«каракурты» отращивают «панцири»

Модернизация.

1234Э до модернизации и 1234ЭМ после модернизации


В середине 1990-х годов в руководстве Алжирских ВМС решили провести ремонт и модернизацию проекта 1234Э, поставленных Алжиру из СССР. Проект модернизации, получивший номер 1234ЭМ, разрабатывался в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Ю. В. Арсеньева. Устаревший П-20 заменялся на 3К24Э «Уран-Э» с 4 счетверенными пусковыми установками с 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э». Зенитное вооружение усиливалось шестиствольной 30-мм АК-630М, размещенной в кормовой надстройке, а вместо «Рангоут-Э» на крыше рубки устанавливалась антенна радиолокационного комплекса «Гарпун-Э», и на мачте — трехкоординатная общего обнаружения типа «Позитив-МЭ», система управления стрельбой корабельной артиллерии «Ласка», оптико-электронная система управления огнем артиллерии «Ракурс» и радионавигационная система «Горизонт-25». Совместимость работы российского радиотехнического вооружения с зарубежным обеспечивала система обмена данными типа -1234ЭМ. Помимо установки новых вооружений, на корабле заменялись устаревшие виды электрооборудования и судовых систем.

Противокорабленый ракетный комплекс «Уран-Э»

В 1997-2000 годах корабль 802 Salah Reïs проходил модернизацию по проекту 1234ЭМ на Кронштадтском морском заводе, при этом модернизация сопровождалась срывом сроков и претензиями к качеству работ. В связи с этим дальнейшая модернизация и модернизация двух других алжирских кораблей осуществлялась по отдельному контракту 2006 года с «Рособоронэкспортом», и новым исполнителем в лице «Северной верфи» (г. Санкт-Петербург), причем по упрощенному варианту. В октябре 2007 года по этому же проекту на судостроительном предприятии «Северная верфь» была начата модернизация второго алжирского корвета, а в 2008 году — третьего. Малый ракетный корабль 801 Rеïs Hamidou после модернизации на «Северной верфи» был передан алжирской стороне в феврале 2011 года, затем предприятие приступило к модернизации третьего корабля серии (803 Reïs Ali.). В 2012 работы на Reïs Ali завершены и он был передан заказчику. В Алжире на 802 Salah Reïs установили китайскую систему NRJ-6A и две китайских шестиствольных пусковых установки PJ46 для постановки пассивных помех, вместо демонтированных при модернизации советских ПК-16.

Список модернизаций по проекту 1234ЭМ

802 Salah Reïs проходил на Кронштадтском морском заводе (1997-2000 гг), на «Северной верфи» (2006), получил:

  • 4х4 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит»;
  • 1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов);
  • «Ласка-Э» и опто-электронную СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс»;
  • 3Ц-25Э «Гарпун-Э»;
  • общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо «Рангоут»;
  • «Горизонт-25».

801 Raïs Hamidou проходил на «Северной верфи» (2007-2011 гг); 803 Raïs Ali проходил на «Северной верфи» (2011-2012 гг); получили:

  • 4х4 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит»;
  • «Ласка-Э» и опто-электронную СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс»;
  • общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо «Рангоут»;
  • «Горизонт-25».

Модернизация 802 Salah Raïs

802 Salah Raïs. МРК-23 после модернизации в составе ВМС Алжира

1 – Зенитный ракетный комплекс «Оса-М» 2 – Система управления огнем 4Р-33 11 – 57-мм артиллерийская установка АК-725 12 – Счетверенная ПУ KT-184Э противокорабельных ракет 3М24Э «Уран-Э» 13 – Радиолокационный комплекс 3Ц-25Э «Гарпун-Э» 14 – Система радиоэлектронной борьбы NRJ-6A китайского производства 15 – РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1» 16 – Оптико-электронная система управления огнём артиллерии СП-521 «Ракурс» 17 – Шестиствольная пусковая установка PJ46 для постановки пассивных помех китайского производства 18 – Система управления стрельбой корабельной артиллерии «Ласка-Э» 19 – 30 мм артиллерийская установка АК-630М

Описание конструкции кораблей проекта 1234

Корабли имеют гладкопалубный корпус с катерными обводами, материал корпуса — сталь повышен­ной прочности. Корпус имеет двойное дно и разделен девятью переборками на 10 во­донепроницаемых отсеков. Непотопляемость сохраняется при затоплении двух смежных отсеков.

