История молдовы с древних времен

Распространённые имена

Мужские имена: Адриан, Александру/Санду (Александр), Аурел, Богдан, Валериу (Валерий), Василе (Василий), Виорел, Влад/Владуц, Генадие (Геннадий), Георге/Джордже (Георгий), Дан/Дануц, Дорел, Дорин, Драгош, Думитру (Дмитрий), Еуджениу (Евгений), Емил (Емельян), Ион/Ионел (Иван), Костел (Константин), Ливиу, Лилиан, Лучиан, Марчел, Мирча, Михай (Михаил), Николае/Нику (Николай), Петру (Пётр), Раду, Серджиу (Сергей), Силвиу, Тудор (Фёдор), Штефан (Степан), Юлиан, Юрие (Юрий).

Женские имена: Алина, Ана (Анна), Анастасия, Андрея, Анжела, Аурика, Валентина, Вероника, Виктория, Виолета (Виолетта), Виорика, Габриела/Габи, Галина, Даниела, Диана, Дойна, Дора/Дорина, Екатерина, Иляна/Ляна/Ленуца (Елена), Еуджения (Евгения), Иоана (Жанна), Кристина, Луминица (Светлана), Лучия, Мариана, Мария/Мариоара/Маричика, Михаела, Рада, Родика, Сильвия, Снежана, Сперанца (Надежда), Стела, Татьяна.

В скобках приведены русские эквиваленты.

Молдаване: внешность, фото

Вам будет интересно:Искусство на Дальнем Востоке: художественный музей в Хабаровске

Характеристика любой народности редко обходится без упоминания внешних признаков. Когда разговор заходит о внешности молдаван, часто упоминается определение «романский тип». И действительно, значительная часть населения соответствует этим признакам: темные, часто курчавые волосы; высокий лоб; тонкий нос (нередко с горбинкой); кожа чуть смугловатая; глаза обычно карие или зеленые, хотя бывают также серые и голубые.


Таким образом, отличить молдаван на фото в целом можно, но это не относится ко всем представителям нации. Во-первых, их вполне можно спутать с итальянцами. И дело не только в смуглом лице и курчавых волосах, но и в довольно эмоциональной мимике, жестикуляции и голосе во время общения. Во-вторых, городское население более космополитично, среди них встречается много «европейских» типажей, в том числе, светло-русые и голубоглазые. Кроме того, на территории Молдовы традиционно проживают евреи, армяне, цыгане, староверы-липоване, православные тюрки (гагаузы).

Что касается одежды, то колорит здесь можно наблюдать в основном в глубинке. Например, ношение халатов и безрукавок поверх одежды в прохладное время года. В Кишиневе же одеваются вполне обычно, в общеевропейском стиле. Более того, туристы отмечают малочисленность неформальных молодежных движений, часто выделяющихся своим внешним видом.

Страницы истории

До XIV века территория современной Молдавии в основном находилась под контролем различных племен и государственных образований. Важнейшим этапом формирования этнической и государственной идентичности молдаван стало время существования Молдавского княжества.

Согласно древней легенде пастухи-валахи, охотясь на зубра, встретили пасечника-русича и, договорившись, стали заселять некогда разоренные татарами земли своими соплеменниками. Таким образом, молдаване относятся к восточно-романской и славянской группам. Внутри княжества сосуществовали романская и славянская языковые общности, при этом острых этнических конфликтов зафиксировано не было.

Вам будет интересно:Чистокровные русские: типичные черты, фото

Само княжество, существовавшее на протяжении XIV-XIX вв., располагалось на территории современной Молдавии, частично Украины и Румынии. Культурно и экономически было прочно связано с Валашским княжеством, Русью, Османской империей, Болгарией. До середины 14 века оно находилось под протекторатом Венгерского королевства.

Ключевым моментом в истории молдаван стало признание независимости в 1365 году. Княжество делилось на Верхнюю и Нижнюю Молдавию и Бессарабию. За годы существования эти территории неоднократно переходили под контроль разных государств. Так, в 1812 году Бессарабия была присоединена к России, а в 60-е гг. 19 века возникло объединенное княжество Валахии и Молдавии, с 1881 года известное как Румыния.

В 1917 году была провозглашена Молдавская республика, которая через несколько лет вошла в состав СССР. Черной страницей истории стал для Молдавии период Второй мировой войны, когда она была на несколько лет оккупирована румынскими и германскими войсками.

