Папаха

Чтобы привлечь покупателя, дагестанские мастера-скорняки даже меняют привычный консервативный дизайн.

Любимый на Кавказе головной убор  папаха  снова в моде. Чтобы привлечь покупателя, дагестанские мастера-скорняки даже меняют привычный консервативный дизайн. Цены доходят до нескольких тысяч долларов, ведь без папахи, как выяснил корреспондент НТВ Омар Магомедов, тебя могут и не узнать.


От заказов нет отбоя, здесь работают без выходных и праздников. Шайху Шугаипов признанный мастер по изготовлению кавказских папах. Среди его постоянных клиентов известные артисты и политики. Технология шитья, в этой семье, со времен прадедов почти не изменилась. Процентов на 90  это ручная работа.

Клиент: «Он лучший, признанный мастер в нашем районе».

Опытные покупатели приходят с индивидуальными заказами. На этот случай у мастеров хранятся сотни шкурок каракуля. Их специально завозят со Средней Азии  местные не выдерживают конкуренции. Качество определяют по нескольким параметрам: природный блеск, длина шерсти и красота узора. Самую ценную шкурку на днях обменяли на новенькую иномарку.

Шайху Шугаипов, мастер по изготовлению папах: «Их носили и будут носить. Это наш традиционный головной убор Дагестана».

На базаре можно найти папаху на любой вкус, фасон и кошелек. Большая часть покупателей люди старше 40, молодежь в этих рядах появляется редко. Носить папаху сейчас не модно, но некоторые все же прицениваются.

Чтобы увеличить число клиентов, мастера пошли на эксперимент. Местной молодежи предложили папахи на современный лад. По желанию, их комбинируют с мехом и пришивают козырьки.

С этим головным убором связаны многие обычаи горцев, чаще они касались взаимоотношений между юношей и девушкой. Строгие нравы гор запрещали молодым людям открыто общаться. Идти сватать страшно  а вдруг откажут!?

Чтобы понять, интересен ли молодой человек своей избраннице, он незаметно для всех подкрадывался к окну девушки и закидывал папаху. Так называемую разведку порой совершали сразу несколько молодых людей. Если папаха оставалась в доме и не вылетала обратно, можно с полной уверенностью отправлять сватов. Остальным приходилось искать счастья в других окнах.

Вековая любовь к папахе у народов Северного Кавказа вполне объяснима: не требует особо ухода, летом в ней прохладно, зимой тепло. В условиях гор, когда перепады температур достигают десятки градусов, без папахи не обойтись.


Омар Бегов: «Если я выхожу в коридор без папахи, они не здороваются со мной, не узнают меня. Я говорю, вы что не здороваетесь? Они мне: „Ой, Омар Омарович, мы Вас не узнали“».

Узнать его без папахи почти не возможно. Головной убор настолько влился в образ известного дагестанского политика, что коллеги по работе воспринимают ее почти как прическу. Если есть голова, на ней должна быть папаха.

Новости СМИ2

Кавказская папаха в наши дни

Традиция носить кавказскую папаху с годами отходит в небытие. Теперь придется отправиться в какое-нибудь горное село, чтобы убедиться, что она всё-таки окончательно не забыта. Может, и повезёт увидеть её на голове местного молодого человека, который решил пощеголять.

И в среде советской интеллигенции встречались представители кавказских народов, которые чтили традиции и обычаи своих отцов и дедов. Ярким примером может служить чеченец Махмуд Эсамбаев – народный артист СССР, знаменитый балетмейстер, хореограф и актер. Где бы он ни был, даже на приёмах у руководителей страны гордого кавказца видели в его папахе-короне. Существует не то быль, не то легенда, якобы Генеральный секретарь Л. И. Брежнев начинал заседание Верховного Совета СССР только лишь после того, как среди делегатов находил глазами папаху Махмуда.

Можно по-разному относиться к ношению кавказской папахи. Но, вне всяких сомнений, должна оставаться незыблемой следующая истина. Этот головной убор народов тесно связан с историей гордых кавказцев, традициями и обычаями дедов-прадедов, которые каждый современник должен свято чтить и уважать! Кавказская папаха на Кавказе — больше чем головный убор!

Кто носит папаху?

Теперь редко кто из представителей современной молодежи Кавказа появляется в обществе в папахе. А ведь ещё каких-то несколько десятков лет до этого кавказская папаха ассоциировалась с мужеством, достоинством и честью. Прийти с непокрытой головой на кавказскую свадьбу в качестве приглашенного – это расценивалось как оскорбительное отношение к гостям торжества.

Когда-то кавказскую папаху любили и уважали все – и стар, и млад. Нередко можно было обнаружить целый арсенал папах, как говорится, на все случаи жизни: например, одни – для повседневного ношения, другие – свадебный вариант, третьи – на случай траура. В итоге гардероб насчитывал не меньше десяти разных шапок. Выкройка кавказской папахи была у жены каждого настоящего горца.

Обычаи кавказского народа

Было бы наивным думать, что папаха кавказская в том виде, в котором её все привыкли видеть, не изменялась в течение веков. В действительности пик её развития и наибольшего распространения приходится на окончание 19-го – начало 20-го веков. До указанного периода головы кавказцев покрывали тканевые шапки. Вообще, различали несколько видов головных уборов, которые изготовляли из следующих материалов:

  • войлок;
  • ткань;
  • мех;
  • совмещение меха и ткани.

