Христианство: кратко о религии

Содержание

Сущность Бога в представлении христиан

Согласно ветхозаветному (первоначальному) христианскому вероисповеданию, Бог – един в своем обличии. Он начало всего и создатель всех живых существ. Такое восприятие Бога было догмой – единственным верным и нерушимым положением, утвержденным церковью. Но в 4-5 веках в христианстве появился новый догмат – Триединство. Его составители представляли Бога как три ипостаси одной сущности:


  • Бог-Отец;
  • Бог-Сын;
  • Бог-Святой Дух.

Все сущности (Лица) равны и происходят одна из другой. Новое дополнение активно отвергалось представителями восточных конфессий. В 7 веке западно-христианская церковь официально приняла филиокве – дополнение о Триединстве. Это послужило толчком к расколу Единой Церкви.

Человек в представлении религии – творение Бога, и ему не дано познать сущность своего создателя. Вопросы и сомнения – табу для истинно верующего христианина. Все, что человек должен и может знать о Боге, изложено в Библии – главной книге христиан. Она – своего рода энциклопедия, содержащая сведения о становлении религии, описания исторических событий до появления Иисуса и ключевые моменты его жизни.

Христианские конфессии и учения

Христианство в истории Протестантизм Реставрационизм Анабаптизм Кальвинизм Англиканство Лютеранство (Римско-католическая церковь) Католицизм (Восточнокатолические церкви) Православие Древневосточные церкви Ассирийская церковь Реформация (XVI век) Великий раскол (XI век)

Эфесский собор (431)

Халкидонский собор (451)

Раннее христианство Уния

Основные статьи: Направления в христианстве, Ереси в христианстве

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

  • Католицизм
  • Православие
  • Протестантизм

Католицизм

  • Католическая церковь
    • Римско-католическая церковь
    • Восточнокатолические церкви
  • Старокатолицизм
  • Католики-традиционалисты

Православие

  • Православная церковь

    Автокефальные православные церкви

  • Старообрядчество
    • Поповство
    • Беспоповство
    • Беглопоповство
  • Обновленчество
  • Старостильные церкви
  • Украинская автокефальная православная церковь
  • Белорусская автокефальная православная церковь
  • Синод противостоящих

Древневосточное православие

Церкви, не принявшие исповедание веры, утверждённое на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными (ориентальными) православными или нехалкидонскими (см. неполный список ниже); Они не имеют евхаристического общения с православными церквями византийской традиции.

  • Армянская апостольская церковь
  • Коптская православная церковь
  • Эфиопская православная церковь
  • Сиро-яковитская православная церковь
  • Маланкарская православная церковь
  • Ассирийская церковь Востока

Основные конфессии (более 10 млн членов)

  • Адвентизм
  • Англиканство
  • Баптизм
  • Кальвинизм
    • Реформатство
    • Пресвитерианство
  • Лютеранство
  • Методизм
  • Пятидесятничество

    Пятидесятнические деноминации

Появление церковной структуры в христианстве

В условиях постоянно становившейся все более жесткой догматической основы вероучения уходила в прошлое ранее отличавшаяся свободой духа жизнь первоначальных общин, которые возглавлялись харизматическими лидерами. На смену пророкам приходили избиравшиеся верующими (а затем утверждавшиеся сверху) должностные лица — дьяконы, епископы, пресвитеры. Из их числа на переднем плане со временем оказались епископы, в чьих руках вначале были только казна и хозяйственные дела общины. Уже со II в. именно они занимались толкованием сложных проблем догматики и культа и начали играть не только в своих общинах, но и в целых группах соседних общин руководящую роль.

Замена харизматических лидеров церковной бюрократией была неизбежным условием укрепления иерархии церкви и всей структуры новой религии. А те из лидеров, кто все еще отличался своими «видениями», «внутренним голосом» и т. п., не только решительно отстранялись от руководства общинами (если это не были группы еретиков), но и просто вынуждены были изменять привычный образ жизни. Как правило, они становились монахами и добровольно уходили в монастыри, которые стали в обилии возводиться прежде всего в восточной части Средиземноморья. Авторитет монастырей и живших там «святых отцов» не только не препятствовал церковным иерархам строго следить за паствой, но и придавал религии в целом немалый дополнительный вес.

