Россия и мвф. досье

Кредитование

В первые десятилетия МВФ чаще всего кредитовал страны Европы (первой помощь получила Франция в мае 1947 г. в размере $125 млн). Кредиты европейским государствам выдавались с целью поддержания торгового баланса с США, так как им приходилось покупать доллар по сильно завышенной цене из-за его привязки к золоту.


В 1952 г. МВФ начал предъявлять к заемщикам требования о проведении структурных экономических реформ, направленных на преодоление проблем с платежным балансом. Сейчас они чаще всего предполагают либерализацию внешнеэкономической деятельности государства: снятие барьеров для импорта, приватизацию госпредприятий, создание условий для свободного движения капитала, а также снижение доли госфинансирования сельского хозяйства и промышленности. По мнению ряда экспертов, действия фонда нередко ухудшали положение государств-заемщиков. Например, в Аргентине, которая долгое время считалась «моделью» эффективного внедрения рекомендаций МВФ, в 2001 г. был объявлен дефолт, и в стране начался затяжной кризис.

В основном МВФ осуществляет кредитование по рыночным процентным ставкам. Для развивающихся стран предусмотрены кредиты на льготных условиях, при которых процентные ставки — ниже рыночных или даже нулевые.

Согласно последнему отчету, в 2015-2016 финансовом году (с 1 мая 2015 г. по 30 апреля 2016 г.) потенциал кредитования МВФ составлял $975 млрд. Были одобрены новые кредиты для 16 стран (в основном развивающихся) на сумму $9,2 млрд. При этом на конец года общая сумма обязательств, включая непогашенные займы, составила $178 млрд. Кроме того, 13 развивающимся государствам с низкими доходами (в частности, Гвинее-Бисау и Гаити) были предоставлены средства в размере $1,2 млрд с нулевой процентной ставкой (общая сумма льготных кредитов — $11,4 млрд).

До декабря 2015 г. действовали правила, согласно которым кредиты не предоставлялись странам, имеющим задолженность перед каким-либо государством. В декабре 2015 г. в МВФ было принято решение отступить от этой политики. Теперь при определенных обстоятельствах он может оказывать финансовую помощь странам-должникам. Таким образом, МВФ продолжил реализацию своей антикризисной программы для Украины, имеющей долг перед Россией.

По данным на январь 2017 г., наиболее крупные задолженности по кредитам перед МВФ имеют Португалия (примерно $17 млрд), Греция ($13 млрд) и Украина ($11 млрд).

Цели МВФ

В соответствии со статьей 1 соглашения МВФ ставит перед собой следующие цели:

  • Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  • Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счёт этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
  • Поддерживать стабильность валют и упорядоченный валютный режим среди государств-членов, а также избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  • Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
  • За счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
  • В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Последние изменения

13.08.2020

Новая госзакупка в роли поставщика, контракт № 1220340879236200084, контрагент: БУ ВО «Павловский Дом-Интернат»

10.08.2020

Изменена категория в Реестре малого и среднего предпринимательства, новая категория: малое предприятие

07.08.2020

Завершено исполнительное производство № 150094/20/36060-ИП от 13.07.2020

Завершено исполнительное производство № 147564/20/36060-ИП от 13.07.2020

04.08.2020

Новое исполнительное производство № 180706/20/36060-ИП от 04.08.2020, сумма требований: 213 405 руб.

Новое исполнительное производство № 180707/20/36060-ИП от 04.08.2020, сумма требований: 213 405 руб.

Новое исполнительное производство № 176551/20/36060-ИП от 04.08.2020, сумма требований: 213 405 руб.

Новое исполнительное производство № 176564/20/36060-ИП от 04.08.2020, сумма требований: 213 405 руб.

Краткая справка

МБУ «КСК «Содружество» зарегистрирована 18 июля 2005 г. регистратором ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СУРГУТСКОМУ РАЙОНУ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ. Руководитель организации: директор Хафизова Юлия Евгеньевна. Юридический адрес МБУ «КСК «Содружество» — 628259, Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра, Советский район, поселок городского типа Таежный, Уральская улица, 38.

Основным видом деятельности является «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества», зарегистрировано 8 дополнительных видов деятельности. Организации МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «СОДРУЖЕСТВО» присвоены ИНН 2414877626, ОГРН 7806207741058, ОКПО 16605370.

