Колонизация сибири

Содержание

Доклад основан на статистических данных, экспертных оценках, подкреплён ссылками на исследования и разработки учёных институтов Отделения общественных наук РАН, Сибирского отделения РАН, Дальневосточного отделения РАН, а также графиками, схемами


В докладе отмечены все основные проекты по развитию горно-металлургического комплекса, энергетики, транспортной инфраструктуры, машиностроения, сельского хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также особое внимание уделено вопросам развития образования, науки и культуры в Восточной Сибири и на российском Дальнем Востоке.

Сибирский поход

Сибирское ханство, как часть распавшейся Золотой Орды, долгое время сосуществовало в мире с Русским государством. Татары выплачивали ежегодную дань московским князьям, однако с приходом к власти хана Кучума выплаты прекратились, а отряды татар начали совершать нападения на русские поселения на Западном Урале.

Доподлинно неизвестно, кто являлся инициатором Сибирского похода. По одной из версий, Иван Грозный поручил купцам Строгановым профинансировать выступление казачьего отряда на неизведанные сибирские территории, чтобы прекратить татарские набеги. По другой версии событий, Строгановы сами решили нанят казаков для охраны собственности. Однако существует и еще один вариант развития событий: Ермак с товарищами разграбили строгановские склады и вторглись на территорию ханства с целью поживы.

В 1581 году, поднявшись на стругах вверх по реке Чусовая, казаки перетащили лодки волоком в реку Жеравля Обского бассейна и устроились там на зимовку. Здесь произошли первые стычки с отрядами татар. Как только сошел лед, то есть весной 1582 года, отряд казаков добрался до реки Тура, где вновь разбили высланным им навстречу войска. Наконец Ермак дошел до реки Иртыш, где отряд казаков захватил главный город ханства – Сибирь (ныне Кашлык). Оставшись в городе, ермак начинает принимать делегации от коренных народов – хантов, татар, с обещаниями мира. У всех прибывших атаман принимал присягу, объявляя их подданными Ивана IV Грозного, и обязывал платить ясак – дань – в пользу русского государства.

Покорение Сибири продолжилось летом 1583 года. Пройдя по течению Иртыша и Оби, Ермак захватывал поселения – улусы — народов Сибири, принуждая жителей городков принимать присягу русскому царю. Вплоть до 1585 года Ермак с казаками воевал с отрядами хана Кучума, развязывая многочисленные стычки по берегам сибирских рек.

После взятия Сибири Ермак отправил посла к Ивану Грозному с рапортом об успешном присоединении земель. В благодарность за радостную весть царь одарил не только посла, но и всех казаков, участвовавших в походе, а самому Ермаку передал в дар две кольчуги превосходной работы, одна из которых, по словам придворного летописца, принадлежала ранее знаменитому воеводе Шуйскому.

Гибель Ермака

Дата 6 августа 1585 года в летописях отмечена как день гибели Ермака Тимофеевича. Небольшая группа казаков — около 50 человек – под предводительством Ермака остановилась на ночевку на Иртыше, близ устья реки Вагай. Несколько отрядов сибирского хана Кучума напали на казаков, перебив почти всех сподвижников Ермака, а сам атаман, по данным летописца, утонул в Иртыше, пытаясь вплавь добраться до стругов. По данным летописца, утонул Ермак из-за царского подарка – двух кольчуг, которые своей тяжестью и утянули его на дно.

У официальной версии гибели казачьего атамана есть и продолжение, однако эти факты не имеют какого-либо исторического подтверждения, а потому считаются легендой. Народные сказания гласят, что спустя день тело Ермака выловил из реки рыбак-татарин, и доложил о своей находке Кучуму. Собственноручно удостовериться в гибели атамана съехалась вся татарская знать. Смерть Ермака стала причиной большого праздника, который продолжался несколько дней. Татары развлекались, стреляя в тело казака, в течение недели, затем, забрав подаренные кольчуги, ставшие причиной его гибели, Ермака похоронили. На данный момент историки и археологи рассматривают несколько районов как предположительные места захоронения атамана, однако официального подтверждения подлинности погребения нет до сих пор.

