Молитвы

Вам может быть интересно:

1. Слово в неделю Православия и на день восшествия Государя Императора Александра Николаевича на престол – святитель Филарет Московский (Дроздов)

2. Слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана – преподобный Феодор Студит

3. Слова и речи говоренные в разные времена – святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский

4. Слово второе в неделю Православия – святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. Похвальное слово христолюбивому владыке Василию – святитель Фотий, патриарх Константинопольский

6. Совет и пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание – святитель Симеон Солунский

7. Слово к отцу Феодосию, архимандриту пустыни Софрониевой – преподобный Паисий (Величковский)

8. Похвальное слово Святым Архангелам, и Ангелам и прочим Небесным силам – святитель Софроний, патриарх Иерусалимский

9. Слова – архиепископ Феофан Полтавский (Быстров)

10. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни – святитель Феофан Затворник

В.

Великий Бог творит величие

Чин Церковнаго венчания

О прикосновении верою

Бог дает вере

Одна вера

О прикосновении веры

О вере

О благотворном и могущественном действии веры

слово Евангельское и Апостольское проповедует и заповедует не только веру

Надобно себя располагать и бдительно наблюдать за расположением духа, чтобы мы «пребывали в вере

Только владеющий верою

О вере

О вере

О верности

О верности

Изъяснение изречения о блаженстве не видевших и верующих

Что такое взыскание

Основание могущества и власти,

О сердечном внимании

Как воздавать

Какое бы знамение могло нас удостоверить в нашем приближении ко Христу, в истине нашего возрождения

О том, что в Вознесении

О Вознесении

Наставление воинам

Высота призвания и обязанности воинов

Напутствие воинам – 2:49, 2:54

Помощь Божия в войне

Для успеха в войне

Должно не пропускать благовременности сделать что нибудь по воле

Всегда спасительная воля

О искании Бога и о покорении нашей воли

О славе Божией в воплощении

О воплощении

О потребности воплощения

О благотворных действиях Воскресения

Радость Воскресения

О том, что Воскресение

Утверждение веры в Воскресение

Что есть воскресение первое

Путь к видению Христа воскресшаго

О власти воскресшаго

О радости, которую подает воскресшая

О воспитании

См. еще:

Биография

Фёдор Романов появился на свет около 1553 или 1554 года. Уже в молодости он зарекомендовал себя как большой эрудит, первоклассный наездник и первый московский щёголь («Если портной, сделавши кому-нибудь платье и примерив, хотел похвалить, то говорил своему заказчику: теперь ты совершенный Фёдор Никитич», — писал Н. И. Костомаров). Разрядные книги свидетельствуют, что в феврале 1585 года будущий патриарх был участником приёма во дворце литовского посла Льва Сапеги, а в следующем году имел чин боярина и исполнял обязанности нижегородского наместника. В 1593—1594 годах Фёдор Никитич упоминается уже как псковский наместник. Известно, что в этот период он вёл переговоры с австрийским дипломатом Николаем Варкочем. К концу царствования Фёдора Иоанновича будущий патриарх имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трёх руководителей ближней царской думы.

Сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича, что в 1600 году стало причиной ссылки. Фёдор Никитич и его жена Ксения Шестова были насильно пострижены в монахи под именами Филарета и Марфы, что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был впоследствии избран русским царём. К концу царствования Фёдора Иоанновича имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трех руководителей ближней царской думы.

Смутное время стало для Филарета периодом взлётов и падений: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет оставался на нем и при Василии Шуйском, а с 1608 года, захваченный тушинцами в Ростове, но принятый Лжедмитрием II опять же как «родственник», вынужден был играть роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые «тушинцами», при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане.

Филарет на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре был назначен в посольство к Сигизмунду III. Не возражал против избрания царём польского королевича Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками ().

