечении советской границы, а также – в «злостном хулиганстве».

Судья приговорил 19-летнего Матиаса к четырем годам исправительно-трудовых колоний.

Несмотря на то, что ему разрешили отбывать срок в Лефортовской тюрьме в Москве, Руст тяжело переживал свое заключение.

«Это было очень тяжело для меня – в 19 лет быть запертым в течение 23 часов в сутки. У меня были проблемы с питанием и я сильно потерял в весе», — рассказывает Руст.

Матиас Руст

В 1988 году после подписания Рональдом Рейганом и Горбачевым договора о нераспространении ядерных вооружений, Руст был освобожден в знак доброй воли после 14 месяцев заключения.

Полет Руста воспринимался москвичами как невероятное событие: образ юноши, приземлившегося у Кремля, стал популярен в массовой культуре.

Некоторое время Красную площадь жители столицы в шутку называли «Шереметьево-3».

Через год после возвращения в Гамбург Руст ударил ножом свою коллегу в больнице, где он работал, и снова оказался за решеткой.

Сегодня он работает финансовым аналитиком и инструктором по йоге. Матиас Руст говорит, что не сожалеет о том, что сделал, и считает, что помог Горбачеву в осуществлении задуманных им реформ.

Примечания

Источники

  1. Галина Сапожникова. . «Комсомольская правда» (28 мая 2012).
  2. Красковский, В. М. На службе неповторимой Отчизне: воспоминания. — 2008. — 536 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-87049-568-2.
  3. Михаил Ходаренок. . «Газета.Ru» (28 мая 2017).
  4. Peter Finn. . «Коммерсантъ» (28 мая 2007). Дата обращения 12 октября 2015.
  5. Ольга Божьева. . «Московский комсомолец» (23 мая 2007). Дата обращения 12 февраля 2015.
  6. . NEWSru.com (14 мая 2012). Дата обращения 14 мая 2012.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 февраля 2012.
  8. Градский А. . gradsky.com. Дата обращения 22 октября 2014.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 декабря 2008.

4Случайная «легализация» полета

В 15.05 аэроплан Руста уже находился в границах ответственности соединения ПВО Московского округа ПВО — 2-го корпуса ПВО (г. Ржев). Его маршрут проходил через пилотажные зоны авиационного полка ВВС, где шли плановые полеты. В воздухе находилось одновременно до 12 истребителей. В 15.00, в соответствии с графиком, изменился код системы государственного опознавания. Поскольку этот процесс выполняется экипажами в воздухе и расчетами на земле, то эта процедура занимает какое-то время. Как правило, не более одной-двух минут. В данном случае процесс затянулся. С вышестоящего командного пункта требовали немедленно разобраться с ситуацией, так как пять из двенадцати истребителей начали сопровождаться системой без сигнала опознавания «Я — свой самолет». Для того чтобы не вносить сумятицу в воздушную обстановку, оперативный дежурный командного пункта соединения дал команду руководителю расчета системы автоматизации подразделения: «Присвоить всем истребителям признак «Я — свой самолет». Самолету Матиаса тоже присваивается признак «Я — свой самолет». Таким образом, в 15.10 Руст, сам того не подозревая, временно получил легальную прописку в воздушном пространстве СССР.К 16.00, в районе г. Осташков, самолет Матиаса вошел в зону обнаружения следующего по маршруту полета подразделения РТВ и лишился временной прописки. Информация по самолету снова выдавалась без признака «Я — свой самолет». Опять долгое выяснение ситуации и снова присвоение необходимого признака и дальнейшая легализация полета.Матиас в это время находился в 40 километрах западнее города Торжок, где накануне произошла авиакатастрофа. В воздухе столкнулись два самолета — Ту-22 и МиГ-25. На месте падения фрагментов машин работали несколько групп спасателей и специалистов по расследованию происшествия. К месту катастрофы люди и грузы доставлялись вертолетами авиационной части в районе г. Торжок. Один из вертолетов находился в воздухе в роли связного ретранслятора. В 16.30 самолет Матиаса отождествили с винтокрылой машиной. Поэтому никакого беспокойства Руст на этом участке полета ни у кого не вызвал.