Ермак Тимофеевич – не просто исторический деятель, это одна из ключевых фигур в русском народном творчестве. О деяниях атамана создано множество легенд и сказов, и в каждом из них Ермак описывается как человек исключительной отваги и мужества

При этом о личности и деятельности покорителя Сибири достоверно известно очень немногое, и столь явное противоречие заставляет исследователей вновь и вновь обращать свое внимание на национального героя России

Как русским удалось так быстро освоить Сибирь?

Итак, всего лишь за 100 лет, начиная с похода Ермака в 1581-1583 годах и до войны с маньчжурами в 1687-1689 годах, русские люди освоили огромные пространства от Урала до побережья Тихого океана. Россия, практически без проблем, закрепилась на этих бескрайних землях. Почему же всё произошло так легко и безболезненно?

Во-первых, вслед за землепроходцами шли царские воеводы. Они невольно побуждали казаков и великороссов идти всё дальше и дальше на восток. Воеводы к тому же сглаживали отдельные всплески жесткости, которую казаки проявляли к местному населению.

Во-вторых, осваивая Сибирь, наши предки нашли в этих краях привычный для них кормящий ландшафт. Это речные долины. По берегам Волги, Днепра, Оки русичи жили до этого тысячу лет. Поэтому они точно так же стали жить по берегам сибирских рек. Это Ангара, Иртыш, Енисей, Обь, Лена.

В третьих, русские переселенцы, в силу своего менталитета, очень легко и быстро устанавливали плодотворные контакты с местными народами. Конфликты практически никогда не возникали. А если и имели место какие-то разногласия, то они быстро улаживались. Что же касается национальной розни, то такого явления вообще не существовало.

Единственное, что ввели русские для местного населения, так это ясак. Под ним понимался налог на пушнину. Но он был ничтожно мал и составлял не более 2-х соболей с одного охотника в год. Налог рассматривался как подарок «белому царю». С учётом огромных пушных ресурсов, такая дань местным жителям была совсем не в тягость. Взамен же они получали от московского правительства гарантии защиты жизни и имущества.

Ни один воевода не обладал правом казнить инородца, независимо от тяжести его преступлений. Дело отправлялось в Москву. Там его рассматривали, но в отношении местных аборигенов ни разу не выносилось ни одного смертного приговора. Тут можно привести пример с бурятским ламой. Он призывал к восстанию, чтобы изгнать русских из Забайкалья, а землю передать маньчжурам. Смутьяна арестовали и отправили в Москву, где простили все грехи и помиловали.

Всего за 100 лет русские землепроходцы освоили огромную территорию от Урала до Тихого океана

После того как власть московского царя распространилась на Сибирь, жизнь местного населения никак не изменилась. Никто не пытался делать из местных аборигенов русских. Всё было как раз наоборот. Те же якуты оказались очень близки землепроходцам по своему быту. Поэтому великороссы выучили якутский язык, освоили местные обычаи и приблизились к якутам гораздо больше, чем якуты к ним.

Что касается религии, то местные жители без всяких проблем соблюдали свои языческие обряды. Христианство, естественно, им проповедовалось, но насильно его никто не насаждал. В этом отношении служители православной церкви занимали позицию невмешательства, относясь с уважением к воле людей.

Одним словом, освоение Сибири прошло для её коренных жителей абсолютно безболезненно. Пришлые казаки и великороссы нашли с местным населением общий язык и прекрасно обжились в восточных землях. Предки и тех и других живут там по сей день и чувствуют себя вполне комфортно и счастливо.

Ход войны с Сибирским ханством

Первые битвы между ханством и казаками состоялись весной 1582 года: в марте состоялось сражение на территории современной Свердловской области. Возле города Туринск казаки полностью разбили местные войска хана Кучума, а в мае уже заняли крупный город Чинги-туру. В конце сентября началось сражение за столицу Сибирского ханства Кашлык. Через месяц победу вновь одержали казаки. Однако после изнурительного похода Ермак решил сделать паузу и отправил посольство к Ивану Грозному, тем самым взяв паузу в присоединении Западной Сибири к русскому царству.

