Самая большая в мире мышь: сверхтяжёлый танк «маус»

Ходовая часть

Ещё на этапе проектирование было принято решение отказаться от оказавшейся не совсем удачной торсионной подвески, а огромный вес танка заставил конструкторов придумывать различные ухищрения. Поэтому ходовая часть Мауса состояла из 24 одинаковых тележек, стоящих в два ряда и попарно крепившимися к одному кронштейну, который, в свою очередь, был закреплён между бортом и фальшбортом корпуса. В качестве амортизирующих элементов применялись буферные пружины. К каждой из тележек крепилось два опорных катка со внутренней амортизацией. Такая конструкция отличалась хорошей ремонтопригодностью, но большим весом. Позже, на втором опытном образце, предпринимались попытки использовать облегчённые катки, но от этой идеи отказались. Ведущее колесо находилось сзади, а направляющее спереди и имело механизм натяжения гусеницы.


Почему «Маус» не попал на поля Великой Отечественной

Первый прототип под названием 205/I был собран до состояния «движущейся коробки» к 23 декабря 1943 года. На него был установлен массогабаритный макет башни, сваренный из стальных листов (т.е. без пушки и других элементов).

На данном этапе авторов детища, включая Фердинанда Порше, интересовали ходовые качества машины — скорость, маневренность, проходимость, удобность управления, качество сцепления с поверхностью.

Испытания успешно завершились — танк был легок в управлении; мог поворачивать во всех режимах; забираться на склоны с углом до 45 градусов; спокойно ехать по любой поверхности и даже уходить в грязь до полуметра; но скорость была невелика — 20 км/ч по асфальтированной дороге и 18 км/ч по грунтовой.

Зато Мышонок мог перевозить не только себя, но и сопоставимый по весу груз. По мере ходовых испытаний находились недостатки, которые оперативно устранялись или дорабатывались.

10 января 1944 года началась сборка второго прототипа, под названием 205/II. Он получил единственную полноценную башню и рабочее вооружение. Ходовые испытания начались уже в июне, а полностью укомплектован супер-танк был в конце июля.

Как и 205/I, второй прототип перемещался без особых проблем, что касается огневых испытаний, то они имели место, но никаких данных нет.

И хотя жизнеспособность «вундерваффе» была доказана, общее состояние дел уже не позволяло рейху отвлекать производственные мощности на такие проекты. Если в начале 1944 года Гудериан ставил перед Гитлером вопрос о целесообразности производства Mäuschen, то в середине года речи о каком-либо серийном производстве не шло — все работы по этой теме были остановлены.

В августе 1944 специалисты покинули сборочные цеха, осталась горстка энтузиастов во главе с Фердинандом Порше, продолжавших мелкие доработки. Проектировалась новая башня — Maus II Turm, на 205/II был установлен дизельный двигатель Daimler-Benz MB.517 на 1200 лошадиных сил, требовавшийся по проекту, пробовали траки разной конструкции.

За несколько дней до 1945 года по приказу СС оба танка были перевезены сначала в Берлин, где простояли в специальном ангаре до марта, а затем второй прототип отправили защищать ставку немецкого Генштаба в Вюнсдорф.

Тут он и закончил свой путь — в момент движения сломался двигатель, танк встал таким образом, что его невозможно было использовать в бою. Экипаж подорвал машину:

Первый прототип супер-танка стоял в ангаре, в 60 км южнее Берлина. Поскольку его нельзя было использовать в бою, он также был подорван экипажем незадолго до капитуляции Германии. Оба «вундерваффе» оказались колоссом на глиняных ногах.

Технические характеристики и описание

Maus и САУ Adam (вид с кормы)

Масштабная модель танка

Экипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый. Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем.

Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин

Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509, ведь, применяя уже готовый двигатель, можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки

За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.

Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.

Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше, чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.

О проектировании «танка прорыва»

Работы по создании боевой машины велись несколькими фирмами. За изготовление корпуса и башни взялась компания «Крупп», двигательной установки – «Даймлер-Бенц», а элементами ходовой части занимались сотрудники фирмы «Сименс». Общую сборку проводили на территории завода, которым владела компания «Алькетт».