Малоизвестным является тот факт, что в 18-м веке некоторое время представители обеих полов носили почти одинаковые головные уборы. Папаха казачья, папаха кавказская – эти головные уборы ценились и занимали почетное место в гардеробе мужчин.

Шапки из меха постепенно начинают доминировать, приходя на смену остальным видам этого предмета одежды. Адыги, они же черкесы, до начала 19-го века ходили в шапках из войлока. Кроме того, распространенными были остроконечные башлыки из сукна. Турецкие тюрбаны тоже со временем видоизменились – теперь уже меховые шапки обматывались белыми узкими отрезками ткани.


Аксакалы трепетно относились к своим папахам, содержали почти в стерильных условиях, каждую из них специально укутывали чистой тканью.

Папаха как элемент военной формы одежды

В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе и Средней Азии. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году. В Русской армии применялись следующие папахи как головные уборы, на 1910 год:

  1. папаха белая курпея — для чинов Свиты, числящихся в казачьих войсках (приказы по Военному ведомству 1881 года, № 204 и 1882 года, № 90);
  2. папаха конвоя Его Величества (приказ по Военному ведомству 1898 года, № 36);
  3. папаха казачьего образца — для казачьих степных войск (приказы по Военному ведомству 1892 года, № 305 и 1909 года, № 518); у Уральского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск — с длинным мехом;
  4. папаха кавказская — для кавказских войск, Дагестанского конного полка и Осетинского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1882 года, № 121);
  5. папаха Туркменского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1895 года № 318);
  6. папаха Сибирских войск (приказ по Военному ведомству 1910 года, № 626).

В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск Вооружённых сил. Папаха царской армии с нашитой спереди красной лентой была головным убором и у революционных солдат. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — Матерчатого шлема («Будёновка»), красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии. Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема.

23 апреля 1936 года, НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную.

10 июля 1940 года форменная одежда и знаки различия генералов и Маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора. 26 января 1943 года приказом НКО СССР № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку.

В феврале 1992 года папаха снова была отменена приказом главнокомандующего Вооружёнными силами СНГ № 50 «О временных изменениях военной формы одежды на период с 1992 по 1995 годы», согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета (для полковников — из цигейки).

Как головной убор генералов и полковников Вооруженных Сил Российской Федерации папаха была введена указом Президента Российской Федерации от 08.05.2005 г. № 531. Снова отменена указом Президента Российской Федерации от 31.07.2014 г. № 544.

В ВМФ для адмиралов (генералов) и капитанов первого ранга (полковников) вместо папахи установлен специальный головной убор (меховая шапка с козырьком) из чёрного каракуля.

Традиции, связанные с этим головным убором

Обычаи народов кавказского региона обязывали каждого мужчину знать, как правильно носить папаху, в каких случаях надевать ту или иную из них. Можно привести немало примеров взаимосвязи кавказской папахи и народных традиций:

  1. Проверка того, действительно ли девушка любит парня: надо было постараться закинуть свою папаху ей в окно. Способом выражения искренних чувств по отношению к представительнице прекрасного пола служили также кавказские танцы.
  2. Романтика заканчивалась тогда, когда кто-то кому-то сбивал папаху. Такой поступок принято считать оскорбительным, он мог спровоцировать серьезный инцидент с очень неприятными для кого-то последствиями. Папаха кавказская уважалась, и ее нельзя было просто так срывать с головы.
  3. Человек мог оставить где-нибудь по забывчивости свою шапку, но не дай Бог кто-то её тронет!
  4. Во время спора темпераментный кавказец снимал папаху со своей головы, и разгорячено бросал её возле себя на землю. Это могло означать только то, что мужчина убежден в своей правоте и готов ответить за свои слова!
  5. Чуть ли не единственный и очень действенный поступок, который способен остановить кровопролитное сражение горячих джигитов – это брошенный у их ног платок какой-нибудь красавицы.
  6. О чём бы ни просил мужчина, ничто не должно вынудить к тому, чтобы снять свою папаху. Исключительный случай – простить кровную месть.

Виды папах

Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.

Кубанка, клобук и трухменка

Разберём, как выглядят разные виды папах:

Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.

Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.

Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:

  • синий у терских казаков;
  • красный – у донских;
  • желтый – у астраханцев.

На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».

Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.


Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.

Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.

Из каракуля

У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.

Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.

Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.

Несколько дополнительных видов

Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.

«воронье гнездо»

Примечания

  1.  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑  (недоступная ссылка). history.milportal.ru. Дата обращения 2 февраля 2017.
  3. Илл. 483. Сибирское и Семиреченское Казачьи войска, 21 октября 1867. (Парадная и праздничная формы). // Перемены в обмундировании и вооружении войск Российской Императорской армии с восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича (с дополнениями) : Составлено по Высочайшему повелению / Сост. Александр II (император российский), илл. Балашов Петр Иванович и Пиратский Карл Карлович. — СПб.: Военная типография, 1857—1881. — До 500 экз. — Тетради 1—111 : (С рисунками № 1—661). — 47×35 см.

С этим читают