Мухаммед

Ахль аль-Бaйт – семья Пророка ﷺ

Для обозначения семьи Мухаммеда ﷺ ввели в обиход выражение «Ахль аль-Бaйт». Также с этой целью использовали выражения «Ал-и Расул», «Ал-и Мухаммад», а также «Ытратун Наби».


Ахль аль-Бaйт – это выражение используется для обозначения семьи Посланника ﷺ чаще всего и в переводе с арабского языка «Ахль аль-Байт» имеет несколько значений:

  • используется для обозначения семьи, детей, близких родственников,
  • слово «Ахль» используется для обозначения местного населения той местности, о которой говорят,
  • слово «Ахль» используется также для выражения принадлежности к определенному суждению – «Ахль Сунна»
  • еще одно значение слова — его употребляют, когда человек чего-то достоин или заслужил по заслугам.

Среди синонимов слова «Ахль» есть «Аль» в значении «родственники, семья, близкие», но «ал» употребляют, когда говорят о семье людей избранных.

Слово «байт» в переводе с арабского означает «дом» или «семья». В арабском языке выражение «Ахль аль-Байт» означает «домашние люди и члены семьи» и только во второстепенном значении обозначает «близких родственников».

По традиции, дошедшей до нашего времени, выражение «Ахль аль-Бaйт» используют для того, чтобы обозначить семью Мухаммеда ﷺ. Ахль аль-бaйт, то есть круг его членов семьи и домочадцев, составляли супруги, дети, внуки, а также Али, который был зятем Мухаммеда ﷺ и сыном его дяди.

Жены Пророка

Их было несколько. Как звали первую жену Пророка Мухаммеда? Ее имя — Хадиджа бинт Хувайлид. Она была старше своего жениха на 15 лет. Эта была обеспеченная и знатная женщина из племени курайш. Хадиджа осуществляла торговлю и часто нанимала мужчин, которые помогали вести ей дела. До Мухаммеда она была замужем 2 раза. Все ее предыдущие супруги скончались. И она осталась вдовой. Первая жена Пророка Мухаммеда была его самой любимой женщиной. Он уважал и восхвалял ее.

После смерти Хадиджи второй законной супругой Пророка стала вдова одного из религиозных сподвижников. Ее имя было — Саида бинт Зама. Она была старше Мухаммеда, не отличалась красотой, и у нее не было денег. Но она стала настоящей хранительницей семейного очага.

Третьей женой исламского проповедника была Аиша бант Абу Бакр. Мухаммед посватался к ней, когда она была 6-летней девочкой. А когда девушке исполнилось 19 лет, они заключили брачный союз. Связь была выгодна Пророку. Она позволила укрепить отношения между двумя религиозными подвижниками. Первая жена Мухаммеда была самой преданной мусульманской. После ее смерти, это место заняла Аиша. Интересен факт, что откровения Пророку посылались и в моменты, когда он находился наедине с молодой супругой. С другими женами такого не было. Именно на руках у Аиши скончался Пророк.

Четвертая супруга Мухаммеда – вдова Хафса бин Умар. Ее муж погиб в битве, когда девушке было 18 лет.

Пятой женой Пророка стала Зайнаб бинт Хумайза. О ее жизни известно очень мало. Девушка скончалась спустя несколько месяцев после замужества.


Следующая супруга Мухаммеда — Умм Салама бинт Абу Умая – очередная вдова сподвижника, материальную и духовную заботу о которой взял на себя Пророк.

Зейнаб бинт Джахш – седьмая супруга исламского проповедника; восьмая — Джувайрия бинт аль-Харис – дочь вождя Бану Мусталака. Женитьба с ней стала политическим приемом. Союз позволил вызволить мусульман из плена.

Следующие жены Пророка: Райхана бинт Зейд, Сафия бинт Хуяй – дочь вождя иудеев. Как звали жену Мухаммеда, которая была отправлена ему в качестве презента? Это была Мария аль-Кибтия. Девушка была прислана Пророку, как дорогой подарок от египетского правителя. Это единственная женщина, которая не признала ислам и осталась христианской.

