Что изменилось спустя три года после подписания минских соглашений

«Государственная позиция»

Напомним, нормандский формат переговоров по Украине был создан в июне 2014 года. Тогда в ходе мероприятий, посвящённых празднованию 70-летия высадки войск союзников в Нормандии, лидеры России, Украины, Франции и Германии провели переговоры по урегулированию конфликта в Донбассе.


После этого встречи и телефонные разговоры проводились на уровне как глав государств «четвёрки», так и глав МИД стран-участниц.

Также по теме «Примитивная дипломатическая игра»: зачем Верховная рада призвала ООН усилить давление на Россию из-за Крыма Депутаты Верховной рады Украины приняли обращение к ООН, другим международным организациям и парламентским ассамблеям с призывом…

С 2015 года практически все встречи «четвёрки» были посвящены реализации Минских соглашений. Однако вскоре власти Украины фактически заморозили их выполнение, что сделало проведение новых встреч бессмысленным. Последний саммит глав государств «нормандской четвёрки» в полном составе состоялся в октябре 2016 года в Германии.

Формат возродился лишь в конце прошлого года, когда в Париже встретились Владимир Путин, Владимир Зеленский, Ангела Меркель и Эммануэль Макрон.

Москва неоднократно указывала, что реализация Минских соглашений — это единственный путь разрешения конфликта на востоке Украины, а также обращала внимание участников диалога на то, что выполнение договорённостей Киев саботировал. По словам Ростислава Ищенко, в том, что Владимир Зеленский так же, как и его предшественник, уклоняется от реальных шагов по выполнению Минских соглашений, нет ничего удивительного

По словам Ростислава Ищенко, в том, что Владимир Зеленский так же, как и его предшественник, уклоняется от реальных шагов по выполнению Минских соглашений, нет ничего удивительного.

Владимир Жарихин придерживается аналогичной точки зрения.

«Нужно понимать, что Зеленский в данном случае — не та сторона, которая принимает решения. Эта ситуация «ни мира, ни войны», тлеющий конфликт, который разделяет Россию и страны Западной Европы, наиболее выгодна США, поэтому глава Украины и получает распоряжение любым способом саботировать выполнение Минских соглашений», — заключил эксперт.

Минск-1: О формализме и принципе последовательности в украинской политике

В ответ на такие «мирные» инициативы Порошенко, более подходящие на вопль о пощаде, было принято решение о выработке мер по деэскалации конфликта, и 5 сентября в Минске, в здании «Президент-отеля» на свет появился «Минский протокол», с момента подписания которого Минские соглашения и ведут свою родословную.

Теперь вкратце о чём он, и кто его подписывал.

По содержанию в большинстве всё вполне логично и ожидаемо: прекращение огня, допуск представителей ОБСЕ, совместный мониторинг границы, освобождение пленных, заложников, вывод и разоружение вооружённых формирований. В общих чертах — продолжение общенационального диалога и меры по улучшению гуманитарной обстановки.

Спор по кругу

Кроме того, Аваков считает, что Украина не должна выполнять часть требований, заложенных в минских договорённостях. «Никаких народных милиций, никаких дополнительных прокуратур и свобод», — заявил глава МВД, говоря о перспективах Донбасса после того, как в регион войдут миротворческие силы ООН.

Также по теме Торг уместен: в ЕС не исключают помощи Украине в обмен на восстановление Донбасса Примирение в Донбассе и восстановление региона может «ускорить получение нового пакета финансовой помощи» для Украины. Об этом…

Помимо этого, он заявил, что надеется на финансовую помощь стран Запада в процессе восстановления Донбасса.

«Это всё даёт нам возможность в течение пяти-семи, может десяти, лет пройти некоторый путь реабилитации, что потребует колоссальных финансовых ресурсов, может 20 млрд, а может и 30 млрд, я не знаю», — добавил Аваков, не уточнив, о какой валюте идёт речь.

