Батальная картина авилова м.и. «поединок пересвета с челубеем»

Чем закончился поединок Пересвета с Челубеем. Поединок Пересвета с Челубеем (2 фото)

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова.


Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Пересвет и Ослабля

Не менее известны на Руси и подвиги богатырей Александра Пересвета и Родиона (иночески пострижен как Андрей) Ослабля, иноков, приблизивших победу русского воинства в Куликовской битве(Игум. Андроник «Православная энциклопедия, М, 2000). Пересвет на глазах двух противоборствующих армий сразил в одиночном конном поединке знаменитого монгольского поединщика Челубея. Причем, зная, что тот побеждает соперников, используя более длинное, чем у русских, копье, монах снял свои доспехи, чтобы, приняв удар в мягкие части тела, дотянуться таки до противника. Победив Челубея, Пересвет смог вернуться к своим в седле и лишь там скончался от полученных ран. Ослябя не только героически сражался против Мамаевых полчищ, но и (по одной из версий) после ранения Дмитрия Донского надел его доспехи и повел войска в очередную схватку. Существует информация, что богатырь не погиб в битве, а был в составе посольства Дмитрия Донского в Царьграде не позднее 1389 года. Оба богатыря причислены РПЦ к лику святых. Разумеется, и позже не исчезли с земли русской богатыри-патриоты. Но их подвиги вошли уже в историю сначала Российского царства, а затем и государства России.

Почитание

Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.

Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве — древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону» , а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище» . Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

В году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7 сентября. В году в честь святого был назван город.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля года имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания .

Иконография

Изображения преподобных Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия XVI века , в Лицевом летописном своде 2-й половины XVI века , на житийной иконе преподобного Сергия года , а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона святых Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в году.

Детство и юность

История России знает много имен, повлиявших на ее ход. Братья Александр Пересвет и Андрей Ослябя совершили ратный подвиг и навсегда остались героями русской земли. Их призвание носило духовный характер, но за отчизну монахи стояли с богатырской силой.

Точная дата рождения богатыря неизвестна. Литературное произведение «Задонщина» описывает некоторые моменты из жизни Александра Пересвета и подтверждает происхождение. Христианин родом из Брянска по преданию приходился двоюродным братом Ослябе. По легенде братья происходили из знатного боярского рода и до принятия монашеского пострига были известными воинами. Мальчики провели юность в трудах и молитвах, познавая суровую школу жизни. Их воспитывали по закону Божьему, прививая любовь к родине и веру в нее.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Рисунок Виктора Васнецова / Википедия

Каждый мальчик знатного рода с детства обучался военному делу. За их плечами стоял немалый опыт сражений и побед. В народе братьев считали лучшими наездниками. О жизни Пересвета ничего не известно, так как литературные источники описывают только главный подвиг, не вдаваясь в детали биографии. Вместе с Ослябей он решил стать иноком и принял постриг в Борисоглебском монастыре, основанном в 1363 году. Позднее монахи перебрались в обитель Живоначальной троицы.

О реальности тех лет судят по летописям и записям, в которых таится много преувеличений и искажений фактов. Говорить об их объективности трудно. Единственное, в чем сходятся историки – утверждение о том, что к моменту приезда Дмитрия Донского в монастырь Александр Пересвет жил там в чине монастырского схимонаха.

Царское время

«Жизнь при царе» — своего рода миф, уже давно укоренившийся в нашем сознании. В действительности уровень жизни рабочих в 1880-х и в 1910-х сильно различался. После Морозовской стачки 1885 года условия жизни рабочих постепенно стали улучшаться. Был запрещен детский труд, ограничена возможность ночного труда, стала расти заработная плата. После революции 1905 года заработки стали расти еще сильнее, значительно опережая инфляцию. Наконец, с 1914 по 1917 год цены возросли на 300%. В той же степени возросли и зарплаты, однако в потребительской корзине произошли изменения: некоторые продукты стали дефицитными, были введены карточки на сахар.