«Мост между Востоком и Западом»


«Я думал, что могу воспользоваться самолетом, для того чтобы построить воображаемый мост между Западом и Востоком, чтобы показать, как много людей в Европе хотят улучшить отношения с СССР», — рассказывает Матиас Руст.

Вероятно, многие из подростков, увлекающиеся подобными идеями, мечтали совершить смелые поступки ради мира на Земле. Руст от них отличался тем, что ему удалось реализовать свой план.

Руст ни о чем не жалеет и считает, что это он подтолкнул Горбачева к перестройке

13 мая 1987 года он сказал родителям, что собирается обогнуть Северную Европу на самолете, чтобы налетать необходимое время для получения прав профессионального летчика.

Его первая остановка была на шотландских Шетландских островах, вторая – на Фарерских островах у побережья Дании. В каждом из пунктов назначения он провел по одной ночи.

Затем Руст прибыл в столицу Исландии – Рейкьявик, после — в норвежский Берген, а 25 мая он уже был в Хельсинки.

Каждый раз, останавливаясь в этих городах на несколько дней, Матиас Руст думал о том, хватит ли у него храбрости реализовать свой план. Теперь понятно, почему он нервничал тогда.

В то время у СССР была самая мощная система противоздушной обороны в мире. За пять лет до полета Руста советские военные сбили пассажирский самолет Южной Кореи, нарушивший воздушное пространство СССР. В результате погибли 269 человек.

«Конечно, я боялся умереть», — вспоминает Руст.

«Я взвешивал, насколько это было разумно идти на такой риск, насколько это было оправданно. В конце концов, я решил, что должен рискнуть», — говорит Матиас Руст.

Утром 28 мая молодой пилот сказал диспетчерам в Хельсинки, что направляется в Стокгольм. Даже тогда Руст еще не был уверен, что совершит задуманное.

«Я принял окончательное решение только через полчаса после взлета. Я просто изменил направление полета на 170 градусов и направился прямо на Москву», — рассказывает Матиас Руст.

В немецкой тюрьме

Что касается судьбы самого Матиаса Руста, то он уже в 1989 году вновь предстал перед судом. На этот раз немецким. Проходя альтернативную военной службу в больнице, дважды ударил ножом медсестру, которая отвергала его ухаживания. В немецкой тюрьме он пробыл на месяц дольше, чем в советской.

Матиас Руст

А уже в 2001 году он украл кашемировый пуловер в гамбургском магазине, за что был приговорен судом к денежному штрафу. Сейчас Матиас Руст живет в родном Гамбурге и зарабатывает себе на жизнь… игрой в покер.

И, пожалуй, самое неприятное в этом деле. Первым засек самолет Руста оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов, о чем сразу же доложил дежурному по пункту управления роты капитану Осипову. Матиаса Руста засек и оператор другой станции, ефрейтор Шаргородский и сообщил оперативному дежурному, что наблюдает неопознанную цель.

Однако на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на пятнадцать, взяв тайм-аут, чтобы разобраться, кто летит: нарушитель госграницы или нарушитель режима полетов. Решали подполковник Карпец и майор Черных, которых потом сделали виноватыми во всей этой истории — разжаловали и осудили военным трибуналом на пять лет.

Они отсидели намного дольше Руста. И по его вине. И по нашей привычке обязательно находить козлов отпущения.

Матиас Руст на Красной площади

Конечно же, самолет Матиаса Руста не остался незамеченным советской ПВО. Однако наше военное руководство просто не знало, что делать. Причина тому — неимоверный скандал, который раздули Штаты после того, как советский истребитель в 1983 году сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгнувшийся в советское воздушное пространство. Погибли тогда 269 пассажиров. Именно после этого трагического инцидента президент США Рональд Рейган произнес свое знаменитое в адрес Советского Союза — «Империя зла». А для советской ПВО появился приказ — «пассажирские и спортивные самолеты не сбивать».

