Ниндзя

Ниндзямания

Причины широкого увлечения ниндзюцу на Западе трудно объяснить однозначно. Видимо, это результат сочетания целого ряда факторов. К их числу можно отнести всеобщий интерес к методам выживания в условиях дикой природы и в районах военных действий, массовое увлечение восточной мистикой и эзотерическими культами, просмотром аниме, художественных фильмов и чтением ниндзя-манги, таких книг, как и других подобных повестей о синоби, а также неизменную притягательность всего экзотического и таинственного.


В Японии известны сейчас около двух десятков человек, претендующих на то, что они якобы являются хранителями традиций тех или иных школ ниндзюцу. На Западе получили известность только двое из них. Это Хацуми Масааки (1931 г.р.) и Танэмура Сёто (1947 г. р.). Первый из них создал международную организацию Бусинкан-ниндзюцу, второй — Гэнбукан-ниндзюцу.

«Мода» на ниндзя и все, что с ними связано, наиболее сильна в США. Дело там поставлено на солидную коммерческую основу: издается много книг и журналов, выпускаются художественные и учебные фильмы, организуются семинары и тренировочные лагеря, налажено производство оружия, униформы, снаряжения «как у ниндзя»… У истоков американской «ниндзя-мании» стоят два человека: Асида Ким (по происхождению, видимо, кореец) и Стефан Хайес (1949 г. р.), один из первых иностранных учеников Хацуми. Начиная с 1981 г., оба они выпускают одну книгу о ниндзюцу за другой, дают многочисленные интервью и проводят учебно-тренировочные сборы.

В качестве примера приведем содержание типичного 4-х дневного сбора А. Кима (американцы предпочитают термин «тренировочный лагерь», имея в виду палаточный городок где-нибудь на природе). Первый день — специальная физическая подготовка и ознакомление с методами выживания (сооружение укрытий, добывание огня, обеспечение водой и пищей, преодоление естественных препятствий и т.д.). Второй день — техника камуфляжа, маскировки и рукопашного боя; третий день — «занятия на местности», то есть что-то вроде тактических учений курсантов, разделенных на две команды условных «противников». Четвертый день — изложение основ философии ниндзюцу, методов медитации, дыхания, сплетений пальцев, разучивание мантр и… фотографирование вместе с учителем на память. А. Горбылёв, А. Тарас

Ниндзя — истинные дети хаоса

Синоби как уникальный класс оформились в X веке в мирную эпоху Хэйан (она даже означает «спокойствие»). Но их расцвет пришелся на «Эпоху воюющих провинций», Сэнгоку дзидай. Во время великой гражданской войны враждующие князья нуждались в услугах ниндзя как никогда. Два важнейших клана синоби, Ига и Кога, вообще беззастенчиво располагались в окрестностях столицы, Киото — поближе к клиентам.     

Причина взлета ниндзя в период Сэнгоку — это лицемерие самураев. С одной стороны, они превозносили воинскую честь, а с другой — испытывали острую нужду в диверсантах и шпионах, услуги которых давали неоспоримое преимущество в междоусобных войнах. Компромиссом стал найм ниндзя.

Прекрасный пример того, как это работало: в 1558 году князь Роккаку Йошиката нанял команду синоби, чтобы поджечь замок Саваяма. Те выкрали фонарь с гербом противника, который использовался как пропуск в замок, что позволило им беспрепятственно войти внутрь и устроить поджог. Ирония в том, что позже осажденные сами наняли тех же самых ниндзя, чтобы они устроили поджог уже Йошикате — ничего личного, просто бизнес.

История появления ниндзя в Японии

Первые упоминания об искусстве, похожем на ниндзюцу, можно найти в древних индийских трактатах. Именно оттуда, вместе с буддизмом, данное искусство было принесено монахами-отшельниками ямабуси. Горные монахи были довольно специфической кастой. Они в совершенстве владели оружием, были непревзойдёнными лекарями и мудрецами. Именно у них обучались молодые ниндзя, которым ямабуси передавали часть своих фантастических для того времени знаний.