Ветви христианства

Появились новые течения: протестантизм, кальвинизм, англиканство, лютеранство, баптизм и пр. Деление произошло, когда был введён искусственный язык богослужения, т.е. латинский. До этого служение проходило только на греческом языке и на еврейском, и в той и другой церкви поют «Аллилуйя», т.е. «Славься бог Яхве», а деяния в обеих церквях называются по-гречески.

Заметьте, в XVI веке появляется искусственный язык для богослужений во Вселенской Римско-католической церкви – латинский. Почему он искусственный? Потому что фонетический. До этого у всех народов был образный язык, допустим в греческом: альфа, бета, гамма…, т.е. образы. А в латинском нет образов, чисто фонемы. И начали делать перевод на вот этот разговорный фонетический язык, или как его ещё называют, народный язык Италии. Поэтому и перевод Библии в XVI веке на латынь получил название Вульгата. И заметьте, если службы во всех странах велись сначала на своём языке, то с появлением Вульгаты везде, все службы, молитвы предписывалось вести только на латыни, поэтому католики многих стран выступили против такого абсурдного нововведения, они говорили: «С какой стати мы должны прославлять Бога на не понятном нам языке?», и они начали протестовать. Но протестантизм (от лат. protestans – публично заявляющий) начал проявляться раньше, это общее обозначение вероисповедания сект, связанных с реформацией. Т.е. сначала протестовали против введения латыни, потом против деспотизма и абсурдных заявлений Римского папы и его наместников – кардиналов.* Но заметьте, никто из них не возмущался по поводу Священного суда – инквизиции

Потому что неважно на каком языке, но всех, кто не принял Христа и учения Савла (Павла), их надо было всех уничтожить. За годы инквизиции, а там ещё испытывались биологические виды оружия (чума, тиф, оспа, холера), Европа почти совсем обезлюдила

Потом придумали реформацию, Мартин Лютер возмутился: «Не нравятся мне действия Папы», и создал лютеранство. Кальвин создал кальвинизм. В Англии — англиканство, и появились другие течения. Но одним из первых и мощных протестантских движений, направлений стал баптизм (т.е. купель, погружать в воду), эта форма появилась ещё раньше. Баптистами греки называли первых учеников Иоанна Крестителя, он их загонял в Иордан и говорил: «Я крещу вас водой, а за мной будет крестить вас Огнём и Духом Святым». Погружение в купели в воду это и было баптизмом, поэтому на католических изображениях Иоанна Крестителя написано: Джон Баптист, т.е. Иоанн Креститель — тот, кто купал. Баптизм как самостоятельное религиозное течение оформился в Англии в начале XVII века, как оппозиция официальной Англиканской церкви. Первая община баптистов в Англии появилась в 1612 году. В Америке первая баптистская община была основана в 1639 году Уильямсоном. В Германии в 1834 г., там преобладала Лютеранская церковь. В 1905 году образовался Всемирный союз баптистов, который объединил 7 миллионов человек, а в 1956 году уже насчитывалось 22 миллиона баптистов, из которых 19 млн. в Северной Америке, и само руководство Союза баптистов находилось в Вашингтоне в США. В России баптизм появился в 60-ых годах XIX века, он распространился в основном на территории Южной Украины, Поволжья и Закавказья. В 1944 г. баптисты объединились в один союз с евангельскими христианами. В последующие годы к союзу присоединилась часть пятидесятников и меннонитов. Организацию возглавил Всесоюзный совет евангельских христиан баптистов (ВСЕХБ), который стал членом Всемирного союза баптистов. В начале 60-х годов от Всесоюзного совета откололась группа, которая именует себя Советом церквей Евангельских христиан баптистов (СЦЕХБ)…

Т.е. в обеих церквях было множество расколов, здесь приведены лишь основные течения: * никонианство — РПЦ. * старообрядчество (поповство, безпоповство и пр.). * протестантизм (кальвинизм, англиканство, лютеранство, баптизм, пятидесятничество…).

