Бисмарк и объединение германии франко-прусская война 1870–1871 гг

§ Внутренняя политика Германии

, заключенный между ведущими политическими партиями дает всеобъемлющее представление о политических целях и направлениях во внутренней, а также в европейской и внешней политике страны.


Внутренняя политика Германии

Внутренняя политика страны направлена на то, чтобы сохранять и развивать Германию как экономически сильную и социально справедливую страну. Основные направления внутренней политики сводятся к следующим основополагающим пунктам:

  • Семьи и дети в центре внимания.
  • Активное развитие образования, научных исследований и информационных технологий.
  • Хорошая работа, уменьшение нагрузки, участие в общественной жизни.
  • Успешная экономика для будущего благосостояния.
  • Финансовая стабильность. Борьба с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов.
  • Продолжение перехода к возобновляемым источникам энергии.
  • Содействие внутреннему сельскому хозяйству.
  • Социальная защищенность и справедливость.
  • Контроль иммиграции.
  • Укрепление регионов, строительство жилья.
  • Защита климата, содействие защите биоразнообразия.

Европейская политика Германии

Политики Германии большое внимание уделяют развитию и поддержке Европейского Союза. Сильная и единая Европа является для Германии лучшей гарантией лучшего будущего, мира, свободы и благосостояния

В настоящий момент Европа находится перед рядом сложнейших задач, кроме того, в последние годы изменился глобальный баланс сил в политике, экономике и военных действиях. Все это требует серьезных преобразований в Европе. Основные направления в европейской политике сводятся к следующему:

  • Укрепление сплоченности Европы на всех уровнях.
  • Борьба с безработицей.
  • Расширение инвестиционных возможностей и программ.
  • Укрепление социальной справедливости.
  • Борьба с мошенничеством и уклонением от налогов, а также отмыванием денег.
  • Изменение в налогообложении предприятий.
  • Укрепление сотрудничества стран ЕС в области политики безопасности и обороны.
  • Улучшение управления и организации процессов миграции, борьба с причинами беженства.

§ Федеральный президент, глава государства Германии; канцелярия Федерального президента

Федеральный президент ФРГ (нем. Bundespräsident) — глава государства Германии. В противоположность многим другим странам, федеральный президент не является главным политиком страны, его деятельность остается в рамках повседневной политики, а также исполнения представительных функций, как например, прием иностранных политиков или представительство страны за рубежом. Президент Германии утверждает законы, принятые Бундестагом. Федеральный президент выбирается Федеральным собранием сроком на 5 лет. Его заместителем в случае необходимости является Председатель Бундесрата. В выполнении заданий, президент пользуется поддержкой своей канцелярии, которая называется Канцелярия федерального президента (нем. Bundespräsidialamt). Канцелярия предоставляет Президенту консультации, информирует о политических событиях, занимается подготовкой его поездок и визитов и выполняет разные поручения Президента.

Президентом Германии может быть выбран гражданин страны, старше 40 лет. Он не должен заниматься другой работой или иметь другую политическую должность и активно участвовать в деятельности какой-либо политической партии.

Название на немецком Bundespräsident
Вид власти Исполнительная власть
Состав Федеральный президент; Канцелярия федерального президента
Цели и задачи
  • Представляет государство в разных ситуациях внутри страны, например: посещение мероприятий, поздравления, награждения, произнесение речей, поддержка различных организаций.
  • Представляет свое государство за рубежом, а также принимает у себя представителей других стран.
  • Предлагает Бундестагу кандидата для назначения Федеральным канцлером.
  • Назначает министров по предложению Федерального канцлера.
  • Назначает федеральных судей и других должностных лиц.
  • Подписывает все принятые Бундестагом и Бундесратом законы.
  • Дает разрешение послам из других государств находиться и работать в Германии.
Местонахождение Дворец Бельвю (Schloss Bellevue), БерлинВилла Хаммершмидта (Villa Hammerschmidt), Бонн
Веб-сайт

