Мт-лб

Содержание:

С конца 60-х на свет появилось более 55 тысяч многоцелевых транспортёров-тягачей лёгких бронированных (именно так расшифровывается аббревиатура МТ-ЛБ). Машина получилась чрезвычайно удачной — десятитонный гусеничный транспортёр разгоняется до 60-80 километров в час, умеет плавать, везёт на себе 2,5 тонны груза или 11 «пассажиров», таскает пушки и служит базой для различных установок оружия и спецмашин. Короче, тащит! Производился он не только в СССР, но и на заводах в Польше и Болгарии. Появилась машина, когда стало понятно, что действующие тягачи Советской армии не удовлетворяют мечтаниям военных. А хотелось в первую очередь защиты — ведь артиллерию порой нужно доставлять на позицию под огнём.


Среди пользователей МТ-ЛБ не только страны постсоветского пространства и Варшавского договора, но и Ирак, Сирия, Нигерия, Уругвай. Даже Швеция во время большой распродажи оружия ГДР отхватила несколько сот тягачей, которые подверглись потом адаптации к местным условиям и стандартам. Определённое количество закупила у России в 90-х и Финляндия. Больно уж удачное соотношение цена — эффективность — стоимость обслуживания.

Шведский МТ-ЛБ (Pbv.401) в Косове в составе миротворческих сил

В войсках МТ-ЛБ получил нежное прозвище «мотолыга». Он также прост, доступен и полезен, как холодец, сваренный из мотолыжной кости, — и как кость крепок. Неудивительно, что отечественные и иностранные владельцы МТ-ЛБ не спешат с ними расставаться, а находят им все новые применения. В том числе пытаются сделать из скромных тягачей настоящие боевые машины.

Эта страшная кракозябра — станция засечки ядерных взрывов К-612-О (фото: Виталий Кузьмин)

Проблема только в том, что МТ-ЛБ никогда не претендовал на место в первых рядах. Его броня лишь во лбу (не во всём) достигает скромных 14-мм, а в остальных местах — всего семь. Максимум — защитить от шальных осколков близких разрывов или автоматного огня на средней дистанции. МТ-ЛБ — это такой гусеничный грузовик, слегка прикрытый бронёй.

Но кого и когда это останавливало?

Основные конструктивные моменты вездехода

Корпус машины имеет сварную конструкцию из стальных плит небольшой толщины. Броня предназначена для защиты от стрелковых видов оружия. Тем не менее, это позволило сохранить вес у МТЛБ — 9,7 т. Такая скоромная масса позволила инженерам обеспечить вездеход возможностью передвигаться по воде. А высокая проходимость обеспечена гусеничным трактом, создающим низкое давление на поверхность.

Корпус машины оснащен следующими отделениями:

  • двигатель;
  • трансмиссия;
  • система управления;
  • транспортно-грузовой отсек.

Внутри могут свободно размещаться как личный состав, так и пассажиры.

В вездеходе МТЛБУ трансмиссионная подвеска расположена спереди вместе с коробкой передач и поворотным механизмом. За этой частью установлена перегородка из брони с отсеком управления. Отделение также вмещает места для водителя и механика. Обзор за местностью осуществляется через лобовое стекло, оснащенное защитой. Справой стороны на корпусе вмонтирована башня с пулеметом (калибр 7,62). Обслуживание силовой установкой занимается командир тягача.

Отделение с двигателем находится за отсеком с управлением и занимает практически всю среднюю часть. Помимо мотора, здесь находится главный фрикцион.

На корме присутствует отсек для транспортировки грузов и десанта. Кормовые двери и люки, расположенные выше корпуса, используются в качестве входа-выхода.

Главное, что у МТЛБУ есть такая техническая характеристика, как восьмицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-238В. Двигатель обладает мощностью в 300 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 61,5 км/ч.

Катки у машины оснащены воздушной камерой, обеспечивающие движение по водной глади, т. е. транспортное средство способно плавать. Гусеничный тракт тягача осуществляет давление на грунт до 0,45 кг/см², подвеска имеет независимый торсионный тип.

Место работы

МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.

Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.

