Содержание
Операторы
Карта операторов МТ-ЛБ синим цветом, бывшие операторы — красным
Текущие операторы
- Армения
- Азербайджан — 336
- Ангола — 31
Бангладеш Армия МТ-ЛБ на выставке.
- Бангладеш — 134
- Болгария — 100
- Беларусь — 70
- Конго-Киншаса — 6
- Эритрея — 10
- Финляндия — 389 MT-LB / v, 50 MT-LBU
- Грузия — 66 в строю
- Ирак — около 400 в строю.
- ИГИЛ — украдено ISWAP у нигерийской армии .
- Казахстан — 150
Литовская армия МТ-ЛБ на выставке.
- Литва — 10
- Молдова — 60
- Мьянма — 26
- Нигерия — 67
- Северная Македония — 10
- Польша — 15
- Россия — 3300 на действительной службе. В настоящее время модернизируется в версию МЛБШ для морской пехоты с более мощными двигателями КАМАЗ-740.50 мощностью 360 л.с., новыми гусеницами, новым вооружением и др. Также проводится модернизация до версии ВМ1К для Сухопутных войск с отечественным ЯМЗ-238БЛ мощностью 310 л.с. -1 двигатель и новая радиостанция. Некоторые из них оборудуются как платформы для зенитных орудий ЗУ-23.
- Украина — 2090. В 2018 году из Польши поступило девять МТ-ЛБ (ранее эти машины стояли на вооружении Польши).
- Уругвай — 5
- США — используется военными в миссиях ОПФОР
- Вьетнам — использовался артиллерийскими войсками при подготовке к Армейским международным играм 2020 года.
Бывшие операторы
- Хорватия — 6 СНАР-10 сданы на слом.
- Чехословацкая Социалистическая Республика — перешла к Чешской Республике.
- Восточная Германия — 721 МТ-ЛБ болгарского производства, 32 СНАР-10 и 36 Стрела-10М. Объединенный с Западной Германией.
- Германия — отобрана у армии ГДР, списана или продана в другие страны.
- Венгрия — Стрела-10 и СНАР-10
- Советский Союз — Передан государствам-преемникам.
- Швеция — 460 (местное обозначение Pbv 401, бывший восточногерманский , куплен в 1993 году, затем постепенно списан, пока последние 147 экземпляров не были проданы Финляндии в 2011 году)
- Югославия
Исходные данные вездехода ВМПГ
4.1. Анализ рынка вездеходов говорит о том, что в настоящее время в России наиболее востребованы вездеходы со следующими параметрами в базовом варианте:
— длиной около 6 метров;
— шириной около 2,5 метров,
— весом около 6 тонн;
— грузоподъёмностью около 2 тонн.
На наш взгляд, стоимость ВМПГ базовой конструкции может быть достигнута на уровне 1,3 млн. рублей.
При использовании импортной силовой установки, стоимость ВМПГ может быть на уровне 2 млн. рублей
В настоящее время в России отсутствуют нормы (ГОСТ) производства плавающих вездеходов. Все производители украдкой называют свою плавающую технику “снегоболотоходом”, а потребители не представляют последствий своей неразборчивости.
Если снегоболотоходы обладают способностью плавать, они не должны использоваться в качестве плавающего средства.
Если снегоболотоход потерпит крушение, и это крушение будет связано с его способностью плавать, должностное лицо понесёт ответственность, если оно сделает такое поручение.
ВЗЯТЬ ЗА РОГА
Низкорослый механик-водитель осмотрел меня придирчивым взглядом и исчез в башне БМП. Через несколько секунд пушка двинулась и поползла вверх. Спасибо, друг! Я тут раскорячился в интересной позе на броне, пытаясь забраться в водительский люк, – и, не приподнимись пушка, нипочем не оказался бы за штурвалом БМП‑3 штатным путем.
Думаете, и там, в недрах боевой машины, теснота?
Сцепления нет. Педаль газа на привычном месте, педаль тормоза тоже. А вот ручник своеобразный: основательный рычаг блокирует педаль тормоза в нажатом состоянии. До гениальности просто и по-армейски надежно. Прямо по курсу – приборы и селектор коробки передач (четыре позиции – вперед, две – назад). А рулить я буду вот этим, почти игрушечным штурвалом: два маленьких рожка торчат в стороны из небольшой ступицы. На ступице есть две кнопки, но к вождению они отношения не имеют – это управление правым и левым курсовыми пулеметами.
