Российские крылья: как создавались композитные материалы для лайнера мс-21

Алан-э-Дейл       01.03.2024 г.

Содержание

Особенности конструкции самолета Як-242 (МС-21)

Конструкторами данного аппарата были разработаны три варианта данной машины. Они отличаются только количеством мест в пассажирском салоне. Первый вариант вмещает 150 человек, второй − 181 человека, а третья модификация может разместить 212 пассажиров. Был разработан вариант машины с большей дальностью полета, которая была увеличена на 1,5 тысяч километров.

Машина была изготовлена как моноплан с низким расположением крыльев. Они имеют стреловидную форму, на них крепятся два пилона для реактивных двигателей. Система шасси представлена тремя опорами. Передняя опора управляемого типа, кроме того, все колеса шасси оснащены тормозными системами. Что касается аэродинамики корпуса, то она схожа с аналогичными машинами данного класса, но имеет некоторые преимущества в том плане, что ставит данный аппарат на порядок выше других.

МС-21 имеет большую ширину в 11 метров, что значительно повышает комфорт в пассажирском салоне. При проектировании самолета были добавлены самые новые системы и конструкции, которые позволяют достичь высоких аэродинамических качеств. При изготовлении данного лайнера задействовано множество новых сплавов и композиционных материалов, что позволяет снизить массу аппарата, при этом конструкция не теряет своих качеств. Стоит отметить, что при использовании данных материалов машина становится значительно менее затратной в эксплуатации.

Для создания крыла к данному самолету была создана компания «Аэрокомпозит», в которой работают лучшие конструкторы в данной отрасли. Крылья машины будут изготовлены из композиционных материалов. При заказе самолета МС-21 можно самостоятельно выбрать тип пассажирского салона и двигателя. Как говорилось ранее, двигатель можно установить иностранный или же отечественного изготовления. Первые серийные самолеты типа Як-242 (МС-21) ожидаются в 2017 году.

При изготовлении данной машины было получено множество преимуществ над аппаратами данного класса. Во-первых, отечественная машина имеет экологические двигатели, великолепные аэродинамические характеристики. Преимуществом над другими машинами является и относительно малый вес всей конструкции самолета. Во-вторых, данная машина может разместить большое количество пассажиров, а такие показатели имеют далеко не все самолеты. Также этот лайнер имеет большую дальность полета при относительно малом расходе топлива. Широкий корпус позволяет разместить более комфортно большое количество людей. Все эти преимущества самолета Як-242 (МС-21) позволяют экономить до 50% затрат в сравнении с аналогичными аппаратами других производителей. При расчетах можно увидеть, что данный аппарат в год будет приносить большую прибыль.

Sukhoi Superjet 100 и МС-21 — Гражданская авиация России

В планах производителей осуществить серийный выпуск данных машин в количестве 72 экземпляров в год. Корпорация «Иркут» планирует изготовлять данную модель пассажирского самолета на протяжении пяти лет. На сегодняшний день просматривается горизонт поставок до 2023 года. По расчетам изготовителей данный проект начнет себя окупать только с 350-ой машины. Изготовление деталей и агрегатов производится одновременно на нескольких заводах, но окончательная сборка − на иркутском заводе.

Як-242 (МС-21) характеристики:

  • Экипаж: 2 человека

  • Длина: 38,25 м

  • Высота: 12,55 м

  • Размах крыла: 36,25 м

  • Площадь крыла: 120 м²

  • Масса взлётная: 64 600 кг

  • Масса снаряжённого самолет: 38 400 кг

  • Максимальная коммерческая нагрузка: 18 000 кг

  • Двигатели: 2 х ПС-90А12 12000 кгс

  • Пассажировместимость: 156- 162 чел.

Лётные характеристики:

  • Крейсерская скорость: 800-850 км/час

  • Дальность полёта: 5000 км

  • Практический потолок: 11100- 11600 м

  • Потребная длина ВПП: 2200 м

ЯК-242 (МС-21). Галерея.

ЯК-242 (МС-21). Видео. 

https://youtube.com/watch?v=n3TnrBX107Y

[править] Перспективы

Сертификация

В 2022 году усилия будут сосредоточены на расширении сертификата типа МС-21.

Завершение лётных испытаний МС-21 с двигателем ПД-14 по состоянию на ноябрь 2020 года было запланировано на II квартал 2022 года.