Карта похода Ермака в Сибирь 1582-1585 годов

В 1583 году войска Ермака нанесли поражение хану Кучуму на реке Вагае, а его племянника Маметкула и вовсе взяли в плен. Сам хан сбежал на территорию Ишимской степи, откуда периодически продолжал совершать нападения на земли России. В период с 1583 по 1585 Ермак уже не совершал масштабных походов, но включал в состав России новые земли Западной Сибири: атаман обещал покоренным народам защиту и покровительство, а они должны были платить специальный налог – ясак.


В 1585 году во время одной из стычек с местными племенами (по другой версии, нападение войска хана Кучума) небольшой отряд Ермака терпит поражение, а сам атаман погибает. Но главная цель и задача в жизни этого человека была решена – Западная Сибирь присоединилась к России.

Примечания

  1. Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении / Под ред. Н. Н. Покровского. — 3-е изд. — Новосибирск: НИЦ «Сибирский хронограф», 2003. — 556 с. — ISBN 5-87550-007-7.
  2. Магидович В.И. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. Эпоха великих открытий.. — г. Курск: ЗАО Центрполиграф, 2003. — С. 442—451. — 639 с. — ISBN 5-9524-0224-0.
  3. Рашидов Р. А. Проблема этносов народов Сибири: этнический состав населения Сибири
  4. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке
  5. З. Я. Бояршинова. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. — Рипол Классик, 2013-01-01. — 152 с.

Споры историков

Характер присоединения Сибири и Дальнего Востока к России является предметом спора историков. В дореволюционной литературе и в первые советские десятилетия для процесса вхождения этих территорий в состав России использовался термин завоевание или покорение. Так в 1771 году была опубликована работа И. Е. Фишера «Сибирская история с самого открытия до завоевания сей земли российским оружием». Первые сибирские летописи носили название «О покорении Сибири» (Пустозерская летопись) и «История покорения Сибирского царства» (Бузуновская). М. Н. Покровский считал присоединение нерусских народов к Российской империи «абсолютным злом». В середине 1930-х годов появляется концепция, что присоединение народов к России было меньшим злом по сравнению с возможным завоеванием другими странами. С этого времени термин завоевание стал постепенно сменяться термином присоединение. По мнению В. И. Шункова, присоединение Сибири и Дальнего Востока к России включало в себя много разных эпизодов как прямого завоевания, так и добровольного вхождения народов. Однако идеологические и политические соображения привели к замене термина присоединение термином вхождение. Впервые термин вхождение предложили исследователи Сибири С. В. Бахрушин и С. А. Токарев. Якутский историк Г. П. Башарина заявил о исключительно мирном и добровольном характере вхождения Сибири и Дальнего Востока в состав России. Однако с термином вхождение не согласились сибирские ученые Л. М. Горюшкин и Н. А. Миненко. Ф. Г. Сафронов под политико-идеологическим давлением в качестве компромисса вернулся к термину присоединение, чтобы подчеркнуть завоевательный характер самого процесса. Под давлением идеологических соображений в советской историографии процесс присоединения Сибири и Дальнего Востока из сочетания насильственных и мирных действий превратился в исключительно мирное и добровольное вхождение коренных народов в состав России. К 1970-м годам эта концепция стала господствующей. По замечанию А. С. Зуева «фактически произошло выхолащивание концепции Шункова: из трактовки присоединения исчезло завоевание и осталось только добровольное вхождение». Попали под цензуру записки первопроходцев Сибири, из которых удалялись при публикации фрагменты о вооруженных стычках казаков с аборигенами как противоречащие концепции о исключительно мирном и добровольном присоединении коренных народов к России.

По дипломатическим поручениям

Русские торговцы, промышленники, служилые люди осваивали Сибирь и Дальний Восток. Однако, это не единственная категория путешественников XVII века. Ими становились послы и дипломаты, отправляющиеся в далёкие страны с дипломатическими миссиями по велению верховной власти.