После распада СССР в июне 1991 года Республика Молдова стала независимым государством.

Религия молдаван

Если говорить о религиозной составляющей, то здесь картина достаточно однородна. Ответить на вопрос, какой веры молдаване, просто: православной. Это подтверждается статистическими данными.

Практически 98 % верующего населения исповедует православие. Но вот внутри православной религии молдаван выделяется два основных направления. Здесь представлены Молдавско-Кишиневская и Бессарабская метрополии. Первая относится к Московскому патриархату, имеет шесть епархий. В целом, на ее долю приходится почти 90 % всех приходов страны. Она действует с 1992 года, а фактически является преемницей созданной в начале XIX века Хотинско-Кишиневской метрополии.

Бессарабская метрополия Румынской церкви остается в меньшинстве, ее приверженцами являются 11 % верующих. Она автокефальная, имеет ряд особенностей, и находится в довольно неоднозначных отношениях с государственными властями.

Основное различие двух метрополий – язык церковного служения. В первом случае используется церковно-славянский, во втором – старомолдавский. При этом обе метрополии используют еще и греческий. Надо отметить, что каких-то явных и серьезных трений между ними не наблюдается.

Одним из значимых религиозных трудов в Молдове считается Катехизис (136 жизненных заповедей со множеством комментариев).

Мужской национальный костюм

Рубашка

Мужчины носили менее яркую и красочную одежду. Хлопчатобумажные или льняные рубахи носились навыпуск и подпоясывались различными поясами.

Самым древним и самым популярным была косоворотка, похожая на тунику с круглым воротником, разрезанным посередине. Молодые парни в основном носили богато украшенные косоворотки. Вышивались мелким ярким узором манжеты, края ворота и низ рубахи.

Рубаха на кокетке вошла в моду в начале ХХ века и понемногу завоевала популярность среди мужского населения, вытеснив косоворотки.

Штаны

Существовало несколько разновидностей брюк. В разных районных Молдавии использовали разные ткани и фасоны:

  • Izmene – легкие повседневные брюки из натуральных материалов (льна, конопли или хлопка). Со временем эта модель перешла в разряд нательного белья, надеваемого под более плотные штаны.
  • Iari – шерстяные узкие брюки белого цвета имели очень большую длину, из-за чего собирались на голени в многочисленные складки. Популярны были среди пастухов в северных районах Молдавии.
  • Cioareci – зимний вариант шерстяных брюк, часто украшался в районе пояса простым геометрическим узором.
  • Meini – самые теплые зимние штаны, сшитые из овечьих шкур. Обычно носили только пастухи из-за очень долгого пребывания на холоде.

Верхняя одежда

Верхняя одежда, как и женская, была довольно разнообразна. Жилеты, шерстяные и меховые безрукавки, суконные долгополые пальто тоже имели разнообразный крой и материалы, в зависимости от сезона. Отличалась мужская одежда более скромным узором, меньшим количеством украшений и вышивки. Зажиточные крестьяне могли себе позволить сшить натуральный овечий тулуп.

Головные уборы мужчин были не столь разнообразными и состояли из конусовидной овечьей шапки зимой и соломенной или войлочной шляпы летом. Парни дополнительно украшали шляпы перьями или цветами.

Молдавские фамилии: список

Конечно, список молдавских фамилий, включающий в себя десятки тысяч пунктов, мы здесь привести не в состоянии. Укажем только те из них, которые интересны своим национальным колоритом и происхождением.

  • Бойко. Русинская фамилия.
  • Руссу. Русинская фамилия.
  • Казаку. Это вариант малоросский.
  • Хохлов. По поводу происхождения фамилия говорит сама за себя.
  • Булгар. Болгарская фамилия.
  • Сырбу. Фамилия гагаузского происхождения.
  • Мокану. Фамилия, произошедшая от валахов.
  • Лях. Очевидно, фамилия, связанная с польским происхождением.
  • Турку. Фамилия, отражающая турецкое происхождение.
  • Татару. Татарская фамилия.

Культура и искусство

Вклад Молдавии в сокровищницу мирового материального и нематериального искусства довольно значителен.

Изобразительное искусство развивалось здесь под большим влиянием византийских традиций. Это нашло отражение в созданных молдавскими живописцами фресках, иконах, миниатюрах.