Надстройка — островная, трехъярусная.

Служебные и жи­лые помещения размещены в надстройке, на главной па­лубе и на двух платформах. Каюта командира расположена в носовой око­нечности первого яруса надстройки и состоит из кабинета, спальни и санузла. Помещение кают-компании старшин при необходимости можно ис­пользовать под операционную.

На палубе размещается одна четырехногая фок-мачта ферменно­го типа, из легкосплавных труб. На кораблях проекта 1234.1 она более развита. На мачте размеще­ны антенны радиотехнических устройств и связи, сиг­нальные фалы и ходовые огни, антенны ра­диолокационных станций.

Экспортный МРК — проект 1234Э

Главная энергетическая уста­новка размещена в двух машинных отделениях — носовом (2 двигателя на бортовые валы) и кормовом (1 двигатель на средний винт).

МРК оснащены 2-4 пусковыми установками постановки пассивных помех ПК-10 «Смелый» и 2-4 — ПК-16. Стрельба из последнего ведется 82-мм турбореактивны­ми противорадиолокационными снарядами помех РУММ-82 (ТСП-60). Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальностях от корабля в пределах от 0,5 до 3,5 км, а тепловые цели — на дальностях от 2 до 3,5 км при высо­тах от 100 до 1600 м. Вес снаряда ТСП-60 в зависи­мости от снаряжения составляет 8,76-8,92 кг, дальность полета — 3500 м. Для ПК-10 120-мм снаряд весит до 25 кг и запускается с установки с 10 направляю­щими трубами.

МРК «Рассвет» на параде в Североморске, 2005 г.

Радиотехническая комплексная система «Титанит» (позднее «Монолит») обес­печивает активное и пассивное обнаружение целей, при­ем информации от авиационных систем воздушного на­блюдения и пеленгования. Большой антенный обтекатель на надстройке обеспечивает работу в первых двух режимах. «Титанит» со­прягается с устройством «Дунай», обеспечивающим под­готовку и пуск ракет «Малахит». Дальность обнаруже­ния надводных целей составляет не менее 40 км, а заго­ризонтная дальность обнаружения — более 100 км.

Представители класса

Корабль Номер Изготовитель Заложен Спущен на воду Введен в строй Статус В составе
Мытищи 567 Ленинградский судостроительный завод «Пелла» 24 декабря 2015 29 июля 2017 17 декабря 2018 В строю БФ
Советск 577 Ленинградский судостроительный завод «Пелла» 24 декабря 2015 24 ноября 2017 12 октября 2018 В строю БФ
Одинцово 584 Ленинградский судостроительный завод «Пелла» 29 июля 2016 5 мая 2018 2020 Готовится к ходовым испытаниям БФ
Козельск Судостроительный завод «Море», Феодосия (достраивается на заводе «Пелла») 10 мая 2016 9 октября 2018 2020 Спущен на воду ЧФ
Охотск Судостроительный завод «Море», Феодосия (достраивается на заводе «Пелла») 17 марта 2017 29 октября 2019 2021 Спущен на воду ЧФ
Вихрь Судостроительный завод «Море», Феодосия (достраивается на заводе «Пелла») 19 декабря 2017 13 ноября 2019 2021 Спущен на воду ЧФ
Буря 578 Ленинградский судостроительный завод «Пелла» 24 декабря 2016 23 октября 2018 2020 Спущен на воду СФ
Циклон Судостроительный завод «Залив» (Керчь), Зеленодольский завод им. А.М.Горького 26 июля 2016 2020 2020 Строится ЧФ
Аскольд Судостроительный завод «Залив» (Керчь), Зеленодольский завод им. А.М.Горького 18 ноября 2016 2020 2021 Строится ЧФ
Амур Судостроительный завод «Залив» (Керчь), Зеленодольский завод им. А.М.Горького 30 июля 2017 2021 2021 Строится ЧФ
Туча Зеленодольский завод им. А.М.Горького 26 февраля 2019 2022 2022 Строится СФ
Тайфун Зеленодольский завод им. А.М.Горького 11 сентября 2019 2022 2022 Строится СФ
Ржев Амурский судостроительный завод 1 июля 2019 2022 2023 Строится ТОФ
Удомля Амурский судостроительный завод 1 июля 2019 2022 2023 Строится ТОФ
Павловск Амурский судостроительный завод май 2020 2023 2024 Готовится к закладке ТОФ
Уссурийск Амурский судостроительный завод 26 декабря 2019 2023 2024 Строится ТОФ
неизвестно «Восточная верфь» (Владивосток) 2020 2022 2023 Подписан контракт ТОФ
неизвестно «Восточная верфь» (Владивосток) 2020 2022 2023 Подписан контракт ТОФ