Поскольку планировалось танком прорывать хорошо укрепленные места, в его проектировании много внимания было уделено лобовой и боковой броне. По мнению специалистов вермахта, оптимальная толщина лобовой части должна составлять 20 см, а по бокам – по 18 см. Рассматривались несколько вариантов главного орудия, калибр которого мог варьироваться в пределах от 128 до 150 мм.

Mäuschen в игре

Боевая эффективность

Достоинства:
  • хорошее бронирование;
  • большой запас прочности;
  • большая дальность обзора.
Недостатки:
  • большие габариты;
  • слабая динамика;
  • малая скорострельность;
  • долгое сведение.

Экипаж

  • Боевое братство улучшит характеристики танка.
  • Ремонт ускорит починку поврежденных модулей.
  • Комбинация Орлиный глаз + Радиоперехват даст прибавку к обзору в 5%.
  • Комбинация Плавный поворот башни + Плавный ход позволит меньше терять времени на сведение при движении и повороте башни.
  • Шестое чувство поможет определить, обнаружен ли танк или нет.
  • Снайпер повысит убойную силу пушки.
  • Король бездорожья улучшит подвижность по слабым грунтам.
  • Отчаянный повысит ДПМ в жарких схватках.
  • Интуиция поможет быстрее менять снаряды.
  • Бесконтактная боеукладка повысит прочность боеукладки.
  • Виртуоз немного улучшит маневренность.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

ББ30

БП15

ОФ5

Оборудование
  • Досылатель немного ускорит перезарядку.
  • Улучшенная вентиляция даст небольшой бонус к характеристикам танка.
  • Усиленные приводы наводки ускорят сведение стокового орудия, иначе рекомендуется поставить тяжелый противоосколочный подбой для защиты от артилерии, учитывая низкую скорость и подвижность танка, а также высокую заметность. Сведения 2.3. сек на топовом орудии вполне хватает для комфортной игры.
Снаряжение

Снаряжение стандартное — Ремкомплект, Аптечка, Огнетушитель.

Боекомплект

Основные снаряды — бронебойные. Подкалиберные стоит заряжать для встреч с бронированными противниками. Осколочно-фугасные снаряды пригодятся для сбития захвата базы.

Оценка Mäuschen

  • Защитник — ввиду слабой динамики танк может подойти для обороны ключевых позиций.
  • Стальная стена — за хорошее бронирование.
  • Живучий — за большой запас прочности.

История изменений

Основная статья: История изменений Mäuschen

История изменений

Обновление 0.9.17.1

Введён на основной сервер в качестве немецкого тяжёлого танка IX уровня.

Устройство корпуса

Немецкий сверхтяжелый танк имел сварной корпус. Соединение стальных листов осуществлялось при помощи прямоугольных шипов с штифтами цилиндрической формы, которые обеспечивали большую прочность креплений. Внутри корпуса располагались специальные перегородки.


Танк состоял из четырех отделений: управленческого, моторного, боевого и трансмиссионного. В первом располагались водитель и радист. Отделение оснащалось различной управленческой аппаратурой и огнетушителями. Верхняя часть корпуса стала местом для специального люка, оборудованного перископом. Защиту люку обеспечивала бронированная крышка. Покинуть танк из управленческого отделения можно было также через запасной люк внизу. В данном отделении разместили баки с топливом. Их емкость составила 1560 л.

В моторном располагались двигатель, радиаторы, масляный бак и охлаждающая система. Центр корпуса стал местом для боевого отделения. Тут разместили снаряды в количестве 36 штук и механизм, осуществляющий заряжание аккумуляторов и питание башенного привода. Боевое отделение комплектовалось редуктором и генераторным блоком. Трансмиссионное с электродвигателями и редукторами расположили на корме танка.

Первый результат

В январе 1943 года фюреру был продемонстрирован выполненный из дерева макет танка. Как утверждают историки, у Гитлера он вызвал воодушевление. В апреле была изготовлена полноразмерная деревянная модель танка Maus, которая также была одобрена фюрером. Собирать «Мышонка» начали в августе того же года. В декабре был готов первый прототип тяжелого танка Maus.