Много памятников архитектуры и живописи среди храмов и соборов Молдовы. Так, Мазаракиевская церковь, построенная в XVIII веке, является самым старинным сохранившимся зданием Кишинева. Интересна история деревянной церкви Успения Богородицы. Первоначально она была возведена при монастыре Хыраука в середине XVII века, после чего несколько раз переносилась с места на место, и только в 2010 году была полностью разобрана и вновь собрана в столице.

Различается и стилистика религиозных сооружений: крестово-купольные постройки, шатровые, тяготеющие к византийскому стилю, неоклассические и многие другие.

Одним из важнейших направлений искусства для молдаван остается музыка. Они чтят национальные музыкальные традиции, в том числе игры на редких инструментах (най, чимпой, кобза, флуер). Най – это духовой инструмент, похожий на флейту с несколькими стволами. Народные песни в основном сложены для одного или двух голосов. Помимо традиционной музыки активно развивается современная эстрада, рок и поп-направления. Дочь молдавского певца Павла Стратана, Клеопатра, занесена в Книгу рекордов как самая юная исполнительница. Она выступает на сцене с 3 лет.

Вам будет интересно:Еврейские традиции и обычаи: описание, названия, нравы

Жильё

Современная «каса маре»

Молдавские поселения в XV—XVII веках располагались в основном на берегах, террасах и в долинах рек, на склонах холмов. Наиболее древний тип планировки поселения в Молдавии — приречный, или линейный. Со временем появились и другие типы поселений — кучевой, или гнездовой, улично-квартальный.

Крестьянская усадьба состояла из жилого дома и нескольких хозяйственных построек различного назначения (помещение для скота, для хранения зерна и орудий труда, погреб, летняя кухня и т. д.). Часть усадьбы занималась под сад, огород и виноградник. Усадьба окружалась деревянным или каменным забором, а ворота украшались орнаментом.

Традиционный молдавский ковёр

Если в XIV—XVI веках преобладало однокамерное жильё-землянка или полуземлянка (бурдей), то в конце XVI — начале XVII веков уже появляется наземное жильё, которое в XVII—XVIII веках распространяется по всей территории Молдавии. В XIX веке возникает молдавский трёхкамерный дом, состоящий из сеней (тиндэ), жилой комнаты и «каса маре» (гостиная). В настоящее время крестьяне строят многокомнатные дома с удобствами, приближающимися к городским, однако традиционные комнаты сохраняются.

Значительное место в украшении жилых домов занимает художественно обработанное дерево и камень. Народное молдавское жилье различается в разных регионах. В северных районах жилые дома украшают орнаментом больше, чем в южных. На севере дома часто украшаются цветной росписью и украшениями из декоративной прорезной жести. Обязательным элементом является стеклянная веранда. В центральных и южных районах в зданиях сохраняются завалинка и галерея, деревянные столбы или каменные колонны. На юге распространены длинные дома, стоящие торцом к улице, имеющие обычно двухскатную крышу и деревянные столбы или каменные колонны. Интерьер украшают изделиями народных ремесленников.

Традиции

Географическое распределение молдаван. Жёлтым цветом помечены страны, где румынский и молдавский языки обладают официальным статусом.

В традиционной пище значительное место занимали блюда из кукурузной муки, молочные продукты, овощи. Мамалыгу из кукурузной муки, дополнявшую хлеб, варили ежедневно. Наибольшее количество блюд молдаване готовили из овощей — их употребляли в свежем виде, варили, жарили, пекли, фаршировали, тушили, солили. Характерные блюда — овощной суп (молд. ciorbă, чорба), мясной суп (молд. zamă, замэ, зама), слоёный пирог с брынзой (молд. plăcintă, плэчинтэ, плацинда), голубцы, завёрнутые в виноградные листья (молд. sarmale, сармале), протёртая фасоль с толчёным чесноком (молд. фасоле фэкэлуите) и другие.

Устное народное творчество представлено календарной и семейной обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом, историческими, лирическими и другими песнями, пословицами, поговорками. Крупнейший памятник лиро-эпической народной поэзии — баллада «Миорица». Народные песни преимущественно одноголосные, в некоторых районах (в основном, на границе с Украиной) — двухголосные. Наиболее распространённые музыкальные инструменты — кобза (струнный), най (духовой типа флейты Пана), чимпой (волынка), скрипка. Традиционные танцы — хора, жок, молдовеняска; исполняются обычно в сопровождении оркестра.

Най

Одно из древнейших ремесел — гончарное. Глиняные горшки, кувшины, тарелки и чашки повсеместно использовались в повседневной жизни. Высококачественные керамические изделия могли быть самой разнообразной формы, украшенные разноцветными узорами.

