«стороны сблизили позиции»: как прошёл саммит в нормандском формате

Минские встречи

Полностью осознать, что означает «нормандский» формат, трудно, если не рассмотреть остальные формы политических контактов. Ведь описываемая политическая конфигурация не учитывает одного из основных участников конфронтации. А именно, в ней не задействованы представители самопровозглашенных республик. Но как можно остановить стрельбу, если не учитывать мнение прямого участника столкновений? Понятно, что такая ситуация не устраивает Россию, которую «союзники» пытаются выставить агрессором. Или, по меньшей мере, участником вооруженного конфликта. В конце июля 2014 года прошла первая встреча в минском формате. По названию столицы Беларуси, где и состоялось мероприятие. Со стороны ЕС в ней участвуют представители ОБСЕ. В Минск приезжают дипломаты из РФ, а также бывший президент Украины Л. Кучма. К переговорам привлекаются самопровозглашенные республики.


С небольшим отставанием

Перед тем как приступить к решению проблемы Донбасса на четверых в Зале Мюрата, названном в честь французского маршала, Владимир Путин встретился в формате тет-а-тет с главами Франции и Германии. Переговоры прошли за закрытыми дверями. Как позже выяснилось, Путин и Меркель обсудили в том числе и убийство бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили.

Лидеры Евросоюза по очереди провели аналогичную беседу и с украинским президентом. Такое решение, видимо, было принято для того, чтобы настроить на диалог президентов России и Украины, которые раньше общались только по телефону.

Саммит

Главы четырех стран с небольшим опозданием оказались за круглым столом примерно в 19:30 мск, неумолимо сдвигая всё мероприятие ближе к ночи. Во всяком случае к этому времени в Москве и Киеве уже стемнело. Владимир Путин расположился напротив украинского коллеги, с правой и левой сторон устроились лидеры ФРГ и Франции. Забавно, что Владимир Зеленский вначале хотел сесть на место Владимира Путина, однако быстро сориентировался и отправился на другую сторону. Судя по всему, к началу саммита все находились в довольно хорошем расположении духа. Владимир Путин даже успел что-то сказать украинскому президенту в то время, как Ангела Меркель внимательно рассматривала зал и оценивала обстановку.

«Четверка» в обновленном составе (ранее Францию и Украину представляли Франсуа Олланд и Петр Порошенко) на этот раз разделила переговоры на две части. Первая длилась чуть более двух часов.

Напомним суть конфликта

В конце 2013 года на Украине разразился очередной политический кризис. Некоторые специалисты говорят, что он, в принципе, не заканчивался, продолжаясь уже более десяти лет, то вспыхивая, то затихая на время. Страна эта, расположенная в самом центре Европы, является транзитной для товаров и энергоресурсов

Именно в этом важность сохранения в ней относительного спокойствия, над чем работает «нормандский» формат. Это очень важно для экономик окружающих государств

Ведь Европа и Россия достаточно плотно связаны друг с другом. До обострения кризиса торговое сотрудничество поступательно развивалось. Говорят, что и сам украинский конфликт возник в связи с этим, явно видимым прогрессом в достижении серьезной экономической взаимозависимости. На Украине произошла смена власти. Не все ее граждане согласились с формой и сутью нового руководства. Крым спешно поменял государственное подчинение, а в Донецкой и Луганской областях возникло активное сепаратистское движение. Киев ответил на него антитеррористической операцией. Вспыхнула настоящая война. «Нормандский» формат – это такой переговорный процесс, в котором страны стараются погасить вооруженный конфликт, перевести его решение на «мирные рельсы». Усилия, надо отметить, не всегда оказываются результативными. Но и сложность вопроса велика.

Минск – 11-12 февраля 2015 года

Associated Press

Самые ожесточенные и самые жесткие переговоры в «нормандском» формате продолжались именно в Минске в феврале 2015 года. Даже почти через 5 лет после тех событий стороны до сих пор рассказывают интересные детали переговоров, которые длились почти сутки напролет. В это же время на Донбассе  продолжались мощные бои – пророссийские боевики наступали на Дебальцево и замыкали вокруг него котел.

