​какие народы являются потомками кыпчаков?

Откуда произошли половцы

Впервые в летописях половцев упоминают в 744 году. Эта народности жили на территории современного Казахстана, занимая её северную часть, которая ближе к Уралу.


По-другому их именовали кипчаками или куманами. Вначале они входили в состав государства, называвшегося Кимакским каганатом. Основными жителями этой страны были кимаки.

Ранее проживавшим на захваченных территориях племенам огузов пришлось в спешке бежать в Среднюю Азию.

Середина 11 века – расцвет половецкого государства, захватившего к этому времени всю площадь территории Казахстана, вплоть до Волги на Западе. Благодаря постоянным агрессивным набегам на соседей и развитому искусству конного боя кипчаки стали из маленькой группки людей богатым и сильным племенем.

https://youtube.com/watch?v=YUC71aHyBlk

Борьба руси с печенегами

Совершать набеги и завоевания кочевников сподвигало не что иное как поиски лучшей жизни. Постоянные засухи были невозможным условием для ведения хозяйства племенем. Завоевание территорий, водоемов со временем стало неотъемлемой частью их жизни.

Варвары славились своими молниеносными, разрушающими набегами. Даже если целью не было завладение территорией, они наносили непоправимый вред оседлым народам: разрушали, убивали, грабили, брали пленных

Борьба Руси с кочевниками была долгой. Для защиты своих границ войска строили оборонительные сооружения: крепости, водоемы, валы. Кроме того, даже крещению Руси приписывают более практичное значение, чем может казаться изначально, а именно: объединение народа единой верой для борьбы с “нечистыми варварами”.

Нападения печенегов на Русь были регулярны. Первое столкновение русских войск с печенежской ордой датируется 915 годом, когда во главе Киевской Руси стоял князь Игорь.

Хотя характер взаимоотношений войск не ограничивается конфликтами. Существуют записи о совместных походах с русичами на Византию.

Первое нападение

Попытки набегов совершались постоянно. Однако самым серьезным из нападений считается совершенное в 969 году. Спланированный набег говорит о серьезности намерений и стратегических навыках военачальников.

Воспользовавшись отсутствием в Киеве князя Святослава, кочевники совершили нападение.

Как известно, основная часть войска всегда сопровождает князя, а сам князь как никто лучше умеет защитить свое государство.

Организацией обороны пришлось командовать матери князя Святослава княгине Ольге.

Положение города было плачевным. Кроме того, что для защиты не хватало воинов, варвары осадили входы и выходы, не пропуская в город караваны с едой, водой.

А установившаяся в то время длительная жара только усугубляла положение киевлян. Однако Ольге удалось выдержать такой натиск. Вернувшись, князь разгромил печенежские отряды и защитил свои границы.

По возвращении с Византийского похода князя Святослава ждала засада. Ее устроил никто иной как печенеги во главе с ханом Куря. В этой засаде было разгромлено русское войско, а князь Святослав убит. Легенда гласит о том, что хан Куря сделал золотой кубок из черепа киевского князя.

Общественное устройство

Рис. Конская узда печенгов X-XI вв.

Во главе восьми фем, которые, очевидно, можно считать объединениями типа орд, стояли ханы – архонты, как называет их Константин Багрянородный, или, согласно русской летописи, князья. Орды делились на 40 частей, т. е. в каждую орду входило пять родов. Эта структура печенежского общества была прослежена этнографами и у некоторых ныне существующих народов. Роды возглавлялись архонтами более низкого разряда — меньшими князьями. Роль племенных и родовых князей сводилась в условиях военной демократии к роли военачальников. Константин Багрянородный записал имена первых ханов, под главенством которых печенеги захватили восточноевропейские степи:

  • Ваицу (орда Иртим),
  • Куркутэ (Гилы),
  • Каидум (Харавои),
  • Гиаци (Хопон),
  • Куел (Цур),
  • Ипаоса (Кулпеи),
  • Батан (Цопон),
  • Коста (Талмат).

Главы орд Иавдиертим, Куарцицур и Хавуксингила были наиболее могущественными, и также назывались «кангар». Скорее всего именно они стояли во главе печенежского союза в момент его образования и движения на запад.