Механик-водитель поднимает вверх палец. Ага, понял: включаю первую передачу. Легкий тычок в спину – включилась! Дергаю рычаг ручника, отпускаю тормоз и добавляю газ.
БМП, ревя 26‑литровым мотором и лязгая гусеницами, рвет с места. В поле зрения возникают уже два пальца – переключаюсь на вторую. Восемнадцатитонная махина на удивление легко набирает ход. Третья – и газу!
Впереди поворот. Наклоняю рога штурвала – БМП послушно пишет вираж. Пытаюсь держать ровный газ, но механик дает понять: можно не стесняться. И я добавляю. Черт возьми, как легко гусеничная боевая машина управляется на гравийной дороге! Не сложнее, чем легковушка на асфальте. Четвертая передача – и набегающий ветер выдувает из глаз слезы. Похоже, скорость уже за 60 км/ч.
Вот конец ходового участка, пора поворачивать на лесную дорожку. Однако для начала надо притормозить. Пытаюсь перенести ногу с одной педали на другую, но мой инструктор показывает три пальца. Перемещаю селектор на одно деление: полуавтоматическая коробка передач переходит на ступень ниже, БМП послушно тормозит двигателем. Вторая, первая – и поворот. Тормоза не понадобились. Продольные волны и глубокие колеи лесной дороги. Сознание протестует: здесь нельзя ехать быстро! Но команды инструктора разгоняют меня до третьей передачи. Внутри всё сжимается: сейчас как долбанемся брюхом о жесткий ухаб – и отвечай потом за дорогостоящую технику.
И что? А ничего! Качает словно в лодочке, и только. То, что для обычного автомобилиста является сверхпроходимостью, для экипажа боевой машины – повседневная езда. Впечатление такое, что для БМП непролазных мест вообще не существует.
В корме над двигателем расположены двери десантного отделения и откидные ступени.
Выбираемся на земную твердь. Останавливаю машину уже тормозами и ставлю на ручник. Вылезать нет желания – хочется еще! Не успел я в полной мере насладиться динамикой, скоростью и фантастической проходимостью боевой машины пехоты. И кто бы мог подумать, что «броня» может быть настолько подвижной и маневренной!
Модификации вездехода
Основные модификации техники:
- базовый вариант МТЛБ (по армейской классификации «Объект 6»);
- версия МТЛБВ, предназначенная для эксплуатации на севере и оснащенная гусеничными лентами с увеличенной шириной;
- модификации МТЛБВН и МТЛБВНС «Алтай», рассчитанные на гражданское применение;
- вариант МТЛТВМ1К для погранвойск, адаптированный для работы в условиях высокогорья (отличается 310-сильным дизелем и улучшенным отопителем).
В конце 90-х гг. предприятие «Муромтепловоз» разработало усовершенствованное шасси МТЛБМ, которое поставляется в армию. Базовый вариант оборудован башней от колесного бронетранспортера БТР-80, существует версия с дополнительным автоматическим гранатометом АГС-17. Предлагается модель с установкой противотанковых ракет (дополнительное вооружение включает в себя пулемет и гранатомет), выпускается модификация с автоматической пушкой, установленной в башне вместо пулемета КПВТ.
Часть списанных с армейского хранения вездеходов прошла восстановительный ремонт и была продана гражданским потребителям. Например, версия КТМ-10 оснащается корпусом с распашными дверцами кабины водителя, устанавливается дополнительная защита днища. По отдельному заказу монтируется гусеница с резино-металлическими шарнирами или специальная лента с увеличенной шириной звена, лучше приспособленная для движения в условиях бездорожья.
На основе МТЛБу выпускалась модификация 1В14, предназначенная для командиров батарей самоходной артиллерии. Внутри закрытого бронированного корпуса расположены места для 6 членов экипажа, в состав силовой установки входит 300-сильный дизель ЯМЗ-238Н. Предусмотрена установка пулемета ПКМБ с боекомплектом 1250 выстрелов, в корпусе прорезаны лючки, позволяющие вести огонь членам экипажа из личного оружия. Версия 1В15М, предназначенная для командиров дивизионов, оснащается комплектом улучшенных наблюдательных приборов и средств связи.
