Кто такие «ночные ведьмы»

Гарриет Куимби

А вот в США первую лицензию пилота получила отважная и талантливая Гарриет Куимби. В 1912 году она перелетела через Ла-Манш, стал первой представительницей прекрасного пола, кому это удалось.


Кроме полетов, Гарриет была успешной сценаристкой, и в 1911 году по ее произведениям сняли 7 фильмов в Голливуде. В одном из фильмов сыграла второстепенную роль. Но все же настоящим ее увлечением было небо.

Отважная летчица трагически погибла в июле 1912 года. Во время полета над Бостонским аэродромом самолет по неизвестным причинам перевернулся, и она вместе с пассажиром выпали и разбились о землю.

7

Подвиг механиков

В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…

…И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.

Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».

Звезда Героя

После окончания войны Татьяна Сумарокова не стала продолжать прерванную войной учебу в медицинском институте. Она некоторое время проработала в Совинформбюро, потом закончила редакционно-издательский факультет Московского полиграфического института и стала трудиться в различных издательствах. Как редактор, она «ввела в оборот» много известных книг, такие как «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна, работы Бенджамина Спока и многие другие издания по воспитанию детей и психологии.

Интерес Татьяны Сумароковой к психологии передался и к ее сыну, который выбрал именно эту науку своей профессией.

Только спустя полвека после Победы, в октябре 1995 года, Татьяне Сумароковой присвоили заслуженное звание Героя России.

После войны летчицы 46-го ночного бомбардировочного авиационного полка продолжили дружить и часто встречались семьями. 

Как ранее писал ФАН, захоронения летчиц ночного авиаполка Полины Гельман и Надежды Поповой на Новодевичьем кладбище получили в прошлом году статус объектов культурного наследия в Москве.

Потери

Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.

Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

Однако помимо боевых, были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы — у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы. Также погибали экипажи ещё и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

Фото летчиц. Ночные ведьмы. Война

1 of 28

Летчицы герои Советского Союза — Рушина Гашева (слева) и Наталья Меклин Боевой самолет ПО-2 «Ночных ведьм» Новороссийск взят — девчонки пляшут

Домникия Кузнецова-Новолейник

Подданная Российской империи с прекрасным именем Домникия стала первой в России женщиной, поднявшей аэроплан в небо. Это случилось во время проведения показательных полетов на Международной неделе воздухоплавания, которая проводилась в Санкт-Петербурге в 1911 году.

Женщина знала лишь теорию воздухоплавания и имела отдаленные представления об управлении летательными аппаратами. Но бесстрашная Домникия на аэроплане своего мужа поднялась в небо. Девушка не справилась с управлением, и машина рухнула на землю.

К счастью никто не пострадал, но летчицей Домникия так и не стала, оставшись в истории «недипломированной авиатриссой».


5

Девушки в воздухе

Евдокия Бершанская имела богатый лётный опыт, летала и ночью, и в слепом полёте, уже командовала женским отрядом пилотов, который был создан в Батайской лётной школе. Было командиру полка в ту пору 29 лет. Шутливо её боевое подразделение называли «Дунькиным полком». Набранные лётчицы прошли ускоренные курсы подготовки, и уже 23 мая 1942 года на фронте появился необычный авиационный полк. На первых порах подразделение насчитывало 115 девушек 17-25 лет.

Начинали свою службу девушки трудно. Лётная форма им была выдана поношенная мужская, а летали они на видавших виды самолётах 1920-х годов По-2 (Поликарпова). Самолёты были фанерными, двухместными, а приборы на них были самыми примитивными. Первоначально никакой радиосвязи не было, вся навигация осуществлялась при помощи секундомера и карты. Вооружения на самолетах не было (кроме пистолетов), защиты от пуль и осколков тоже не было, как и парашютов, а были только две бомбы, которые крепились под крыльями. После бомбардировок приходилось возвращаться, вновь брать бомбы и вылетать на новые задания. Девушки рассказывали, что за ночь они совершали до 15 вылетов. Они бомбили немецкие военные укрепления, склады и тыловые базы.

Минута отдыха

«Конечно, девчонки оставались девчонками: возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их отстраняли от полетов» Девушки сочинили свои шутливые правила.«Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока! Не отбивай жениха от ближней! Не завидуй другу (особенно если он в наряде)! Не стригись. Храни женственность! Не топчи сапоги. Новых не дадут! Люби строевую! Не выливай раку, отдай товарищу! Не сквернословь! Не теряйся!» Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы – повседневная с брюками и парадная с юбкой. На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.

