Новый курс рузвельта

Экономические реформы

К мерам в области экономики отно­сится создание Национальной администрации восстановления про­мышленности (НИРА). В соответствии с решением НИРА был при­нят «Кодекс честной конкуренции», по которому устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объ­ём продукции, распределялись рынки сбыта. Основное назначение Кодекса заключалось в запрещении продавать товары ниже установ­ленных цен. Материал с сайта http://wikiwhat.ru


Самой успешной оказалась программа помощи ферме­рам. Была учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Эта организация регулировала цены на сельскохо­зяйственную продукцию, устанавливала объём производства, под­держивала сокращение фермерских посевных площадей.

Для аграрного сектора были выделены средства на исследова­тельские работы и просвещение фермеров, техническую помощь, поощрялись инвестиции, проводилась электрификация сельских районов, фермерам выдавались государственные кредиты. В ре­зультате этих мер рост сельского хозяйства в годы «нового курса» составил 5 % в год.

Внешняя политика Рузвельта

Т.

Рузвельт проводил активную внешнюю политику и стал первым из американских президентов, который выступил в качестве лидера мировой державы.

Испано-американская война

Переломным событием во внешнеполитической истории США была испано-американская война 1898 г., в которой будущий президент участвовал добровольцем

Особую роль в вовле­чении Америки в войну сыграла нарождавшаяся в те годы«жёлтая пресса» — низкопробные бульварные газеты, делавшие ставку на сен­сационность и стремившиеся любой ценой привлечь внимание чита­телей

Благодаря своей победе над Испанией США приобрели собст­венную колониальную империю и вошли в число великих держав.

Политика «открытых дверей»

За­хват Филиппин вовлёк США в международное соперничество за Китай, который в тот момент находился в центре империалистиче­ского соперничества.

Китай уже был поделён на зоны влияния евро­пейских держав, поэтому США выступили в 1899 г. с доктриной «от­крытых дверей», требуя для себя равных возможностей на китай­ских рынках.

Позднее президент У. Г. Тафт дополнил эту доктрину «дипломатией доллара».

Причины «Нового курса» Рузвельта

С 1929 по 1932 г. наступил тяжелейший спад производства, который принял глобаль­ные масштабы: число безработных в промышленных странах со­ставило от 1/5 до 1/3 всех работоспособных. Всеохватывающий кризис полу­чил впоследствии наименование Великая депрессия.К началу 30-х гг. производство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небыва­лого в истории этой страны размаха — безработным оказался каж­дый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными посел­ками. Администрация президента Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление кризиса и делала ставку на здоровые силы общественного организма — частную инициативу, свободную конкуренцию и таможенные барьеры. Го­сударству отводилась роль независимого арбитра в борьбе конку­рирующих групп.

2 вариант

1. В основе «нового курса» Ф. Рузвельта лежали идеи

1) марксизма 2) консерватизма 3) кейнсианства 4) национализма

2. Какое событие произошло ранее других?

1) принятие плана Дауэса 2) начало мирового экономического кризиса 3) переход к политике «нового курса» в США 4) установление дипломатических отношений между США и СССР

3. Временное закрытие банков в годы экономического кризиса про­водилось с целью

1) восстановления доверия к банковской системе 2) национализации банковской сферы З) изъятия денег из обращения 4) предотвращения грабежей

4. Значение «нового курса» Ф. Рузвельта состояло в

1) отмене рабства в южных штатах 2) улучшении условий труда рабочих 3) прекращении государственных ассигнований в экономику 4) превращении США из аграрной страны в промышленную

5. К реформам первых 100 дней президентства Рузвельта относится

1) закрытие банков для установления государственного контроля над их деятельностью 2) отказ вводить общественные работы для безработных 3) разгон массовых митингов и демонстраций протеста против политики президента 4) переход к плановому регулированию экономики государством

6. Согласно закону о восстановлении промышленности

1) предпринимателям было запрещено менять условия найма рабочих 2) запрещалась деятельность профсоюзов 3) вводилась система общественных работ для безработных 4) запрещались митинги и демонстрации

7. Суть закона о регулировании сельского хозяйства состояла в

1) повышении цен на фермерскую продукцию 2) расширении объемов государственной закупки продукции у фермеров 3) закупке продукции фермеров государством по пониженным ценам 4) введении твердых государственных цен на зерно

