Основные элементы судна

Содержание

Содержание

АннотацияОт автора Введение

Глава I. Общие сведения о судах

§ 1. Классификация судов по общим основным признакам§ 2. Классификация гражданских судов§ 3. Классификация кораблей военно-морских сил

Глава II. Геометрия судового корпуса и главные измерители судна

§ 4. Форма судового корпуса § 5. Главные размерения судна § 6. Соотношения главных размерений и коэффициенты, характеризующие форму судового корпуса§ 7. Весовые и объемные измерители судна § 8. Назначение и принцип построения теоретического чертежа

Глава III. Основные качества судов

§ 9. Эксплуатационные качества судов§ 10. Тактико-технические (или боевые) качества кораблей ВМС§ 11. Экономические качества судов § 12. Мореходные качества судов. Часть 1§ 12. Мореходные качества судов. Часть 2 § 13. Судовые движители § 14. Суда, достигающие неводоизмещающего режима движения§ 15. Катамараны

Глава IV. Судовая архитектура

§ 16. Определение судовой архитектуры и архитектурные элементы судов§ 17. Архитектурные типы судов § 18. Расположение судовых помещений § 19. Архитектура подводных кораблей и судов

Глава V. Материалы, применяемые в судостроении

§ 20. Общие сведения о материалах§ 21. Металлические материалы § 22. Неметаллические материалы § 23. Коррозия и эрозия металлов

Глава VI. Прочность судового корпуса и его конструкция

§ 24. Силы, действующие на корпус плавающего судна§ 25. Понятие прочности судна § 26. Системы набора корпуса судна § 27. Конструктивные элементы корпуса § 28. Конструкция корпуса подводных лодок § 29. Способы соединения деталей корпуса судна

Глава VII. Судовые устройства

§ 30. Основные элементы судовых устройств§ 31. Рулевоеустройство § 32. Якорное устройство § 33. Швартовное устройство § 34. Буксирное устройстве§ 35. Грузовое устройство § 36. Шлюпочное устройство § 37. Промысловые устройства § 38. Прочие судовые устройства

Глава VIII. Судовые системы

§ 39. Основные элементы и классификация систем§ 40. Конструктивные элементы судовых систем § 41. Принципы проектирования судовых систем § 42. Корабельные системы подводных лодок

Глава IX. Судовые силовые установки

§ 43. Общие сведения § 44. Паровые котельные установки§ 45. Турбинные установки § 46. Двигатели внутреннего сгорания§ 47. Передача мощности двигателей на гребной вал

Глава X. Электрооборудование судов

§ 48. Общие сведения § 49. Источники электрической энергии§ 50. Главный распределительный щит § 51. Судовые электрические сети, кабели и провода

Глава XII. Корабли военно-морских сил

§ 54. Влияние нового вида оружия на корабельную архитектуру§ 55. Корабельное оружие§ 56. Защита и живучесть кораблей

Глава XIII. Судостроение и судоремонт

§ 57. Основы организации судостроения§ 58. Задание на разработку проекта судна и этапы его проектирования§ 59. Постройка судов § 60. Ремонт и докование судовПриложение 1Приложение 2Литература

Древнегреческие корабли: известные названия

В движение суда приводились веслами, которыми работали сидящие по обеим сторонам бортов гребцы. Их набирали из числа рабов или за оплату на период проведения военных действий.


В зависимости от количества весел, существует 2 типа древнегреческих кораблей:

  • триаконтор — имеет 30 гребцов и весел;
  • пентеконтор — 50-весельный корабль (по 25 с каждой стороны), чаще беспалубный.

Со временем на пентеконторах стали надстраивать палубу, которая служила защитой от солнца и метательных вражеских снарядов. Однако на узком пространстве было невозможно разместить много воинов, поэтому для их перевозки строили более широкие, но медленные суда, на которых можно было перевезти не только людей, но и лошадей, боевые колесницы и припасы.