Неготовность СССР к войне

Другое дело, что Сталин не подозревал, насколько сильный и организованный удар нанесут немцы, не дав нам никаких шансов на удачную оборону, а Красная армия окажется абсолютно не готова к отражению агрессии. Казалось, за предыдущие 12–15 месяцев сделано много в части повышения боеспособности вооруженных сил, насыщение армии современной техникой. Однако быстро выяснилось, что всего этого совершенно недостаточно. Устранение от руководящих постов таких малограмотных военачальников, как маршал Климент Ворошилов, было полезным, но также не решило дело. Многие командующие и командиры очень слабо представляли, что такое современная война, не умели обучать и возглавлять бойцов, своих подчиненных.

Вариант 2

A1. Причина германского «экономического чуда»:

1) использование труда коллаборационистов 2) дешевое сырье, поступающее из колоний 3) экономическая помощь по плану Маршалла 4) ликвидация государственного сектора в экономике


А2. О чем идет речь в отрывке из документа?

Восточные немцы смогли «влиться в Запад» моментально, скачкообразно — просто переступив через обломки стены.

1) о победе на выборах СЕПГ 2) о «бархатной революции» 3) о Второй мировой войне 4) о «холодной войне»

А3. Строительство «социального рыночного хозяйства» предполагало:

1) создание условий для свободной конкуренции 2) ликвидацию имущественного неравенства 3) проведение национализации 4) милитаризацию экономики

А4. Главной задачей правительства объединенной Германии было:

1) создание единого немецкого языка 2) проведение политики изоляционизма 3) сохранение власти в руках коммунистов 4) преодоление отрыва восточных земель от западных

В1. Какие события относятся к 1949 г.? Обведите две цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) создание НАТО 2) образование ФРГ 3) создание Берлинской стены 4) Потсдамская конференция 5) создание германской коммунистической партии

Ответы на тест по Новейшей истории Германия: раскол и объединение для 9 классаВариант 1 А1-1 А2-4 А3-1 А4-1 В1. 12Вариант 2 А1-3 А2-2 А3-3 А4-4 В1. 12

Спорные[править]

Когда хочешь одурачить весь мир — говори правду.

Жизнь научила меня много прощать, но еще больше — искать прощения.

Берегитесь всегда строить воздушные замки, эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются.

Глупость — дар Божий, но не следует им злоупотреблять.

Дружба между мужчиной и женщиной очень слабеет при наступлении ночи.

Сельдь могла бы стать деликатесом, если бы не была такой обыденной.

Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить.

Политикаправить

Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек.

Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит.

Фраза: «В принципе я согласен» — означает, что вы отнюдь не намерены этого допустить.

Все мы — народ, и правительство — тоже.

Правительство не должно колебаться. Раз выбрав дорогу, оно должно, не оглядываясь направо и налево, идти до конца.

Даже победоносная война — это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народов.

Горе тому государственному деятелю, который не позаботится найти такое основание для войны, которое и после войны еще сохранит свое значение.

Сильный всегда прав.

Германияправить

С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы.

Поздравьте меня — комедия кончилась… — во время ухода с поста канцлера

Вы не знаете этой публики! Наконец, еврей Ротшильд… это, я вам скажу, бесподобная скотина. Ради спекуляций на бирже он готов похоронить всю Европу, а виноват… я?

Россияправить

Никогда не верьте русским, ибо русские не верят даже самим себе. — Сказано перед началом Берлинского конгресса 1878 года

§ Краткие сведения о политической системе Германии

Страна Германия является федеративной республикой: в ее состав входят , обладающих политической самостоятельностью во внутренней политике, при этом оставаясь в политических и юридических границах самого государства или федерации. Таким образом политическая система страны включает в себя федеративный (или государственный) и региональный уровень, каждый из которых имеет свою систему законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом федеральное право имеет приоритет перед правом земель. Подробнее о государственном и территориальном устройстве Германии.

Германия является демократическим государством, имеющим развитую правовую и социальную системы. Основным законом страны является Конституция страны, определяющая основы и устройство правовой и политической систем страны, определяя основные права живущих в Германии людей, данные основные права не могут быть нарушены никаким политическим органом или лицом.