Производство

План производства МС-21 предполагает пошаговый — 10, 20, 30 — выход на производство до 70 самолётов МС-21 в год к 2025 году.

В августе 2013 года вице-президент по маркетингу и продажам корпорации «Иркут» Кирилл Будаев заявил, что компания рассчитывает выпустить примерно 1080 самолётов МС-21 до 2035 года. Порядка 300—350 из них будет продано на внутреннем рынке и ещё 650—700 самолётов — на внешнем. По мнению Будаева, проект разработки МС-21 окупится примерно на трёхсотом проданном самолёте.

Поставки

Specifications

Irkut’s website comprehensively lists the specifications of both variants of the MC-21 family. These are the standard MC-21-300, and the short-fuselage MC-21-200. Our analysis will focus on the former of these versions. The MC-21-300 boasts the following specs:

  • Length — 42.2 meters.
  • Wingspan — 35.9 meters.
  • Height — 11.5 meters.
  • Two-class capacity — 163 passengers (16 business class and 147 economy class).
  • Maximum capacity — 211 passengers (with a 28/29-inch seat pitch).
  • Range — 6,000 km / 3,240 NM (with a two-class configuration).
  • Maximum takeoff weight (MTOW) — 79,250 kg.
  • Cargo volume — 49 cubic meters.

The MC-21-300 will compete with the Boeing 737 MAX 9 and the Airbus A320neo. Photo: Getty Images

Полет в будущее

Объединенная авиастроительная корпорация представила на международном авиакосмическом салоне МАКС-2019 долгосрочный обзор рынка гражданской авиации до 2038 года. Согласно этому документу основной мировой спрос будет сосредоточен на узкофюзеляжных лайнерах на 166-200 пассажиров. Емкость рынка составляет около 20,5 тысячи единиц, из которых 2 тысячи могут быть реализованы российским авиаперевозчикам. В то же время авиарынку требуется около 6,5 тысячи авиалайнеров вместимостью от 201 пассажира и около 3,5 тысячи самолетов вместимостью от 135 до 165 пассажиров. Похожие цифры дают и прогнозы крупнейших авиапроизводителей, таких как Boeing и Airbus.

По прогнозам экспертов МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте. На рынке в этой нише пока представлены только различные модификации Boeing 737 и Airbus 320, включая их ремоторизированные версии Boeing 737MAX и Airbus A320neo. Также проходит испытания и готовится к выходу на рынок перспективный китайский самолет Comac C919.

МС-21 еще находится на стадии сертификационных испытаний, но покупатели уже проявляют к нему интерес. Корпорация «Иркут» уже имеет 175 твердых заказов от отечественных компаний на поставку самолетов МС-21, по которым получены авансовые платежи

Иностранные заказчики пока в ожидании – им важно, чтобы новый самолет вышел в серию и получил отзывы после реального использования. Первым эксплуатантом МС-21 станет компания «Аэрофлот», в которой по планам к 2030 году российские самолеты должны составить половину авиапарка.

Выдача сертификата Росавиации на МС-21 предполагается до конца 2020 года. Ведутся работы по сертификации двигателя ПД-14 и самолета в Европе. Корпорация «Иркут» планирует поэтапно выйти на уровень производства в 72 самолета МС-21 в год.

[править] Комплектующие

Авиационный двигатель ПД-14

Подробнее см. также: Комплектующие и материалы МС-21

В отличие от самолёта SSJ 100, МС-21 будет содержать намного больше отечественных комплектующих. Это стало возможно, поскольку он создаётся в новых промышленных условиях. Когда проектировали SSJ, промышленность только начинала возрождаться после кризиса 1990-х годов, поэтому пришлось вступать в широкую кооперацию с иностранными компаниями. Теперь промышленность, в основном на росте оборонзаказа существенно поднялась, обновились мощности, появились передовые разработки и т. п.

Например, сейчас уже около 40 % авионики и 90 % программного продукта для МС-21 производит концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в корпорацию «Ростех». Холдинг «Авиационное оборудование», также входящий в Ростех, будет поставлять для МС-21 новейшие авиационные системы и агрегаты шасси. В целом же Госкорпорация планирует поставлять на МС-21 до 80 % всего бортового радиоэлектронного оборудования.