Таким путешественником был сибирский казак Иван Томский, ставший первым официальным посланником России в Китай. Через полвека туда же отправилось и первое официальное русское посольство, которое возглавил государственный деятель, дипломат Фёдор Исакович Байков. Купец Семён Маленькой руководил успешным, достигшим конечного пункта путешествия, дипломатическим походом в Индию. Иеромонах Арсений (Антон Путилович Суханов), стремясь попасть в Константинополь, совершил три путешествия на Восток.

Для выполнения миссии послы пересекали многие, доселе незнакомые русским людям земли, составляли подробные описания своих путешествий. Дипломатические отчёты, хранившиеся в архивах Посольского приказа, становились ценными географическими документами.

Фильм телеканала Культура «Сибирский континент. Землепроходцы». 3-й фильм из цикла «Кто мы?» с Феликсом Разумовским.

Вопрос о колонизации

К. Лебедев. «Освоение русскими новых земель». Бумага, акварель. 1904

В современной историографии обсуждается вопрос о том, была ли Россия метрополией, а сибирские территории — её колонией (колониями). Данный вопрос в значительной степени политизирован. Временны́е рамки освоения Россией территорий Сибири и Дальнего Востока действительно совпали с периодом великих открытий в истории других европейских государств с той лишь разницей, что российская экспансия проходила в основном по суше (теллурократия), а не по морю (талассократия), по крайней мере на начальном этапе. Сибирское ханство, как одно из национально-государственных образований сибирских татар, было завоёвано.

Российская колонизация Сибири и завоевание ею коренных народов сравниваются с европейской колонизацией Северной и Южной Америки и её коренных жителей, с аналогичным негативным воздействием на туземцев и присвоение их земель.

Народы Сибири в XVI веке

Коренные народы Сибири, как и туземцы Америки понесли колоссальные (с учётом малочисленности народов Сибири) потери в связи с проникновением к ним через русскую колонизацию различных болезней, ранее местным жителям неизвестных (в первую очередь оспа). Оспа впервые попала в Западную Сибирь в 1630 году. В 1650-х годах она переместилась к востоку от Енисея, где погибло до 80 процентов населения тунгусов и якутов. В 1690-х годах эпидемии оспы сократили число юкагиров примерно на 44 процента. Численность коряков в результате боевых столкновений с русскими отрядами к середине XVIII века по сравнению с началом века сократилось вдвое. В результате военных экспедиций русских землепроходцев в Приамурье в 1640-х годах, левый берег Амура опустел, спасаясь от гнёта, дауры массово переселились в Маньчжурию. Особым упорством отличалось сопротивление чукчей (см. Присоединение Чукотки к России). В 1730-х 40-х годах русские отряды вели кровопролитные бои с чукчами.

Расселение народов к концу XIX века

Русские стали заселять Сибирь с конца XVI века, и уже к концу XVII века численность русских в Сибири превышала численность её разноплеменного местного населения. После реформы 1861 года миллионы русских крестьян за сравнительно короткий срок переселились в Сибирь. В это время были заселены русскими некоторые районы Алтая, Северного Казахстана, а также вновь присоединенных Приамурья и Приморья. К настоящему времени русские составляют значительное большинство практически во всех регионах Сибири (кроме Тувы). В Сибирском федеральном округе доля русских составляет около 85 %, в Дальневосточном 80 %. В западной Сибири (Тюменская область) доля русских 70 %. При этом численность лишь трёх коренных народов превышает 100 тыс. — якуты, буряты, тувинцы (суммарно около 1.2 млн), в то время как численность русских в Сибири и на Дальнем Востоке составляет более 20 млн человек.

Правовые акты Русского царства запрещали насильственное крещение. Церковная миссия занималась исключительно обслуживанием казаков. Основным фактором сдерживающий христианизацию была ясачная политика (крещёные туземцы освобождались от уплаты ясака, таким образом массовое крещение инородцев было экономически невыгодным). Процедура принятия православия была кране сложной и проводилась только в случае смешанных браков, для этого подалась просьба в воеводскую избу. Политика массовой насильственной христианизации началась только после указов Петра I. Под воздействием христианства произошло вытеснение местных традиционных имён, которые были заменены на христианские.