Источники финансирования

Важнейший источник финансирования МВФ — подписные квоты (членские взносы стран-участниц), размеры которых зависят от экономики страны и ее золотовалютного запаса. Размер квоты влияет на доступ страны к финансовым ресурсам фонда и на право голоса (например, 15% квот позволяют блокировать решения акционеров фонда). Расчетная единица МВФ — специальные права заимствования (Special drawing rights, СДР). СДР имеет безналичную форму, а ее стоимость определяется ежедневно на основе рыночного курса основных валют — на сегодняшний день это доллар, евро, иена, фунт стерлингов и юань (включен в корзину валют МВФ 1 октября 2016 г.).

В 2010 г. по инициативе Группы 20 в МВФ была одобрена крупнейшая с момента возникновения организации реформа, предусматривающая, в частности, перераспределение в пользу растущих экономик 6% квот и голосов. Реформа долго не могла вступить в силу из-за отсутствия ратификации в Конгрессе США, который одобрил ее лишь в декабре 2015 г.

После вступления в силу реформы в январе 2016 г. общий размер квот увеличился примерно до 475 млрд СДР (приблизительно $645 млрд). Однако общее соотношение голосов между развитыми и развивающимися странами изменилось незначительно: (до реформы — 60,5% к 39,5% соответственно, после — 57,7% к 42,3%). Общая доля стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в квотах достигла 14,7%. Эти страны (за исключением ЮАР) оказались в десятке основных акционеров фонда.

США остались крупнейшим государством-членом и сохранили право вето. Их квота составляет 17,46% от общего объема (83 млрд СДР или приблизительно $118 млрд). Последнее место по этому показателю занимает Тувалу. Его квота — 0,001% (2,5 млн СДР; ок. $3,5 млн).


Помимо квот, механизмами финансирования операций МВФ являются два соглашения между фондом и отдельными странами-членами и их финансовыми институтами: Генеральное соглашение о займах (ГСЗ; General Arrangements to Borrow, GAB) от 1962 г. и Новое соглашение о займах (НСЗ; New Arrangements to Borrow, NAB) от 1998 г. Эти документы пересматриваются каждые пять лет. В настоящее время в рамках ГСЗ (11 стран) доступно $23 млрд, а в рамках НСЗ (38 стран) — примерно $250 млрд.

Кроме того, МВФ является одним из крупнейших официальных держателей золота в мире. Его использование регулируется статьями соглашения. В последний раз продажа золота была осуществлена в 2010 г. (свыше 403 т на сумму $50 млрд). Полученные средства пошли на оказание помощи беднейшим странам. В настоящий момент золотые авуары МВФ превышают 2800 т.

«Мвф» в публикациях DK.RU

Российской экономике предсказали быстрое восстановление после карантина
Тихановская призвала руководство Евросоюза не признавать победу Лукашенко на выборах
Либо малый бизнес, либо россияне. Банки готовы отменить кэшбек за многие покупки
Закрытие «Бизнес-Молодости», экологические протесты в Башкирии. Главное 18 августа
Путин и Меркель обсудили политический кризис в Беларуси. Расставив разные акценты
Отставки, забастовки и угрозы увольнений. Хроника протестов в Беларуси
Чего ждать от партнерства главного спортивного бренда Екатеринбурга ФК «Урал» и BetBoom
«Выжили? Отлично. Теперь готовьтесь все поменять, чтобы выживать дальше»
«Требуется взлом системы». Иван Хохлов об уроках Covid-19, к которым оказался не готов
Применение принципа «эстоппель» при защите интересов в корпоративных спорах
«За счет инвестиций вышли на мировой рынок. В 2020-м вложим еще 200 млн, COVID не помеха»
«Продавать госпиталь отца государству не хочу». Эксклюзивное интервью Дмитрия Тетюхина
«Пришло время, когда «гаражный» производитель может стать успешнее, чем крупный завод»
«Пандемия нам помогла», — Евгений Фомин, «Уралкерамика»
«За три года не было ни одного рабочего дня». Как превратить увлечение играми в бизнес
«Мы почти супермены». Как парни с Уралмаша накрыли своим Wi-Fi всю Россию
«Ожидал, что сейчас намного проще найти сотрудников, но людям хватает пособия. Нонсенс!»
Платформу для малого бизнеса DKclub представили на выставке-форуме Internet Expo
«В апреле 2019-го заработали миллион, теперь — 60 тыс. Но перспективы — дух захватывает!»
«Пятикратный рост и планы на Европу». Как уральский бизнес выстрелил в Москве и не только
Как мебельщики заработали на замершем рынке больше 10 млн руб. невзирая на коронакризис
Посткарантинный Сочи: Ницца и Тагил в одном флаконе
Дополнительные бюджетные места и гранты: как вузы помогают абитуриентам в период пандемии
Билл Гейтс, чипизация и мировое господство Китая. Откуда берутся конспирологические теории
«Бить в колокола, просить помощи у близких». Как справиться с эмоциональным выгоранием
«Возникнет новая форма школьного обучения: потребность есть, а бизнеса — еще нет»
«Путину ужасно надоело все происходящее. Но надо довести этот корабль», — Захар Прилепин
От НЛО до водопадов. Что посмотреть на Урале, пока границы на замке
«Тотального карантина осенью не будет. Экономика важнее, а нас ожидает естественный отбор»
«Инвесторы выходят из проектов — боятся санкций». Колонка из протестующей Белоруссии
«Ваши клиенты вовсе не холодные. Неудобные — да. Недобрые. Категоричные. Но не холодные»
«Экономика России отброшена на 11 лет назад. Но пик кризиса придется на сентябрь-октябрь»
«Россия сегодня: чиновникам — пенсии, народу — дожитие» — Владимир Фролов
«Купить доллары на последнее, а завтра продавать с потерями — это не цель, а глупость»
«Не стоит на 100% привыкать к нынешней жизни. Возвращаться к обычному ритму будет сложно»