История

2 июля 1960 года на основании постановления Совета Министров БССР № 383 был создан «Минский радиотехнический техникум». Начав свою деятельность в период формирования и развития радиоэлектронной промышленности в Республике Беларусь, радиотехнический техникум постепенно преобразовался в высший колледж.

1 сентября 1960 года 200 учащихся приступили к занятиям в только что открытом Минском радиотехническом техникуме, создание которого было предопределено развитием промышленного производства, что выявило потребность республики в квалифицированных технических кадрах. Первый набор учащихся был проведен по специальностям:

  1. Электронные вычислительные машины, приборы и устройства
  2. Радиоаппаратостроение
  3. Производство радиоизоляционных материалов и радиодеталей
  4. Программирование для быстродействующих математических машин

22 преподавателя осуществляли подготовку специалистов по дневной и заочной формам обучения. Среди них были участники Великой Отечественной войны, в том числе — Герой Советского Союза Иван Елисеевич Самбук.

В 1991 году вышел приказ Министерства народного образования РБ № 144 от 17.06.91. «О преобразовании в порядке эксперимента Минского радиотехнического техникума в учебное заведение нового типа — колледж».

В 1995 году колледж был снова реорганизован и получил новый статус и название — Минский Государственный Высший Радиотехнический Колледж.

С 1 ноября 2015 года Минский Государственный Высший Радиотехнический Колледж преобразован в УО БГУИР филиал «Минский радиотехнический колледж».

Ударят из засады


Предварительное решение о распределении МРК проекта 22800 «Каракурт» было принято Главкоматом ВМФ. Впрочем, оно еще может быть скорректировано — это зависит от сроков реализации кораблестроительной программы, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. МРК уже не раз неожиданно перебрасывали из состава одного флота в другой. В частности, в 2016 году два ракетных корабля «Серпухов» и «Зеленый дол» проекта «Буян-М» наделали много шума в Европе во время перехода из Севастополя на Балтику. Европейские СМИ не ожидали увидеть у своих берегов носителей крылатых ракет «Калибр». Оба МРК, кстати, так и остались в составе Балтфлота.

Летом 2018 года МРК «Град Свияжск» и «Великий Устюг» совершили переход из Каспийского моря в Черное, а оттуда в Средиземное, где на время присоединились к группировке кораблей ВМФ России. Через год моряки Каспийской флотилии этот поход повторили.

Всего флоту будет передано 18 «Каракуртов». Сейчас в составе ВМФ числятся два МРК — «Мытищи» и «Советск», которые входят в состав 36-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады ракетных катеров Балтфлота. Она базируется в Балтийске и считается одной из самых заслуженных.