А тут на дворе стоял 1987 год, Перестройка… Характерно, что как только Матиас Руст появился на советских радарах, с эстонского аэродрома «Тапа» по тревоге вылетели 2 истребителя. Но никаких конкретных инструкций они не получили! И вернулись на базу…

Генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев сместил со своих постов министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова. Хотя это больше было желанием Горбачева избавиться от политических оппонентов. Тот же Соколов был против вывода советских войск из Афганистана. И все-таки Матиаса Руста очень даже могли сбить. Генерал Кромин, командующий Ленинградской отдельной армией ПВО, склонялся к такому решению. Но его отговорили.

Матиас Руст на Красной площади

Сам Матиас Руст всегда (и сейчас) заявлял, что он полетел в Москву по собственной инициативе, дабы «помирить Запад и Восток». Однако есть много странностей. Лицензию на право управлять воздушными судами Матиас Руст получил всего за несколько дней до своего знаменитого полета. И он, новичок, решается на такой беспрецедентный по сложности и опасности перелет. При этом он летел к цели безупречным курсом, что позволяет делать вывод о том, что он имел в распоряжении разведкарты.

Любопытно и еще кое-что: Матиас Руст как будто специально пролетел над многими сверхсекретными военными объектами. Причем на очень малой высоте. Такое впечатление, что кто-то серьезно его готовил к полету. Еще одно страннейшее совпадение: в то время, когда Матиас Руст влетал в Москву, ПВО Московского военного округа была на профилактическом ремонте. И нельзя обойтись без символики, ведь Матиас Руст злостно и нагло нарушил советскую границу в… День пограничника. Это мог быть «привет» от иностранных спецслужб.

Конечно же, версия о том, что Матиас Руст провокатор, возникла сразу же. И находила свои подтверждения. Сам Руст и сейчас, когда можно было и открыться (да пару книг написать на эту тему), говорит одно: я сам. В принципе, зная по последующей жизни Руста, что это очень эксцентричный человек, можно было бы ему и поверить. Но его могли и просто использовать иностранные спецслужбы.

Есть и еще одна странность в этом деле. Прилетел Руст в Москву в комбинезоне, а из Хельсинки вылетал в джинсах и куртке. Значит, он где-то приземлялся на территории Союза? А раз переоделся, значит, и с кем-то встречался?

Или вот еще такое совпадение — маршрут Руста пролегал именно в тех местах, где накануне разбились советские самолеты МиГ-25 и бомбардировщик Ту-22м. Там кружили поисковые вертолеты, и среди них самолет Руста затерялся для радаров. Говорили даже о том, что операция с пролетом Руста готовилась не только иностранными спецслужбами, но кое-кем из своих… Зачем было затевать ремонт московских сил ПВО, уже зная, что в воздухе идет на столицу какой-то странный объект?

Случайность пятая: Москва и Шереметьево

К 17.40 самолет Руста уже находился в зоне московского аэроузла. В аэропорту Шереметьево забили тревогу и даже закрыли прием и вылет гражданских авиалайнеров. Кстати, в прессе чуть позже активно муссировались слухи о сговоре руководства аэропорта Шереметьево и Руста. Но они не подтверждены.

На радиозапросы гражданского аэропорта Руст не отвечал, а когда поняли, что гражданские сами не справятся, устраивать погоню с истребителями в небе Москвы было уже поздно.


После трех неудачных попыток сесть на брусчатку Красной площади Руст принял решение садиться на Москворецкий мост. Сотрудники ГАИ в последний момент успели включить светофоры, чтобы избежать катастрофы. И здесь в очередной раз удача была на стороне пилота. Он смог посадить «Сессну» в просвет между нитями троллейбусных электросетей с запасом менее метра. Мог ли это сделать молодой и неопытный пилот, – большой вопрос.

Теория заговора

Сказать, что гнев главы государства был сильным – это ничего не сказать. Буквально за неделю своих постов лишились более 250 генералов и офицеров рангом ниже, начиная с министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО дважды Героя Советского Союза Александра Колдунова.

