Ми-8

Модификации

Многоцелевые

  • Ми-8ТБ
  • Ми-8ТВ — аббр. от «Транспортный, вооружённый». Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году. Отличался установкой направляющих для 4-х ПТУР 9M14M «Малютка», пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).
  • Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
  • Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.
  • Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
  • Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.
  • Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
  • Ми-8МТВ-2
  • Ми-8МТВ-3
  • Ми-8МТВ-5 — изменена форма носовой части («дельфиний нос»). С конца 2013 года оснащается изделием БУР «Тест-1» взамен САРПП-12ДМ (САРПП-12Д1М).
  • Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
  • Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ.
  • Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171Е) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р.
  • — модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом.
  • Ми-171А1 — модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29.
  • Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
  • Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
  • — многоцелевой вертолёт-амфибия.
  • Ми-18 — удлинённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.
  • Ми-8МСБ — украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014) и на экспорт.

Воздушные командные пункты

  • Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
  • Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
  • Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
  • Ми-9Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.

Медицинские

  • Ми-8МБ — воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т.
  • Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
  • Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
  • Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
  • Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
  • Ми-17-1ВА «Амбулатория» — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте.

Ударные

Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) — транспортно-штурмовой вертолёт, оснащается комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и адаптируется под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил наименование «Терминатор». С конца 2011 года оснащается бортовым устройством регистрации «Тест-1» взамен САРПП-12. С конца 2013 года оснащается изделием БУР «Тест-1» с расширенным перечнем регистрируемых параметров (40 аналоговых и 28 разовых). Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ, постановщик помех, защищенные топливные баки. Возможности: спуск на лебедке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, ИК камера. Вооружение: С-8 ракеты в блоках, Атака (ПТУР).

Ми-8АМТШ-1 — модификация Ми-8АМТШ, оснащённая комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

Преимущества и недостатки

Чтобы представление о модели было полным, рекомендуется ознакомиться с преимуществами и недостатками устройств.


Таблица 2. Преимущества и недостатки моделей.

Модель Преимущества Недостатки
Xiaomi Mi 8
  • качественная матрица;
  • хорошая сборка;
  • высокая скорость работы;
  • отличный процессор;
  • хороший объем памяти;
  • отличная автономность;
  • хорошая связь
  • не слишком хорошее качество съемки в ночное время;
  • нет порта 3.5 мм;
  • не слишком хороший звук в наушниках
Xiaomi 8T
  • качественная сборка;
  • удобный хват;
  • высокое качество матрицы;
  • отличные камеры;
  • возможность записи роликов в формате 4К;
  • хорошее звучание;
  • качественная громкая связь;
  • наличие разъема 3.5 мм
  • большой вес и габариты;
  • медленная оперативка;
  • работает со средней скоростью;
  • средняя автономность

Характеристики

Летно-технические характеристики

Максимальная взлетная масса

до 13000 кг

Количество перевозимых десантников

до 36 чел.

Количество раненых, перевозимых на носилках

12 чел.

Полезная нагрузка внутри грузовой кабины

4000 кг

Полезная нагрузка на внешней подвеске

4000 кг

Размеры грузовой кабины: длина х ширина х высота

5,34×2,34×1,8 м

Размеры грузовой кабины: полезная площадь

12,5 м2

Размеры грузовой кабины: полезный объем

23 м3

Практический потолок

6000 м

Дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут): с основными топливными баками

580 км

Дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут): с двумя дополнительными топливными баками

1065 км

Мощность двигателей на чрезвычайном режиме: ТВЗ-117ВМ (Ми-8АМТШ)

2x 2 100 л. с

Мощность двигателей на чрезвычайном режиме: ВК-2500 (опция)

2x 2 700 л. с.

Основное вооружение

Вооружение с неуправляемыми ракетами

С-8

Пушечное вооружение калибра

23 мм

Стрелковое вооружение (до 8-ми огневых точек):


носовой пулемет ПКТ

кормовой пулемет ПКТ

автоматы АКМ, пулеметы ПК и РПК по бортам

Возможности

Транспортировка и оперативная высадка

до 36 десантников

Транспортировка на носилках сопровождении медперсонала

до 12 раненых

Перевозка грузов в грузовой кабине

до 4000 кг

Уничтожение живой силы противника бронетехники, надводных целей, сооружений, укрепленных огневых точек и других подвижных и неподвижных целей

Огневая поддержка десанта

Сопровождение военных колонн

CSAR (боевые поисково-спасательные операции)

Разведывательные операции

Патрулирование

Гражданские операции (поисково-спасательные операции, пожаротушение и т. д.)

Комплекс защиты от поражения

Экранно-выхлопные устройства

Автомат сброса ложных тепловых целей

Постановщик помех

Бронеплиты для защиты кабины экипажа


Бронеплиты для защиты жизненно важных систем вертолета

Бронеплиты для защиты стрелка кормового пуле¬мета

Протектированные топливные баки

Топливные баки с пенополиуретановой защитой

История создания вертолета Ми-8

С появлением тяжелого вертолета Ми-6, открылась новая эра в вертолетостроении. Однако тяжеловес был нужен не везде и не всегда, гораздо более востребованным был «средний» вертолет, по типу Ми-4, однако последний уже не отвечал требованиям времени.

20 февраля 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР предписывающее начать разработку нового вертолета на его замену, не с поршневым, а с газотурбинным двигателем. Рабочее название нового вертолета было В-8, но в историю он вошел как многоцелевой вертолет Ми-8. Новая машина должна была проектироваться сразу в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.

Ведущим конструктором по В-8 (Ми-8) был назначен Г.В.Ремезов (позже — В.А.Никифоров), общее руководство по проекту осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов.

Чешский пассажирский вертолет Ми-8П.