Вездеходы СОБ (или Собовка, аббревиатура может расшифровываться как «транспорт старшего офицера батареи») выпускались в Болгарии и Польше (КШМ-81 «Дельфин» и WDSz соответственно). В 90-х гг. на базе МТЛБ польскими конструкторами была создана модернизированная машина Opal-I, оборудованная дизелем SW0680/167/1 и оригинальной башней с крупнокалиберным пулеметом. Существовала удлиненная версия Opal-II (аналог МТЛБу), оснащавшаяся дизельным мотором SW-680T мощностью 300 л.с. На основе шасси Opal создано более 10 модификаций.
На основе удлиненного шасси строится самоходная гаубица «Гвоздика» и минометный комплекс «Дева». Всего на базе МТЛБ конструкторами СССР, России и стран Восточной Европы создано более 100 модификаций, при этом часть версий выпущена в единичных экземплярах, а некоторые построены крупными серийными партиями. Параллельно начинается вытеснение техники новыми вездеходами (например, Витязь), имеющими повышенную грузоподъемность.
Партнёрство при производстве ВМПГ
При организации производства вездехода ВМПГ предлагается наладить сотрудничество с производителями МТ-ЛБ нового поколения.
7.1. Корпус ВМПГ предлагается производить изначально самостоятельно.
Он должен быть максимально лёгким с дополнительными рамными элементами. Корпус ВМПГ должен свариваться из листовых конструкций, затем усиливается «г» и «п» образными элементами.
7.2. Ходовую часть ВМПГ предлагается максимально унифицировать с ходовой частью МТ-ЛБ.
Это позволит относительно быстро организовать запуск производства ВМПГ.
Торсион МТ-ЛБ, рассчитанный на вес МТ-ЛБ в 12 тонн против 6 тонн ВМПГ, поднимет ВМПГ над землёй (увеличит клиренс), но это сыграет положительную роль, увеличив его проходимость.
7.3. Впоследствии можно организовать собственное производство некоторых деталей подвески ВМПГ. Например, изготовление колёс осуществлять из пластмассы или стекловолокна.
http://www.vezdeplav.ru/
Обслуживание и текущий ремонт силовой установки мтлб
В процессе эксплуатации транспортера-тягача МТЛБ и МТЛБу строго соблюдай следующие требования:
— для нормальной работы двигателя применяй масла и топлива только тех марок, которые рекомендованы инструкциями по эксплуатации двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-238Н; — перед пуском двигателя установи рычаги управления в переднее крайнее положение (исключение составляют случаи, когда рычаги управления поставлены на горный тормоз); — после пуска холодного двигателя во избежание поломок частоту вращения двигателя при прогреве не устанавливай выше средней; — поддерживай температуру охлаждающей жидкости 75—98°С; — не допускай работу двигателя под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 70°С, так как при этом ухудшается сгорание топлива, на стенках гильз конденсируются продукты неполного сгорания, резко возрастает износ гильз и поршневых колец, снижается экономичность двигателя; — не останавливай сразу горячий двигатель, так как возможен выброс воды или низкозамерзающей охлаждающей жидкости из системы охлаждения и перегрев двигателя; рекомендуется перед остановкой двигателя дать ему проработать на малой частоте вращения холостого хода 2—3 мин; — при преодолении подъемов на 1-й передаче не переводи одновременно оба рычага управления в первое положение, так как это может привести к скатыванию транспортера-тягача
под уклон; движение на спуске с выключенной передачей, сцеплением или неработающим двигателем категорически запрещается; — во избежание случайного поворотатранспортера-тягача МТЛБиМТЛБуна месте не перемещай рычаги управления при работающем двигателе и нейтральном положении рычага переключения передач; — на стоянке, при техническом обслуживании, ремонте и транспортированиитранспортера-тягача МТЛБиМТЛБувыключатель аккумуляторных батарей должен быть выключен, а рукоятка ручной подачи топлива должна находиться в крайнем заднем положении «Подача выключена»; — при заправке системы охлаждения двигателя низкозамерзающей охлаждающей жидкостью соблюдай меры