Национальная безопасность россии

Выработка политики в сфере национальной безопасности

Ключевая фигура в формировании политики в сфере национальной безопасности в России — президент, которому подчинены все силовые ведомства и вооруженные силы, при поддержке специального консультативного органа — Совета безопасности.

Именно президент определяет политический курс в этой сфере, принимает основные решения и утверждает концептуальные документы (прежде всего стратегию национальной безопасности), которые готовит Совбез. Он может объявить чрезвычайное или военное положение или ввести против других стран.

Совет безопасности

Основная статья: Совет безопасности России

Совет безопасности — совещательный орган, который готовит решения президента по вопросам национальной безопасности, защиты конституционного строя и целостности России, вопросам обороны и оборонного производства, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами


Важность СБ демонстрирует уже то, что это единственный совещательный орган, напрямую названный в Конституции Российской Федерации.. Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует

Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.

Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует . Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.

Работа Совбеза проходит в форме заседаний и оперативных совещаний. Оперативные совещания по текущим вопросам проводятся примерно раз в неделю, заседания — примерно раз в квартал, хотя президент может созвать внеочередное заседание совета.

На Совет безопасности возложен широкий спектр обязанностей:

  • анализ и стратегическое планирование в сфере национальной безопасности и выработка концептуальных документов;
  • оценка угроз в сфере национальной безопасности (в том числе военных) и выработка мер по их нейтрализации;
  • подготовка президенту предложений о принятии мер для ликвидации последствий катастроф, о введении и отмене чрезвычайного положения и о применении экономических санкций;
  • подготовка президентских указов и постановлений в сфере национальной безопасности.

Кроме того, Совбез координирует работу всех органов власти в сфере национальной безопасности и контролирует за исполнением федеральных программ в этой области.

Выработка политики в сфере национальной безопасности

Ключевая фигура в формировании политики в сфере национальной безопасности в России — президент, которому подчинены все силовые ведомства и вооруженные силы, при поддержке специального консультативного органа — Совета безопасности.

Именно президент определяет политический курс в этой сфере, принимает основные решения и утверждает концептуальные документы (прежде всего стратегию национальной безопасности), которые готовит Совбез. Он может объявить чрезвычайное или военное положение или ввести против других стран.

Совет безопасности

Основная статья: Совет безопасности России

Совет безопасности — совещательный орган, который готовит решения президента по вопросам национальной безопасности, защиты конституционного строя и целостности России, вопросам обороны и оборонного производства, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами

Важность СБ демонстрирует уже то, что это единственный совещательный орган, напрямую названный в конституции.. Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности

Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.

Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности. Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.

Работа Совбеза проходит в форме заседаний и оперативных совещаний. Оперативные совещания по текущим вопросам проводятся примерно раз в неделю, заседания — примерно раз в квартал, хотя президент может созвать внеочередное заседание совета.

На Совет безопасности возложен широкий спектр обязанностей:

  • анализ и стратегическое планирование в сфере национальной безопасности и выработка концептуальных документов;
  • оценка угроз в сфере национальной безопасности (в том числе военных) и выработка мер по их нейтрализации;
  • подготовка президенту предложений о принятии мер для ликвидации последствий катастроф, о введении и отмене чрезвычайного положения и о применении экономических санкций;
  • подготовка президентских указов и постановлений в сфере национальной безопасности.

Кроме того, Совбез координирует работу всех органов власти в сфере национальной безопасности и контролирует за исполнением федеральных программ в этой области.

Определение национальной безопасности


На сегодня не существует единственного общепринятого определения национальной безопасности. Разнообразие определений обеспечивает обзор многих использований этой концепции. Это понятие до сих пор остается неоднозначным, возникнув из более простых определений, которые изначально подчеркивали отсутствие военной угрозы или политического принуждения. Со временем, сложность концепции увеличилась и ее частью стали, также, другие формы невоенной безопасности, что подходит обстоятельствам времени.