На фоне этих заявлений спецпредставитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер дал интервью изданию LB.ua, в ходе которого он отметил важность Минских соглашений для мирного процесса и указал на причину, по которой они не выполняются. «Украинцам очень важно понимать, что участие США заключается не в том, чтобы вести переговоры за их спинами, наоборот, мы пытаемся выступать в роли катализатора в реализации Минских соглашений, результатом которых станет восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины», — отметил Волкер

«Украинцам очень важно понимать, что участие США заключается не в том, чтобы вести переговоры за их спинами, наоборот, мы пытаемся выступать в роли катализатора в реализации Минских соглашений, результатом которых станет восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины», — отметил Волкер. Волкер отметил, что, в то время как Киев настаивает на отводе вооружения и проведении местных выборов, Москва предлагает прежде предпринимать политические шаги, что, по мнению дипломата, «никуда не ведёт»

Волкер отметил, что, в то время как Киев настаивает на отводе вооружения и проведении местных выборов, Москва предлагает прежде предпринимать политические шаги, что, по мнению дипломата, «никуда не ведёт».

Спецпредставитель США на Украине подчеркнул, что целью Вашингтона является полное восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины. Волкер напомнил, что с июля 2017 года он уже пять раз посещал Украину, а недавно встретился с министром иностранных дел страны Павлом Климкиным.

  • Курт Волкер
  • Reuters

Вашингтон вполне устраивает вооружённый конфликт на границе России.

Когда СССР ввёл войска в Афганистан, Вашингтон поддерживал моджахедов, потому что это позволяло наносить военный и экономический ущерб СССР, втягивать Союз в непопулярную войну, наносить моральный вред советской власти и подтачивать режим.

После распада СССР в России возник конфликт с Чечней — чеченских боевиков тоже поддерживал Вашингтон. Примерно с тем же мотивом.

Конфликт с Грузией тоже поддерживал Вашингтон.

Так с какой стати сейчас, в Донбассе, Вашингтон будет способствовать мирному процессу?

Мирный процесс на юго-востоке Украины совершенно не в интересах США. А военный конфликт, желательно затяжной, многолетний — вот это в интересах. Потому что это такое же втягивание России в непопулярный конфликт как гаранта Минских соглашений. И стоит ли верить, что Вашингтон позволит просто взять и завершить конфликт подписанием каких-то минских соглашений?

А теперь попробуем ответить на следующий вопрос: Кто-нибудь, кроме России, вообще заинтересован в завершении этого конфликта?

Да, заинтересованы.

В завершении конфликта заинтересованы Донецк и Луганск. Ещё мир нужен Европе.

Но Европа не контролирует Киев. Современная Европа не контролирует в полной мере даже саму себя. О каком завершении конфликта на Украине с участием Европы можно говорить?

Чтобы Европа могла эффективно содействовать разрешению конфликта, она должна дистанцироваться от США с одной стороны и выдать Украине кредит в 50 миллиардов (минимум) с другой. А насколько это реально? Как кажется, что вероятность этого от нуля до минус одного.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

И какой напрашивается вывод, глядя на эту систему уравнений?


Похожи ли Минские соглашения на реальное решение конфликта и принципиальные договоренности сторон?

Кого эти Минские соглашения вообще устраивают, кроме России и Европы, которые собственно их и продавили, но которые совершенно не имеют возможности контролировать Киев?

Так неужели конфликт на юго-востоке Украины не имеет решений?

На сегодняшний день уже очевидно, что украинские власти не будут выполнять Минские соглашения в том виде, в каком они были заключены, и рассматривают несколько вариантов отказа от них. Среди них есть как те, что так или иначе закрепляют статус-кво, так и те, что грозят трагическими последствиями. Чего же ждать Донбассу от Киева в обозримой перспективе?

У государства нет сколь-нибудь системного видения, как решить проблему и как выстроить благополучную перспективу Донбасса в целом. Такая ситуация связана с тем, что на центральном уровне отсутствует такое же системное видение и относительно всей страны, потому что власть разделена между различными группами влияния, и в рамках существующего баланса они решают, в первую очередь, свои корпоративные задачи и не видят всю картинку в целом. Как следствие, страна постоянно движется в разнонаправленные стороны, а в результате топчется 26 лет на месте.