В боевой технике использовался авиационный двигатель, мощность которого составила 1 тыс. лошадиных сил. Тестирование танка Maus состоялось в декабре 1943 года. На полигон боевая машина прибыла своим ходом. Однако к тому времени конструкторские работы по изготовлению башни не были закончены, поэтому на ее месте был установлен груз.

Весила машина 180 т. Поскольку такую массу не выдержит ни один мост, создатели решили, что танк водные преграды будет преодолевать по дну. На ровной поверхности техника двигалась со скоростью не более 13 км/ч. Кроме того, она была оборудована слабыми подвесками. Проект оказался неудачным и вскоре был закрыт.

Уязвимые и слабые места Мауса

Экипаж

Командир

Механик-водитель

Наводчик

Заряжающий

Радист

Модули

Боеукладка

Двигатель

Топливные баки

Рация

Мех. поворота башни

Приборы наблюдения

Гусеницы

Все «жизненно важные» модули находятся в верхней части танка. Следовательно, как уже говорилосьMaus очень уязвим к попаданиям от артиллерии. В то же время как от других танков снаряды либо рикошетят или не пробиваю броню, то фугасы арты могут нанести серьезный урон нашему танку.


Ниже показана правильная поза при бое 1 на 1: надо танк поставить ромбом и отвернуть башню на 35-40 градусов в противоположную сторону поворота корпуса тем самым подставив «щеки». Это самый непробиваемый вариант, так как в таком положении угол наклона брони Мауса увеличивается и танк сложнее пробить. В таком положении Маус становиться невероятно рикошетным и не пробиваемым.

Вооружение супертанка Maus

Такое внушительное транспортное средство нуждалось в таком же внушительном оружии. Основное вооружение Мауса состояло из танковой пушки KwK 44 L/55 128 мм (5 дюймов) – той же, что и у Panzerjäger Tiger Ausf, более известного как Ягдтигр. Он стрелял раздельными боеприпасами состоящими из 2-х частей (снаряд, затем топливо). Его основной противотанковый снаряд – PzGr.43 APCBC-HE (фугасный бронебойный снаряд с бронебойным баллистическим наконечником). Пушка приводила в движение эти огромные 28-килограммовые снаряды с начальной скоростью 950 м/с. Они могли пробить 200 мм (7,9 дюйма) брони с уклоном 30 градусов на 1000 метров и 148 мм (5,8 дюйма) на расстоянии 2000 мм (2200 ярдов).

Маус также обошелся без обычного спаренного пулемета, который заменили спаренным 75 мм (2,95 дюйма) KwK 44 L/36,5. Изначально он предназначался для довоенного оружия L24. Однако дуло пришлось расширить до 36 калибра, чтобы избежать попадания газов-вытеснителей в систему вентиляции двигателя.

1 мая 1943 года Гитлеру и его команде был представлен деревянный макет. Немецкий диктатор не был впечатлен 128-мм пушкой (5 дюймов) и заказал вместо этого 150-мм (5,9 дюйма). Тем не менее, первый заказ на 150 машин был дан для версии с 128 мм (5 дюймов). Производство было запланировано на начало осени 1943 года, изготовлением деталей занимался Krupp, а окончательной сборкой – Alkett. Предполагаемый конечный вес составлял около 188 тонн, но Гитлер настаивал на том, что он был 200 тонн. Отсутствие пулемета для непосредственной обороны заставило Гудериана (Генерал-полковник бронетанковых войск) отказаться от танка, поскольку он не был истребителем танков, и ему пришлось бы сражаться при непосредственной поддержке пехоты.

Однако из-за изменений в войне Гитлер внезапно отменил производственный заказ в октябре 1943 года, а сам проект – в ноябре. Несмотря на неудачу, Порше изо всех сил пытался подготовить первый прототип в декабре в Alkett. Испытания начались немедленно. В июне 1944 года настоящая башня была готова и смонтирована на корпусе.

