Московское машиностроительное предприятие имени в. в. чернышёва

История

Предприятие создано в 1932 году на базе авиаремонтных мастерских Гражданского воздушного флота. Здесь впервые в стране были созданы звездообразные поршневые моторы конструкции Швецова-Назарова-Коссова: МГ-11, МГ-21 и МГ-31Ф для лёгких гражданских самолетов «Сталь-2», Ш-7.

В годы Великой Отечественной войны на заводе производились авиадизели конструкции Чаромского-Тулупова-Яковлева: АН-1, М-30, АЧ-30Б для ночных бомбардировщиков Пе-8, Ер-2, а также торпедных катеров и танков. С июля 1941 по март 1942 года завод был в эвакуации в Казани.

С 1945 по 1947 года главным инженером, а с 1947 по 1983 год директором завода был В. В. Чернышёв.

В 1947 году на предприятии было организованно крупносерийное производство первых в стране турбореактивных двигателей РД-500 на базе Rolls-Royce Derwent V (англ.)русск. (всего их было выпущено с 1948 по 1951 год — 1274 единиц), а также двигатель ВК-1 (тяга 2,7 т) конструкции В. Я. Климова, который позволил истребителю-перехватчику МиГ-15бис увеличить дальность полёта до 2000 км, а фронтовому истребителю МиГ-17 стать первым отечественным самолётом, превысившим скорость звука в горизонтальном полёте. Двигатели использовались на самолётах конструкции Ильюшина, Лавочкина, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева.

В 1952 году на заводе начали производство авиадвигателя АМ-5А (конструктор А. А. Микулин) для всепогодного истребителя-перехватчика Як-25.

В 1958 году завод приступил к изготовлению двигателя С. К. Туманского , который на истребителе МиГ-21 позволил установить рекорды скорости и высоты полёта. Одновременно на заводе производились жидкостно-реактивные двигатели С2-1150 конструкции А. Исаева для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

В 1960—1970-е годы практически вся истребительная авиация ВВС СССР оснащалась двигателями производства ММП имени В. В. Чернышёва: на предприятии был начат серийный выпуск мощных двухвальных ТРДФ со сверхзвуковыми ступенями компрессора конструкции С. К. Туманского, Н. Г. Мецхваришвили — К. Хачатурова: , , , Р29-300, , Р-35 с тягой от 3,9 т до 13,2 т. Двигатели устанавливались на высотных самолётах-разведчиках и сверхзвуковых истребителях (фронтовых, перехватчиках, бомбардировщиках) «Яковлева», «Микояна», «Сухого».

Предприятие было награждено в 1966 году орденом Ленина, а в 1976 году — орденом Октябрьской Революции.

С 1982 года завод изготавливал двухконтурный форсированный авиадвигатель (ТРДДФ) четвёртого поколения конструкции С. П. Изотова РД-33 для истребителей МиГ-29.

Текущая деятельность и состояние

В 2014 году предприятие своевременно исполнило обязательства в рамках гособоронзаказа. Выполнило на 100 % работы по сервисному обслуживанию двигателей в интересах Министерства обороны России и иностранных заказчиков. И предприятие показало следующие показатели:

  • Объём выручки от продаж составил 7 158,6 млн руб. — на 34 % выше 2013 года.
  • Валовая прибыль — 627,633 млн руб.
  • Кредиторская задолженность — 4956,706 млн руб.;
  • Дебиторская задолженность — 5 040,473 млн руб.;
  • Чистый убыток — 14 010,473 млн руб.

В течение 2014 года предприятие обеспечило рост средней зарплаты на 9,7 % и выплаты без задержек, а также выполняло ряд других социальных проектов.


Доля экспорта за 2012 г. занимала 78 % от общего объема реализованной продукции. Основные государства-партнёры: Китай, Индия (сотрудничество с корпорацией HAL), Малайзия, Алжир, Бангладеш, Словакия, Сербия, Мьянма, Болгария, Польша. Двигатели предприятия РД-33 серии 2,3 и МК эксплуатируются в 23 странах мира.

Графы Чернышевы

Пётр Захарович в правление Софьи Алексеевны полковник († 1689). Его сын, генерал-аншеф Григорий Петрович, по указу (25 апреля 1742) императрицы Елизаветы Петровны, возведён в графское достоинство Российской империи. От брака с Евдокией Ивановной Ржевской имел четырёх сыновей, в том числе Петра, Захара и Ивана; последнему не имевший детей Захар Григорьевич оставил учреждённый им майорат.