8. Какие мероприятия относятся к политике «нового курса» в США? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) запрещение профсоюзов 2) расширение посевных площадей 3) переход к авторитарному режиму 4) организация общественных работ 5) введение «кодексов честной конкуренции»

Ответы на тест по истории США новый курс Рузвельта1 вариант 1-4 2-1 3-1 4-4 5-1 6-1 7-1 8-142 вариант 1-3 2-1 3-1 4-2 5-1 6-1 7-1 8-45

Реформы в сфере жилищного строительства и сельского хозяйства


Эти сферы также пострадали от кризиса 1929-1933 годов, они требовали развития.

Так, в том, что касается жилищного строительства, американское правительство пошло по пути, которые предполагал развитую систему кредитования на покупку жилья. С этой целью в 1933 году создали Ссудную корпорацию владельцев жилья, она выпускала специальные облигации. А в 1938 году создана еще одна организация, но уже подконтрольная государству.

Чтобы поддержать производство сельхозпродукции, в мае 1933 года был выпущен и подписан Рузвельтом Билль о помощи фермерству. С его помощью предполагалось бороться с разорением фермеров и слишком низкими ценами на сельскохозяйственную продукцию. Принятый билль позволил фермерским хозяйствам большого масштаба стать более конкурентоспособными.

Рис. 3. Фермерское хозяйство в 1933 году.

Мелкие хозяйства также не были забыты – им оказывалась финансовая помощь, государство поощряло создание кооперативов для сбыта продукции и внедрение новых технологий в процесс работ.

Новый курс Рузвельта

В последующем политика «открытых две­рей» приняла всемирный характер и превратилась в одно из важней­ших средств американской экспансии в глобальных масштабах.

Латинская Америка

Наиболее агрессивную политику, направленную на полное ис­ключение европейского влияния, Рузвельт проводил в Карибском бассейне, объявленном зоной «жизненно важных интересов» США.

Материал с сайта http://wikiwhat.ru

В 1903 г. его ад­министрация способствовала отделению департамента Панама от Колумбии, а за­тем заставила новорождённую республи­ку уступить Соединённым Штатам часть своей территории для постройки Панам­ского канала. Канал, соединивший Атлан­тический и Тихий океаны, стал одним из важнейших путей мировой торговли.

Русско-японская война

Видя в России своего главного противника на мировой арене, США поддержали Японию в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

Руз­вельт, выступивший посредником в мирных переговорах, навязал России тяжёлый для неё Портсмутский мир, за что был удостоен Нобелевской премии. В 1907-1909 гг. соз­данный при Рузвельте броненосный флот совершил кругосветное плавание, демонстрируя всему миру возросшую мощь США.

Сущность «нового курса»

Политика, нацеленная на выход США из кризиса и оказавша­яся начальным этапом ряда социально-политических реформ, по­лучила название «нового курса».

В президентской избирательной кампании 1932 г. победу одер­жал Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Рузвельт при под­держке своих ближайших советников, получивших прозвище «мозговой трест», провел тщательную подготовку позитивной соци­альной программы, которая включала в себя:

  • вопросы реформиро­вания административной и отчасти судебной власти;
  • вопросы эко­номического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям;
  • в последнем разделе на­блюдалось большое разнообразие — от проектирования строитель­ства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной до­лины в штате Теннесси до производства консервов.

Меры «нового курса»

1.    Экономические:

  • запрет вывоза золота за границу в целях обеспечения стабилизации денежной системы;
  • укрупнение банков с предоставлением им кредитов и субсидий;
  • запрет финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед США;
  • меры по уменьшению безработицы и снижению ее отрицательных послед­ствий (без­работных обычно направляли в специально создаваемые органи­зации — «трудовые лагеря», где они использовались на строитель­стве и ремонте дорог, мостов, аэродромов и других объектов);

2.    Правовые:

  • регулирование экономики специальными законами — так называемыми кодексами честной конкуренции, в которых были даны квоты на выпуск про­дукции, распределялись рынки сбыта, уточнялись условия креди­тования и цены на продукцию, устанавливались продолжитель­ность рабочего времени и размеры заработной платы;
  • сдвиг в области трудового (рабо­чего) и социального законодательства, регулирующего отношения хозяев и наемных работников (уменьшение полномочий судов по изданию «судебных предписаний» в связи с трудовыми спорами, запрет на принудительное подписание рабочими трудового договора, обязывающего их вступить в профсоюз);
  • ле­гализация деятельности профсоюзов на общефедеральном уровне, отменена уголовная ответственность за их создание либо за уча­стие в законных забастовках и принято правило «закрытого цеха», согласно которому предприниматель обязывался заключать с проф­союзом коллективный договор и принимать на работу только тех лиц, которые состоят в профсоюзе. Закон признавал право на за­бастовку в тех случаях, когда нарушались предписания закона;
  • закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы;
  • закон о со­циальном страховании (1935 г.), заложивший основы современного социального законодательства в стране.

Франклин Рузвельт

Франклин Рузвельт (1882-1945) Один из талантливых и выдающихся американских политических деятелей.Родился в 1882 году. По семье крупного предпринимателя и землевладельца. Успешно окончил Гарвардский университет. В 1913-1920 pp. работал помощником морского министра. В 1921 Ф. Рузвельт тяжело заболел, долго лечился, но остался с парализованными ногами на всю жизнь. Несмотря на жизненные невзгоды, продолжал заниматься активной политической деятельностью.

В 1928-1932 pp. дважды избирался губернатором штата Нью-Йорк. На этом посту получил большую популярность и проявил себя решительным, настойчивым, дальновидным политиком. Ему характерен новаторский подход к решению важных государственных проблем. Ф. Рузвельт — единственный за всю историю США президент, который четыре раза подряд избирался главой государства.

Дополнительные рефераты по схожей теме читайте на Багаже знаний:

  • География Соединенных Штатов Америки (США);
  • Территориальная экспансия США;
  • Политическая жизнь и общественные движения США в конце XIX в.;
  • Статус США после Первой мировой войны;
  • Генуэзская конференция. Обустройство мира после первой мировой войны.

После прихода к клади в результате выборов 1932 Ф. Рузвельт начал проводить реформы в экономической и социально-политической областях на основе программы «нового курса».

9 марта 1933 было созвано чрезвычайную комиссию Конгресса. За три месяца работы было одобрено ряд законов. В течение «первых ста дней» президентства Ф. Рузвельта были заложены правовые основы «нового курса».

СУТЬ «НОВОГО КУРСА»

«Новый курс» — это система государственного регулирования рыночной экономики и социально-экономических процессов с осуществлением эффективных мер защиты социально незащищенных слоев населения.

Цель НОВОГО КУРСА:

  1. Активное вмешательство государства в экономическую жизнь, частное предпринимательство, чтобы преодолеть экономический кризис.
  2. Обеспечить стабильность экономического развития.
  3. Обратить США в государство процветания.

«Новый курс»

Новый глава американского государства Франклин Делано Рузвельт, принявший бразды правления страной в марте 1933 года, получил возможность действовать почти при полной поддержке конгресса, в котором его Демократическая партия имела абсолютное большинство.

Главной идеей, выдвинутого тогдашним президентом Рузвельтом плана, было вмешательство государства во все сферы жизни граждан. В соответствии с новым курсом государство полностью регулировало производство и отношения, которые выстраивали между собой предприниматели. Главной целью было восстановление покупательной способности обычных граждан. Одной из основных задач правительства на данном этапе также было восстановление банковской системы.

Спустя всего неделю после инаугурации, в воскресенье, 13 марта 1933 года, Рузвельт перед очагом в Белом доме обратился по радио к согражданам с призывом спасти банковскую систему Америки. В этом обращении он призывал народ вкладывать свои деньги в банки, а не держать их под матрацем.

Слова главы государства подействовали и уже на следующий день после обращения президента к нации взносы в банки резко возросли, а к концу недели две трети банков возобновили работу.

Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

Не последней мерой президента Рузвельта стала отмена сухого закона, которой положила начало временная легализация изготовления и продажи алкогольных напитков в марте 1933 г. специальным актом. В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент — дополнительную поддержку избирателей.

Рузвельт назначил главой Администрации гражданских работ Гарри Гопкинса, объявившего своей задачей сделать так, чтобы люди не умирали от голода. Гопкинс привлек Рузвельта тем, что не хотел заниматься простой благотворительностью, по его мнению люди без работы теряют достоинство. Было создано более 30 тысяч проектов. Вчерашние безработные строили мосты, стадионы, аэропорты.