Дальше: Апокрифы христианства (Тайная Книга Иоанна)

Рубрика: Религиоведение

Основы христианства: в чем суть религии

Согласно сохранившимся документальным источникам, христианство зародилось в 1 веке нашей эры, на территории современной Палестины. Родившийся в Назарете, в простой семье гончара, проповедник Иисус Христос принес иудеям новое учение – о едином Боге. Себя он называл сыном Божьим, которого Отец послал людям, чтобы спасти от греха. Учение Христа было учением о любви и всепрощении. Он проповедовал ненасилие и смирение, подтверждая свои убеждения собственным примером. Последователей Иисуса называли христианами, а новую религию – христианством. После распятия Христа его ученики и сторонники распространяли новое учение по Римской империи, а вскоре и по всей Европе.

На Руси, христианство появилось в 10 веке. До этого религией русичей было язычество –они обожествляли силы природы и поклонялись им. Князь Владимир, женившись на византийке, принял ее религию. Несмотря на возникающее повсеместно сопротивление, вскоре вся Русь подверглась обряду крещения. Постепенно, старая вера забылась, и христианство стали воспринимать как исконно русскую религию. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 млрд последователей учения Христа. Среди ни примерно 1,2 млрд относят себя к католической конфессии, около 0,4 млрд – к протестантской и 0,25 млрд – к православной. Многие носят серебряные кресты.

Таинства в Православии кратко

В связи с тем, что многие православные учились в католических учебных заведениях — учение о 7 таинствах также проникло и в православие. В эти семь таинств входят Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священный Брак, Елеосвящение и Священство. Все они считаются дарами Духа Святого.

Таинство Крещения


Когда человека погружают в воду — то он уже становится как часть Бога, так и Церкви. Он как бы перерождается заново, в православной вере, часто ему даже дают другое имя. что способствует его новой жизни.

Таинство евхаристии

Это особое причастие к Богу, где в обряде используют вино и хлеб, которые затем вкушаются, что является причастием к Телу и Крови Иисуса Христа.

Священный Брак

Церковный брак это православное таинств, так как в отличие от гражданского может дать благословение Бога на создание семьи и благополучную жизнь.

Таинство елеосвящения

Когда человека мажут елеем (оливковым маслом) — это также благословение Бога, что помогает избавиться от грехов и болезней.

Таинство Священства

Это церемония посвящения в священнослужители, после которой получивший посвящение может совершать таинства и обряды.

Направления или традиции в Православии

В Православии существуют общепризнанные направления церкви — это Московский Патриархат и Константинопольский Патриархат.

А также имеют место и традиции, которые отвергают общепринятые реформы православного Патриарха Никона и потому данные течения не признаются обычным православием.

Старообрядческие церкви

К старообрядческим церквям и видам православия относят Поповство, Беспоповство и Истинно-Православная Церковь — основанные на старых традициях, которые считают себя православными, и в тоже время противопоставляющие себя остальному мировому Православию.

Вывод

Наверное, чтобы избежать раскола надо было православию и католикам прислушаться к словам Иисуса Христа «Бог есть ЛЮБОВЬ», а не бесконечно создавать все новые и новые религиозные направления, и ответвления, при этом проклиная и объявляя еретическими все старые.

Идеология православия до раскола церквей

Разделение на католицизм и православие, как считают историки, произошел в 1054 году. Предпосылки к этому появились гораздо раньше. Западные отцы Церкви больше говорили о нравственности и христианской морали, восточные о богословии. Свою роль сыграли и политические разногласия. Если прежде Рим был единой империей, то из-за политических волнений он был разделен и на востоке появилась даже новая столица — Константинополь. Центр современной римско-католической Церкви остался в Риме.

Свою роль сыграли и разногласия, касающиеся языков. На Востоке главенствовал греческий, а на Западе — латынь. На Востоке больше чтили Иоанна Златоуста, на Западе — блаженного Августина. Взаимное недовольство росло и вылилось в серьезный раскол, по причине которого сейчас существуют разные христианские конфессии.

Официально причиной стало Филиокве — латинское учение, согласно которому Дух Святой исходил не только от Бога Отца, но и от Сына. Это учение до сих пор является одним из главных камней преткновения в вопросах соединения Церквей. Разница в толковании некоторых мест Евангелия стала причиной и для других споров.

