Военно-промышленная комиссия российской федерации

Вооруженные силы

Основной инструмент обеспечения обороны в России — вооруженные силы. Они применяются для:

  • отражения агрессии;
  • вооруженной защиты целостности страны.

В 2009 году в закон были добавлены условия использования российских военных за рубежом (по решению президента с согласия Совета Федерации):

  • для отражения атаки на российских военных за рубежом;
  • для защиты россиян за рубежом от вооруженного нападения;
  • для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство (по его просьбе);
  • для борьбы с пиратством.

Вооруженные силы создаются из призывников (только россиян) и контрактников (и россиян, и иностранцев), а также гражданского персонала. Руководит вооруженными силами президент России, а непосредственным управлением занимается министерство обороны. Соблюдение законности в войсках обеспечивают военная прокуратура, военные суды и созданная в 2011 году военная полиция. Военная полиция также следит за соблюдением правопорядка и воинской дисциплины и, в отличие от независимых прокуратуры и судов, находится в подчинении министра обороны.

Кроме того, к обеспечению обороны могут привлекаться национальная гвардия, спасатели и представители специальных органов.

Создание незаконных вооруженных организаций — организаций, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, либо предполагающих военную службу — в России запрещено.

Основная статья: Вооруженные силы России

В государственном строительстве

Оборона от возможного нападения иностранной державы является одной из важнейших функций государства. В современных условиях, когда агрессия является в международном праве осуждаемым актом, повсеместно в мире служит обоснованием военно-государственного строительства. В современной военной теории может включать в себя «упреждение», «упреждающий удар», «обезоруживающий удар» и другие эвфемизмы неспровоцированных наступательных военных действий.

Оборона России организуется и осуществляется в соответствии с:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • федеральными конституционными законами Российской Федерации;
  • федеральными законами Российской Федерации;
  • законами Российской Федерации
  • и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация обороны

Состоит из:

  • прогнозирования и оценки военной опасности и военной угрозы;
  • разработки основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
  • правового регулирования в области обороны;
  • строительства, подготовки и поддержании в необходимой готовности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
  • разработки, производства и совершенствования систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирования использования радиочастотного спектра;
  • планирования перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
  • мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
  • создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
  • планирования и осуществления мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
  • оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
  • обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
  • развития науки в интересах обороны;
  • координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;
  • финансирования расходов на оборону, а также контроль над расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • международного сотрудничества в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
  • других мероприятий в области обороны.

Войска выходного дня

Поляки создают свои силы, аналогичные белорусским, заметно медленнее.


Также по теме

Переоценка прошлого: почему Польша снова требует от Германии выплаты репараций Председатель правящей польской партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский в очередной раз заявил о намерении Польши…

В мае, принимая военную присягу у бойцов первых подразделений территориальной обороны, министр обороны республики Антони Мачеревич заявил, что к 2019 году численность войск территориальной обороны Польши должна достичь 53 тыс. человек, которые будут объединены в 17 бригад. При этом он заметил, что желающих служить в территориальной обороне достаточно.

«Думаю, что этот план удастся реализовать, — об этом говорит наплыв желающих. Отсев небольшой. Как мне докладывают, не более одной десятой желающих отсеивают по состоянию здоровья», — рассказал Мачеревич журналистам.


Польское военное ведомство предполагает, что военнослужащие территориальной обороны «будут взаимодействовать с оперативными войсками в случае угрозы безопасности государства, проводить самостоятельные боевые и спасательные действия в случае, например, стихийных бедствий, а также обязаны быть способными к осуществлению антикризисных и антитеррористических мер».

  • Недалеко от города Миньск-Мазовецки прошли учения по территориальной обороне, организованные польской ассоциацией стрелков Strzelec
  • Reuters

За полгода до этого директор Политического кабинета Министерства национальной обороны Польши Бартоломей Мищевич в ходе XXIV Международного салона оборонной промышленности в Кельцах рассказывал: «Территориальная оборона (ТО) будет пятым видом Вооружённых сил Польской Республики, а не добровольным формированием, как в случае с пожарной охраной. К выбору такой модели территориальной обороны нас подтолкнули источники потенциальной угрозы. Сегодня Польша формирует территориальную оборону по принципу гибридных боевых действий. Мы взаимодействуем с Национальной гвардией штата Иллинойс США».

Также по теме

На учениях НАТО в Польше отработали тактику противовоздушной обороны Войска НАТО отработали приёмы и методы противовоздушной обороны на учениях «Дракон-17» в польском городе Устка. В манёврах принимают…


Тем не менее польская территориальная оборона — это не профессиональная армия, а скорее попытка перенять американский пример в виде Национальной гвардии, приспособленной для решения задач внутреннего характера (беспорядки в стране, стихийные бедствия и т. п.).

Сейчас созданы три бригады: Подляшская, Люблинская и Прикарпатская, в которые записались 8 тыс. человек. Из них 4,5 тыс. уже приступили к службе.

В дальнейшем каждая из бригад польской территориальной обороны будет насчитывать 3 тыс. человек.


Впрочем, понятие «служба» в данном случае достаточно условное.

С другой стороны, нужно признать: подготовке «территориальных» солдат в Польше уделяется больше времени, чем в Белоруссии, где «территориалов» призывают на сборы от силы раз в год. В Польше добровольцы получают по €116 в месяц от Министерства обороны и обязаны посвящать военной подготовке не менее месяца на протяжении года.


С этим читают