Начались переговоры около 19:30, а закончились около 9-10 утра следующего дня. Параллельно вместе с этим заседала и ТКГ в Минске. В частности, в белорусскую столицу прибыли даже тогдашние главари «Л/ДНР» — Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.

По данным разных журналистов и источников, переговоры длились крайне тяжело. Как рассказывала журналистка Олеся Бацман, в один момент лидеры четырех стран дали задание своим делегациям и переводчикам покинуть место проведения встречи и продолжили переговоры сугубо вчетвером.

«Наш президент настроен очень жестко, Путин тоже. Он очень злой. Я никогда за всю свою многолетнюю дипломатическую карьеру не видел, чтобы президенты бились буквально за каждую запятую. Очень туго все идет. Путин стоит на своем. Меркель взяла на себя роль модератора, она ведет заседание, старается вносить предложения. Если по какому-либо пункту совсем нет компромисса, она его выносит за скобки, чтобы вернуться позже, и переходит к следующему. Олланд вообще сидит с отсутствующим видом, никуда не вмешивается, только курит одну за другой сигареты. Пока дискутировали по вопросу пленных. Путин настаивает, что нужно вписать в этот пункт слова «в Украине», то есть выпустить всех тех, кто находится в Украине. А Порошенко хочет, чтобы туда внесли и «в России», на что российский президент криво засмеялся: «Так давайте тогда напишем и во Франции, и в Германии», — рассказывал ей один из членов украинской делегации.

За ночь на 12 февраля и Порошенко, и Путин несколько раз покидали место встречи. По неподтвержденной информации, украинский президент звонил в Генштаб для того, чтобы узнать оперативную информацию относительно боев за Дебальцево. Путин же оставлял Меркель, Олланда и Порошенко втроем около 11 утра 12 февраля. Поговаривают, что разговаривал он с главарями «Л/ДНР», поскольку около 9-ти утра его помощник и фактический куратор боевиков Владислав Сурков покинул Дворец независимости и уехал в место, где заседала ТКГ. Журналистам стало понятно, что он поехал согласовать итоговый документ «нормандской» четверки с Захарченко и Плотницким, которые вдруг отказались его подписывать. В конце концов, их таки уговорили это сделать.

В результате длительных переговоров появился документ с 13-ю пунктами – так называемый Комплекс мер по выполнению Минского протокола, или же Минск-2. «Это не лучшая ночь в моей жизни, но утро, на мой взгляд, доброе, потому что, несмотря на все сложности переговорного процесса, нам все-таки удалось договориться о главном», — заявил после переговоров Путин.

«Это было непросто, и фактически нам выставляли всякие неприемлемые условия, отходы, сдачи. Мы не пошли ни на какие ультиматумы и четко проявили позицию, что прекращение огня должно произойти без предварительных условий», — уверял Порошенко. Он также отмечал, что Украина до конца 2015 года восстановит полностью восстановит контроль над границей.

Однако эти договоренности так и не были реализованы. Единственным фактическим выполненным пунктом стало принятие Украиной закона об особом статусе Донбасса.

«Порошенко с Путиным постоянно повышали голос друг на друга. Российский президент так разнервничался, что стал угрожать окончательно раздавить войско своего визави. Это стало не таким, что российские войска на Востоке Украины есть. Путин спохватился и взял себя в руки… Ангела Меркель ледяным тоном пообещала Путину длительную изоляцию. Тот заколебался и все искал, как выиграть время… Его цель — максимально ослабить Киев, надеясь со временем увидеть у власти команду, покладистую российским интересам и более отдаленную от Евросоюза. Больше всего он не хочет вступления Украины в НАТО и получения оружия, которое могла бы изменить баланс сил», — рассказывает в своих воспоминаниях Олланд.

Когда участники переговоров разъезжались после бессонной ночи, камеры поймали момент, как Порошенко в кулуарах жаловался Лукашенко.

«Очень грязно играет…», — сказал Порошенко.


«Я знаю», — ответил Лукашенко.

