Национализм

Литература

  • Верховский А. М., Кожевникова Г. В.. Радикальный русский национализм: структуры, идеи, лица. М.: Центр «Сова», 2009. ISBN 978-5-98418-017-7
  • Гринфельд, Л. Национализм. Пять путей к современности. (пер. с англ. Т.Грингольц, М.Вирозуба) — М.: ПЕР СЭ, 2008. ISBN 978-5-9292-0164-6
  • Ильин И. А. О русском национализме: Сборник статей. М: Российский фонд культуры, 2007.
  • Кирьянов Ю. И. Правые партии в России 1911—1917 гг. 2001. ISBN 5-8243-0244-8.
  • Строганов В. Русский национализм. Санкт-Петербург : тип. А. С. Суворина, 1912.
  • John B. Dunlop. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. Princeton University Press, 1983.
  • John B. Dunlop. The new Russian nationalism. 1985.

Различие между национализмом и нацизмом

Последователи национализма более терпимо относятся к представителям других рас. К тому же нужно разобраться, кто такие националисты, объединяющиеся по религиозному или территориальному признаку. Национализм не во всех случаях противоречит рыночной экономике, свободе мышления и слова. Это течение в политике способно справиться с конструктивной критикой и вписаться в правовое поле государства.


А вот отвечая на вопрос, кто такой социал-националист, можно сразу отметить полное отсутствие личной свободы народа. Это человек, который придерживается идеологии тоталитарного государства.

Противодействие национализму

В 2007 году президент Путин поставил перед ФСБ задачу жестко противодействовать национализму. В 2009 году президент Медведев, выступая на расширенном заседании коллегии ФСБ, указал, что «в числе первостепенных задач остается и жёсткое противодействие национализму и экстремизму». В 2011 году на встрече с представителями ветеранских организаций Путин заявил, что ветеранские организации России должны участвовать в патриотическом воспитании молодёжи и противодействовать националистическим идеям.

Вместе с тем президент Путин в марте 2008 года заявил, что будущий (на тот момент) президент «Медведев — не меньший, в хорошем смысле слова, русский националист, чем я. И я не думаю, что нашим партнёрам будет с ним проще. Он — настоящий патриот, и будет самым активным образом отстаивать интересы России на международной арене».

Что общего между нацизмом и национализмом

В Российской империи, в отечественной философской среде, в свое время увлекались идеями национализма. Философ И. А. Ильин именовал гражданский патриотизм «русским национализмом», усматривая в этом явлении большой потенциал и «волю к расцвету… грядущей России».

Негативная окраска понятий «националист» существует не только в России. Словом «нацист» часто называют именно активных патриотов из других стран.

Считается, что националист любит свою родину и народа, а нацист ненавидит другие страны и народы. Как известно, именно под знаменами нацизма и с идеями расового превосходства начинался нацизм в Германии, объединившись вокруг Адольфа Гитлера и его идеологов.

В РФ сегодня официально зарегистрировано 53 националистических, нацистских и ультраправых организаций. Нет ничего плохого в объединении масс вокруг своей страны, народа и его этнической культуры, отстаивании приоритетов титульной нации.

Но мир смотрит с опаской на крайне правые проявления национализма, расовой и этнической нетерпимости.

Примечания

Комментарии
  1. В России не могут быть созданы «русская», «чукотская», «православная» или, допустим, «буддистская» партии. Такое решение принял Конституционный суд (КС) в 2004 году, признавший соответствующей Основному закону норму закона «О политических партиях», запрещающую их организацию по национальному, религиозному и профессиональному признакам. Их создание, по мнению КС, «может привести к приданию доминирующего значения этнической идеологии» и «открыть путь религиозному фундаментализму».
Источники
  1. Greenfeld L. The formation of the Russian national identity: the role of status insecurity and ressentiment // Comp. Stud. Soc. Hist. 1990. Vol 32, No. 3. P. 549.
  2. Из письма А. Ф. Благонравову от 19 декабря 1880 г. — XXX. Кн. 1, 236
  3. Цвілюк С. А. Українізація України. Тернистий шлях національно-культурного відродження доби сталінізму. «Маяк», Одесса, 2004 ISBN 996-587-115-3
  4. Verdery K. What Was Socialism, and What Comes Next? Princeton: Princeton Univesity Press., 1996.
  5. Паин Э. А., 2003.
  6. Русские: этносоциологические очерки / Под. ред. Ю. В. Арутюняна и др. М., 1992. С. 415.
  7. Гудков Л. Русский неотрадиционализм и сопротивление переменам // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. ISBN 5-201-13747-4 °C. 132—133.
  8. Данил Пистолетов. . Данил Пистолетов — русский националист (11.03.2020).
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 августа 2013.

