Империя великих моголов

Расцвет империи при Акбаре и Шахджахане

В среде ближайших потомков падишаха Акбара обнаруживаются деструктивные особенности личности, характеризовавшиеся злоупотреблением алкоголем и опиумом: двое сыновей Акбара, шахзаде Султан Даниал-мирза (1572—1604) и Султан Мурад-мирза (1570—1599), умерли в Бераре от чрезмерного пьянства, несовместимого с местным климатом. От пьянства погиб и второй сын падишаха Джахангира Султан Парвез-мирза (1590—1626). Сам Джахангир был хроническим алкоголиком с 17-летнего возраста, о чём в мельчайших подробностях рассказано в его дневнике Джахангир-наме, а также хроническим опиумным наркоманом.

Сын и наследник Акбара, четвёртый падишах Джахангир («Покоритель мира»), был первым правителем династии Бабуридов, в жилах которого текла индийская кровь: его матерью была рани Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (1542—1623), дочь раджи Дхундхара Бхармала. При Джахангире (1605—1627) внутренней гармонии рода Бабуридов пришёл конец: подобно тому, как сам Джахангир в 1599 году восстал против своего отца Акбара (однако затем примирился с ним), старший сын Джахангира шахзаде Султан Хусрау-мирза продолжил эту недобрую традицию, подняв мятеж против своего отца в самом начале его правления. Мятеж был подавлен, а шахзаде Султан Хусрау-мирза был лишён права престолонаследия и впоследствии ослеплён, а затем по приказу отца задушен. Наследником престола был назначен третий сын Джахангира шахзаде Шах Джахан Бахадур, который в 1622 году так же поднял мятеж против отца и бунтовал с перерывами до самой смерти падишаха Джахангира в 1627 году.

Начиная с 1611 года, огромное влияние на падишаха Джахангира и, как следствие, на принятие государственных решений приобрели любимая жена Джахангира Нур-Джахан («Светоч мира») и её брат Абдул Хасан Асаф-хан, власть которых стала фактически безраздельной после того, как в 1620 году здоровье падишаха пошатнулось настолько, что ему стало трудно заниматься непосредственным управлением империей. Однако вскоре между братом и сестрой началась скрытая борьба за власть. После смерти Джахангира разгорелась первая междоусобная война за престол, на который кроме Шах Джахана Бахадура претендовали его младший брат Султан Шахрияр-мирза (поддерживаемый Нур-Джахан) и сын убитого Султан Хусрау-мирзы Султан Давар Бахш (провозглашённый падишахом Асаф-ханом). Междоусобная война закончилась кровавой резнёй: по приказу Шах-Джахана Асаф-хан в январе 1628 года умертвил всех потенциальных претендентов на престол — Султан Давар Бахша, Султан Шахрияр-мирзу и двух сыновей Султан Даниала-мирзы, Таймурасп-мирзу и Хушанг-мирзу. Это стало ещё одной недоброй традицией династии Бабуридов.

Возвышение династии

Бабуриды были ветвью династии Тимуридов: отец основателя династии Бабура, амир Ферганы Умар-Шейх-мирза, был по отцовской линии внуком Султан Мухаммеда, сына амирзаде Джалал ад-дина Миран-шаха, третьего сына Тамерлана. Мать Бабура, Кутлуг-Нигар-ханым (1459—1505), была дочерью могулистанского правителя Йунус-хана, поэтому по матери Бабур был потомком Чингисхана. В 1494 году Захир ад-дин Бабур унаследовал от своего отца Ферганскую долину, где правил до 1500 года. В 1503 году Бабур женился на своей двоюродной сестре Айше Султан-бегум, третьей дочери тимурида Султан Ахмада-мирзы, которая стала его главной женой.

В 1500—1505 годах Шейбани-хан вытеснил Бабура из Ферганы в Афганистан. В 1504 году Бабур взял Кабул, который стал столицей его нового государства. В 1526 году Бабур включил в состав своего государства территорию Делийского султаната и принял титул падишаха. Новое государство получило у европейских современников название империи Великих Моголов (или Могольской империи).

В 1520-х годах Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году они отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии.


Сын и наследник Бабура, падишах Хумаюн, в 1540 году вынужден был уступить Северную Индию афганской династии Суридов. Через 15 лет ему удалось вернуть себе власть над Северной Индией и восстановить Могольскую империю.