В 1959 году был утверждён эскизный проект и натурный макет вертолёта, после чего началось рабочее проектирование. Сразу оказалось, что использовать наработки по Ми-4 фактически невозможно в силу технических особенностей. Специально для Ми-8 в ОКБ-117 был спроектирован новый двигатель мощностью 1250 л.с. Однако, по решению генерального конструктора, таких двигателей на вертолете должно было быть сразу два.

Конструкция Ми-8 вообще, была чрезвычайно передовой. Дюралюминиевая штамповка крупных деталей, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования работы двигателей — все это было реализовано впервые именно для него.

Так как задумка была слишком уж революционной, Совет Министров СССР постановил построить сразу два варианта «В-8»: с одним и с двумя двигателями.

Первый прототип Ми-8 с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года.

Второй прототип Ми-8 с двумя двигателями ТВ2-117 и новым пятилопастным винтом взлетел 2 августа 1962 года. Совместные государственные испытания обеих машин начались в марте 1963 года и завершились в пользу двухдвигательного варианта вертолета.

Прототип пассажирского вертолёта В-8АП был изготовлен на заводе №329 к маю 1964 года, а затем до марта 1965 года, проходили его всесторонние испытания.

Вертолет Ми-8Т

Обратите внимание на иллюминаторы — у транспортных вариантов Ми-8 они круглые, у пассажирских — квадратные. Сразу по их завершению, вертолет под обозначением Ми-8П был запущен в серийное производство на Казанском авиазаводе №387

К 1969 году Ми-8 полностью заменил на сборочной линии Ми-4, а в 1970 году к его производству приступил и завод в Улан-Удэ. Транспортный вариант, Ми-8Т был принят на вооружение ВВС СССР в 1968 г

Сразу по их завершению, вертолет под обозначением Ми-8П был запущен в серийное производство на Казанском авиазаводе №387. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на сборочной линии Ми-4, а в 1970 году к его производству приступил и завод в Улан-Удэ. Транспортный вариант, Ми-8Т был принят на вооружение ВВС СССР в 1968 г.


В 1968 году за создание Ми-8 группа работников МВЗ удостоена Государственной премии СССР.

На момент появления в эксплуатации, на Ми-8 было установлено 7 международных рекордов. Всего, за годы серийного производства с 1968 по 1996 г.г., было произведено около 8200 вертолетов Ми-8, что делает этот вертолет самым массовым в мире. При этом как минимум половина из всех произведенных машин в настоящее время исправны и трудятся также, как 20 и 30 лет назад.

На экспорт было поставлено 2800 Ми-8. В списке его «мест обитания» можно отметить 40 стран, среди которых: Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Канада, Китай, КНДР, Куба, Нидерланды, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Румыния, Сирия, Судан, США, Финляндия, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Япония.

Вертолет постоянно модернизируется и актуальные на данный момент модели по характеристикам заметно превосходят вертолеты более ранних годов выпуска.

Чертеж-схема вертолета Ми-8

Камера

Аппарат Mi 8 оснащен двумя главными камерами, разрешение которых составляет по 12 Мп каждой. Камеры делают качественные снимки при дневном освещении. При этом они не просто фиксируют картинку, а делают оттенки более насыщенными. Камеры модели хорошо снимают даже ночью. При этом происходит небольшая потеря детализации, но это заметно при существенном увеличении изображения.

Тыльная камера использует два 12-мегапиксельных датчика изображения Sony IMX363 (размер пикселя 1,4 мкм) и Samsung S5K3M3 (1,0 мкм) и объективы с диафрагмой F1,8 и F2,4

Смартфон оснащен качественной фронтальной камерой с несколькими режимами съемки. Однако использовать ее для селфи лучше всего при хорошем освещении.

Фронтальная камера с сенсором Samsung S5K3T1 имеет разрешение 20 Мп и объектив с апертурой F2,0 (размер пикселя 1,8 мкм)

Телефон снимает видео в высоком разрешении 4К. Камеры оснащено оптической стабилизацией, поэтому дрожащие руки не влияют на качество роликов.

Смартфон Note 8T оснащен несколькими главными камерами с высоким разрешением. Они делают качественные снимки при любом освещении даже в самых сложных условиях. В помещении детализация ухудшается, но это практически незаметно. Камеры устройства точно передают оттенки и характеризуются отличным балансом белого цвета.

Сзади устройства расположен модуль с четырьмя камерами

Кроме того, камеры могут записывать ролики в высоком разрешении 4К. При этом картинка получается качественной, четкой с насыщенными цветами.

Устройство оснащено качественной фронтальной камерой. Она отличается естественной цветопередачей и возможностью использования при разном освещении.

Разница фото в качестве между 12 и 48 МП даже при идеальном освещении очень незначительная

Катастрофы, боевая эксплуатация и потери

За время эксплуатации Ми-8 с вертолетами этого типа произошло несколько сотен инцидентов, приведших к гибели людей.

Машины этого типа стоят на вооружении в нескольких десятках стран мира, в том числе в России. До настоящего времени в ходе эксплуатации этих вертолетов в Вооруженных силах РФ, МВД и других российских силовых ведомствах в зонах боевых действий от огня противника было потеряно 46 единиц Ми-8 разных модификаций, из них в ходе первой чеченской кампании (1994-1996) — 17 единиц, в ходе второй чеченской кампании (1999-2009) — 27 единиц. В результате инцидентов погибли не менее 109 военнослужащих или находившихся на борту гражданских лиц. Во время операции по «принуждению к миру» Грузии в 2008 году боевых потерь Ми-8 не было. Один Ми-8АМТШ был потерян 24 ноября 2015 года в ходе операции ВС РФ в Сирии, еще одна машина этой модификации была сбита в сирийской провинции Идлиб 1 августа 2016 года.


С этим читают