Региональный национализм[править | править код]

Подъём национализма народы России и их национальные элиты переживали дважды. Первый период активизации начинается революционным подъёмом начала XX века, достигает пика в момент фактического распада страны и сходит на нет в годы сталинских репрессий. Второй период охватывает период распада СССР и завершается к началу XXI века, когда были окончательно решены проблемы в отношениях между федеральным центром и субъектами РФ.

Современный периодправить | править код

В настоящее время проявления национализма нередко встречаются в национальных субъектах Российской Федерации. В частности, они могут быть направлены против русских, а также против Русской православной церкви и против федеральных властей. Также, в связи с этим, распространены сепаратистские настроения в национальных республиках РФ. В центральных регионах РФ, национализм направлен против людей приехавших из других регионов страны, отличающихся внешностью и расой.

В Чечне
  • Чеченский конфликт
  • Этнические чистки в Чечне

См. также: Русофобия

Национализм и нацизм

Эти два понятия наиболее часто ставят рядом и используют как синонимы даже некоторые националисты России. Фото, где рядом будут стоять патриот своей страны и солдат Третьего Рейха, не внесет ясности. Вроде разница и есть, но граница эта зыбкая.

Национализм в своей основе придерживается таких ценностей, как верность своей нации, её политическую и экономическую независимость, культурное и духовное развитие на благо народа. Это понятие сродни патриотизму, оно объединяет людей, не взирая на классовость. Националисты России – это люди, которые стремятся к благу всего народа нашего государства.


Нацизм – сокращенная форма национал-социализма. Главной целью этой идеологии является установление на конкретной территории власти одной расы, при этом интересы других национальностей жертвуются в пользу главенствующей. Ярким примером в истории является деятельность Третьего Рейха.

Источники

  1. ↑ Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 559 с.
  2. Кон Г. Национализм: его смысл и история // Проблемы Восточной Европы. Вашингтон, 1994. № 41-42. С. 88-169.

  3. ↑ Смит Э. Д. 2004.
  4. Ренан Ж. Э. 1882.
  5. Геллнер Э. 1991.
  6. «Мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев» (Массимо де Адзельо)
  7. Взгляд, что нация является типом этноса, также встречается в работах по обществоведению. См. например, Учебный социологический словарь / Под ред. С. А. Кравченко. Изд. 2-е. М.: Анкил, 1997, С. 90. ISBN 5-86476-090-0
  8. Хобсбаум Э. 1998.

Типологии национализма

Э. Геллнер выделяет три типа национализма. Первый — это национализм мигрантов, которые, не имея доступа к власти, лишены и полноценного доступа к образованию и культуре, традициям принимающего социума. Этот тип с присущими ему с националистическими предрассудками характерен также для малых этнических групп, попадающих в разряд ущемлённого меньшинства и сталкивающихся с проблемами ассимиляции.

Второй тип — это национализм народов Запада и Востока, возникающий на основе неравенства в мировых экономических, культурных и политических процессах. Сюда включается национализм народов Восточной Европы, возникший в XX в. как протеса против насильственного удержания в коммунистическом блоке.

Третий тип — национализм диаспоры, народов, которые «всегда были более процветающими и способными лучше понять производительные экономические системы современной Европы», чем окружающее их сообщество.

Э. Хаас выделяет (1924—2003) следующие типы национализма:

  1. либеральный, рассматривающий нацию как общность, имеющую целью реализацию прав и свобод индивидов и содействующую тем самым обеспечению счастья для всех; он тесно связан с идеями духовного и материального прогресса;
  2. якобинский, который отличается от либерального тем, что предписывает общности распространять либеральный национализм среди других народов;
  3. традиционный, создающий или воскрешающий миф о древнем золотом веке солидарности, идеализирующий традиционные обычаи и ценности и стремящийся использовать их для мобилизации масс;
  4. синкретический, который, как и традиционный, стремится защитить общность от чуждых идей, но перенимает то новое, что считает подходящим для своих целей;
  5. интегральный, который жёстко подчиняет благо граждан выживанию общности, воспринимаемой как монолитная и органическая целостность.