На сцену выходит Зеленский

24 мая новый президент поговорил с Ангелой Меркель по телефону и обсудил происходящее на Донбассе. 29-го мая — провел переговоры с главами МИД Германии и Франции: на встрече пытались придумать, как “освежить” неэффективный Минск. 

17-18 июня Зеленский с официальными визитами приезжает Берлин и Париж. Главная тема разговоров — урегулирование конфликта на юго-востоке Украины. Именно тогда Зеленский и Меркель решают в ближайшее провести новый саммит в “нормандском формате”. 

Уже 11 июля президент Украины созванивается с Путиным. Пресс-служба Зеленского позже объявила, что главной темой разговора стало возвращение домой украинских моряков и других пленников. На следующий день в Париже встречаются внешнеполитические советники и помощники “нормандской четверки” и договариваются о “хлебном перемирии”. В тот же день в Париже договариваются о разминировании в Станице Луганской.

6 августа Зеленский призывает участников переговоров собраться как можно скорее. Это связано со смертью 4 морпехов на Донбассе. 

7 августа президент Украины рассказал о беседе с Путиным: “Срочно ему позвонил, сказал, что это нас не приближает к миру. Я очень вас прошу повлиять на ту сторону, чтобы они прекратили убийство наших людей”.

Помощники стран “нормандского формата” встретились в Берлине 2 сентября. Тогда участники обсудили, при каких условиях саммит лидеров государств может состояться, и в результате ни к чему не пришли. Россию на переговорах представлял помощник президента России Владислав Сурков, Украину — новый глава МИД Украины Вадим Пристайко. 

7 сентября между Россией и Украиной состоялся обмен пленными, после чего президенты двух стран созвонились и решили сами договориться о дате встречи “нормандской четверки”. 

16 сентября 2019 глава Украины Владимир Зеленский на брифинге в Словении заявляет, что на следующей “нормандской встрече” он намерен добиться, чтобы войска развели по всей линии фронта, вывели оккупационную власть с территории Донбасса и приняли окончательное решение об обмене пленными. 

Почему формат не работает?

Если проходят регулярные встречи «четверки», причем часть из них происходит на уровне глав государств, то почему конфликт на Донбассе до сих пор не урегулирован, и там продолжают гибнуть люди?

Проблема здесь не в самом формате, а в позициях сторон конфликта, которые можно назвать противоположными. Россия и Украина по-разному трактуют Минские соглашения, которые являются краеугольным камнем процесса урегулирования.

«Минск-1», как и «Минск-2» являются безусловной дипломатической победой России. Подписание этих соглашений – прямой результат военных поражений украинской армии в 2014 и 2015 годах. Если будет реализована их российская формулировка, то Москва получит в составе Украины полностью подконтрольный ей анклав, который Киеву придется еще и содержать за собственные деньги. Появление такой территории неминуемо приведет к дестабилизации обстановки внутри Украины, что вполне устраивает нынешнее российское руководство.

В Москве желают, чтобы ДНР и ЛНР получили право накладывать вето на любые внешнеполитические решения Киева, что закроет Украине путь в ЕС и НАТО. Причем Россия требует, чтобы все это было закреплено в украинской Конституции.

Украинское руководство прекрасно понимает, что реализация Минских соглашений в московской интерпретации – это путь к полной потере суверенитета и распаду страны. Поэтому и выполнять их не торопятся.

Есть еще и позиция Вашингтона, который формально хоть и не входит в состав «Нормандской четверки», но является ключевым игроком в урегулировании данного конфликта. Вряд ли американцев сильно заботит дальнейшая судьба Украины, но они очевидно заинтересованы в дальнейшем ослаблении Кремля.

Непризнанные территории с момента их образования находятся на полном содержании Москвы. Ежегодно оно обходится российскому бюджету в 2-3 млрд долларов. На Россию наложены жесткие санкции, которые уже давно не кажутся смешными. А есть еще и имиджевые потери, которые несет нынешняя катастрофическая экономическая и социальная ситуация в ОРДЛО. Для Кремля Донбасс – это тот самый чемодан без ручки, который нести неудобно, но и выбросить жалко.