Скорость таких судов составляла около 17 км/ч. Эффективность при гребле была невысокой, поэтому для увеличения скорости движения корабли делали узкими и длинными: ширина пентеконтора составляла всего 4 м при длине 32 м. Гребцы могли сидеть только в один ряд на расстоянии 1 м от соседа, из-за чего увеличение общей силы и скорости корабля было пропорционально его длине.

Однако древние технологии не позволяли создавать суда длиной более 40 м. Чтобы увеличить скорость, стали строить корабли с двумя, тремя и более рядами весел.

В соответствии с количеством рядов гребцов названия древнегреческих кораблей подразделялись на: униремы, биремы, триремы, квадроремы и т. д., которые можно назвать также «полиремами» (многоярусными).

Победа

Передышку для обстреливаемого брига обеспечил канонир Иван Лисенко. Удачным выстрелом ему удалось повредить бейфут и ватер-штанг грот-марса-рея «Селимие». Кораблю неприятеля пришлось привестись к ветру для ремонта. Напоследок «Селимие» дал залп по русскому судну сразу из всех пушек. Однако корабль все же остался на плаву.

Через некоторое время команде брига «Меркурия» удалось нанести серьезные повреждения и второму неприятельскому кораблю. У «Реал-бея» был перебит фор-брам-рей, что вызвало падение лиселей. Последние закрыли порты носовых пушек. К тому же корабль потерял возможность маневрировать, в результате чего ему пришлось лечь в дрейф.

Потеряв 10 человек убитыми и ранеными из 115, «Меркурий» к вечеру следующего дня присоединился к флоту, шедшему из Сизополя. За одержанную ценой жизни матросов победу этот корабль был впоследствии награжден кормовым Георгиевским флагом. Также император подписал указ всегда иметь в составе Черноморского флота бриг под названием «Меркурий».

Конечно же, все члены команды получили высокие награды. Офицеры были повышены в рангах и могли с этих пор наносить на свои гербы изображение того тульского пистолета, которым предполагалось взорвать бочки с порохом в случае течи.

Военный корабль

В морских вооруженных силах любые самоходные суда с наличием вооружения называют кораблями. К ним относятся не только классические надводные крейсеры, но и подводные лодки, катера и т. д.

Военный корабль является боевой единицей, принятой на вооружение армией той или иной страны, которая способна (как самостоятельно, так и вместе с другими военными кораблями) решать ту или иную боевую задачу.

Сейчас военным кораблем называют вооруженное судно в составе вооруженных сил государства, которое соответствует критериям Женевской конвенции об открытом море и Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН). Обязательными компонентами таких судов являются: наличие распознавательных знаков, вооружения, экипажа, военного офицера, воинской дисциплины. Военный корабль защищен от действия иностранной юрисдикции.

В соответствии с Корабельным Уставом ВМФ ВС СССР, под военным кораблем понимается само судно и экипаж, который называют личным составом.

Расположение мачты на корабле и наклон

Распространение судоходства даёт для строителей немалую порцию пищи для ума

Важно правильно расположить мачты на судне. Это необходимо для того, чтобы корабль был легкоуправляемым

Постепенное развитие обусловило появление определённых правил.

Центр нижних концов мачт определяется очень строго. Замер начинается по нижней палубе, первая мачта устанавливается на 1\9 её длины, вторая — на 5\9, третья — на 17\20. Данные измерения не выполняются при строительстве торговых судов. Французские суда фок-мачту располагали на 1\10 часть корабля, расчёт вели, начиная от носовой части.

Наклон мачты также был различным, некоторые корабли прекрасно плавали с мачтами, наклонёнными вперёд, другие назад. Короткие, но широкие судна строили с мачтами, находящимися ближе к середине, сильно наклонёнными назад. А на длинные, напротив, устанавливали вертикальные сооружения, так как считалось, что во время плавания при значительном сопротивлении ветру мачта могла сломаться.