Дж. Бройи различает сепаратистский национализм, реформаторский, направленный на придание существующему государству более чётко выраженного национального характера, и ирредентистский, целью которого является объединение нескольких государств или присоединение части одного государства к другому.

Типологии национализма, построенные на отечественном материале, приводятся в книгах «Распад Советского Союза: этнополитический анализ» С. В. Чешко и «Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов» (авторский коллектив; Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова).

Национал-патриотический русский марш. 2008 г.

Виды национализма в СССР, по С. В. Чешко, соответствовали положению того или иного парода в советской государственной системе. Национализм титульных наций союзных республик был направлен на обретение большей самостоятельности по отношению к союзной власти, а внутри республик — на усиление привилегированного положения своей национальности. Особенностями национализма статусных народов автономий были его оборонительный характер и лояльность к центральной власти, поскольку последняя рассматривалась как возможный защитник от экспансии наций союзных республик. Такими же чертами обладал национализм бесстатусных народов (этнических меньшинств), у которых возможностей для защиты было ещё меньше.

Авторы книги «Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов» выделяют

  1. национализм классический, выражающий стремление к полной независимости (в СССР — республики Прибалтики, Грузия, Украина, Армения, Молдавия, в России — республика Ичкерия);
  2. национализм паритетный с ярко выраженным стремлением к полному суверенитету, который в силу внешних и внутренних причин ограничен за счёт передачи части полномочий центру (в СССР — Азербайджан, Казахстан, республики Средней Азии, которые стремились к конфедеративному устройству, а полную самостоятельность получили в результате распада СССР, в России — Татарстан, Башкортостан, Тува);
  3. экономический национализм, при котором доминирующим принципом в декларациях и действиях является самостоятельность в экономической сфере и эта самостоятельность рассматривается элитой как путь к возможно полному суверенитету (Саха (Якутия), на отдельных этапах — Татарстан);
  4. защитный национализм, при котором доминируют идеи защиты культуры, языка, территории, демографического воспроизводства и т. д. (осетинский, ингушский национализм, этнокультурный национализм в Карелии, Коми).

Поделиться ссылкой

Гражданский национализм

Основная статья: Гражданский национализм

Раскрашенная в цвета национального флага автомотриса (Томск)

Другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм

См. также: Гражданство

Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д.

При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре.

В конце XIX века Ренан обратил внимание на роль гражданского национализма в повседневной жизни: «Существование нации — это повседневный плебисцит, как существование индивидуума — вечное утверждение жизни». Действительно, как показал Геллнер, в современных нациях на протяжении всей своей жизни граждане активно подтверждают свою национальную принадлежность и тем самым легитимный статус государства.. Что касается «исконных» с культурно-этнической точки зрения представителей нации, то согласно гражданскому национализму их может и не быть


Важнее, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

Что касается «исконных» с культурно-этнической точки зрения представителей нации, то согласно гражданскому национализму их может и не быть. Важнее, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

Гражданский национализм более выражен в тех молодых нациях, которые возникли в уже существующем государстве с достаточно однородным в плане культуры населением. Именно так обстояло дело в предреволюционной Франции, поэтому ранний национализм активно поддерживал идеи свободы личности, гуманизма, прав человека, равенства. Для него были характерны рациональная вера в общечеловеческое и либеральный прогресс. Однако он играл важную роль и в более позднее время. Так, в середине XX века национально-освободительная борьба стран третьего мира с колониализмом часто опиралась на гражданский национализм как путь к интеграции общества, противопоставляя его характерному для империализма принципу «разделяй и властвуй». Выразителями подобных идей были Ганди, Неру, Мандела, Мугабе.

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды.

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической (иногда религиозной) принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

Либеральный национализм напротив, делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение по отношению к общечеловеческим нормам, таким как права человека. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих. Одной из современных трудностей этого движения является политика государства по отношению к этническим меньшинствам. Сторонники мультикультурализма считают допустимой государственную поддержку этнических субкультур и признание коллективных прав меньшинств, чтобы они в свою очередь согласились идентифицировать себя с нацией. Сторонники индивидуальных свобод выступают против любого вмешательства государства.