Краткая основная информация о политической системе, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, представлена в следующей далее таблице 1.

Таблица 1. Краткая информация о политической системе и устройстве Германии

Политическая система
Политический режим Демократия
Форма государственного правления Парламентская республика
Форма государственного устройства
Характеристика государства Правовое и социальное государство
Экономическая система Германии Социально-ориентированная рыночная экономика
Основной закон Конституция Германии
Уровни власти Федеральный и региональный (земель)
Основные политические партии CDU, CSU, SPD, AfD, FDP, Die Linke, Die Grünen
Федеральный уровень
Глава государства Федеральный президент
Основные законодательные органы Бундестаг (федеральный парламент) и Бундесрат (Федеральный совет)
Состав бундестага Депутаты
Состав бундесрата Члены правительства каждой федеральной земли
Основной исполнительный орган Федеральное правительство
Состав правительства Федеральный канцлер и министры
Глава правительства Федеральный канцлер
Основные судебные органы Конституционный суд и другие федеральные суды
Уровень земель
Форма правления Парламентская республика
Основные законы Конституции земель
Основные законодательные органы Ландтаги или парламенты земель
Основные исполнительные органы Правительства земель
Основные судебные органы Земельные суды первой инстанции

Экономический аспект

Работы по объединению Германии, а также перестройка экономики восточной Германии на новый лад, потребовали значительных дополнительных финансов. Для покрытия дополнительных затрат в 1991 году в Германии был введён налог солидарности, который составлял 7,5 % от общей суммы налогов. Налогом облагаются как предприятия, зарегистрированные в западной части Германии, так и физические лица. Сейчас ставка этого налога составляет 5,5 % и взимается при превышении определённого уровня доходов. В 2012 сумма доходов от Налога на солидарность составила 13,624 миллиардов евро.

Экономический и валютный союз вступил в силу 1 июля 1990 года, при этом был осуществлён обмен марок ГДР на немецкие марки в соотношении 1:1 для заработной платы, пенсий и части наличности и в соотношении 2:1 — для долгосрочных сбережений и кредитных обязательств.

1 вариант


1. Оккупационный режим в послевоенной Германии существовал в

1) 1945-1949 гг. 2) 1949-1990 гг. 3) 1945-1946 гг. 4) 1945-1947 гг.

2. К цепям политики победивших держав в отношении Германии от­носится

1) деколонизация 2) демилитаризация 3) делиберализация 4) деприватизация

3. Сепаратная денежная реформа проведена в Германии в

1) 1945 г. 2) 1946 г. 3) 1947 г. 4) 1948 г.

4. Провозглашение ФРГ и создание Конституции ФРГ состоялись в

1) 1946 г. 2) 1947 г. 3) 1948 г. 4) 1949 г.

5. Решение о строительстве в ГДР основ социализма было принято в

1) 1947 г. 2) 1948 г. 3) 1950 г. 4) 1952 г.

6. Что из перечисленного предполагала идея «социального рыноч­ного хозяйства»?

1) тоталитарно управляемое централизованное хозяйство 2) государство берет на себя функцию руководителя рыночной экономики 3) государство совершенно не вмешивается в экономические процессы 4) сочетание свободной конкуренции и контролирующей роли государства

7. Для развития ГДР в 1945-1990 гг. характерно(-а)

1) сохранение основной массы предприятий в частной собствен­ности 2) преимущественное развитие легкой промышленности 3) расширение торговли с соседней ФРГ 4) ускоренная индустриализация


8. Установите соответствие между событиями и датами истории ФРГ.

События

А) принятие Конституции ФРГ Б) правление блока ХДС-СвДП В) правление блока СДПГ-СвДП Г) правление Г. Коля

Даты

1) 1949-1969 гг. 2) 1949-1969 гг. 3) 1982-1998 гг. 4) 1969-1982 гг.