Основные элементы конструкции корпуса судна — катера

1 — настил палубы; 2 — бимс; 3 — карлингс; 4 — обшивка кокпита; 5 — слань; 6 — комингс кокпита; 7 — кормовая переборка; 8 — транец; 9 — моторная ниша; 10 — форштевень; 11 — киль; 12 — бортовая (наружная) обшивка; 13 — планширь; 14 — скуловой стрингер; 15 — палубный стрингер; 16 — полубимс; 17 — скуловая кница; 18 — бортовой стрингер.

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задний — рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны.

Карлингсы — продольные подпалубные связи.

Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией. В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.


Бимсы — поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек — ахтерпиком.

Привальный брус:

— продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

— деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Комингс — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Слань, или пайол — щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Виды палуб

  • Ангарная палуба, на палубах авианесущих кораблей размещаются ангары летательных аппаратов (ЛА). Расположена под полётной и галерейной (при её наличии) палубами, является непрерывной на большей части корабля. Оборудована средствами для крепления и транспортировки ЛА, лифтами для их подъёма и спуска с полётной палубы, средствами технического обслуживания ЛА.
  • Батарейная палуба
  • Броневая палуба, палубное перекрытие с настилом из броневой стали или броневых плит. Служит для защиты жизненно важных частей корабля от ракет, авиабомб и снарядов. На кораблях, имеющих броневую защиту, броневой делается верхняя и средняя (главная) палубы на уровне нижней кромки борта броневого пояса.
  • Верхняя палуба непрерывная по всей длине корабля (судна). Служит водонепроницаемым перекрытием, является одним из главных элементов прочных связей корпуса, обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость судна. На верхней палубе размещаются надстройки, палубные механизмы, вооружение и т. д.
  • Галерейная палуба, палуба авианосца, расположенная между ангарной и полётной палубами. На авианосцах, построенных до 2 мировой войны, представляла собой специальные галереи (межпалубные мостики), с которых осуществлялось обслуживание запасных самолётов и авиационного оборудования.
  • Жилая палуба, на ней расположены жилые помещения экипажа (команды).
  • Карапасная палуба, 1) покатая броневая палуба, продолжение горизонтальной броневой палубы к форштевню и ахтерштевню за пределами броневой цитадели. Применялась на крупных надводных кораблях постройки конца XIX — начала XX века для защиты помещений в оконечностях корабля от артиллерийских снарядов; 2) покатая верхняя палуба предназначенная для улучшений условий перекатывания волн через палубу, уменьшения силы их ударов в борт. Этот тип палубы широкого распространения не получил.
  • Коммунальная палуба (историческое), палуба крупных кораблей (обычно средняя) на которой размещались обширные проходные помещения, предназначенные для проведения собраний, митингов личного состава и т. п.
  • Нижняя палуба расположенная под средней палубой. Может быть несколько. Различаются по назначению, например грузовая нижняя палуба и т. д. Служат для размещения пассажиров, грузов, оборудования.
  • Палуба безопасности, нижняя палуба башен плавдока, водонепроницаемая по всей длине и ограничивающая наименьшее значение запаса плавучести дока.
  • Палубами надстроек называются палубы, ограничивающие сверху надстройки в целом и каждый её ярус. При наличии нескольких ярусов надстройки палубы могут называться: палуба 1-го яруса, палуба 2-го яруса и т. д. снизу вверх. Предназначены для размещения жилых и служебных помещений.
  • Палуба переборок (непотопляемости), верхняя палуба, по которой доводится по всей ширине корабля (судна) поперечные водонепроницаемые переборки, делящие корпус на отсеки с целью обеспечить непотопляемость. Палуба переборок должна быть прочной и непроницаемой во всех условиях эксплуатации, в том числе аварийных случаях, оборудована водонепроницаемыми закрытиями и уплотнениями всех отверстий — люков, горловин, проходов трубопроводов, электрокабелей и т. п.
  • Полётная палуба, один из основных элементов авианесущего корабля, предназначена для подготовки к вылету, взлёта и посадки ЛА. Делится на взлётный, посадочный и парковый (техническую позицию) участки. В некоторых случаях они совмещаются. Взлётный участок может оснащаться катапультами, газоотражателями, трамплином, а посадочный — тормозными тросами аэрофинишера, аварийным барьером. Парковый участок служит для подготовки ЛА к вылету, их заправки, подвески боеприпасов и т. п. Здесь размещаются также самолётоподъёмники, лифты для подачи боеприпасов, посты обеспечения ЛА электроэнергией, жидкостями и газами. Часть палубы корабля, оборудованная комплексами средств, обеспечивающих вертикальный взлёт и посадку ЛА, называется также взлётно-посадочной площадкой корабля.
  • Средняя палуба, палуба корабля, расположенная непосредственно ниже верхней палубы. К этому термину может быть добавлено название, характеризующее назначение палубы, например жилая палуба и т. д.
  • Шлюпочная палуба — открытая палуба пассажирских судов, на которой расположены судовые спасательные шлюпки и устройства для их спуска и подъёма (шлюпбалки). В зависимости от размеров и назначения судна шплюпочная палуба может быть верхней палубой или палубой надстройки.
  • На пассажирских судах также существует прогулочная палуба.
  • В зависимости от числа палуб суда разделяются на одно-, двух— и многопалубные.