Холдинг «Авиационное оборудование» разрабатывает в том числе для МС-21 системы электроснабжения, пожарной защиты, кислородную систему, приводы механизации и нейтрального газа. Специально для нового лайнера делает вспомогательную силовую установку и агрегаты взлётно-посадочного устройства. По словам пресс-секретаря «Авиационного оборудования» Екатерины Павловой, поставляемые системы не будут уступать ни по функциональности, ни по надёжности системам, устанавливаемых на самолётах семейств А320 и Boeing-737.

В качестве основного двигателя для самолёта МС-21 используются два перспективных двигателя нового поколения, закреплённых под крылом. По выбору заказчика это могут быть либо моторы PW1400G компании Pratt & Whitney, либо ПД-14 Объединённой двигателестроительной корпорации.

Основные поставщики изделий из композиционных материалов для МС-21 — компании «АэроКомпозит» (входит в «ОАК») и «РТ-Химкопозит» (входит в «Ростех»).

[править] Сравнение с аналогами

Boeing и Airbus выведут на рынок модели Boeing 737Max и А320Neo, оснащённые новыми высокоэкономичными двигателями. Кроме того, свои проекты в этом сегменте анонсировали два других игрока: Китай с самолётом С919 компании COMAC и канадская Bombardier с лайнером CSeries.

Основные технические характеристики пяти конкурирующих авиалайнеров находятся на одном уровне. Главное преимущество МС-21 — вместительность: 212 пассажиров в версии МС-21-300. Для сравнения, у Airbus A320Neo показатель составляет 180 пассажиров, у Boeing 737 Max-8 — 189 пассажиров, у Bombardier CS300 — 135 пассажиров.

Также МС-21 будет иметь увеличенный объём багажных полок, ширины кресел и прохода, что позволит быстрее проводить загрузку и выгрузку пассажиров, а также сократит период обслуживания машины в аэропорту. Новые модели Boeing и Airbus таких преимуществ не имеют: они не разрабатывались с нуля, поэтому унаследовали фюзеляжи предшественников.

Ещё одно конкурентное преимущество МС-21 — невысокая стоимость: цена по каталогу составляет $78 млн. Для сравнения, Airbus 320Neo обойдётся покупателям в $102,8 млн, Boeing 737 Max-8 — $106,9 млн, Bombardier CS300 — $80 млн.

Основные особенности конструкции МС-21

Конструкторам удалось внедрить целый ряд новаций и обеспечить тем самым превосходные качества МС-21 в аэродинамике, экономичности, надежности и экологичности. Заметим, что новый лайнер на сорок процентов состоит из композитных материалов, что позволило значительно уменьшить его вес. Современный бортовой комплекс обслуживания, который можно увидеть на фото кабины МС-21 в галлерее выше, позволяет осуществлять стопроцентный контроль за техническим состоянием самолета и его надежную навигацию.

В новом самолете конструкторы, прислушиваясь ко мнению будущих потребителей, применили новационную возможность перекомпоновки салона за счет увеличения диаметра фюзеляжа. На фото салона МС-21 заметно на сколько комфортно выглядит самый большой в мире салон аэробуса. Специально сконструированные кресла рассчитаны на людей различной комплектации, а также для людей с ограниченными возможностями. Именно эта ключевая особенность позволила представить авиалайнер в двух модификациях МС-21-200. Первая была спроектирована с расчетом на 165 пассажиров в экономичном классе. Вторая МС-21-300 могла вместить уже 200 пассажиров в уплотненном варианте салона.

Дизайнеры постарались сделать освещение салона более естественным за счет больших иллюминаторов. Не последняя роль отведена и системам контроля за давлением, микроклиматическими условиями и температурным режимом в салоне. Внедренные технологии позволяют эксплуатировать лайнер во всех климатических зонах вне зависимости от сезона.

Особое внимание уделили безопасности воздушного судна. Летные испытания МС-21 подтвердили все параметры соответствия международным нормам безопасности для гражданских самолетов

К слову, для этих испытаний в России специально была создана новая стендовая база.

What’s next?

Moving forward, Irkut hopes that the aircraft will be able to enter commercial service later this year. This represents a five-year delay compared to its planned 2016 introduction, which was the company’s target upon launching the program in 2007.

As far as the aircraft’s orders are concerned, the MC-21 appears to have built up a decent customer base to date. According to FlightGlobal, 175 firm orders have been placed for the aircraft. The majority of these are from Russian customers, although it has also received foreign orders from Azerbaijan Airlines.

