Милитаризация

Что такое милитаризм

Сегодня распространен принцип светского миротворчества, находящий выражение в присказке: «Хочешь мира – готовься к войне». Так каков смысл данной латинской фразы? Родом она со времен мира ста лет периода Римской империи, продержавшегося на угрозе, постоянной демонстрации силы. Схожая ситуация в истории была в срок так названного Карибского кризиса, при нем Советский Союз поместил на Кубе по соглашению ядерные ракеты, Кеннеди выставил ультиматум Хрущеву, чтобы в течение трех дней они были убраны, иначе будет начата война. Ракеты отозвали, но началась непрекращающаяся и сейчас большая гонка вооружений. В этом находит выражение принцип ограниченного насилия или справедливой войны – принцип милитаризма.


Согласно принципу милитаризма, есть критерии справедливости, которые обязательно должны присутствовать, чтобы война считалась оправданной. Среди них в первую очередь стоит назвать справедливую цель – обычно это установление мира. И к данной цели должно вести законное правительство, в противном случае это будет государственным переворотом. Также общественное сознание принимает необходимость войны, если она носит оборонительный, а не агрессивный, захватнический характер. Должно быть милосердное, без жестокой ненависти к врагу поведение. Согласно одной из резолюций ООН к правилам справедливой войны относят невовлечение гражданских лиц, отказ от свержения правительства и разорения территорий противника.

Милитаризм не поощряет убийство, но лишь допускает применение оружия как меньшее зло для предотвращения большего зла, подобно ампутации ноги при гангрене.

Милитаризм в противовес абстрагированному от реалий современной жизни пацифизму находится на страже здоровой системы общества, его принцип – активная вовлеченность в общественную жизнь. Зло сдерживается и наказывается, страдания третьей, слабой стороны, значительно уменьшаются при вмешательстве, альянсе с сильным государством-покровителем.

Критика милитаризма может иметь несколько причин и форм. Одна из них – христианский пацифизм, буквальная трактовка наставлений не навредить ближнему. Однако под личиной высоких целей может скрываться и обыкновенная слабость и страх, невозможность и нежелание постоять за себя, безразличие к вопросам общественной и государственной безопасности – так называемый пилатизм, «умывание рук», уход от ответственности. Эта позиция может вести к сектантству и изоляционизму в обществе. Крайний пацифизм может не делать разграничения между жертвой и носителем зла, и здесь можно говорить уже о безнравственности одинакового подхода к жертве и насильнику. Подлинная жертва заслуживает сострадания и помощи, тогда как агрессор – наказания. Нужно ли вмешиваться третьей стороне для защиты пострадавшего? Крайний, последовательный пацифизм должен ответить на этот вопрос отрицательно.

Отказываясь сдерживать зло, пацифизм может вести к его косвенному поощрению, давать возможность беспрепятственно укрепляться. Если в пацифизме мир ставится выше правосудия, то милитаризм, напротив, защищает позицию справедливости, защиты и возмездия по заслугам. «Добро должно быть с кулаками». В милитаризме справедливость всегда первична по отношению к миру.

Еще одним критиком милитаризма был Клаузевиц, утверждавший, что война есть всегда неумеренное насилие. Даже при изначально высоких, справедливых целях войны как защита и восстановление мира – они забываются, насилие выходит за пределы и захлестывает неуправляемой волной жестокости. А в современных войнах, в отличие от сражений древности, чаще всего страдает именно мирное население.

«Смыть США»

При этом на конференциях, которые проходили в рамках форума «Армия-2015» с участием экспертов, представителей генштаба и минобороны, настроения разительно отличались от того, что происходило на «вежливой» экспозиции буквально в нескольких метрах по соседству.

Замминистра обороны России Руслан Цаликов на одном из заседаний заявил, что российский военнослужащий — «воплощение всего лучшего, что есть в нации», а отношение к военным «к счастью, улучшилось», но это не значит, что Россия собирается кому-либо угрожать.