Так православие отрицает Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Православие же считает, что Богородица родилась причастной к первородному греху, как обычный человек, но была избрана Богом, своей Праведностью, участием в страстях Христовых, укрепилась в святости и приблизилась к Господу более, чем кто-либо из людей.

Различались также учения о спасении и оправдании. Римско-католическая Церковь торговала индульгенциями именно, потому что учение воспринимало Завет как Договор в юридическом смысле. Существовала некая совокупность добрых дел, которые Церковь могла расходовать по своему усмотрению. В том числе, использовать для отпущения грехов.

В православии же такие идеи отрицаются, как и учение о чистилище, как о возможности попасть в рай, очистившись через мучения от грехов.

III. Христианство в наше время.

В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле (бывший Константинополь) в торжественной обстановке были разорваны грамоты 1054 г., содержащие тексты анафемы, которой предали друг друга главы Константинопольской и Римско-католической церквей. Руководители церквей высказали сожаление по поводу «оскорбляющих слов, безосновательных обвинений и уязвляющих шагов», имевших место с обеих сторон в прошлом, однако они вынуждены были признать, что взаимное снятие анафемы не ведет к устранению во взглядах между этими церквами, т.к. глубокие традиции обоих исповеданий противоположны и несовместимы.

Но, несмотря на все различия православие, католицизм и протестантизм объединяются под общим названием христианство, т.к. в целом они заключают в себе определенные области согласия в понимании основных догматических истин: исповедание единосущной Троицы (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого), христология (Боговоплощение, искупительная смерть Христа, воскресение и вознесение), богодухновенность Библии, вера в искупительную жертву Христа, вера в прощение грехов, вера в бессмертие души и загробную жизнь в царстве Божьем

Особенности христианства

Чтобы лучше понимать, что такое христианство, следует подробнее рассмотреть некоторые моменты, связанные с ним.

Понимание Бога


Христиане чтут единого Бога, который создал людей и Вселенную. Христианство — это монотеистическая религия, однако Бог сочетает в себе трех (святая Троица): это Отец, Сын и Святой Дух. Троица едина.

Христианский Бог — это совершенный Дух, разум, любовь и благость.

Понимание человека в христианстве

Душа человека бессмертна, сам он создан по образу и подобию Божьему. Цель человеческой жизни — духовное совершенствование, жизнь по Божьим заповедям.

Первые люди — Адам и Ева — были безгрешными, но Дьявол соблазнил Еву, и она съела яблоко с дерева познания Добра и Зла. Таким образом человек пал, и после этого мужчины трудились не покладая рук, а женщины рожали детей в мучениях. Люди стали умирать, и после смерти их души отправлялись в Ад. Потом Бог пожертвовал своим сыном — Иисусом Христом, чтобы спасти праведных людей. С тех пор их души после смерти отправляются не в Ад, а в Рай.

Дух господствует над материей. Человек живет в материальном мире, достигая при этом идеального назначения

Важно стремиться к гармонии материального и духовного

Библия и таинства

Главная книга для христиан — это Библия. Она состоит из Ветхого Завета, унаследованного от иудеев, и Нового Завета, созданного самими христианами. Верующие люди должны жить в соответствии с тем, чему учит Библия.

Также в христианстве используются таинства. К ним относится крещение — инициация, в результате которой человеческая душа соединяется с Богом. Еще одним таинством является причащение, когда человеку нужно вкусить хлеб и вино, которые олицетворяют тело и кровь Иисуса Христа. Это необходимо для того, чтобы Иисус «жил» в человеке. В православии и католицизме используются еще пять таинств: миропомазание, рукоположение, церковный брак и соборование.

Грехи в христианстве

Второй тип — грехи против Святого Духа. Это грехи, совершенные вопреки Богу. Например, надежда на доброту Бога при нежелании следовать праведной жизни, отсутствие покаяния, борьба с Богом, озлобленность, зависть к духовности других и т. д. Сюда же относится хула на Святого Духа.