Современный период

«Флаг гербовых цветов Российской империи», часто используемый русскими национал-монархистами

В постсоветский период распад страны, крушение социалистических идеалов, разочарование в экономических реформах, погромы на национальной почве в Туве, Чечне, Ферганской долине заставили многих людей обратиться к партиям и движениям, действующим в соответствии с идеями национализма, в том числе в его крайних формах: этнические, объяснявшие происходящее сговором нерусских против русского народа.

В начале XXI века национализм стал набирать популярность в народе, однако тяготение к этническому и гражданскому национализму до сих пор находится в неустойчивом равновесии. Параллельно рост трудовой миграции обострил межнациональные отношения. В 2006 году межэтнический конфликт в Кондопоге вызвал широкий резонанс в обществе. В конце 2010 года в городах России прошла волна массовых митингов и столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик. Русское общественное движение выдвинуло лозунг «Хватит кормить Кавказ». Появились проекты преобразования России в унитарно-федеративное государство.

Согласно распространённой точке зрения, переход России от имперского к национальному государству до сих пор не завершён, и на эту тему продолжаются дискуссии. Традиционалисты отстаивают идею укрепления вертикальных опор государства, в то время как модернисты призывают к его национализации и усилению горизонтальных общественных связей.

В 2005 году аналитики ВЦИОМ сделали вывод, что негативный результат процесса строительства государства-нации, в особенности подчинение политики корпоративным интересам, вызвал рост этнического самосознания русских, который выступает в качестве замены государственной идеологии.

Понимание современного национализма, проповедуемого идеологами национализма и различных течений неоязычников и язычников, отличается от того смысла, который вкладывался в русский национализм XIX века. Русский философ, писатель и публицист И. Ильин, тяготевший к традиции славянофилов, дал следующее понятие русскому национализму: «И вот, русский национализм есть не что иное, как любовь к исторически сложившемуся духовному облику и акту русского народа; он есть вера в это наше призвание и в данные нам силы; он есть воля к нашему расцвету; он есть созерцание нашей истории; нашего исторического задания и наших путей, ведущих к этой цели; он есть бодрая и неутомимая работа, посвященная этому самобытному величию грядущей России. Он утверждает свое и творит новое, но отнюдь не отрицает и не презирает чужое. И Дух его есть дух Иоанновского христианства, христианства любви, созерцания и свободы, а не дух ненависти, зависти и завоевания. Так определяется идея русского национализма». В то же время, порицая национализм в общепринятом его смысле, он писал так: «Чувство и воля националиста, вместо того, чтобы идти в глубину своего духовного достояния, уходит в отвращение и презрение ко всему иноземному» <…> «Национализм отрывается от главного, от смысла и цели народной жизни — и становится чисто инстинктивным настроением, подвергаясь всем опасностям обнаженного инстинкта: жадности, безмерной гордыне, ожесточению и свирепости. Он опьяняется всеми земными соблазнами и может извратиться до конца. От этой ошибки русский народ был огражден, во-первых, своим прирожденным религиозным смыслом; во-вторых, Православием, которое сообщило нам, по слову Пушкина, „особенный национальный характер“ и внушило нам идею „святой Руси“. „Святая Русь“ не есть „нравственно праведная“ или „совершенная в своей добродетели“ Россия: это есть правоверная Россия, признающая свою веру главным делом и отличительной особенностью своего земного естества».

Русский национализм и российский патриотизм

Некоторые патриоты России могут не быть русскими националистами и даже становиться врагами русского народа по принципу «земля хорошая, а вот русских на ней слишком много».

Поскольку официально заявляется, что Российская Федерация не является государством русского народа, но государством некоего «многонационального народа», то российский патриотизм следует считать скорее противоположным русскому национализму. Под флагом российского патриотизма вполне возможны действия, наносящие русскому народу вред и даже ведущие к его исчезновению (например, привлечение в страну большого числа нерусских мигрантов-азиатов, пропаганда малодетности и бездетности, смешанных браков; вывод финансовых средств за рубеж вместо развития своей экономики).