Следующие 150 лет стали периодом невиданного расцвета и могущества государства Бабуридов, территория которого постепенно распространялась на весь полуостров Индостан. Первые четыре падишаха династии (Бабур, Хумаюн, Акбар и Джахангир) относительно мирно сменяли друг друга, передавая престол от отца к старшему сыну. Первые падишахи династии брали в жёны в основном только мусульманок; матерями Хумаюна и Акбара были женщины иранского происхождения. Падишах Акбар, проводивший политику национально-религиозной терпимости, взял себе в жёны несколько женщин из индуистских княжеских семей.

Генеалогическое древо

Бабурпадишах
Хумаюнпадишах Камран-мирза(1509—1557)шахзаде Аскари-мирза(1517—1554)шахзаде Хиндал-мирза(1519—1551)шахзаде
Акбар Iпадишах Хаким-мирза(1553—1585)шахзаде
Джахангирпадишах Мурад-мирза(1570—1599)шахзаде Даниал-мирза(1572—1604)шахзаде
Хусрау-мирза(1587—1622)шахзаде Парвез-мирза(1590—1626)шахзаде Шах Джахан Iпадишах Шахрияр-мирза(1596—1628)шахзаде Джахандар-мирза(1596—1626)шахзаде
Давар Бахш(1603—1628)шахзаде Дара Шукох(1615—1659)падшахзаде Шах Шуджа(1616—1660)шахзаде Аламгир Iпадишах Мурад Бахш(1624—1661)шахзаде
Султан-мирза(1639—1676)шахзаде Бахадур Шах Iпадишах Азам Шахпадишах Акбар-мирза(1657—1706)шахзаде Кам Бахш(1667—1709)шахзаде
Джахандар Шахпадишах Азим-мирза(1664—1712)шахзаде Ахтар-мирза(1673—1712)шахзаде Рафи аль-Кадр(1671—1712)шахзаде Бидар Бахт(1670—1707)шахзаде Нику Сийяр(1679—1723)шахзаде Суннат-мирза(?—1747)шахзаде
Аламгир IIпадишах Фарук Сийярпадишах Мухаммад Шахпадишах Шах-Джахан IIпадишах Рафи Дараджатпадишах Ибрахим-мирза(1703—1746)шахзаде Шах-Джахан IIIпадишах
Шах Алам IIпадишах Асгар-мирза(1733—1814)шахзаде Шахрияр Шах(?—1724)шахзаде Ахмад Шахпадишах
Джаван Бахт(1749—1788)шахзаде Фархунда Бахт(1755—1781)шахзаде Акбар Шах IIпадишах Джахан Шах IVпадишах Тала Саид(?—?)шахзаде Джамият Шах(?—?)шахзаде Дилавар Шах(1798—1862)шахзаде
Фируз Бахт(?—?)шахзаде Бахадур Шах IIпадишах Буланд Бахт(1780—1848)шахзаде Джахангир Бахт(1791—1821)шахзаде Джахан Хусру(1792—?)шахзаде Джахан Шах(1795—1850)шахзаде
Дара Бахт(1790—1849)шахзаде Шахрух Бахадур(?—1847)шахзаде Султан Шах(1816—1856)шахзаде Фархунда Шах(?—1842)шахзаде ещё 18 сыновей
Условные обозначения
Жирным шрифтом и голубым цветом выделены падишахи
Серебристым цветом выделены претенденты на престол

Предыстория

В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной центральной власти. Существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей и махараджей. В это время Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекли богатства страны. В V веке на территорию индийского государства Гуптов вторглись племена кочевников-гуннов (эфталиты). В начале VI века они овладели его западной и центральной частью, но около 528 года гунны были разбиты и их власть в Индии уничтожена. Однако ослабленное войнами с эфталитами государство Гуптов в конце VI века распалось.

В первой половине VII века многие государства на севере страны были покорены одним из индийских правителей — Харшой. Он создал империю, примерно равную державе Гуптов. Столицей новой империи стал Канаудж. Но состоявшая из большого числа вассальных княжеств империя Харши распалась сразу же после его смерти в 646 году.

В начале XI века, воспользовавшись раздорами между индийскими государствами, в страну вторглись мусульмане во главе с правителем Газневидского государства — Махмудом Газневи. В XIII веке весь север Индии оказался под властью мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети.

Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в — гг. произошёл распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. В 1526 году остатки Делийского султаната были захвачены Великими Моголами.

Исчезновение Великого Могола

Несмотря на высокий интерес к сокровищу многих исследователей и искателей древних сокровищ, их многолетние усилия не увенчались успехом. Найти след бриллианта так никому и не удалось. Некоторые исследователи и знатоки ювелирного искусства имеют основания утверждать, что он находился в сокровищнице Великих Моголов до 1739 г. После успешного завоевания их столицы Дели властителем Персии Надир-шахом Афшаром Индия была заполнена персидскими войсками. Чтобы вывезти награбленное из одного только города Дели, персам понадобилось огромное количество обозов. Они присвоили себе богатейшую и уникальную сокровищницу Великих Моголов. Вместе с другими сокровищами, как полагают историки, был вывезен и легендарный алмаз. Считается, что владыка Персии владел камнем до самой своей смерти в 1747 г. Он дорожил им и постоянно носил с собой. Об этом свидетельствуют персидские хроники. После убийства Надир-шаха одним из его военачальников Салех-беем следы Великого Могола теряются.

Титулы правящей династии

Известно, что империя Великих Моголов обладала несметными богатствами. Ее правители строили необычайные по красоте сооружения, а внутреннее убранство дворцов не имело в мире равных себе по роскоши. Вполне закономерно, что и титулов у представителей правящей династии было несколько. Все они создавали некий витиеватый образ, придающий правителю величавость и символизирующий его особый статус.

Самый первый и значимый титул, принятый еще Бабуром, звучит как падишах Великих Моголов (в сканвордах на эту темучасто задаются вопросы). Именно так европейцы говорят о правителях империи, однако оригинальный вариант титула звучит немного иначе – Падшах-и-Гази. Если сделать перевод, то можно сказать, что представители правящей династии именовали себя следующим образом – государь, повелитель царей и воин ислама. Однако это далеко не полный титул Великих Моголов.

К уже известному Падшах-и-Гази добавлялся витиеватый набор слов «Шаханшах-и-Султанат-уль-Хиндия-ва-л-Мугхалия». На Западе существовало несколько вариантов его перевода. Но чаще всего данный титул звучал как «царь царей Монгольской Индии».

Кроме уже перечисленных титулований каждый правитель добавлял и свои, характеризующие его с лучшей стороны. Среди них наиболее известны следующие:

  • ас-Султан аль-Азам – великий султан;
  • аль-Хакан аль-Мукаррам – почитаемый каган;
  • Амир аль-муминин – повелитель правоверных;
  • Зиллуллах – тень Аллаха;
  • Абуль-Фатх – отец побед;
  • Джалал ад-дин – величие веры;
  • Абуль Музаффар – победоносный;
  • Малик-уль-Султанат – король королей.

Это далеко не полный список титулов правителей империи. Падишах Великих Моголов (сканворды нередко ставят в тупик подобными вопросами даже признанных знатоков истории) носил несколько титулов одновременно. Порой они занимали две, а то и три строки в документе.

Первые владельцы драгоценности

Необычная находка сразу была оценена по достоинству и заняла почетное место в сокровищнице раджи Голконды. Однако его казначей Миргимола, руководствуясь чувством мести за нанесенную обиду, выкрал камень и передал его падишаху Империи Великих Моголов Шаху Джахану I. По другой гипотезе Миргимола, владелец нескольких лавочек по продаже самоцветов, сам являлся собственником драгоценности и преподнес ее в дар падишаху. Казначей хотел добиться расположения владыки и убедить его покарать раджу Голконды.

Император Шах Джахан I прославился благодаря постройке мавзолея-мечети Тадж-Махал для своей нежно любимой супруги Мумтаз-Махал. Падишах хорошо разбирался в драгоценных камнях и владел ювелирным искусством. Он сам нередко занимался огранкой самоцветов в часы досуга. Название «Великий Могол» бриллиант получил в честь Шаха Джахана I.


В 1658 год. у алмаза появляется новый владелец — третий сын Шаха Джахана I Аурангзеб. Новый падишах расчистил себе дорогу к трону, убив родных братьев — конкурентов и их детей. Своего отца он заточил в Красном Форте (Лал-Кила) в Дели.