Третья группа — грехи, «вопиющие к небу». Это «содомский грех», убийство, оскорбление родителей, притеснение нищих, вдов и сирот и т. д.

Считается, что спастись можно покаянием, поэтому верующие люди ходят в церкви, где признаются в своих грехах и обещают их не повторять. Способом очищения, например, является исповедь. Также используются молитвы. Что такое молитва в христианстве? Она представляет собой способ общения с Богом. Существует множество молитв на разные случаи жизни, каждая из которых подходит для той или иной конкретной ситуации. Можно произносить молитвы в произвольной форме, прося Бога о чем-либо сокровенном. Перед произнесением молитвы нужно покаяться в своих грехах.

Если вы заинтересовались христианством, а также другими религиями, вам могут быть интересны эти статьи:

  • Кем принято христианство
  • Когда было принято христианство
  • Что такое религия
  • Какие есть религии

Христианство: появление и распространение

Эта религия появилась в Палестине в I в. н. э. у иудеев во времена господства Ветхого Завета. Тогда эта религия предстала как вероучение, обращенное ко всем униженным людям, желающим справедливости.

История Иисуса Христа

Основу религии составило мессианство — надежда на спасителя мира от всего плохого в мире. Считалось, что он должен был быть выбран и ниспослан на Землю Богом. Именно таким спасителем стал Иисус Христос. Появление Иисуса Христа связывают с преданиями из Ветхого Завета о приходе в Израиль мессии, освобождающего людей от всего плохого и устанавливающего новый праведный порядок жизни.

Само служение началось с выбора Апостолов. Далее Иисус стал творить чудеса, первым из которых считается превращение воды в вино на свадебном пиршестве. Далее он долго занимался проповеднической деятельностью в Израиле, во время чего сотворил множество чудес, среди которых — исцеление множества больных людей. Иисус Христос занимался проповедничеством три года, пока Иуда Искариот — один из учеников — не предал его за тридцать серебряников, сдав иудейскому начальству.

Развитие христианства

Изначально христианство распространялось в Палестине и Средиземноморье, но уже с первых десятилетий благодаря деятельности апостола Павла оно стало популяризироваться в провинциях у разных народов.

Как государственную религию христианство впервые приняла Великая Армения в 301 году, в Римской Империи это произошло в 313 году.

До V века христианство распространялось в следующих государствах: Римская империя, Армения, Эфиопия, Сирия. Во второй половине первого тысячелетия христианство стало распространяться у славянских и германских народов, в XIII-XIV вв. — у финских и балтийских. Позднее популяризацией христианства занимались миссионеры и колониальная экспансия.

Католицизм

  • Католическая церковь
    • Латинская церковь
    • Восточнокатолические церкви
      • Грекокатолические церкви (византийский обряд)
        • Греческая католическая церковь
        • Итало-албанская католическая церковь
        • Мелькитская католическая церковь
        • Украинская грекокатолическая церковь
        • Русинская грекокатолическая церковь
        • Румынская грекокатолическая церковь
        • Болгарская грекокатолическая церковь
        • Словацкая грекокатолическая церковь
        • Венгерская грекокатолическая церковь
        • Белорусская грекокатолическая церковь
        • Албанская грекокатолическая церковь
        • Российская грекокатолическая церковь
        • Хорватская грекокатолическая церковь
        • Македонская грекокатолическая церковь
      • Армянская католическая церковь (армянский обряд)
      • Западно-сирийские католические церкви (западно-сирийский обряд)
        • Сирийская католическая церковь
        • Сиро-маланкарская католическая церковь
        • Маронитская церковь
      • Коптская католическая церковь (коптский обряд)
      • Эритрейская католическая церковь (эфиопский обряд)
      • Эфиопская католическая церковь (эфиопский обряд)
      • Восточно-сирийские католические церкви (восточно-сирийский обряд)
        • Халдейская католическая церковь
        • Сиро-малабарская католическая церковь
  • Независимый католицизм (англ.)русск.
    • Старокатолицизм
      • Утрехтская уния старокатолических церквей
      • Старокатолическая мариавитская церковь Польши
      • Польская национальная католическая церковь
      • Польская старокатолическая церковь
      • Чехословацкая гуситская церковь
    • Католики-традиционалисты

      Священническое братство святого Пия X

    • Реформированные католики
      • Бразильская католическая апостольская церковь
      • Независимая филиппинская церковь

Духовные чины или иерархия в православии


Церковная православная иерархия считается продолжением небесной иерархии Бога.