Также широко распространено изготовление ковров. По давней традиции, невеста должна была дать в приданое ковер, сотканный её руками. Молдавские ковры гладкие, без ворса, как будто сотканные изо льна.

Проблема соотношения с румынским этносом

Этнические карты советского периода 1988 и 1991 гг. (на украинском языке), указывающие «молдаван» и «румын» (соответственно жёлтым и светло-зелёным цветом) как два разных народа. Первая карта иллюстрирует официальную позицию СССР периода 1938—1990 гг., a вторая «максималистическую» версию молдовенизма.

После 1991 года ряд деятелей культуры и официальных лиц Молдавии и Румынии в ранге министров неоднократно заявляли о принадлежности молдаван к румынскому этносу («мы румыны — и точка»). Эта идеология особенно сильно проявила себя после обретения Молдавией независимости и принятия румынской грамматики и латинского алфавита для молдавского языка как официального. Так президент Молдавии Николай Тимофти (в должности 2012—2016 гг.) на встрече со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску согласился, что молдавской нации не существует: «Мы побеседовали и согласились, что Румыния и Республика Молдова — два независимых и суверенных государства, но в которых живут в основном румыны. Нас объединяет язык, традиции, радости и несчастья, через которые прошли румыны за последние века», — заявил румынский президент. В то же время, бывший президент Молдавии Владимир Воронин (глава государства в 2001—2009 годах) заявлял о своём категорическом несогласии с этим и подчеркивал, что, по переписи 2004, «94 % коренного населения Молдавии считают себя молдаванами, а не румынами».

Молдавские монастыри и святыни

Религии в Молдавии уделяется большое внимание. В каждом селе обязательно функционирует один (а то и больше) храм

Еще одна отличительная особенность молдавских сел – так называемые «троицы». Это поклонные кресты под круглой крышей (чаще всего деревянные), щедро украшенные скульптурами и металлической чеканкой. У ног Христа, как правило, изображены «страстные орудия» (столярный инструмент, лестница и тридцать сребреников).

На территории крошечной Молдовы насчитывается не менее 50 монастырей. Крупнейшие и самые известные среди них – Куркь, Кэприяна, Хынку, Фрумоаса, Кэлэрашеука, Рудь, Жапка, Сахарна и Цыпово.

Важнейшим памятником молдавской сакральной архитектуры является монастырь Куркь. Это комплекс сооружений в классическом и неовизантийском стиле, построенном в конце XVIII века. Сегодня это одна из главных туристических достопримечательностей в Молдавии.

Не менее интересен пещерный монастырь в Старом Орхее. По одной из версий, он был основан еще в XII веке. Сегодня монастырь в скалах над Реутом обитаем: здесь живет монах Ефим. В подземной церкви постоянно горят свечи и почти всегда есть верующие и туристы.

Литература

  • Молдаване // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Народы России: живописный альбом,— Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, — ст. 217
  • Зеленчук В. С. Очерки молдавской народной обрядности (ХІХ – начало ХХ вв.). — Кишинев, 1959. — 96 с.
  • Курочкин А. В. Календарные праздники на украинско‑молдавском пограничье и их современные судьбы // Советская этнография. — 1987. – № 1. — С. 24–35.
  • Попович Ю. В. Матеріали про молдавське весілля у періодичній пресі ХІХ ст. // Народна творчість та етнографія. — 1977. — № 4. — С. 37–45.
  • Молдавский национальный костюм / В. С. Зеленчук. — Кишинёв, 1985. — 143 с.
  • Постолаки Е. А. Молдавское народное ткачество (ХІХ – начало ХХ вв.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. — М., 1985. — 17 с.
  • Станчу Е. С. Традиционные крестьянские промыслы Молдавии в ХІХ – начале ХХ вв. — Кишинёв, 1978. — 99 с.
  • Этнография и искусство Молдавии : сб. статей / В. С. Зеленчук. — Кишинев, 1972. — 231 с.