«После построения все командование собралось в нашем штабе, мы доложили командующему о своей работе и своих проблемах, в том числе о громадных кирзовых сапогах… Брюками нашими он тоже остался не очень доволен. И вот через какое-то время сняли со всех мерки и прислали нам коричневые гимнастерки с синими юбками и красные хромовые сапожки — американские. Только воду они пропускали, как промокашка. Долго после этого считалась у нас форма с юбками «Тюленевской», и надевали мы ее по приказу полка: «Форма одежды парадная». Например, когда получали Гвардейское знамя. Летать же в юбках, или бомбы подвешивать, или мотор чистить, конечно, было неудобно…»

Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская — роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…»

Заслуги летчиц

Вылеты девушки осуществляли очень интенсивно, буквально осыпая позиции врага градом бомбовых ударов. Перерывы между вылетами обычно составляли всего 5 минут. За одну ночь каждый По-2 совершал до десяти и более вылетов. В битве за Кавказ девушки осуществили около 3000 вылетов, за Кубань, Новороссийск и Тамань – более 4600, за Крым – более 6000, за Белоруссию – 400, за Польшу – почти 5500 вылетов. Уже в Германии гвардейцы произвели еще около 2000 вылетов, налетав таким образом почти 29 тысяч часов.

«Ночные ведьмы» взорвали 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, 12 топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции, захваченные противником. Всего они сбросили на головы фашистов более 3000 тонн бомб. В боях героически погибли 32 летчицы. Самые тяжелые потери потерпел полк в 1943 году, когда был неожиданно обстрелян истребителями Messerschmitt Bf.110. Тогда 3 самолета с экипажами внутри взорвались еще в воздухе.

За освобождение Таманского полуострова Краснознаменный 46-й полк получил второе название «Таманский». Более 250 летчицам были присвоены многочисленные награды. 23 стали Героями Советского Союза. Среди них Раиса Аронова, Вера Белик, Полина Гельман, Евгения Жигуленко, Татьяна Макарова, Евдокия Пасько и др.

История нестандартного авиаформирования

Набор женщин, имеющих представление о летной технике во вновь сформированный полк произошел в 1941 году. Основанием для сбора военно-тактической единицы стал приказ высшего военного ведомства страны. Тренировки, обучение маневрам проходили на летной площадке города Энгельс. На службу в 588 полк принимали только девушек, руководили ими также женщины. Почетное звание «командир» получила Евдокия Бершанская, благодаря которой формирование иногда называли «Дунькин полк».

За время войны были созданы еще два женских формирования, но их доукомплектовывали мужчинами, а в «Дунькином полку» вплоть до роспуска числились только женщины.

Строевая подготовка

После тщательной подготовки весной 1942 года летчицы ступили на тропу войны. Первый набор составил 115 девушек до 23 лет. Бомбардировка вражеских объектов происходила ночью. Все операции с участием «женской авиации» были успешными. Поэтому в 1943 году полку дали почетное звание «Гвардейский» и присвоили шифр 46. Теперь девушки состояли в 46-м гвардейском ночном бомбардировочном авиаполке.

В ходе войны «прекрасный полк» становился дочерней структурой разных авиационных формирований, сменялись девушки на руководящих должностях, но его состав, несмотря на потери и нехватку бойцов, оставался женским.

Один сложнее другого

Вылеты и возвращения в полной темноте были один сложнее другого. Чем ближе к цели, тем опаснее, так как прожекторы и зенитные орудия врага были всегда наготове. В дополнение ко всему местность по понятным причинам часто менялась, и от штурманов требовалось исключительное знание аэронавигации.

Одной из черт Смирновой единодушно называют чрезвычайное упорство и настойчивость. Она выполняла задание, даже когда оно казалось невыполнимым. Самый трудный вылет выбрать, пожалуй, невозможно. Например, во время освобождения Крыма, как вспоминала она впоследствии, выполнив задание, она попала в низкую облачность. Снизиться, чтобы уйти из-под облачности, Мария не успела.

Элен Дютриё

Бельгийка Элен родилась в 1877 г. в семье велогонщика, и с детства увлеклась гонками. Участвовала в велосипедных гонках, где завоевывала награды и устанавливала рекорды.

