Нагайка

Еда

В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная — соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:


  • печеная тыква с изюмом, корицей;
  • запеканка из коровьего молозива с медом;
  • сладкий рис с мороженым и изюмом.

Главный национальный напиток — кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.

На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» — вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.

Вероисповедание

Традиционная религия ногайцев — ислам ханафитского мазхаба. Они относятся к одной из правых школ в суннитском исламе, основателем которой считается богослов VIII века Абу Ханифа с учениками.

Данная ветвь ислама отличается четкой иерархией при вынесении вердиктов. Если появляется необходимость выбора из нескольких существующих предписаний, приоритет отдается мнению большинства или самому убедительному аргументу.

Большинство современных мусульман являются последователями именно этого правого толка. Ханафитский мазхаб имел статус официальной религии в Османской империи и в империи Великих Моголов.

Ношение обычной нагайки

Исторически казак носил нагайку, засунув либо за пояс, либо за голенище сапога. Иногда ее прятали, как кистень, в длинном рукаве. В современных условиях все эти способы не слишком подходят. Плеть за поясом вызовет ненужные взгляды, высокие сапоги сейчас носят только зимой (и то не все люди), а прятать в рукав… Осенью или зимой еще ладно, но, например, летом?

Не говоря уже о том, что нагайка в рукаве — это не слишком-то удобно.

Еще стоит учесть, что оружие самообороны должно носиться так, чтобы его можно было быстро выхватить в критической ситуации. С этой точки зрения, самая оптимальная нагайка для самообороны — это нагайка-пояс!

Боевая нагайка

Литература

  • Нагайка // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Кнут // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Нагайка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Нагайка // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916.
  • Ерашов В. А. «Русская нунчаку», или казачья нагайка Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2000 г. ББК 74.37 Б 69
  • В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» главный герой Григорий избивает нагайкой любовника Аксиньи, предварительно вывезя его в степь.
  • В повести Николая Лескова «Очарованный странник» главный герой Иван Северьяныч запарывает нагайкой до смерти татарского хана на своеобразном состязании.

Основатель народа

Историки связывают появление народа ногайцы с золотоордынским темником Ногаем. Это был правитель самого западного улуса, который с 1270-х годов фактически отказался подчиняться ханам Сарая. Под вассальную зависимость от него в результате попали Сербия и Второй Болгарское царство, а также часть северо-восточных и все южные русские княжества. Именно от его имени берет свое название народ ногайцы. Золотоордынского беклярбека они считают своим основателем.

Административным центром Ногайской Орды стал город Сарайчик на реке Урал. Сейчас на этом месте исторический памятник, а рядом одноименное село на территории Атырауской области Казахстана.

Традиции

Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.

Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания»

До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».

Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:

  • обрезание пуповины;
  • захоронение последа;
  • обмывание новорожденного;
  • кормление;
  • наречение именем;
  • перерезание пут при вставании ребенка на ноги.

Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».

Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.

Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.

Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом

Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.


Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.

Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.

Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.

Идея и конструкция

Нагайка пояс обвивается вокруг талии владельца, будучи продетой в шлевки для ремня

Она полностью заменяет обычный ремень, не бросается в глаза и не привлекает внимание. Но тем не менее при необходимости ее можно выхватить, как катану из ножен, и мгновенно, по-самурайски нанести удар — достаточно расстегнуть лишь одну кнопку

Нагайка-пояс относится к конструктивному подтипу «змея». Она сделана на основе боевой плети кубанского типа, но, в отличие от последней, у данного изделия нет жесткой рукояти с деревянным стержнем. Ее роль выполняет наиболее толстая часть плети, на хвостовике оснащенная упором-навершием — так называемой «турецкой головой».

По всей длине нагайки-пояса проходит стальной тросик диаметром 4 мм, который придает ей необходимую жесткость, хлесткость и силу удара. В рукояти и в шлепке (ударной части) находятся металлические утяжелители, которые превращают изделие не в простую нагайку, а в настоящий волкобой.

Скрытое ношение нагайки на поясе

Она застегивается спереди, как ремень. На шлепке расположена прочная кожаная петля, а на рукояти — темляк с кнопками, благодаря которым можно подогнать нагайку по фигуре, как обычный ремень.

Стандартная длина составляет 90 см, но каждое конкретное изделие изготавливается на заказ, под параметры владельца.