На общественные работы в 1933-1939 годах было выделено из бюджета США 10,5 миллиарда долларов, не считая 2,7 миллиарда, израсходованных на общественные проекты при участии частного бизнеса. За счет этих ассигнований построили 122 тысячи общественных зданий, 77 тысяч новых мостов, 285 аэропортов, 664 тысячи миль автомобильных дорог, 24 тысячи километров канализации. Государственные деньги вкладывались также в мелиорацию, лесоводство, оборудование портов, развитие средств связи.

В общей сложности в 1933-1939 годах на общественных работах были заняты в то или иное время 8,5 миллиона человек, что, конечно же, позволило дать средства к существованию многим людям, но не смогло сделать главного — обеспечить промышленный рост. Ибо для этого нужны капиталовложения не столько в экономическую инфраструктуру, сколько в само производство. А вот в эту область Рузвельт вплоть до начала Второй мировой войны в сентябре 1939-го предпочитал не вмешиваться.

Ревизия «Нового курса»

Правая пресса и консерваторы упрекали Рузвельта в насаждении социализма. Сам президент считал, что он спас капитализм и предотвратил социальные потрясения. По мере выхода из кризиса, корпорации, главным образом через Верховный суд, стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств. «Новый курс» Рузвельта, проводившийся по рецептам Дж. М. Кейнса, стал переломным моментом в истории современного капитализма, начался этап социально-ориентированного капитализма.

Окончательно США вышли из кризиса только после того как вступили во Вторую мировую войну. С экономической точки зрения, Вторая мировая война представляла собой прежде всего взрыв государственных расходов, финансируемых за счет бюджетного дефицита в масштабах, немыслимых в условиях мирного времени.

Социальные реформы «Нового курса»

Несмотря на противодействие Верховного суда, Рузвельт продол­жил свои реформы: в августе 1935 г. был принят закон о социальном страховании. Государственные пенсии устанавливались с 65 лет, вво­дились пособия по безработице, по инвалидности и по болезни. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

В ноябре 1936 г. Рузвельт был переизбран на пост президента США, одержав (во многом благодаря социальной направленности «нового курса») ещё более убедительную, чем в 1932 г., победу. Руз­вельт перешёл в наступление на оппозицию, он объявил неконсти­туционными ряд решений Верховного суда и предложил Конгрессу реформу — ввести предельный возраст для членства в Верховном су­де (70 лет), а также увеличить количество судей с девяти до пятна­дцати. На тот момент из девяти членов суда шестеро находились в возрасте старше 70 лет. Но Конгресс не позволил президенту реа­лизовать свои намерения. В дальнейшем оппозиция Верховного су­да сошла на нет, были объявлены конституционными многие при­нятые законы. Государство продолжало регулировать отношения между предпринимателями и рабочими: была установлена макси­мально возможная продолжительность рабочего дня (8 часов) и ми­нимально допустимый размер оплаты труда (0,25 доллара в час).

Ещё дважды после 1936 г. (в 1940 и 1944 гг.) Франклин Рузвельт убедительно выигрывал президентские выборы, став единствен­ным в истории США политиком, избиравшимся на пост президен­та четыре раза подряд.

На этой странице материал по темам:

Вопросы по этому материалу:

Похожие термины:

  • (от суверен, властелин, позднелат., производное от лат. super — над) — полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства внутри страны, определяющая его независимость во внешнеполи
  • самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное Собрание, Президент, Правительство РФ и другие о
  • см. Суверенитет.
  • по определению Закона РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г. «совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования язы
  • полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплот
  • см. Суверенитет.
  • см. Суверенитет.
  • право любого государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов, так или иначе связанные с этим государством, проводить любую налоговую политику в своих национальных границах.
  • полновластие народа; народовластие; осуществление государственной власти через народных представителей (представительная демократия) или непосредственно, путем референдума (непосредственная д
  • независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя.
  • это верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международных отношениях. Верховенство государства на своей территории проявляется в концентрации в руках госуд
  • принцип международного права, содержится в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. Подтверждается в Декларации об окружающей человека среде, принятой Стокгольмской конференцией О
  • ситуация, сложившаяся в СССР во второй половине 80-х – начале 90-х гг. и выражавшаяся в линии союзных республик на получение широкой самостоятельности от союзной власти вплоть до независимости. П. с.,
  • учения, обосновывавшие юридическую природу суверенитета в федеративном государстве исходя из специфики подходов к пониманию характера взаимоотношений федерации и ее субъектов. Своеобразие под
  • институты прямой (непосредственной) и представительной демократии, посредством которых народ осуществляет принадлежащую ему власть. Конституция закрепляет государственно-правовые формы (инсти
  • связанность государственной власти суверенитетом народа, правами человека и международными обязательствами, в том числе участием государства в международных сообществах. Поэтому в современном
  • принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориального верховенства и целостности, равноправия с другими государства
  • конституционные меры, связанные с защитой целостности и независимости государства. (Г.И.)
  • современные подходы к вопросу понимания юридической природы суверенитета в федеративном государстве, основывающиеся на признании за субъектами федерации всей полноты государственной власти за
  • учение, исходившее из того, что в федеративном государстве суверенную власть в равной мере осуществляют как федерация, так и ее составляющие (субъекты); соответственно суверенитет принадлежит и ф

Восстановление промышленности

Необходимость преодолеть главную причину кризиса — нару­шение баланса между производством и потреблением, вызванное перепроизводством, — приводит к принятию в июне 1933 г. зако­на о восстановлении национальной промышленности. Этот закон положил конец безграничной свободе предпринимательства, ввёл в жизнь «кодексы честной конкуренции»: предприниматели той или иной отрасли должны были сесть за стол переговоров и выра­ботать такие условия производства продукции, которые бы стави­ли их в изначально равное положение. Предприятия, исполняю­щие этот закон, наносили на свою продукцию специальный знак и надпись: «Мы выполняем свой долг», продукция с таким знаком раскупалась по объявленной заранее цене. Гарантировалось право рабочих объединяться в профсоюзы и заключать коллективные соглашения с предпринимателями об условиях труда и найма. В 1935 г. права профсоюзов были конкретизированы националь­ным законом.


В результате этой невероятно активной работы администрации президента практически сразу стали ощущаться позитивные переме­ны. При этом законодательство первых «ста дней», вопреки заявлени­ям о преобладании в нём чисто экономических задач, способствовало прежде всего психологическому перелому, снизило напряжённость в обществе, придало населению уверенность в будущем.

Деятельность администрации в период «ста дней» базировалась на иде­ях английского экономиста Дж. Кейнса. Причину кризиса учёный видел в том, что производственные возможности натолкнулись на ограниченный низкими доходами населения спрос. Это привело к затовариванию рынка и кризису перепроизводства. Добиваться соответствия массового потребле­ния массовому производству государство должно было путём изменения на­логовой политики, увеличения или уменьшения государственных расходов, создания новых рабочих мест, вмешательства в банковскую деятельность.

Реформы в рамках “Нового курса”

Вступивший в должность 4 марта 1933, менее чем через неделю Рузвельт уже принял меры по стабилизации ситуации.

Рис. 1. Франклин Рузвельт.

Была созвана чрезвычайная сессия Конгресса, который заседал три месяца и в результате принял ряд важных для страны законов. Какие основные реформы были проведены, наглядно покажет таблица.

Сфера

Реформы

Банковская

Объявление каникул для банков и полная их ревизия. Результат – банковская система укрепилась.

Создана Федеральная система страхования депозитов – она выдавала средства вкладчикам в случае банкротства банков.

Промышленная

Принят национальный закон по поводу восстановления промышленности (16 июня 1933 года). Результат – выработаны кодексы “честной конкуренции”.

Предписан минимум зарплаты и максимальная длительность трудовой недели.

Социальная

Безработным оказывалась прямая помощь, организовывались общественные работы, внедрялись социальные выплаты неработающим.

Принят закон о выплатах по старости – 1935 год.

С целью трудоустройства безработной молодежи правительство были организованы специальные лагеря. Там молодые люди жили на полном обеспечении и работали с заработной платой в 30 долларов, причем 25 из них отдавались их семьям.

Рис. 2. Рабочий лагерь для молодежи.


С этим читают