Ранее «Известия» писали, что в этом году соединение получит третий по счету «Каракурт» — «Одинцово». Сейчас он находится на заводских ходовых испытаниях и готовится к стрельбам по морским и воздушным целям.

Новые МРК строят на судостроительных заводах Санкт-Петербурга, Зеленодольска, Крыма и на Дальнем Востоке, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— В составе флотов сейчас есть бригады, где сосредоточены ракетные «малыши», — рассказал он «Известиям». — В Черноморском флоте — это 41-я Севастопольская ордена Нахимова бригада. Новые «Каракурты» вольются в ее состав. У тихоокеанцев есть 165-я Краснознаменная бригада надводных кораблей. Сейчас в ней, кроме малых ракетных кораблей, числятся противолодочные корабли и тральщики, а командовать соединением, куда входят разнородные боевые единицы, тяжело. По этой причине на Тихоокеанском флоте могут восстановить 47-ю бригаду охраны водного района, куда ранее входили ракетные корабли.

Изначально предполагалось создать на одном из флотов мощную ракетную группировку «Каракуртов», также напомнил эксперт.

МРК усилят все три флота. Небольшие по размерам корабли созданы для действий во внутренних морях: Балтийском, Черном или Японском, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— МРК, как правило, действуют из засады — выскочат из бухты, сделают залп и опять спрячутся, — отметил эксперт. — Крылатые ракеты «Калибр», которыми они вооружены — дальнобойные, что делает их очень опасными для любых кораблей противника. На каждом из флотов для них будет поставлена своя задача. Например, они смогут закрыть большим кораблям НАТО вход в Балтийское море из Атлантики, атаковав противника, как только он появится рядом с островом Борнхольм или в районе датских проливов. А на Черном море – держать под прицелом Босфорский пролив. Также их можно будет перебросить в Средиземное море.

Кроме того, МРК смогут нанести удары и по наземным объектам — военно-морским и сухопутным базам, штабам, аэродромам и другим целям. Дальность полета «Калибров» позволяет атаковать противника в глубине континента, отметил Валентин Селиванов.

Последние изменения

06.02.2019

Юридический адрес изменен с 162602, Вологодская область, город Череповец, Советский проспект, дом 30б, офис 300 на 162602, Вологодская область, город Череповец, Советский проспект, дом 30б, офис 300/4

23.01.2017

Юридический адрес изменен с 162622, Вологодская область, город Череповец, Советский проспект, дом 99а, офис 407 на 162602, Вологодская область, город Череповец, Советский проспект, дом 30б, офис 300

11.01.2017

Юридический адрес изменен с 162622, Вологодская область, город Череповец, Советский проспект, дом 99 а, квартира офис 407 на 162622, Вологодская область, город Череповец, Советский проспект, дом 99а, офис 407

Добавлены сведения о дополнительном виде деятельности: Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки (28848)

Добавлены сведения о дополнительном виде деятельности: Производство земляных работ (43.12.3)

Добавлены сведения о дополнительном виде деятельности: Строительство автомобильных дорог и автомагистралей (18445)

29.12.2016

Завершено рассмотрение судебного дела №А56-76538/2016 от 03.11.2016 в первой инстанции. Организация в роли истца, сумма исковых требований 4 128 090 724 руб.

21.12.2016

Удалены сведения о дополнительном виде деятельности: Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки (28848)

Последние изменения

22.06.2020

Завершено рассмотрение судебного дела №А75-5514/2020 от 13.04.2020 в первой инстанции. Организация в роли ответчика, сумма исковых требований 383 852 443 912 руб.

08.05.2020

Завершено исполнительное производство № 18991/20/86009-ИП от 04.02.2020

13.04.2020

Новое судебное дело №А75-5514/2020 от 13.04.2020 в роли ответчика, сумма исковых требований 383 852 443 912 руб.