Особенности эксплуатации


Перед началом зимней эксплуатации необходимо слить все замерзающие жидкости, радиатор заправить антифризом. Проверить работоспособность предпускового отопителя, отвернуть болт крепления дренажной трубки и слить конденсат. При хранении транспортера на открытых площадках при температуре воздуха ниже -15°С рекомендуется снимать батареи на ночь. Для защиты платформы от снега использовать штатный брезентовый чехол.

При эксплуатации вездехода в условиях пустынь и степей необходимо регулярно проверять уровень электролита в батареях и доливать дистиллированную воду. После 20-30 часов работы дизеля (по счетчику) следует промывать фильтр и удалять скопившуюся грязь из бункера циклона. Если планируется ремонт агрегатов, связанный с разборкой узлов, то работы следует выполнять под защитным навесом, не допускающим попадания песка и пыли на сопрягаемые поверхности.

В горных условиях требуется заправить систему охлаждения антифризом, если в контуре используется вода, то она сливается на ночь. При обнаружении в радиаторе следов накипи следует промыть узел специальными реагентами, растворяющими отложение. Уровень электролита в аккумуляторах необходимо проверять через 3-4 дня эксплуатации, для доливки использовать дистиллированную воду. После преодоления загрязненных участков дороги следует очистить радиаторы от посторонних отложений, не допускается попадание воды в картеры бортовых передач вездехода.

История создания МТЛБ

В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно было просто изготовить бронированный корпус, при этом большинство механизмов и узлов остались прежними.

Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.

Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия. Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с обеспечением плавучести машины. Гусеницы МТЛБ имеют низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости.

Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.

Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.

За трансмиссионным отделением, отделенным броневой перегородкой, находится отсек управления. В нем расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.

За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.

В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, предназначенный для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.

Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

Подвеска вездехода – независимая торсионная.

МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Машины на базе

Пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10

Советские и российские

  • МТП-ЛБ — машина технической помощи. Башенная установка с пулемётом отсутствуют, на крыше установлена грузовая платформа
  • МТ-ЛБу (Объект 10) — удлинённая версия, шасси имеет 7 катков с каждой стороны.
  • Объект 26 — шасси 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика».
  • 1РЛ232 «Леопард» — советская станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10
  • 2С24 — самоходное шасси миномётного комплекса 2К32 «Дева»
  • 9А34 — боевая машина ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» (вариант без радиопеленгатора)
  • 9А35 — боевая машина ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» (вариант с радиопеленгатором)
  • 9П149 — боевая машина ПТРК 9К114 «Штурм-С»
  • К-611 — машина радиационной разведки
  • К-612 — машина радиационной разведки
  • АЗМ — российская аэротранспортабельная землеройная машина
  • УДЗМ — российская универсальная дорожно-землеройная машина
  • РХМ «Кашалот» — советская разведывательная химическая машина
  • РПМ — радиационно-поисковая машина
  • 2К21-2 — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б14 «Поднос» и 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд»
  • 2К32 «Дева» — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б24

Болгарские

  • МТ-ЛБ АТ-И — гусеничный минный заградитель
  • МТ-ЛБ МРХР — машина радиохимической разведки
  • MT-LB SE — бронированная медицинская машина
  • МТ-ЛБ ТМХ — самоходный миномёт с 82-мм миномётом М-37М
  • БМП-23 — боевая машина пехоты, вооружённая 23-мм автоматической пушки 2А14 и ПТРК 9К11 «Малютка». В конструкции ходовой части используются элементы МТ-ЛБ и 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика»
  • БМП-30 — боевая машина пехоты с установкой боевого отделения советской боевой машины пехоты БМП-2
  • БРМ «Сова» — боевая разведывательная машина. Имеет три варианта исполнения:
    • «Сова-1» — с радиостанцией Р-130М и телескопической мачтой
    • «Сова-2» — с радиостанцией Р-143
    • «Сова-3» — с РЛС наземной разведки 1РЛ133 переносной станции наблюдения и разведки ПСНР-5 «Кредо»
  • КШМ-Р-81 «Дельфин» — командно-штабная машина
  • «Тунджа» — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта М-120
  • «Тунджа-Сани» — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта 2Б11
  • Р-80 — станция наземной артиллерийской разведки

Польские

  •  — инженерная разведывательная машина
  • «Kroton» — миноукладчик на базе МТ-ЛБ производства «Huta Stalowa Wola S.A.»
  • WEM Lotos — бронированная медицинская машина
  • WPT Mors — машина технической помощи
  • R-137T

    ZWD-1 «Irys» — командный пункт автоматизированного комплекса «Irys».