Значение

Как отмечает Руденко, в период средневековья происходило интенсивное привнесение в Индию обширного тюркского этнического компонента в виде правящих династий и их непосредственного окружения, военной и политической элиты, ремесленников, учёных, людей искусства и культуры, торговцев, а также политических изгнанников из Центральной Азии. Именно с тюрками ассоциируется привнесение в Индию умеренного течения в исламе – суфизма, оказавшегося столь близким собственным индийским религиозным воззрениям. Некоторые регионы Индии тюркизировались в различных отношениях практически полностью, другие были лишь затронуты известиями о правлении тюрков в соседних частях страны. Исследователями отмечают унаследованную от тюркского периода близость, а во многом и идентичность культурно-цивилизационных элементов Центральной Азии и северных регионов Индии.

Литература

  • Жуковская Н. Л. Моголы // Народы мира: Историко-этнографический справочник / Глав. ред. Ю. В. Бромлей; Институт этнографии АН СССР имени Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 305—306.
  • Кисляков В. Н. Хазарейцы, аймаки, моголы (к вопросу об их происхождении и расселении) // Советская этнография. — 1973. — № 4. — С. 130—139.
  • Кузьменков Е. А. Могольский язык // Языки мира: Монгольские языки. Тунгусо-маньчжурские языки. Японский язык. Корейский язык / Институт языкознания РАН. — М.: Индрик, 1997. — С. 91—97.
  • Alam M., Subrahmanyam S. The Deccan Frontier and Mughal Expansion, cf. 1600: Contemporary Perspectives // Journal of the Economic and Social History of the Orient, Vol. 47, No.3, Between the Flux and Facts of Indian History: Papers In Honor of Dirk Kolff (2004), pp. 347—389.

Падение Монгольской империи

Основной резиденцией Великих Моголов был город Дели, являющийся некогда центром Делийского султаната. До начала восемнадцатого века шахам еще удавалось управлять государством отсюда. Но постепенно провинции начали объявлять о своей независимости и решать вопросы из Дели становилось все сложнее.

К сороковому году восемнадцатого столетия империя потеряла часть своих территорий из-за сепаратистских настроений. Видя ослабление государства, на его границы стали совершать набеги персы и афганцы. Их армии опустошали обширные территории, население которых обращалось в рабство.

Постепенно в имперские дела стали вмешиваться и англичане. Борьба с ними не увенчалась для шахов победой. В итоге им пришлось согласиться на сотрудничество и пустить британцев на свои земли. Все это происходило на фоне борьбы между мусульманскими и индуистскими общинами. Бывшее могущество империи стремительно таяло.

В пятьдесят восьмом году девятнадцатого века британские войска вошли в Дели под предлогом подавления восстания против своего присутствия в Индии. Это стало последним днем столицы Великих Моголов и их империи.

Язык

Могольский язык, в котором не обошлось без влияния иранских языков, считался исчезающим уже в 1950-е годы. В настоящее время на нем, по имеющимся данным, говорит ок. 200 человек (представителей старшего поколения) из нескольких тысяч разрозненных монгольских групп в Афганистане — прежде всего в кишлаках Кундур и Карез-и-Мулла под Гератом. Носители могольского языка владеют также новоперсидским; этнические моголы на севере Афганистана говорят на пушту. Язык бесписьменный; используется в семейном кругу и отчасти как тайный язык; имеются образцы его записи арабским письмом, в том числе тексты стихов поэта начала XX в. Абд аль-Кадира, писавшего на могольском языке. Также часть моголов в разной степени владеет дари, пушту, фарси, хинди, урду и арабским языком.

Столица Великих Моголов

Как уже было сказано, главным городом своей империи в 1528-м году Бабур сделал Агру. Сегодня это один из самых знаменитых туристических центров Азии, так как там сохранилось множество памятников архитектуры могольского периода. В частности, всем известен знаменитый мавзолей Тадж-Махал, построенный Шах-Джаханом для своей любимой супруги. Это уникальное сооружение по праву считается одним из чудес света и поражает своим совершенством и великолепием.

Совсем по другому сложилась судьба Дели. В 1911-м году она стала резиденцией вице-короля Индии, и туда из Калькутты переехали все основные ведомства колониального британского правительства. Последующие 36 лет город развивался стремительными темпами, и там появились районы европейской застройки. В частности, в 1931-м году состоялось открытие его нового района Нью-Дели, полностью спроектированного британцами. В 1947-м году он был провозглашен столицей независимой Республики Индия и остается таковой и по сей день.