В управлении ООН, специализирующемся на координации гуманитарных миссий, резонно заметили, что боевые действия в Донбассе заканчиваться не собираются. Противостояние Украины и Донбасса лишь набирает силу, до окончания ещё идти и идти.

Такое положение вещей серьёзно тревожит международную Организацию. Доклад ООН, недавно представленный на суд общественности, назвал продолжающуюся войну Киева против республик Донбасса одним из самых кровавых конфликтов в мире со времён окончания Второй мировой.

Но помимо доклада, наверно, от ООН должны быть и какие-то практические действия?

Жители Донбасса же их не видят, а видят лишь поддержку со стороны Запада агрессивной власти Украины, что и печально.

Куда идёт Украина, по мнению экспертов, не понятно и самой власти.

Под натиском таких небольших, но систематических ударов украинская сторона буквально каждым своим шагом демонстрирует свою недоговороспособность. Да, такая дипломатическая баталия идёт черепашьими темпами, но и положение дел сейчас не позволяет надеяться на скорое решение.

В одной старой книге есть такие строки:

Другого варианта нет и у ЛНР и ДНР, кроме как медленно и методично переламывать ситуацию в свою пользу, пока количество не обратится в качество. И тогда Минские соглашения станут для хунты Минским «котлом».

Сейчас главное их оружие — это выдержка, выдержка и ещё раз выдержка. Потому, что в войне нервов проигрывает тот, кто не выдержал первым.

А Минск будет использоваться как дымовая завеса для продолжения войны. Европа и США будут продолжать настаивать на словах следовать минским договорённостям и в то же время поощрять киевский режим военной помощью — и нелетальной, и летальной. Это всё равно, что гасить пожар бензином.

Ежедневные консультации

В свою очередь, выступая на национальном экспертном форуме в Киеве, глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин выразил уверенность в том, что Донбасс нужно передать под международный контроль.

«Для нас очень важно, чтобы это был вариант, который обеспечил бы, чтобы Донбасс постепенно переходил под международный контроль. Международный контроль обеспечит безопасность и начнёт подготовку к выборам вместе с нами», — цитирует Климкина «112 Украина»

Он добавил, что практически ежедневно находится на связи с Куртом Волкером, уточнив, что проведение очередной личной встречи запланировано на ближайшее время.

Ранее Волкер назвал свою последнюю встречу с помощником президента России Владиславом Сурковым «шагом назад» в контексте обсуждения размещения на территории Донбасса миротворцев ООН. Спецпредставитель США также заявил, что президент США Дональд Трамп хочет, чтобы Украина вернула себе «свою территорию». 

В ответ на высказанную американской стороной позицию председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков заявил, что подобные намерения невозможны на фоне потенциальных поставок оружия Киеву.

«Трамп хочет, чтобы Украина вернула себе Донбасс. Тогда для начала пусть откажет Киеву в оружии. Силой оружия и ненависти Донбасс не вернуть», — написал Пушков в Twitter.

В свою очередь первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич обратил внимание на то, что мнение населения Донбасса должно иметь наибольший вес при принятии решений о дальнейшей судьбе региона. На днях, 26 ноября, лидер общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктор Медведчук заявил, что все страны, вовлечённые в процесс мирного урегулирования кризиса в Донбассе, признают минские договорённости безальтернативным документом

На днях, 26 ноября, лидер общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктор Медведчук заявил, что все страны, вовлечённые в процесс мирного урегулирования кризиса в Донбассе, признают минские договорённости безальтернативным документом.

Также по теме «Если ошибки не признает эта власть, признает следующая»: Виктор Медведчук дал интервью RT Лидер всеукраинской общественной организации «Украинский выбор» и представитель Киева в гуманитарной подгруппе по Донбассу Виктор…

«Минские соглашения признаны безальтернативными во всём мире. За исключением Украины, где «партия войны» заверяет, что они идут вразрез с интересами страны, а потому Киев не обязан их выполнять», — написал он в Facebook.