     — передвижная радиостанция
  • WDSz — командно-штабная машина артиллерийского дивизиона
  • MT-LB-23M «Krak» — зенитная самоходная установка, вооружённая 23-мм зенитными автоматами (в серийное производство не запущен).
  • «Przebiśnieg» — комплекс РЭБ, состоит из трёх машин:
    • SZ — станция радиопомех;
    • SR — станция распознавания;
    • WD krel — командный пункт
  • «Opal-I»/«Opal-II» — модернизация МТ-ЛБ с изменением корпуса, водомётов, установкой нового двигателя SW680/167/1 и башенки с 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ (не пошёл в серию)
  • BWO-40 — боевая машина пехоты с 40-мм орудием Bofors, в начале 1990х годов построен один прототип

Украинские

  • ХТЗ-3Н — демилитаризованный МТ-ЛБ. Транспортная гусеничная снегоболотоходная машина, предназначенная для выполнения транспортных и других специальных работ в условиях бездорожья и в труднодоступных районах. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
  • ТГМ-126 — транспортная гусеничная машина на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский автомобильный ремонтный завод.
  • БМП «Тур» разрабатывается частной украинской компанией «Корт»

Технические параметры

После проведения модернизации МТЛБ (фото) военный оснастили обновленным шасси с гусеничным трактом на 7 катков. Мотор был заменен на ЯМЗ-238В, что в итоге позволило машине иметь более совершенные технические характеристики, нежели у предшественницы. Примечательно, что это относится как к основным параметрам мощности, так и к уровню проходимости.

В рядах ВС России бронетранспортер получил название мотолыга-МТЛБ, «эмтээлбешка».

Ходовые свойства, мощный мотор, высокая грузоподъемность, а также проходимость дают возможность использовать тягач по всей стране. При этом на подвижность не влияет бездорожье и условия Крайнего Севера. Эти качества также ценятся вооруженными силами других государств.

Двигатель

На МТЛБУ установлен дизельный двигатель с восьмью цилиндрами ЯМЗ-238Н-1. Мотор оснащен турбонадувом, что вкупе с 300 лошадиными силами позволяет машине передвигаться по шоссе со скоростью 61,5 км/ч.


Главными техническими характеристиками двигателя, установленного на бронетранспортер, в отличие от старых версий, является внушительное обновление. Так, конструктора добавили:

  • масляный картер с обечайкой;
  • упругую муфту;
  • привод на вентилятор без использования фрикционного колеса.

Габариты МТ-ЛБ

У МТЛБ есть внутри кабина, изготовленная из цельной металлической обшивки. Допускается посадка до восьми человек, не считая личного состава машины. Кроме того, вездеход оборудован закрытым кузовом для транспортировки до 4 тонн груза либо десяти пассажиров.

Таким образом, обновленная версия мотолыги в армии позволяет больше вмещать, а дополнительным бонусом выступает круговой обзор местности. Примечательно, что и кузовная часть также была увеличена до 81 см. Это стало возможным за счет внедрения 7-опорного катка.

Высота аналогично подверглась изменениям — прибавили 20 см, что позволило расширить внутреннее пространство МТЛБУ.

Габаритные характеристики:

Масса, тонна 9,7
ДхШхВ, метры 6,45×2,86×1,86
Объем прицепа на буксире, тонна 4,5
Полезный удельный вес, тонна 2
Скорость по дороге, max км/ч 61,5
Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч 30
Расход топлива зависит от местности от 90 до 120 л/100 км
Клиренс (среднее значение), см 40
Скорость передвижения по водному пространству, км/ч 6

Подвижность машины

МТЛБ-У оборудована 6-ступенчатой коробкой передач, обеспечивающая передвижение бронетранспортера по асфальтированной магистрали, грунтовой дороге, а также по водному пространству и пересеченной местности.