предосторожности: антифриз ядовит, поэтому запрещается отсасывать его ртом через шланг, так как это приведет к тяжелому отравлению; — следи за исправностью сигнализации, узлов и органов управления, обеспечивающих безопасность движения; — при сцепке с прицепом внимательно наблюдай за сигналами лица, руководящего сцепкой; по окончании сцепки проверь правильность ее выполнения; — при работе отопителя, крышки заборного и выпускного патрубков на крышеМТЛБиМТЛБу(для шасси 2С1 также крышку вентиляционного люка над главной передачей) держи открытыми; — скорость движения при буксировке неисправной машины с помощью буксирных тросов не должна превышать 10 км/ч; — неуправляемую машину буксируй только на жестком буксире; — буксировка более одного транспортного средства, а также всякая буксировка в гололедицу по дорогам с крутыми подъемами, спусками и косогорами категорически запрещается; — перед преодолением водных преград особо обрати внимание на плотность закрытия кингстонов, крышек люков днища, кормовых дверей, на включение и работу водооткачивающего насоса; — на плаву внимательно следи за возможным поступлением воды в корпус машины и своевременно принимай меры по исключению аварийной ситуации; в случае опасности затопления выключи передачу, заглуши двигатель, установи рычаги управления в исходное положение, открой крышку люка механика-водителя и по команде старшего покинь машину; — не допускай скопления грязи, масла, топлива в корпусетранспортера-тягача МТЛБиМТЛБу, особенно в моторном отделении
САУ «Нона»
Скриншот из видео
«Нона-С» — это советская 120-миллиметровая авиадесантная самоходная установка.
«Нона» стала первым по-настоящему удачным десантируемым самоходным орудием СССР. В годы холодной войны советские воздушно-десантные войска очень нуждались в вооружении, которое позволило бы резко повысить огневую мощь подразделений во вражеском тылу. Работы над моделью велись десятилетиями, и к концу семидесятых с конвейеров начали сходить первые боевые машины.
Алюминиевая броня, небольшая масса в 8 тонн (что позволяло сбрасывать технику на парашюте) и отличное 120-миллиметровое орудие с минометной баллистикой делали (и делают) «Нону» одним из удачных образцов «десантной» бронетехники. Лучше всего артиллерийская установка умеет бороться с пехотой и легкой бронетехникой, но для орудия разработан и кумулятивный снаряд с неплохой бронепробиваемостью.
Как и многие виды советской бронетехники, «Нона» получила боевое крещение в Афганистане, отметилась и в обеих Чеченских войнах.
За «Нонами» видна техника, похожая на передвижные разведывательные пункты (ПРП) на шасси БМП-1 — они используются в том числе для указания целей для артиллерии.
Этапы запуска производства ВМПГ
Предлагается выход на рынок ВМПГ в два этапа.
6.1. Первый, подготовительный этап.
6.1.1. Производство ВМПГ на первом этапе предлагается организовать в максимальной кооперации со сторонними организациями. При этом за собой оставить производство корпуса ВМПГ.
6.1.2. Максимально использовать ходовые части МТ-ЛБ, в том числе бывшие в употреблении и восстановленные.
6.1.3. Большие усилия направить на рекламу ВМПГ.
6.1.4. Другим активным направлением запуска производства ВМПГ должен быть поиск партнёров по территории России для организации сбыта и ремонту ВМПГ в перспективе.
6.2. Вторым этапом производства ВМ-ПГ, который наступит по нашему предположению через 12-18 месяцев, должно стать полноценное производство ВМПГ.
И «Зоопарк» в придачу
Уникальным средством противовоздушной обороны стала ЗСУ «Шилка» – 20 лет ей не было равных в классе. Сегодня это оружие считается устаревшим, но «Шилок» в войсках еще много да и на вооружении армий других стран хватает. Компактную установку, отлично зарекомендовавшую на полях боев, вполне возможно поставлять на экспорт, размещая на базе МТБУ.
На смену ЗСУ-23-4 «Шилка» пришел комплекс «Тунгуска» на шасси Мытищинского завода, но в мотострелковых частях целесообразнее поставлять этот ЗПРК в комплекте с МТЛБУ.