Лайфхаки

Оплати счета и экономь. Как увеличить доход, чтобы хватало на весь месяц. ТРИ СПОСОБА
«Инвесторам стоит ехать в Сибирь, на Восток, там происходит много захватывающих вещей»
Пять качеств, без которых вашему ребенку будет сложно прожить. Как их воспитать?
Акции Tesla прыгнули вверх. Теперь Илон Маск — четвертый в списке богатейших людей мира
«При миграции ты меняешь известные проблемы на неизвестные. Россия не хуже других стран»
Нанять вас должно быть привилегией. Рынок труда развернулся на 180 градусов
Рискуют, но владеют. Депутаты РФ не отказались от недвижимости за рубежом

Кредиты и их погашение

В 1992-1999 гг. МВФ восемь раз предоставлял помощь России на общую сумму $22 млрд. Средства были направлены на поддержку экономических реформ и покрытие дефицита платежного баланса. Кредит, одобренный в марте 1996 г. и составлявший $10,1 млрд (на 10 лет с четырехлетним льготным периодом) был на тот момент крупнейшим в истории фонда. Из него было использовано $5,8 млрд. Последний заем был одобрен в июле 1999 г. в размере $4,5 млрд, однако Россия получила лишь один транш ($640 млн).

Выделяя кредиты, МВФ выдвигал ряд условий, касающихся либерализации внешней торговли. В их числе были ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть с одновременным повышением акцизов; отмена обязательной предтаможенной экспертизы экспортируемых товаров; понижение таможенного обложения импорта; устранение ограничений на импорт алкоголя. Не раз Россия оказывалась в ситуации, когда требования фонда выполнять не удавалось. В таких случаях МВФ прекращал выдавать транши.

В начале 2000 г. некоторые российские экономисты, в том числе председатель Центробанка Виктор Геращенко, высказались за уменьшение зависимости России от иностранных кредитов, включая предоставляемые фондом. В июне того же года президент РФ Владимир Путин поддержал предложение не прибегать к помощи МВФ и самостоятельно разрабатывать экономические программы. В начале 2005 г. РФ досрочно погасила долги перед фондом (на тот момент — $3,3 млрд) и с этого времени стала не заемщиком, а кредитором.

Аргументы за и против политики МВФ

Процент по кредиту хоть и невелик (от 0,5%) но заем далеко не всегда прямо и явно способствует развитию экономики, из-за жесткости выдвигаемых условий. В связи с проводимой политикой выдачи кредитов и абсолютным правом голоса США (благодаря своей квоте, американцы могут бойкотировать любое решение) деятельность МВФ часто приводила к неоднозначным последствиям. Многие критики фонда связывают расширение мировых экономических связей, свободного передвижения капитала с усилением влияния транснациональных корпораций. Другие считают, что кредиты МВФ ведут к ухудшению социального положения населения, вплоть до его обнищания.