В Медине

После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке. Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии — в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться Мединой (Мадинат ан-Наби — Город пророка), а от первого дня года переселения пророка (хиджра) мусульмане ведут свое летосчисление. Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (мухаджиры), и мединские новообращенные в ислам (ансары). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы мунафикун, т.е. лицемерами). В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.

Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при Бадре (624) — первая, одержанная мусульманами победа; битва при Ухуде (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода Омейядов), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом. Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку. Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» хадж (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в Палестину и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши. Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли халифы — заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют сейидами и шарифами.

В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.

Варианты произнесения и перевод

Послушать и скачать правильное чтение вышеприведенного салавата:

Текст салавата Пророку Мухаммада ﷺ в его транслитерации звучит так:

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун. Ал-лахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!

В переводе смысл текста означает: «О Всевышний Аллах, благослови Мухаммада и его семейство, как Ты благословил Ибрахима и Ибрахима семейство, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О, Всевышний Аллах, пошли Мухаммаду и его семейству благословения, как Ты их послал Ибрахиму и его семейству, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!».

Второй вариант салавата


Слушать и скачать правильное чтение вышеприведенного салавата:

Еще один вариант текста салавата Пророку Мухаммаду ﷺ звучит в его транслитерации так:

«Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма салляйта ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма баракта аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!». В переводе смысл текста его означает: «О, Всевышний Аллах, благослови Мухаммада, его потомство и жён, как Ты благословил Ибрахима семейство, и пошли Мухаммаду благословения, его потомству и его жёнам, как Ты их послал семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!».

Когда же мусульманин упоминает имя Пророка Аллаха ﷺ, либо в его присутствии упоминается имя Пророка Мухаммада ﷺ, следует произнести слова: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммад», или «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад», либо произнести слова: «Салляллаху алейхи ва саллям», что в переводе означает «Мир ему и благословение Аллаха».

В каллиграфии, а также при печати в текстах используют короткий вид салавата обозначающийся символом ﷺ — что пишется на арабском как:

صلى الله عليه وسلم

в транскрипции читается как «салляллаху алейхи ва саллям», а в переводе на русский язык данный текст означает «мир ему и благословение Аллаха».

Имя пророка ﷺ

Чаще всего данное имя ассоциируется именно с Пророком Мухаммадом ﷺ, который жил в 571-632 годах и которого считают основателем Ислама и тем, кто создал в Аравии мусульманское теократическое государство. Пророк Мухаммад ﷺ, как гласит предание, был родом из Мекки, его рождение датируется 19 или 22-м апреля 571 года. Его отца звали Абдулла, и он принадлежал к хашимитам из племени курейшитов – знатному роду, а его мать Амина была дочерью Вахба, который являлся старейшиной своего рода бану Зухра. Своего отца Мухаммад ﷺ не знал – он умер еще до того, как родился Мухаммад ﷺ, так что свое имя он получил от деда Абду аль-Мутталиба, отца своего отца. В то время у курейшитов существовал обычай: после рождения ребенка направляли к арабам-кочевникам, поэтому Мухаммад ﷺ прожил в течение четырех лет у кормилицы Халимы в племени бану Са‘д. Когда ребенку исполнилось четыре года, его вновь отправили к матери в Мекку. С матерью Мухаммад ﷺ прожил недолго – она умерла спустя два года, и маленький Мухаммад ﷺ был отдан на воспитание деду Абду аль-Мутталибу, а когда он скончался, опеку над ребенком взял глава рода хашимитов, дядя Мухаммада ﷺ по отцу Абу Талиб.

Всей своей жизнью праведника Пророк Мухаммад ﷺ доказывал, что более чем достоин носить это благородное имя. С момента, как он покинул этот мир, прошло уже 1500 лет, но и сейчас Пророк ﷺ покоряет умы, завоевывает души и сердца людей по-прежнему, стремясь одержать верх над гнусными пороками и низменными чувствами.