При этом важно отметить, что в отличие от американских индейцев, имевших на момент начала испанской колонизации свои государства (Империя инков, Ацтекская империя) и крупные города, сибирские народы не имели государственности, (Сибирское ханство образовалось после распада Золотой Орды) и не имели городов. Если инки и ацтеки находились на стадии развития раннефеодального общества, то сибирские народы на уровне родоплеменного строя

Русская колонизация Сибири, в отличие от испанской колонизации Центральной и Южной Америки, не стала катастрофой для большинства местных народов и в значительной степени сыграла цивилизаторскую роль для сибирского населения.

К началу XVI века Русское государство вышло за пределы собственной этнической территории. Однако, как указывает директор Института российской истории РАН Юрий Петров, считать дальнейший процесс экспансии России колонизацией нельзя, поскольку за присоединением народов, как правило, следовало слияние элит[неавторитетный источник?].

Учет Ивана Грознова

Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена. В 1552 году Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты исчезла, а вот описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов.

Да, действительно, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепости, называемые городками, встречались им во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города.

Сибирские племена

Под давлением более сильных соседей — Китая, монгольских и казахских ханов в конце XVI века часть ойратских племен, ранее живших в западной Монголии (Джунгарии), откочевала в степи Западной Сибири. Эти племена были родственны монголам по своему образу жизни, языку и культуре.


В 1608— 1609 годах в первый раз их предводители принесли присягу на верность, так называемую шерть, русскому царю. В дальнейшем эта часть ойратов расселилась по территории бассейнов Эмбы, Яика (Урала) и Волги. Во второй половине XVII века в Нижнем Поволжье образовалось Калмыцкое ханство, и стала складываться самостоятельная монголоязычная народность — калмыки.

Освоение Сибири в XVII веке

После Смуты, потрясшей русскую землю в начале XVII века, освоение Сибири возобновилось. В 1621 году была создана Тобольская православная епархия. Это закрепило позиции православной церкви на освоенных землях.

Из Западной Сибири дальше на восток русские первооткрыватели двигались двумя путями. Устюжане шли через Мангазею в северо-восточном направлении. Казаки, в свою очередь, направлялись в Забайкалье. В 1625 году они встретились с бурятами.

Продвигаясь на восток, русские люди строили остроги

В 30-е годы землепроходцы освоили бассейн реки Лены. А в первой половине XVII века заложили такие города как Енисейск, Томск, Красноярск, Иркутск, Якутск. Это было лучшим показателем освоения новых земель. И уже в следующем десятилетии русские люди вышли к восточным границам Евразии. В 1645 году экспедиция В. Д. Пояркова спустилась по Амуру и достигла Охотского моря. В 1648-1649 годах Ерофей Хабаров со своими людьми прошёл средним течением Амура.

Продвигаясь на восток, землепроходцы практически не сталкивались с серьёзными организованными сопротивлениями местного населения. Единственным исключением можно назвать столкновения казаков с маньчжурами. Произошли они в 80-х годах на границе с Китаем.