Внешность

Одежда

Изготовление национального костюма до сих пор существует, хотя редко можно встретить тех ткачих, которые пользовались старыми станками. Однако народные мастера до сих пор живут и радуют людей прекрасными нарядами. Повседневный национальный костюм Молдавии надевают на праздники и фестивали. В гардеробе всегда должны были присутствовать безрукавка, тулуп, шапка. Пряли обычно девушки. Можно сказать, что это было национальное занятие в течение многих лет. Изготавливали одежду из льна и шерсти. Современные наряды шьются из хлопчатобумажной ткани. Изготовление традиционного костюма требовало сноровки: опыт передавали из поколения в поколение на протяжении нескольких веков. Женскую одежду составлял передник, юбка, а мужскую — штаны пынзэ и аба с шияком. Женские рубахи расшивали орнаментом, подвязывали шерстяным поясом, сверху накидывали покрывало, частично закрывающее голову. На голову надевали платок басму. Жилеты носили не только мужчины — пептар был необходим женщине, чтобы защититься от холодов. От дождя хорошо укрывал плащ из шерсти. Наиболее праздничными являлись женские наряды. Мужские же отличались сдержанностью. На праздник надлежало надеть колпак. Рубаху мужчина подвязывал широким поясом с длинной кисточкой. На ногах носили толстые кожаные сапоги. Танцевальные ансамбли надевают особые наряды, предназначенные для демонстрации хореографического искусства. Их отличает пестрость и преобладание орнаментов, демонстрирующих природу. Отличными от других выглядят и костюмы мастеров прикладных искусств. Например, женщины надевали рубахи с широкими рукавами, а покрывало носили на поясе: работы часто велись на улицах, женщинам подолгу приходилось сидеть на деревянных скамьях, поэтому покрывало позволяло защитить поясницу от переохлаждения.Изготовление народных костюмов считалось важным, ведь оно имело культурную ценность. Сейчас заказы на изготовление чаще поступают от иностранцев, коллекционирующих национальные костюмы. Их стоимость может быть довольно велика, однако на спрос это никак не влияет.

Происхождение молдаван

Вам будет интересно:Мужчина-француз: типичные черты, особенности поведения, сходство и различие культур

Как и откуда появилась эта народность? Историки выделяют два основных этапа формирования: появление этнической общности «влахов» (предков большинства восточно-романских народов) и выделение из них непосредственно молдавской народности.

Территорией расселения влахов стали Карпатские горы и северная часть Балканского полуострова. Этнос формировался начиная с VI века, из романизированых фракийских племен и славян, расселившихся в этом регионе. Они упоминались в греческих, немецких, римских, венгерских письменных источниках под именами фракийцев, даков, влахов и волохов.

Вам будет интересно:Русское язычество — описание, история и интересные факты


Непосредственно молдавская народность складывается с XII века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия влахов, переселившихся из Трансильвании, и восточных славян (русин).

За всю историю существования через этот регион неоднократно проходили различные миграционные потоки, однако молдаванам удавалось сохранить этническую общность. В большинстве случаев прибывшие этносы успешно ассимилировались, не оказывая решающего влияния на внешность молдаван, их язык, традиции, верования и обряды.

Молдова: история возникновения

Валахи – древнее название молдаван, появившееся на исторической арене сороковых годов XIII века. Этот мужественный народ был приглашен королем Венгрии из Трансильвании для отражения татаро-монгольского нашествия. Иностранцы называют молдаван «валахами». Но в современной Румынии непостижимым образом осуществляется передел понятий. Теперь слово переводится как «румын».

Что говорят по этому поводу авторитетные исторические источники эпохи Возрождения? Они единогласно утверждают: молдаване – потомки вольсков. Этот народ занимал центральную часть Апеннинского полуострова. Воевал с римлянами. Неудачные сражения побудили покинуть предков валахов свою Родину – Влохию – как ее называли славяне.

Они переселились в новый край, который уже носил название Muldaue. Эту землю так назвали готы. Таким образом, вольски (валахи), переселившись, стали молдаванами.

Этнический и языковой состав населения

Национальный состав населения Молдавии, согласно последней проведенной переписи, является следующим: около 76 % населения составляют молдаване, причем их число выросло почти на 6 % за период независимости страны. Далее за ними идут украинцы (8,4 %), русские (5,9 %), гагаузы (4,4 %), румыны (2,2 %) и болгары (около 2 %). Цыган в Молдавии насчитывается всего около 12 тысяч (0,36 %). Несмотря на это, Молдавию очень часто ошибочно называют «цыганской» страной Европы.

Этническая структура населения страны наглядно отображает результаты тех процессов, которые происходили в молдавском обществе за последние 15-20 лет. Так, процент славянских этносов (украинцев, русских) за последние 20 лет снизился, а число румынов и гагаузов, наоборот, возросло.