По ходу испытаний стали очевидными две основные проблемы. Первая – отношение мощности к весу было настолько плохим, что не удалось достигнуть максимальной скорости 20 км/ч (12 миль/ч). В идеальных условиях Maus едва достигал 13 км/ч (8 миль/ч). Также пришлось обновить подвеску. Другая серьезная проблема носила тактический характер. Пересечь любой мост было невозможно, поэтому планировалось, чтобы танки работали парами; один из них пересекал водоем вплавь с помощью электрической энергии, которая поставлялась от второго танка через кабель, а воздух подавался через длинную дыхательную трубку.

Второй прототип, Panzerkampfwagen VIII Maus V2, был готов в марте 1944 года и также начал испытания. Позже он был оснащен первой башней Krupp, запланированным вооружением, включая пулемет MG 34 для противовоздушной обороны и, позднее, дизельным двигателем Daimler-Benz MB 517 (в сентябре), новой электростанцией, гусеницами Skoda и подвеской. Однако, как только Krupp начал строительство еще четырех корпусов, пришла отмена заказа в августе.

Фактически, оба прототипа были испытаны до их захвата советскими войсками в Куммерсдорфе, недалеко от Бёблингена, вблизи брошенных артиллерийских батарей. Говорили об обстреле прототипа наступающими силами, но это оказалось ложью.

Вскоре после этого советское командование приказало установить башню V2 на V1, и танк был снова испытан в Германии, а затем доставлен в СССР для дополнительных испытаний под Кубинкой в 1946 году. Сейчас он выставлен в музее Кубинки. Танк был настолько большим, что здание, в котором он находится, пришлось построить вокруг него.

Прототип Panzerkampfwagen VIII typ-205-2 (V2) Maus был уничтожен до того, как танковые полигоны в Куммерсдорфе, недалеко от Бёблингена, были захвачены советскими войсками. Позже башня этого танка была обнаружена и установлена ​​на корпус typ 205-1 (V1) Maus.

Четыре дополнительных бронированных Maus Wanne (корпуса) и пять Turmgehäuse (башни) были сварены вместе на заводе Krupp в Эссене, прежде чем тот взорвали 4 августа 1944 года. После этого производство прекратилось.

20.01.2019 12:03

Зоны пробития Мауса

Рассмотрим два примера:

  1. если вы на топовом СТ
  2. на топовом ТТ.

В первом случае. Не стоит стрелять ни в нижний бронелист, ни в колпак на крыше. В это место вам не хватит бронепробиваемости.

Если же вы видите Мауса повёрнутого боком к вам шансы пробить сильно увеличиваются, мы можем пробить его только в кормовую броню и только под прямым углом. А так же стоит стрелять не более чес со 100 метров, ибо, если стрелять с дальнего расстояния снаряд сильно теряет свою бронепробиваемость.

Ну и самое проблематичное место у Мауса — это характерная «шишечка» в центе кормы башни, которую даже советский легкий танк Т 50-2 может пробить не говоря о нашем орудии. Это вам сильно поможет, ибо, башня Мауса крутится медленно, а мы быстрые и возможность заехать за спину Маусу, закрутить, нанося регулярный урон, увеличивается.

Броню корпуса с тыла мы тоже пробиваем, но тут шансы пробить танк гораздо ниже. Также мы регулярно пробиваем под башню Мауса, нанося неплохой урон и получаем шанс сломать оборудование поворота башни.


Во втором случае если мы играем, допустим, на Маусе и встречаем такого же противника, что в случайных боях большая редкость, да и сильно  мешают другие танки, но все же рассмотрим и эту ситуацию. Если противник повернут к вам передом то стоит стрелять в нижний бронелист, но только под прямым углом мы будем стабильно пробивать.

Так же стоит упомянуть «щеки» — это места по обе стороны от маски орудия. Как раз то место где выпуклая башня Мауса имеет к нам минимальный угл, что дает нам возможность пробивать.