С другой стороны, Донбасс в его нынешнем положении абсолютно не нужен Киеву. Сегодня это регион с «убитой» промышленностью и инфраструктурой, из которого разбегается население. У Украины попросту нет ресурсов – ни экономических, ни политических – чтобы принять и «переварить» его. Естественно, что ни один украинский политик официально не заявит об отказе от Донбасса, но и возвращать его в Киеве особо спешить не будут. 

Учитывая противоречия между ключевыми участниками переговоров, неудивительно, что любые переговорные площадки не работают, а конфликт приобретает статус многолетнего. Нынешняя ситуация на Донбассе все больше напоминает Нагорный Карабах – там противостояние длится уже более двадцати лет. 

Небезусловно


В Германии отношение к идее несколько более настороженное. Однозначно ее поддерживают представители оппозиционной «Альтернативы для Германии» (АдГ). Как рассказал «Известиям» член комитета бундестага по международным делам от АдГ Вальдемар Гердт, к инициативе был бы готов «подключиться любой понимающий политик, но роль здесь сыграет фракционная дисциплина».

В одной из правящих сил — Социал-демократической партии (СДПГ) — допускают реализацию инициативы с некоторыми оговорками. В частности, там считают необходимым привлекать не только оппозиционные, но и правящие партии.

— Переговоры в общем и между парламентариями, в частности, могут иметь полезный эффект, когда речь заходит о мирном урегулировании существующих конфликтов, — сказал «Известиям» вице-председатель германского бундестага, член комитета по международным делам от СДПГ Томас Опперман. — Надежность таких дискуссий во многом зависит от их участников. Даже если оппозиционные партии играют важную роль в том числе и на Украине, надо принципиально вовлечь в «Межпарламентский диалог за мир» правящие в стране силы. Если это условие будет учтено, можно рассматривать участие немецких депутатов.

Украинская сторона также выдвигает условия для запуска нового механизма. Как рассказал «Известиям» замглавы профильного комитета Верховной рады Украины от правящей партии «Слуга народа» Руслан Горбенко, он был бы готов поучаствовать в переговорах, «если парламентарии будут обсуждать вопросы вывода войск и военной техники из оккупированных частей Луганской и Донецкой областей, проведение демократических выборов на данной территории, возврат Крыма и так далее».

— «Нормандский формат» — платформа для взаимодействия сторон на разных уровнях — президентов, премьер-министров, министров иностранных дел

Парламентское измерение этого формата — новая концепция, которая является важной инициативой, поскольку депутаты также должны устанавливать взаимосвязи для большей эффективности диалога. Мы должны понимать, что только диалог будет приближать нас к миру, но модальности этого процесса требуют дальнейшего обсуждения, — заявила «Известиям» Нелли Яковлева, депутат «Слуги народа» из того же комитета

При этом существуют технические моменты, которые необходимо решить перед запуском — от площадки до тем, которые будут затрагивать парламентарии. Как пояснил «Известиям» глава комитета Совфеда РФ по международным делам Константин Косачев, нет нужды в каком-то особом одобрении со стороны национальных правительств — законодатели вполне могут запустить инициативу сами.

— Но здесь не должно быть несинхронных действий. Межпарламентский диалог не может существовать в вакууме, отдельно от линии МИДов, — отметил сенатор.

Что касается практической пользы и конкретных тем, то парламентарии могут обсуждать такие вопросы, как разведение сил и обмен пленными.

— Этот механизм мог бы стать своего рода поддержкой украинскому руководству на пути к миру, — отметил в беседе с «Известиями» замглавы комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа. — Мы знаем, какое влияние на президента Зеленского оказывают националисты и как депутаты рады влияют на принятие решений, называя любые шаги навстречу предательством.

По словам опрошенных «Известиями» политиков, оптимальной площадкой для формата мог бы стать Минск, где регулярно проходят заседания контактной группы. Также стороны могут рассмотреть и другие нейтральные площадки — например, Страсбург, где работают Совет Европы и Европарламент. Говорить о скорых переговорах из-за ситуации с коронавирусом пока не приходится, однако вполне понятно, что воля к подобного рода формату у законодателей четырех стран есть.