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

Через неделю после этого события Филарет принял активное участие в деятельности Собора, созванного для пересмотра дела архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и его коллег-справщиков: Арсения Глухого, Антония Крылова и Ивана Наседки. Дело в том, что 8 () ноября 1616 года Михаил Фёдорович поручил учёным старцам заняться исправлением Требника. Результаты проделанной ими работы получили отрицательную оценку церковных властей, и 18 () июля 1618 года иноки были обвинены в ереси. Одним из поводов для этого послужило изменение текста молитвы, читавшейся в навечерие Богоявления, где из прошения: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду Духом Твоим Святым и огнем» — было удалено «и огнем» (не найдя этих слов в наиболее ранних источниках текста, справщики вполне обоснованно расценили их как позднейшую вставку и вычеркнули). Работа Собора 1619 года завершилась полным оправданием троицкого настоятеля и его коллег. Кроме того, патриарх Филарет признал логичным устранение слов «и огнем» из названной выше молитвы: 9 () декабря 1625 года он поручил игумену Антониево-Сийского монастыря Ионе собственноручно внести эту коррективу во все доступные ему богослужебные книги и проследить за тем, чтобы с января священнослужители «святили воду в навечерии Святых Богоявлении по сему нашему указу бес прилогу „огня“». Были одобрены и многие другие исправления, предложенные справщиками.

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

Патриарх

Патриарх Московский и всея Руси Филарет. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Михаила Феодоровичаантиминсах


14 июня Филарет въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась на Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Филарету сан патриарха, и

Политическая деятельность

С саном патриарха Филарет совместил сан великого государя, чем поднял до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настоящее двоевластие: царь и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались обоими государями, а иногда Филарет решал их единолично, даже без ведома царя. В качестве правителя Филарет показал себя крутым, властолюбивым и «опальчивым». Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту Хлопову, Грамотина и др.

Церковная деятельность

Патриарх Филарет настойчиво требовал перекрещивания обращающихся в православие латинян и в г. на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митроп. Ионы, находившего в этих случаях достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Филарет установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы, хотя бы они и считались там Православными.

Филарет велел уничтожить две немецкие церкви.

Печать и исправление книг

В г. Филарет издал «Сказание действенных чинов св. соборныя церкви Успения св. Богородицы», т. е. устав для отправления праздничных богослужений и церковных торжеств, а также «Поучение великого господина на доставление митрополитам, архиепископам и епископам»; ему же приписывают «Поучение на поставление архимандритам, игуменам и священникам» и «Поучение игуменьям».

Патриарх Филарет. Портрет работы Никанора Тютрюмова (XIX в)

Чудовом монастыре

Реформы церковного управления

Важный след оставила деятельность Филарета в области церковного управления. Двор патриарха устроился при нем совершенно по образцу двора государева; организовался класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 мая г., которой уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население этой области во всяких делах, кроме татьбы и разбоя.

Управление патриаршей областью облекается при Филаретом в правильные формы, аналогичные светским государственным учреждениям. Возникают патриаршие приказы:

  1. судный, или разряд — для судебных дел,
  2. приказ церковных дел — до делам церковного благочиния,
  3. казенный — ведающий сборы с духовенства
  4. дворцовый — заведовавший хозяйством патриарших вотчин.

В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная деятельность Филарета не ограничивалась одной патриаршей областью. Во всем государстве производились подробные описания церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырям, новые пожалования их землями.

В г. открыта новая Тобольская епархия.

Скончался 1 октября г., в возрасте около 80 лет от роду.

Пользовался большим авторитером и влиянием. Он отличался большим умом, любознательностью и начитанностью, был приветлив. По наружности отличался такой красотой, что не было в Москве человека мужского пола красивее его, так что его красота вошла в пословицу.

Строил и украшал храмы, был милостив к духовенству, щедр для нищей братии, заботился о благолепном праздновании церковных торжеств и порядке в службе. При нем составлен целый устав о трезвонах, за выполнением которого он строго следил. «Был опаличив и мнителен, а такой владетельный, что и сам царь его боялся». Строгий к провинившимся, но справедливый.

Патриарх Филарет был не сребролюбив и отличался чувством благодарности, жаловал всех, кто стоял твердо на службе государя в «безгосударное время».

Любил во всем порядок, был расчетлив, нерасточителен, скромен и прост в своих издержках — менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шелковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом.

Ему постоянно покупали к столу на рынке «хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы». Покупка оловянной да деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовал о простоте повседневных потребностей этого святителя.

Реформы церковного управления

Клобук Филарета

Управление патриаршим двором Филарет стремился устроить по образцу государева двора. Был создан новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады.

20 мая 1625 года Филарет на правах государя издал царский указ, по которому патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население патриаршей области во всяких делах, кроме татьбы (воровства) и разбоя. Таким образом, при Филарете патриаршая область окончательно сложилась как государство в государстве. Её управление упорядочилось, но и значительно усложнилось; оно было сосредоточено в патриарших приказах.