Если же танк стоит к нам под углом, то тут начинают играть самые разные факторы такие как «удача» и «великий белорусский рандом» (ВБР) ибо без них вам Мауса не пробить. Если танк стоит под углом, а башня смотрит на нас, то стоит работать по башне, а именно по «щекам». Если и башню отворачивает, то тут только «голду» заряжать и работать по нижнему броне листу или в корпус ближайшую к нам часть.

Если танк стоит к вам бортом, то тут мы можем пробивать его в любое место и в башню и в корпус, ибо сила «мыши» в том, как её поставить.

ТТХ Maus

Базовый обзор нормальный для тяжелого танка и составляет 400 м. Максимальная скорость 20 км/ч по прямой, а при поворотах танк действительно, что ползет. Также танку снизили запас прочности до 3000 единиц. А дальше интереснее, ведь такая неторопливость вознаграждена отличным бронированием и орудием.

Орудие

Маусу ощутимо поправили стабилизацию и теперь орудие может порадовать игроков хорошими показателями ДПМа за счет уменьшения времени перезарядки, сведения и разброса на 100 метров.

Огневая мощь

Урон (ед) 490 490 630
Бронепробитие (мм) 246 311 65
Скорострельность (выстрелов в мин) 4,51
Средний урон в минуту (ед) 2210
Время сведения (сек) 2,1
Разброс на 100 м 0,36
Углы ГН 360°
Углы ВН -8…+24°

Бронирование

В результате последних изменений в игре Maus снова стал несокрушимой крепостью и способен блокировать огромное количество урона. Во лбу башни у него теперь 260 мм брони, а в корме и сбоку по 210 мм. Бронирование корпуса тоже было улучшено и теперь имеет 200 мм лобовой брони, 185 мм борт и 160 мм корма. При постановке танка «ромбом» можно хорошо отбивать снаряды, потому что скосы корпуса стали 250 мм.

Двигатель и трансмиссия

На танк Маус была установлена комбинированная силовая установка, подобная установленной на Фердинанды. Двигатель внутреннего сгорания, связанный механически с электрогенератором, вырабатывающим ток для тяговых электродвигателей.

Бензиновый Даймлер-Бенц DB-603A2 развивал мощность 1080 л.с. и имел рабочий объём 44,5 литра. Стартер по совместительству являлся дополнительным генератором для оборудования и, после запуска двигателя, выполнял свои непосредственные обязанности.

Электрические двигатели имели мощность по 544 л.с. каждый, реверсирование и могли плавно изменять мощность вместе с оборотами. Это значительно облегчало управление Маус и обеспечивало различные режимы поворота и торможения.

«Маус» в массовой культуре

«Маус» в игровой индустрии

«Маус» встречается в компьютерных играх:

  • «Блицкриг»;
  • «Codename: Panzers – Cold War»
  • «Metal Saga» для Playstation 2;
  • «Panzer General II»;
  • «R.U.S.E.»;
  • «Rush for Berlin»;
  • «Rush for the bomb»;
  • «War Front: Turning Point»;
  • «War Leaders: Clash of Nations»;
  • «World of Tanks»;
  • «World of Tanks Blitz»;
  • «War Thunder»;
  • «Maus: Warframe»;
  • «Panzer General 3D: Assault»;
  • «Panzer Elite Action: Fields of Glory»;
  • «Mortyr 2»;
  • «Panzer Corps»;
  • «Ground War Tanks»;
  • cерия «Hearts of Iron»
  • «Armored Aces» для Android и iOS;
  • «1941 Frozen Front» для Android;
  • «WAR BOXES» для Android и iOS.
  • «Tanktastic» для андроид

Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх довольно часто далеки от реальности.

«Маус» в индустрии сборных моделей

В настоящее время Маус производится в «оранжевой серии» фирмы Cyber-Hobby в масштабе 1:35, с бонусом-уничтожителями танков. Также у частных продавцов ещё возможно купить модель 1992 года фирмы Dragon (также в масштабе 1:35), которая является создателем фирмы Cyber-Hobby. Эти модели производятся в пластиковом виде, но есть ещё и смоляная модель от фирмы Lunar Model. Во все модели входят наборные траки. В 2017 г. фирма Takom выпустила два набора в масштабе 1/35 — Maus v. 1, соответствующий прототипу без башни, и Maus v.2 соответствующий полностью построенному прототипу и планировавшимся к выпуску серийным образцам.