Пророк ﷺ обладал невообразимой силой убеждения, духовной и нравственной мощью, он имел абсолютную уверенность в истинности выбранного пути. Его сердце было переполнено человеческой добротой. Это был человек безграничной правды, он был невыразимо предан тому, что делал, говорил, о чем думал. Он обладал удивительным обаянием и приятными манерами, тонкой душевной красотой, был внешне миловидным человеком. Все эти превосходные качества помогали Пророку ﷺ находить взаимопонимание даже с самыми невежественными и упрямыми людьми, преодолевая недоверие.

Примечания

  1. «Муруджуз-захаб» т.2, стр. 282—283
  2. «Тарихи-Йакуби», в переводе на перс. яз., т. 1, стр. 452—455
  3. М. Уотт. Мухаммад в Медине. с. 436
  4. Али-заде, А. А. Хадиджа бинт Хувайлид // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 830.
  5. Али-заде, А. А. Хадиджа бинт Хувайлид // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 830.
  6. Али-заде, А. А. Хадиджа бинт Хувайлид // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 830.
  7. Watt, Aisha // Encyclopedia of Islam Online
  8. D. A. Spellberg, Politics, Gender, and the Islamic Past: the Legacy of A’isha bint Abi Bakr, Columbia University Press, 1994, p. 40
  9. Karen Armstrong, Muhammad: A Biography of the Prophet, Harper San Francisco, 1992, p. 157.
  10. Denise Spellberg Politics, Gender, and the Islamic Past: The Legacy of ‘A’isha Bint ABI Bakr. (1996) pp. 4-5. ISBN 0-231-07999-0, ISBN 978-0-231-07999-0
  11. ↑ .
  12. Bərki A. H., Kəskioğlu O. Xatəmül-Ənbiyya Məhəmməd ve həyatı. Ankara: 1993. S. 211
  13. Али-заде, А. А. Хафса бинт Омар // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 860.
  14. Али-заде, А. А. Хафса бинт Омар // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 860.
  15. Али-заде, А. А. Зайнаб бинт Хузайма // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 263.
  16. Али-заде, А. А. Зайнаб бинт Хузайма // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 263.
  17. Али-заде, А. А. Зайнаб бинт Джахш // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 261.
  18. Али-заде, А. А. Зайнаб бинт Джахш // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 261.
  19. Али-заде, А. А. Джувейрия бинт Харис // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 274.
  20. Али-заде, А. А. Умм Хабиба бинт Абу Суфьян // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 787.
  21. «Companions of The Prophet», Vol. 1, By: Abdul Wahid Hamid
  22. Али-заде, А. А. Райхана // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 646.
  23. Али-заде, А. А. Маймуна бинт Харис // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 474.
  24. Ibn Ishaq. The Life of Muhammad. — С. 653.
  25. Ibn Ishaq. The Life of Muhammad. — С. 792.
  26. Exegesis (Tafsir) of Quran by ibn Kathir for Chapter 66, verses 1-5 of Quran
  27. Zaad al-Ma’aad, 1/103

Известные носители имени Мухаммед

Имя Мухаммеда ﷺ стало основой для целого ряда имен, которые носят мужчины мусульмане в наши дни. Они представляют собой сокращение имени Мухаммед ﷺ или его более краткое производное. Это Хамид или Гамид, Ахмет или Ахмад, Мехмет, Махмут или Махмуд, а также имя Мамед. Это самостоятельные имена, но они являются производными или родственными имени Мухаммад.


От имени Мухаммед образовано также много фамилий. Среди них такие известные, как Ахметьев и Ахметов, Хамидов и Гамидов, Махмудов и Магомедов, а также многие другие.

Помимо самого знаменитого носителя имени Мухаммад, в честь которого и называют своих детей мусульмане, есть еще ряд знаменитых носителей, среди которых немало личностей, прославившихся на весь мир:

  • Турецкий султан Мехмет II, прозванный Фатих – Завоеватель, совершил то, о чем мечтали его предшественники султаны – в 1453 году он захватил Константинополь, и сделал его столицей Османской империи.
  • Имя Мухаммед носил и знаменитый иракский поэт и мыслитель Физули, которого на самом деле звали которого было Магомед Сулейман оглы Физули или Мухаммед ибн Сулейман. В разных исторических источниках можно встретить упоминание о нем, как о османском поэте, азербайджанском или турецком литературном деятеле. Этот знаменитый носитель имени Мухаммад является классиком турецкой и азербайджанской поэзии в жанре «диван». Он писал свои произведения на арабском, персидском и азербайджанском языке.
  • Еще один знаменитый носитель имени Мухаммед, о котором обязательно надо рассказать, — это Кассиус Клэй, боксер, взявший себе имя Мухаммед Али. Это величайший спортсмен в истории мирового спорта, выигравший Олимпийские игры в 1960 году, многократно становившийся чемпионом мира. Его таланту принадлежит знаменитая тактика «Порхать как бабочка и жалить как пчела», которую на вооружение взяли многие боксеры мира. Мухаммед Али – обладатель титула «Спортсмен века». Имя Мухаммед-Али — состоит из двух производных имен «Мухаммед» и «Али» (Али был двоюродным братом и зятем Пророка Мухаммеда ﷺ, четвёртый праведный халиф Арабского Халифата).
  • Под именем Мухаммед родилось немало знаменитых и очень талантливых спортсменов. Будет уместным вспомнить Мохамеда ад-Деайю, футболиста из Саудовской Аравии, вратаря, который провел рекордное количество матчей за сборную – сто восемьдесят один матч. Заслужил звание «Лучший голкипер Азии двадцатого века».

Краткая хронология

Сражения пророка Мухаммеда
  •  — Абва · Буват · Сафаван · Аль-Ашир
  •  — 1-й Бадр · Кудр · Савик · Бану Кайнука
  •  — Гатафан · Бахран
  •  — Ухуд · Аль-Асад · Бану Надир · Неджд
  •  — 2-й Бадр · 1-й Джандаль · Битва у рва · Бану Курайза · 2-й Бану Лахьян
  •  — Бану Мусталик · Худайбия · Хайбар · Фидак · 3-я Кура · Дат аль-Рика · Бану Бакра
  •  — Мекка · Хунейн · Аутас · Таиф · Табук

Основная статья: Мухаммед в Мекке

  •  — рождение Мухаммеда в Мекке. Ещё до рождения Мухаммеда умирает его отец и Мухаммеда отдают кормилице Халиме бинт Абу Зуайб. В течение 4 лет Мухаммед живёт в кочевом племени бедуинов Бану Сад.
  •  — приезд кормилицы Халимы в Мекку и возвращение Мухаммеда матери Амине.
  •  — путешествие в Сирию вместе с Абу Талибом.
  •  — участие в «Кощунственной войне», где Мухаммед «отражал стрелы щитом, защищая своих дядей».
  •  — поездка Мухаммеда с торговым караваном Хадиджи в город Бусру; женитьба на Хадидже.
  •  — ниспослание первых откровений; начало пророческой миссии Мухаммеда.
  •  — начало публичной проповеди Мухаммеда
  •  — переселение в Эфиопию части сподвижников Мухаммеда от преследований (сам остаётся под покровительством дяди Абу Талиба).
  •  — бойкот клана Бану Хашим против Мухаммеда.
  •  — смерть Хадиджи и Абу Талиба; попытка переселения в город Ат-Таиф; окончание бойкота клана Бану Хашим против Мухаммеда.
  •  — тайное соглашение Мухаммеда с группой жителей Медины об особой роли третейского судьи.
  •  — Исра и Мирадж; первая присяга при Акабе.
  •  — хиджра, переселение в Медину.