Единственный сын Ивана Григорьевича, Григорий Иванович († 1830), обер-шенк, имел единственного сына Захара Григорьевича, который за участие в восстании (1825) сослан в Сибирь. В Сибири же окончила свой жизненный путь старшая дочь Александра, жена декабриста Никиты Муравьева. Старшая из оставшихся дочерей графиня Софья († 1847), замужем за тайным советником Иваном Гавриловичем Кругликовым, унаследовавшим, на основании указа (02 января 1774 и 04 января 1832) чернышёвский майорат, с именем, гербом и титулом графа Чернышёва, и сделавшимся родоначальником рода графов Чернышевых-Кругликовых.

Род графов Чернышевых-Кругликовых пресёкся и Высочайшим указом императора Николая II Александровича (10 декабря 1908), дозволено камергеру высочайшего двора Александру и его жене Софье Безобразовым, принять титул, фамилию и герб графов Чернышевых и именоваться графами Чернышевыми-Безобразовыми. Александр Фёдорович (1859-1911) камергер. Сергей Александрович (1894-1972), умер во Франции. Дочь графа Чернышева-Безобразова, Ксения Сергеевна, стала женой (1953) эрцгерцога Рудольфа, младшего сына последнего австрийского императора.

История

2018: Создание центра аддитивных технологий за 3 млрд рублей

Госкорпорация Ростех 17 августа 2018 года заявила об инвестировании почти 3 млрд рублей в развитие промышленной 3D-печати в России. Средства пойдут на открытие Центра аддитивных технологий (ЦАТ) на базе Московского машиностроительного предприятия имени В.В. Чернышева (входит в ОДК) — его созданием заняты холдинги авиакластера госкорпорации: «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), «Вертолеты России», «Технодинамика» и КРЭТ. По оценкам Ростеха, выручка ЦАТ на период 2018-2027 гг. может составить 13,2 млрд рублей, а прибыль от продаж — превысить 3,6 млрд рублей.

Создаваемый центр планируется оснастить передовыми станками. Его ключевой задачей станет внедрение промышленной 3D-печати в высокотехнологичных отраслях промышленности. Предполагается, что ЦАТ будет оказывать заказчикам полный спектр услуг — от разработки конструкции до серийного производства и сертификации продукции — и поспособствует сокращению сроков вывода на рынок новой высокотехнологичной продукции.

При этом центр сможет выполнять заказы не только для холдингов Ростеха, но и для широкого спектра сторонних компаний, в том числе зарубежных, подчеркнули в госкорпорации. По расчетам участников проекта, первая опытная партия деталей будет изготовлена в центре уже в 2019 году.

В перспективе ЦАТ призван стать интегратором комплексных решений в области аддитивных технологий для всех заказчиков. Помимо этого, планируется, что ЦАТ будет привлекать международных экспертов для внедрения самых современных решений в сфере аддитивных технологий.

По заявлению представителей Ростеха, аддитивные технологии, или технологии промышленной 3D-печати — одно из наиболее динамично развивающихся направлений «цифрового» производства, которое позволяет сократить количество деталей конструкции, уменьшить вес изделия на 25%, срок производства — в два раза, а сокращение стоимости может составить до 44%.

Промышленная 3D-печать становится одним из обязательных атрибутов современной промышленности. Мы видим высокий потенциал этой технологии и внедряем ее в нашу производственную практику. К примеру, в ОДК методом аддитивных технологий изготавливается порядка трех тонн деталей в год. Холдинг планирует широко применять их при серийном производстве перспективных российских газотурбинных двигателей, которые будут сертифицированы в 2025–2030 гг. Создание специализированного центра позволит расширить сферу применения данной технологии и изготавливать детали для таких отраслей, как авиастроение, космос, наукоемкая медицина, автомобилестроение, — прокомментировал создание ЦАТ индустриальный директор авиационного кластера Госкорпорации Ростех Анатолий Сердюков.