Их оппоненты заявляют, что стране, находящейся в трудном, а порой и в безвыходном положении, просто негде взять деньги, кроме как в МВФ. Имея «мусорный» рейтинг, падающий курс валюты, такое государство не может рассчитывать на коммерческие кредиты банков или других стран. Суверенные облигации не пользуются спросом у инвесторов, а купон по ним достигает неприемлемых величин: до 25%. В конце концов, не МВФ довел страну до такого состояния. Что касается жестких условий кредита, то защитники позиции МВФ говорят об их необходимости. Если страна не сократит свои неэффективные расходы, то она не сможет расплатиться по обязательствам. Тогда рейтинг страны будет понижен до уровня D (дефолт), и выбраться из этого состояния станет уже совсем сложно.

МВФ и Мексика

В результате обвала цен на нефть в 80-х годах ХХ века экономика Мексики сильно пошатнулась. Бывший лидер среди стран Латинской Америки по экономическим показателям, Мексика была вынуждена кредитоваться у МВФ. Страна получила крупную сумму на грандиозные проекты, осуществиться которым так и не было суждено. В результате на обслуживание долга у Мексики не нашлось денег, и государство объявили банкротом.

Экономику страны взял под контроль МВФ, и в результате были отменены все меры защиты внутреннего рынка и местных производителей. Из страны начал уходить капитал, разбушевалась инфляция, бедность росла галопирующими темпами. Для выделения новых кредитов со стороны МВФ выдвигались трудновыполнимые условия. Кроме того, в самой Мексике действовали коррумпированные лоббисты, продвигавшие интересы определенных лиц и корпораций.

МВФ и Аргентина

Похожим образом складывалась ситуация с экономикой Аргентины. В результате экономического кризиса внешний долг одного из крупнейших государств Латинской Америки превысил $140 млрд. Это уже приводило к заморозке банковских вкладов населения и решению гасить задолженность за счет средств пенсионного фонда.

Сложные обстоятельства вынудили бывшего министра экономики Доминго Кавалло обратиться к МВФ за помощью. Он получил кроме кредита еще и рецепт выхода страны из затяжного кризиса. Суть рецепта заключалась в притоке зарубежного капитала на сумму $40 млрд, которые являлись средствами американских корпораций. В результате 28% аргентинской экономики было поглощено этими компаниями, работающими на льготных условиях.


Противники реформ говорят, что в итоге реализации политики МВФ Аргентина больше потеряла, чем приобрела. $40 млрд, инвестированных в страну, способствовали беспрепятственному выводу из нее $280 млрд. Сторонники жестких монетарных мер возражают: цифры притока/оттока зарубежного капитала нельзя считать столь примитивным образом. Их аргумент также состоит в том, что без кредита МВФ Аргентину ждал бы полный дефолт. К тому же, иностранные инвесторы способствовали приходу в государство не только денег, но и современных технологий.

МВФ и Украина

История взаимоотношений Украины и МВФ началась практически сразу после выхода из состава СССР. Первые годы власти страны успешно справлялись с обслуживанием долга и выполнением условий кредитов по изменению экономической ситуации. Но сложные времена настали после мирового кризиса 2008 года, когда страна завязла в долговых обязательствах, из которых не выбралась до сих пор.

За это время Украина не раз оказывалась на грани дефолта. Выполнять требования становилось все труднее, а латать дыры в бюджете без новых денежных траншей стало невозможно. Сократились расходы на социальную сферу, обострились отношения с Россией на фоне скандалов из-за стоимости газового транзита. Но самая главная претензия МВФ к Украине в том, что власти молодой республики откладывают «на потом» экономические реформы, приватизацию госсектора.

История

На Бреттон-Вудской конференции Объединённых Наций по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.

Среди директоров-распорядителей МВФ были: бельгиец ( (06.05.1946 — 05.05.1951)), испанец (Родриго Рато (07.06.2004 — 01.11.2007)), голландец ( (01.09.1973 — 18.06.1978)), немец (Хорст Кёлер (01.05.2000 — 04.03.2007)), 2 шведа ( (03.08.1951 — 03.10.1956) и (21.11.1956 — 05.05.1963)), 5 французов ( (01.09.1963 — 31.08.1973), (17.06.1978 — 15.01.1987), Мишель Камдессю (16.01.1987 — 14.02.2000), Доминик Стросс-Кан (01.11.2007 — 18.05.2011) и Кристин Лагард (05.07.2011 — 25.09.2019)), болгарка (Кристалина Георгиева (с 1.10.2019)).

Критика

МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам. Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: «Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ».