МТЛБ — технические характеристики подвижности (км/ч):

  • максимально развивает скорость по автомагистрали — 61,5;
  • усредненное значение по пересеченной местности — 30;
  • по водному пространству — 6.

Система управления

Основная масса функций блока управления вездеходом находится в свободном доступе для водителя машины. Кроме запуска двигателя, механик способен активизировать отопление и другие системы, необходимые для комфортного нахождения внутри (фото) МТЛБ.

Ходовая машины

Ходовая также претерпела обновление в ходе модернизации. В новой версии установлены 14 опорных катков, 2 ведущих и 2 направляющих колеса. При этом последние обладают натяжными устройствами. Две гусеницы имеют ширину в 56 см и 4 гидроамортизатора.

Подвеска обеспечивает плавный ход, гася удары и толчки во время езды тягача по бездорожью. Дополнительным плюсом является тот факт, что подвеска имеет независимый, торсионный тип.

Расход топлива МТЛБ

МТЛБ — техническое описание (инструкция по эксплуатации) расхода топлива:

60 мин. работы мотора, л 42-43
Расход на 100 км, л от 80 до 100
Расход масла зависит от расхода дизеля до 2%
Дополнительные характеристики
Номинальная грузоподъемность (т):
  • с прицепом;
  • без прицепа
2,12,3
Вес прицепа, тонна 6,7
Колея, метры 2,5
База, метры 3,7
Клиренс, метры от 0,395 до 0,415

Разновидности

Если вы ищите вакансии водителя вездехода МТЛБ, обратите внимание, что на базе этой техники вышло несколько модификаций, а именно:

  1. Снегоболотоход МТЛБ-В. Он ориентирован на эксплуатацию в северных областях. Отличается от штатной модели увеличенным расстоянием между гусеницами, что еще больше снижает давление на почву.
  2. Гражданская версия для решения различных задач в сфере народного хозяйства.
  3. МТЛБ-ВМ. Модель с зенитным пулеметом, калибр которого составляет 12,7 мм.
  4. Вариант ВМ-1К — разработан для работ на значительной высоте над уровнем моря с двигателем мощностью 310 лошадиных сил.

Независимо от модификации, машина должна проходить регулярное обслуживание. Периоды и виды ТО:

  • перед каждым выездом и при длительных стоянках — контрольный осмотр;
  • ежесуточное ТО — после завершения работ;
  • первое техобслуживание — после одной тысячи километров пробега;
  • ТО-2 — 2,5-3,0 тыс.км;
  • сезонный осмотр — при подготовке машины к летнему или зимнему сезону.

Варианты и модификации

СССР и Россия

  • МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант.
    • МТ-ЛБВ — вездеходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см²). Предназначена для северных регионов.
      • МТ-ЛБВ-Н

        МТ-ЛБВ-НС «Алтай» — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.

        — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
      • МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ, вместо башенной установки ТКБ-01-1.
    • МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз».
      • Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80.
        • Объект 6МА1 — модернизация «Объекта 6МА» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17

          Объект 6МА4 — модернизация «Объекта 6МА1» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.

          «Пламя».
        • Объект 6МА2 — модернизация «Объекта 6МА» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
      • Объект 6МА3 — модернизация «Объекта 6МА» с установкой 4 пусковых установок ПТУР 9М133 «Корнет», 7,62-мм пулемёта ПКТМ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42.
        • Объект 6МБ2 — модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».
        • Объект 6МБ3 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
        • Объект 6МБ4 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) — модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300 — 310 л. с., механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
        • МТ-ЛБМ1А7 — вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд», 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
        • МТ-ЛБМ1Б2 — модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
      • МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) — модификация МТ-ЛБ от «Курганмашзавода» с установкой нового двигателя и трансмиссии.
    • МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор. Производитель ОАО «Муромтепловоз».