To date, Azerbaijan Airlines is the only foreign carrier to have ordered the MC-21-300. Will it become more widespread after its planned entry into service later this year? Photo: Vincenzo Pace | Simple Flying

Cairo Airlines was another non-Russian operator to have ordered the type, although this carrier has since folded. Interestingly, its orders are far lower than the Chinese COMAC C919, which has more than 800 orders to date. This aircraft is also being touted as a potential competitor for the Airbus A320neo and Boeing 737 MAX families.

As such, Irkut may find that its MC-21-300 has another plane to compete with in order to establish itself in the single-aisle, short-haul market. Nonetheless, it will certainly be interesting to see what the next 12 months hold for the aircraft.

What do you make of the Irkut MC-21-300? Will it prove a strong competitor for the likes of the Airbus A320 and Boeing 737 families? Let us know your thoughts and predictions in the comments.

17 Years Since Its Reveal: Who Flies The Boeing 777-200LR Today?

Known as the ‘Worldliner,’ the 777-200LR holds the record for the longest non-stop flight by a commercial aircraft.

Read Next

About The Author

Jake Hardiman
(1179 Articles Published)

Journalist — A graduate in German, Jake has a passion for aviation history, and enjoys sampling new carriers and aircraft even if doing so demands an unorthodox itinerary. A keen amateur photographer, he also recently reached the milestone of flying his 100th sector as a passenger. Based in Norwich, UK.

More
From Jake Hardiman

Летные и технические характеристики самолета МС-21 300

Самолет получил одну из самых продвинутых конструкций планера из всех существующих на сегодняшний день. По объему примененных композиционных материалов он уступает Airbus A350 XWB, который состоит из полимеров уже более чем наполовину.

Впервые в России при строительстве лайнера было применено так называемое черное крыло, технология с применением карбоновых композиционных материалов. Она помогла существенно снизить массу крыла самолета при этом сохранила показатели по прочности, а аэродинамика только улучшилась. По такому же принципу спроектировано хвостовое оперение и ряд других деталей воздушного судна. В ближайшем будущем этот самолет останется пока единственным в своем классе, где котором применена такая технология. В создании этого ноу-хау приняли участие концерн Аэрокомпозит и ОНПП Технология. В основу фюзеляжа легли традиционные алюминиевые сплавы. Его разрабатывали и создавали в корпорации Иркут и ОКБ Яковлева.

Базовая установка оснащена парными реактивными разнотяговыми двигателями. Это наиболее современные на сегодняшний день агрегаты, которые используют ведущие авиастроители мира в самых последних разработках самолетов. Российские аналоги — ПД-14 сегодня проходят испытания. После получения сертификации они будут запущены концерном Авиадвигатель в массовое производство. Для российского авиапрома это также революционная разработка. Для самого тяжелого представился серии МС-21-300 будет разработана модификация двигателя ПД-14А с тягой 14.000 тс.

Новым словом в гражданском авиастроении стала и «стеклянная» кабина самолета. Она составлена из нескольких (а точнее, пяти) мультифункциональных дисплеев. Пилоты для подключения к общему интерфейсу снабжены электронными планшетами. Для управления используются боковые ручки – сайдстики. Кабина может быть дополнительно оборудована:

  1. Индикаторами, отображающими текущие полетные данные на лобовом стекле как раз напротив лица пилота.
  2. Синтетическим видением, способным сформировать актуальный виртуальный образ лайнера, если видимость снижается до недопустимых показателей.

Кабина и основная часть авионики спроектированы в КРЭТ при содействии Rockwell Collins. На сегодняшний день разработаны и внедрены две модификации МС-21 и одна модификация будет подготовлена в ближайшее время.

Перспективная модель МС-21-400 станет еще более усиленной версией 300-й. Модификация получит следующие характеристики:

  • вместительность: 230 пассажиров;
  • взлетная масса: максимально 87.2 тонны;
  • двигатель дефорсированный ПД-14М с тягой до 15.6 тс.

В реальной перспективе будет проводиться подготовка и более мощных модификаций самолета семейства М-21 с расчетом получения максимально возможной дальности полета, вместимости салона и других полезных характеристик.