МВФ предоставляет займы с выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий — железнодорожный транспорт и коммунальные услуги), минимизация или даже ликвидация правительственных расходов на социальные программы — на образование, здравоохранение, удешевление жилья, общественный транспорт и т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.[неавторитетный источник?]

По утверждению Мишеля Чосудовского,[неавторитетный источник?]

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 1980-х годах, ушла на обслуживание этого долга и решение проблем, вызванных выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое выравнивание регионов, что привело к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.[неавторитетный источник?]

В 1989 году МВФ предоставил Руанде заём при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (поддержка является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.[неавторитетный источник?]

В 1980-е годы из-за резкого падения цен на нефть рухнула мексиканская экономика. МВФ стал действовать так: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.[неавторитетный источник?]

В результате реформ Мексика — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.

Предложение взять, а потом выплачивать внешний долг в иностранной валюте ведёт к ориентации экономики исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности (как это было во многих странах Африки, на Филиппинах и т. д.).

Профессор отмечает несостоятельность экономических прогнозов МВФ. Так, указывает он, за полгода-год до каждого серьезного кризиса за последние 20 лет — от мексиканского в 1994—1995 гг. до коллапса мировой финансовой системы в 2008 году, прогнозы МВФ предусматривали стабильность и её продолжение. Моди приводит пример, что внутренний отдел оценок МВФ критиковал Фонд за неспособность заметить ипотечный кризис в США даже в его разгаре.

Современные отношения

В настоящее время Россия участвует в различных операциях МВФ, таких как покупка и продажа СДР, покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др. В начале 2010 г. РФ стала участником «Нового соглашения о займах», одного из механизмов финансирования операций МВФ (соглашение между aондом и отдельными странами-членами и их финансовыми институтами). Депозитарием средств МВФ в российских рублях является Банк России.


В конце 2010 г. был одобрен закон, в соответствии с которым финансирование операций фонда может осуществляться за счет золотовалютных резервов ЦБ (ранее использовались средства федерального бюджета). В 2013 г. Банк России подписал соглашение с МВФ о предоставлении фонду $10 млрд в рамках достигнутых странами Группы 20 договоренностей о пополнении ресурсов МВФ c целью кредитования нуждающихся стран.

МВФ продолжает осуществлять в России консультационную деятельность и оказывать техническое содействие (миссии экспертов, учебные мероприятия).

Представителем РФ в Совете управляющих (высший орган МВФ) является министр финансов Антон Силуанов, его заместителем — глава Банка России РФ Эльвира Набиуллина. В Совете исполнительных директоров (состоит из 24 человек) РФ представляет Алексей Можин. РФ — одна из восьми стран, имеющих собственных директоров, остальные представляют группы государств. 

Как формируется уставной капитал МВФ

Первоначальный Уставной капитал составил 7,6 млрд дол. США. Сейчас МВФ использует собственные резервные и платёжные средства, так называемые СДР – специальные права заимствования. Они не отпечатываются, а представлены в виде записей на балансовых счетах.

С помощью СДР регулируется остаток платёжных балансов, пополняются резервы, а также происходят расчёты за кредиты Фонда. Сегодня стоимость 1 СДР равна 1,4 долл. США, а примерная величина Уставного капитала МВФ оценивается в 238 млрд СДР или 327 млрд долл. США.

Фонд пополняется за счёт взносов государств согласно установленным квотам. Они определяют размер заимствования, а также право голоса страны-участницы.

Структура платежа примерно такова:

  1. 25% суммы поступает на счета МВФ – в виде СДР или другой иностранной валюты;
  2. 75% обязательств погашаются национальной денежной единицей.

Российская доля квот составляет примерно 2,5%. Процент голосов нашего государства, в общем количестве голосующих в МВФ, составляет 2,4%.

Условия предоставления кредита МВФ

Кредитование осуществляется совместно с выдвижением ряда требований. Несоблюдение условий Фонда может повлечь за собой отказ в дальнейшем предоставлении траншей либо в ограничении кредитования.

С каждым новым траншем требования МВФ ужесточаются. Такими условиями могут быть:

  • приватизация государственного имущества;
  • обеспечение свободного движения капиталов;
  • оптимизация или ликвидация расходов бюджета на социальную сферу (здравоохранение, образование, жильё, общественный транспорт);
  • сокращение заработной платы;
  • увеличение размера налогов и другое.

При помощи системы траншей МВФ может оказывать экономическое влияние на страну-заёмщицу.


С этим читают