Происхождение

О Пересвете в «Задонщине» говорится, что он — «брянский боярин». Об Ослябе в «Сказании о Мамаевом побоище» есть строка, что он – любутский боярин. Город Любутск входил в Брянское княжество. То есть оба воина – земляки, родом с Брянщины. Есть свидетельства, что они были двоюродными братьями. В каком возрасте и по какой причине они приняли монашеский постриг, неизвестно, но летописные повести, а также «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», которые являются нашими главными источниками сведений о Куликовской битве, повествуют о том, что оба брянских боярина были монахами Троицкого монастыря, где подвизался святой Сергий Радонежский.

Церковная традиция гласит, что оба они к моменту Куликовской битвы были уже не очень молоды. Это были искусные воины, закаленные в боях, и при этом,великие молитвенники. Не случайно к моменту Куликовской битвы оба были схимниками. Схима – высшая степень монашеского служения. Надо признать, сведения об этих воинах-монахах очень отрывочны и подчас противоречивы. Даже с их именами возникает некая путаница. Пересвета на самом деле согласно церковному житию звали Александром, а Ослябю – то ли Андреем, то ли Родионом.

Кого считать простым россиянином?

В первую очередь определимся, чей уровень жизни будет нас интересовать. В конце XIX – начале ХХ веков основную массу населения страны составляли крестьяне. Однако их потребительская корзина наполнялась в основном продуктами собственного производства – еду и одежду крестьяне и в начале XX века, и в XIX, и в XVIII производили себе сами и мало зависели от рынка.

Более интересно изучить потребительскую корзину других крупных слоев населения – фабричных рабочих, городских чиновников и военных. Потребительская корзина среднего класса из этих слоев и будет адекватным отражением действительности.

Описание композиции

На холсте Авилов рассказывает об одном эпизоде перед началом Донского побоища между русскими и татарскими войсками в 1380 г, а именно: о поединке богатыря-русича Пересвета с великаном-печенегом Мурзой Челубеем. Их бой определял — кто пойдет в наступление первым, а значит понесет наибольшие потери и скорее всего проиграет все сражение. Справа и слева от центра композиции художник изобразил, в ожидании начала битвы, стояние полков армии Дмитрия Донского и ордынского войска Мамая. Психологическое состояние воинов противоборствующих сторон передается игрой красок, четкостью линий построенных полков. Так, серая цветовая гамма левой части картины и четкий строй ратников — говорит об уверенности в победе и спокойствии русичей. Нестройные ряды татар, их яркие одежды — демонстрируют неуверенность, беспокойство по поводу исхода поединка.

Пересвет и Ослябя в кино

  • В 1980 году вышел анимационный фильм «Лебеди Непрядвы», посвящённый 600-летию Куликовской битвы. Фильм создал режиссёр Роман Давыдов на студии «Союзмультфильм».
  • В 2010 году вышел в свет анимационный фильм «Пересвет и Ослябя». Режиссёр Станислав Подивилов, сценарист Кирилл Немирович-Данченко, 30 мин. В феврале 2011 года фильм «Пересвет и Ослябя» был представлен на VI Международном православном Сретенском кинофестивале «Встреча» и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий». Лауреат VІI Международного фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «MAGNIFICAT ‘2011», Минск, 2011 год. Приз «Серебряный ангел» за «яркое выразительное решение темы православных святых», диплом IX Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова, Рязань, 2011 год. Приз за «лучший анимационный фильм, посвящённый служению Церкви и Отечеству» XIII Кубанского международного православного кинофестиваля «Вечевой колокол», Краснодар, 2011 год.
  • В 2018 году вышел художественный фильм «Александр Пересвет — Куликово эхо». В роли Пересвета — Владимир Епифанцев.

Рождение картины

Одна из ярких работ, изображающая предшествующий началу Мамаева побоища бой двух поединщиков — картина советского художника-баталиста М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». Сюжетный замысел вынашивался автором около 25 лет и прежде, чем творение окончательно родилось и воплотилось на холсте, живописец:

  • в 1917 г. выставлял схожую работу (не удовлетворившую его и впоследствии им уничтоженную) — «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом»;
  • на фоне трагических, но героических событий Великой Отечественной войны, вновь решил начать работы по написанию батального холста, о судьбоносных для России событиях на Куликовом поле в 1380 г;
  • с декабря 1942 г. искал нужное композиционное решение. В поисках подходящей темы для написания — нарисовал 4 крупных эскиза, для исторической достоверности — делал зарисовки с настоящих костюмов и оружия хранящихся в Центральном Историческом музее;
  • окончил полотно летом 1943 г. в Москве, где оно первоначально и было выставлено на обозрение публики.