Перспективы развития проекта

Оценить перспективы развития проекта по производству самолёта М-21-300 можно, учитывая несколько факторов:

  • Высокая конкурентоспособность с аэробусами аналогичного класса, о чём свидетельствует и его цена – 91 млн. долларов. Благодаря этому компания Иркутск заключила на протяжении 2017 года около 180 контрактов. Одним из заказчиков является авиокомпания «Аэрофлот», которая получила первые поставки уже в 2018 году.
  • В последнем квартале 2017 года на Иркутском авиазаводе было завершено введение станций для окончательной сборки самолётов. Потенциал станций рассчитан на производство 20 лайнеров за год, и в ближайшее время будет обеспечено функционирование на полную мощность.
  • Использование автоматических линий для производства крупных деталей авиасудна. До введения автоматики использовался метод, который требовал гораздо больше вложений.

Проект МС-21-300 со всеми его характеристиками и описаниями, представленными выше, на сегодняшний день представляет собой неоспоримо перспективную инвестиционную площадку.

По оценке экспертов полная окупаемость затрат на этот проект наступит уже через пять лет. Но в любом случае, создание такой техники является сенсационным прорывом на международном уровне, существенно укрепит позиции России, её самостоятельность и авторитет на мировом рынке.

Популярные статьи:

Также интересно почитать:

Cухой суперджет 100: схема салона, отзывы. Рекомендации по полётам

Эмбраер 190 схема салона: лучшие и худшие места

Ремонт главного тормозного цилиндра Тойота: причины и признаки поломки

Авиалайнер Боинг 737-800 – схема салона и лучшие места

Competing with the A320neo and 737 MAX

The UAC originally planned for the MC-21 to compete with aircraft from the Airbus A320ceo and Boeing 737NG families. However, between then and now, both of these aircraft have seen next-generation versions launched in the form of the A320neo and 737 MAX. As such, the MC-21 will face stiffer competition in the short-haul market than initially planned.

But how does it compare to these two next-generation families from the industry-dominating Airbus-Boeing duopoly? In terms of capacity, the MC-21 is closest to the A320neo and 8. These aircraft have ranges of 6,300 km (3,400 NM) and 6,570 km (3,550 NM) respectively. These figures rank them ahead of the MC-21-300, but not by a huge margin.

As such, with broadly similar specifications, airlines will likely decide for or against the MC-21 based on other factors. For example, operators may favor the established reputation of the A320 and 737 families over the relatively unproven MC-21. Indeed, these aircraft are among the most-produced commercial aircraft in aviation history.

The MC-21 is scheduled to enter service in summer 2022 with Rossiya. Photo: Getty Images

On the other hand, the Russian aircraft’s lower cost may persuade some airlines to make the switch. According to Russian Aviation Insider, Irkut listed its price as $96.1 million in 2018. Meanwhile, Simple Flying reported in January that the A320neo’s list price is $110.6 million. As for the 737 MAX 8, this is listed at $121.6 million. Of course, it is important to consider that airlines tend to receive significant discounts against these figures.

[править] Международная кооперация

МС-21, как и SSJ, создается в широкой международной кооперации. Однако в случае с МС-21 доля российского участия будет заметно выше, поскольку российская сторона многому научилась за последние годы. Кроме того, часть систем у МС-21 будет идентична системам SSJ. Это позволит заметно сократить число задач, требующих решения для запуска производства нового самолета. Тем не менее без кооперации с иностранными партнерами российская сторона пока обойтись не сможет, несмотря на то что их участие связано с определенными проблемами с организацией логистики, таможенными процедурами. Благодаря опыту SSJ российская сторона знает, как эти проблемы решать. Соответственно, их влияние на реализацию проекта будет сокращено до минимума.

В проекте МС-21 изначально заложена возможность использования дублеров отдельных систем, в том числе базовых, таких как двигатели. Предусмотрены два варианта комплектации: двигателями Pratt & Whitney и российскими двигателями ПД-14.

Как появился самолёт нового поколения

Уже всем привычно понимание того, что российские военные авиамашины ничем не уступают достижениям мирового уровня. Немного хуже состояние обстояло с гражданской техникой. Именно поэтому все российские специалисты работали над этой проблемой.

Разработка аэробуса началась с 2 000 года. Основой для него стала конструкция ЯК-242, выпущенного за 5 лет до этого. Перед конструкторами была поставлена цель – создание пассажирского самолёта нового поколения. И, результат оправдал себя на испытаниях, который стал заслуженным триумфом российских конструкторов.

Во время работы особое внимание уделялось силовым установкам. Благодаря договорённостям между компаниями Иркут и Pratt & Whitney, которые были подписаны в 2 012 году, на машине установлен двигатель серии PW1400G

Работы над созданием модели завершились в середине 2016 года.