«Это не отражает какие-то воинственные настроения. Это не показатель того, что мы кинулись на всех и всем угрожаем. Мы как были, так и остаемся мирными людьми, риторика наша правильная и мирная. А сила нам нужна только для того, чтобы иметь право эту риторику отстаивать», — сказал он.

Однако риторика других ораторов на форуме была яркой, недвусмысленной и отнюдь не мирной.

«Американцы — наш потенциальный противник», — заявил член комитета Госдумы по обороне Вячеслав Тетехин. В другой момент он назвал их «заклятыми партнерами». По словам депутата Госдумы, США ведут Третью мировую войну с 1999 года, и следующее нападение стоит ждать в Иране, а затем на очереди Россия.


Другой участник конференции о войнах будущего — председатель Союза геополитиков Константин Сивков — в интервью Би-би-си сказал, что было бы неплохо реанимировать советский проект про расположению сверхмощных ядерных зарядов, способных инициировать волну высотой несколько сотен метров, «которая способна была смыть территорию Соединенных Штатов и обратной волной всю Европу вместе с Англией».

Сомнений в том, что США ведут подрывную работу против России и являются ее вероятным противником, не было, кажется, у большинства выступавших, причем среди них были не только независимые эксперты, но и сотрудники государственных ведомств, МИД, преподаватели Академии генштаба.

Доцент кафедры государственного управления и национальной безопасности Академии генерального штаба Александр Лихоносов в своей лекции сравнил синергетический эффект от присоединения Крыма с победой в Великой отечественной войне. В том же докладе он обвинил США в организации «цветных революций» по всему миру.

Впрочем, на форуме этот тезис был в мейнстриме.

Основные мифологемы

Национальная символика

Сэнэк и калкан на воротах Тракайской кенассы

Знаки на мраморной плите над воротами восточной башни Биюк-капу города-крепости Чуфут-Кале («сердце и вилы») обозначают двурогое копье и щит (сенек и калкан) и являются древними караимскими символами. Они помещены на официальную караимскую печать и на воротах кенассы в Тракае. Традиция введена последним гахамом Сергеем Марковичем Шапшалом (1873—1961) в рамках его доктрины деиудаизации караимизма.

По мнению ряда крымских историков, эти знаки являются не караимскими, а татарскими.

Караимские воины на службе Великого княжества Литовского

Юбилейная монета 50 литов в честь 600-летия поселения татар и караимов в Литве

Общепризнанным фактом является служба пришельцев из Золотой Орды в вооружённых силах Великого Княжества Литовского. На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Первые татары пришли в Великое княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем. Татары составляли значительную часть конных войск Великого княжества Литовского (см. Грюнвальдская битва). Отсутствие мусульманских женщин вынудило смешанные браки, способствовавшие быстрой языковой и религиозной ассимиляции.

С другой стороны, не существует никаких исторических документов о военной службе других тюркоязычных пришельцев — караимов. Более того, согласно историческим документам, ещё со времен князя Витовта караимы были освобождены от воинской повинности. Караимы, занимаясь ростовщичеством, арендой, мелким ремеслом, торговлей и соблюдая традиции отцов, в отличие от татар, сохранили свой язык и обычаи.

В 1857 году польский поэт-романтик В. Сырокомля в краеведческих очерках «Путешествия по Литве» (1857) впервые упоминает караимских воинов, красочно описывая караимских рыцарей, сражавшихся на стороне татар против Витовта, плененных и привезенных в Литву, чтобы охранять Тракайский замок, ссылаясь при этом на известного караимского борца за равноправие караимов А. Фирковича.

Фиркович, пытавшийся убедить русские власти, что освобождение от воинской повинности, данное литовскими князьями караимам, вытекало из религиозного запрета носить оружие, утверждал впоследствии (1861 год) в ответ на критику еврейских и польских историков, что Сырокомля его не понял.