Покровители русского воинства

В воинской культуре Императорской России сложилась особенная традиция почитания преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби. В героях Куликовской битвы русские люди XIX—XX вв. видели отечественное подобие героям крестовых походов, рыцарей, от которых европейское дворянство брало своё подлинное духовное начало. Когда Император Павел Петрович открыл для русских дворян в 1798 г. возможность вступать в известный со времени крестовых походов духовно-рыцарский Мальтийский орден, великий наш поэт Г. Р. Державин откликнулся на это событие одой, где среди прочего писал, обнаружив русскую метафору для героев-крестоносцев:

Иль Пересвет с Гигантом к бою, Как вихорь, на коне летит, Крест левой жмёт, копьё десною И раздробляет вражий щит. Венцы нетленные плетутся, На челы верных воев вьются, И райска их кропит роса; Отступники, скрыпя зубами, Кровь бледными из ран руками, Отчаясь, мещут в небеса.


Кроме того, традиционно в составе Императорского Русского Флота находились в разное время парные с именами «Пересвет» и «Ослябя». Так, в разгар гражданской войны северян с южанами в СевероАмериканских Соединённых Штатах Нью-Йорк и Сан-Франциско, главные порты северян на соответственно Атлантическом и Тихом океанах, оказались под угрозой удара с моря объединённым флотом южан и англичан. И тогда правительство одного освободителя, президента САСШ Авраама Линкольна, попросило помощи у другого освободителя — Императора Александра Николаевича. Две русские эскадры отправились из Кронштадта и Владивостока к берегам Америки.

24 сентября 1863 г. в нью-йоркской гавани пришвартовался русский паровой 45-пушечный фрегат «Ослябя», а в конце месяца к «Ослябе» присоединился в составе эскадры контр-адмирала С. С. Лесовского (всего с «Ослябей» 6 кораблей) парный ему фрегат «Пересвет». Нью-Йорк был спасён…

В годы Русско-японской войны (1904—1905) эскадренный броненосец «Пересвет» геройски погиб, защищая Порт-Артур, а эскадренный броненосец «Ослябя» дрался до последнего в Цусимском бою.

Как дань этой духовно-воинской традиции, Военно-морское ведомство Императорской России на свои средства изготовило драгоценные лампады, утверждённые в Старо-Симоновском храме, у могил преподобномучеников Пересвета и Осляби.

Биография Пересвета

Дата рождения Александра доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о боярском происхождении. То есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. В 14-ом веке каждый боярин с детства обучался военному ремеслу. Место рождения — Брянск. Предположительно, Александр Пересвет участвовал в походах и войнах. В какой-то момент он постригся в монахи. Обряд был проведён в Ростове. Поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссии относительно биографии Пересвета. Проблема заключается ещё и в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям. То есть знаменитым личностям приписывали подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. И современным учёным довольно трудно отличить выдумку от реальности.

Так или иначе, можно смело утверждать, что к 1380 году Александр Пересвет был монастырским схимонахом. Именно в этом чине он подошёл к Куликовский битве, которая принесла ему вечную славу.

Чем питался средний чиновник в начале века

Хорошую иллюстрацию потребительской корзины среднего человека начала прошлого века дает книга расходов, которую вел чиновник из Углича в 1903 году (документ хранится в городском музее быта Углича). Жалованье его состояло из 45 рублей в месяц, за квартиру он платил 5 руб. 50 коп. Питался чиновник не очень разнообразно, но его продовольственная корзина включала мясо, рыбу, свежие овощи, молоко, крупы, хлебобулочные изделия.