§ Федеральные министерства Германии

Федеральный канцлер выбирает для своего кабинета федеральных министров; каждый министр является главой министерства, отвечающего за решение определенного круга задач в согласии с директивами федерального канцлера. Всего в Германии 14 федеральных министерств. Далее в таблице представлены названия государственных министерств на русском и немецком языке, а также круг их основных задач.

Таблица 2. Министерства Германии

Название министерства Сокращение Круг задач министерства
Министерство финансовFinanzen BMF Налоги, денежные пособия, пенсии
Министерство внутренних дел, строительства и родиныInnern, für Bau und Heimat BMI Внутренняя безопасность страны, полиция, армия, миграция, интеграция, спорт, религия, единство нации
Министерство иностранных делAuswärtiges Amt AA Внешняя политика, Европейская политика
Министерство экономики и энергетикиWirtschaft und Energie BMWi Экономика и энергетика, телекоммуникации, почта, железные дороги
Министерство юстиции и защиты прав потребителейJustiz und Verbraucherschutz BMJV Права, законодательство, защита потребителей
Министерство труда и социальных вопросовArbeit und Soziales BMAS Трудовое право, трудоустройство, образование, пенсионеры, инвалиды, социальная защищенность
Министерство обороныVerteidigung BMVg армия, оружие, защита страны, поддержка других государств во время конфликтов
Министерство питания и сельского хозяйстваErnährung und Landwirtschaft BMEL Продукты питания, сельское хозяйство, безопасность продуктов питания, защита потребителей
Министерство семьи, пожилых, женщин и молодежиFamilie, Senioren, Frauen und Jugend BMFSFJ Семья, пожилые, женщины, молодежь, благотворительная помощь, волонтеры
Министерство здоровьяGesundheit BMG Врачи, больницы, пациенты, лечение, реабилитация, медицинское страхование, страхование на случай потребности в уходе, предупреждение болезней, зависимостей
Министерство транспорта и цифровой инфраструктурыVerkehr und digitale Infrastruktur BMVI транспорт, транспортировка людей, грузов и данных, правила и безопасность дорожного движения, дороги, Интернет
Министерство окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасностиUmwelt, Naturschutz und nukleare Sicherheit BMU защита окружающей среды, защита граждан от радиации, климат
Министерство образования и исследованийBildung und Forschung BMBF образование, наука, международный обмен
Министерство экономического сотрудничества и развитияWirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung BMZ Помощь бедным странам, взносы в фонды развития, сотрудничество и поддержка партнерских стран

Предыстория

Инициативы в рамках советско-западногерманских отношений

См. также: Мирная революция в ГДР

Первый шаг к объединению Германии был сделан в октябре 1988 года, когда в Москву приехал с визитом канцлер ФРГ Гельмут Коль. Ещё до этого визита со стороны властей ФРГ были высказаны предположения по поводу возможного объединения Германии, на что от Михаила Горбачёва был получен обнадёживающий ответ: Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР написал Колю письмо, в котором впервые появились слова о необходимости открытия «новой главы» в отношениях между двумя странами.

Во время ответного визита Гельмута Коля в Москву, где его ждал радушный прием, 28 октября 1988 года в Екатерининском зале Кремля между Горбачёвым и Колем состоялись важные переговоры, которые явились переломным моментом в решении вопроса об объединении ГДР и ФРГ.