Литература

  • Личков Л. С. Штрафная колонизация Сибири // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. — М.: Вече, 2012. — 320 с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-4444-0225-2.
  • Бычков А. А. «Исконно русская земля Сибирь». — М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. — 318 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-271-14047-4.
  • История Сибири с древнейших времен до наших дней / Под ред. А П. Окладникова: В 5 тт. — Л.: Наука; Ленинград. отделение, 1968—1969.
  • Миллер Г. Ф. История Сибири: В 2 тт. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1941.
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири. — М.: Вече, 2014. — 352 с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-4444-1403-3.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. — М.: Наука, 1987. — 173 с.
  • Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII веке. — М.: Просвещение, 1990. — 144 с. — ISBN 5-09-002832-X.
  • Словцов П. А. История Сибири. От Ермака до Екатерины II. — М.: Вече, 2012. — 512 с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-9533-6499-7.
  • Ципоруха М. И. Покорение Сибири. От Ермака до Беринга. — М.: Вече, 2013. — 368 с. — (Моя Сибирь). — ISBN 978-5-4444-1008-0.
  • Gibson, J. R. «The Significance of Siberia to Tsarist Russia,» Canadian Slavonic Papers, 14 (1972): 442-53.
  • Lantzeff, George Vjatcheslau, and Raymond Henry Fisher. Siberia in the seventeenth century: a study of the colonial administration (U of California Press, 1943).
  • Lantzeff, G. V. and R. A. Pierce, Eastward to Empire: Exploration and Conquest on the Russian Open Frontier, to 1750 (Montreal, 1973)
  • Barnes, Ian. Restless Empire: A Historical Atlas of Russia (2015), copies of historic maps
  • Catchpole, Brian. A Map History of Russia (Heinemann Educational Publishers, 1974), new topical maps.
  • Channon, John, and Robert Hudson. The Penguin historical atlas of Russia (Viking, 1995), new topical maps.
  • Chew, Allen F. An atlas of Russian history: eleven centuries of changing borders (Yale UP, 1970), new topical maps.
  • Gilbert, Martin. Atlas of Russian history (Oxford UP, 1993), new topical maps.
  • Parker, William Henry. An historical geography of Russia (Aldine, 1968).

Создание оборонительных линий

Создание линии иртышских крепостей в еще большей степени способствовало заселению русскими лесостепных районов. Из таежных, неблагоприятных по климатическим условиям для хлебопашества уездов, освоенных русскими земледельцами еще в XVII в., началось переселение крестьян в лесостепи. Появляются деревни вблизи Омской крепости, куда переселились крестьяне из Тюменского уезда. Здесь возникают Омская и Чернолуцкая слободы, деревни Большая Кулачинская, Малая Кулачинская, Красноярская, Милетина.

В 30-е годы XVIII в. западнее Иртыша сложилась Ишимская укрепленная линия. В ее состав входило до 60 укрепленных поселков. Она начиналась у Чернолуцкого острога (несколько ниже Омской крепости), шла к крепости Большерецкой, Зудиловскому острогу, Коркинской слободе (Ишиму), крепостям Усть-Ламенской и Омутной, далее проходила южнее Кургана к острогу Лебяжьему.

Территория лесостепи, лежащей южнее Ишимской линии до р. Камышловой и горько-соленых озер, оставалась в 30-е годы XVIII в. никем не заселенной. Лишь изредка здесь появлялись татары-звероловы, русские промысловики, крестьяне и казаки, приходившие для охоты и рыбной ловли.  К середине XVIII в. к северу от р. Камышловой и горько-соленых озер появились русские селения.

После смерти джунгарского правителя Галдан-Церена в 1745 г. в Джунгарии разгорелась борьба между отдельными группами феодалов. Обострение внутриполитической обстановки в ханстве привело к передвижениям кочевий отдельных нойонов и наступлению их на казахских скотоводов, которые были потеснены к северу в ишимские и прииртышские степи. События в Джунгарии и сведения о подготовке военного похода в Джунгарию маньчжурскими феодалами побуждали царское правительство усилить оборону сибирских рубежей.

Правительство России в 1745 г. перевело на сибирскую линию регулярные воинские части (два пехотных и три конных полка) под начальством генерал-майора Киндермана. По указу Сената, с 1752 г. началось строительство новой линии укреплений, получившей название Пресногорьковской, или Горькой, которое было закончено в 1755 г. Линия началась от крепости Омской на Иртыше, шла на запад через крепости Покровскую, Николаевскую, Лебяжью, Полуденную, Петропавловскую, Скопинскую, Становую, Пресновскую, Кабанью, Пресногорьковскую к Звериноголовской. С постройкой Пресногорьковской линии расположенная севернее Ишимская линия утратила свое значение.