Сразу же после этого поползли слухи и появились подозрения, что все это подстроено. Инцидент с Матиасом Рустом был как нельзя кстати, чтобы Горбачев мог под благовидным предлогом расправиться с военной элитой, которая была в оппозиции и представляла главную политическую угрозу перестройки внутри страны. Источники ссылались на заместителя председателя КГБ СССР Крючкова В. А., который признался, что полет немецкого мальчика был спланирован профессионалами из США, а подготовлен и осуществлен с помощью советской стороны.

Многие профессионалы в летном деле также не поверили в феноменальное везение неопытного летчика. В частности, Игорь Мальцев, который в 1984-1991 годах занимал пост начальника главного штаба войск ПВО, сам профессиональный летчик, утверждал, что без подготовки и поддержки со стороны такой полет не мог осуществить пилот, недавно научившийся летать. Пройти так легко через все кордоны можно, только зная, где они находятся и как их можно обойти. Но теория осталась теорией, подозрение это одно, а доказательство – это другое. Естественно, никто их не искал. Перестройка успешно завершилась развалом Советского Союза и раздроблением на мелкие государства когда-то супердержавы. Никто этому уже не препятствовал.

Пропавший над Балтикой

Лицензию пилота Руст получил в 1986 году в аэроклубе Гамбурга. В том же аэроклубе в мае 1987 года немец арендовал «Сессну-172», а также получил подробные карты, необходимые для перелёта. Как утверждает Руст, о своих истинных намерениях он никого не информировал.

Стартовав 13 мая из аэропорта города Итерзен, Руст через Шетландские острова и Фареры 15 мая добрался до Исландии. 22 мая немец вылетел в норвежский Берген, оттуда 25 мая — в финский Хельсинки.

В столице Финляндии он принял окончательно решение лететь в Москву.

Утром 28 мая, заправив «Сессну», Руст вылетел с аэродрома, заявив в качестве цели Стокгольм

Сотрудники аэродрома обратили внимание, что «Сессна» не просто заправлена под завязку, но в салоне также установлены дополнительные топливные баки. Полёт в Стокгольм явно не требовал такого количества горючего

Тем не менее Русту разрешили вылет.

«Сессна» взлетела в 12:21, и через двадцать минут самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой, развернулся к береговой линии Балтийского моря и примерно в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо.

Исчезновение «Сессны» финские диспетчеры расценили как возможную аварию, подняв по тревоге спасательные службы.

Отражение в искусстве

  • В тот же год Игорь Иртеньев написал о полёте Руста стихотворение «Ероплан летит германский…». На эти стихи была написана песня «Посвящение лётчику Русту» группы «Зодчие».
  • Евгений Евтушенко отметил свои впечатления от этих событий в стихотворении «Русские коалы»: «…Нахальный аэрокурёнок чуть Кремль не сшиб — всё оттого, что был прошляплен он спросонок коалами из ПВО».
  • Тимур Кибиров упомянул Руста в поэме «Послание Л. С. Рубинштейну»: «то не ветер ветку клонит, / то не Чкалов — это Руст!».
  • Юлий Ким в песне «Кадриль для Матиаса Руста» описал его как бесшабашного и безрассудного парня.
  • Группа «Лесоповал» исполнила песню под названием «Минин и Пожарский» (музыка Сергея Коржукова, слова Михаила Танича), в которой главным действующим лицом является Матиас Руст.
  • Группа «Ноль» записала песню под названием «Я — самолёт».
  • Группа «Modern Trouble» в 1987 году записала песню «Fly to Moscow».
  • Имя Матиаса Руста упоминалось в песне «Ветер-шалун» (автор В. Шахрин) группы «Чайф» — «…и как Матиас Руст, нарушал бы границы…».
  • В «Песне без названия» Александра Градского есть слова: «… И вписался Руст искусно в ложе площади прокрустово. Да что нам Русты и „прокрусты“ и прохвосты всех мастей!».
  • В фильме Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) в начале фильма идёт эпизод с приземлением героя фильма на Красной площади, являющийся аллюзией на приземление Руста.
  • После приземления Руста Красную площадь в народе некоторое время называли «Шереметьево-3». Среди военнослужащих авиационно-истребительных полков войск ПВО страны ходил анекдот о двух лейтенантах-лётчиках, один из которых попросил на Красной площади у другого закурить; тот ответил: «На аэродроме не курят!». Также по стране ходил анекдот, что у фонтана возле Большого театра выставлен пост милиции — на случай, если всплывёт американская подводная лодка.
  • Посадка «Сессны» на Красной площади упоминается в полнометражном аниме «The Saga of Tanya the Evil».