Кланы ниндзя были широко разбросаны по всей Японии, чаще всего они маскировались под обычную крестьянскую деревню. Про ниндзя не знали даже соседние деревни, так как они были изгоями, и каждый человек в средневековой Японии считал своим долгом уничтожить этих «демонов». Именно поэтому все ниндзя на задании пользовались масками, а в безвыходной ситуации обязаны были обезобразить своё лицо до неузнаваемости, чтобы не выдать клан.

https://youtube.com/watch?v=Pj3RHzukSrE

Ниндзя были сильно увлечены эзотерикой

Актер театра изображает секретные движения кудзикири.

Одна из вещей, которые попали в современную поп-культуру благодаря ниндзя — это техника кудзикири, или «девять печатей». Вы наверняка видели ее в аниме, фильмах, или хотя бы в мемах о «Наруто»: синоби делает странную фигуру пальцами и обретает фантастическую силу. Нечто подобное есть и в Sekiro: Однорукий Волк совершает быстрые жесты руками, на его теле загорается иероглиф, и герой становится сильнее.

Истоки веры в силу магических движений лежат в происхождении синоби. Монахи-ямабуси и даосские отшельники (мода, пришедшая из Китая) сильно повлияли на ниндзя. От первых они взяли буддийскую эзотерику с ее мантрами и медитациями, а от вторых — интерес к алхимии и зельям.

Так что обилие диковатых псевдоэзотерических предметов в Sekiro не должно смущать: ниндзя действительно были помешаны на тайных знаниях, астрологии и магии. Видимо, в профессии шпиона, где слишком многое зависит от удачи, нужно много плацебо. Очень много плацебо.

Список известных предметов Научного Оружия Ниндзя

  • Свиток-Картридж (巻物カートリッジ, Макимоно Кааторииджи) — особый вид свитка, который используется в качестве амуниции для определённого научного оружия ниндзя. Поначалу, он выглядит как обычный запечатывающий свиток, но после поглощения техники, он уменьшается до размеров пули, и затем им можно зарядить научное оружие ниндзя для последующего использования. Когда из свитка-картриджа используется природное преобразование, название элемента обычно содержит в себе суффикс «Выстрел» (弾, Дан).
  • Перчатка Шиноби — устройство, разработанное Катасукэ, которое позволяет пользователю применять запечатанные техники.
  • Автономные куклы — это марионетки, которые являются оружием, действующим независимо, без необходимости наличия кукловода. Их использует Киригакуре, а также Кара; куклы последней способны атаковать с помощью Выстрела Стихии Огня: «Разрастающегося Пламени».
  • Протез руки Наруто — прототип искусственной руки, поглощающей ниндзюцу, который был разработан Катасукэ на основе способности Риннегана Момошики Ооцуцуки. Хотя его поглощающие способности были успешно испытаны, его ещё не смогли доработать до той степени, чтобы воссоздать вторую способность Момошики высвобождать поглощённые техники.
  • Дымовая-Световая Бомба — оружие, созданное Командой Научного Оружия Ниндзя, которое ошеломляет чувства восприятия людей с помощью оглушающего звука и ослепляющего света.
  • Шиджима (シジマ, досл. «Тишина») — устройство, созданное Командой Научного Оружия Ниндзя, которое блокирует любой звук в помещении с помощью особых звуковых волн, которые нейтрализуют все остальные.
  • Клейкие перчати и ботинки — позволяют карабкаться по вертикальным поверхностям благодаря принципам сил Ван-дер-Ваальса.
  • Летательный аппарат — особый планировочный аппарат, напоминающий воздушного змея, который позволяет владельцу летать, однако им сложно управлять.
  • Технологичный Клинок Чакры — устройство без лезвия, которое позволяет генерировать сам меч из чакры пользователя. На данный момент, он потребляет слишком много чакры владельца, поэтому не слишком практичен.
  • Пенный спрей — спрей с пеной, которая ускоряет естественную регенерацию раненого человек при напрыскивании.
  • Механический костюм — изначально изобретённый с целью помогать в реабилитации раненых, но модифицированный для использования в бою. С помощью перчаток костюма, пользователь может формировать сферы, способные поглощать вражеские ниндзюцу. Правая перчатка была украдена Ао, в то время как Боруто начал пользоваться левой.
  • Пулемёт — оружие, которое получил Ао от Кашина Коджи, позволяющее пользователю на высокой скорости стрелять пулями ниндзюцу Стихии Огня из свитков-картриджей. Он был уничтожен Расенганом Конохамару Сарутоби.
  • Зеркальные Дроны — дроны, которые управляются чакрой на расстоянии и которых можно использовать, чтобы атаковать с неба.