Крымский период

Под влиянием калмыков, которые двигались с востока, в XVII веке ногайцы перекочевали на границу Крымского ханства. В 1728 году они поселились в северном Причерноморье, признав над собой юрисдикцию Османской империи.

Большое влияние они оказывали и на события, происходившие в то время на территории нашей страны. Отечественные военные и историки узнали название ногайцев в 1783 году, когда они подняли крупное восстание на Кубани. Это стало ответом на присоединение Крыма к Российской империи и насильственному переселению ногайцев на Урал по решению царских властей.

Ногайцы попытались взять Ейск, но русские пушки оказались для них серьезной преградой. 1 октября объединенные части Кубанского корпуса под командованием Суворова переправились через реку Кубань, напав на лагерь повстанцев. В решающем сражении русская армия одержала убедительную победу. По оценкам отечественных архивных источников, в результате погибли от 5 до 10 тысяч ногайских воинов. Современные общественные ногайские организации утверждают о десятках тысяч погибших, среди которых было много женщин и детей. Некоторые из них заявляют, что это был акт геноцида.

В результате этого восстания национальность ногайцев понесла значительные потери. Это сказалось на всем этносе, а их политическая самостоятельность после этого была окончательно утрачена.

По оценкам современных исследователей, до середины XIX века на территорию Османской империи перешли около 700 тысяч ногайцев.

Описание

Вместо шлепка нагайка могла иметь несколько кончиков, для той же цели — «рассеять» излишнюю энергию кончика плети, который в одиночку мог разорвать шкуру лошади при излишне сильном ударе. Иногда в шлепок, из ухарства, вшивали свинцовый утяжелитель или пулю. В этом случае нагайкой нужно было пользоваться осторожней, ибо сила воздействия утяжелённого кончика, естественно, возрастала.

Плеть на языке разных народов Северного Кавказа называется по-разному. Нагайка — это «обрусевшее» название и происходит от названия одного из народов Северного Кавказа — ногайцев[источник не указан 148 дней] (аналогично названию вида одежды — «черкеска» от черкесов, танец «лезгинка» от лезгин и т. д.).

Нагайка чаще всего изготавливалась путём плотного сплетения кожаных ремешков, с мешочком на конце. В мешочек (называемый «шлепок») иногда вкладывался груз. Одна из разновидностей плетей у калмыков «ташмг» изготавливалась не путём переплетения узких кожаных ремешков, а путём прошивки нескольких относительно широких полос из сыромятной кожи тонким кожаным шнурком-нитью.

Существует несколько видов нагаек.

Донская нагайка

Донская нагайка имеет кольцо (металлическое или ременное) на конце древка, к которому прикрепляется плеть.

Калмыцкие нагайки

У плетей разных родовых калмыцких кланов были конструктивные отличия. Обычно у всех калмыцких плетей гибкая кожаная часть приматывалась к древку сбоку. Некоторые калмыцкие плети имели ровный, почти не гнущийся кожаный хлыст. Калмыцкая плеть «маля» (произносится с ударением на последний слог) была наиболее близка по конструкции к донской нагайке и отличалась часто лишь способом крепления к древку. Калмыцкая плеть «ташмг» имела особое отличие — кожаный хлыст не плёлся, а изготавливался путём прошивки нескольких слоёв относительно широких полосок сыромятной кожи более тонким ремешком.

Калмыцкие плети: «маля» и «ташмг»

Разновидность калмыцкой плети с равномерно туго сплетённым, почти не гнущимся кожаным хлыстом без сужения к кончику.

Кубанская нагайка

У кубанской нагайки относительно короткая рукоятка оплетена кожей, плавно переходящей в плетение собственно плети.

Нагайка кубанская

Уставная нагайка

Изготавливалась согласно уставу царской армии.

Выписка из Приказа по Военному Ведомству № 125 .1., г. Санкт-Петербург, мая 27 дня 1895 года «О вновь вводимом казачьем конном снаряжении»

Внешность

Одежда

Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.

Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.

Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.

Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:

  • меховая шапка кулак боьрк;
  • шапка для сна ят боьрк;
  • обрядовая шапка аьдетли боьрк.