Типичное словарное определение, в данном случае из словаря Макмиллана (онлайн версия), дефинирует термин как «защита или безопасность тайн страны и ее жителей», подчеркивая общую безопасность нации и национального государства. Уолтер Липпман, в 1943 году, определил концепцию с точки зрения войны говоря, что «нация находится в безопасности тогда, когда она не должна приносить в жертву свои законные интересы, чтобы избежать войны, и, в состоянии, если ее спровоцировали, отстаивать эти интересы посредсвом войны». Более позднее определение политолога Гарольда Лассвела, в 1950 году, рассматривает национальную безопасность почти с того же аспекта внешнего принуждения: «отличительный смысл национальной безопасности состоит в свободе от иностранного диктата».

Арнольд Уолферс (1960), признавая необходимость разделения субъективности концептуальной идеи от объективности, говорит об угрозе «приобретенных ценностей»: «Неоднозначный символ означает разные вещи для разных людей. Национальная безопасность объективно означает отсутствие угроз для приобретенных ценностей, и, субъективно, отсутствие страха, что эти ценности будут подвергаться нападению.» В 1996 году, определение, распространяемое колледжем Нешнел Дефенс в Индии, было прикреплено к элементам национальной власти: «Национальная безопасность — это соответствующая и агрессивная смесь политической устойчивости и зрелости, человеческих ресурсов, экономической структуры и возможности, технологической компетентности, производственной базы и наличия природных ресурсов, и, наконец, военная мощь.»

Гарольд Браун, министр обороны США, с 1977 по 1981 год, в администрации Картера, расширил определение национальной безопасности, включив такие элементы, как экономическая и экологическая безопасность:

Национальная безопасность является способностью сохранять физическую целостность и территорию страны; поддерживать свои экономические отношения с остальным миром на разумных условиях; сохранение своей природы, учреждений и управление от разрушений извне; и, также, контролирование своих границ.

В 1990 году, профессор истории Гарвардского университета Чарльз Майер определил национальную безопасность через призму национальной мощи: «Национальная безопасность … лучше всего описывается, как способность контролировать эти внутренние и внешние условия, которые общественное мнение, того или иного сообщества, считает необходимыми чтобы наслаждаться своим самоопределением или автономией, процветанием и благополучием.» Согласно Прабхакарану Палери, автору книги National Security, Imperatives and Challenges, национальная безопасность может быть определена следующим образом:

Измеримое состояние способности нации преодолеть многомерные угрозы настоящему благополучию этих людей и ее выживания, как национального государства в любое время, уравновешивая все инструменты государственной политики посредством управления, которое может быть проиндексировано подсчетами, на основе опыта или иным образом, и является расширяемым до глобальной безопасности внешними переменными по отношению к нему.  

Краткое рабочее определение Премаратна, которое перефразирует аспекты определений Брауна, Ромма и Палери, дефинирует национальную безопасность как


Обеспечение сохранности суверенитета, территориальной целостности, гражданского населения и социально-экономической функциональности нации от агрессора, намеревающегося подорвать конкретную ценную составляющую нации, посредством применения насилия или нечестных методов.

Элементы национальной безопасности

Существенной составной частью национальной безопасности России является её военная безопасность, которую текущая Военная доктрина Российской Федерации определяет, как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять».

В число органов, занимающихся вопросами обеспечения военной безопасности России, входят её вооружённые силы и Минобороны, а одним из координирующих органов является Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

Также в состав национальной безопасности России входят её государственная и информационная безопасность.

Среди иных составляющих национальной безопасности России следует указать её энергетическую, экологическую и продовольственную безопасность.

Неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации признаётся её государственная культурная политика.

Основными нормативными документами, определяющими государственную политику России по составляющим национальной безопасности являются доктрины, в частности:

  • Военная доктрина Российской Федерации;
  • Морская доктрина Российской Федерации;
  • Доктрина информационной безопасности Российской Федерации;
  • Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации;
  • Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации;
  • Климатическая доктрина Российской Федерации,

а также Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года, Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года,Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации и Основы государственной культурной политики. Отметим, что все эти документы утверждены указами президента РФ. Исключение составляют Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением главы государства, а также Экологическая доктрина Российской Федерации (на смену которой пришла Стратегия экологической безопасности до 2025 года), одобренная распоряжением Правительства РФ.