Следует отметить еще одну любопытную особенность: русские и украинцы в Молдове проживают преимущественно в крупных городах, а вот молдаване, болгары и гагаузы — в сельской местности.

99,6 % из 3,5 миллионов человек, проживающих на территории Республики Молдова, являются её гражданами. При этом свыше 5000 жителей страны, согласно переписи 2004 года, не имеют гражданства вообще.

Языковая ситуация в стране крайне пестрая. Так, во время переписи населения 2004 года респондентам было поставлено два вопроса:

  1. Какой язык вы считаете для себя родным?
  2. Какой язык является основным языком вашего общения в повседневной жизни?

Так, около 78 % жителей Молдовы назвали родным для себя именно молдавский язык, 19 % — румынский, около 2,5 % — русский. В то же время молдавский является основным языком общения лишь для 59 % молдаван. Еще по 16 % жителей страны общаются на румынском и русском языках, около 4 % — на украинском, около 3 % — на гагаузском. Правда, нужно заметить, что различия между молдавским и румынским языками очень несущественны, и это разделение носит скорее политический характер, нежели лингвистический.

Язык

Основная статья: Молдавский язык

История глоттонима «молдавский язык» тесно связана с этнонимом «молдаване» и с политическим статусом региона проживания носителей языка. Отсылки к «молдавскому языку» встречаются у молдавского хрониста Григоре Уреке в «Летописях Молдавского княжества» (написаны в 1642—1647 гг.), с уточнением, что на этом языке говорят молдаване, валахи и трансильванцы. Летописец Молдавского княжества Мирон Костин в книге «De neamul moldovenilor…» (ок. 1687) пишет: «Как видим, что, хоть мы и называем себя молдаванами, но не спрашиваем „знаешь молдавский?“, а спрашиваем „знаешь романский?“, то есть римский». Упоминание lingua Moldavorum (что в переводе означает «язык молдаван»), можно обнаружить в книге Иоганна Альстеда «Сокровища Хронологии», изданной в 1628 году (на страницах, содержащих таблицу языков и диалектов 24 частей Земли).

Памятники на молдавском языке (кириллицей) известны в Молдавском княжестве с XVII века (до этого языком администрации, церкви и литературы в Молдавском княжкестве и Валахии был церковнославянский язык, причём по построению фразы заметно, что для писцов он не был родным). Грамматика этого языка значительно отличалась от современной. В середине XVII в. стараниями митрополита Варлаама в Яссах была основана первая в Молдове типография, для которой митрополит Дософтей (Досифей) выписал необходимые принадлежности из Москвы.

Литературный молдавский язык начал оформляться в XVI—XVII веках, но окончательно формируется ко 2-й половине XIX века. Языковые различия между румынским и молдавским языками стали возникать в XIX веке, когда в возникшей в 1859 году Румынии начался период коррекции румынского языка, из которого активно изымались славянские лексемы.

На территории Молдавии существует движение молдовенистов, полагающих, что, несмотря на языковую идентичность молдавского языка с румынским, для государственного языка Молдавии следует использовать название «молдавский язык», в частности, потому что оно (lingua Moldavorum) более древнее (), чем лингвоним «румынский язык». Согласно проведённому в 2012 году опросу, 65 % граждан поддерживают это мнение. От большинства современныx румын современные молдаване отличаются владением (как правило, хорошим), частым использованием русского языка или же, как минимум, знакомством с ним. Употребление русского языка в речи современныx молдаван часто принимает характер переключения кодов.

Занятия и быт

Основные традиционные занятия — животноводство, с середины 19 века — земледелие (озимая пшеница, яровой ячмень, кукуруза), виноградарство и садоводство; домашние ремёсла — ткацкое, ковроделие, гончарное, обработка дерева, кожи, камня. В некоторых районах Молдавии были распространены рыбный, охотничий и другие промыслы.

Для традиционного сельского жилища характерна трёхкамерная планировка: прихожая (тиндэ) отделяет жилое помещение (кэмарэ) от гостиной (каса маре). В центральных и южных районах сохранились черты древнего молдавского жилища — завалинка и галерея с фасадной стороны. Современные дома, не утратив национального колорита в архитектуре, имеют больше комнат, улучшенную планировку. Во внутреннем убранстве сохраняется традиция украшения комнат настенными коврами (скоарцэ, рэзбой, ковор), ковровыми дорожками (пэретар, лэичер, кадрел), покрывалами (чергэ, полог), полотенцами.