Основная статья: Мухаммед в Медине

  •  — начало войны против мекканских многобожников
  •  — битва при Бадре; женитьба на Аише.
  •  — женитьба на Хафсе и Зайнаб бинт Хузайма; битва около горы Ухуд.
  •  — женитьба на Умму Салама; битва у рва.
  •  — женитьба на Джувейрие бинт Харис и Зайнаб бинт Джахш.
  •  — женитьба на Сафие бинт Хуай, Умм Хабибе и Маймуне бинт Харис; Байа Ридван и Худайбийский мирный договор; попытка Зайнаб бинт Харис отравить Мухаммеда.
  •  — мирное паломничество мусульман и Мухаммеда в мекканское святилище при Каабе; нарушение курайшитами соглашения при Худейбии.
  •  — капитуляция Мекки; прибытие групп Бани Укайл, Бани Калб, Бани Килаб, Бани Туджиб, Бани Гатафан, Бани Ханзала бин Малик, Бани Кудаа, Бали и Бани Бахра в Медину и принятие ими ислама.
  •  — прибытие групп Бани Азд, Абна, Бани Тай, Бани Амир бин Сасаа, Бани Кинда, Бани Туджиб, Бани Рахавийин, Бани Гафик, Бани Махра, Бани Ханифа, Бани Анс, Бани Мурад, Бани Абд аль-кайс, Бани Хилаль, Бани Руха и Бани Зубайда в Медину и принятие ислама.
  •  — прощальное паломничество в Мекку; прибытие в Медину одной группы из Бани Мухариба и Бани Наха и принятие ими ислама; 8 июня — смерть и похороны Мухаммеда.

Литература

Надписи-украшения в мечети с именами Мухаммада и праведных халифов (справа налево: Мухаммад, Умар Фарук (ибн аль-Хаттаб))

Имена Посланника Аллаха ﷺ, которые указываются в хадисах и Коране, как указываются и качества и достоинства, прозвища, имеющие значения для исламской религиозной культуры, легли в основу и стали вдохновением для целого ряда произведений в жанре прозы. Из этих произведений самым известным можно назвать произведение Сулеймана Джезули, в котором объясняются значения имен Пророка Мухаммада ﷺ числом двести одно. Однако среди них есть безосновательные, и автором была проявлена крайность в некоторых именах и качествах, приписываемых к Пророку ﷺ.

Поскольку классическая художественная литература тесно связана в мире человека с культурой религии, то существуют такие жанры и типы произведений, которые связаны с личностью Посланника Аллаха ﷺ – они носят название маулид (те, что имеют отношение к дню рождения Порока Мухаммада), сира (те, что предполагают жизнеописание Пророка Мухаммеда ﷺ), а также жанр канонического искусства, которое предполагает воссоздание словесного портрета Мухаммеда ﷺ или хилйа. Также существуют такие виды, как мираджнамэ, суть которого – это рассказ о том путешествии, которое совершил на небо ночью Посланник Всевышнего ﷺ, как рассказ о том, как Посланник Аллаха ﷺ со своими последователями переселился в Медину из Мекки, или хиджра ан-Наби из Мекки в Медину. Книги о заступнической деятельности Пророка Мухаммеда ﷺ относятся к виду шафаатнамэ, а сорок хадисов, в которых повествуется о самых важных аспектах исламской религии, относятся к виду арбаун.

Существуют не только такие прозаические литературные произведения мусульман, в которых повествуется о достоинствах Пророка Мухаммада ﷺ и раскрывается их сущность: но также и отдельные стихотворения, которые также посвящены этой теме, и являются независимыми от основной религиозной культурологической линии. Такие стихотворения являются составной частью стиля асма ан-Наби, занимают особое место в своем ряду, но поскольку их не так много, то и известностью особенной среди мусульман они не обладают.

Смерть

Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.

Могила пророка Мухаммеда

Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.

Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети — глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.