В июне 1989 года во время визита Горбачёва в ФРГ было подписано совместное заявление. Сам Гельмут Коль характеризовал этот документ как некую черту, подведённую под прошлым, и одновременно как источник, освещающий путь в будущее. Горбачев, со своей стороны, называл документ «прорывом». После этого руководители СССР и ФРГ ещё не раз встречались для выработки конкретного механизма объединения Германии. В итоге этих переговоров Горбачёв согласился на объединение Германии на условиях, выдвинутых Колем. Позднее многими ведущими политиками и руководителями СССР в адрес Горбачёва были высказаны претензии по поводу, мягко говоря, невыгодных для Советского Союза условий объединения Германии. В частности, бывший Чрезвычайный и полномочный посол СССР в ФРГ В. М. Фалин сказал: «… ещё при канцлере ФРГ Людвиге Эрхарде называлась сумма в 124 млрд марок в порядке „компенсации“ за объединение Германии. В начале 1980-х годов — 100 млрд марок за то, чтобы мы отпустили ГДР из Варшавского договора и она получила бы нейтральный статус по типу Австрии. Я сказал Горбачеву: „У нас все возможности, чтобы добиться для Германии статуса безъядерной территории и не допустить расширения НАТО на восток; по опросам, 74 % населения нас поддержит“. Он: „Боюсь, поезд уже ушел“. На деле он им сказал: „Дайте нам 4,5 млрд марок накормить людей“. И всё. Даже не списал долги Советского Союза обеим Германиям, хотя одно наше имущество в ГДР стоило под триллион!»».

Роль США, Великобритании и Франции в объединении Германии

Согласно условиям капитуляции Германии, как страна, проигравшая Вторую мировую войну, германское государство находилось, по сути дела, под международным контролем стран-победительниц. Представителям Советского Союза пришлось немало постараться, чтобы убедить Маргарет Тэтчер дать своё согласие на воссоединение Германии. Президента Франции Франсуа Миттерана вначале тоже пришлось уговаривать. Американский президент Джордж Буш-старший с самого начала оказал безоговорочную поддержку действиям Коля, так как увидел в объединении Германии возможность для изменения баланса сил в мире в пользу США и НАТО.

В конце концов консенсус стран-победительниц был достигнут, они согласились предоставить объединённой Германии полный суверенитет и 12 сентября 1990 года в Москве подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.

Общая обстановка в Европе накануне объединения

Устранение «железного занавеса» между Венгрией и Австрией в мае 1989 года в результате усиления оппозиции и либерализации Венгерской социалистической рабочей партии способствовало массовому исходу жителей ГДР через Венгрию и Австрию в ФРГ.

В ГДР осенью 1989 года в результате сложилась особая ситуация. Под давлением народных масс в октябре 1989 года многолетний лидер страны, глава коммунистов Э. Хонеккер добровольно отказался от власти, передав её своему соратнику Эгону Кренцу. Новая власть ГДР была вынуждена смягчить пограничный режим на границе между Восточным и Западным Берлином, упростив переход границы. Это привело к массовому переходу границы между Восточным и Западным Берлином в ноябре 1989 года и 9 ноября.

Лидеры ГДР и ФРГ в день объединения. Слева направо: Рихард фон Вайцзеккер, Сабина Бергман-Поль, Вальтер Шеель и Лотар де Мезьер

Предпосылкой к созданию общегерманского государства стали парламентские выборы в ГДР в марте 1990 года. На этих выборах с большим отрывом побеждают восточногерманские христианские демократы. Их лидер Лотар де Мезьер становится главой правительства ГДР.

Цитаты[править]

У каждого человека бывает так, что ему везёт, и счастье пролетает совсем близко от него

Важно вовремя увидеть его и суметь ухватиться за край одежды пролетающей мимо него фортуны. — «История дипломатии (1940)»

См. также: «100 великих дипломатов».

Великие вопросы времени решаются не речами и резолюциями большинства, a железом и кровью! — «Grundkurs deutsche Militärgeschichte. Die Zeit bis 1914.» Im Auftrag des Militärgeschichtlichen Forschungsamtes, hrsg. von Karl-Volker Neugebauer. Oldenbourg Wissensch.Vlg 2006; ISBN 978-3-486-57853-9, С. 331

 

Nicht durch Reden oder Majoritätsbeschlüsse werden die großen Fragen der Zeit entschieden – das ist der große Fehler von 1848 und 1849 gewesen – sondern durch Eisen und Blut.

  — Выступление 30 сентября 1862 г. в нижней палате ландтага

Политика есть искусство возможного. — позднее перепечаталось в «Fürst Bismarck: neue Tischgespräche und Interviews» (том 1, с. 248)

 

Die Politik ist die Lehre vom Möglichen.