Седловатость.

Устройство корабля

Подробности
Категория: Человек и океан
Опубликовано 07.09.2014 17:41
Просмотров: 9763

Современные корабли делают из материалов, плотность которых во много раз выше плотности воды. Но они не тонут, потому что сконструированы таким образом, что внутри имеют много помещений, заполненных воздухом.

Когда речь идёт о корабле, мы употребляем термины «корабль» или «судно». Между тем, эти понятия не означают одно и то же. В общем случае судном принято считать любое транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и грузов по воде. Разные правила и кодексы трактуют это понятие по-разному. Например, в Международных правилах предупреждения столкновения судов в море написано, что судно – это любое средство передвижения по воде. Следовательно, судно – более широкое понятие. А кораблями принято считать крупные морские суда и суда любого размера, несущие на себе военно-морской флаг. Каждый корабль имеет собственное уникальное название, ходит под флагом государства, в котором оно официально зарегистрировано.

Конструкция корпуса корабля

Если говорить о корабле вообще, будь то военный корабль или гражданское судно, то корпус его представляет собой водонепроницаемое тело обтекаемой формы, полое внутри. Корпус обеспечивает плавучесть судна и является базой или платформой, на которой монтируется оборудование или вооружение в зависимости от назначения корабля.

Тип судна обуславливает и форму корпуса, и его размеры.

Корпус корабля состоит из набора и обшивки. Переборки и палубы – это элементы, присущие определенным типам судов.

Обшивка может быть изготовлена из дерева, как в древности и сегодня, пластмасс, сваренных между собой или склепанных стальных листов или даже железобетона.

С внутренней стороны для поддержания прочности и формы корпуса обшивка и палуба подкреплены набором жестко скрепленных между собой балок, деревянных или стальных, которые располагаются в поперечном и продольном направлениях.

В оконечностях корпус чаще всего заканчивается прочными балками: в корме — ахтерштевнем, а в носу — форштевнем. В зависимости от типа судна обводы носовой части могут быть разными. От них зависит уменьшение сопротивления движению судна, обеспечение маневренности и мореходных качеств.

Греческий торговый корабль

Воссоздать внешний вид древних торговых кораблей удалось при помощи реконструкции останков, обнаруженных в акватории Кирении, порта на Кипре. Найденный археологами корпус оказался сплющенным под толщей воды на глубине 30 м.