Империя Великих Моголов просуществовала с первой половины 16-го до 1858-го года и сыграла важнейшую роль в судьбе народов, населяющих Индию.

История происхождения бриллианта


Уникальный алмаз был найден в 1640 г. (по другой гипотезе в 1650 г.) на юге Индии, в копях Колур на побережье реки Кришна (Кистна) в Голконде. Так называется древняя индийская крепость, которая была столицей одноименного султаната в XVI-XVII столетиях. Она окружена рядами многокилометровых стен и выглядит неприступной. Хотя на языке телугу (дравидийский язык, распространенный на юге полуострова Индостан) ее название переводится как холм пастухов, оно давно ассоциируется с огромными богатствами и роскошью.

Здесь были обнаружены многие крупные и знаменитые драгоценные кристаллы. Именно из древней индийской крепости распространились по миру уникальные бриллианты Кох-и-Нур (Гора света), Черный Орлов, Орлов, Шах и Регент. Еще в 1298 г. широко известный путешественник Марко Поло был поражен количеством больших и редких алмазов, которые буквально валялись под ногами среди гальки после сезона дождей. До XVIII столетия основная добыча алмазов велась в Индии, преимущественно в Голконде.

Необработанный камень Великий Могол весил 787,5 карата (в индийских весовых единицах — 900 рати). Он был величиной с мячик для игры в настольный теннис. Вес находки был настолько внушительным, что позволял считать алмаз самым крупным в Индии.

Примечания

  1. The Baburnama: Memoirs of Babur, Prince and Emperor, Zahir-ud-din Mohammad Babur, Translated, edited and annotated by Wheeler M. Thackston. 2002 Modern Library Palang-faack Edition, New York. ISBN 0-375-76137-3 стр. xlvi
  2. , с. 216.
  3. Foltz R.C. Mughal India and Central Asia. — Karachi, 1998. — P. 13-14.
  4. Chaliand G. Nomadic Empires. From Mongolia to the Danube. — New Jersey, 2004. — P. 4.
  5. Sinha N.K., Banerjee A.C. Istoriya Indii. — M, 1954. — P. 211.
  6. Nuri M.H. India and Central Asia: Past, Present and Future // Regional Studies. 1992-1993. — Vol. 11. — No 1. — P. 71.
  7. Marshall G. S. Hodgson. The Venture of Islam, Volume 3: The Gunpower Empires and Modern Times. — University of Chicago Press, 2009-05-15. — 476 с. — ISBN 9780226346885.
  8. Philip’s Atlas of World History, Concise Edition / Patrick O’Brien. — London: Institute of Historical Research, University of London, 2007. — С. 113. — 312 с. — ISBN 978 0540 08867 6. — ISBN 0540 08867 6.
  9. Владимир Бартольд. . Дата обращения 13 декабря 2012.
  10. Lobo J.W. Reinventing Cultural Histories — Need to Place India-Central Asia Historical and Cultural Linkages in Proper Geographical and Ethnic Perspectives // International Seminar on Cultures and Societies in Transition. India, Russia and Other CIS Countries. — New Delhi, 2006. — P. 110.
  11. Bhattacharya S. A Dictionary of Indian History. — Calcutta, 1967. — P. 600.
  12. Howell E.B. The History of Aryan Rule in India. From the Earliest Times to the Death of Akbar. — L., 1918. — P. 420.
  13. Haidar M. Indo-Central Asian Relations. From Early Times to Medieval Period. — New Delhi, 2004. — P. 125-126.
  14. ↑ Великий Могол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. Annette S. Beveridge. The Haydarabad Codex of the Babar-Nama or Waqi’at-i-Babari of Zahiru-d-Din Muhammad Babar, Barlas Turk // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — Jan., 1906. — P. 79.
  16. , с. 213.
  17. Kennedy P. A history of the Great Moghuls…. — Calcutta, 1905–1911. — Vol. 1–2.
  18. Бабур-наме. Перевод М.Салье. Ташкент. Главная редакция энциклопедий. 1992. с.30-31
  19. Кембриджская история. Том IV, глава 1. — Кембридж. 1922—37
  20. Dale, S. (1996). The Poetry and Autobiography of the Bâbur-nâma. The Journal of Asian Studies, 55(3), р.637
  21. История Средних веков.6 класс.:Атлас/Под общей редакцией Т. П. Гусаровой. − 10-е изд., стереот.— М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2007. — С. 48.
  22.  (англ.). scibook.net. Дата обращения 19 января 2018.