Бенувиль (Нормандия, Франция) – 6 июня 2014 года

Associated Press

Первые контакты между собой лидеров Германии, Украины, Франции и России состоялись во время празднования 70-летия высадки союзнических войск в Нормандии во время Второй мировой войны. Именно в честь этого формат таких переговоров и был назван «нормандским».

Встреча состоялась в резиденции Шато-де-Бенувиль и длилась около 15 минут. На ней присутствовали канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, президент России Владимир Путин и тогдашний победитель президентских выборов в Украине Петр Порошенко. В то время украинский лидер еще не был официальным президентом, поскольку его инаугурация в парламенте состоялась на следующий день – 7 июня.

«Во время короткого диалога и Путин, и Порошенко высказались за скорейшее прекращение кровопролития на юго-востоке Украины, а также боевых действий с обеих сторон — и со стороны украинских вооруженных сил, а также со стороны сторонников федерализации Украины», — так тогда охарактеризовал встречу пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Путин и Порошенко договорились в ближайшее время провести встречу и обсудить вопрос объявления перемирия на Донбассе. Также они совершили «обмен мнениями» по многим политическим и экономическим вопросам.

В своих воспоминаниях после президентства Олланд вспоминал, что именно ему принадлежала идея пригласить Порошенко на празднование 70-летия высадки союзнических войск в Нормандии. Он сказал это Путину лично во время телефонного разговора, чем президент РФ был крайне недовольнен. «По ту сторону провода «царь мечет молнии»:»Значит ли это, что я не должен приезжать, что вы не хотите меня видеть?» — рассказывал Олланд.

По его словам, Путин в конце концов согласился приехать и даже провести переговоры – но без журналистов и фотосъемки.

«Путин и Порошенко, боясь подвоха, держатся настороженно. В большом зале замка царит очень напряженная атмосфера, Путин меряет холодным взглядом Порошенко, вызывая опасения Меркель за ход переговоров, которые еще даже не начались. Чувствовалось, что Путин вел «жесткую игру», а Порошенко при наличии меньшего президентского опыта, кажется, испытывал физический страх», — вспоминает Олланд. По его словам, российский президент очень нервничал, когда пытался убеждать присутствующих, что не имеет влияния на пророссийских боевиков.

Однако через 15 минут, как отмечает бывший президент Франции, разговор таки начался в конструктивном русле и Порошенко с Путиным удалось «избежать обострения конфликта».

Встречи глав МИД «нормандской четверки»


Переговоры в нормандском формате проходят также на уровне глав внешнеполитических ведомств четырех стран. Всего состоялось 15 таких встреч. Девять из них прошли в Берлине, три — в Париже, две — в Мюнхене, на полях конференции по безопасности, еще одна встреча — в 2016 году — была организована в Минске. Чаще всего главы МИД «четверки» встречались в 2015 году — семь раз, реже всего — по одному разу — в 2017 и 2018 годах. В 2019 году встречи не проводились.

Впервые переговоры в нормандском формате на уровне министров иностранных дел состоялись 2 июля 2014 года в Берлине. Главы внешнеполитических ведомств России, Германии, Украины и Франции Сергей Лавров, Франк-Вальтер Штайнмайер, Павел Климкин и Лоран Фабиус подписали совместную декларацию, в которой подтвердили «приверженность установлению устойчивого мира и стабильности на Украине».

Среди вопросов, которые рассматривали стороны на последующих встречах, — реализация минских соглашений, создание условий для доставки гуманитарных грузов в Донбасс, обмен пленными между сторонами конфликта, отвод вооружений от линии разграничения и разминирование территории Донбасса, проведения местных выборов в ДНР и ЛНР и др. Последние переговоры министров иностранных дел России, Германии, Украины и Франции состоялись 11 июня 2018 года в Берлине.

«Отодвинуть линию соприкосновения»

Лавров указал также на то, что Киеву по-прежнему не удаётся добиться разведения сил на линии соприкосновения. Более того, как отмечают эксперты, в последние дни в регионе наблюдается обратная ситуация: количество обстрелов со стороны украинских силовиков с каждым днём увеличивается.