В масштабе 1:72 Маус делается фирмами Dragon, Pegasus, Planet Models.

К масштабу 1:35 есть немало точёных стволов и фототравления, например точёные стволы выпускают фирмы ModelPoint, JordiRubio, RbModel, Barrel Depot. В 1:72 также выпускаются наборы, фирмами Dragon, Trumpter.

«Маус» в кино и мультипликации

Ввиду своих размеров и специфичности, Panzerkampfwagen VIII Maus нечасто встречается в кино- и мультиндустрии. Одно из редких появлений на экранах — аниме Girls und Panzer, где танк Maus команды Чёрного Леса противостоит команде Оараи в последней и предпоследней сериях.

Fate

It took six 18t half-tracks to salvage the turret from the destroyed V2 prototype

The operational Maus prototypes remained at Kummersdorf and at the proving grounds in Böblingen. In the last weeks of the war, the V1 with the dummy turret was captured by the advancing Soviet forces in the vicinity of the western batteries of the Kummersdorf artillery firing grounds. It had been thought to be mechanically sabotaged by the Germans before abandoning it. Some sources state that the Panzerkampfwagen VIII saw combat while defending the facility at Kummersdorf, although the popular version is that it did not. The Soviet Commander of Armored and Mechanized troops ordered the hull of V1 to be mated with the turret of V2. The Soviets used six 18t German half-tracks to pull the 55-ton turret off the burned-out hull. The combined V1 hull/V2 turret vehicle was completed in Germany and sent back to the USSR for further testing. It arrived there on May 4, 1946. When further testing was completed, the vehicle was taken over by the Kubinka Tank Museum for storage where it is now on display. It appears that the capture of this prototype had little impact on post-war Soviet tank development. Soviet tank design continued to concentrate on maneuverability by strictly limiting size and weight. The next-generation Soviet tanks had similar levels of protection and armament: the IS-3 heavy tank was armed with a 122 mm gun, but weighed under 50 tons; the T-54 main battle tank, which entered production in 1947, provided 200 mm of frontal turret armor, 100 mm of frontal hull armor and a 100 mm main gun, while weighing in at slightly less than 40 tons.

Оценка машины

Позднее советские специалисты поставили башню от этого танка на корпус Танк Маус Porsche Type 205/1 и эту гибридную машину можно сегодня увидеть в танковом музее в Кубинке.

Довольно сложно судить об эффективности танка, если он никогда не принимал участия в реальном бою. Тем более такого харизматичного и забавно-нелепого, как «Maus». Гитлер, одабривая проект, пророчил машине судьбу танка прорыва, но «Мышонок» стал ни чем иным, как символом безумия гения таких видных немецких конструкторов, как Хеншель и Порше. Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу. Гудериан на заседании у Адольфа Гитлера чуть ли не умолял фюрера если не закрыть проект, то хотя бы отложить его в долгий ящик до победы над СССР. Но врожденная немцам страсть к гигантизму (апогей которых отразился в проектах Р-1000 «Крыса» и Р-1500 «Монстр») привела к тому, что чуть ли не все мощности Третьего Рейха должны были производить узлы для «Maus» — элементы двигательной установки — «Даймлер-Бенц», корпус и вооружение — «Крупп», части трансмиссии — «Сименс», сборка производилась еще на одном предприятии — «Алкетт». Впрочем, это ослабило немецкую промышленность и приблизило решающую победу СССР и союзников над Германией.

В целом, проект был забавным, но бесполезным. Ценность в нем нашли только современные военные историки. «Маус» даже в больших количествах, на что в 1944 году так надеялись немецкие военные, уже никак не мог повлиять на ход войны. Именно на грандиозном проекте «стальной мышки» закончилась пора огромных чудовищ и выкидышей инженерной мысли.

Maus — весьма специфичный танк. Из-за крайне низкой подвижности он не может эффективно перемещаться по полю боя, реагируя на изменение ситуации в бою. Maus может использоваться как в обороне, так и в наступлении.