  1. Судный, или разрядный — ведал судебными делами;
  2. Церковный — ведал делами церковного благочиния;
  3. Казенный — ведал сборами с духовенства;
  4. Дворцовый — вел хозяйство патриарших вотчин;

В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Патриарх лично принимал и подписывал доклады. Также Филарет провел полную опись церковного и монастырского имущества и пересмотр жалованных грамот, выданных монастырям с переданными в их пользование землями.

В 1620 году была открыта новая Тобольская епархия.

В 1625 году патриарху в дар от персидского шаха Аббаса I была передана часть Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. Эта православная святыня до сих пор хранится в Храме Христа Спасителя.

Примечания

  1. Напротив, в Ленинграде ровесник Михаила Денисенко Алексей Ридигер (будущий Патриарх) не был зачислен в Духовную семинарию в 1946 году по «малолетству»
  2. Поместный собор 2009 года (первый после решения Архиерейского собора 1992 года) не имел в повестке дня данного вопроса
  3. Московский церковный вестник. № 9 (75) июнь 1992, стр. 2.
  4. Добровольский М. Положение церковных дел на Украине // Вестник РХД. — II—1992. — № 165. — С. 238—247.
  5. ЖМП. — 1992. — № 8. — Официальная часть. С. VII—X.
  6. «Дії Путіна схожі з діями Гітлера. Він теж захищав німців у Судетах, приєднавши Австрію. Вчора — Грузія, сьогодні — Крим, а завтра — ще якісь європейські країни. Тому агресора потрібно зупиняти, щоб він не поширював зло і неправду на весь світ» —
  7. ↑ .
  8. Нежный А. И. Его Блаженство без митры и жезла // Огонёк : журнал. — 1991. — № 48—49.
  9. Lawrence A. Uzzell. The KGB’s Agents in Cassocks // The Christian Science Monitor. — 28.04.1992.
  10. Потапов В. Что лживо, то гнило // Независимая газета. — 27.08.1992. — № 164.
  11. .

Пастырь

…Черный шелк оттенял матовую бледность лица не лишенного привлекательности, однако, не красивого в привычном смысле. Это был тот тип внешности, который, несмотря на «неправильности», может быть назван…прекрасным. Но в тот момент посетительница митрополита Филарета производила иное впечатление: большие широко расставленные глаза казались потухшими и придавали лицу усталое болезненное выражение.

Она приходила уже не в первый раз, вдова погибшего на батареях Бородина генерала Александра Тучкова. Тонкая, аристократичная и совершенно несчастная. Что мог сказать ей Владыка, когда утешить было нечем? – После гибели мужа единственной ее радостью был сын, преданный, любящий, поселившийся вместе с ней в домике на месте Бородинской битвы. Но, вот, не стало и его: Николенька «сгорел» за несколько дней, после консилиума врачей, уверявшего, что болезнь его не опасна, и Маргарита Михайловна осталась «один на один» со своим горем.

Маргарита Тучкова (Нарышкина)

Сильный человек, –  не так давно сопровождала мужа во время военных переходов, – теперь она ни в чем не находила опоры, и металась в переездах между Москвой и Бородино. Молилась непрестанно, однако не получала облегчения. Наконец, отчаявшись справиться с бедой, она обратилась за помощью к Владыке Филарету. В обеих столицах его знали как выдающегося архипастыря и духовного наставника.

На этот раз, проводив предыдущих посетителей – пожилую женщину с тремя подростками, митрополит обронил: «Тоже бородинская вдова… и ее сироты». Ответом ему стал невольный возглас: «Три сына! А у меня все отнято! За что?» И тут Владыка дал выход чувству, которое сдерживал до сих пор: «Вероятно, она более заслужила своею покорностью милость Божию».

Краткий разговор – еще несколько фраз, и она ушла, но после ее ухода, словно тень,  сошла на душу, – Владыка Филарет не мог найти покоя. Невольно вырвавшийся упрек его был вызван тем, что в свое время Маргарита Михайловна выходила замуж за Александра Тучкова после расторжения первого церковного брака. Тогда трудно было добиться развода, еще труднее – получить благословение на венчание во второй раз. Но взаимное чувство, связывавшее ее и Александра Тучкова, было настолько сильным, что все препятствия оказались «преодолимы». Исключительный случай заставил говорить о себе, на венчание съехалось множество представителей высшего общества…

Разум говорил в пользу соблюдения правил, а перед глазами было лицо Тучковой в момент, когда она уходила. Час спустя Владыка был у ее парадного. Лакей ответил: «Барыня не принимает». Пришлось настоятельно просить…Когда же хозяйка вышла в гостиную, митрополит обратился к ней: «Я оскорбил Вас жестоким словом, Маргарита Михайловна, и приехал просить у Вас прощения».