Крайний национализм

Муссолини и Гитлер — идеологи фашизма и национал-социализма

См. также: ксенофобия, шовинизм, нацизм, фашизм, ирредентизм и сепаратизм

Крайние формы национализма нередко ассоциируются с экстремизмом и ведут к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям.

Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму.

Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия). Свои точки зрения они обосновывают большей частью вымышленной историей и тенденциозной трактовкой фактов.

При изучении этого сложного явления следует учитывать реальную разницу между нацизмом, фашизмом и национализмом. Иначе совершенно невозможно всерьёз говорить о каждом из них в их действительной онтологии.

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, называют сепаратизмом борьбу малых народов за национальную независимость , — и наоборот.

Некоторые сторонники модернизма (см. Национализм (изучение)) полагают, что крайний национализм является пережитком доиндустриальной эры, который проявляет себя в виде периодических вспышек, но со временем отомрёт или перетечёт в более «приемлемый» патриотизм. Это находит подтверждение в том, что различные формы крайнего национализма легко смешиваются. Например, ксенофобия направлена прежде всего против самих иностранцев, а не против культурного импорта (этнических ресторанов, фильмов, моды и т. д.).

Ксенофобия препятствует ассимиляции, поскольку если большинство не считает этнические меньшинства частью нации, то меньшинства тем более испытывают затруднения с такой идентификацией.

Литература

  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. ISBN 5-93354-017-3
  • Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.
  • Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. — М.: Праксис, 2002. — 416 с. — ISBN 5-901574-07-9
  • Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Пер. с англ. А. В. Смирнова, Ю. М. Филиппова, Э. С. Загашвили, И. Окуневой. — М.: Праксис, 2004. — 464 с. — ISBN 5-901574-39-7
  • Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. // Пер. с англ. — СПб.: Алетейя, 1998. — 306 с.

Упадок национализма

Классовая теория конца XIX века стала серьезным конкурентом национализму. И Маркс, и Ленин писали, что национальная идея – это яд, которым буржуазия отравляет сознание широких масс, чтобы те забыли о своих истинных врагах – капиталистах-угнетателях. Марксизм выдвинул лозунг интернационализма и космополитизма в пику привязанности к конкретному народу.

Еще один удар по национализму нанесли фашизм и нацизм. Радикальные формы национализма первой половины XXвека дискредитировали всю эту идею. В Италии и особенно в Германии о нации и народе с тех пор стало неудобно говорить. В XIX веке формирование национальных государств было шагом вперед, но во второй половине XX века национализм стал тормозить развитие стран.

Казалось, что в мире национализм отходит на второй план, уступая интеграции и глобализации. Если раньше национальные различия подчеркивались, то сегодня их стараются скрыть. Национализм остается уделом фанатиков, не имеющих другого повода для гордости, кроме как данная при рождении принадлежность к какому-либо народу, думали многие.

Однако правый поворот во многих странах последних лет, избрание президентом США Дональда Трампа, а Бразилии — радикального националиста Жаира Болсонару заставило многих усомниться в том, что национализм ушел навсегда. Сегодня он поднимает голову и в таких странах, как Украина, Польша или Израиль.

Причины возникновения национализма

В сложные исторические периоды к группам и партиям националистов примыкают толпы относительно «холодных» людей, если видят среди них харизматичного, способного к объединению масс, лидера.

Во времена, когда гражданское самосознание достигает определенной кульминации, но не происходит никаких улучшений, возвращаются к национализму, от которого отказались в предыдущую эпоху.

Иногда не остается другого способа для объединения населения, чтобы стремиться к достижению общих целей, несмотря на различие интересов и расслоение общества.

Людей, возводящих общее наследие, национальные традиции и традиционные ценности в ранг поклонения, часто называют националистами или даже нацистами.

Нередко в отдельно взятой стране подобная политика нагнетается пропагандой в СМИ. Но бывает, что это «видят со стороны» (из другой страны), разжигая неприязнь и конфликты между народами.


Но сами массы не усматривают в собственном патриотизме ничего крайне националистического.

Люди, работающие на разжигание конфликтов, часто не могут найти другой причины, чтобы наращивать враждебное настроение к гражданам соседних стран или в отношении какого-то этноса внутри государства.