Таким образом он прокомментировал заявление представителя Госдепартамента Майкла Мэрфи, который отметил, что целью Курта Волкера и целью Соединённых Штатов является полная имплементация Минских соглашений.

Во вторник Медведчук вернулся к вопросу выполнения минских договорённостей сторонами конфликта и посредниками по его урегулированию.

«Украина обязана пойти на сложные шаги для возвращения Донбасса, заявил спецпредставитель Госдепа США по Украине Курт Волкер. Такими шагами, по его мнению, должны стать предоставление Донбассу особого статуса, амнистия лиц, имеющих отношение к событиям на востоке Украины, а также забота о гражданах, которые проживают на неподконтрольной территории», — заявил политик.


«Складывается впечатление, что в Вашингтоне заинтересованы в реинтеграции Донбасса куда больше, чем в Киеве», — подчеркнул Медведчук.

  • Солдаты ВСУ на линии фронта возле Авдеевки
  • Reuters

Позиция ЕС

Эксперты уверены, что Евросоюз не заинтересован в выполнении минских соглашений по существу, Европа устала от попыток разрешить украинский кризис и готова «заморозить» конфликт в Донбассе. 

«В комплексе мер для ЕС и ОБСЕ на самом деле принципиально важны лишь пункты, касающиеся прекращения огня и вопросов гуманитарного характера, то есть те, которые не позволяют возобновить боевые действия и гарантируют отсутствие гибели мирного населения. Все остальные пункты комплекса мер для ЕС и ОБСЕ являются второстепенными, — отмечают эксперты. — Для ЕС выполнение минского комплекса мер на самом деле означает лишь публичное признание Украиной и Россией этого факта. Выполнение по существу для ЕС необязательно». При этом, по мнению аналитиков, «у европейской дипломатии уже накопилась определенная усталость от процесса согласования позиций сторон, и она готовится к «заморозке» конфликта».

В докладе подчеркивается односторонность позиции Европы в отношении к ситуации в Донбассе. «Стратегия европейской стороны заключается в давлении на Москву с целью заставить ее надавить на республики. Инструментом давления остаются экономические и персональные санкции». При этом «давление на украинскую сторону признается вредным из-за слабостей власти президента Порошенко (временами искусственно преувеличенной)»

Авторы также обращают внимание на то, что «по политическим пунктам урегулирования ЕС и ОБСЕ занимают позицию, близкую к украинской стороне (например, в вопросах трактовки изменений украинского законодательства) и вряд ли ее изменят»

«В хаотичном режиме»

По словам эксперта в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности Григория Трофимчука, процесс так называемого минского урегулирования «Минск-2» находится в том же состоянии, как и после подписания этих документов в 2015 году.

Также по теме «Украине невыгодно их отпускать»: удастся ли разморозить процесс обмена пленными в Донбассе Представитель ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин сообщил RT, что до конца года может состояться «большой обмен пленными» с…

«Россия стоит на своих позициях и считает этот документ последовательным, начиная с первого листа и первых пунктов, то есть следует логике этого утверждённого документа. Украина по-прежнему читает его в хаотичном режиме, ставя на первое место те пункты, которые считает важными именно для себя», — отметил собеседник RT.

По его словам, целью Запада и, в частности, Курта Волкера является усиление давления на Москву. Для этого используется вопрос размещения миротворцев. В то же время заявления Арсена Авакова эксперт связал с попыткой использовать Киевом смену администрации в ЛНР.

«Киев в лице Авакова заявляет, что «Минск-2» мёртв, поскольку решил активизироваться на фоне смены администрации в Луганской области. Но счастье Москвы в данном случае состоит в том, что Порошенко не Гитлер. Он в принципе не политик, а бизнесмен, поэтому не знает, как воспользоваться этой ситуацией, хотя ему очень хотелось бы это сделать. Максимум, до чего украинская власть могла додуматься, — это двинуть части ВСУ во время этой самой луганской пересменки», — отметил Трофимчук.

Напомним, что в начале ноября глава самопровозглашённой Донецкой Народной Республики Александр Захарченко заявил, что не исключает изменения формата минских договорённостей.