3Изменение маршрута. Станция Дно

В 14.30 по маршруту полета Cessna-172R погода резко ухудшилась. Усилился ветер, нижний край сплошной облачности опустился до 70−100 метров, видимость упала до 600−700 метров, местами начал моросить дождь. Матиас принял решение уйти со снижением под нижнюю кромку облаков и изменить курс в район запасного ориентира: железнодорожного узла ст. Дно. В этом направлении видимость была лучше.В ходе этого маневра, в 14.30 (всего через минуту после получения первых данных о цели) на командном пункте 6-й армии ПВО цель была потеряна. Утрата радиолокационного контакта с самолетом Руста произошла на стыке границ ответственности двух соединений ПВО — 14-й д ПВО и 54-го к ПВО, где слаженность расчетов командных пунктов играет важную, если не решающую роль. В 14.31 цель снова появилась на экранах радаров одной из радиолокационных рот, но уже в 20 км к западу от прежнего маршрута цели 8255 на предельно малой высоте. Это затрудняло ее устойчивое наблюдение. Информацию по ней решили не выдавать, чтобы ни вносить помех в сложную и без того обстановку. Тем более, цель выходила из зоны обнаружения радиолокационной роты и входила в зону ответственности соседнего соединения.Десятью минутами раньше, в 14.21, в районе Чудского озера на экранах дежурных радаров появилась отметка с направлением движения: Гдов-Малая Вишера. В 14.24 информацию по этой цели начали выдавать «наверх». С 14.25 отметка стала наблюдаться неустойчиво, и в 14.28 сопровождение воздушного судна было прекращено. В 14.31 этим же подразделением обнаруживается цель с прежними параметрами, но выдается «наверх», как и положено, с другим номером.В 15.00 решением командующего 6-й армией ПВО с аэродрома Громово была поднята в воздух дежурная пара истребителей с задачей установить тип и государственную принадлежность цели 8255. По маршруту полета цели погода не радовала. Теплый фронт передвигался на юго-восток. Облачность сплошная, местами дожди, нижний край облаков 200−400 метров, верхний край 2500−3000 метров. Поиск осуществлялся в течение 30 минут. Опускаться в облака истребителям запретили, это было слишком опасно. С зенитных ракетных дивизионов стали поступать доклады, что по новым целеуказаниям цель 8255 не обнаружена. В 15.31 командующим армией было принято решение — цель 8255 представляет собой плотную стаю птиц. Об этом и было доложено на ЦКП Войск ПВО.К 15.00 Матиас приблизился к железнодорожному узлу ст. Дно. Погода к этому времени улучшилась. Над точкой пересечения железных дорог Матиас снова изменил курс и теперь уже не менял его до самой Москвы.

Случайность третья: граница

Руст «наводился» на крупный ориентир – сланцевый комбинат в Кохтла-Ярве, дым из труб которого был хорошо заметен на дистанции до 100 км.

Тем не менее уже через час полета – в 14.10 самолет был взят на сопровождение советской РЛС П-15, 14-й дивизии ПВО. Расчёты ЗРК были подняты по тревоге, информация постоянно поступала на КП 6 ОА ПВО генерала Г. В. Кромина, командующего в то время Лениградской армией ПВО. Цели присвоили боевой номер 8255, но не сбивали. Дело в том, что после инцидента с корейским «Боингом» в 1984 году, существовал строгий приказ не сбивать гражданские самолеты. Знал ли об этом Руст, неизвестно, но этот факт ему определенно помог.