Так же непосредственно и «непредсказуемо» поступил митрополит Филарет однажды и на заседании тюремного комитета, где он председательствовал, когда известный своей сострадательностью доктор Федор Гааз в очередной раз усиленно хлопотал за осужденных.


По-видимому, уставший от энергичного наступления «защиты», митрополит сказал что-то вроде того, что «не бывает совершенно невинных», на что импульсивный Гааз воскликнул с места:   «Да вы о Христе позабыли, Владыка!» Повисла тишина, и, поднявшись с поникшей головой, митрополит ответил: «Нет, Федор Петрович! Когда я произнес мои поспешные слова, не я о Христе позабыл, — Христос меня позабыл!» – благословил всех и вышел.

Митрополит Филарет

…Благородство митрополита Филарета отмечали многие его современники. Это было не светское, мирское, благородство, а – христианское; основу его составляли искренность, смиренное представление о себе и готовность в любой момент склониться перед высшей правдой.

Казалось бы, мыслимо ли это? – Архиерей сознавался в человеческой немощи, выглядел «проигравшим». Но в этот-то момент он и приобретал…Приобретал для Церкви людей сложных, тех, чьи «раны» требовали длительного и бережного врачевания. – Маргарита Тучкова становится его духовной дочерью. Из глубины отчаяния и ропота, способного убить физически и духовно, Владыке удается вывести ее на свет. Приходит новое состояние – духовного мира, проясняется смысл, появляется цель в жизни. Еще несколько лет, и в монашеском постриге с именем Мария она возглавит общину сестер Спасо-Бородинского монастыря, где будет совершаться непрестанная молитва об отечестве и о павших воинах.

Великое дело – пример духовника! Годы пройдут, и в ответ на дерзость простой, грубоватой сестры матушка сможет сказать: «Что же это мы с тобой сотворили?», и, не дожидаясь извинений, первая будет искать примирения. Урок Владыки Филарета был усвоен твердо: милость  – больше справедливости, правда Божия  – выше положения.

Авг. 6.

Доношение моё С. Синоду, в конце Мая, о неверной справке секретаря по делу о растраченной сумме, не находится у Вас по такой причине, которую почти можно назвать ошибкой. Поелику дело идет о деньгах, принадлежащих К. Д. У., то на доношении написано: по К. Д. У. А я сего не досмотрел. Завтра надеюсь послать о сем отношение к Кн. П. С – чу, с просьбою, не рассудит ли доложить о сем деле прямо С. Синоду.

Назначения, о коих пишете, благонадёжны.

Мысль, что скорее можно поверить небольшую Епархию Викарию Тимофею, нежели Викарию Кириллу, и мне кажется справедливою, судя потому, что в Тимофее видно, и что о Кирилле слышно…

Далее жалобы на медленность и неисправность секретаря Смирнова, – даже в переписке с Генерал- Губернатором.

Книгопечатание

Филарет уделял большое внимание печатанию книг и исправлению ошибок в текстах древних рукописей. В 1620 году возобновил работу Московской типографии на Никольской улице, основанной еще Иваном Грозным в 1553 году

Учредил «правильню» — особое помещение для справщиков (редакторы древних рукописей). Филарет особо следил за «чистотой» древних текстов, для чего привлекались самые образованные справщики, которые обязаны были сверять тексты с древними славянскими рукописями, а иногда прибегали к греческим источникам. Исправленные книги распространялись по монастырям, церквям и торговым лавкам по себестоимости, без наценки. В Сибирь книги рассылались бесплатно. Всего Московская типография при Филарете выпустила множество изданий месячных миней и ряд богослужебных книг.

Февр. 1.