11.04.2020

Завершено исполнительное производство № 46614/20/86009-ИП от 16.03.2020

17.03.2020

Завершено исполнительное производство № 200215/19/86009-ИП от 28.11.2019

16.03.2020

Новое исполнительное производство № 46614/20/86009-ИП от 16.03.2020, сумма требований: 2 287 769 861 руб.

07.03.2020

Завершено исполнительное производство № 36848/20/86009-ИП от 03.03.2020

03.03.2020

Новое исполнительное производство № 36848/20/86009-ИП от 03.03.2020, сумма требований: 198 723 497 руб.

Общие сведения

Появление класса МРК определялось необходимостью создания ударных кораблей небольшого водоизмещения, отличающихся от ракетных катеров увеличенной дальностью плавания, лучшей мореходностью и обладающих более эффективным оружием. Именно такими стали корабли проекта 1234.

Для зарубежных заказчиков строился экспортный вариант МРК проекта 1234Э, на которых вместо шести ПКР «Малахит» устанавливались четыре ПКР П-20 (экспортная модификация П-15М «Термит»). В дальнейшем, как развитие проекта 12341, МРК «Накат» проекта 12347 в экспериментальном порядке был оснащён двумя шестиствольными ПУ ПКР «Оникс».

Как всё начиналось

В 1965 году в ВМФ СССР были окончательно сформулированы требования к новому классу кораблей, которым в последствии была присвоена классификация МРК (малый ракетный корабль). Изначально планировалось, что новый корабль будет иметь размерность и водоизмещение, свойственные ракетным катерам, но с лучшей мореходностью. Однако постоянные требования заказчика изменить конструкцию, особенно в части размещения на корабле шести тяжелых ПКР П-120 «Малахит», привели к существенному росту водоизмещения, достигшему впоследствии 670 тонн, что в итоге потребовало введения нового класса кораблей.

С 1967 года для ВМФ СССР началось строительство МРК проекта 1234. Для своего времени это были во многом уникальные корабли. При водоизмещении западного корвета (причём весьма лёгкого) они несли беспримерно мощное наступательное ракетное вооружение, неплохой для своего времени ЗРК «Оса», двухствольную артиллерийскую установку АК-725 калибром 57 мм.

МРК «Буря» с 57-мм спаренной артустановкой

На следующих сериях кораблей, состав оружия непрерывно усиливался, появился модернизированный ЗРК, вместо 57-мм артиллерийской установки появилась более мощная одноствольная 76-мм АК-176. Добавилась 30-мм АК-630М для стрельбы по воздушным целям. Корабли имели средства РЭБ и развитое для такого маленького корабля радиолокационное и радиоэлектронное вооружение. 

МРК «Пассат». Вместо спаренной 57-мм АК-725 установлены 76-мм АК-176 и 30-мм шестиствольная АК-630М

Вторым качеством была «катерная» максимальная скорость – 35 узлов. Это обеспечивало превосходство в скорости над большинством надводных кораблей тех лет, пусть и кратковременное.

Для своего времени это действительно было мощное ударное средство в войне на море, и даже сейчас у него имеется высокий боевой потенциал.


Малые размеры (и заметность) и скоростные качества МРК позволяли им «работать» в прибрежной зоне, среди островов различных архипелагов, во фьордах Норвегии и других тому подобных местах и единственным их врагом в те годы была ударная авиация, которой впрочем, ещё надо было до них добраться.

В ходе выполнения боевых задач мирного времени МРК эффективно использовались в ходе «слежения оружием», вися на хвосте западных боевых кораблей и корабельных групп. При этом последние были лишены возможности оторваться от такого слежения. Их высокая скорость позволяла им участвовать в набеговых операциях, аналогичных тем, которые проводили в 1971 году ВМС Индии. В случае начала боевых действий единственным спасением от советских МРК были бы палубные ударные самолёты. Там же, где их не было, перспективы кораблей США и НАТО становились бы весьма туманными.