Ниндзя-легенды

Ниндзя, которые удостоились звания легенды, существовали на всём протяжении эпохи ниндзя:

  1. Первым ниндзя-легендой был Отомо-но Сайдзин, который переодеваясь в разные ипостаси, служил соглядатаем для своего господина — принца Сетоку Тайси. Некоторые считают, что он являлся мэцуке (полицейским), но его методы слежки позволяют причислить его к первым ниндзя;
  2. Такоя, живший в 7 веке, был более близок к термину «ниндзя». Его специализацией были теракты. Проникнув в расположение противника, он устраивал пожар, сразу после этого войска императора наносили удар по противнику;
  3. Унифунэ Дзиннай – ниндзя очень маленького роста, прославился тем, что смог проникнуть во дворец феодала через канализацию, и ждал в выгребной яме хозяина замка несколько дней. Когда туда кто-либо заходил, он нырял с головой в нечистоты. Дождавшись хозяина замка, он убил его копьём и скрылся через канализацию.

Существуют древние летописи, датируемые 9 веком, в которых говорится, как родился первый клан ниндзя в его традиционном представлении. Его основал некто Дайцукэ, с помощью горных монахов ямабуси. Именно там был создан новый тип воинов-шпионов, умеющих побеждать любой ценой и лишённых традиционной чести самурая. Для победы воины-ниндзя не гнушались использовать целый арсенал «не джентльменских» ударов, плевков отравленными иглами и тому подобных «грязных» приёмов.

Главным для ниндзя была победа, которая давала клану возможность жить и развиваться. Пожертвовать жизнью для клана считалось делом чести. Множество воинов-ниндзя, имена которых не сохранились, отдали свои жизни во благо своего рода.

Не соперники, но соратники

Обычно считается, что ниндзя появились в период Сэнгоку («Эпоха воюющих провинций», втор. пол. XV-конец XVI вв.), когда здешних жителей стали нанимать для военных действий. Однако в Кога всё начинается тогда, когда жители, выступавшие против поместной системы сёэн, подняли восстание и установили самоуправление. Ниндзя в Ига также, вероятно, происходят от шаек разбойников, возникших во время противодействия системе сёэн.

Обе деревни находятся недалеко от Киото, и вести из столицы доходили туда быстро. Они окружены горами, а потому информация из них, наоборот, не очень распространялась, что было удобно для тайной деятельности. Непростая жизнь среди гор помогала закалять тела ниндзя. Кроме того, власть феодалов-даймё сюда почти не доходила, и местное самоуправление крепло.


В литературных произведениях и комиксах манга две деревни изображены как соперники, в действительности же их называли Кои-иккоку, «Одна страна Кога и Ига», и между ними существовали тесные связи. Они заключали брачные связи и постоянно обменивались информацией. Во время событий, известных как «мятеж Ига годов Тэнсё», когда в 1579 году Ода Нобукацу, сын Нобунаги, атаковал землю Ига, ниндзя применили свои знания использования огня и ночных нападений. Ямада Юдзи поясняет, что тогда Ига в сражениях поддержали и ниндзя Кога.

Когда в 1582 году Токугава Иэясу, находившийся тогда в Сакаи, услышал о т. н. «инциденте в храме Хоннодзи», когда Ода Нобунага был вынужден совершить самоубийство при нападении Акэти Мицухидэ, ниндзя Ига и Кога его уберегли, и через горы Ига Иэясу смог вернуться в свою вотчину в Микаве. Он высоко оценил роль ниндзя в своем спасении, нанимал их неоднократно, и назначал в охрану замка Эдо. Об этом стало широко известно, и другие даймё тоже стали нанимать ниндзя в качестве охранников. Именно поэтому в разных частях Японии множество мест носят названия, связанные с Ига и Кога.