Между тем погода начала ухудшаться, как раз в том месте, где летел маленький самолет, низкая облачность и дождь не дали двум поднятым дежурным МиГам-23, обнаружить «Сессну» визуально. А потом Руст и вовсе пропал с радара, пройдя в аккурат между зонами ответственности 14-й дивизии ПВО и 54-го корпуса ПВО ВС СССР. В итоге военные списали цель 8255 как плотную стаю птиц, не обнаружив ни следа нарушителя. Случаен ли был его маршрут? Не слишком ли много совпадений?

Почему не сбили самолет?

Когда началось расследование инцидента, советские офицеры сказали, что они сразу же заметили нарушителя границ СССР. Радиотехнические подразделения ПВО Латвийской республики обнаружили чужой самолёт ещё в 14 ч. 10 мин. Операторы радиолокационной станции, увидев нарушителя границы, сразу сообщили о нём вышестоящему начальству.

По тревоге в небо поднялись два истребителя МиГ. Им нужно было понять, что собой представляет нарушитель: это шпион, сознательно нарушивший границы СССР, или просто нарушитель режима полётов, у которого сломалась радиоаппаратура.

Лётчик советского истребителя обнаружил небольшой спортивный самолёт с тёмной широкой полосой вдоль фюзеляжа. К тому же внешне американская «Cessna» была очень похожа на российский Як-12.

Командование ПВО решило, что в воздухе находится нарушитель режима полётов, который просто забыл включить режим опознавания. Ни один генерал не дал команды сбить воздушное судно. Советские истребители не могли лететь рядом, они с огромной скоростью проносились мимо тихоходного лёгкомоторного самолёта Матиаса.

Случайность четвертая: путь к Москве

Достигнув станции Дно, Матиас более не менял прямого курса к Москве. И опять (случайно ли или нет) судьба благоволила ему. Попав уже в зону ответственности ПВО Москвы, «Сессна» появилась на экранах радаров, но в этот момент один из авиаполков производил учебные полеты, в воздухе находилось 12 машин. Ровно в 15.00 происходила смена кода опознания: «Я – свой самолет», под которую попал и Руст, «легализовавшись в воздушном пространстве СССР.

Чуть позже, когда метка в связи с выходом «Сессны» в другой район пропала, происходит ещё одна случайность. Накануне в районе Торжка произошла авиакатастрофа (столкнулись два наших боевых самолета), и к месту падения подходили вертолеты и самолеты, доставлявшие специалистов к месту происшествия. За один из них и приняли легкий самолет Руста.

На подходе к Москве, он опять попал на экраны радаров, но был принят за метеорологический зонд. Тем не менее двойка МиГов-23, поднятая на проверку сигнала, прочесала территорию, опять упустив нарушителя.

Случайность вторая: вылет

Находившийся в своей стартовой точке – финском Хельсинки, Руст заправился под пробку, обозначил диспетчеру свой маршрут на Стокгольм, и в 13.10 28 мая 1987 года произвел взлет. Первые 20 минут он летел строго по маршруту, но затем произвел резкий разворот в сторону советской границы. Выключив радиостанцию, он пропал со связи с диспетчером.

Причем пилот действовал по всем правилам военной науки, снизившись до 80-100 метров, чтобы как можно дольше быть невидимым для советских РЛС ПВО. И подозрительно случайно его путь совпадал с авиатрассой гражданских лайнеров.

Пропавший самолет сразу начали искать финские спасатели и обнаружили в последней точке: где самолет Руста пропал с радаров – масляное пятно на воде. Спасатели сделали вывод, что «легкомоторник» разбился, и даже вызвали водолазов для поиска обломков. Откуда взялось то пятно, до сих пор остается загадкой, но оно обрубило за Рустом возможный «хвост».