Поэтому поиски крайне правых националистов, выдаваемых на «нацистов», становятся их целью.

Справедливости ради стоит заметить, что «раскапывание старых скелетов в шкафу» может действительно спровоцировать подобные настроения.

Внешняя пропаганда может создать настоящую платформу для формирования самосознания определенного этноса на почве национализма и забытых идолов прежних времен.

Националистические партии и организации

На территории России в каждом субъекте есть организация, партия, секция, относящая себя к националистической. Футболки, кепки, шарфы с надписью «Я русский» известны каждому. Полный список националистов России огромен, но среди них можно выделить основных.

Умеренные организации. В их цели входит, как правило, правовая защита русских, информационная составляющая, защита православия и Русской православной церкви, политическое просвещение и религиозное. Некоторые призывают к сопротивлению политике государства, направленной на учет интересов многонационального населения страны, без насилия. В идеологии таких организаций отсутствует расизм и призывы к агрессии. Самые известные из них — это Народный союз, Русское общественное движение (РОД), Национал-патриоты России, Движение против нелегальной миграции.

Радикальные организации. Такие выражают свое мнение более резко, их методы и программы мало кого оставят равнодушными, даже русские люди реагируют на них как положительно, так и отрицательно. Они стремятся к установлению авторитарного управления, жесткой дисциплины и воспитания верности лидеру, их идеология очень похожа на фашистскую, некоторые так себя и называют. Часть из них организуют скинхедов младшего возраста, какие ориентированы на дореволюционную Россию (организация Черная сотня, кто знает историю, тот содрогнется). Многим из них свойственны сепаратизм и экстремизм. Самые известные их них — это НПФ «Память», Народная национальная партия, Движение и гвардия Александра Баршакова, Истинное русское национальное единство, Национальный союз.

Этнический национализм

Другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм

См. также: Этнос

Согласно этническому национализму, нация является фазой развития этноса. Он утверждает, что любая нация имеет этническое ядро и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» в Восточной Европе (в том числе в России) называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме.

Этнический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ или сверх-семью, кровнородственное сообщество.. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления (историческую память), которые способны стать ориентиром для общества

Поскольку устная традиция и личный опыт часто оказываются для этого недостаточными, средства коммуникации (язык, печать и т. д.) играют крайне важную роль.

Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления (историческую память), которые способны стать ориентиром для общества. Поскольку устная традиция и личный опыт часто оказываются для этого недостаточными, средства коммуникации (язык, печать и т. д.) играют крайне важную роль.

Этнический национализм исторически возник в условиях, когда границы государства не совпадали с культурными или этническими границами и стремился привести одно в соответствие с другим. Нация при этом формировалась до государства. Романтики XIX века подчёркивали, что не всякий этнос обладает достаточной силой, чтобы стать нацией.

В отличие от гражданского национализма, этнический делает акцент на интуиции, а не на разуме; на исторической традиции, а не на рациональном прогрессе; на исторической разнице между нациями, а не на их общих устремлениях. Границы национального государства определяются географическим распределением культуры, а не стремлением закрепить контроль над материальными ресурсами.

При анализе националистической риторики следует отличать требования самоопределения от призывов к солидарности по этническому признаку. Последнее часто делается с целью усилить влияние этнических групп, которые не стремятся к национальной автономии.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».

Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения культурного единообразия нации.

Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими и расовыми факторами, кровью. Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация и право нации на верховную власть в стране имеют древние этнические корни и потому носят естественный характер. В плане государственной политики, активная поддержка культуры этнического большинства сочетается с её изоляцией от других этнических групп и неодобрением ассимиляции.

Правый сектор

Правым сектором называют объединяющую группу, в которую входят многие организации. Инициатива создания Правого сектора принадлежит Организации «Тризуб» имени Степана Бандеры. В дальнейшем к этому течению присоединились различные группы людей — организованные и не организованные. Эти группы по-разному объясняют, кто такие правые националисты. Но тем не менее они все придерживаются националистического направления, несмотря на некоторое различие взглядов. К примеру, основатель Правого сектора – организация «Тризуб» – придерживается понятий украинского национализма в интерпретации Степана Бандеры. Организация «Патриот Украины», также входящая в состав Правого сектора,исповедует социальный национализм.


С этим читают