В «Деревне ниндзя в Кога» можно потренироваться в искусстве взбираться на стены

Медицинские бригады

Символ Ирьёнинов

Ирьё-хан (医療班, «Медицинские бригады») поддерживают силы шиноби. Они состоят из Ирьёнинов, которые лечат больных и раненых шиноби, и поддерживают высокое наличие ресурсов отряда. Ирьёнины похожи на санитаров или военных врачей в реальной жизни. Они также проводят обширные исследования в областях новых техник, лекарств, заболеваний и человеческого тела. Не так часто появляясь на виду, они, тем не менее, пользуются большим уважением. Даже Джонины, зная о высоком мастерстве этих шиноби, ценят Ирьёнинов.

Однако не все врачи являются членами Ирьё-хан. В регулярных войсках также присутствуют Ирьёнины, которые сопровождают других шиноби на стандартных миссиях, чтобы увеличить успех их выполнения. Тем не менее, время от времени гражданские Ирьёнины также отправляются на передовую, что было продемонстрировано, когда отряд Ирьёнинов был отправлен на выручку Саске Даккай Чиму. Однако, вернувшись в деревню, именно Ирьё-хан управляет госпиталем и лечит раненых.

Снаряжение воинов-шпионов

Обязательное снаряжение ниндзя состояло из шести следующих предметов:

  • Кагинава (длинная веревка с крюком). При помощи этого приспособления синоби могли взбираться на высокую стену либо без труда преодолеть забор. В случае необходимости этот предмет мог использоваться и в качестве эффективного оружия.
  • Амигаса (крестьянская плетеная шляпа). Ниндзя – это невидимки. Такой головной убор давал возможность видеть все, что происходит вокруг, и в то же время надежно закрывал лицо от чужих глаз.
  • Сэкихицу (мелок, грифель, карандаш) и ядатэ (пенал с тушью и кистью). При помощи сэкихицу ниндзя мог сделать какую-либо отметку или что-то записать. Для этих же целей использовались кисть и тушь. Кроме того, в пенале шпиона могло быть спрятано оружие в виде небольшого острого клинка.
  • Кусури (дорожная аптечка воина или набор снадобий). Все помещалось в маленькую сумочку, которую ниндзя привязывал к поясу.
  • Сандзяку тэнугуи (метровое полотенце). Этот предмет использовался по-разному в различных ситуациях: в едком дыму – как защитная маска, в стане врага – как маска маскировочная, как веревка для связывания недруга, как жгут при кровотечении и т. д.
  • Утидакэ (трубочка-контейнер из бамбука). Ниндзя носили в ней тлеющие угли, чтобы в случае необходимости можно было быстро добыть огонь. Это можно назвать аналогом современной зажигалки.

Брали с собой бойцы и другие предметы. Какие именно – зависело от задания или ситуации. Это мог быть набор отмычек для замков, лестницы, плавсредства и прочее.

Оружие синоби было экзотичнымдаже по меркам средневековой Японии

Вопреки стереотипам, ниндзя не пытались развить какое-то собственное уникальное боевое искусство. Они просто брали то, чего достигли самураи и монахи, и приспосабливали к своим нуждам.

К примеру, меч этих убийц под названием «ниндзято» зачастую был просто трофейной катаной, которую укорачивали и изредка переделывали так, чтобы можно было делать колющие удары. Это делалось для того, чтобы было удобнее орудовать в узких помещениях и кустах, где ниндзя мог сидеть в засаде. Другое распространенное оружие синоби — сикомидзуэ, клинок, спрятанный в посохе, что позволяло выдавать себя за странствующего монаха.

Однако остальное оружие ниндзя зачастую было изощренным и маскировалось под крестьянские орудия труда. Самый известный пример — кусаригама, серп с цепью и грузом. Использовались духовые трубки для стрельбы дротиками (фукия), укороченные версии самурайских луков юми, сюрикены, а также всевозможные ловушки с шипами и пороховые бомбы.

Неожиданный факт: ниндзя использользовали секиры и щиты.


По сюжету Sekiro главный герой лишился руки, однако мастер-резчик буши сделал ему новую, лучше прежней. Одна из модификаций протеза — это самая настоящая секира. Ниндзя с тяжелым топором выглядит непривычно, но, как ни странно, это не идет вразрез с историчностью. Синоби действительно пользовались секирами под названием «оно». Такие длинные и тяжелые топоры таскали с собой странствующие монахи и лесорубы, а во время заданий ниндзя зачастую переодевались именно под эти типажи. Топор, способный пробить доспехи, — неприятный сюрприз для самурая.