Последствия

В 18.55 Руст подрулил к Покровскому собору и более 10 минут раздавал зевакам автографы. Вскоре его арестовали.

За этот эксцесс должности лишился министр обороны СССР маршал Соколов и главком войск ПВО Колдунов. Должности потеряли еще свыше 300 офицеров. Многие связывают это с оппозицией потерявших должности высших военных чинов к тогдашнему лидеру СССР Михаилу Горбачёву. Теперь Горбачев получил лояльное командование вооруженными силами, шедшее на все возможные уступки НАТОвским планам по сокращению вооруженных сил СССР. Результат этих уступок известен.

Руст провел более года под следствием и был выдворен из Советского Союза. Но вопрос о том, насколько спонтанным был его полет, окутан тайной до сих пор.

Случайность первая: подготовка


В 1987 году юному Матиасу было всего 18 лет, но у него уже была лицензия пилота. Что, впрочем, неудивительно, так как его отец был владельцем бизнеса по продаже легкомоторных самолетов марки «Сессна». Но случайность (или спланированная закономерность) кроется совсем в другом.

Каким образом молодой и неопытный пилот в сложных погодных условиях, при которых и опытные боевые летчики-истребители летают не всегда, смог достичь границы СССР?

Ответ прост: перед вылетом Матиас тщательно подготовился. Сначала он облетел почти всю Северную Европу, включая Исландию. За более чем 2600 миль полета, из которых большая часть проходила над морем, Руст приобрел необходимый опыт. Более того, вместо заднего ряда сидений, он предусмотрительно смонтировал дополнительные топливные баки, что существенно повысило радиус полета легкой «Сессны».

Впрочем, есть вопросы, которые остались открытыми: мог ли 18-летний парень придумать всё это сам; или же его кто-то надоумил?

Полет в Москву

28 мая 1987 года в 13 ч. 21 мин. пилот-спортсмен из Гамбурга Матиас Руст вылетел на американском легкомоторном летательном аппарате «Cessna» с аэродрома близ Хельсинки. Затем он пересёк Финский залив, а в 14 ч. 20 мин. пролетел над границей СССР около эстонского города Кохтла-Ярве и направился в Москву.

Однако финским диспетчерам лётчик ответил, что собирается в Стокгольм. Когда пилот пропал с поля зрения радаров, его начали искать спасатели. Вскоре на водной поверхности они заметили огромное масляное пятно. Финские спасатели подумали, что летательный аппарат утонул, и вызвали аквалангистов. Те исследовали морское дно в поисках самолёта, но так ничего и не нашли. Позже Руст получил за ложную тревогу от финнов счёт в 100 000 долларов.

Как только летательный аппарат немца пересёк границу СССР, в Эстонии по тревоге в небо поднялись 2 истребителя МиГ. Они какое-то время «вели» Матиаса и старались с ним связаться. Вскоре истребители вернулись к себе на базу, потому что не получили приказ уничтожить не выходящий на контакт летательный аппарат. ПВО присвоили объекту, не реагировавшему на позывной «свой-чужой», номер «8255».

Немецкому пилоту просто повезло остаться живым. Ведь в 1984 г. советские ПВО сбили корейский гражданский лайнер, случайно  пересёкший границу СССР. Погибло много людей. После этого неприятного случая советским военным дали приказ не сбивать спортивные и гражданские воздушные судна, случайно залетевшие на территорию СССР.

Ровно в 15 ч. Руст пролетал над Псковом. Как раз в этот час там проходили учебные полёты молодых курсантов. Им нужно было сменить коды в рамках системы госопознавания. Не всем пилотам удалось справиться с заданием. Началась неразбериха. По ошибке летательный аппарат Матиаса приняли за перепутавшего коды молодого курсанта и присвоили код «я-свой».

В 16 ч. 50 мин. Матиас пролетал над Торжком. В это время там проходили спасательные операции из-за крушения двух легкомоторных самолётов. Плавно идущее воздушное судно немца приняли за поисковый советский вертолёт. В 17 ч. самолёт немца вошёл в зону действия ПВО Москвы. Однако в этот момент всю аппаратуру противовоздушных сил отключили на профилактику.