Еще носили кругловерхую шапку из шкуры барана, крытую сукном, иногда под нее надевали маленькую шапочку «аракшын». Из обуви носили чувяки, бапиш с кожаными чулками, подобие лаптей — ыдырык, сапоги из кожи вола, верблюда, коровы, с загнутым носом, кожаные сапоги на высоком каблуке, туфли, мягкую кожаную обувь, сафьяновые мягкие сапоги без каблука с калошами. Одежда мужчины дополнялась оружием савыт, воинскими доспехами. Кочевник был вооружен следующим:

  • лук со стрелами
  • меч
  • боевой топор
  • копье
  • красиво отделанный колчан для стрел
  • шлем
  • футляр для боевого лука с орнаментом

Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:

  • ока борк, покрывалась платком
  • шапочка из плотной ткани, отороченная мехом
  • шапочка кырым борк
  • кундыз борк
  • косынки

«Самыми страшными воинами были Черные ногайцы»

Француз Жак Маржерет (1550-е, после 1614) отмечал, что турки осадили Астрахань с татарами, называемыми ногаями, и пятигорскими черкасами (которых он считал грузинами). Этими ногайцами были крымские ногайцы и Малая Ногайская Орда. Гийом де Левасер де Боплан (1595—1673) описывал буджакских татар (ногайцев) как монголоидов, похожих на американских индейцев-карибов. Он также отмечал, что их с детства учат стрельбе из лука. Татары разделяются на ногайцев и крымцев. Ногайцы разделяются на Большую и Малую Орды, которые кочуют между Доном и Кубанью. Малые ногайцы подданные крымского хана, а большие ногайцы подданные русских. Крымские татары живут на полуострове Крым и ногайцы не столь благородны, как крымцы, а крымцы не такие храбрые, как буджакцы. Француз в целом правильно охарактеризировал подданство малых и больших ногайцев, а также территорию их расселения во время калмыкской экспансии. Отмечен монголоидный тип ногайцев, который подтвержден в наше время археологическими исследованиями.

В сочинении Обри де ла Мотрэ (1674—1743) сказано, что oколо Аккермана, Очакова и Азова жили ногайцы. Они описаны как мусульмане и кочевники, живущие в шатрах и перемещающиеся в возах. Пили они бозу, ели чорбу. Их возглавляли мирзы, а судили кади. По сути француз оставил описание быта и обычаев ногайцев. Ферран (о нем почти ничего неизвестно) отмечал, что ногайцы платили дань хану в 2 тыс. баранов и отправляли в праздник Великого байрама четырех главных мурз к хану. Они дарят ему коней и пару хищных птиц. Он им же жалует дорогие одежды. Ногайцы не имеют поселений и живут в палатках. Они едят чорбу (просо в воде) и конину. Пьют бузу и сами осуществляют суд над преступниками. Они обязаны выставлять на войну 40 тыс. воинов, но обычно выставляют 60 тыс. Однако каждый тринадцатый год у них считается несчастным, и в этот год они не желают воевать.

Ногайцы совершили набег на Казакию и взяли людей в плен. Московитский царь пожаловался хану на этот, и крымский правитель приказал вернуть пленных царю. Однако ногайцы указывали, что не имеют иных ремесел, кроме войны и хотя уважают хана, но не могут вернуть полон. Самыми страшными воинами были черные ногайцы, а наименее воинственным народом черкесы. В целом правильно охарактеризирован зависимый статус ногайцев и их воинственность. Страной Казакией, упомянутой в источнике, были земли Войска Донского. Правильно описан кочевой быт.

​Ярослав Пилипчук

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

ОбществоИстория

Кухня

Система питания ногайцев построена на балансе мяса и продуктов молочного животноводства. Они применялись в разных формах переработки, способах приготовления. Дополнялась продуктами охоты, земледелия, собирательства и рыболовства.

Национальный характер блюд зародился в недрах всевозможных империй Евразии, а обусловлен исторически сложившимися культурно-хозяйственным укладом, традициями, образом жизни.

В их рационе распространено вареное мясо, часто готовили кашу талкан из жареного просо, перемолотого в муку. Ее употребляли в пище вместе с молоком. Из перемолотой кукурузы и пшеницы варили суп, а из кукурузной муки готовили каши.

Значительное место в рационе занимали всевозможные супы с разными заправками — лапшой, рисом. Любимым блюдом ногайцев считался хинкали. Его готовили из пресного теста, нарезанного в форме небольших квадратиков и ромбиков, их варили в мясном бульоне. При приготовлении данного блюда преимущество отдавали баранине.

Из напитков у них были пять видов чая, из молока кобыл традиционно готовили кумыс, который славился своими целительными свойствами. Из кобыльего молока готовили водку, еще одним алкогольным напитком была буза, которую варили из просяной муки.