Для его заработка платил он за эти продукты немного: булка стоила 2 копейки, крынка молока — 6 копеек, ведро капусты – 25, а мешок картофеля — 35 копеек (можно было сторговаться и за 30). 2 фунта вареной колбасы (порядка 800 г) продавали за 30 коп. Бутылка водки стоила 38 копеек, а две селедки (на закуску) еще 14 копеек. Свежая щука продавалась за 10. Стоит отметить, что в расходной книге почти нет макарон. Дело в том, что обычной пищей горожан они стали только недавно – после Великой Отечественной войны, а вот в царской России были дорогим товаром. Причина этого кроется в том, что для производства макарон (но не традиционной русской лапши!), для их сушки нужно промышленное производство. В России же тогда макаронных фабрик почти не было.

Центральные фигуры полотна

Основные герои, находящиеся в центре картины — это сидящие на вздыбившихся конях вооруженные копьями воины, сблизившиеся для нанесения смертельных ударов друг другу. Поединщик слева — русич, на момент боя, монах-схимник Троице-Сергиевского монастыря Александр Пересвет, справа — тюркский богатырь, слывший «непобедимым», сильный Мурза Челубей. Мощными фигурами взвившихся лошадей, расталкивающимися в стороны, наперекрест им, могучими телами богатырей, автор умело подчеркивает враждебность поединка, передает наивысшее напряжение в битве двух воинов, говорит о приближении скорой развязки. На картине видно, что щиты обоих раскалываются от удара острых копий, которые вот-вот пронзят тела богатырей. По падающему с головы Челубея красному малахаю заметно, что всадник вываливается из седла и скоро будет окончательно повержен. Оба воина-поединщика, участвовавшие в этом бою, погибли, но победа была отдана Пересвету, ведь он, хоть и был смертельно ранен и пронзен копьем, смог доехать до строя русских солдат не упав с лошади. Поединок сыграл свое решающее значение — конница Мамая вынуждена была первой атаковать и понести большие потери.

Налоги, сельское хозяйство и квалификация

Еще одно отличие царской России заключалось в небольших налогах, которые платили горожане – до 1914 года эта сумма держалась около 3 рублей в месяц. Также потребительская корзина в то время стоила меньше (при одном и том же качестве) из-за дешевизны многих сельскохозяйственных продуктов.

Молоко, хлеб, лук, свекла, морковь, картошка, капуста даже в столичных городах стоили очень дешево. К слову, максимальная наценка на продукты, которые везли из Подмосковья в столицу, составляла только 10%.

Большую роль играла квалификация рабочего: чернорабочие на Обуховском заводе в Петрограде в январе 1917 года получали 160 рублей, а остальные – от 220 до 400 рублей в месяц. Историки подсчитали, что за период с 1885 по 1914 год питание рабочих в столицах и провинциальных городах значительно улучшилось. Если в 1885 мужчина тратил на питание от 34 до 45% заработка (а женщина около 57%), то в 1914 году мужчина тратил на еду только 25% зарплаты, а женщина – 33%.

Больше стали расходы на одежду, обувь, улучшение жилья, газеты, журналы, книги, театр, а также на обучение детей и транспорт — тогда городской трамвай и поезд. Таким образом, перевод цен в современные рубли, что часто можно встретить в интернете, редко получается корректным. В таких случаях лучше обращаться к первоисточникам.

Предпосылки

В 14 веке Русь изнемогала под монголо-татарским гнётом Золотой орды. В это же время усилилось влияние Московского царства. Несколько русских князей смогли одержать несколько побед над татарами, что придало силы сопротивлению оккупации. В 1376 году русские войска стали освобождать свою землю, тесня Орду на юг. В процессе отступления ханы Мамая разорили несколько княжеств, но так и не вступили в открытое сражение. В середине августа в Коломну прибывает русское воинство. Разными путями со всей Руси стягиваются ратники, чтобы дать отпор татарам раз и навсегда. Лидер Орды Мамай считает, что Дмитрий побоится пересечь Оку и надеется на скорую помощь литовцев. Но к началу сентября русские пересекли реку и двинулись через земли рязанские на Мамая. Среди солдат был и Александр Пересвет.

Секрет Челубея

Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.


В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.

Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.

Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.

Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…

А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».

Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.

Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.

Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.

Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.

Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.

В воздухе витал вопрос:

Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.

Был нарушен привычный ход вещей.

У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.

Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.

И первым среди них был Андрей Ослябя.


Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.