Так, 16 мая в результате артиллерийских ударов ВСУ были повреждены ЛЭП Михайловка — Коммунарская, из-за чего оказались обесточены критически важные инфраструктурные объекты ЛНР, обеспечивавшие электричеством жилые постройки и социальные объекты. Ремонтная бригада, направившаяся 17 мая устранять повреждения, также была обстреляна, несмотря на ранее полученные от украинской стороны гарантии безопасности.

Также по теме «Имитация активности»: как Киев тормозит процесс переговоров о Донбассе Власти Украины категорически отказываются вести переговоры о мире с представителями самопровозглашённых Донецкой и Луганской…

В связи с этим глава ЛНР Леонид Пасечник привёл подразделения Народной милиции в высшую степень боевой готовности и призвал Владимира Зеленского прекратить агрессивные действия. В противном случае, сказал он, войска республики будут вынуждены отодвинуть линию разграничения от стратегически важных инфраструктурных объектов.

«В случае продолжения подобных действий со стороны ВСУ вы, Владимир Александрович, не оставите нам другого выбора, кроме как принять эффективные и решительные меры к тому, чтобы отодвинуть линию соприкосновения от указанной линии электропередачи. Аналогичным образом мы будем вынуждены поступать при продолжении обстрелов мирного населения и других критически важных объектов жизнеобеспечения», — приводит слова Пасечника Луганский информационных центр.

Вслед за ЛНР распорядился повысить боеготовность войск и глава ДНР Денис Пушилин.

«Донецкая народная республика готова к прямому конструктивному диалогу с полномочными представителями Киева, как и к добросовестному выполнению совместных договорённостей в случае такого же добросовестного выполнения этих договорённостей Киевом. Но мы не можем бесконечно проявлять миролюбие в одностороннем порядке, когда продолжают страдать наши граждане: на нашей территории снова ранена женщина — мирная жительница Еленовки», — заявил Пушилин.

Он добавил, что с 1 мая украинские силовики более 250 раз нарушили режим прекращения огня. За 19 дней обстрелов погиб один мирный житель, ещё 11, в том числе пятеро детей, получили ранения.

  • Разрушенный дом в Донбассе
  • Reuters

Как рассказал сам Зеленский на пресс-конференции, представитель Киева в переговорах по Донбассу Леонид Кучма в среду попросил в связи с обострением обстановки созвать срочное заседание контактной группы. При этом о причине обострения Зеленский ничего говорить не стал, обвинив в обстрелах «сепаратистов».

Как полагает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, это чуть ли не первое столь резкое заявление властей Донбасса за последние годы, что говорит о серьёзности ситуации.

«Войска ДНР и ЛНР не просто были приведены в боевую готовность: Пасечник заявил о готовности отодвинуть линию соприкосновения так, чтобы украинские обстрелы не достигали объектов инфраструктуры Луганска. С 2015 года это, наверное, первое такое резкое заявление властей Донбасса», — сказал аналитик в интервью RT.  

По мнению преподавателя РАНХиГС Сергея Маргулиса, обострение в регионе вызвано тем, что Зеленский не контролирует армию.

«Зеленский в полной мере не в состоянии контролировать свои вооружённые силы. Многие там в открытую отказываются выполнять его приказы. Это бывшие члены территориальных батальонов, которые хоть и интегрированы в ВСУ или МВД, но на практике выполняют приказы тех, кто эти батальоны создал, их временных командиров, которые находятся там с 2014 года. Де-факто ни МВД Украины во главе с довольно самостоятельным и амбициозным Аваковым, ни армия президенту не подчиняются», — констатировал Маргулис в беседе с RT, добавив, что на этом фоне ожидать скорого разведения сил не стоит.

Подобным же образом оценивает ситуацию и источник RT в партии «Батькивщина».

«Зеленский плохо контролирует ситуацию на востоке. Ему, вероятно, рассказывают об общей ситуации, но в детали он не вникает», — заявил собеседник RT.


С этим читают