Мы молдаване

Молдаване являются коренным населением Республики Молдова, и Молдовы исторической — области на востоке современной Румынии (8 уездов) а также некоторых местностей на Украине (Северная Буковина, Южная Бессарабия), принадлежавших в прошлом Молдавскому государству. Вышеупомянутое государство существовало 500 лет, занимая территорию примерно в 100 000 кв. км, после чего принимало различные формы – от компактного проживания молдаван в составе российской губернии до государственных образований различной степени самостоятельности (МДР, МАССР, МССР) и, наконец, суверенного государства Республики Молдова, в настоящее время. На сегодняшний день территория исторической Молдовы входит в состав Республики Молдова (36%), Румынии (46%), Украины (18%).

Согласно статистическим данным , во всем мире проживают более 10,3 миллионов молдаван. Так, на исторической территории бывшего Молдавского государства проживает более 8,87 миллионов молдаван: в Молдове — 2741849 (в это количество входит 177 382 молдаван — жителей восточных регионов Молдовы), в Румынии — около 5,5 млн., на Украине — около 0,45 млн.

Молдавские диаспоры существует во многих странах, где временно или постоянно проживают более 1,5 млн. молдаван. Крупные молдавские общины, согласно официальным данным, существуют в России — 172 330, Италии — 68 591, Португалии — 21147, Казахстане — 19 458. Молдаване проживают в таких странах как Беларусь, Испания, Кыргызстан, Литва, Латвия, Эстония, Таджикистан, Швеция, Дания, Австрия, Бельгия, Болгария, Китай, Франция, Греция, Германия, Израиль, Польша, Великобритания, США, Турция, Венгрия, Узбекистан, Кипр и т.д.

Молдаване в Республике Молдова

В соответствии с данными Национального бюро статистики Республики Молдова в этнической структуре населения Республики Молдова, согласно переписи 2004 года, молдаване составляют большинство населения — 75,8% от общей численности, что свидетельствует об увеличении на 5,9% по сравнению с 1989 годом. Наряду с молдаванами, в нашей стране живут украинцы, число которых составляет 8,4%, русские — 5,9%, гагаузы — 4,4%, румыны — 2,2%, болгары — 1,9%, представители других национальностей — 1,0% от общей численности населения. 0,4% жителей страны национальность не указали.  

Динамика населения по основным национальностям (согласно переписи населения)

ПОСТОЯННОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПО ОСНОВНЫМ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМ

(по данным переписей населения)

В % к итогу

1959

1970

1979

1989

2004

2004(Вкл. районы на левом берегу Днестра

Всего

100

100

100

100

100

100

Молдаване

65,4

64,6


63,9

64,5

75,8

69,5

Украинцы  

14,6

14,2

14,2

13,8

8,4

11,2

Русские  

10,2

11,6

12,8

13

5,9

9,4

Гагаузы  

3,3

3,5

3,5

3,5

4,4

4,0

Румыны

0,1

0,1

2,2

2,0 (?)

Болгары  

2,1

2,1

2

2

1,9

1,9

Цыгане  


0,3

0,3

0,3

0,3

0,4

Евреи

3,3

2,7

2

1,5

0,1

Другие национальности

0,8

1

1,2

1,3

0,5

1,9

Не указана

0,4

Национальная структура населения отражает изменеиия, имевшие место в нашем обществе в последние 15 лет, среди которых особо следует отметить интенсификацию процессов эмиграции населения.  Во время переписи 2004 года, 78,8% населения страны назвали в качестве родного языка (первого языка, который они выучили в раннем детстве) язык своей национальности,  а 20,8% указали другой язык, не совпадающий с национальностью.

Среди молдаван 78,4% указали в качестве родного языка молдавский, 18,8% — румынский, 2,5% — русский и 0,3% назвали другие языки. Среди украинцев, количество тех, кто назвал родным языком украинский, составляет 64,1%, в то время как 31,8% указали в качестве родного языка русский. Среди национальных меньшинств, 6,2% украинцев, 4,4% русских, 1,9% гагаузов, 2,2% румын и 7,1% болгар указали, что обычно они говорят на молдавском языке.