Выработка политики в сфере национальной безопасности

Ключевая фигура в формировании политики в сфере национальной безопасности в России — президент, которому подчинены все силовые ведомства и вооруженные силы, при поддержке специального консультативного органа — Совета безопасности.

Именно президент определяет политический курс в этой сфере, принимает основные решения и утверждает концептуальные документы (прежде всего стратегию национальной безопасности), которые готовит Совбез. Он может объявить чрезвычайное или военное положение или ввести против других стран.

Совет безопасности

Совет безопасности — совещательный орган, который готовит решения президента по вопросам национальной безопасности, защиты конституционного строя и целостности России, вопросам обороны и оборонного производства, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами

Важность СБ демонстрирует уже то, что это единственный совещательный орган, напрямую названный в конституции.. Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности

Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.

Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности. Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.

Работа Совбеза проходит в форме заседаний и оперативных совещаний. Оперативные совещания по текущим вопросам проводятся примерно раз в неделю, заседания — примерно раз в квартал, хотя президент может созвать внеочередное заседание совета.

На Совет безопасности возложен широкий спектр обязанностей:

  • анализ и стратегическое планирование в сфере национальной безопасности и выработка концептуальных документов;
  • оценка угроз в сфере национальной безопасности (в том числе военных) и выработка мер по их нейтрализации;
  • подготовка президенту предложений о принятии мер для ликвидации последствий катастроф, о введении и отмене чрезвычайного положения и о применении экономических санкций;
  • подготовка президентских указов и постановлений в сфере национальной безопасности.

Кроме того, Совбез координирует работу всех органов власти в сфере национальной безопасности и контролирует за исполнением федеральных программ в этой области.

Стратегия национальной безопасности по-американски

Чтобы отразить институционализацию новых бюрократических инфраструктур и правительственной практики в период после Второй мировой войны в США, когда культура полупостоянной военной мобилизации привела к созданию Совета национальной безопасности, ЦРУ, Министерства обороны и Объединенных Руководителей штабов, исследователи национальной безопасности применяют понятие состояния национальной безопасности:

Во время и после Второй мировой войны, лидеры США расширили концепцию национальной безопасности и, впервые, использовали свою терминологию, чтобы объяснить отношения Америки к миру. На протяжении большей части истории США, физическая безопасность континентальной территории Соединенных Штатов не подвергалась опасности. Но к 1945 году эта неуязвимость быстро уменьшалась с появлением дальних бомбардировщиков, атомных бомб и баллистических ракет. Росло общее восприятие того, что будущее не даст времени на мобилизацию, а подготовка должна стать постоянной. Впервые, американским лидерам придется иметь дело с основным парадоксом национальной безопасности, с которым сталкивались Римская империя и последующие великие державы: Si vis pacem, para bellum — Если Вы хотите мира, готовьтесь к войне.

Ограничение прав и свобод человека при обеспечении безопасности страны


Меры, принятые почти повсеместно во всем мире для поддержания национальной безопасности перед лицом возможных угроз привели к постоянной диалектической борьбе, особенно в либеральных демократиях, между государственной властью и правами человека и гражданина. Это естественная напряженность в процессе поддержания самоопределения и суверенитета, а также сохранения прав и свобод отдельных лиц.

Хотя меры национальной безопасности накладываются на защиту общества в целом, многие из них могут ограничивать права и свободы человека в обществе. В случае, если осуществление законов и полномочий национальной безопасности не подлежит хорошему управлению, верховенству закона и системе строгих сдерживаний и противовесов, существует риск того, что национальная безопасность может просто служить предлогом для подавления неблагоприятных политических и социальных взглядов.