Длина древнегреческого торгового корабля составляла 14,3 м, ширина 4,3 м. Радиоуглеродный анализ деревянного корпуса и найденных в нем бронзовых монет показал, что возраст судна — почти 2300 лет. Киль был изготовлен из прочной дубовой древесины, шпангоуты сделаны из черной акации, обшивка — из красного бука и липы. Мачта, реи и весла выполнены из аллепской ели.

Единственный парус на торговых судах выполнял более существенную роль и применялся для движения, тогда как гребцов было меньше по сравнению с военным кораблем. Палуба отсутствовала, внутри располагались грузы. Чтобы волны не захлестывали внутрь корпуса, борта наращивали при помощи решетки, сделанной из толстых прутьев. На нее сверху затем натягивали кожу.

Главной чертой торговых судов была их вместительность и надежность, а вот скорость была второстепенной. По данным летописей, за сутки такой корабль мог проплыть до 40 км, что было достаточно далеко по тем временам.

Названия древнегреческих кораблей, которые использовались для перевозки грузов:

  • лембы — одномачтовое судно, парус 4-угольный, закрепленный на рее, иногда ставили дополнительный маленький парус для маневров;
  • келеты — имели трюм с большой вместимостью, в 5 в. до н. э. греки даже использовали специальный отсек для перевозки лошадей;
  • керкуры — легкие парусные суда, изобретены на Кипре, а затем стали популярны у греческих купцов, особенность конструкции: внутреннее пространство корпуса делили на трюм и 2 твиндека. В Средние века такое устройство переняли арабские торговцы, а затем и европейцы, которые назвали судно «каракка» или «каравелла».

Их конструкции совершенствовались достаточно быстро: ставили 2 мачты, использовали наклон к носу по типу бушприта, увеличивали объем трюмов и грузоподъемность. Так при 25 метровой длине торговое судно могло перевозить 800-1000 тонн груза. При поднятии парусов на мачтах корабли могли плыть даже при боковом ветре. В плавании торговое судно загружало трюм балластом из песка.

Оглавление

Раздел первый. УСТРОЙСТВО КОРАБЛЯ И ОБОРУДОВАНИЕ верхней ПАЛУБЫ

Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки1.1. Устройство надводного корабля1.2. Защита надводного корабля 1.3. Устройство подводной лодки 1.4. Рангоут и такелажГлава 2. Оборудование верхней палубы надводного корабля и подводной лодки2.1. Швартовное устройство 2.2. Буксирные устройства 2.3. Леерные и тентовые устройства, трапы и выстрелы2.4. ШлюпбалкиГлава 3. Якорное устройство3.1. Схема якорного устройства 3.2. Классификация и основные технические данные якорей 3.3. Типы якорей 3.4. Якорные цепи 3.5. Стопоры для якорных цепей и якорей 3.6. Якорные и палубные клюзы, цепные трубы и ящики 3.7. Подъемные якорные механизмы 3.8. Уход за якорным устройством 3.9. Меры безопасности при работе с якорным устройством

Раздел второй. ТРОСЫ, ТАКЕЛАЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПАРУСИНА

Глава 4. Тросы4.1. Стальные тросы4.2. Растительные тросы4.3. Синтетические тросыГлава 5. Предметы такелажного оборудования5.1. Блоки5.2. Гаки5.3. Скобы5.4. Талрепы, обухи, рымы, коуши и такелажные цепиГлава 6. Такелажные работы6.1. Инструменты и приспособления для такелажных работ6.2. Морские узлы6.3. Такелажные работы с тросамиГлава 7. Парусина и изделия из нее7.1. Артикулы, сорта и пропитки парусины7.2. Правила приемки, ремонт, окраска и хранение парусины