Огромный район лесостепи между старой Ишимской и Пресногорьковской линиями по Ишиму, Вагаю и Тоболу, благоприятный для хлебопашества, стал активно заселяться и осваиваться русскими земледельцами. Уже к середине XVIII в. происходило интенсивное переселение на Пресногорьковскую линию крестьян из районов Тобольска, Тюмени и других территорий. Только в 1752 г. свыше 1000 крестьян Тобольского, Ишимского и Краснослободского дистриктов заявили о своем желании переселиться в район линии.

«А кто плывёт, а кто плывёт?»

И до сих пор пароход, идущий по Енисею, привлекает внимание местных, и торговля с борта идёт постоянно, на каждом станке. А в окрестностях Красноярска почти 200 лет сохранялся обычай

В темноте, если на Енисее угадывался караван из плотов или лодок, с берега нараспев спрашивали: «А кто плывёт, а кто плывёт, а кто под берегом плывёт»? Если был у каравана опытный проводник, то он также нараспев отвечал: «Добрые люди», — и перечислял наиболее известные имена. Если же такого ответа не было, красноярцы спускали на воду свои лодки и отправлялись «пощупать проезжих» на предмет товара. Естественно, платить за него никто не собирался

А в окрестностях Красноярска почти 200 лет сохранялся обычай. В темноте, если на Енисее угадывался караван из плотов или лодок, с берега нараспев спрашивали: «А кто плывёт, а кто плывёт, а кто под берегом плывёт»? Если был у каравана опытный проводник, то он также нараспев отвечал: «Добрые люди», — и перечислял наиболее известные имена. Если же такого ответа не было, красноярцы спускали на воду свои лодки и отправлялись «пощупать проезжих» на предмет товара. Естественно, платить за него никто не собирался.

Учитывая малую населённость и неразвитость системы торговли, естественное варначество было в Сибири всегда. Известен случай середины XIX века, когда банду варнаков возглавлял священник! Особенно бандитизм был развит в притрактовой полосе. К примеру, от Иланска до Канска везли китайский чай в «цыбиках», весом от 40 до 80 фунтов. Телячья кожа, внутри обшитая шёлком, была увязана в виде куба, да так, чтобы не замокла внутренность, ни в коем случае. Ехать-то до Москвы, стало быть, год в пути.

На фундаменте прошлого


В 1940-1941 и 1945-1946 годах сотрудниками Абаканского музея под руководством Л. Евтюховой были раскопаны развалины дворца, построенного около 98 года до нашей эры, существовавшего около столетия и оставленного людьми на рубеже старой и новой эры. Величественное сооружение, как полагают, принадлежало китайскому генералу Ли Лиину. Он был наместником западных хуннских земель в Минусинской котловине. Дворец, получивший в литературе название Ташебинского, находился в центре большого города площадью в десяток гектаров. Само же строение имело 20 помещений, насчитывало 45 метров в длину и 35 – в ширину. Здание характеризует и черепичная крыша, общий вес которой составлял около пяти тонн. Удивительно, но две тысячи лет назад строителям удалось создать стропила, способные выдержать такой вес.

Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.

Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми. Кто они такие – достоверно неизвестно поныне, специалисты наравне с публицистами зовут их чудью.

Поход Ермака в Сибирь

В давние времена на Руси было достаточно много энергичных людей, жаждущих приключений. Они формировали казачьи отряды на низовьях Дона. Откуда могли делать набеги на соседние государства или торговать с ними. Естественно, что таких людей просто не могла не задеть идея о покорении обширных восточных земель. К тому же хозяин тех земель монголо-татарское государство к середине 16-го века уже давно утратило свою былую мощь, оно было раздроблено, отстало в развитии и на огнестрельное оружие русских могло ответить лишь стрелами из лука. На тот момент серьёзную опасность русским могла представлять лишь Синяя Орда (территория от Тюмени до Мангышлака). Хан Синей Орды Кучум тревожил своими набегами городки на освоенной русскими территорией. Из таких поселений выделялся городок Строгоновых, которые дабы обезопасить себя от неприятеля наняли для экспедиции на восток отряд атамана Ермака в 1581 г. Войско его был небольшим примерно 800 человек.