Власть в орде наследовалась двоюродными братьями или детьми двоюродных братьев, «чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии. Из постороннего же рода никто не вторгается и не становится архонтом» – так описывал обычаи наследования власти у печенегов император Константин. Это может служить доказательством существования у печенегов матриахата, по крайней мере, его пережитков.

Князья (ханы), по совместительству и военачальники, обладали исполнительной властью. В экстраординарных случаях печенеги, как известно из более поздних (XI в.) источников, собирали «сходку», являвшуюся, по существу, народным собранием – органом военной демократии.

Общественное устройство

При переселение половцев  в XI в. в Причерноморье, основной их  экономической и общественной единицей были так называемые курени – соединения нескольких, в основном патриархальных, родственных семей, по существу, близких большесемейным общинам земледельческих народов. Русские летописи называют такие курени родами. В орду входило много куреней, причем они могли относиться к нескольким этносам: от болгар до кипчаков и кимаков, хотя их всех вместе русские называли половцами.

Во главе орды стоял хан. Куренями тоже руководили ханы, далее по социальной следовали половецкие воины (свободные), а начиная с XII в. Зафиксированы еще две категории населения – «челядь» и «колодники». Первые – это свободные, но очень бедные члены куреней, а вторые – это военнопленные, использовавшиеся в качестве рабов.

В XII в., как отмечают русские летописи, происходит общественная трансформация. Кочевание родовыми куренями было заменено аильным, т. е. семейным. Правда, аилы богачей иногда были столь же крупными, как ранее курени, но состоял аил не из нескольких более или менее равных экономически семей, а из одной семьи (двух-трех поколений) и ее многочисленной «обслуги», в которую входили и бедные родственники, и разорившиеся соплеменники, и военнопленные – домашние рабы. В русской летописи такие большие семьи именовались чадями, а сами кочевники, вероятно, определяли ее словом «кош» — «коч» (кочевье). В ХII в. аил-«кош» стал основной ячейкой половецкого общества. Аилы не были равновелики, а главы их не были равноправны. В зависимости от экономических и внеэкономических причин (в частности, принадлежности семей к родовой аристократии) все они стояли на разных ступенях иерархической лестницы. Одним из заметных внешних атрибутов власти кошевого в семье был котел (казан).

Но следует учитывать также, что, несмотря на феодальную иерархию, понятие рода (куреня) не исчезло ни из общественных институтов, ни из хозяйственных градаций. В кочевнических обществах всех времен очень сильна была так называемая вуаль патриархальности, поэтому курени — родовые организации – сохранились в виде анахронизма в половецком обществе. Кошевой самой богатой, а значит, и влиятельной семьи и был главой рода, т. е. нескольких больших семей.


Однако род-курень был единицей «промежуточной»; объединяющей аилы организацией была орда. Дело в том, что даже большой курень или аил не мог кочевать в степях в полной безопасности. Нередко аилы сталкивались из-за пастбищ, еще чаще происходил угон скота (барамта), а то и захват веж и пленных жаждущими скорого и легкого обогащения удальцами. Необходима была какая-то регулирующая власть. Она вручалась выборным путем на съезде кошевых главе наиболее богатой, сильной и влиятельной семьи (вместе с тем и куреня, к которому она принадлежала). Так аилы объединялись в орды. Очевидно, глава орды получал высший титул — хан. В русской летописи этому соответствовал титул князя.

С XII в. Происходит и процесс организации более крупных объединений – союзов орд, во главе которых встают «великие князья» — ханы ханов – кааны. Они имели фактические неограниченную власть, могли объявлять войну и заключать мир.

Можно предположить, что некоторые ханы исполняли и функции жрецов. Об этом говорит летопись, что перед одной из битв камланием занимался хан Боняк. Но в половецком обществе существовала специальная жреческая прослойка – шаманы. Шамана половцы называли «кам», отсюда произошло и слово «камлание». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.

Следует сказать, что женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами. Женщинам-предкам сооружались святилища. Многие женщины вынуждены были в отсутствие своих мужей, постоянно уходивших в далекие походы (и погибавших там), брать на себя заботы по сложному хозяйству кочевий и по их обороне. Так и возникал в степях институт «амазонок», женщин-воительниц, сначала запечатленных в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве, а оттуда пере шедших в русский фольклор.