При этом МРК были малоуязвимы для тогдашних подводных лодок – высокая скорость этих кораблей в атаке и ожидание цели «на стопе» где-то под прикрытием берега, в бухтах, фьордах, за скалами или островками делали их трудной целью для подлодок тех лет. Корабли были, помимо всего прочего, неприхотливы к условиям базирования, их присутствие можно было развернуть в любом месте, где был причал и возможность подать с берега хотя бы топливо для заправки.

Корабли неоднократно ходили на боевые службы в Средиземное море и во Вьетнам, и, в общем, старый эпитет, данный им («пистолет, приставленный к виску империализма»), был вполне верен.

Особенно верным он был в случае теоретического ядерного конфликта. Отбить массированную атаку ПКР П-120 западные корабли тех лет не могли – самые новейшие американские крейсера и эсминцы имели шансы это сделать, при условии не очень плотного залпа. В остальных же случаях маленький МРК, применивший ПКР со специальной боевой частью, мог бы нанести противнику очень существенные потери – вплоть до десятков процентов личного состава и кораблей, имевшихся в тех или иных ВМС. Один.

Такой дебют не мог не впечатлить, и СССР продолжил, что называется, «вкладываться» в МРК. Серия 1234 плавно эволюционировала, по пути усиления оружия и РЭВ (от проекта 1234 к 1234.1), финалом чего стал МРК «Накат» проекта 1234.7, вооружённый двенадцатью ракетами «Оникс», построенный, правда, в единственном экземпляре. 

МРК «Накат» проекта 1234.7

Также были созданы куда более совершенные проекты: 1239 с аэростатической воздушной разгрузкой (разновидность воздушной подушки, на сегодня два МРК этого проекта «Бора» и «Самум» в строю на ЧФ) и МРК проекта 1240 на подводных крыльях. У этих кораблей скорость была ещё большей, нежели у «классических» МРК.

МРК проекта 1239 «Сивуч»

Но время менялось, и вместе с ним должны были измениться и подходы к войне на море. Уже в 80-х годах противник адаптировался. 

Малые ракетные корабли проекта 1234Э («Овод-Э») и 1234ЭМ

Экспортный вариант «Овода» отличался от базового проекта 1234 составом вооружения — вместо 6х ПУ ПКР «Ма­лахит» на них имелось 4х ПКР П-15М «Термит».

В апреле 1977 г. вступил в строй МРК «Ураган» (Заводской номер С-65, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-73), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К71 «Vijay Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 30 сентября 2002 года корабль сдан на слом.

В сентябре 1977 г. вступил в строй МРК «Прибой» (Заводской номер С-66, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-74), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К72 «Sindhu Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 24 сентября 2003 года корабль сдан на слом.

В апреле 1978 г. вступил в строй МРК «Прилив» (Заводской номер С-67, не путать с одноименным МРК советского флота с номером С-75), для ВМФ Индии, где классифицировался как корвет К73 «Hos Durg». Строился первоначально для ВМФ СССР, но переоборудован по проекту 1234Э. 5 июня 1999 года корабль сдан на слом.

22 февраля 1978 г. продан построенный для Алжира «МРК-21» (заводской №С-201э), в алжирском ВМФ носил имя «Rais Hamidou» (№801).

21 мая 1981 г. продан построенный для Алжира «МРК-23» (заводской №С-202э), в алжирском ВМФ носил имя «Salah Reis» (№802). В 1999-2000 г.г. корабль прошел модернизацию до уровня 1234ЭМ и получил полностью обновленное оборудование и вооружение. Главной ударной силой корабля стали 4 пусковые установки с 16 про­тивокорабельными ракетами «Уран-Э». В кормовой части надстройки была установлена шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М. На крыше рубки вместо РЛС типа «Рангоут» установили антенну радиолокаци­онного комплекса «Гарпун-Э», в результате чего внешний вид этого МРК претерпел значительные изменения.

8 февраля 1982 г. продан построенный для Алжира «МРК-22» (заводской № С-204э), в алжирском ВМФ носил имя «Rais АН» (№803). В мае 1997 г. корабль проходил ремонт в Кронштадте.