Статья о разрешении Епархиальным Архиереям разрешать, кроме времени годовых испытаний, увольнять из Семинарии в Епархиальное ведомство, по болезням, или другим уважительным причинам, учеников, ниже богословского отделения, – за лучшее полагаю не вносить в число сокращений. Ибо разрешение сие будет подвержено злоупотреблениям. Иное дело, но Синоду разрешить исключенных уже учеников, кроме богословского отделения, увольнение в светское ведомство, по усмотрению Епархиальных Архиереев: тут представление Синоду одна форма и продолжение дела. Надобно беречь учеников в училищах, чтобы не брали из них по прихотям и случаям: ибо похищали бы и хороших. Ученик же, который при публичном испытании выброшен, для училища уже пропал; и для Епархии не дорого стоит. Итак, пусть Архиерей имеет власть перекинуть его за рубеж Епархии.


Так я думаю, будучи готов послушаться иного суждения, когда увижу причины.

Святитель Филарет (Дроздов)

Из поколения в поколение, из века в век, облаченные в архиерейскую мантию, подвижники веры и благочестия не только утверждали православие и были участниками важнейших исторических событий, но и остались до сего дня вполне реальными личностями, к которым можно и нужно обращаться.

Святитель Филарет (Дроздов)

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, присутствует ныне у каждого христианина не только в духовном, молитвенном образе. У каждого из нас на книжной полке стоит русский, литературный перевод Библии, который появился стараниями Библейского общества, основанного святителем. Все книги Священного Писания выходили в годы жизни митрополита под его благословением и контролем. Одного этого факта вполне достаточно, чтобы громогласно войти в историю православной Церкви, но святительские деяния охватывали практически всю многогранную православную, да и государственную жизнь середины XIX века.

Став в 29 лет ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, свт. Филарет начинает составлять развернутый православный Катехизис, который и по сей день, несмотря на архаичный для нашего времени слог, не превзойден в точности фраз, определений и формулировок. Различных вариантов Катехизисов довольно много, но именно труд свт. Филарета излагает догматы и канонические правила нашей веры во всей своей полноте. Именно его изучают воспитанники и студенты современных духовных школ.

С молодых лет свт. Филарет получил известность не только в кругу духовных лиц. Его деятельность обширна и многогранна, она касается практически всех сторон жизни тогдашнего общества. Об этом говорит и его творческое наследие: собрание его сочинений, богословских трудов и проповедей составляют множество томов.

Самым блестящим периодом в истории Московской епархии считается именно то время, когда ею управлял митрополит Филарет Дроздов. Правящий архиерей Москвы было создал в полном смысле образцовую епархиальную структуру, где сочетание канонических устоев церкви, отвечавшее потребностям именно того исторического времени, сочеталось с христианской любовью к священно-церковнослужителям и прихожанам. Этот исторический пример актуален и злободневен и в день нынешний, когда идет реформирование церковного управления и уклада приходской жизни.

Особой заботой окружал митрополит тех представителей духовенства, которые даже при недостатке богословских знаний служили службу Божью «ради Иисуса, а не хлеба куса».

Недостатки и нестроения не имеют временных отрезков, они присутствуют всегда, даже при управлении самых блестящих руководителей и организаторов, но есть существенное отличие методов и способов их преодолений. Митрополит Московский и Коломенский Филарет умел их побеждать строгостью к себе и любовью к пасомым. Примером этого утверждения служит удивительное свидетельство, которое приведенно в книге Александра Яковлева «Век Филарета»:

В 37 лет святитель  становится членом Св

Синода (1819 г.), и с этого времени ни одно сколько-нибудь важного дела не решали без его присутствия, недаром еще при жизни Филарета величали определением «мудрый»

Святитель Филарет (Дроздов)

Кроме круга синодального управления и забот церковных его деятельность касалась и дел государственных. Знаменитое «Уложение» по отмене крепостного права составлялось при активном участии святителя. С уважением и любовью к нему довольно часто обращались за советом и благословением императоры Николай I  и Александр II.


Неутомимая деятельность митрополита, среди которой он, по его собственным словам, отдыхал только «на разнообразии занятий», соединялась в нем с подвижнической жизнью, где пост, молитва и богослужение занимали главное место. Об этой любви к храмовой службе, к проповеди и общению с верующими ярко свидетельствует пример, когда святитель в течение 100 дней объехал все приходы громадной по территории Тверской епархии с ее многочисленными церквями и монастырями и в каждом из них совершил архиерейское богослужение с обязательной проповедью.

Именно во время этой стодневной поездке произошло одно из многочисленных чудес силою Божию от святителя исходивших:

Подобных свидетельств множество и недаром Александр Пушкин в своем удивительном поэтическом диалоге с святителем Филаретом воскликнул:

«И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты».