Награды и номинации

Национальная кинопремия за лучший фильм на хинди

Filmfare Awards
  • Награда в категории «Лучший фильм» — К. Азиф
  • Награда в категории «Лучший автор диалогов» — Аман, Камал Амрохи, Ваджахат Мирза, Эхсан Ризви
  • Награда в категории «Лучшая операторская работа» — Р. Д. Матхур
    • Номинация в категории «Лучшая актриса» — Мадхубала
    • Номинация в категории «Лучший режиссёр» — К. Азиф
    • Номинация в категории «Лучший автор песен» — Шакил Бадаюни, за песню «Pyar Kiya To Darna Kya»
    • Номинация в категории «Лучший автор музыки» — Наушад
    • Номинация в категории «Лучший закадровый вокал» — Лата Мангешкар, за песню «Pyar Kiya To Darna Kya»

Падишахи — пенсионеры Ост-Индской компании

«Верховная власть Великого Могола была свергнута его наместниками. Могущество наместников было сломлено маратхами. Могущество маратхов было сломлено афганцами, и пока все воевали против всех, нагрянул британец и сумел покорить их всех…»

Карл Маркс. Будущие результаты британского владычества в Индии

Новым падишахом по воле Ахмад-шаха Дуррани был утверждён сын падишаха Аламгира II шахзаде Мирза Абдаллах Али Гаухар, принявший тронное имя Шах Алам II («Повелитель Вселенной»). Несмотря на столь впечатляющее имя, новый падишах также не обладал реальной властью в своём государстве. В 1763 году он был втянут в войну с Британской Ост-Индской компанией, в которой потерпел сокрушительное поражение при Буксаре в 1764 году. В следующем, 1765 году падишах признал права Ост-Индской компании на управление Бенгалией, Бихаром и Ориссой и был сослан британцами в Аллахабад, где мирно жил до 1771 года, пользуясь ежегодной пенсией от Британской Ост-Индской компании в размере 26 лакхов (2 600 000) рупий. Всё это время северо-запад Индии, включая Дели, находился под властью афганского племени рохилла.

Падишах Шах Алам II, фактически отстранённый от власти Британской Ост-Индской компанией.

В 1771 году Шах Алам II решил избавиться от опеки британцев и 25 декабря при помощи наваба Ауда Шуджи ад-Даулы захватил Дели. Последовавшее недолгое возрождение реальной власти могольского падишаха связано с именем перса Мирзы Наджаф-хана, назначенного новым великим визирем империи. В 1776 году Мирза Наджаф-хан одержал значительные военные победы над джатами и афганцами-рохилла, а в 1779 году нанёс поражение маратхам. Политический престиж падишаха, который, как и прежде, не проявлял особого интереса к делам государства, начал последовательно повышаться. Однако в апреле 1782 года Мирза Наджаф-хан умер, и с ним окончательно умерла надежда о воссоздании Могольской империи.

Шах Алам II остался один в окружении внешних врагов и внутренних феодальных группировок, дерущихся за власть. В июне 1788 года один из военачальников падишаха, афганец Гулям Кадир-хан, захватил и разграбил Дели. Захваченный в плен Шах Алам II вынужден был назначить Гулям Кадир-хана великим визирем.

Великий Акбар – истинный основатель Монгольской империи

Внук Бабура родился в период постоянных военных походов. Детство мальчика прошло в переездах, что наложило серьезный отпечаток на его характер и воспитание. Большую склонность Акбар проявлял к военному делу. Он умело управлялся с орудием и показывал себя отличным стратегом. К двенадцати годам мальчик был уже искусным воином и стал полноправным участником похода на Индию.

Он оказался очень удачным для Великих Моголов, и власть вновь вернулась в их руки. Однако Хумаюн не долго наслаждался своим триумфом – приблизительно через два года он упал с крутой лестницы и скончался в результате тяжелейшей травмы черепа. На трон взошел четырнадцатилетний Акбар, ставший в будущем великим правителем.