Культура

Говоря о традиционной культуре и традициях ногайцев, все сразу вспоминают о занятии отгонным и кочевым животноводством. Примечательно, что, помимо верблюдов и лошадей, исторически ногайцы также занимались разведением гусей. От них они получали не только мясо, но также перья и пух, которые чрезвычайно высоко ценились при производстве одеял, подушек, перин.

Охотились коренные представители данного народа преимущественно с использованием ловчих птиц (соколов, беркутов, ястребов) и собак (борзых).

В качестве подсобного промысла развивалось растениеводство, рыболовство и пчеловодство.

«Герцог московитов держит отряды конницы в Астрахани, Казани и Вятке»

Сигизмунд Герберштейн (1486—1566) определял ногайцев как одну из татарских орд и считал мусульманами. Павел Иовий (1483—1552) отмечал, что за Шибанской Ордой (кочевые узбеки) находится Ногайская Орда, которая славится богатством и воинской доблестью. Управляется она мудрыми старцами и храбрыми мужами. На юге от них живут жагатаи (тимуриды). В его сообщении есть анахронизмы. К времени написания трактата Павела Иовия кочевые узбеки уже поселились в Центральной Азии, мигрировав из Дешт-и Кыпчак. Тимуриды же к тому времени ушли в Афганистан и Индию. Альберто Кампензе (голландец по происхождению, но творил в Италии, 1490—1542) отмечал, что владения русских разорены от постоянных нападений казанских татар и нагаев. То есть в поле зрения писателя попали походы Сахиб-Гирея и Сафа-Гирея. Ногайцы, упомянутые им, это не Ногайская Орда, а ногайцы, которые были в подданстве у Мехмеда-Гирея и Сахиб-Гирея. С большей долей вероятности можно утверждать, что Альберто Кампензе имел в виду поход 1521 г. и участие в нем ногайцев Алчагира и Агиша, которые на некоторое время были изгнаны на запад казахами.

Ногайцы в Астрахани, гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию», 1634 г. Фото istoriia.ru


Франческо Тьеполо (XVI в.) указывал, что герцог московитов держит отряды конницы в Цитракане (Астрахани), Кассане (Казани) и Вяткане (Вятке) для предупреждения набегов ногаев и татар. Сообщалось, что во время войны в Ливонии ногаи напали на московитов и с большой добычей и многими пленными пришли к Волге, не довольствуясь этим они с большим войском вторглись вновь и были побеждены московским герцогом, который заманил их в засаду. Очевидно, что Франческо Тьеполо писал по шаблону, заданному ранее в европейских источниках. До 70-х годов XVI века Ногайская Орда, а потом Большая Ногайская Орда была дружественна русским. Враждебную позицию занимали Малая Ногайская Орда и крымские ногайцы. Учитывая что его сочинение было написано около 1560 г., единственным реальным поводом для этого утверждения могла быть информация о Ахполбее. Однако бии Исмаил и Йусуф не поддержали восставших татар и марийцев в Первой Черемисской войне. Все ограничилось немногочисленными контингентами добровольцев. Однако так детально историю Поволжья в Европе не знали. Нахождение русских отрядов в Казани, Астрахани и Вятке имело целью в первую очередь поддержание контроля над этими территориями. Войска в Вятке могли реагировать на нападения марийцев и манси, а также тюменских ханов. Марко Фоскарино отмечал, что ногайские татары богаты и имеют большое войско. У них нет единого правителя, а правят опытные мужи, как в Венеции. Они цивилизованы и у них есть крепости. Очевидно на запад просочилась информация, что условной столицей Ногайской Орды был Сарайчик, а также, что ними управляют мирзы и бий. В момент написания сочинения Марко Фоскарино Ногайская Орда была в апогее своего могущества и этим объясняеются данные о ее богатстве. Эмидио Дортелли д’Асколи (конец XVI — первая половина XVII в.) описывал ногайцев в противовес крымским татарам. Ногайцы у него описаны как монголоиды, а крымские татары как европеоиды. Крымские татары живут оседло, а ногайцы кочевники, однако и у них есть и дворцы с поселениями. Ногайцы могут долго переносить голод, но когда у них есть еда, то они занимаются обжорством. Итальянец описывал деятельность Кантемира-мирзы и его противостояние с крымскими ханами, об этом мы подробнее расскажем в другой статье. В общем, Эмидио Дортелли д’Асколи описывал ногайцев Буджака и Крыма в составе Крымского ханства. Правильно были отмечены монголоидность ногайцнв и их кочевой стиль жизни. Эмидио Дортелли д’Асколи был очевидцем событий. Жан де Люк (Джиованни да Лука, XVII в.) отмечал, что ногайцы выставляют в поле 50 тыс. воинов, из которых 15 тыс. Буджакская Орда, которая граничит с Валахией и где главный город — Аккерман.