Частью экспозиции созданного Шапшалом в Троках караимского музея стало и восточное оружие, представленное им в качестве караимского.

Великий караимский князь Эльягу Узун

Впервые упоминается в 1911 году, в русскоязычном караимском журнале «Караимская жизнь» в переводе И.Я.Круглевича книги Авраама Фирковича «Авне Зиккарон», изданной в 1872 г. в Вильне, в котором рассказывается «о великом князе Илиагу, геройски погибшем в 1261 году под стенами славного города Чуфут-Кале, отражая нападение генуэзцев» (оригинальный текст Фирковича рассказывает о богатом и влиятельном человеке раби Элиягу, проявившем самоотверженность во время неизвестной историкам генуэзской осады «Скалы Иудеев» в 1261 году). Современные караимские авторы на основании этой мифологемы утверждают, что небольшое княжество с центром в Кырк-Ере, существовавшее в XIII—XIV вв. в вассальной зависимости от правителей Крымского юрта Золотой Орды, было караимским.

Караимский переяславский полковник Войска Запорожского Ильяш Караимович

В 1918 году Шапшал впервые упомянул о том, что казацкий полковник Ильяш Караимович был караимом из Чуфут Кале, потомком . В межвоенной Польше и Литве формирование традиции было продолжено караимскими авторами. В 1955 году Шапшал, получивший должность научного сотрудника Института истории Литовской Академии Наук, публикует статью в ведущем советском академическом журнале «Вопросы истории», в которой сообщает о найденной им рукописной записи внутри древнего караимского молитвенника, подтверждающей караимское происхождение Ильяша Караимовича. В 2009 году специалист по крымской иудаике Михаил Кизилов исследовал архивы Шапшала, однако оригинал документа обнаружить ему не удалось. Вместо этого он обнаружил в черновиках Шапшала несколько версий текста этого документа, не подтверждаемого более ранними источниками. В этой связи он назвал документ «довольно очевидной фальшивкой».

Характеристика политического режима

Среди современных историков существует несколько мнений о том, как охарактеризовать режим, существовавший в 20-40-е годы. Среди вариантов — фашизм, парафашизм, шовинизм и милитаризм. Сейчас большинство исследователей придерживаются последней версии, утверждая, что фашизма в стране вовсе не было.

Сторонники считать фашистской милитаристскую Японию утверждают, что в стране существовали организации с этой идеологией, а после их разгрома сформировался «фашизм сверху». Их оппоненты отмечают, что в стране не было типичных признаков фашистского государства. Для этого необходимо существование диктатора и единой правящей партии.

В Японии фашизм существовал только в форме политического движения, которое было ликвидировано по указу императора в 1936 году, а все его лидеры — казнены. При этом очевидна агрессивность правительства в отношении соседей, что позволяет говорить о милитаристской Японии. В то же время она стремилась к силовому превосходству над другими народами, что является признаком шовинизма.

Флаг милитаристской Японии — это военное знамя империи. Изначально он использовался как символ пожелания успеха. В качестве военного знамени впервые был применен в 1854 году. В период Мэйдзи превратился в национальный флаг. В настоящее время его продолжают использовать военно-морские силы Японии практически в неизмененном виде.

Во время Второй мировой войны именно этот флаг применялся в ходе завоеваний и оккупации Южной Кореи и стран Юго-Восточной Азии, поэтому он и считается символом японского империализма и милитаризма. Его использование в некоторых странах считается оскорбительным. Например, в Китае и Южной Корее, которые пострадали от оккупации японскими войсками.

В самой Японии сегодня флаг применяется во время протестных акций ультраправыми организациями, а также на спортивных мероприятиях. Его изображение можно найти на этикетках некоторых продуктов.

Как думает милитарист?