1 мая 1982 г. передан Ливии «МРК-9» (заводской №С-203), в алжирском ВМФ носил имя «Эйн Мара». 25 марта 1986 года в порту Триполи поврежден американской авиацией и отбуксирован в Ленинград для ремонта. В 1991 г. после ремонта переименован в «Тарик ибн Зияд» и снова включен в состав флота. Бортовой №416.

19 января 1983 г. передан Ливии «МРК-24» (заводской №С-205), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн аль Газала». Бортовой №417.

15 марта 1984 г. передан Ливии «МРК-25» (заводской №С-206), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн Зара». Бортовой №418.

В сентябре 1985 г. передан Ливии «МРК-15» (заводской №С-207), в алжирском ВМФ числился ракетным корветом и носил имя «Эйн Закит». Бортовой №419. 25 марта 1986 года потоплен американской авиацией в 20 милях к западу от порта Бенгази.

• Справочник ВМФ • Корабли того же периода • ВМФ России •

Ссылки и источники информации

  • Корабли проекта 21631 на страже морских рубежей — МРК Буян М
  • https://ria.ru/20160314/1389589685.html
  • https://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2018/0723/152524776/print.shtml
  • https://army-news.ru/2011/03/korabl-buyan-21631/
  • https://topwar.ru/101672-malyy-raketnyy-korabl-uglich.html
  • https://baltnews.lt/vilnius_news/20190709/1019284818/Russia-korabli-izmenenie-buyan.html
  • https://newsland.com/community/5234/content/malyi-raketnyi-korabl-ingushetiia-proekta-21631-otveden-na-chernoe-more/6852928
  • https://flotprom.ru/2016/Оборонка184/
  • Buyan Class Corvettes (Project 21630/21631)
  • https://bastion-karpenko.narod.ru/21631.html
  • https://flot.com/news/vpk/index.php?ELEMENT_ID=53875
  • https://e-news.su/mnenie-i-analitika/309802-kakoy-flot-stroit-rossiya-i-dlya-chego.html
  • https://iz.ru/959503/2019-12-28/osnashchennyi-kalibrami-korabl-ingushetiia-priniali-v-sostav-chernomorskogo-flota
  • https://tass.ru/armiya-i-opk/5979716
  • https://lenta.ru/news/2015/10/07/3m14/
  • https://www.kommersant.ru/doc/2826759
  • https://www.burevestnik.com/products/a190.html
  • https://pvo.guns.ru/naval/roy.htm
  • https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m14e/3m14e.shtml
  • https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/3m54e1/3m54e1.shtml
  • https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1871/77237/
  • https://roe.ru/catalog/voenno-morskoy-flot/korabelnye-radioelektronnye-sistemy/pozitiv-me1-2/
  • https://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2013/0225/154010177/detail.shtml

Особенности проекта 1234.7

Главный ударный комплекс на МРК «Накат» (единственный корабль проекта 1234.7) представ­лен двумя шестизарядными пусковыми установками СМ-316. Каждая СМ-316 представляет собой на­клонную ферменную конструкцию для размещения шес­ти транспортно-пусковых контейнеров СМ-324 для противокорабельных ракет «Оникс».

Зенитное вооружение МРК «Накат» представлено носо­вой ПУ ЗИФ-122 (палубная , поворотная) зенитного ра­кетного комплекса «Оса-МА» с боекомплектом из 20 зе­нитных ракет 9МЗЗ и РЛС управления 4КЗЗ.

Артиллерийское вооружение размещено в корме корабля и состоит из: 76-мм АУ АК-176 с боезапасом в 316 сна­рядов и шестиствольной 30-мм АУ АК-630М с боезапа­сом в 3000 снарядов. На крыше 1 яруса надстройки ус­тановлена РЛС управления артиллерийским огнем «Вым­пел» (МР-123/176).