Украина

  • МТ-ЛБР6 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «ЗТМ-1». Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, 7,62-мм пулемёт КТ, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча». Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
  • — разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс «Положение-2» производства СКБ «Молния» был разработан в 1995-2012 годах и в феврале 2013 года принят на вооружение украинской армии. В апреле 2013 года был изготовлен один демонстрационный образец на шасси МТ-ЛБ.
  • МТ-ЛБ-Т-23-2 — МТ-ЛБ с ЗУ-23, оснащённой бронещитом и новым прицелом — вариант модернизации, предложенный ООО НПК «Техноимпекс» (демонстрационный образец был представлен 21 сентября 2015 на выставке «Оружие и безопасность-2015»).
  • — украинская бронированная медицинская машина на базе МТ-ЛБ.

Польша

  • MT-LB — модификация с установкой 12,7-мм пулемёта ДШКМ.
  • Opal-I и Opal-II — польский лёгкий плавающий многоцелевой бронированный транспортёр-тягач с установкой 12,7-мм пулемёта НСВТ.
  • BWO-40 — боевая машина пехоты с установкой 40-мм пушкой Bofors. Аналогичная башня была установлена ​​на BWP-40.

Казахстан

«Айбат» — самоходный миномёт казахстанского производства, разработанный израильской фирмой «Солтам». Представляет собой МТ-ЛБ, вооружённый модернизированным советским миномётом 2Б11.

Азербайджан

MTLB-AM — азербайджанская модернизация МТ-ЛБ в машину огневой поддержки, именуемую MTLB-AM. Машина оснащена, помимо стандартной башенки с 7,62-мм пулемётом ПКТ, также башней с 15-зарядной пусковой установкой 57-мм неуправляемых ракет (авиационных НАР серии С-5), 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.

История создания

В шестидесятых годах прошлого столетия перед советскими военными инженерами стала задача: чем заменить морально устаревшие тягачи АТП? Выход нашли одновременно с экономически выгодным эффектом: переоборудовать для армейских потребностей серийно выпускаемую технику. Работа водителем вездехода МТЛБ стала востребованной после трансформации транспортера МТЛ в аналог с бронированным корпусом. При этом все основные узлы и детали остались прежними.

Создавалась машина отделением Харьковского тракторного комбината. Начало работ датируется 1964 годом, а выпуск первой серийной машины — двумя годами позже. Корпус вездехода сделан из стальных плит методом сварки, эффективная защита брони рассчитана только против стрелкового оружия. Такой подход позволил сохранить относительно небольшой вес транспортно средства (9,7 т). Плюсом такого решения стало сохранение высокого показателя плавучести. Кроме того, гусеницы техники оказывают низкое давление на грунт, что способствует улучшению параметров проходимости. Корпусная часть включает в себя несколько отсеков: транспортно-грузовое, контрольное, трансмиссионное и моторное отделение. Салон машины довольно просторен и удобен для размещения экипажа и личного состава.

Описание конструкции

Броневой корпус

Броневой корпус МТ-ЛБу цельносварной и состоит из нескольких отсеков:

  1. Отделение управления;
  2. Кормовое отделение;
  3. Отсек двигателя;
  4. Трансмиссионный отсек.

Все отсеки корпуса разделены между собой поликами, перегородками и панелями.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки в МТ-ЛБу используется дизельный двигатель производства Ярославского моторного завода ЯМЗ-238Н с газотурбинным наддувом. Мощность двигателя составляет 300 л. с.

Номинальное число оборотов двигателя составляет 2100 об/мин. При максимальном крутящем моменте равном 1079 Н•м число оборотов составляет не более 1500 об/мин. Во время холостого хода число оборотов составляет 550..650 об/мин. Для удаления пыли из пылесборника используется двухступенчатый воздухоочиститель. Первая ступень инерционная, вторая имеет бумажные фильтрующие элементы.

Трансмиссия механическая. Коробка передач имеет 6 передних и одну заднюю передачу. Включение 3—4 и 5—6 передач синхронизированное.

Ходовая часть

Бронетранспортёр МТ-ЛБу использует гусеничный движитель. Подвеска применяется индивидуальная торсионная, на передних и задних опорных катках имеются гидравлические амортизаторы.