Еще непривычнее кажется тот факт, что синоби нередко пользовались щитами. Когда-то воинское сословие Японии само не брезговало ими, но со временем преисполнилось презрения к этому средству защиты, ведь настоящий воин не должен прятаться за какие-то деревяшки. Правда, они не исчезли полностью и остались в виде рудимента — огромных наплечников о-содэ на доспехе самурая.

А вот синоби сохранили память о щитах и использовали их, ведь кодекс бусидо был написан не для них. Круглый и обитый толстой кожей тэцу-но камэ был превосходным подспорьем для не слишком удачливого убийцы. Такой щит можно было надеть на спину и, убегая, иметь неплохой шанс того, что самурайские стрелы и пули застрянут в нем. Однорукий Волк в Sekiro тоже пользуется щитом — это одно из умений, доступных как апгрейд его протеза.

Яды, огнестрел и даже огнеметы — все это нашло место в арсенале ниндзя.

Синоби явно не были консерваторами в том, что касается оружия. Как только в стране появлялось что-то новое, они тут же придумывали, как это приспособить. Стоило дзен-буддистам привезти в Японию чай, и ниндзя придумали, как делать из него яд. Едва китайцы завезли порох, и синоби принялись делать бомбы. Как только португальцы завезли аркебузы, монахи-ямабуси и ниндзя принялись использовать их в покушениях.

Например, знаменитый убийца Дзэндзюбо был мастером аркебуз и даже пытался убить объединителя Японии Оду Нобунагу. Однако он залег слишком далеко, и пули не пробили доспех военачальника. Другая полулегендарная история рассказывает о том, как один ниндзя совершил покушение на преемника Оды, Тоётоми Хидэёси. Синоби спрятался в подполе, но был «выкурен» из своего укрытия другим ниндзя, работавшим на Хидэёси. Причем использовал он для этого огнемет!

Герой Sekiro также использует огнемет, стреляющий во врага облаком огня. Сейчас уже не узнать, как именно выглядело оригинальное устройство ниндзя, так что такая фантазия на тему вполне имеет право на жизнь.

Огнестрельное оружие ловко маскировалось. Ниндзя быстро поняли, какую силу имеет огнестрел, особенно замаскированный. В их арсенале было такое оружие, как ядатэ-тэппо (ружье, замаскированное под футляр для кисти), вакидзаси-тэппо (ружье, замаскированное под меч-вакидзаси), а также кисэру-тэппо (ружье, замаскированное под курительную трубку). Сохранились сведения даже о замаскированных под поваленные деревья пушках.

Боевые искусства ниндзя

По мнению историка-япониста Алексея Горбылева, отдельной оригинальной системы рукопашного боя и боя с различными видами оружия у ниндзя не существовало, а ниндзя изучали и адаптировали под свои нужды уже имевшиеся в Японии стили боевых искусств. Кланы ниндзя для рукопашного боя использовали старую форму дзю-дзюцу, а для боя с оружием — соответствующие стили будо (Кэндзюцу, Бодзюцу, Содзюцу, Сюрикэн-дзюцу и пр.). Вместе с тем, Горбылев предполагает следующие отличия синоби бу-дзюцу от самурайских стилей боевых искусств, обусловленные тактикой действия ниндзя:

  • Упор на ведение боя в малых помещениях и ограниченных пространствах (кустарники, бамбуковые чащи, узкие коридоры, традиционные японские комнаты с низким потолком и пр.). Ведение боя в малом помещении (как с оружием, так и без него) накладывает определенные ограничения на используемую технику: нет места для размашистых ударов и длинного оружия, поэтому им на смену приходят короткие удары, уколы в фехтовании и малогабаритные укороченные типы оружия (например, ниндзя использовали более короткие по сравнению с самурайскими мечи — ниндзято).
  • Предпочтение внезапным нападениям из скрытого положения (из засады, сзади, ночью и пр.)
  • Упор на приёмы ошеломления противника, чтобы в случае раскрытия разведчика выиграть время для бегства.

Ни одна из нынешних школ японских бу-дзюцу не может убедительно доказать, что ведёт происхождение от средневековых ниндзя.

При бегстве применялись два приёма рукопашного боя. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине.