Сын Хумаюна правил практически полвека и создал великую империю, где мирно сосуществовали все народы, а провинции процветали. Историки считают, что самой главной целью Акбара являлось объединение земель и достижение мира на присоединенных территориях. Большим достижением его политики считается прекращение существования мусульманских государств. Все они постепенно вошли в состав империи. Акбар старался действовать уговорами, но в случае необходимости применял и силу. Также он поступал с индийскими раджами, которые вскоре стали преданными вассалами Великого Могола.

Большое внимание Акбар уделял культуре. Он с большим уважением относился к чужим традициям и религии


Особенно это касалось культурного наследия индусов. Их священные тексты правитель приказал перевести на персидский язык. Несмотря на отличия между религиозными верованиями в стране, правителю удалось сохранять мир между конфессиями. Он не запрещал им творить свои обряды за исключением тех, которые сопровождались жестокостью и человеческими жертвоприношениями.

Для того чтобы полностью исключить в империи конфликты на религиозной почве, Акбар потратил много времени на создание новой религии на основе пяти верований. При жизни Великого Могола она была практически полностью сформирована и введена на официальном уровне.

Основатель Бабур

Основная статья: Бабур

Бабур

Основатель государства Бабуридов (1526) в Индии — Захиреддин Мухаммед Бабур (14 февраля 1483 г. — 26 декабря 1530 г.). Бабур был потомком Тамерлана из рода Барлас. Правил в городе Андижане (совр. Узбекистан), и был вынужден бежать от враждующих кочевых дешти-кипчакских узбеков вначале в Афганистан (Герат), а затем пошёл с походом в Северную Индию. Сын Бабура, Хумаюн (правил в 1530—1556 гг.), унаследовал от отца государство в Индии, простиравшееся от Ганга до Амударьи, но не удержал его, и более 15 лет власть над Индией принадлежала афганской династии Суридов.

Как идентифицировал себя Бабур и его родной язык

Бабур — основатель династии, выходец из города Андижан, писал в своих мемуарах: «Жители Андиджана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным». «Мемуары Бабура написаны на той разновидности турецкого языка, которая известна под названием тюркского языка, являющегося родным языком Бабура”, — писал английский востоковед Е. Дениссон Росс. Потомки Бабура свободно владели кроме родного тюркского, персидским, а некоторые знали хинди и арабский.

Великих моголов можно называть и тимуридами, так же, как и Бабуридами по имени основателя династии и государства Бабура. Члены династии были двуязычными и говорили на тюркском и персидском языках. Правители империи из династии Бабуридов обладали сложной титулатурой, основу которой составлял персидский титул «падишах», принятый Бабуром в 1506 году.

Средневековая Индия: период раздоров и междоусобиц

В Средние века Индия не имела на своей территории сильного государства, объединяющего большую часть территории. Под властью того или иного правителя собирались народы, образуя небольшие многочисленные государства. Однако их вражда не позволяла создать мощную империю. Раджи и махараджи, управляющие своими государствами, стремились к захвату новых территорий и не были готовы к диалогу.

В пятом веке на территорию современной Индии стали вторгаться иноземные захватчики. Несмотря на слабость большинства правителей иностранцам так и не удалось закрепиться на индийских землях. Хотя данные попытки продолжались на протяжении столетия.

В шестом и седьмом веках делались попытки объединить несколько народов под властью одного правителя. Однако подобные государства существовали только до смерти своего создателя, затем они распадались в результате борьбы наследников за власть.

В одиннадцатом веке ситуацией междоусобиц воспользовались мусульмане. Они смогли проникнуть на территорию Индии и захватить большое количество земель. Через два столетия большая часть полуострова была захвачена мусульманскими войсками. Таким образом образовался Делийский султанат со столицей в городе Дели.

Новое государство практически полностью уничтожило все памятники культуры индийской цивилизации. Храмы и святыни были разрушены, а на их месте строились мечети и другие религиозные сооружения.

Власть мусульман была настолько сильна, что их армия сумела оказать достойное сопротивление монголам в тринадцатом веке. Однако через столетие устои государства смог поколебать Тамерлан, это привело к ослаблению султаната. Он потерял часть своих территорий и к первой четверти шестнадцатого века стал основой для появления новой сильной империи, созданной Великими Моголами в Индии.


С этим читают