Это, кстати, касается каждого. Возможно, читатель тоже придерживается описываемых взглядов, только данный термин не относит к себе. На самом деле, милитарист и агрессор, как представляют многие, не одно и то же. Первый выступает за то, что страну необходимо оборонять. Второй – за нападение на слабого. Правда, есть разница? Однако между этими понятиями порой ставят знак равенства. Принято считать, что типичный милитарист вынашивает планы по захвату государств или территорий. Причем чаще всего его политика реализуется военным путем. То есть, милитаристы вооружаются с определенной целью. Они думают, что таким путем они усилят свое влияние на соседние страны и в целом на мировое сообщество. Получается, что путь милитаризма тесно связан с агрессией, давлением, увеличением роли на геополитической арене. Интересно, что к экономике данный термин имеет непосредственное отношение, хотя, на первый взгляд так не кажется.

Политика милитаризма


Политика любого насилия, и даже ограниченного, становится оправданной в умах людей тогда, когда его интерпретируют как орудие добра. Согласно поговорке «добро побеждает зло», граждане одной страны в основной своей массе всегда уверены в том, что силовое воздействие их государства по отношению к другим несет не зло, а добро, стремясь подчинить других своей благой воле, именно их солдаты воюют за правду. Так люди поднимались на войны с древности, от крестовых походов до наших времен всегда имеет место идеология, закладывающая в установки мышления граждан понятие добра на стороне собственного государства и необходимость защищать его от нападок врагов.

Для оправдания насилия могут применяться такие аргументы, как необходимость справедливого возмездия или даже блага тех, по отношению кого это насилие применяется. Примером несения таких благ, светлого будущего, являются все революции мира. Еще один аргумент – небольшое насилие может спасти от большего. Иначе говоря, если применить малое зло, оно сможет предотвратить большее зло.

В идеологической борьбе, предшествующей войне и далее всегда сопровождающей ее, активно используются инструменты медиа, подающие информацию в нужном ключе. Применяется специальная лексика, разжигающая вражду. Например, в ситуации с конфликтом на востоке Украины, массы людей целенаправленно убеждались в том, что по одну сторону – не люди, а «укры», «бандеровцы», «фашисты», а по другую – «ватники», «рашисты», «колорады». Так же в прошлом столетии нацисты для того, чтобы разогреть ненависть к евреям, называли их крысами и паразитами, что морально как бы оправдывало их уничтожение. Такая терминология сразу приводит к волне насилия, так как создает сильный эмоциональный фон, надрыв. Ведь сложно убивать человека, у которого есть дети и близкие, такие же, как и у тебя, мечты и стремления, и гораздо легче убивать неправедного фашиста. Происходит дегуманизация противника, чтобы лишить его обычных человеческих качеств и убить возможность сочувствия ему и отождествления с ним.

С политикой милитаризма тесно связана военная экономика, поскольку она обеспечивает оборону страны объемными и дорогостоящими ресурсами. Критикуя этот подход, пацифисты утверждают, что милитаризм в экономике это только угроза благополучию государства, и никак не помощь, так его обеспечение реализуется в ущерб более важным для обывателя отраслям народного хозяйства. Под этим аргументом есть почва – ведь это огромные суммы, которые в случае их вложения в жилье, питание, образование и медицину значительно повысили бы уровень жизни простого населения. Также существует мнение, что милитаризм в экономике это сегодня неиссякаемый источник денег для бизнеса, имеющего отношения к военному делу. В таком случае он практически неискореним.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Последствия существования тоталитарного строя и участия в войне

Для Японии последствия оказались весьма удручающими. К моменту капитуляции экономика практически полностью была разрушена, в стране началась полномасштабная инфляция. При этом политические отношения внутри государства фактически требовалось выстраивать заново.

К тому же все крупные города были разрушены войсками союзников. Транспортные, промышленные и информационные сети оказались сильно повреждены. Армия сначала практически полностью уничтожена, а потом официально ликвидирована.

Процессы по делу военных преступников продолжались до 1948 года. При этом более пятисот офицеров покончили с собой сразу после объявления о капитуляции. Сотни оказались под трибуналом. Император Хирохито не был объявлен военным преступником, поэтому смог продолжить свое правление, хоть на время оккупации был лишен многих полномочий.