Кроме увлечения велосипедным спортом юная девушка беззаветно влюбилась в небо. В декабре 1908 года совершила несанкционированный полет, но разбила свой аэроплан «Санто-Дюмоне». После этого твердо решила стать пилотом, и в 1913 году Элен установила несколько рекордов, за что была удостоена Ордена почетного легиона. Участвовала в Первой мировой войне, и успешно боролось в небе над Парижем с немецкими летчиками.

Отметим, что Элен Дютриё первой из женщин поднялась в небо, но первенство отдали де Ларош, потому что она не разбила свой аэроплан, и полет зафиксировали, как первый удачный.


4

Дорога на фронт

«Ночные ведьмы»

В конце 1941-го, в Поволжье, начало создаваться летное соединение, основу которого составляли девушки. Оно планировалась из трех полков — истребительного (Як — 1), бомбардировочного (Пе — 2) и ночного бомбардировочного. Объединение формировалось под началом той самой Марины Расковой. Из трех полков два были смешанные, а третий, как раз ночной бомбардировочный был полностью женским. Именно эта часть и была вооружена самолетами, на которых училось летать не одно поколение летчиков. У — 2 кстати, в 1944-м переименовали в По — 2, по фамилии конструктора его создавшего, Поликарпова, который в том году скончался.

Командиром части стала пилот с опытом полетов в 10 лет, Евдокия Бершанская. В конце мая 1942 года 588 ночной легкий бомбардировочный авиаполк прибыл на фронт, а уже в начале июня произошли первые вылеты на задания.

«Валькирии»

По словам собеседника ФАН, сами немцы называли наших летчиц «Ночные валькирии» или просто «Валькирии».

Когда самолет оказывался над целью, летчицы одновременно сбрасывали бомбы и снова давали обороты двигателя. Это ужасало противника.

Экипажем самолета считались четыре человека: два «летных» — летчик и штурман, и еще два человека — это техник и вооруженец. Изначально стрелкового вооружения самолет не имел, было по одной бомбе под каждое крыло. Кстати, летчицы никогда не говорили «крылья», только «плоскости».

Нередко экипаж брал с собой на вылет гранаты и сбрасывали их на врага. Потом сами девушки придумали установить пулеметную турель, но для воздушного боя из-за очень маленькой скорости ее использовать было нельзя. Даже самые слабые немецкие истребители имели гораздо большую скорость, чем У-2. Когда происходила в воздухе встреча тихоходного биплана и немецких истребителей, у наших самолетов не было ни единого шанса, отмечает Сумароков.

46-й Гвардейский Таманский Краснознаменный ордена Суворова ночной бомбардировочный авиационный полк закончил свой боевой путь под Берлином. У-2, переименованные к тому времени в По-2 в честь своего создателя, также летали бомбить столицу Германии. Но крейсерская скорость самолета — всего 110 км/ч, и часто случалась так, что пока они долетят, ситуация на земле уже успевает измениться. Поэтому в начале мая командование приняло решение прекратить боевые вылеты полка.

Еще есть хороший фильм «В небе «ночные ведьмы», снятый бывшей летчицей полка Евгенией Жигуленко. Это была мамина подруга, вспоминает Александр.

Светлана Капанина

А завершим наш обзор героем нашего времени, очаровательной российской летчицей Светланой Капаниной. Отважная девушка семикратный чемпион мира, а на сегодня инструктор конструкторского бюро Сухого.

Еще в детстве Светлана увлеклась техникой, гоняла на мопедах и мотоциклах, а в школе была активной участницей всех спортивных соревнований.

В 1988 г. медик по образованию пришла в авиацию, и добилась в этом виде деятельности высоких достижений. Имеет множественные награды, в том числе и «Орден мужества», который получила из рук Президента России.

Видео с её полётами Вы можете увидеть ниже:

Мы представили лишь 16 известных женщин-летчиц, но, поверьте, их намного больше. Можно только преклоняться перед отвагой и мужеством этих прекрасных женщин, бросивших вызов воздушной стихии. Их достижения, рекорды и подвиги золотыми буквами вписаны в историю мировой авиации, а память о них запечатлена в бронзе, книгах, кинофильмах, а также в сердцах миллионов людей, искреннее любящих небо.