[править] Ссылки

Сайты ОАК

Sdelanounas

  • Раздел об МС-21 на сайте Sdelanounas
  • Холдинг «РТ-Химкомпозит» готов к серийному производству композитных агрегатов для самолета МС-21
  • ЗАО «Авиастар-СП» завершил работы по сборке экспериментального отсека хвостовой части фюзеляжа МС-21
  • Авиалайнер МС-21 начали изготавливать в металле

Рунет

  • МС-21
  • Раздел «Программа МС-21» на сайте Ato.ru
  • Новый самолет МС-21 — есть ли шансы завоевать мировой рынок. 3 февраля 2015
  • Когда время дороже денег. 14 декабря 2009
  • Пассажирский самолет МС‑21: летно-технические характеристики. Справка. 3 августа 2008
  • СОВМЕСТНАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ В ОАО ОКБ ИМ. ЯКОВЛЕВА // «Аэрокосмические новости», № 35(343), 30 августа 2003 года
  • Перспективы новых узкофюзеляжных самолетов: CSeries, МС-21, С919
  • Boeing подогревает интерес к самолетам 737 MAX
  • Какую нишу на рынке могут занять самолеты МС-21
  • МС-21 влетит в SuperJet. Из самолетов «Иркута» и «Сухого» сделают один. 19 августа 2011
  • Создание самолета МС-21 оценили в 190 миллиардов рублей. 6 октября 2010
  • Исполнительный директор ЦАГИ Сергей Чернышев — о проекте «Самолет-2020». 21 октября 2013
  • Магистраль в XXI век (часть 2). 30 июня 2016
  • «Иркут» подписал контракт на поставку американских двигателей для МС-21
  • Первый полет самолета МС-21 отложен на полгода
  • Начата сборка лайнера МС-21 в металле
  • МС-21 «влетает в окно» (02.12.2013)
  • Первый полет МС-21 состоится до середины 2016 года. 26 января 2015

Прочее

Самый широкофюзеляжный из всех узкофюзеляжных

МС-21 имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов (4,06 м), что обеспечивает пассажирам качественно новый уровень комфорта.  Проход между креслами в зависимости от их типа составляет от 50,55 см до 57,15 см.  Это позволяет свободно передвигаться по салону во время сервисного обслуживания в полете, а также расходиться двум пассажирам во время посадки и высадки. 

Большие иллюминаторы МС-21 увеличили естественную освещенность салона. Улучшен микроклимат в самолете: давление приближено к естественному, установлены система увлажнения воздуха и новейшие биологические фильтры, предусмотрены три зоны регулирования температуры. Кабина пилотов выполнена в соответствии с самыми современными требованиями эргономики, что должно снизить утомляемость экипажа. 

В конструкции МС-21 использованы современные материалы, в том числе композиционные, доля которых превышает 30%, что уникально для самолетов этого класса. Благодаря широкому использованию композитов удалось заметно снизить вес самолета. Передовая конструкция крыла обеспечила ему значительные преимущества в аэродинамике.

Бортовая система технического обслуживания, охватывающая 100% систем самолета, повысила его надежность и сократила время простоев. МС-21 выходит на рынок с двумя типами двигателей последнего поколения: американским PW1400G-JM и российским ПД-14. Установка того или иного двигателя определяется желанием заказчика. Оба варианта силовой установки обеспечивают уменьшение расхода топлива, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, сокращение стоимости жизненного цикла.

МС-21, головным разработчиком которого является корпорация «Иркут», создается в широкой кооперации предприятий ОАК. Активное участие в работе принимают холдинги Ростеха, чьи предприятия производят более половины авионики авиалайнера, обеспечивают титаном и композитными материалами, а Объединенная двигателестроительная корпорация является поставщиком двигателей ПД-14.  

Основные особенности конструкции МС-21

Команде конструкторов, работающих над моделью, удалось существенно повысить показатели:

  • аэродинамики;
  • экономичности;
  • экологичности;
  • надёжности.

Использование композитных материалов позволило снизить вес лайнера. Установка бортового комплекса, разработанного по последнему слову техники, позволяет контролировать техническое состояние и обеспечить надёжность навигации.