Сегодня обрел широкую популярность боевой модуль «Байкал» с 57-мм пушкой, уже создана действующая установка на базе БМП-3. Такой же вариант возможен и на МТЛБУ.
На этом же шасси хорошо устанавливается различное обеспечивающее оборудование, в том числе и РЛС: автоматизированный радиолокационный комплекс АРК-1 «Зоопарк» 1Л219, ППРУ «Овод», командный пункт 9С737 «Ранжир», малогабаритная РЛС 1Л 122-2Е, РЛС комплекса «Барнаул-Т» 9С935.
На «мотолыгах» приживутся и средства РЭБ, инженерное вооружение и техника, РХБЗ. Гусеничные «лошадки» пригодны для нужд медицинских подразделений и инженерных войск.
#Неминович #мтлб #мотолыга #модификации мтлб
Основные конструктивные моменты вездехода
Корпус машины имеет сварную конструкцию из стальных плит небольшой толщины. Броня предназначена для защиты от стрелковых видов оружия. Тем не менее, это позволило сохранить вес у МТЛБ — 9,7 т. Такая скоромная масса позволила инженерам обеспечить вездеход возможностью передвигаться по воде. А высокая проходимость обеспечена гусеничным трактом, создающим низкое давление на поверхность.
Корпус машины оснащен следующими отделениями:
- двигатель;
- трансмиссия;
- система управления;
- транспортно-грузовой отсек.
Внутри могут свободно размещаться как личный состав, так и пассажиры.
В вездеходе МТЛБУ трансмиссионная подвеска расположена спереди вместе с коробкой передач и поворотным механизмом. За этой частью установлена перегородка из брони с отсеком управления. Отделение также вмещает места для водителя и механика. Обзор за местностью осуществляется через лобовое стекло, оснащенное защитой. Справой стороны на корпусе вмонтирована башня с пулеметом (калибр 7,62). Обслуживание силовой установкой занимается командир тягача.
Отделение с двигателем находится за отсеком с управлением и занимает практически всю среднюю часть. Помимо мотора, здесь находится главный фрикцион.
На корме присутствует отсек для транспортировки грузов и десанта. Кормовые двери и люки, расположенные выше корпуса, используются в качестве входа-выхода.
Главное, что у МТЛБУ есть такая техническая характеристика, как восьмицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-238В. Двигатель обладает мощностью в 300 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 61,5 км/ч.
Катки у машины оснащены воздушной камерой, обеспечивающие движение по водной глади, т. е. транспортное средство способно плавать. Гусеничный тракт тягача осуществляет давление на грунт до 0,45 кг/см², подвеска имеет независимый торсионный тип.
Техника на базе вездехода
На базе бронетранспортера созданы различные машины, например:
- МТП-ЛБ — передвижное устройство для проведения технологической помощи. Место башни занимает грузовая платформа.
- Объект № 26 — САУ «Гвоздика» монтируется на удлиненном шасси.
- Комплект «Дева» (2С24).
- Разведывательная машина РХМ «Кашалот», работающая в условиях химической атаки.
- Самоходный «Тунджа» оснащен минометом (калибр 120 мм).
В разные годы на базе тягача создавались:
- заградители для мин;
- средство для проведения радиоразведки;
- передвижные медпункты;
- машины для штаба;
- бронетранспортеры с мощной защитой и вооружение;
- зенитные и противотанковые комплексы;
- а также многое другое.
Машины на базе[править]
СССР и Россияправить
- МТП-ЛБ — машина технической помощи. Башенная установка с пулемётом отсутствуют, на крыше установлена грузовая платформа.
- МТ-ЛБу (Объект 10) — удлинённая версия, шасси имеет 7 катков с каждой стороны.
- Объект 26 — шасси 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика».
- 1РЛ232 «Леопард» — советская станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10.
- 2С24 — самоходное шасси миномётного комплекса 2К32 «Дева».
- 9А34 — боевая машина ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» (вариант без радиопеленгатора).
- 9А35 — боевая машина ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» (вариант с радиопеленгатором).
- 9П149 — боевая машина ПТРК 9К114 «Штурм-С».