Происхождение и история рода

Родоначальник — Михаил Чернецкий, сын польского шляхтича Ивана Михайловича Чернецкого, выехавший (1493) из Польши к великому князю Иоанну Васильевичу, вступившего в русскую службу и начавший писаться Чернышёвым, пожалован думным дворянином, воевода Сторожевого полка во время набегов крымского царевича Калги, получил вотчину село Конобеево, умер бездетным. Племянник его, Илья Владимирович Чернецкий, взят в плен (1534), вступил в русскую службу и стал писаться как и его дядя — Чернышевым. Дмитрий Ильич за мужество против поляков пожалован вотчинами (1613), а Константин Григорьевич (1616). Севериан Константинович за московское осадное сидение пожалован вотчинами (1640).

Медынец Захар Чернышев воевода в Малом-Ярославце (1626 и 1651). Дьяк Степан Чернышев воевода в Астрахани (1649-1650), Казани (1657-1658). Стольник Владимир Евтропиевич воевода в Кинешме (1690).

Продукция

Производство

Основная продукция — двигатели для лёгких фронтовых истребителей, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов, самолётов местных воздушных линий, легких транспортных самолётов, беспилотных летательных аппаратов.

Предприятие производит двигатели РД-33 и его модификации для самолетов МиГ-35, МиГ-29, МиГ-29CМТ, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, находящихся в эксплуатации как российских, так и иностранных ВВС. Одним из важных направлений деятельности является ремонт и постпродажное сопровождение двигателей РД-33 и его модификаций. Совместно с ОАО «Климов» предприятие провело разработку нескольких модификаций двигателя РД-33, в том числе РД-ЗЗМК для корабельного истребителя МиГ-29К.

С 2015 года ММП имени В. В. Чернышева поставляет комплектующие для вертолётного двигателя разработчику двигателя ОАО «Климов». Двигатель ВК-2500 устанавливается на вертолеты Ми-8, Ми-24, Ка-52 и Ми-28. Производство ведётся в рамках программы по импортозамещению — ранее единственным производителем являлся украинский завод «Мотор Сич».

АО «ММП имени В. В. Чернышёва» в 2015 году вошло в состав кооперантов производителей двигателей семейства ТВ7-117 для самолетов Ил-112, Ил-114 и вертолетов Ми-38. В конце 2015 года предприятие выпустило первые узлы для двигателя ТВ7-117В.

Ремонт

Одним из важнейших направлений деятельности предприятия является ремонт двигателей, главным образом двигателей РД-33 1-й и 2-й серий. В ремонт начинают поступать и двигатели 3-ей серии. Также предприятие ремонтирует двигатели предыдущего поколения, для самолетов МиГ-23 и МиГ-27.

Гражданская продукция

C 1955 по 1962 год предприятие выпускало лодочные моторы Москва (лодочный мотор) мощностью 10 и 10,5 л.с., затем производство было передано в г. Ржев.

С 1967 по 2009 год предприятие массово выпускало лодочные моторы Нептун (лодочный мотор) мощностью от 18 (Нептун) до 25 (Нептун-25) лошадиных сил.

В начале 80-х годов был разработан советский мотокультиватор МК-1 Крот (мотокультиватор) среднего класса, запущен в производство и налажен массовый выпуск с 1983 года.

Известные люди работавшие на предприятии

  • Елохин, Иван Петрович — участник Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы. В 1959 году окончил трехгодичную школу мастеров при заводе и работал старшим мастером цеха.
  • Лев Иванович Яшин — советский футболист, вратарь. Работал в инструментальном цехе с 1943 по 1949 годы
  • Сукачёв, Гарик — советский и российский рок-музыкант, поэт, композитор и актёр. Работал заместителем начальника цеха.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСАКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «МОСКОВСКОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИМЕНИ В.В. ЧЕРНЫШЕВА»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС7733018650

О компании: АО «ММП ИМЕНИ В.В. ЧЕРНЫШЕВА» ИНН 7733018650, ОГРН 1027700283742 зарегистрировано 23.02.1994 в регионе Москва по адресу: 125362, г Москва, улица Вишнёвая, 7. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала 29 005 287 739,00 руб.

Рейтинг организации: Высокий  подробнее Должная осмотрительность (отчет) ?

Статус: ? Действующее

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 23.02.1994

ОГРН  ?   1027700283742    присвоен: 07.10.2002
ИНН  ?   7733018650
КПП  ?   773301001
ОКПО  ?   07503419
ОКТМО  ?   45368000000

Реквизиты для договора  ?  …Скачать

Проверить блокировку cчетов  ?

Контактная информация ,(49… Посмотреть ?