Учитывая потребности пассажиров разных категорий, конструктора провели модернизацию салона лайнера посредством увеличения фюзеляжа. Предусмотрена установка кресел с учётом комплекции пассажиров, а также для людей с ограниченными возможностями. Благодаря реконструкции салона самолёт МС-21 представлен в двух вариантах:

Внимание! Люди неплохо зарабатывают на выращивании ягод в кризис. Вся информация — здесь

  • МС-21-200, рассчитанного на перевозку 165 человек по бюджетным условиям;
  • МС-21-300, вмещаемого около 200 пассажиров, но по уплотнённому варианту.

Кроме этого претерпели изменения и такие элементы конструкции:

  • иллюминаторы стали больше, за счёт чего улучшилось освещение салона;
  • усовершенствована система, контролирующая показатели давления и температуры, микроклиматических условий;
  • повышена безопасность лайнера;
  • усовершенствование технических характеристик позволило использовать судно практически во всех климатических условиях.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме » Иркут МС-21″ .
vтеСамолет Яковлева
Ранний самолет
  • АИР-1
  • АИР-2
  • АИР-3
  • АИР-4
  • АИР-5
  • АИР-6
  • АИР-7
  • АИР-8
  • АИР-9
  • АИР-10
  • АИР-11
  • АИР-12
  • АИР-14
  • АИР-15
  • АИР-16
  • АИР-17
  • АИР-18
  • Я-19
  • Я-20
  • Я-21
  • Я-22
Истребители
  • Як-1
  • Як-3
  • Як-7
  • Як-9
  • Як-15
  • Як-17
  • Як-23
  • Як-25 (II)
  • Як-28
  • Як-38
Бомбардировщики
  • Як-2
  • Як-4
  • Як-28
  • Як-35
Транспортные и пассажирские
  • Як-6
  • Як-10
  • Як-12
  • Як-14
  • Як-18Т
  • Як-40
  • Як-42
  • Як-58
  • Як-112
  • Як-242 (МС-21)
Разведка
  • Як-25
  • Як-27
  • Пчела
Вертолет
  • Як-24
  • Як-100
Кросовки
  • UT-1
  • UT-2
  • Як-7
  • Як-11
  • Як-17
  • Як-18
  • Як-20
  • Як-21
  • Як-28
  • Як-30 (II)
  • Як-32
  • Як-50 (II)
  • Як-52
  • Як-53
  • Як-54
  • Як-55
  • Як-130
  • Як-152
  • Як-200
  • Як-210
Экспериментальный
  • НАПРИМЕР
  • Як-5
  • Як-8
  • Як-13
  • Як-16
  • Як-19
  • Як-25 (И)
  • Як-26
  • Як-30 (И)
  • Як-36
  • Як-41
  • Як-43
  • Як-44
  • Як-45
  • Як-46
  • Як-50 (И)
  • Як-60
  • Як-140
  • Як-141
  • Як-201
  • Як-1000

Санкционный эффект

МС-21-300/310 — гражданский лайнер вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Одна из его ключевых особенностей заключается в крыле, изготовленном из полимерных материалов. Как пояснили эксперты, российским конструкторам удалось существенно облегчить этот важнейший элемент конструкции самолёта, сохранив при этом высокие стандарты прочности.

Ранее часть композитов для крыла закупалась за рубежом, но осенью 2018 года иностранные компании прекратили поставку необходимых компонентов. В этой ситуации в ОАК решили не сокращать долю новейших материалов, и российской промышленности было поручено разработать не уступающие по качеству аналоги.

Также по теме


Удар «Ориона»: какими новыми возможностями обладает российский БПЛА

На испытаниях в Крыму находящийся на вооружении ВС РФ разведывательно-ударный беспилотник «Орион» впервые поразил воздушную цель,…

Введённые санкции и старт импортозамещения привели к переносу сроков развёртывания серийного производства МС-21. Планируется, что массовый выпуск самолёта нового поколения начнётся в 2022 году. Об этом в конце февраля в интервью RT на полях международной оборонной выставки IDEX-2021 в Абу-Даби заявил Сергей Чемезов.

В проекте по замене импортных материалов приняли участие институты Академии наук РАН, МГУ, Российский химико-технологический университет (РХТУ) им. Менделеева, организации «Росатома», Всероссийский научно-исследовательский институт (ВИАМ), АО «АэроКомпозит-Ульяновск».

Как отмечают эксперты, создание новейших полимеров стало большим вызовом для российской науки и промышленности. Тем не менее определённый задел в этой области уже был, что и позволило решить поставленные задачи.