Нападения половцев

Изначально половцы стремились к союзу с русскими княжествами. Но по мере того, как их государство окрепло, они стали чувствовать себя более уверенно, и к началу 11 столетия уже регулярно нападали на южные границы Руси. Нападения всегда были жестокими и внезапными. Кипчаки угоняли людей в рабство, забирали домашний скот, жгли дома и посевы.

Некоторая передышка случилась в середине 11 века, когда половцы были слишком заняты войнами со своими соседями по степи. Но вскоре набеги возобновились. Итоги их были печальными:

  • поражение князя Всеволода в Переяславле;
  • смерть в бою князя Изяслава;
  • неудача в битве войска, собранного тремя русскими князьями.

Трудные времена настали для русского народа. Изнурительные нападения кочевников не давали возможности вести сельское хозяйство и наладить мирную жизнь. Жестокие агрессоры убивали мужчин, женщин и детей забирали в рабство.

Одним из средств защиты южных границ княжеств были военные наемники-тюрки, для которых строили укрепленные поселения.

Захоронения

В большинстве мужских захоронений вместе с покойниками помещали коня со сбруей и оружие. Обычно до нас доходят только металлические части этих предметов: железные удила и стремена, подпружные пряжки, железные наконечники стрел, сабельные клинки. Кроме того, почти в каждом погребении мы находим железные небольшие ножи и огнива. Все перечисленные предметы отличаются необычайным единообразием размеров и форм. Эта стандартизация характерна для кочевников всей европейской степи вплоть до Урала. Помимо железных вещей, в погребениях степняков постоянно находят остатки берестяных и кожаных колчанов (последние с железными «скобками»), костяные накладки петли для берестяных колчанов, костяные накладки на лук и костяные «петлю» для конских пут. Для всех этих вещей и отдельных деталей характерно также единообразие.

В степных женских захоронениях попадаются самые разнообразные украшения. Возможно, что часть их привозилась из соседних стран, однако половчанки носили своеобразный головной убор, характерные серьги и нагрудные украшения. Они не известны ни на Руси, ни в Грузии, ни в Византии, ни в крымских городах. Очевидно, следует признать, что их изготовляли степные мастера-ювелиры. Основной частью головного убора были «рога», сделанные из серебряных выпуклых штампованных полуколец, нашитых на войлочные валики. Подавляющее большинство каменных женских изваяний изображалось именно с такими «рогами». Правда, иногда эти роговидные «сооружения» использовались и в качестве нагрудных украшений – своеобразных «гривен». Кроме них, половецкие женщины носили и более сложные нагрудные подвески, игравшие, возможно, роль амулетов. О них мы можем судить только по изображениям на женских каменных статуях. Особенной оригинальностью отличаются, по-видимому, весьма модные в степях серебряные серьги с дутыми биконическими или «рогатыми» (с шипами) подвесками. Их носили не только половчанки, но и черноклобуцкие женщины. Иногда, очевидно, вместе с женщинами они проникали из степи и на Русь – отказаться от любимого украшения жена-половчанка не хотела.

Расскажи другим о публикации:

Примечания

Примечания
  1. Изготовление чаши для вина из черепа именитого врага было распространенной практикой нехристианских народов. Так после поражения византийской армии в битве при Вырбишском проходе (811 г.) болгарский хан Крум сделал чашу из черепа убитого в битве императора Никифора I, из которой пил вино, отмечая победу.
Сноски
  1. , с. 150.
  2. Сулейменов О.О. Аз и Я. — Москва: Грифон, 2005. — С. Часть 1, гл. «Половец», с.142. — 272 с. с. — ISBN 5-98862-008-6.
  3. Константин Багрянородный. // Об управлении империей / Под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. — 2-е изд. — М.: Наука, 1991. — С. 155—157. — ISBN 5-02-008637-1.
  4. Андреев А. Р. // История Крыма. — М.: Белый волк, 2002.
  5. , с. 167.
  6. Михаил Пселл. Хронография / Пер. Я. Н. Любарского. — М.Л.: Наука, 1978. — С. 249.
  7. Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я. Н. Любарского. — 2-е изд. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 978-5-91419-301-7.
  8. Васильевский В. Г. // Труды В. Г. Васильевского. — СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1908. — Т. 1.
  9. Каргалов В. В. Русь и кочевники. — С. 50.
  10. , с. 48.
  11. Шаблон:»Сол Канаттын санжарасы» Жестелемов Канчоро. 1967ж.
  12. ПСРЛ. — 1871. — Т. 2. — С. 48.
  13. ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 39.
  14. ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 57.
  15. ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 64.
  16. ↑ ПСРЛ. — 2000. — Т. 9. — С. 68.
  17. Расовский Д. А. Половцы. Чёрные клобуки: печенеги, торки и берендеи на Руси и в Венгрии (Работы разных лет). — М.: Цивои, 2012. — Т. 1. — С. 47. — (Материалы и исследования).

10 интересных фактов о печенегах

  1. Они были язычниками. Религия тибетских народов бон была для них близкой.
  2. Они крайне редко мыли голову и умывались.
  3. Использовали кожаные мешки для переправы через реки.
  4. Стрелы, которые они использовали, были смочены смертельным ядом, поэтому даже небольшая царапина приводила к летальному исходу.
  5. Славились своими знаниями трав. Помимо применения отваров для лечения, они знали рецепты, придающие необычные силы: улучшение зрения, быстроту реакции и прочее.
  6. В еде они не были разборчивы. Главной пищей был рис, просо, однако варили они его исключительно на молоке.
  7. Мясо употребляли в сыром виде, подержав предварительно под седлом для получения нужной температуры.
  8. В условиях тяжелой жизни и голода могли не побрезговать съесть кошку или других степных животных.
  9. Ходили легенды о быстроте их лошадей. Они умели выбирать среди лошадей истинных скакунов.
  10. Принося клятву верности, воин ранил палец, а его кровь пили братья по оружию.

https://youtube.com/watch?v=e3R3gT3uYeI

Происхождение названия

В европейских и греческих источниках получили название «пацинаки» (англ. Patzinak), в арабских — «беджнак» и «баджана»[источник не указан 345 дней]. По мнению С. А. Плетнёвой, название «печенег» могло произойти от тюркского имени Бече — гипотетического предводителя печенежского племенного союза. Согласно предположению Олжаса Сулейменова, название «печенег», вероятно, происходит от слова «паджанак» (свояк), что указывает на родство (свояческое) между печенежскими хаганами и русскими князьями; данная версия достаточно сильно коррелирует с «бажа» или «божа» (свояк) в казахском, кыргызском и узбекском языках, и «баджанаг» (bacanaq / bacanak — свояк) в азербайджанском и турецком языках. В.Бартольд на основании работ Рашид ад-Дина «Джами ат-Таварих» (Сборник летописей) и Махмуда аль-Кашгари «Диван лугат ат-турк» (Словарь тюркских наречий) определил, что племя «печенег» является одним из племен огузов.

Известные ханы

Правители фем (областей расселения) по трактату Константина Багрянородного, составленного между 948 и 952 годами:

Имя Фема
Ваицу Иртим
Куела Цуры
Куркутэ Гилы
Ипаоса Кулпеи
Каидума Харавои
Талмат Косту
Гиаци Хопони
Батана Цопон

Прочие ханы:

Имя Годы Примечания
Госта ?—? ок. 880.
Куря ?—? В 972 г. у Днепровских порогов истребил русскую дружину кн. Святослава.
Илдей ?—? В 979 г. перешёл на русскую службу к киевскому кн. Ярополку.
Метигай ?—? В 988 г. явился к киевскому кн. Владимиру и принял крещение.
Кучюг (Кучук) ?—? В 991 г. принял крещение и перешёл на русскую службу к киевскому кн. Владимиру.
Родман ?—? В 1001 г. вместе с тремя сыновьями был взят в плен русскими в результате их похода в степь.
Темир (Тимар) ?— † В 1004 г. погиб в результате междоусобицы «убиен бысть … от своих сродников».
Килдарь ?—?
Тирах ?—? Сын Килдаря, правил крупнейшим племенным объединением, 1048—1050 гг. на византийской службе.
Кеген ?— † Сомнительного происхождения, прославился в войне с торками, вёл длительную борьбу с Тирахом, перешёл на византийскую службу, крестился, состоял патицием, убит Тирахом.
Балтчар ?—? Старший сын Кегена, вместе с отцом находился на византийской службе.
Сульчу ?— † Некоторое время находился на византийской службе, затем вёл с ней войну, погиб при осаде Адрианополя.
Селте́ ?—? Некоторое время находился на византийской службе, затем вёл с ней войну.
Карама́ ?—? Перешёл на византийскую службу.
Каталим ?—? Некоторое время находился на византийской службе, затем вёл с ней войну.

Кыпчаки – европеоиды или азиаты?

Если верить антропологическим данным учёных, то кыпчаки были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они смешивались с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов, алтайцев встречаются потомки племён с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами.

Во время массовых волн миграции часть кыпчаков стали уходить далеко от своих первоначальных мест обитания, направляясь подальше от берегов Днепра. Эта отделившаяся группа позже получила отдельное название – куманы.

Кубаны в болгарии

Кстати, даже сегодня сохранились пусть и малочисленные группы, но все же активно существующие, под названиями кубаны и команы. Их можно встретить при изучении контрольного среза народностей, проживающих в современной Болгарии.

А среди венгров изредка можно натолкнуться на тех, кто знаком с таким термином, как «куны». Так называли людей, которые попали в волну миграции кипчаков, став их частью.

Венгерские половцы — куны

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь кипчаков может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…

Кто такие печенеги

Википедия сообщает, что их войско сложилось предположительно в 8-9 веке, в состав его вошли несколько древних кочевых племен.

Место кочевания племени Средняя Азия. Название “печенеги” имеет происхождение от слова “бече”, которым называли предводителя объединяемых племен.

У них был свой язык тюркского происхождения, а основной род их деятельности скотоводство.

Они не возводили основательные постройки, укрепления, а основу своего прибытка, получаемого в военных сражениях, перевозили с собой на телегах.


Во главе стоял хан, принимающий все важные решения касательно жизни племени. Однако еще проводились и так называемые собрания старейшин, которые также вносили свою лепту.

В случае смерти хана, власть передавалась по наследству.

Как выглядели печенеги

Ученые пришли к единогласному мнению, что представители древнего племени не имели никаких ярко выраженных отличий от русского населения. Черты лица кочевников были европеоидные с примесью монголоидности.

Это были невысокого роста брюнеты с узкими лицами, маленькими глазами. Отличительными особенностями для них были борода, чуб, усы. Такое внешнее сходство с русскими человеком не является удивительным фактом.

В условиях долго длящейся войны они нередко брали в плен мужчин, которые в дальнейшем становились их полноправными воинами, а женщин вынуждали быть их наложницами.

Современники печенегов

Последние исследования сообщают, что потомками известных варваров являются:

  • башкирские юрматы,
  • молдавские гагаузы,
  • узбекские каракалпаки.

Но в этом вопросе ученые не пришли к единому мнению. Изучая существующие данные о древнем народе, поиск их современников не так прост. Ведь, как известно, само племя представляет собой союз нескольких общин, что усложняет ситуацию и рассеивает мнения.

Существует утверждение, что род племени на своем закате поделился на две линии:

  • тюркский народ гагаузов (современная территория России, Украины, Молдавии),
  • поселенцы правобережной Украины.

Археологами на территории России и Молдавии были найдены захоронения кочевого народа. Это невысокие курганы. С воином захороняли все его снаряжение, оружие, стрелы, а также богатства: золотые монеты, украшения, лошадей.

Составленные портреты печенегов

Археологические и антропологические исследования позволяют нам создать примерный портрет древнего воина (см. фото) и мы можем представить, как выглядели печенеги.

Одежда, оружие воина соответствует кочевому народу тех времен. Такие племена не вносили в свой внешний вид никаких особенностей.