Характеристика имени

Маленький Мухаммед растет аккуратным, нерешительным ребенком. Эти черты его личности не изменяются и с возрастом – взрослый мужчина все также остается старательным и спокойным. Мальчика отличает хорошая память. У его имеется множество талантов, которые рекомендуется активно развивать. В детские годы Мухаммед – настоящий перфекционист. Он все старается сделать лучше, чем другие. Самым лучшим поощрением для него станет одобрение взрослых и их признание. Именно похвала становится тем «моторчиком», который вдохновляет ребенка на новые свершения. В подростковом возрасте Мухаммед старается заслужить похвалу своими успехами в школе. Обладатель имени – справедливый, верный, спокойный человек, который всегда готов прийти на помощь. Он способен оказать и моральную, и материальную поддержку. Мухаммед – щедрый, но не расточительный. Он умеет планировать, рассматривая ситуацию как в целом, так и в отдельных деталях. Такой подход позволяет Мухаммеду делать правильный выбор во всех направлениях. Мужчина не любит «топтаться» на одном месте – ему жизненно необходимо двигаться вперед. Есть в характере Мухаммеда и сложные черты. Проявляются они в семейной жизни. Мужчина чрезмерно строго относится к членам своей семьи – он никогда не допустит, чтобы они делали что-то неполезное либо противозаконное. Мухаммед слишком много времени уделяет воспитанию сына. Хотя это ему не всегда удается делать правильно. Семья для Мухаммеда – небольшое государство, в котором он сам устанавливает свои многочисленные правила и законы. Выполняться они должны неукоснительно. Но, несмотря на столь суровые взгляды, Мухаммед – отнюдь не деспот. Для мужчины имеет значение мнения и желания домашних. Он старается обеспечить им комфортные условия, но последнее слово всегда остается на Мухаммедом. Обладатель имени становится любящим мужем, который с готовностью берет на себя заботу о жене и детях. Супруга этого мужчины должна стать ему другом и только потом любовницей.

Истоки

У некоторых крупных религий были периоды иконоборства, когда под запрет попадали те или иные изображения. В иудаизме одна из Десяти заповедей запрещает изображения «того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Византийской империи было два периода иконоборчества: в VIII и IX веках. В это время изображения святых были запрещены, в церквях могли находиться только христианские кресты. В новейшее время различные группы протестантов участвовали в спорах о допустимости икон святых. В целом разногласия вызывает вопрос, не становится ли изображение важнее того, что оно собственно изображает. В одних хадисах содержится прямой запрет на изображения живых существ, в других к таким изображениям относятся спокойно, но нигде не одобряют их. Из-за этого большинство мусульман избегает изображений Мухаммеда и других пророков ислама, к примеру, Исы и Мусы.

Изображение Мухаммеда в исламской литературе

В хадисах и других литературных произведениях раннеисламского периода имеются описания портретов Мухаммеда. Абу Ханифа ад-Динавари, Ибн аль-Факих, Ибн Вахшия и Абу Нуайм аль-Исфахани рассказывают историю о том, как византийский император Ираклий I принимает двоих жителей Мекки. Он показывает им сундук с отделениями, в каждом из которых хранится по портрету пророка, в том числе портрет Мухаммеда. рассказывает такую же историю о посещении мекканцами короля Китая. Ибн Вахшия и Абу Нуайм рассказывают ещё одну историю, в которой мекканский купец, поехавший в Сирию, посещает христианский монастырь, где хранится несколько скульптур и картин, изображающих пророков и святых. Там же он видит портреты Мухаммеда и Абу Бакра, не опознанных христианами. В истории XI века говорится о том, как Мухаммед позировал придворному художнику сасанидского шахиншаха Кавада II. Каваду портрет настолько понравился, что он хранил его под подушкой.

Позднее Макризи записал историю о том, как правитель Египта Мукаукис встречается с послом Мухаммеда и просит посла описать внешность пророка. Сравнив описание с изображением неизвестного пророка, Мукаукис обнаруживает, что на изображении действительно Мухаммед.

В китайской легенде XVII века император Китая приглашает Мухаммеда ко двору, но Мухаммед в ответ присылает свой портрет, который настолько очаровывает императора, что он принимает ислам. После этого портрет, выполнивший свою миссию, исчезает.

Мнения

Сведения о Мухаммеде, которые можно найти в Коране, сире или хадисах, дают лишь намек на глубину и величие Его личности. Поздние исламские биографии носят агиографический характер и, как правило, основаны на арабских первоисточниках. В некоторых общинах Южной Азии на празднике в честь дня рождения Пророка (см. Маулид ан-Наби) читаются поэтические биографии Мухаммада, в которых ощущается определенное влияние индусов. До недавнего времени биографии Мухаммада, публикуемые на Западе, показывали Его как личность неоднозначную, не внушающую ни симпатии, ни уважения. Редко, но можно встретить книги, представляющие Мухаммада в ином свете. В настоящее время в академических работах западных ученых-исламистов наблюдается тенденция представить образ Пророка более объективно и позитивно.


С этим читают