Жизнь

Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство, разводили лошадей, верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни, выращивали овес, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством, пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами: ястребами, соколами, беркутами, а также собаками.

Из ремесел развита обработка кожи, овчины, дерева, производили войлок, сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги, ковры-арбабаши. Из пуха гусей делали подушки, одеяла, перины, гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, среди которых Великий шелковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.

Религия

Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.

Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.

У ногайцев было два вида мечетей:

  1. Открытые, в теплое время года их устраивали в степях кочевые ногайцы, которые зимой молились в юртах. Представляли собой расчищенные площадки, на которых собирались все верующие общины, совершали молитвы;
  2. Стационарные крытые, строились в оседлых аулах, местах зимовий.

Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.

В составе России

После сокрушительного поражения представители национальности ногайцев оказались в составе Российской империи. При этом они были вынуждены покинуть свои земли, так как считались политически неблагонадежным контингентом. В результате они рассеялись на Закубанью, по всему Северному Кавказу, вплоть до низовьев Волги и Прикаспийских степей. Такова на тот момент стала территория ногайцев.

С 1793 году ногайцы, которые поселились на Северном Кавказе, вошли в состав приставств, небольших административно-территориальных единиц, созданных для управления мусульманскими народами Кавказа. В действительности они существовали только формально, так как реальный надзор за ними осуществляли военное ведомство.

В 1805 году появилось специальное положение для управления ногайцев, которое разработал комитет министров Российской империи. С 1820-х годов большая часть ногайских орд вошла в состав Ставропольской губернии. Незадолго до этого в состав России вошло все Причерноморье. Остатки ногайских орд перешли на оседлый образ жизни, поселившись на Кубани и на севере Таврической губернии.

Примечательно, что ногайцы участвовало в Отечественной войне 1812 года в составе казачьей кавалерии атамана Платова. Их кавалерийский полк дошел до Парижа.

Различия в применении кнута

Сферы применения кнута существенно различались в зависимости от типов общественного устройства. Если для древнейших рабовладельческих государств кнут служил преимущественно как орудие принуждения зависимого большинства населения, то у кочевых племенных образований кнуты и плети вошли в намного более широкий обиход, охватывающий основную часть общества.

У кочевых народов

Племена и народы, традиционным хозяйственным укладом которых служило кочевое скотоводство, строили своё общество более монолитным. Его основой служило практически обязательное сочетание для каждого из его полноправных членов функций и умений воина, охотника и пастуха-скотовода. В каждом из этих видов деятельности находилось естественное применение плети, что привело к включению этого орудия в повседневный обиход, а его отдельным элементам стали придаваться особые отличительные признаки принадлежности к роду, а также месту в его иерархии.

Соответственно, появились особые ритуалы, связанные с наделением правом владения и ношения плетей. Именно для кочевых народов были характерны применение плетей в обязательных обрядах инициации подрастающего поколения, в ритуальных поединках соревновательного плана. Эти традиции сохранены вплоть до нашего времени множеством народов, в числе которых казахи, калмыки, киргизы, тувинцы и другие.

В эпоху античности

Поскольку основой экономики античности служило земледелие, а укрепление государственности связывалось с масштабными строительными работами, наиболее распространённым предназначением кнутов и плетей стало их применение как инструмента принуждения рабов. Соответственно, право обладания таким инструментом не было массовым, а напротив — считалось атрибутом определённых властных полномочий.

Это явление отразилось в ритуалах. Так, плети являлись атрибутом при изображении многих богов в Древнем Риме (Аполлон, Дионис, Беллона и другие). Существовала практика битья кнутом женщин ради «усиления плодовитости». В целом же битьё плетьми в античности служило распространённой формой наказания как для рабов, так и для других категорий зависимого населения.

В военной сфере античности плети находили относительно ограниченное применение: обычно как специализированное орудие управления лошадьми в конных подразделениях. Тяжёлая однохвостая плеть с металлической гирькой на кончике применялась как вспомогательное вооружение древнеримских легионеров.


С этим читают