Оккупационные власти, установившиеся в Японии, провели реформы в политической, экономической, культурной и социальной областях. Главной целью было устранение любых элементов прошлого тоталитарного строя, предотвращение вероятности повторения вооруженного конфликта. Итогом реформ стало превращение абсолютной монархии в конституционную. Военизированная верхушка была ликвидирована. Это окончательно уничтожило следы милитаризма в японской политике.

Оккупация продлилась семь лет. Она была снята только в 1952 году, после официального подписания мирного договора.

Милитаризм сегодня

В наше время, существует не одно государство-милитарист. К примеру, к подобному типу можно отнести США. Страна имеет невообразимый военный бюджет, который только растёт, множество военных баз по всему миру и официально готова первой нанести ядерный удар. Внутри США представляет из себя типичное полицейское государство с разрешённой слежкой за гражданами и презумпцией невиновности служителей правопорядка (только за 2016 год в стране было застрелено полицией более 500 человек). В США разрешены покупка и ношение огнестрельного оружия, чему в немалой степени способствуют лоббисты оружейных компаний.

Есть и другие милитаризованные страны, такие как Израиль, Иран, Китай, да и Российская федерация. В этих государствах также значительная часть бюджета тратится на нужды обороны, производится выпуск новых вооружений, а армии поддерживаются в высокой боевой готовности.

Капитуляция

2 сентября был подписан акт о безоговорочной капитуляции. После этого стало возможно официально говорить о разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии. Акт был заключен на борту линкора «Миссури» в Токийском заливе.


Рассказывая кратко о разгроме милитаристской Японии, стоит отметить, что вместе с капитуляцией в стране была ликвидирована тоталитарная система. С начала оккупации были организованы суды над военными преступниками. Первый официальный трибунал проходил в Токио с мая 1946-го по ноябрь 1948 года. В историю он вошел как Токийский процесс. Был сформирован специальный судебный орган, в который вошли представители 11 государств, в том числе Советского Союза.

В качестве обвиняемых выступали 29 человек, преимущественно представители высшего гражданского и военного руководства империи. Всего состоялось более 800 открытых судебных заседаний. Семеро обвиняемых были приговорены к смертной казни и повешены. В их числе оказались два бывших премьер-министра — Хидэки Тодзио и Коки Хирота. Еще 15 человек получили пожизненные тюремные сроки, трое приговорены к разным срокам заключения. Двое обвиняемых умерли во время процесса, один покончил собой, еще один признан психически невменяемым.

При этом фактически прекращение состояния войны между СССР и этой азиатской страной произошло только в декабре 1956 года, когда вступила в силу Московская декларация.

Итоги победоносной войны нашли отражение в отечественной культуре. Например, уже в 1945 году был снят документальный фильм под названием «Разгром милитаристской Японии». Краткое содержание этой картины дает полноценное представление о том, как завершилась Вторая Мировая война.

История развития термина

Милитаризация – это понятие, которое возникло в середине девятнадцатого века во Франции. Само слово происходит от французского militarisme, что в переводе на русский означает «военный». Этот термин характеризовал положение дел во Франции во время режима правления Наполеона Третьего. Ближе к началу двадцатого века это слово очень прочно вошло в лексикон историков и политологов. В то время политические, территориальные и экономические противоречия между наиболее крупными капиталистическими государствами находились в стадии военного открытого противостояния. Милитаризация общества и экономики в то время достигла своего предела. Процесс затрагивал общественный и политический уклад ведущих стран мира и двигался в устрашающем темпе.

История милитаризма

Несмотря на то что впервые понятие «милитаризм» возникает в XIX веке, история его уходит во времена античности и Римской империи. Древние грек — типичный милитарист. Это видно по непрерывной истории войн между греческими государствами. Философия не мешала эллинам увлечённо истреблять друг друга. Римская империя — яркий представитель государств-милитаристов. Вся история Рима — история военной экспансии.