Специальное оборудование

Для эксплуатации машины при низких температурах окружающей среды в МТ-ЛБу предусмотрена воздушная система обогрева, в которую входит отопитель ОВ-65 и электрообогреватель ЭО-1010, который обеспечивает поддержание внутренней температуры обитаемого отсека выше 0°С при температуре окружающей среды −45°С.

Тактико-технические характеристики МТ-ЛБ

Экипаж, чел.: 2Десант, чел.: 11Годы эксплуатации: с 1964Количество выпущенных, шт.: более 9600Компоновочная схема: трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой

Вес МТ-ЛБ

— 9,7 тонн; 12,2 тонн с грузом


Размеры МТ-ЛБ

— Длина корпуса, мм: 6399—6509- Ширина корпуса, мм: 2820—2865- Высота, мм: 1835—1890- База, мм: 3700- Колея, мм: 2500- Клиренс, мм: 395—415

Броня МТ-ЛБ

— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.: 14

Вооружение МТ-ЛБ

— Прицелы: ПП-61Б- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ

Двигатель МТ-ЛБ

— Тип двигателя: ЯМЗ-238В- Мощность двигателя, л. с.: 240

Скорость МТ-ЛБ

— Скорость по шоссе, км/ч: 61,5- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 5—6 на плаву- Запас хода по шоссе, км: 500- Удельная мощность, л. с./т: 19,7—24,7- Тип подвески: независимая торсионная- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,45- Преодолеваемый подъём, град.: 35°- Преодолеваемая стенка, м: 1,1- Преодолеваемый ров, м: 2,8- Преодолеваемый брод, м: плавает

Операторы

Современные

  • Азербайджан Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Ангола Ангола — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Армения Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Бангладеш Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия Белоруссия:
    • Сухопутные войска Республики Беларусь — 50 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
    • Войска коллективной обороны — 20 единиц МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Болгария Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Грузия Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 6 единиц, по состоянию на 2016 год
  • Ирак Ирак — около 400 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Иракский Курдистан Иракский Курдистан — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Исламское государство Исламское государство и Боко Харам — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Казахстан Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Литва Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Македония Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Молдавия Молдавия — 60 единиц МТ-ЛБ и его модификаций, по состоянию на 2016 год
  • Мьянма Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2016 год
  • Нигерия Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Польша Польша — 15 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Россия Россия:
    • Сухопутные войска Российской Федерации — 5500 МТ-ЛБ, из них 2000 на хранении, по состоянию на 2016 год
    • Морская пехота России — 300 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Украина Украина — >2000, по состоянию на 2016 год
  • Уругвай Уругвай — 3 МТ-ЛБ (используются под обозначением М-93), по состоянию на 2016 год
  • Финляндия Финляндия — 102 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2016 год
  • Эритрея Эритрея — 10 МТ-ЛБ, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год

Бывшие

  • Венгрия Венгрия
  • ГДР ГДР
  • Германия Германия
  • США США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году. Не стоят на вооружении
  • Чехословакия Чехословакия
  • Швеция Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год

История

МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада Союза ССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

МТ-ЛБ имеет в войсках прозвища «мотолыга» («маталыга»), «мотолаба», «эмтээлбэшка».

После распада Союза ССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

Партнёрство при производстве ВМПГ

При организации производства вездехода ВМПГ предлагается наладить сотрудничество с производителями МТ-ЛБ нового поколения.

7.1. Корпус ВМПГ предлагается производить изначально самостоятельно.

Он должен быть максимально лёгким с дополнительными рамными элементами. Корпус ВМПГ должен свариваться из листовых конструкций, затем усиливается «г» и «п» образными элементами.

7.2. Ходовую часть ВМПГ предлагается максимально унифицировать с ходовой частью МТ-ЛБ.

Это позволит относительно быстро организовать запуск производства ВМПГ.

Торсион МТ-ЛБ, рассчитанный на вес МТ-ЛБ в 12 тонн против 6 тонн ВМПГ, поднимет ВМПГ над землёй (увеличит клиренс), но это сыграет положительную роль, увеличив его проходимость.

7.3. Впоследствии можно организовать собственное производство некоторых деталей подвески ВМПГ. Например, изготовление колёс осуществлять из пластмассы или стекловолокна.

http://www.vezdeplav.ru/


С этим читают