- К-611 — машина радиационной разведки.
- К-612 — машина радиационной разведки.
- АЗМ — российская аэротранспортабельная землеройная машина.
- УДЗМ — российская универсальная дорожно-землеройная машина.
- РХМ «Кашалот» — советская разведывательная химическая машина.
- РПМ — радиационно-поисковая машина.
- «Тунджа» — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта М-120.
- «Тунджа-Сани» — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта 2Б11.
- 2К21-2 — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б14 «Поднос» и 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд».
- 2К32 Дева — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б24.
Болгарияправить
- МТ-ЛБ АТ-И — гусеничный минный заградитель.
- МТ-ЛБ МРХР — машина радиохимической разведки.
- МТ-ЛБ СЕ — боевая медицинская машина.
- МТ-ЛБ ТМХ — самоходный миномёт с 82-мм миномётом М-37М.
- БМП-23 — боевая машина пехоты, вооружённая 23-мм автоматической пушки 2А14 и ПТРК 9К11 «Малютка». В конструкции ходовой части используются элементы МТ-ЛБ и 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика».
- БМП-30 — боевая машина пехоты с установкой боевого отделения советской боевой машины пехоты БМП-2.
-
БРМ «Сова» — боевая разведывательная машина. Имеет три варианта исполнения:
- «Сова-1» — с радиостанцией Р-130М и телескопической мачтой.
- «Сова-2» — с радиостанцией Р-143.
- «Сова-3» — с РЛС наземной разведки 1РЛ133 переносной станции наблюдения и разведки ПСНР-5 «Кредо».
- КШМ-Р-81 «Дельфин» — командно-штабная машина.
- Р-80 — станция наземной артиллерийской разведки.
Польшаправить
- TRI — инженерная разведывательная машина.
- ISM «Kroton» — миноукладчик на базе МТ-ЛБ производства «Huta Stalowa Wola S.A.».
- WEM Lotos — боевая медицинская машина.
- WPT Mors — машина технической помощи.
-
R-137T
ZWD-1 «Irys» — командный пункт автоматизированного комплекса «Irys».
— передвижная радиостанция.
- WDSz — командно-штабная машина артиллерийского дивизиона.
- MT-LB-23M «Krak» — зенитная самоходная установка, вооружённая 23-мм зенитными автоматами (не пошёл в серию).
-
«Przebiśnieg» — комплекс РЭБ, состоит из трёх машин:
- SZ — станция радиопомех.
- SR — станция распознавания.
- WD krel — командный пункт.
- «Opal-I»/»Opal-II» — модернизация МТ-ЛБ с изменением корпуса, водомётов, установкой нового двигателя SW680/167/1 и башенки с 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ (не пошёл в серию).
- BWO-40 — боевая машина пехоты с 40-мм орудием Bofors, в начале 1990х годов построен один прототип.
Украинаправить
- ХТЗ-3Н — демилитаризованный МТ-ЛБ. Транспортная гусеничная снегоболотоходная машина, предназначенная для выполнения транспортных и других специальных работ в условиях бездорожья и в труднодоступных районах. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
- ТГМ-126 — транспортная гусеничная машина на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский автомобильный ремонтный завод.
Сплошная бутафория
Переделывают мотолыги не только для ведения настоящих боевых действий, но и в учебных, киношных и страйкбольных целях.
Сложно узнать в этом «Абрамсе» МТ‑ЛБ?
(Фото: Вероника Воронина)
А именно тягач был взят за основу бутафорской боевой машины. Танк был создан для большой страйкбольной игры «Битва за Манхэттен». Как его строили, можно почитать и посмотреть на сайте авторов чуда.
В армии не заморачиваются такими деталями при создании полигонных танков, да и не нужно это. Главное — силуэт.
Нередко МТ-ЛБ становится основой для «исторической бронетехники» в военных фильмах и игрищах реконструкторов. Бедный тягач натягивает даже тигриную шкуру.
Широко известен в узких кинокругах мотолыжный «Штуг», который успел сняться в нескольких фильмах в виде страшной фашистской САУ.
А вот что однозначно плохо в фильме «Мы из будущего», так это танки из МТ-ЛБ.