Раздел третий. Содержание КОРАБЛЯ

Глава 8. Корабельные работы 8.1. Осмотры корпуса корабля8.2. Уход за корпусом корабля 8.3. Корабельные приборки 8.4. Меры безопасности при корабельных работах Глава 9. Окраска корабля 9.1. Коррозия и борьба с ней 9.2. Компоненты лакокрасочных материалов 9.3. Лакокрасочные материалы на масляной основе 9.4. Лакокрасочные материалы на смоляной (натуральной и синтетической) основе 9.5. Клеи и их применение 9.6. Инструменты и материалы, используемые в окрасочных работах 9.7. Организация окрасочных работ и меры безопасности

Раздел четвертый. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ НА КОРАБЛЕ

Глава 10. Грузоподъемные устройства корабля10.1. Гордени и тали10.2. Переносные грузовые балки, стрелы и краны10.3. Простейшие приспособления для грузоподъемных работГлава 11. Прием на корабль грузов11.1. Организация погрузочных работ11.2. Прием продовольствия и питьевой воды11.3. Прием топлива11.4. Погрузка грузов большого веса11.5. Основы эксплуатации грузоподъемных устройств11.6. Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

Раздел пятый. КОРАБЕЛЬНЫЕ ПЛАВУЧИЕ И СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Глава 12. Корабельные плавсредства12.1. Назначение и классификация12.2. Корабельные шлюпки12.3. Корабельные моторные катера12.4. Размещение корабельных плавсредств, спуск их на воду и подъем на корабль12.5. Управление моторными катерами и шлюпками12.6. Содержание корабельных плавсредствГлава 13. Спасательные средства13.1. Индивидуальные спасательные средства13.2. Коллективные спасательные средства13.3. Пребывание в море на коллективных спасательных средствах

Раздел шестой. ОБОРУДОВАНИЕ РЕЙДОВ И ГАВАНЕЙ. ДОКОВАНИЕ

Глава 14. Оборудование рейдов и гаваней14.1. Рейдовые бочки и бридели14.2. Мертвые якоря14.3. Швартовное оборудование пирсов и гаванейГлава 15. Доки и судоподъемные сооружения15.1. Способы докования кораблей15.2. Сухие доки15.3. Наливные доки15.4. Плавучие доки15.5. Слипы, склизы

Исторические моменты

Понятие «крейсер» в широкое пользование вошло в семнадцатом столетии. Под этим термином в те времена подразумевали автономно действующее плавательное средство. Название больше было направлено на определение предназначения корабля, нежели его устройство. Сами по себе судна были небольшими, обладали быстроходностью и маневренностью. Они использовались для разведки, передачи информации, индивидуального действия в охране территорий и боевых конфликтов.

Уже в 18-м веке крейсер – это фрегат, который наряду с компактными габаритами обладает высокой скоростью. На нем размещается артиллерийское оружие. Также к этой категории относят корветы, бриги, шлюпы и еще некоторые модификации плавательных средств.

Палуба судна

По высоте корпус корабля делится на несколько палуб и платформ. Платформа – это палуба, которая идет не по всей длине судна, а только между несколькими переборками.

Палубы называются по расположению на судне нижней, средней и верхней. В оконечностях корабля (по носу и корме) под нижней палубой проходят платформы, которые считаются сверху вниз.

Количество как палуб, так и платформ зависит от размеров судна, его назначения и конструкции.

Речные суда и суда смешанного плавания имеют одну главную или верхнюю палубу. Морские, как, например, пассажирский корабль, точнее — пассажирское судно, три палубы.

Крупные озерные пассажирские суда имеют промежуточную палубу, кроме главной, образующую межпалубное пространство.

Круизный лайнер может иметь значительно больше палуб. Например, на «Титанике» их было четыре, тянувшихся по всей длине судна, две платформы, не доходившие ни до носа, ни до кормы, одна прерывалась в носовой части, а одна располагалась только в передней части лайнера. Самый новый лайнер Royal Princess имеет девятнадцать палуб.

Верхняя палуба, ее называют еще главной, или основной, выдерживает наибольшие напряжения при поперечном сжатии и продольном изгибе корпуса. Палуба корабля обычно выполняется с небольшим подъемом в центре к носу и корме и выпуклостью в поперечном направлении, чтобы легче стекала к бортам вода, попавшая на палубу при волнении моря.