«Минские соглашения — важнейший документ, закрепивший нашу победу и подтверждённый резолюцией Совбеза ООН. Но это не скрижали. Я не исключаю, что Минские соглашения претерпят изменения», — сказал он на пресс-конференции с жителями Донбасса.

По словам главы ДНР, он также допускает возможность нового этапа переговоров после «Минска»: «(Переговоры могут идти. — RT) и о судьбе оккупированных Киевом территорий, и о принципах общежития с той Украиной, какой она будет на тот момент, и о многих других вопросах».

Минск-2: Нормандская четвёрка, развод по-украински

Возобновление активных боевых действий в конце 2014 — начале 2015 годов фактически на всём протяжении линии соприкосновения, очередное масштабное поражение украинской армии в районе города Дебальцево (Донецкая область) с последующим переходом данного населённого пункта под контроль ДНР в феврале 2015 года — всё это привело к необходимости возобновления диалога.

Традиционно встреча проходила в Минске, однако 11 февраля 2015 года, переговоры велись уже в формате так называемой нормандской четвёрки и при участии президентов России, Украины, Германии и Франции, а также отдельных официальных лиц указанных государств, на следующий день к ним присоединились руководители ЛНР и ДНР.

Новшеством, отличающим Минские соглашения образца 2015-го, было требование к обеим сторонам конфликта отвести (развести) под наблюдением ОБСЕ тяжёлые вооружения и создать нейтральную зону безопасности, в зависимости от калибра вооружений, глубиной от 50-ти до 70-ти километров.

ПОЧЕМУ МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ?

Минские соглашения в том виде, в котором они подписаны, выполнены уж точно не будут.

Украинская сторона с первого дня не очень-то стремилась их выполнять, а чем дальше — тем нарушений больше и больше.

Давайте рассмотрим причины, по которым вероятность выполнения минских соглашений в долгосрочной перспективе стремится к уверенному нулю.

А вдруг не всё так запущено и у соглашений есть хотя бы маленький шанс?

Выборы в Донбассе

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) должна занять позицию по принуждению украинских властей для организации и проведения выборов в Донбассе. Такое мнение высказал член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов, выступая на круглом столе в ТАСС «Год «Минску-2″: что удалось и что предстоит сделать».

«Сегодня в республиках (Донбасса) созданы все условия для проведения выборов. Задача международных организаций — заставить выполнять Киев международные нормы. Более того, есть международный опыт проведения выборов в более сложных ситуациях. А позиция Киева идет вразрез ОБСЕ», — подчеркнул он.

Украинские власти, как отмечает Борисов, хотят провести голосование по своим правилам. «Выдвижение кандидатов — от Киева, голосовать должны тоже в Киеве — речь о временно перемещенных лицах. Считать должны тоже в Киеве. О каких местных выборах идет тогда речь?» — указал он.

По словам эксперта, измененное украинское законодательство не соответствует стандартам БДИПЧ ОБСЕ в части выдвижения кандидатов и регистрации избирателей. В частности, Киев предлагает проводить выборы на основе реестра двухлетней давности.

«В этом вопросе ОБСЕ стоит на реализации избирательных прав именно того района, где проводятся выборы, а не на решении политических задач», — констатировал он. 

Дополнительные условия

Составители доклада также отмечают, что в настоящее время стороны конфликта демонстрируют недостаточную готовность выполнять комплекс мер без дополнительных условий, которые контактная группа согласовать не в состоянии.

«Участники контактной группы так и не пришли к единому мнению о регламенте ее работы. Между тем решение о принятии регламента носит не процедурный и не протокольный, а политический характер. До той поры, пока не будет действовать регламент, предписывающий сторонам выполнять обязательства по выполнению согласованных решений, добиться сколько-нибудь серьезных изменений в процессе политического урегулирования невозможно», — констатировал Чеснаков.

Однако, несмотря на все эти сложности, убеждены авторы доклада, контактная группа и ее рабочие подгруппы остаются единственно возможным механизмом для согласования позиций. «Расширение их состава за счет новых участников (других стран), о чем нередко заявляет украинская сторона, не принесет позитивного эффекта и скорее усложнит существующую процедуру согласования позиций», — считают в Центре политической конъюнктуры.