Стандартное радиоэлектронное вооружение представле­но комплексом «Монолит», навигационной РЛС «Дон-2», системой предупреждения о лазерном облуче­нии «Спектр-Ф» (с четырьмя датчиками), комплексом РЭБ «Вымпел-Р2» и двумя ПУ ПК-16.

МРК проекта 1234.7 «Накат» — хорошо видны установки новых ракет «Оникс»

Вооружение

Главный ударный комплекс

Контейнер ПКРК «Малахит» на МРК пр. 1234, крышки открыты

Ракетный комплекс П-120 «Малахит» разрабатывался как унифицированный для подводных лодок и надводных кораблей и предназначался для поражения надводных кораблей противника. 8,84-метровая твёрдотопливная крылатая ракета при собственной массе 5400 кг доставляет 800-кг фугасно-кумулятивную боевую часть на дистанцию до 150 км от корабля-носителя; при наведении используется инерциальная навигационная система плюс активное радиолокационное самонаведение с коррекцией от инфракрасного датчика на конечном участке траектории.

Для обнаружения целей и целеуказания служит радиолокационный комплекс «Титанит», антенный пост которого размещён под массивным радиопрозрачным обтекателем над ходовой рубкой.

Зенитное вооружение

Основу ПВО корабля составляет зенитный ракетный комплекс малой дальности «Оса-М». В состав комплекса, помимо пусковой установки с ракетами 9М33, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения.

ЗРК «Оса-М» в боевом положении

Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 — 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах — до 50 км. Возможен приём целеуказания и от корабельной РЛС общего наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 — 8 секунд. Система наведения — радиокомандная. После схода с направляющих ракеты находятся в неуправляемом полёте до их захвата станцией визирования ракет, далее наведение на цель осуществляется с использованием командного метода управления по одному из вариантов: «трёхточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трёхточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям. При приближении ракеты к цели подаётся команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает излучать радиоимпульсы. При определённом уровне отражённых от цели сигналов происходит подрыв боевой части, дистанция срабатывания — до 15 м. В случае промаха подается команда отключения радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом БЧ от часового механизма или разрушается при ударе о воду. Ракета 9М33 — одноступенчатая, с двухрежимным твёрдотопливным двигателем. При собственной массе 128 кг она несёт 15-кг боевую часть. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», то есть имеет рули в носовой части и крыло в хвостовой. Четыре плоскости крыла конструктивно объединены в крыльевой блок; последний установлен подвижно относительно корпуса и может свободно вращаться. Пусковая установка ЗИФ-122 в походном положении убирается под палубу в погреб, в котором также находится боекомплект. Направляющие балки в опущенном состоянии располагаются вертикально. Ракеты размещаются на четырёх барабанах по пять штук на каждом. При переходе в боевое положение подъёмная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъёмная часть ПУ опускается за очередной парой ракет.

57-мм артустановка АК-725

Время перезаряжания установки — 16…21 с, скорострельность — 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 — по надводным. Время переноса огня на другую цель — 12 с. Вес ПУ без боекомплекта — 6850 кг.

Артиллерия малых ракетных кораблей проекта 1234 была представлена одной двухствольной башенной артиллерийской установкой АК-725 калибра 57 мм, расположенной на корме. Башня изготавливалась из дюралюминиевого сплава толщиной 6 мм, не бронировалась. В единой люльке внутри башни размещалось два ствола 75-калиберных 57-мм автоматических пушек. Боезапас установки 1100 выстрелов, темп стрельбы 200 выстрелов в минуту при длине непрерывной очереди в 100 выстрелов. Углы горизонтального наведения — 200° на оба борта, расчёт артустановки — 2 человека, масса — 3,9 тонны. Дальность стрельбы — 8420 метра (6950 м по самоликвидатору). Наведение орудий возможно как от выносного пульта, так и дистанционно от управления огнём МР-103 «Барс» с максимальной дальностью обнаружения целей в 40 км.


С этим читают