Так, до введения санкций ВИАМ не изготавливал композиты непосредственно для конструкций МС-21. Предприятие участвовало в проекте отечественного двигателя ПД-14 для данного самолёта. Благодаря использованию так называемых аддитивных технологий институт смог добиться серьёзных успехов в изготовлении комплектующих из композитных материалов.

  • Лайнер нового поколения МС-21

«Впервые в отечественной инженерной и технологической практике сконструирована и изготовлена мотогондола ПД-14 из отечественных полимерных композиционных материалов, которые обеспечили снижение массы конструкции при сохранении требуемых упруго-прочностных свойств», — сообщается на сайте ВИАМ.

Методом аддитивных технологий из отечественной металлопорошковой композиции коллектив института изготовил завихритель фронтового устройства камеры сгорания. Эта деталь выполняет функцию регулятора воздушного потока. В общей сложности с учётом сплавов для ПД-14 ВИАМ разработал 20 новых материалов.

Также по теме


Ручная работа: как развивается производство российского авиадвигателя ПД-14

В 2024 году Объединённая двигателестроительная корпорация планирует увеличить темпы производства авиационного силового агрегата нового…

Для крыла МС-21 специалисты института создали аналог волокон, которые поставлялись из Соединённых Штатов. До этого Россия не имела технологий производства материалов с необходимыми характеристиками.

Как пояснил заслуженный военный лётчик, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов, при проектировании МС-21 изначально предполагалось использование зарубежных комплектующих и материалов, хоть и не настолько широкое, как в SSJ-100.

«При проектировании МС-21 объективно не всего хватало, были проблемы и с производством нужных композитов. Санкции США стали неприятным событием. Тем не менее к 2019 году наша промышленность подтянулась и в целом была готова заместить американские технологии и материалы. Потребовалось два года, но я считаю, что рано или поздно мы бы всё равно столкнулись с санкциями и провели бы эту работу», — подчеркнул Попов в интервью RT.

Предыстория создания самолета нового поколения МС-21

Если российский военный авиапром к началу века уже шагал на уровне мировых достижений, то для гражданской авиапромышленности давно назрела необходимость в модернизации. Аэробус начали разрабатывать еще в начале нулевых в ОКБ имени А.С. Яковлева. За основу была взята конструкция Як-242, который был создан еще в 1995 году. Уже в 2004 году «яковлевцы» влились в состав «Иркута», где, со временем, было сформировано отдельное подразделение знаменитого ОКБ. С учетом современных тенденций инженеры-конструкторы разрабатывали новое семейство пассажирских самолетов. Первый полет МС-21 стал настоящим триумфом российских авиаконструкторов.

В текущей работе над новой революционной для российской гражданской авиации моделью конструкторы использовали потенциал таких известных российских предприятий, как ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского, ОАК, североамериканских и европейских корпораций. Свою роль сыграли ульяновский и воронежский филиалы корпорации «Иркут».

Особое место было отведено подбору силовой установки. В 2012-м Иркут и Pratt & Whitney договорились о сотрудничестве благодаря чему был поставлен базовый двигатель МС-21 — PW1400G, который в перспективе заменит ПД-14, создаваемый отечественной компанией ОДК. В начале лета 2016 года завершилось создание самолета модели МС-21-300. А на этом историческом фото самолета МС-21 Иркут, сделанном 8 июня того же года запечатлен момент его выкатки.

Презентация МС-21

What engines will the MC-21 have?

As far as the MC-21’s engines are concerned, an interesting choice is available. The plane’s two turbofans will be one of two models, with the standard option being the US-designed Pratt & Whitney PW1400G. However, last November, a prototype with Russian-built engines also emerged. These turbofans are known as the Aviadvigatel PD-14.

The first-ever MC-21-300 on its maiden voyage on May 28th, 2017. Photo: Irkut

The following month, the Aviadvigatel-powered prototype took to the skies for the first time. The aircraft successfully completed an 85-minute test flight in Siberia, which Russia’s Deputy Prime Minister called a landmark for the country’s civil aviation industry.

Earlier this year, the Russian-designed engines reached a further milestone. Specifically, February saw them pass the International Civil Aviation Organization’s (ICAO) emissions tests. Going forward, this will allow Aviadvigatel-powered aircraft to fly internationally. Furthermore, the company will now also be able to sell the PD-14 to foreign customers.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.