Отзывы об организации  ?: 0   Написать отзыв

Юридический адрес: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 125362, г Москва, улица Вишнёвая, 7 получен 29.06.2016 зарегистрировано по данному адресу: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Управляющая организация: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ОДК-УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 11.04.2018

Учредители ? () Уставный капитал: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 29 005 287 739,00 руб.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ «МИГ» По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 173 221,00руб., 07.10.2002 , ИНН

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС


По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «МОСКОВСКОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ИМЕНИ В.В.ЧЕРНЫШЕВА» По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 173 220,00руб., 07.10.2002 , ИНН

Держатель реестра:По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РТ-РЕГИСТРАТОР», По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 5407175878

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 30.30.12 производство турбореактивных и турбовинтовых двигателей и их частей

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС


не числится.

Лицензии:  ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Налоговый орган ? По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 33 По Г.москве Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 23.03.1994

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР  ?   087903000304 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 06.11.1991
ФСС  ?   770100005877011 По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 12.02.1994

Коды статистики

ОКАТО  ?   45283569000
ОКОГУ  ?   4210008
ОКОПФ  ?   12267
ОКФС  ?   16

Финансовая отчетность АО «ММП ИМЕНИ В.В. ЧЕРНЫШЕВА» ?

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,


на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела АО «ММП ИМЕНИ В.В. ЧЕРНЫШЕВА» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Ответчик: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 1 066 748 691,00 руб.

Истец: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 65 211 067,00 руб.

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства АО «ММП ИМЕНИ В.В. ЧЕРНЫШЕВА» ?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений АО «ММП ИМЕНИ В.В. ЧЕРНЫШЕВА» ?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Описание гербов

Герб рода Чернышёвых ОГ VI, 67

Герб. Часть VI. № 67.

Герб дворян Чернышевых: в щите, имеющим голубое поле, изображён золотой крест в середине золотой подковы, которая шипами обращена вниз (польский герб Тенпа-Подкова или изменённый польский герб Ястржембец). Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской короной на нём и с распростёртым крылом. По сторонам крыла видны два знамени: правое — голубое с обозначенным на нём крестом и подковой, а левое — серебряное с крылом. Намёт на щите голубой, подложенный золотом.

Герб. Часть I. № 20.

Герб графов Чернышевых: в щите, разделённом на четыре части, в первом и четвёртом серебряном поле находится располовиненный чёрный орёл с распростёртыми крыльями, с золотой короной на голове, с золотым клювом и когтями, с красным языком. Во втором и третьем красном поле изображена городовая серебряная стена с пятью вверх стоящими зубцами наподобие перевязи проведённая вниз, от верхнего правого угла, наискось, к левому нижнему углу. В середине щита расположен малый щиток с изображённой в голубом поле золотой конской подковой, обращённой задними шипами вниз, а внутри подковы четвероконечный лапчатый золотой крест, такой же как на старинном родовом гербе. Над щитом стоит графский серебряный шлем с девятью золотыми решётками по краям, с обозначенными на нём двумя портретами императора Петра Великого, из которых восстают два накрест поставленных знамени. На правом знамени изображён в голубом поле родовой герб, а на левом — в серебряном поле одно распростёртое ястребиное крыло натурального цвета, обращённое к правой стороне. По сторонам щита намёт сверху — голубого, в середине — чёрного, а внизу — красного цвета, с правой стороны подложенный золотом, а с левой — серебром. Щитодержатели: два орла.

Герб. Часть XI. № 2.

ОГ XI, 2

Герб светлейшего князя Чернышева: щит четверочастный. В первой, серебряной части, выходящей с левого бока чёрный коронованный орёл, с червлёными глазами и языком и золотыми клювом и когтями. Во второй и третьей частях, червлёных, серебряная стенная, вверху зубчатая, перевязь, с червлёными швами. В четвёртой, серебряной части, выходящей с правого бока, чёрный коронованный, с червлёными глазами и языком и золотыми клювом и когтями, орёл. В среднем, лазуревом щите, золотая подкова, под которой такой же крест. Щит увенчан Княжескою короною и тремя серебряными, с золотыми украшениями шлемами. Средний шлем украшен Графскою, а другие дворянскими коронами. Нашлемники: средний — возникающий Императорский Орел, имеющий на груди червлёный, с золотою каймою, щит, с таким же вензелевым изображением Имени Императора Николая I. За шлемом два на крест поставленные рапорца; в первом лазуревом, с золотою каймою, золотая подкова, под которой такой же крест, во втором, серебряном, с золотою же каймою чёрное орлиное крыло. Второй нашлемник: три страусовых пера — среднее червлёное и боковые — серебряные. Третий нашлемник два чёрных орлиных крыла, вправо. Намёты: средний — чёрный с золотом, правый — червлёный, с серебром, и левый — чёрный с серебром. Щитодержатели: два казака верхом, один с саблею, а другой с пикою. Девиз: «Верою и правдою», золотыми буквами на лазуревой ленте. Герб украшен Княжескою мантиею и увенчан Княжескою же короною.