С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.

Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.

Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.

Потомки монахов-воинов

Что касается потомков Осляби, то митрополиту всея Руси Фотию служил около 1425 г. боярин Акинф Ослебятев, который, по мнению С. Б. Веселовского, мог быть сыном героя Куликовской битвы. И всё же известнейший из потомков Пересвета и Осляби — это, конечно, Иван Семёнович Пересветов, русский политический писатель первой половины XVI века, «идеолог опричнины». Этот человек говорил о своём родстве в Большой челобитной, переданной царю Ивану Грозному в годовщину Куликовской битвы, 8 (21) сентября 1549 г.: «…11 лет минуло, служачи тебе, благоверному великому царю верно, поминая своих пращур и прадед, как служили верно государем, русским великим князем, твоим пращуром, Пересвет и Ослябя в чернцех и в схиме со благословением Сергия чюдотворца на Донском побоищи при великом князе Дмитрие Ивановиче за веру християнскую и за святыя церкви и за честь государеву пострадали и главы свои положили».

Исследователь текстов И. С. Пересветова, А. А. Зимин, начинал искать корни древнерусского публициста в Брянском уезде, где в начале XVII в. находились земли некоего Захара Пересветова. В целом же фамилия Пересветовых была хорошо известна на московской Руси XVI—XVII вв., ветвь Пересветовых была даже причислена к шведскому дворянству. А в литовской Руси, у г. Слонима, было имение Пересвет. Существовал также литовский дворянский род Пересвет-Солтанов (прозвище Солтан носил на рубеже XV—XVI вв. смоленский епископ, а потом Русско-литовский митрополит Иосиф). Существует также польский герб этого имени. Продолжены были и воинские традиции славного рода: 26 ноября 1802 г. полковнику Григорию Дмитриевичу Пересветову был Высочайше пожалован орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. Среди последних Пересветовых в Брянске — казначея Петропавловского женского монастыря монахиня Флавиана и не имевший чина Николай Алексеевич Пересветов, служивший в 1912 г. помощником конторщика на брянском Казённом № 4 винном складе (ныне Брянский спиртзавод)…

Поединок с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем – один из ключевых моментов Куликовской битвы. Средневековые сражения часто начинались схватками соперников, которых выставляли обе стороны. Это был своего рода воинский ритуал, ведь победа одного и поражение другого истолковывалась обеими армиями как предзнаменование.

Из рядов войска Мамая на поле выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению. Правда, в «Сказании о Мамаевом побоище» имя татарского поединщика Темир-мурза. Имя Челубей впервые появляется в XVII веке в компилятивном изложении русской истории «для широкой публики» под названием «Синопсис». Оттуда это имя перекочевало в многочисленные лубочные издания, а затем и в учебную, и в художественную литературу.

Темир-мурза-Челубей был, как повествует «Сказание о Мамаевом побоище», человеком огромной силы и отменной воинской выучки. Вот как он описан в этом источнике: «Перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».

Есть версия, что Темир-мурза был не просто искусным воином, а последователем древней тибетской секты бон(г)-по. Он достиг в этом культе вершин посвящения и имел статус «бессмертного». Перевести выражение «бон(г)-по» можно как «школа боевой магической речи». Это такое воинское искусство, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих демонов. Впрочем, это не более чем версия, не имеющая ни одного серьезного подтверждения.

Как бы там ни было, а Пересвет принял вызов Челубея (Темир-мурзы). «Сказание…» говорит об этом так: «Выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»

Автор «Сказания…» сообщает, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба скончались.

Церковное предание повествует об этом поединке несколько иначе. Пересвет видел, что у Челубея копье длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не успев воспользоваться своим оружием. Пересвет бестрепетно вышел против своего соперника без воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на расстоянии удара. Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел нанести такой удар, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, смог доскакать до рядов русского воинства и испустил дух на руках у товарищей. Погибли оба, но выглядело так, что Челубей был повержен, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Нельзя не упомянуть о том, что в «Задонщине» нет ни слова о поединке с Челубеем. Но Пересвет в тексте «Задонщины» есть. В разгар битвы он еще жив и «злаченым доспехом посвечивает».


С этим читают