В Соединенных Штатах спорный Закон США о патриотизме и другие правительственные действия внесли вопросы о правах и свободах во внимание граждан. Среди поднятых вопросов присутствовали следующие: в какой степени ради национальной безопасности могут быть ограничены индивидуальные права и свободы и как ограничение гражданских прав во имя национальной безопасности оправдано в отсутствие войны

Эффективность стратегии национальной безопасности страны

Благодаря высококонкурентному характеру национальных государств и текущему состоянию мирового порядка, готовность национальной безопасности в значительной степени зависит от рутинных технических мер и оперативных процедур, как и от принятия центральных решений. Этот показатель колеблется от защиты информации к государственным тайнам по вооружению до международных стратегий ведения переговоров. Любой данный аппарат национальной безопасности работает на сочетании методов управления и технических возможностей. Возникающие вопросы, такие как распространение, несостоятельные государства, изменения климата и глобальный терроризм все больше влияют на реальность конкуренции между национальными государствами.  Все это приводит к необходимости четкого понимания технических вопросов, лежащих в основе национальной безопасности, в целях создания и поддержания институтов национальной безопасности, которые могут, в конечном счете, повлиять на будущее национального государства.

Элементы национальной безопасности

Существенной составной частью национальной безопасности России является её военная безопасность, которую текущая Военная доктрина Российской Федерации определяет, как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять».

В число органов, занимающихся вопросами обеспечения военной безопасности России, входят её вооружённые силы и Минобороны, а одним из координирующих органов является Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

Также, в состав национальной безопасности России входят её государственная и информационная безопасность и её культурная политика.

Ещё одной составляющей национальной безопасности России является её энергетическая безопасность, которой, в частности, занимается Фонд национальной энергетической безопасности.

Элементы национальной безопасности

Существенной составной частью национальной безопасности России является её военная безопасность, которую текущая Военная доктрина Российской Федерации определяет, как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять».

В число органов, занимающихся вопросами обеспечения военной безопасности России, входят её вооружённые силы и Минобороны, а одним из координирующих органов является Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

Также, в состав национальной безопасности России входят её государственная и информационная безопасность и её культурная политика.

Ещё одной составляющей национальной безопасности России является её энергетическая безопасность, которой, в частности, занимается Фонд национальной энергетической безопасности.

Что такое национальная безопасность?

Национальная безопасность — это понятие, суть которого заключается в том, что правительство вместе со своими парламентами, должно защищать государство и его граждан от всех видов «национальных» кризисов, с помощью различных сил и средств, таких как политическая власть, дипломатия, экономическая мощь, военная сила и так далее.

Концепцию разработали в Соединенных Штатах после Второй мировой войны. Первоначально, с упором на военную мощь, но сечас она охватывает широкий круг различных аспектов, которые взаимодействуют с невоенной или экономической безопасностью нации или же с ценностями отстаиваемыми национальным обществом. Соответственно, для того, чтобы обладать национальной безопасностью, нация должна обеспечить свою экономическую, энергетическую, экологическую безопасностью и т.д. Среди угроз безопасности не только обычные противники, такие как другие национальные государства, но и агрессивные актеры, наркокартели, транснациональные корпорации и неправительственные организации; некоторые правительства включают в эту категорию стихийные бедствия и события, оказывают серьезный ущерб окружающей среде.

Меры, принимаемые в целях обеспечения национальной безопасности включают в себя:

  •  сплочение союзников посредством дипломатии и изолирование угроз;
  •  упорядочивания экономической мощи, с целью облегчения или навязывания сотрудничества; 
  •  поддержание эффективных вооруженных сил;
  •  осуществление гражданской обороны и готовность к чрезвычайным ситуациям (включая законодательство о борьбе с терроризмом);
  •  обеспечение устойчивости и обилия критической инфраструктуры;
  •  использование разведывательных служб для обнаружения и устранения или предупреждения угроз и шпионажа, а также с целью защиты секретной информации;
  •  защита страны от внутренних угроз, посредством службы контрразведки или тайной полиции.

С этим читают