Самыми главными в православном духовенстве считаются Епископы (Архиереи) — причем по старшинству идут Патриарх, Митрополит, Архиепископ и Епископ. Причем чины Епископов или Архиереев возможны только для монахов.

Патриарх

Утверждается собором и является главой поместной церкви, то есть всего православия в рамках государства. Так на сегодняшний 2015 год Патриархом Московским и Всея Руси является Патриарх Кирилл.

Архиерей

Это священнослужитель, который может совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Также он управляет епархией.

Далее едет Пресвитерство (Иерейство): Архимандрит, Игумен, Иеромонах. Пресвитер совершает священнодействия: крещение, причащение и молитвословие.

Иеромонах

Чин священника-монаха.

И последнее звено в духовенстве — это Дьяконы: Архидьякон и Иеродьякон. Диаконы помогают другим совершать служения, но сами обряды таинства совершать не могут.

Низшие клирики

Это те, кто просто помогают в богослужении. Сюда относят иподьяконов, чтецов, певцов, алтарников, пономарей, церковных сторожей.

На чём основан раскол?

* Обряды примерно одни и те же, символ веры (крест) почти одинаковый, но ортодоксы чествуют Троицу (Отец, Сын, Святой Дух), а у католиков как бы Двойственность (Иисус и Матерь Божья) * Ортодоксы «щепотники», т.е. крестятся троеперстно справа налево (старообрядцы-ортодоксы двуперстно), а католики двуперстно, но слева направо. * Ортодоксы в храме должны стоять, а католики сидят. * У ортодоксов звучит только хоровое пение, а в католической церкви звучит ещё и орган. * Ортодоксы во время крестного хода используют только иконы и хоругви (церковные стяги), а католики ещё несут статуи Иисуса, либо Девы Марии, а также других святых. И ортодоксы за это обвиняют католиков, что они как бы вдарились в идолопоклонство. В свою очередь католики обвиняют ортодоксов в том, что они стали язычниками, взяли себе в церковное служение все языческие праздники.

Главные заповеди

Основные идеи христианства называются заповедями, по преданию, даны самим Иисусом. Что это такое? Это призывы возлюбить Господа своего «всей душой и всем разумом», а также «возлюбить ближнего» как себя самого. Идеи раннего христианства полностью основывались только на этих изречениях, но потом человечество все намного усложнило.

Первая заповедь говорит о том, что любой адекватный человек обязан любить Господа Бога настолько сильно, чтобы не беспокоится за свое будущее и доверять Ему максимально сильно. А также совершать все поступки в Его имя, а не для собственной выгоды и корысти. Понять смысл заповеди номер один необходимо и логическим умом, и верой. А это очень сложно для современного человека.

Вторая заповедь исходит из того, что человек должен уже любить самого себя всей своей душой и «разумением» (то есть умом). Соответственно, многие современные проблемы уходят сами по себе. Человек, который любит себя, не будет работать на ненавистной работе, общаться с плохими и злыми людьми, лгать, разрушать себя и свой организм. Вторая часть второй заповеди говорит, что нужно возлюбить «ближнего» своего. Но кто это? Очевидно, что это не только друг или родственник, а вообще все люди на земле.

Православие

Православная церковь (автокефальные церкви)

  • Константинопольская православная церковь
    • Финляндская православная церковь — автономная церковь.
    • Эстонская апостольская православная церковь — автономная церковь.
    • Критская православная церковь — полуавтономная церковь.
    • Украинская православная церковь в Канаде
    • Украинская православная церковь в США
  • Александрийская православная церковь
  • Антиохийская православная церковь
  • Иерусалимская православная церковь

    Синайская православная церковь — автономная церковь.