«Мотолыга» остаётся одним из самых надёжных и практичных видов боевой техники. Он обрёл своё место и во множестве армий, и в гражданской сфере. Правда, как машина поля боя МТ-ЛБ уже не выдерживает критики. Слишком слабая бронезащита и моральное устаревание. Лишь большая нужда или отсутствие внятных альтернатив заставляют военных в разных уголках мира делать из него эрзац-БМП. На гражданке МТ-ЛБ проникают в самые отдалённые уголки, тушат пожары, снимаются в кино. Интересно, найдётся ли ему адекватная замена в ближайшем будущем?
Частые поломки и ремонт
Распространенные дефекты и способы восстановления работоспособности:
- Увеличенный расход моторного масла при одновременном падении мощности и появлении дымного выхлопа указывают на износ поршневой группы дизеля. Ремонт заключается в переборке агрегата с заменой вышедших из строя деталей.
- При эксплуатации из-за неправильного натяжения происходит постепенное разрушение гусеничной ленты, отверстия под пальцы разбиваются и принимают очертания эллипса. Восстановить детали нельзя, требуется установка новой гусеницы.
- Из-за несвоевременного технического обслуживания разрушается направляющий элемент торсиона, через щели начинает вытекать смазка. Для восстановления работоспособности необходимо вырезать изношенную направляющую и приварить новый узел, поскольку закрепить втулку в старом гнезде невозможно.
- Резиновые кольца катков изнашиваются и повреждаются острыми кромками камней, боковины алюминиевого диска истираются зубцами гусеницы, имеющей неправильное натяжение. Амортизирующие кольца можно поменять при условии сохранения бортов на колесах, если элементы стерты, то необходима замена опорных колес в сборе.
- Фильтрующий блок при несвоевременной очистке начинает пропускать мелкую пыль, которая попадает в цилиндры и масляный поддон, вызывая преждевременный износ трущихся частей. Из-за увеличения зазоров падает мощность и ухудшается запуск, мотор нуждается в проведении капитального ремонта.
- При движении по лесу корпус вездехода подвергается воздействию веток, которые счищают краску и повреждают элементы светотехники. Металл начинает ржаветь, но сквозные отверстия не появляются из-за большой толщины деталей (7-14 мм). Рекомендуется периодически освежать лакокрасочное покрытие и своевременно менять разбитые стекла в фарах, поскольку вода разрушает отражатели.
Общая информация
Первый вездеход МТЛБ сошел с конвейера в Харькове (1964 год). Машина представляла собой многоцелевой бронированный тягач. Среди обычных людей эта модификация получила оригинальное прозвище «Мотыга». Во многом, это связано с внешним видом техники и отсутствием толстой брони.
Вам будет интересно:Срыв сроков на год, сырая конструкция и героизм заводчан: как запускали первую «Буханку» УАЗ-450
Агрегат использовался преимущественно для транспортировки личного состава, артиллерии, в качестве санитарной или другой специальной машины. В настоящее время транспортное средство эксплуатируется геологами, рыбаками и охотниками. Кроме того, техника оказывает неоценимую услугу при обустройстве дорог в труднопроходимых местностях.
Операторы
Современные
- Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Ангола — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Белоруссия:
- Сухопутные войска Республики Беларусь — 50 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Войска коллективной обороны — 20 единиц МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- ДР Конго — 6 единиц, по состоянию на 2016 год
- Ирак — около 400 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Иракский Курдистан — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Исламское государство и Боко Харам — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Северная Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Молдавия — 60 единиц МТ-ЛБ и его модификаций, по состоянию на 2016 год
- Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2016 год
- Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Польша — 15 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Россия:
- Сухопутные войска Российской Федерации — 5500 МТ-ЛБ, из них 2000 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Морская пехота России — 300 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
- Украина — >2000, по состоянию на 2016 год
- Уругвай — 3 МТ-ЛБ (используются под обозначением М-93), по состоянию на 2016 год
- Финляндия — 102 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2016 год
- Эритрея — 10 МТ-ЛБ, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
Бывшие
- Венгрия
- ГДР
- Германия
- США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году. Не стоят на вооружении
- Чехословакия
- Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год
Эта тема закрыта для публикации ответов.