Современные режиссеры в экранизации фильмов, в которых действие идет в древние времена, также постарались передать максимально точно внешний вид народа и характеристики:

Торговые отношения

Печенеги занимали важное место в торговых отношениях местных областей. Особенно интенсивные связи их были с крымскими городами Византии (в частности, Херсонеса)

Печенеги продавали в Крым шкуры и воск (поставлялся из Руси). На Русь печенеги поставляли быков, овец, коней.

Восточные авторы отмечают наличие у печенегов посуды из серебра и золота, богато украшенного оружия, серебрянные пояса. Также печенеги богато украшали и уздечки своих коней, что не удивительно для настоящих кочевников. Наличие таких искуссно сделанных вещей, говорит о высоком уровне мастерства печенжских ювелиров.

Общественная структура и образ жизни

Политический строй половцев можно назвать военной демократией. Вся территория была поделена между родами – группами людей, связанных родственными связями. Система управления была авторитарной. Главным в роду был хан, иерархия включала в себя и более мелкие подразделения – курени, со своими начальниками во главе.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, какова была внешность половцев. Большинство склоняется к тому, что они не были похожи на монголов, а имели светлые с рыжим оттенком волосы и широкий разрез глаз. Китайские эксперты описывают представителей этого племени, как голубоглазых людей «с красными волосами».

Князь Игорь и его поход

Успешным часто оказывался переход от обороны к наступлению. Князья собирали войска и нападали на половцев. Внезапность таких нападений создавала тактическое преимущество, перевес в численности тоже часто был на стороне русских, поэтому такие походы обычно бывали успешными.

В истории остался и пример неудачного похода. Этот поход организовал северский князь Игорь в 1185 году. В союзе с несколькими другими князьями он напал на половцев на верхнем Дону. В этом случае кипчаки имели большое численное превосходство.

Великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» дает подробное и художественное описание этих событий, но датировка их не во всем совпадает с официальной историей.

Результатом похода была победа кипчаков, которые разрушили древнерусский город Римов и разгромили войско русских князей. Игорю удалось бежать из плена и возвратиться домой, но сын его долго оставался в плену и смог вернуться на родину только после женитьбы на дочери кипчакского хана.

История

  • Печенеги, как населенный пункт, впервые упоминается в 1654 году, когда «на Печенежском Котковском поле» были поселены 45 человек черкас с жёнами и детьми, пришедшие в Чугуев из литовской стороны под предводительством Ивана Фёдоровича Волошенина. По личной просьбе Волошенина, новоприхожим черкасам было положено от государя жалование, за что они обязывались защищать Украину от крымцев, ногайцев и литовских людей.
  • XVIII в. — войсковая слобода.
  • Население в 1779 году, согласно «Ведомости, исъ какихъ именно городовъ и уездовъ Харьковское наместничество составлено и сколько было въ нихъ душъ на 1779 годъ», было большим: 3601 человек, в подавляющем большинстве «войсковых обывателей» (учитывались только мужчины; женщин не считали, так как они не платили налогов). Печенеги в том году были первым по количеству населения населённым пунктом Чугуевского уезда, кроме самого Чугуева, не уступая войсковым слободам Змиёв (2124), Мохнач (1310), Мартовая (1191) и местечку Хотомля (1197).

В 1869 году в Печенегах создана Новобелгородская центральная каторжная тюрьма (Новобелгородский централ).

В начале XX века Печенеги (Ново-Белгород) — слобода Волчанского уезда Харьковской губернии, на реке Северский Донец, в 10 верстах от г. Чугуева. Еженедельно 2 базара, 4 ярмарки. Население — 6579 человек.

Во время Великой Отечественной войны в 1941—1943 селение находилось под немецкой оккупацией.

В 1957 году селу присвоен статус посёлок городского типа.

В январе 1989 года численность населения составляла .

В июле 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации находившегося здесь совхоза.

На 1 января 2013 года численность населения составляла 5466 человек.

Разгром печенегов Ярославом Мудрым под Киевом

События 1036 года историки приравнивают к судьбоносным в жизни печенежских племен. Возможно, не совершив нападения на Русь, не исчез бы такой народ.