Половина Донбасса не нужна никому

Киеву, если даже абстрагироваться от того, что денег на восстановление Донбасса нет, нужен контроль над всей территорией, включая Донецк, Луганск и границу. И никакие компромиссные главы автономий в Донецке и Луганске Киеву даром не нужны. Если Киев будет принимать к себе Донбасс, то исключительно в таком статусе, чтобы можно было назначить главой региона хоть Таруту, хоть Саакашвили, хоть самого Яроша.


Все разговоры про децентрализацию, автономию и прочее-прочее — это лапша на уши особо доверчивым.

Какое может быть возвращение в состав Украины?

Не нужно забывать, что Донбасс за год обстрелов не только накопил ненависть к Киеву, но ещё и вооружился. И вооружился очень хорошо. Объём вооружений в армии ЛНР и ДНР примерно сопоставим с вооружением ВСУ. И численность личного состава тоже почти сравнялась.

Вспомните другие конфликты на постсоветском пространстве — Абхазию, Осетию, Карабах, Приднестровье. Какой из них разрешился сам собой в короткий срок?

А теперь учтите, что Донбасс в десять раз больше Осетии, Абхазии и Приднестровья.

Так какая вероятность затолкать ЛНР и ДНР обратно в состав Украины, да ещё и на условиях Киева, да ещё и в короткий срок? Ответ понятен всем.

Перспективы «Минска-2»

Нынешние киевские власти не намерены изменять свой подход к разрешению кризиса на Украине и будут лишь имитировать выполнение «Минска-2», сообщил политолог Сергей Михеев. 

«Нынешняя власть на Украине не поменяет свой подход (к вопросу урегулирования на востоке Украины). Этого не будет даже под давлением со стороны «нормандской четверки», — отметил он, добавив, что такая возможность (выполнение «Минска-2») будет только «при смене власти, при другом составе Верховной рады, при новом президенте, либо серьезной ротации во властных кругах».

Рассуждая о том, почему и зачем Киев подписал год назад Минские соглашения, Михеев указал, что «украинская сторона рассчитывала на определенный алгоритм их выполнения». Он состоял в том, что Украина «будет имитировать весь процесс, а проталкивать эту имитацию будет Запад». При этом, пояснил политолог, будет нарастать давление, в том числе путем санкций, на РФ, что, по мнению киевских властей заставило бы ее изменить свою позицию.

По мнению Михеева, в настоящее время, «при таком подходе киевских властей, у «Минска-2″ перспектив нет».

В целом же политолог выразил поддержку Минским соглашениям. По его мнению, «Минск-2″ — это коридор возможностей для разрешения конфликта».

В свою очередь директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков предостерег, что «срыв «Минска-2» будет означать очередное «Дебальцево» и очередной «Иловайск».

«Продемонстрировал растерянность»

Отметим, ранее замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак, возглавлявший российскую делегацию, после встречи в Берлине заявил, что стороны приблизились к согласованию комплекса мер по прекращению боевых действий в Донбассе, однако прорыва не достигли.

«Сказать, что есть прорыв, не осмелюсь», — заявил Козак по итогам переговоров, которые продолжались более 10 часов.

  • Замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак
  • РИА Новости

Предполагается, что окончательный документ по итогам встречи будет принят позже, в ходе телефонных переговоров, «поскольку его не удалось согласовать в деталях».

Козак также отметил, что о согласовании нормандского саммита говорить преждевременно.

Также по теме Оружие против коррупции: почему Пентагон одобрил выделение $250 млн в качестве военной помощи Украине Пентагон выделит военную помощь Украине в размере $250 млн. В опубликованном заявлении оборонного ведомства США отмечается, что…

«О встрече на уровне министров речи не было. Были попытки определить конкретные даты нормандского формата, но об этом пока говорить очень, очень рано, потому что необходимо выполнить в полном объёме… прежде всего со стороны Украины, те решения, которые были приняты на саммите 9 декабря», — подчеркнул он.