Ждем ваших отзывов и комментариев к этой статье

Спасибо за внимание

Автор статьи: Валерий Скиба

Из Москвы в Майами

Эта встреча стала крутым виражом в ее жизни. Получив диплом института, девушка поступила в Волчанское авиационное училище летчиков, которое успешно окончила в 1989 году. Вернулась в Уфу, устроилась летающим преподавателем в Уфимское высшее авиационное училище летчиков. Здесь же со своими курсантами осваивала вертолеты новых модификаций. А зимой 1992 года Галине Петровне от командования ВВС пришло предложение принять участие в качестве второго пилота в международном женском перелете Москва-Майами, приуроченном к 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом и 50-летию ленд-лиза. Впервые в истории авиации советские вертолетчицы на транспортно-боевом вертолете Ми-24В должны были выполнить сверхдальний перелет протяженностью 25 тысяч километров.

Учеба, полеты на вертолете Ка-26, небо… Казалось, мечты начали сбываться


— Сразу возник вопрос: «Почему именно я?» — вспоминает Скробова-Кошкина. — В стране много достойных и опытных женщин-летчиц. Думаю, надо сказать «спасибо» Марине Попович, которая в свое время познакомила меня с Галиной Расторгуевой, командиром этого полета. Ответственность была огромнейшая. Задачи перед экипажем стояли масштабные: совершить благополучный перелет, достойно представить Родину на международном уровне и укрепить отношения между нашей страной и Америкой.

Почему космос не дает покоя студентке Бауманки

Начались упорные, долгие тренировки под руководством Героя Советского Союза, участницы Великой Отечественной войны Валентины Гризодубовой. Прорабатывали все нештатные ситуации.

А 1 сентября 1992 года из московского аэродрома Тушино взлетел вертолет Ми-24В.

— 2 сентября было самым насыщенным днем, — делится Галина Петровна. — Мы летели 9 часов без остановок. Было тяжело. Хотя это лучше, чем попасть в плохую погоду. К примеру, в поселке Чайбуха Магаданской области из-за тумана видимость практически была нулевой. Нам пришлось возвращаться на аэродром и ждать, пока он рассеется.

С нелетной погодой экипаж столкнулся и при перелете на Аляску из бухты Провидения, расположенной в Анадырском заливе Берингового моря.

— У нас был четкий полетный график: если бы мы прибыли позже 19 сентября, нас бы не пустили, — вспоминает летчица. — А погода была ужасной: пурга, снег…Пограничники говорили, что в таких условиях в небо поднимаются только «камикадзе». Но отступать было нельзя, мы же так воспитаны: думаешь не о риске, а о задании Родины.

Еще одним испытанием стал перелет из Аляски до Анкоридж. За экипажем прилетел американский борт, чтобы советский вертолет случайно не залетел на военную базу США.

Знаменитый камчатский моряк и в 70 лет не захотел сойти на берег

— Он сопровождал везде

Даже когда попали в зону высоких гор и пришлось лететь друг за другом осторожно, как ниточка с иголочкой, чтобы не врезаться в какую-нибудь скалу,- вспоминает Скробова-Кошкина. — Американцы потом восхищались смелостью русских женщин

Галина Петровна признается, что и сейчас бы отправилась в любую точку мира, если бы вновь пригласили совершить подобный перелет.

— Нашему командиру Расторгуевой на тот момент было 58 лет, как мне сейчас. Поэтому возраст в данном случае не помеха. А видеть землю с высоты птичьего полета — это счастье. Тот, кто однажды побывал в небе, всегда будет стремиться туда вновь и вновь.

Справка «РГ»

Галина Петровна активно занимается общественной работой по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Совместно со Скробовым И.С. написала книгу «Перелет Москва-Майами», является соавтором песен «Вечный огонь», «Авиатрисы», «Благодарим отца Всевышнего» и др. Организует совместные творческие встречи и выступления.

Вице-президент МОО «Союз женщин летных специальностей «АВИАТРИСА» и ЧОУ «Центр духовно-нравственного и творческого образования». Член Совета ООО «Содружество вертолетчиков России» и МОО «Гармония мира». Член-корреспондент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Член Международной ассоциации женщин-летчиц «Найнти найн».

Освоила вертолеты Ка-26, Ми-2, Ми-8Т, Ми-24В, Ми-8 АМТ, As-355N. Переучилась на вертолет Ка-50 «Черная акула».

Цифра

125 часов провела в воздухе Галина Скробова-Кошкина во время перелета Москва — Майами.


С этим читают