Поход Ермака в Сибирь несмотря на маленький состав его отряда шел успешно. Русские захватили столицу Кучума – Искер. От Ермака в Москву пришла грамота, говорившая об обширной сибирской территории. После чего на подкрепление казакам отправились князья Болховский и Глухов. В 1583 они соединились с Ермаком. Всё это время шла битва казаков с Кучумом. В 1584 ордынский хан всё же победил и занял свою столицу, тогда же погиб и сам Ермак. Однако в последствии русское продвижение на восток было необратимым, Кучум был окончательно разбит и обещал русскому царю покорность. История Синей Орды завершилась и произошло присоединение Сибири к России. Русские охватили огромную территорию Урал, Сибирь и Дальний Восток. В последствие русские овладеют Аляской и крепостью, которая сейчас находится в Калифорнии и назовут её Форт-Росс. Впрочем, Аляску и Форт-Росс они продадали США в 19 веке. Поход Ермака в Сибирь имел огромную роль в освоении русскими этой территории.

Освоение территории — итоги 18 века

Стремление русских хлебопашцев в степные районы, ставшие безопасными от вторжения кочевников после строительства укрепленных линий, обнаружилось еще в 40-е годы XVIII в. В 1745 г. 29 семей крестьян Бердского, Чаусского острогов и Белоярской слободы обратились к командующему сибирскими линиями генералу Киндерману с просьбой разрешить им переселиться в ведомство Усть-Каменогорской крепости. В 1746 г. Киндерману передали свое прошение, составленное на имя Сената, крестьяне Ишимского, Ялуторовского и Тарского уездов (всего 200 человек мужского пола), которые подыскивали около Усть-Каменогорска удобные для хлебопашества места. В 1747 г. под защитой Омской крепости находилось уже около тысячи ревизских душ — 687 разночинцев и 285 крестьян

Несмотря на колонизаторскую политику царского правительства, систему взимания ясака с нерусского населения, выкачивание пушнины купцами и промысловиками, приводившие к опустошению промысловых охотничьих угодий в некоторых районах сибирской тайги, в целом в Сибири не происходило уничтожения охотничьего и рыболовецкого хозяйства коренного населения. Не было создано и сельскохозяйственных плантаций, где бы эксплуатировался труд коренных насельников. Попытки обрабатывать казенную пашню силами вогулов-манси и сибирских татар потерпели неудачу уже в конце XVI—начале XVII в.

Русские люди, пришедшие из европейской части страны в Сибирь или переселившиеся из одного района в другой по тем или иным хозяйственным соображениям, сыграли огромную роль в развитии производительных сил, в освоении целинных земель, в создании домашней промышленности, ремесла и промыслов, в развитии торгово-денежных связей и оказали положительное воздействие на улучшение приемов хозяйственной деятельности коренного сибирского населения.

Увеличение количества русских жителей происходило как за счет вольнонародной колонизации (в подавляющем большинстве в виде крестьянского переселения), так и путем ряда правительственных мероприятий. Правительство стремилось принудительно заселить наиболее важные для него в хозяйственном и военно-стратегическом отношении районы: тракт, территории горных рудников и металлургических заводов, прилежащие к укрепленной линии земли. Оно отправляло в Сибирь ссыльных донских и запорожских казаков, возвращенных в Россию беглых раскольников, использовало для освоения края помещичьих крестьян и дворовых людей, направляемых владельцами за «предерзостные поступки» в зачет рекрутов, производило принудительное перераспределение русского населения по территории края.

Заключение

За несколько десятилетий русский народ освоил огромные пространства в восточной части Евразии. На новых территориях Московское царство осуществляло мирную и дружелюбную политика по отношению к местному населению. Это кардинально отличалось от политики испанцев и англичан по отношению к американским индейцам. Не имело ничего общего с работорговлей, которую практиковали французы и португальцы. Ничем не было похоже на эксплуатацию голландскими купцами яванцев. А ведь в ту пору, когда проводились эти неприглядные деяния, европейцы уже пережили Просвещённый век и чрезвычайно гордились своим цивилизованным миром.

Сергей Смирнов


С этим читают