Российский политик при этом подтвердил, что Москва действительно ожидает от украинской стороны проект поправок к основному закону, устанавливающий особый статус Донбасса в соответствии с формулой Штайнмайера. При этом Козак опроверг дату, фигурировавшую в публикации Spiegel.

«Не к 6 июля, а в ближайшее время. Сегодня не удалось получить от Украины чёткий, внятный ответ, когда будет подготовлен этот документ, поправки в конституцию в части децентрализации… Эту децентрализацию ещё никто не видел — ни украинские граждане, ни жители Донбасса. И о чём идёт речь, мы не понимаем, никто не понимает», — заключил Козак.

Комментируя заявление Зеленского по итогам встречи в Берлине, эксперты констатируют, что так глава Украины пытается размыть временные рамки, на которые должен быть ориентирован процесс урегулирования конфликта в Донбассе.

Руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, в свою очередь, считает, что украинский президент делает заявления подобного рода во многом из-за недостатка политического опыта.

«С тех пор как появились международные отношения, государства подчинялись определённым правилам. Они были разными, они менялись, но им подчинялись. В том числе и Украина должна выполнять международные обязательства. А из слов Зеленского следует, что, поскольку Украина — суверенная страна, она что хочет, то и делает. Это, конечно, тоже позиция, но она никого ещё до добра не доводила», — отметил эксперт.

Политическая повестка

В Москве неоднократно отмечали, что стагнация в процессе урегулирования кризиса в Донбассе, бесконечное возвращение к одним и тем же нерешенным вопросам, в том числе вопросам безопасности, — результат отсутствия политической воли руководства Украины, желания двигаться к разрешению конфликта в русле минских соглашений. И в первую очередь это касается отказа Киева вступать в диалог с провозглашенными республиками Донбасса и обсуждать ключевые пункты мирного плана, касающиеся политических реформ, как это предусмотрено «Минском-2».

«Невозможно «раз и навсегда» решить вопросы безопасности, даже не начиная политическое урегулирование. Именно оно обеспечит прочный мир, восстановление и развитие Донбасса и всей Украины», — подчеркивал полпред России Борис Грызлов. Однако именно политический трек в работе контактной группы остается наиболее проблематичным. Киев отказывается выполнять политические пункты минских соглашений параллельно с вопросами безопасности. Представители Украины в политической подгруппе полностью блокируют обсуждение тем выборов и введения особого статуса в регионе, ссылаясь на продолжение обстрелов и требуя передачи Киеву контроля над границей.

Осенью 2017 года истек срок действия принятого два года назад, но так и не вступившего в силу закона об особом статусе Донбасса. Рада продлила действие закона еще на год, но это стало всего лишь формальным жестом и, по оценке представителей ДНР и ЛНР, никак не приблизило реальное выполнение Киевом своих обязательств.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Белорусский апофеоз  (5/1)
Цена успеха  (5/1)
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока.  (5/1)
Казнить нельзя помиловать  (3.67/3)
Белорусский апофеоз  (5/1)
Цена успеха  (5/1)
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока.  (5/1)
«Массовое скотство, защита от которого общества и политики перестала осуществляться после убийства И.В.Сталина, и есть тот внутренний фактор, который привёл СССР к краху»  (4/4)
Размышления о «Древе Познания»  (3.8/5)
Казнить нельзя помиловать  (3.67/3)
Свобода личности или свобода индивида  (3.67/3)
В России готовят восстание Спартака, а в Белоруссию будут забрасывать диверсантов из подразделения Бранденбург-800?  (3.5/2)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года  (5/11)
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением  (5/8)
Бильярд, как модель глобальной игры в фильме «Классик»  (5/8)
История библейского проекта «от А до Я» в мультфильме «Падал прошлогодний снег»   (5/7)
У Щетинина теперь все законно  (5/7)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя  (5/7)
О создании фильма «Час Быка»  (5/7)
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии?  (5/7)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские  (5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение  (5/64)
Ну, за самодержание!…  (5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова .  (5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»?  (5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно  (5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат  (5/46)
Смотрите ж: всё стоит она!  (5/38)

С этим читают