Публикации

  • Молдавский язык в документах господарской канцелярии
  • Сфальсифицированные исторические документы
  • Фамилии Республики Молдова
  • Старомолдавские печатные книги

Религия

Самым значимым религиозным трудом в Молдавии считается Катехизис — это заповеди, предписывающие каждому человеку строить свою жизнь в соответствии с истинами. Катехизис содержит множество комментариев, переведен на разные языки. Всего насчитывается 136 заповедей. Вот некоторые из них:

Никогда не говорить плохо о стране. Нельзя ругать все вокруг и каждого прохожего. Приводя в пример другую страну, запрещено принижать собственную. О сквернословии нужно забыть навсегда. Нельзя обогащаться на чужих бедах. Данное слово нужно держать

Важно гордиться национальностью и родиной. Историю ругать нельзя

Надо чтить предков и свое происхождение.

Сейчас большинство жителей страны исповедует православие. Здесь представлены Бессарабская и Молдавско-Кишиневская метрополии. Первая пока остается в меньшинстве. Ее приверженцами являются всего 11 процентов религиозного населения.

Декларация о независимости

На заре перестройки молдавская интеллигенция потребовала от парламента провозгласить в качестве государственного языка молдавский с переводом на латинскую азбуку. Ранее он использовался исключительно в старославянской кириллице. В тот же период преимущественная часть населения Приднестровской территории и Гагаузии выступила за узаконивание русского как второго государственного языка. По разным подсчетам, в конце 80-х годов прошлого века на нем разговаривало девятеро из десяти жителей Молдавии. На каком языке говорят в этой стране сегодня?

Вплоть до 2013 года основным на этих территориях считался молдавский диалект. Однако, проанализировав Декларацию о независимости республики 1989 года, инициаторы языковой реформы посчитали упоминание о румынском языке достаточно веским основанием для того, чтобы признать его на государственном уровне. Если между Конституцией и Декларацией о независимости существуют расхождения, последний документ признается превалирующим. Этим и руководствовались судьи Конституционного суда, принимая решение о том, какой язык в Молдавии наделить официальным статусом.

Характеристика фамилий

Большая часть фамилий славянского населения в Молдавии оканчивается на «ов», «ий», «ич», «им», «к». Впервые они упоминаются, начиная с XIII века. Далее, широкое распространение имеют молдавские фамилии с суффиксами «ук», «юк», «ак» и тому подобными вариантами. В общем и целом славянские, русинские и малоросские имена дали начало современным молдавским фамилиям. Примерами могут служить такие из них, как Запорожан, Руснак, Буц и другие. Что касается формы «Буц», а также «Гуц», то некоторые современные исследователи считают, что они происходят от слова «гуцул» — этнонима, обозначающего восточных славян. Это слово сравнимо с современными «кацап», «москаль» или более ранним «райки», обозначавшим русинов, проживающих в пределах Северной Бессарабии. Молдавские фамилии Райко и Райлян — это главным образом потомки жителей Хотинского уезда. А вот фамилия Руснак прямо происходит из слова-самоназвания русинов.

Перепись населения Молдавии в 1772-1774 годах много рассказывает о том, какие были распространены в то время молдавские имена и фамилии. Соответственно, по этим данным можно вычислить и национальный состав тогдашнего населения страны. Перепись была проведена по приказу и силами российской армии. Недостатки ее документации привели к тому, что человека могли записать по совершенно разным критериям: имени, или фамилии, или роду занятий, или отцовству, или национальности. При этом не всегда возможно разобраться в том, о чем вообще идет в переписи речь. К примеру, в записи «Ионицэ, мунтян» непонятно, является ли этот человек горцем, как это слово переводится с молдавского языка, либо же он происходит из Валахии, которую назвали Мунтенией. Туда же относится и запись «Маковей, унгурян». Она может означать, как и то, что человек происходит из Венгрии, так и то, что он жил там какое-то время. При этом ее еще можно толковать и как указание на национальность, без привязки к месту проживания или просто как фамилию.

История фамилий

Фамилии в собственном смысле слова появились у молдаван не так давно. Молдавские фамилии, играющие роль прозвищ у статусных лиц существовали примерно с XIII века. Но это были неофициальные обращения, тогда как на бумаге фиксировались только имена. Из исторических документов той эпохи нам известно, что значительное число знатных лиц в Молдавии были русинского происхождения. Большинство же населения получили фамилии только в XVIII веке, и то ближе к его концу. Чуть позже, в веке XIX молдаване, отправляясь служить в армию (российские либо австрийские войска), должны были предоставить фамилию. За неимением таковой в документы записывали прозвище, которое с тех пор и становилось официальной фамилией.


С этим читают