По мнению Горбылёва, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков. Серьёзные тренировки в рукопашном бое влекут за собой специфические изменения во внешнем облике, тем самым демаскируя ниндзя. Поэтому по мнению Горбылева ниндзя делали акцент на приёмах внезапного нападения с близкой дистанции с использованием малогабаритного скрытого оружия вместо глубокого изучения боевых искусств и ведения традиционного открытого поединка.

По мнению востоковеда А. А. Маслова, традиционные средневековые ниндзя в рукопашном бою применяли заломы рук, броски и нажатия на болевые точки, а современные школы ниндзюцу используют преимущественно технику каратэ.

Регулярные Войска

Шиноби Регулярных Войск Конохи.

Регулярные войска (яп. 正規 部隊, Сэйки Бутай) составляют основу деревни и её системы шиноби. Большинство шиноби являются частью этих сил и вместе, как индивидуально, так и в командах, выполняют большинство миссий, которые получает деревня. Им также поручаются различные обязанности в организации, такие как обучение и административные обязанности.

Когда студенты Академии выпускаются, они обычно становятся частью этих сил, получая звание генина. Путём различных экзаменов и тестов, их можно повысить до высших рангов, сначала до чуунина, и джоонина после этого. Иногда, когда шиноби специализируется на очень специфическом навыке, они могут принимать ранг специализированного джоунина, что является званием между чуунином и джоонином.

Ранги

Студент Академии

Основная статья: Студент Академии

Студенты Академии (яп. 忍者 学校 生, Акадэмии-сэй) составляют студенческий корпус Академии, где они обучаются и готовятся к жизни как шиноби. Они не являются действительной частью силы шиноби, так как они все еще находятся в процессе освоения самих основ жизни ниндзя.

Генин

Основная статья: Генин

Генин (яп. 下忍, Буквальное значение: Нижний Ниндзя) — самый низкий уровень ниндзя. Когда выпускники Академии становятся генинами, они начинают создавать битву за экономику своей деревни — отправляясь на миссии, за которые оплачивается деятельность деревни. Обычно они отправляются либо в миссии ранга-D, которые являются почти полностью безопасными рабочими местами ручного труда, или, реже, в миссиях с рангами выше, и начинают приступать к реальной работе «ниндзя», которая имеет очень низкую вероятность риска для вовлечённого ниндзя. Когда Деревня Скрытого Листа потеряла много ниндзя высокого уровня из-за вторжения шиноби Звука и Песка, деревне приходилось посылать генинов на миссии более высокого ранга.

Специальный Джоунин

Основная статья: Специальный Джоунин

Специальный Джоунин (特別 上 忍, Токубецу Джоунин) — ниндзя, который, вместо того, чтобы обладать всеми навыками джоунина, превосходит их только в определенной области , так же, как прапорщики в реальных вооруженных силах. Например, Ибики Морино может влезть в голову человека и узнать всё о нём.

Джоунин

Основная статья: Джоунин

Джоунин (上 忍, Джоунин), как правило, опытные и высококвалифицированные шиноби. Джоунины, как правило, могут использовать по крайней мере два типа чакры. Для Джоунина нередко идти на миссии в одиночку. Их часто отправляют в миссии A-ранга, и если они достаточно опытные, также выполняются миссии S-ранга.

Каге

Основная статья: Каге

Каге (影, Буквально значение: Тень) — это титул для лидера одной из пяти великих скрытых деревень. Они в совокупности известны как Пять Каге (五 影, Гокаге, Буквально значение: Пять Теней). Каге наблюдает за деятельностью своей деревни, направления шиноби на миссии, чтобы принять жесткие решения относительно безопасности своих людей. Каге деревни, как правило, признаны самыми сильными и могущественными шиноби.

А́нбу (暗部, «Тёмная сторона») — сокращение Ансатсу Сенджитсу Токушубутай, (暗殺戦術特殊部隊, «Специальный отряд убийств и тактики») — секретные агенты, подчиняющиеся непосредственно главам деревень. Ввиду того, что в Анбу, по всей видимости, отсутствует система рангов, руководство группами и иерархия, по-видимому, зависят от достижений и опыта. Капитаны команд называются Бунтайчо (分隊長, «Лидер отряда») и занимают особое место в формированиях.


С этим читают