Набег на Киев был спланирован в отсутствие князя Ярослава Мудрого, который в это время был в Новгороде. Осадив город, враги всеми силами бросились в атаку. Вовремя вернувшийся князь со своей дружиной разгромили обидчиков.

Историки утверждают, что битва князя Ярослава Мудрого была тяжелой, а победа, которую он одержал, далась с большим трудом. Стоит заметить, что большую роль сыграла тактика князя, который не просто кинулся в бой против врага, а принимал стратегические решения.

Кочевники превосходили русское войско по численности. Решением князя Ярослава было разделить войско: по центру на защиту встали варяги, справа киевляне, а слева новгородцы.

Громкая победа свершилась. Она означала не только изгнание кочевников из города, но и то, что русичи добились прекращения набегов печенегов на русские земли.

После разгрома племя скрывалось в степи северо-западного Причерноморья. Дальнейшая судьба связывает кочевников с Византией. В их отношениях присутствовали как конфликты, так и совместные походы.

Со временем это кочевое войско прекратило свое существование. А его воины разошлись по наемным службам в византийское, русское войска, а также в войска других кочевых племен.

Кыпчаки — это половцы

Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы?

Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи. Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» — «изжёлта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-жёлтого, соломенного цвета. Хотя это странно для тюркских племён. Сами же половцы называли себя кыпчаками, кимаками, куманами.

Отдельно стоит выделить тот факт, что впервые официальное упоминание термина «кыпчак» было найдено специалистами около Селенги в Бурятии. Надпись на камне была датирована приблизительно шестым веком нашей эры. И это при том, что вообще-то кыпчаки в составе Кыпчакского (Кимакского) каганата проходили под именем шары/ сары (букв. – жёлтые).

Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный».

Скорее всего, предками кыпчаков были племена шаров (саров), кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют её Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

Изначально представители племен охотно шли на контакт с Русью, дарили подарки, вступали в браки с русскими людьми. Самым известным выходцем из семьи кыпчаков в те далекие времена был Андрей Боголюбский, который являлся правителем Владимирско-Суздальского княжества. Кстати, при нём княжество стало наиболее процветающим.

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества — Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды.

Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

Казахи и киргизы – монголы или кыпчаки?

Как только началась монгольская экспансия в XIII веке, кыпчаки потеряли свою независимость. Со временем их типичная внешность (светлые глаза, рыжие волосы) стала стираться, замещаясь рядом черт, присущих именно монголоидной расе. Также верно будет утверждение: монголы растворились в кыпчаках, а не наоборот, ведь у большинства народов национальность определяется по отцу.

Сегодня нельзя уверенно сказать, что, например, казахи и киргызы – это кыпчаки. Былые кыпчаки давно растворились во множестве народов, но антропологически, безусловно, они были европейцами.

Тогда встаёт закономерный вопрос: современные казахи и киргызы — это кыпчаки или монголы? Ведь антропологически они в большинстве своём восточно-азиаты, а не европейцы. Ответить на этот вопрос может генетика.

Российские и зарубежные учёные выявили основные коренные (базисные) монгольские гаплогруппы по Y-хромосоме, передающиеся от отца к сыну, это N1a1a, C2a3-F4002. Так вот, те народы, у которых массово присутствуют указанные гаплогруппы, можно условно отнести к монгольским народам, а не кыпчакским, потому что гены были переданы от отца к сыну.

Кыпчакская гаплогруппа — это R1a. У киргизов отмечена очень высокая доля носителей Y-хромосомной гаплогруппы R1a — 63,4%.

Наибольшее распространение R1a имеет в Центральной и Южной Азии, в Центральной и Восточной Европе. Высокая частота R1a кроме киргизов также встречается у этнической группы хотонов в Монголии, брахманов, ягнобцев в Таджикистане, поляков, латышей.

Тем не менее, однозначно ответить на вопрос об этническом срезе касательно кыпчаков вряд ли получится, ведь на самом деле из-за текучей миграции, а также постоянных военных конфликтов наблюдалось постоянное смешение кровей.

Не говоря уже о том, что племенные союзы тут существовали недолго, регулярно распадаясь и заключаясь с другими, более подходящими этносами.

Кыпчакский воин


С этим читают