Взаимоотношения с Россией

Филарет занимал место самого вероятного кандидата на пост предстоятеля РПЦ, однако далеко не всех устраивала его кандидатура. Особенное порицание и негодование вызывали его небезупречный нравственный облик, властолюбие, манеры поведения, грубость и мирской образ жизни.

Во время выборов нового патриарха сильно обострилась борьба УПЦ за свою автономизированность. И даже после принятия в 1990 году Архиерейским собором РПЦ нового положения и предоставления Украинскому экзархату больше прав в самоуправлении и проявлении в церковной сфере национальных традиций, предоставления независимости и самостоятельности в управлении УПЦ, а Филарету — титула «Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины» — он не переставал бороться за независимость украинской религиозной идеалогии, теперь — в сфере общественной и светской жизни.

Патриарх Филарет считает Россию главным агрессором в конфликте на юго-востоке Украины, утверждая, что Россия, как враг украинского народа, обречена на поражение.

Широко известны взаимные обращения Патриарха Кирилла всея Руси и Патриарха Филарета всея Украины. В письме к украинскому архиерею московский патриарх призывал взвешенно и методично подойти к вопросу о продолжении поддержки конфликта на юго-востоке Украины, и призывал в это непростое, тревожное время объединиться всей русской церковью против тёмной стороны человеческой личности, совершая всеобщие христианские молебны. Однако в своём ответном обращении к московскому патриарху, Филарет крайне негативно отзывался о позиции РПЦ, в резкой форме говоря о невозможности единения этих церквей, и надменной позиции Московского патриарха по отношению к патриархату Киевскому.

В последнее время, в связи с участившимися поездками Патриарха всея Руси Кирилла в церковные чертоги Украины, патриарх Филарет сохраняет осторожную дистанцию в отношениях с РПЦ, справедливо полагая о возможном устранении себя с политической арены.

П.

О памятовании

Происхождение и значение общественных памятников

Об отношениях между пастырями

Свойство вечной Пасхи

О Евангельском чтении дня Св. Пасхи

Черты Церковнаго тайноводства дня Пасхи

Указанием на происходившее в первоначальный день Пасхи

Образ печали

Несмотреть на видимое, а смотреть на невидимое – в сем заключается сильное средство против печали

О плаче

Беседа из притчи о плевелах

О плодах

О плотоугодии

Должно связать плоть

Благодарение Богу за победы

Душа Христианская, по вечному праву принадлежащая Царю Царей, да приведется к Нему повиновением,

О повиновении

О повиновении

О подражании

О познании

О покаянии

О неприкосновенности Помазанных

О послушании

О послушании

О последовании

О посте

Что значит постыдиться

О плотских похотях

Всеобщий закон почтения

О правде – 3:17

О блаженстве алчущих правды

Изъяснение изречения: » правда

Об обрядах Недели Православия

О правосудии

Дух и сила празднования

Как праздновать

Учение о преданиях

О преданиях

О преданности

О премудрости

Почему преставление

Вооззрение на преставление

Речь при открытии акта о престолонаследии

Божие благодеяние потомственнаго унаследования на престоле

О приближении

О приближении

Кто преимущественно успевает в деятельной любви ко Христу, тот преимущественно приближается

Писменныя приветствия Государю Императору – 2:69

Писменное приветствие

О приготовлении

О силе Божественнаго призвания

Побуждения к призрению

О прикосновении

Как можно нам прийдти

Против пристрастия

Божие присутствие

Об ожидании пришествия

О причащении

О Промысле

О просвещении

Учение о прощении

О прославлении

О назначении человека прославлять

О пророчестве

Изъяснение пророчества

О пророчестве

Изображение пути

Указание пути

О пути

О слезном пути

Черты добраго пустынножителя

Образ духовнаго любителя пустыни

Значение празднования пятидесятилетия

↑ Патриарх Филарет и его политика

Будучи патриархом, Филарет имел огромное влияние на сына, царя Михаила Романова, на всю внешнюю и внутреннюю политику государства. По его инициативе была проведена перепись, которая позволила увеличить сбор подати, и наполняемость казны. Были восстановлены контакты Византийской церковью.

По настоянию патриарха в государстве создавались первые школы и училища. Он выступал за грамотность населения. Активно занимался чистотой православия, устранял вольнодумности, и искажения церковных писаний.

В годы патриаршества Филарета были канонизированные:

  • Макарий Унженский
  • Авраамий епископ Галицкий

С этим читают