  • Русская православная церковь
    • Белорусская православная церковь
    • Украинская православная церковь
    • Китайская православная церковь — автономная церковь, не оформленная организационно.
    • Латвийская православная церковь
    • Молдавская православная церковь
    • Русская православная церковь за границей
    • Эстонская православная церковь Московского патриархата
    • Японская православная церковь — автономная церковь.
  • Грузинская православная церковь
  • Сербская православная церковь
  • Румынская православная церковь
  • Болгарская православная церковь
  • Кипрская православная церковь
  • Церковь Эллады
  • Албанская православная церковь
  • Польская православная церковь
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии
  • Православная церковь в Америке
  • Православная церковь Украины — большинством православных церквей рассматривается как неканоническая организация.

Старообрядчество

  • Поповство
    • Древлеправославная архиепископия
    • Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии
    • Русская православная старообрядческая церковь
    • Русская православная старообрядческая церковь в Румынии
    • Русская древлеправославная церковь
  • Беспоповство
    • Древлеправославная поморская церковь

      Восточная старообрядческая церковь

    • Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия
    • Любушкино согласие
    • Спасово согласие
    • Странническое согласие
    • Часовенное согласие

Истинно православные церкви

  • Катакомбные и зарубежные церкви
    • Российская православная автономная церковь
    • Русская истинно-православная церковь
    • Русская православная церковь заграницей (Виталия)
      • Русская православная церковь заграницей (Виталия и Владимира)
      • Истинно-православная церковь Молдавии
      • Российская православная церковь
    • Русская православная церковь заграницей (Агафангела)
    • Патриархия Российской истинно-православной катакомбной церкви
    • Фёдоровцы
  • Старостильные церкви
    • Православные старостильные церкви Греции
      • Истинно православная церковь Греции (Синод Кирика)
      • Истинно-православная церковь Греции (Синод Хризостома)

        Синод противостоящих

      • Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Авксентия)
      • Церковь истинно-православных христиан Греции (Синод Каллиника)
    • Истинно-православная церковь Румынии
    • Православная старостильная церковь Румынии
    • Миланский синод
    • Болгарская православная старостильная церковь
    • Сербская истинно-православная церковь
    • Святая православная церковь Северной Америки

Непризнанные национальные автокефальные церкви

  • Абхазская православная церковь
  • Анакопийская епархия
  • Белорусская автокефальная православная церковь
  • Кафолическая православная церковь Португалии
  • Македонская православная церковь
  • Турецкая православная церковь
  • Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ (обновлённая)
  • Черногорская православная церковь

Обновленческие (реформистские) православные церкви

  • Апокалиптическая православная церковь
  • Апостольская православная церковь
  • Истинно-православная церковь (Рафаила)
  • Кафолическая православная церковь Франции
  • Православная российская церковь (Кириака)
  • Православная церковь Божией Матери Державная
  • Русская катакомбная церковь истинно-православных христиан
  • Украинская автокефальная православная церковь каноническая
  • Украинская реформаторская православная церковь
  • Церковь Иоанна Богослова (Торонто)

Прочие православные движения

  • Имяславие
  • Иннокентьевцы
  • Иоанниты
  • Небесная Апокалипсическая Церковь Откровения Иоанна Богослова
  • Царебожие

    Царская православная церковь

Новое время: кризис христианства

В 16 веке мировое христианство переживает череду военных конфликтов. Церкви стремились вытеснить друг друга. Человечество вступило в эпоху Просвещения: религия подвергалась жесткой критике и отрицанию. Начался поиск новых моделей человеческого самосознания, не зависящий от Библейских доктрин.

Новаторы противопоставляли прогрессу христианства – постепенному развитию, переходу от простого к сложному. На основе идеи прогресса, позднее Ч. Дарвин разовьет теорию об эволюции, основанной на научных фактах. Согласно ей, человек – не творение Божье, а результат эволюционного процесса. С 17 века наука и религия вступают в непрерывный конфликт.

В 20 веке в послереволюционном Советском союзе христианство переживает период жестких запретов и категорического отрицания религиозного взгляда на мир. Служители церквей отказываются от сана, церкви разрушают, а религиозные книги сжигают. Только с распадом СССР религия постепенно вернула себе право на существование, и свобода вероисповедания стала неотъемлемым правом человека.


С этим читают