В 18 ч. 30 мин. Матиас подошёл к столице. Посадив аппарат на Красной площади в 19 ч. 10 мин., лётчик выбрался из кабинки и начал раздавать автографы изумлённым прохожим. Его тотчас же арестовали. На следующее утро все газеты мира сообщили сенсационную новость: «Немецкий пилот пересёк границу СССР в День Пограничника и приземлил свой самолёт на Красной площади».

«С призывом к миру»

В конце концов, Руст заметил мост у собора Василия Блаженного , сделал несколько кругов и приземлился около него.

«Полиция поначалу считала, что у меня были свои люди в Москве, которые договорились о посадке на Красной площади», — говорит Руст.

Около 7 часов вечера, как раз на заходе солнца, 19-летний пилот приземлился на Красной площади и вылез из кабины, чтобы поприветствовать толпу, которая собралась около него.

Все хотели знать, откуда прибыл молодой иностранец, и зачем.

«Я приехал сюда из Германии с призывом к миру!» — сообщил Руст.

Когда «союзники» пожали друг другу руки, Русту пришлось объяснить, что он приехал из «другой Германии», Западной, не коммунистической Восточной, как думали собравшиеся.

Британец Робин Скотт приехал в Москву на конференцию по недопущению распространения ядерного оружия и в свободное от дебатов время осматривал достопримечательности Москвы. Руст посадил самолет прямо перед Робином Скоттом.

Матиаса Руста освободили в знак доброй воли вскоре после подписания договора о нераспространении ядерных вооружений

«Это было удивительно. Никто из нас не имел понятия, что происходит, — говорит Скотт, — Все были очень впечатлены. Даже сотрудники службы безопасности говорили о том, какой он храбрый мальчик».

Когда же милиция оправилась от шока при виде припаркованного у ворот Кремля самолета, Руста арестовали.

Он в течение долгого времени пытался доказать, что действовал в одиночку и его полет не был частью заговора иностранных правительств.

В Кремле же испытали настоящий шок, когда в полной мере осознали унизительный для властей страны характер инцидента.

Однако, похоже, что Михаил Горбачев понял, что может использовать ситуацию в своих интересах, чтобы уволить высокопоставленных военных чиновников, мешавших ему проводить реформы.

Через несколько дней министр обороны Сергей Соколов был отправлен в отставку, уволился командующий ПВО Александр Колдунов. В течение следующих нескольких месяцев около 150 военных чиновников лишились своих постов.

1Аэропорт Маальме. Вылет

Утром 28 мая 1987 года в аэропорту Маальме, близ Хельсинки, Матиас Руст, гражданин ФРГ, 1968 года рождения, подготовил к вылету свой моноплан Cessna-172R, на котором за сутки до этого он прилетел из Гамбурга. В полетных документах конечной точкой маршрута значился Стокгольм.В 13.10, получив разрешение, Матиас произвел взлет и направился по запланированному маршруту. Через 20 минут полета Руст доложил диспетчеру, что на борту у него порядок и попрощался. После чего, выключив бортовую радиостанцию, круто развернул самолет в сторону Финского залива и начал снижение до высоты 80−100 м. Этот маневр должен был обеспечить надежный выход самолета из зоны наблюдения диспетчерского радара и скрыть истинный маршрут полета. На этой высоте Матиас направился в расчетную точку Финского залива вблизи воздушной трассы Хельсинки-Москва. Развернув самолет в сторону первого наземного ориентира на побережье Советского Союза (сланцевый комбинат г. Кохтла-Ярве с его дымами, которые видны за 100 километров) и сверив показания радиокомпаса с расчетными, Матиас лег на «боевой курс». Погода на этом участке полета была благоприятной: облачность — слоисто-кучевая, 4−5 баллов; ветер — северо-западный, 5−10 метров в секунду; видимость — не менее 15−20 километров.


С этим читают