Вообще, империям милитаризм свойственен в первую очередь. Империя постоянно должна расширяться. Как только этот процесс заканчивается, она распадается. Пик имперского милитаризма пришёлся на конец XIX — начало ХХ века. Первой мировой войны практически невозможно было избежать, так как её хотели все империи того времени. Вопрос был только в том, в какие союзы вступят государства. Практически каждый житель Великобритании, Франции, Пруссии, Германии, Российской империи, Италии — милитарист, это видно по горячей поддержке народными массами начала боевых действий.

После ужасов Первой мировой войны подобные настроения в мире сильно поугасли, но ненадолго. Милитаристы, воспользовавшись реваншистскими настроениями в Германии, создают государство-монстр. Фашистская Германия — это образец страны-милитариста. C 1933 по 1945 год вся жизнь в Третьей Рейхе была подчинена идее войны.

С окончания Второй мировой милитаризм процветает. После фултонской речи Черчилля, провозгласившей «железный занавес», стало понятно, что военные расходы в мире будут только нарастать. Далее последовало множество локальных кровопролитных войн по всему земному шару, которые не прекращаются по сей день.

История милитаризма

Термин «милитаризм» был применён впервые в середине XIX века для характеристики режима Наполеона III во Франции.

Хотя в древности и в средние века война считалась важнейшим и почётнейшим занятием свободного человека, хотя организация многих государств (например, Спарты, Рима) была чисто военная, милитаризм в точном смысле слова тогда не существовал, так как при простоте военного дела, при дешевизне вооружения война не требовала сложных приготовлений в мирное время. Милитаризм развился в эпоху наполеоновских войн, когда армии особенно быстро возросли численно и преобразовались, когда для их комплектования была введена всеобщая воинская повинность.

После франко-прусской войны — и особенно с начала XX века, милитаризм принял невиданные ранее масштабы в значительной мере под воздействием обострения противоречий между крупнейшими капиталистическими странами.

Численность армий Франции, Великобритании, Италии, России, Германии и Австро-Венгрии, составлявшая 2 111 000 человек в 1869 году и 2 653 000 человек в 1889 году, достигла 3 184 000 человек к 1912 году. В ходе первой мировой войны — было мобилизовано около 74 млн чел.

Современный милитаризм

Пропагандистская мозаика в КНДР

Милитаризм теснейшим образом связан с распространением таких внешнеполитических концепций и военно-политических доктрин, как «холодная война», «гонка вооружений», политика «с позиции силы» и «на грани войны», «контролируемая напряжённость», «психологическая война», «массированное возмездие», «гибкое реагирование», «реалистическое сдерживание» и так далее.

При режиме милитаризма одной из наиболее важных и развитых отраслей экономики является военная экономика, обеспечивающая военный (оборонный) потенциал государства.

Одними из наиболее милитаристских стран современности являются США, Китай[источник не указан 288 дней] , КНДР. В КНДР официально объявлена политика «Армия на первом месте» (Сонгун).

Военные расходы на 2007 год.

Тонкая грань

Знаете, в настоящем мире милитаризм утрачивает свой первоначальный смысл. Оружие становится настолько опасным и дорогим, что само обладание им делает государство непобедимым. Никто связываться не захочет, постарается не перечить. Этим, кстати, последние двадцать лет пользовались США, да и сейчас их президент называет страну «исключительно». Но ведь весь мир согласился на то, что Штаты станут хранителями мира. А они через несколько десятков лет превратились с настоящего агрессора. Стран, в которых они развязали вооружённые конфликты, множество. Политики США перешли ту тонкую грань, что отделяет защитников от бессовестных разжигателей войн. Получается, что милитаризм – вещь очень опасная. Если оружие есть, то оно «непременно выстрелит», как говорили классики. С другой стороны, в современном мире без него никак не обойтись. Запросто станешь жертвой более сильного и лучше вооруженного.


С этим читают