Благодаря отличному бронированию, Maus мог бы сдерживать превосходящие силы противника на подступах к базе, пока союзники атакуют на других направлениях. Главный недостаток кроется в том, что наступающие союзники лишаются поддержки топовой машины и их атака может захлебнуться. В этом случае, противнику не составит большого труда разбить их, а затем расправиться с Маусом, используя численный перевес.

Maus мог бы использоваться в наступлении в качестве живого щита для союзников. Эта тактика особенно эффективна в городе, где действия артиллерии затруднены. Суть заключается в том, что Maus идёт первым, принимая на себя вражеские снаряды, а идущие следом за ним союзники прикрываются его мощным корпусом и ведут огонь по противнику.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Maus
В сети Интернет
  • Маус // Википедия
  • Maus. Броня, орудие, снаряжение и тактики. Подробный обзор от jmr // YouTube

Техника Германии

Лёгкие танки I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Средние танки III Großtraktor — Krupp  • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f)  • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K  • V Turán III prototípus  • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat.  • V Pz.Kpfw. V/IV  • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25  • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm  • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10  • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71  • VIII Panzer 58  • VIII Schwarzpanzer 58  • VIII Panzer 58 Mutz  • VIII M48A2 Räumpanzer  • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A  • IX Kampfpanzer 50 t  • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1
Тяжёлые танки IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131  • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03  • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P)  • VIII VK 168.01 Mauerbrecher  • VIII VK 75.01 (K)  • VIII E 75 TS  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) 
ПТ-САУ II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
САУ II G.Pz. Mk. VI (e) • III Sturmpanzer I Bison • III Wespe • IV Pz.Sfl. IVb • IV Sturmpanzer II • V Grille • VI Hummel • VII G.W. Panther • VIII G.W. Tiger (P) • IX G.W. Tiger • X G.W. E 100

Тяжёлые танки

Техника СССР V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
Техника Германии IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131  • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03  • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P)  • VIII VK 168.01 Mauerbrecher  • VIII VK 75.01 (K)  • VIII E 75 TS  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) 
Техника США V T14  • V T1 Heavy Tank • VI M6 • VII King Tiger (захваченный)  • VII T29 • VIII Chrysler K  • VIII Chrysler K GF  • VIII T26E5  • VIII T26E5 Patriot  • VIII M54 Renegade  • VIII M6A2E1  • VIII T32 • VIII T34  • VIII T34 B  • IX AE Phase I  • IX M103 • IX T54E1 • X T110E5 • X T57 Heavy Tank
Техника Франции IV B1 • V BDR G1 B • VI ARL 44 • VII AMX M4 mle. 45 • VIII AMX 50 100 • VIII AMX M4 mle. 49  • VIII AMX M4 mle. 49 Liberté  • VIII AMX 65 t • VIII Somua SM  • VIII FCM 50 t  • IX AMX 50 120 • IX AMX M4 mle. 51 • X AMX 50 B • X AMX M4 mle. 54
Техника Великобритании V Churchill I • V Excelsior  • VI Churchill VII • VI TOG II*  • VII Black Prince • VII FV201 (A45)  • VIII Caernarvon • VIII Caernarvon Action X  • IX Conqueror • X FV215b  • X Super Conqueror • X T95/FV4201 Chieftain 
Техника Китая VII IS-2 • VIII WZ-111  • VIII WZ-111 Alpine Tiger  • VIIIVIII   • IX WZ-111 model 1-4 • XX WZ-111 model 5A
Техника Японии III Type 91 Heavy • IV Type 95 Heavy • V O-I Experimental • VI Heavy Tank No. VI  • VI O-I • VII O-Ni • VIII O-Ho • IX Type 4 Heavy • X Type 5 Heavy
Техника Польша VII 45TP Habicha • VIII 50TP prototyp  • VIII 53TP Markowskiego • IX 50TP Tyszkiewicza • X 60TP Lewandowskiego
Техника Швеции VIII Emil I • VIII EMIL 1951  • IX Emil II • X Kranvagn

С этим читают