По виду двигателя

По тому, какие типы двигателей бывают на судах, последние тоже можно разделить на группы:

  • передвигающиеся за счет внутренней энергии (двигатель, усилия людей);
  • передвигающиеся за счет внешней энергии (ветер);
  • комбинированные (парусно-гребные, парусно-моторные и проч.)

Внешнюю энергию — ветра или течения воды (для этого сооружаются особые подводные паруса) — используют следующие суда:

  • Парусные. Путешествовать за счет энергии ветра человек стал еще 6 тысяч лет назад!
  • С парусом-крылом (жестким парусом). Похож на крыло самолета или планера. Это буеры, парусные катамараны.
  • С роторным движителем (ротором Флеттнера). На палубе судна вертикально устанавливается большой цилиндр-ротор, который обеспечивает движение устройства за счет энергии ветра благодаря эффекту Магнуса.
  • С турбопарусом. Был изобретен известным французским океанологом Жак-Ивом Кусто. Успешно применялся на его судне «Алсион».
  • С кайтом («воздушный змей», «небесный парус», «летающий парус»). Конструкция, чем-то напоминающая параплан, предназначенная для буксировки человека, находящегося, например, на серфе.

Рассмотрим, какими бывают суда, использующие внутреннюю энергию:

  • Воздушные (экранопланы, глиссеры и проч.).
  • Гидравлические (вода). Дополнительно подразделяются на два типа: лопастные — с деталями, принимающими реакцию отбрасываемых объемов воды (весло, гребной винт, гребное колесо);
  • нелопастные — реакции объемов воды воспринимаются неподвижными деталями.

Газоводометные (вода + воздух). Полезная тяга обеспечивается разгоном водных масс энергией сжатого воздуха.

История понятия

Чтобы ответить на вопрос, что такое корабль, необходимо разобраться с происхождением этого понятия. Термин имеет древнее происхождение. Он встречается еще в ранних русских летописях. Имеются наскальные рисунки парусных кораблей. Само слово могло появиться вне зависимости от других слов, либо происходить от одного из близких по звучанию, например, от испанского «карабела», греческого «карабос» или итальянского «каравелла». Возможно, родоначальником термина является русское слово «короб», которым назывался челнок древних славян, изготавливаемый из прутьев, обшитых кожей или древесной корой.

Во времена Петра Первого кораблем стали называть только морские судна, а речные назывались «судами». В настоящее время этим термином чаще обозначают военные морские суда, а также космические летательные средства (космический корабль).

Таким образом, на вопрос о том, что такое корабль, в разные времена отвечали по-разному.

Экзотические плавсредства

Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes.

Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.

Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках

(гидроциклах или водных мотоциклах).

Центр масс и центр давления корабля

Когда корабль плавает, на него действуют две силы, равные по величине и противоположные по направлению: сила тяжести (вес) Р и выталкивающая сила.

Вес корабля Р – это сумма весов корпуса, механизмов, топлива, запасов воды, экипажа, вооружения и др. Сила тяжести всегда направлена вниз и тянет корабль на дно. Она приложена к точке, называемой центром тяжести корабля, или центром тяжести масс. При проектировании и строительстве корабля стараются сделать так, чтобы его центр тяжести находился в диаметральной плоскости. Это такая вертикальная плоскость, которая проходит через всю длину судна и делит его на 2 симметричные части. Центр тяжести расположен либо на половине высоты надводного борта, либо немного ниже его.

Выталкивающая сила приложена к геометрическому центру тяжести погруженного объёма корабля и направлена вертикально вверх. Точка приложения выталкивающей силы называется точкой давления, или центром давления.


Когда создают корабль, делают так, чтобы оба эти центра (центр тяжести корабля и центр давления) находились в диаметральной плоскости на одной вертикали.