  — Интервью 11 августа 1867 г. Мейеру фон Вальдеку для газеты «St. Petersburgische Zeitung»

Превентивная война — самоубийство из-за страха смерти. — Цитируется Германом Каном как высказывание Бисмарка в «Thinking About the Unthinkable in the 1980s» (1984 г., с. 136), которое прозвучало в рейхстаге 9 февраля 1876 г.. Ссылаясь на март 1875 года, когда Национальное собрание Франции решило увеличить численность своей армии, Бисмарк попросил депутатов вспомнить, как он говорил им за год до этого, что войну нужно вести, чтобы не быть униженным или уничтоженным.

 

Würden Sie da nicht sehr geneigt gewesen sein, zunächst nach dem Arzte zu schicken (Heiterkeit), um untersuchen zu lassen, wie ich dazu käme, dass ich nach meiner langen politischen Erfahrung die kolossale Dummheit begehen könnte, so vor Sie zu treten und zu sagen: Es ist möglich, dass wir in einigen Jahren einmal angegriffen werden, damit wir dem nun zuvorkommen, fallen wir rasch über unsere Nachbarn her und hauen sie zusammen, ehe sie sich vollständig erholen – gewissermaßen Selbstmord aus Besorgniß vor dem Tode.

Стоит только посадить Германию в седло, а уж поскакать она сумеет. — «Крылатые слова: Сборник цитат немецкого народа.» ( Geflugelte Worte: der zitatenschatz des deutschen Volkes), ISBN 3-550-08521-4, с. 375.

 

Setzen wir Deutschland, so zu sagen, in den Sattel. Reiten wird es schon können.

  — цитирует Георг Бюхман — 11 марта 1867 г. из речи в Рейхстаге

Даже самый благополучный исход войны никогда не приведёт к распаду России, которая держится на миллионах верующих русских греческой конфессии. Эти последние, даже если они впоследствии международных договоров будут разъединены, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как находят этот путь друг к другу разъединённые капельки ртути. Это неразрушимое Государство русской нации, сильно своим климатом, своими пространствами и своей неприхотливостью, как и через осознание необходимости постоянной защиты своих границ. Это Государство, даже после полного поражения, будет оставаться нашим порождением, стремящимся к реваншу противником, как это мы и имеем в случае с сегодняшней Францией на Западе. — Ответ Бисмарка на письмо принца Генриха VII Рёйсса. Письмо № 349. Доверительно (секретно) Берлин 03.05.1888 год

 

Ein derartiges Ergebnis liegt aber auch nach den glänzendsten Siegen außerhalb aller Wahrscheinlichkeit. Selbst der günstigste Ausgang des Krieges würde niemals die Zersetzung der Hauptmacht Rußlands zur Folge haben, welche auf den Millionen eigentlicher Russen griechischer Konfession beruht. Diese würden, auch wenn durch Verträge getrennt, immer sich ebenso schnell wieder zusammenfinden wie die Teile eines zerschnittenen Quecksilberkörpers. Dieses unzerstörbare Reich russischer Nation, stark durch sein Klima, seine Wüsten und seine Bedürfnislosigkeit, wie durch den Vorteil, nur eine schutzbedürftige Grenze zu haben, würde nach seiner Niederlage unser geborener und revanchebedürftiger Gegner bleiben, genau wie das heutige Frankreich es im Westen ist.

Мне самой природой было суждено стать дипломатом: я родился первого апреля. — Цитата на польском приведена в книге Jerzy Michałowski «Noty i anegdoty dyplomatyczne» под редакцией Maria Błaszczykowa (1977), с. 35

С джентльменом я всегда буду наполовину бóльшим джентльменом, с мошенником — наполовину бóльшим мошенником. — из разговора с графом Дьюла Андраши 18 сентября 1877 г.

 

…avec un gentleman se suis toujours gentleman et demi, et que quand j’ai affaire à un corsaire, je tâche d’etre corsaire et demi


С этим читают