Другие Чернышёвы

Другой род Чернышевых, также польского происхождения и употребляющий тот же герб, ведёт, по документам, начало от Зота Григорьевича Чернышёва, взятого в плен русскими (1655), вероятно отдного происхождения, но отделившиеся в ранние времена:

  • Правнук его, Андрей Гаврилович, любимый служитель Екатерины II. Императрица Елизавета Петровна сослала его в Оренбургский гарнизон, Петром III возвращён и пожалован в генерал-адъютанты. Екатерина II назначила его комендантом города Санкт-Петербурга (1773—1797), а Павел I произвёл в генерал-аншефы.
  • Двоюродный брат Андрея Гавриловича, Пётр Матвеевич, полковник, симбирский комендант, разбит Пугачёвым и повешен († 1773).

Последние изменения

10.08.2020

Организация включена в Реестр малого и среднего предпринимательства, категория: микропредприятие

26.08.2019

Завершено исполнительное производство № 178951/19/77057-ИП от 16.07.2019

09.08.2019

Организация исключена из Реестра малого и среднего предпринимательства

Организация исключена из Реестра малого и среднего предпринимательства

16.07.2019

Новое исполнительное производство № 178951/19/77057-ИП от 16.07.2019, сумма требований: 2 225 837 руб.

19.11.2016

Адрес организации исключен из реестра ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

23.10.2016

Адрес организации включен в реестр ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

01.08.2016

Организация включена в Реестр малого и среднего предпринимательства, категория: микропредприятие

Труд для фронта, для победы

Надежный дизель М-30Б появился как нельзя кстати, перед самым началом боевых действий. Война буквально застала сотрудников завода за работой над новым двигателем. «В то памятное воскресное утро, − вспоминает ветеран завода А. Н. Малюшкин, − я трудился в КБ в связи со срочной работой над авиадизелем М-З0Б. Часов в 12 в отдел пришел заместитель главного конструктора Иван Ерофеевич Скляр и сообщил, что на нас напала фашистская Германия. Уже через четыре дня после начала войны завод стал готовиться к эвакуации в Казань: упаковывали техдокументацию, грузили на платформы оборудование». 

Одним из участников эвакуации предприятия в Казань стал будущий футболист Лев Яшин. Дело в том, что его отец трудился шлифовальщиком на заводе и как сотни работников был эвакуирован с семьей в Поволжье. 

Лев Яшин, лучший вратарь XX века

В своей книге «Счастье трудных побед» легендарный вратарь вспоминал: «Прошло не меньше четырех суток с тех пор, как мы уехали из Москвы, а дороге все не было конца. Наконец наш эшелон сделал последнюю остановку в голой степи, под Ульяновском, и мы стали разгружаться. Этот день я могу считать последним днем моего детства. Мне было в ту пору без малого двенадцать лет. Привыкать к трудностям тогда мы все научились очень быстро. А трудностей было много. Ползимы таскали по снегу через степь станки и устанавливали их в будущих цехах прямо под открытым небом. Завод мы достраивали и приводили в порядок сами… Поближе к концу зимы от наскоро построенных бараков до заводской проходной протянулась тонкая и прямая как струна тропинка в снегу. В шесть утра поднимались наши отцы, одевались, умывались, завтракали и шли на завод. Шли в глубокой темноте на свет заводской проходной. Потому и дорожка была такая прямая, что каждый боялся сделать лишний шаг, лишнее движение – экономили силы, тепло, энергию: предстоял долгий, напряженный рабочий день, когда нужно было отдать все труду для фронта, для победы».

Чуть позже на завод пошел работать и он сам, став весной 1943 года учеником слесаря. Здесь же в заводской проходной 15-летний слесарь третьего разряда Лев Яшин увидел на стене объявление, приглашение в футбольную секцию.


С этим читают