Уравнение равновесия для корабля имеет вид:

P = γ (Vo−Vн) , или:

P = γ V

где

Vн — водонепроницаемый объём корабля выше ватерлинии,

Vo– весь водонепроницаемый объём,

— вес судна,

γ — плотность воды,

V — погружённый объём

Это уравнение называется основным уравнением плавучести.

Бриги в XIX в.: описание суден

Еще позднее такие плавсредства из исследовательских и торговых практически полностью преобразились в военные. К примеру, такие суда принимали активное участие в морских сражениях американской революции и русско-турецкой войны.

Согласно историческим документам, корабль-бриг образца начала XIX в. имел водоизмещение около 350 тонн. При этом длина таких суден обычно была равна 30 м, а ширина практически никогда не превышала 9 м. Орудий на военных судах этой разновидности, как уже упоминалось, могло устанавливаться от 6 до 24.

Одной из особенностей бригов, таким образом, были небольшие размеры. Соответственно, и собственно само вооружение на судах этого типа обычно размещалось на палубе.

Устройство косого и прямого паруса, бизани

Прямые паруса имеют четырехугольную — прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнута к верху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля. Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2-3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края — боковыми шкаторинами и нижний край — нижней шкаториной, или «подошвой»

Верхние углы паруса называют ноковыми, нижние — шкотовыми. Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если — наискосок, то — боутами. Шкотовые и ноковые углы и ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифам называют горизонтальный ряд завязок — риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившейся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой прием взятия рифов сохранился и до наших дней.

Стаксели  Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag — штаг, segel — парус).  Кливера. Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.

Детали косого паруса: 1 — полотнище; 2 — подшивка; 3 — ликтрос; 4 — боуты; 5 — передняя шкаторина; 6 — задняя шкаторина; 7 — нижняя шкаторина; 8 — галсовый угол; 9 — ноковый угол; 10 — шкотовый угол; 11 — люверсы для крепления раксов; 12 — кренгельсы;

Строение надводного морского корабля

Морской надводный корабль – это сложное самоходное инженерное строение. Его основу составляет стальной водонепроницаемый корпус. Внутри есть жилые и служебные помещения, различные механизмы, погреба, емкости для топлива, масел, воды, ящики для якорей. Над корпусом располагаются мачты, трубы, сооружения и механизмы, а также базовые надстройки.

По расположению надстроек морские суда делят на следующие виды:

  • гладкопалубные, где, помимо палубы, есть только рубки;
  • одноостровные, где имеется один из видов надстройки, например, кормовая;
  • двухостровные, где имеется 2 вида надстроек из трех возможных, например, средняя и носовая;
  • трехостровные, где имеются все три вида надстроек: носовая, средняя и кормовая. Первая также называется бак, а последняя – ют.

Бриги в XVIII в.: для чего использовались

В середине XVIII в. такие корабли принадлежали в основном купцам. Перевозили на них самые разные товары. Чаще всего такие суда при этом курсировали в прибрежных водах Европы и Великобритании. Во время войн же плавсредства этой разновидности чаще всего использовались в качестве почтовых. Но к концу XVIII в удобные парусные корабли бриги нашли в мореходстве и другое, более интересное применение.

Корабли этого типа начали тогда использоваться людьми в разного рода исследовательских морских экспедициях. Первым на таком судне совершил вояж в Северную Америку Витус Беринг. Приняли участие в этом путешествии два таких корабля:

  • «Святой Апостол Павел»;

  • «Святой Апостол Петр».

Берегов Аляски достигли оба этих брига, но домой вернулся лишь один из них. Витус Беринг на корабле «Павел», к сожалению, потерпел крушение в районе Командорских островов. Команда судна тогда спаслась. Однако вынужденную зимовку в суровом климате удалось пережить не всем членам экспедиции. Сам Беринг и еще 18 матросов на родину не вернулись никогда.


С этим читают