Древняя персия

Новости

26-06-2015, 18:06

Просмотров: 32 152


Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.

Подробнее…
3-06-2015, 17:18

Просмотров: 21 624

Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края

Подробнее…
15-04-2015, 09:52

Просмотров: 17 351

Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата

Подробнее…

Религия

В Сасанидском Иране государственной религией был зороастризм, и большинство ираноязычного населения исповедовало эту религию. Зороастрийские храмы обладали обширными территориями, а их жрецы имели большое влияние среди местного населения. После арабского завоевания лишённая государственной поддержки и дискриминируемая на официальном уровне религия стала стремительно терять последователей. Появились гонения на иноверцев, им запрещалось селиться рядом с мусульманами, демонстративно проводить немусульманские обряды, ездить верхом на лошадях. Тем не менее до IX—X веков персы-зороастрийцы составляли значительную часть населения, особенно в северных, южных и восточных районах Ирана. Значительный урон в Персидском Ираке, Фарсе и Хорасане с разрушением храмов и массовыми обращениями в ислам зороастрийская община понесла при правлении Аббасидов (с VIII в.) и иранских мусульманских династий (Буиды, Саманиды и др.). После монгольского нашествия небольшие группы зороастрийцев остались только в окрестностях городов Йезд и Керман. От них происходят современные зороастрийцы Ирана, количество которых не превышает 50 тыс. чел. Хотя наследие зороастризма в культуре современных персов значительно и часто используется как национальный символ, большинство персов слабо осведомлены о своей древней религии.

В эпоху Омейядов обращение персов в ислам происходило прежде всего в виде придания им статуса мавали («клиентов») разных арабских племён, вторгшихся в Иран. Политика Аббасидов сделала ислам более интернациональным и открыла дорогу к широкому обращению неарабских народов, в том числе персоязычных. Первоначально на территории Ирана господствовал суннизм и многие известные учёные персы раннего средневековья были суннитами (Абу Ханифа, Абу Давуд, Хаким Нишапури, Газали, аль-Бухари, Абу Иса ат-Тирмизи и др.). Тем не менее постепенно из иракских центров стал распространяться иснаашаритский шиизм, особенно укрепившийся в городах Кум, Кашан, Себзевар и др. Окончательное закрепление этой ветви ислама в Иране связано с правлением династии Сефевидов, объявивших иснаашаритский шиизм государственной религией и развернувших широкую кампанию по обращению (часто насильственному) суннитов. На сегодняшний день шиизм — государственную религию Ирана — исповедует более 90 % населения и подавляющее большинство персоязычных. На территории Ирана расположена такая значимая шиитская святыня как Мавзолей Имама Резы в Мешхеде.

Бахаизм, религия, возникшая в XIX в. в Ширазе, составляет крупнейшее в Иране неисламское религиозное меньшинство (до 500 тыс. чел.), однако не признаётся на государственном уровне, и персы-бахаи подвергаются преследованиям.

Примечания

  1. ↑ , chapter 2 «Armenia from the Median Conquest to the Rise of the Artaxiads». Harvard University Department of Near Eastern Languages and Civilizations and National Association for Armenian Studies and Research, 1987: Оригинальный текст (англ.)

    Стр. 39 By 585 B.C., the power of the Medes extended as far as the Halys River; they were thus in possession of the entire Arm. plateau and the former territories of Urartu. … The Armenians, as we have seen, appear to have settled in the area of Van and in the northeast, in the region of Ararat. Numerous other peoples also inhabited the plateau: Herodotus mentions the Suspyrians, Alarodians and Matieni; and Xenophon met on his march the Chaldaeans, Chalybians, Mardi, Hesperites, Phasians and Taochi. Стр. 45 Armenia was divided into two satrapies, the 13th and 18th, by the Persians, and several sites mentioned in the inscriptions at Behistun have been identified in the south and west of the Armenian plateau, in the provinces of Aljnik and Korcayk. … The 18th satrapy included the regions around Ararat; we shall discuss below the principal sites of the Achaemenian period from that region: Arin-berd (Urartean Erebuni) and Armawir (Urartean Argistihinili).

  2. . — «Although the Persians and Medes shared domination and others were placed in important positions, the Achaemenids did not – could not – provide a name for their multinational state. Nevertheless, they referred to it as Khshassa, «the Empire».».
  3. Ричард Фрай. Наследие Ирана. — М.: Восточная литература РАН, 2002. — С. 20. — ISBN 5-02-018306-7.
  4. ↑ История Ирана / М.С.Иванов. — М.: МГУ, 1977. — С. 488.
  5. М.М.Дьяконов. Очерк истории древнего Ирана. — М., 1961.
  6. Н. В. Пигулевская. История Ирана с древнейших времён до конца 18 в. — Л., 1958.
  7. История (Геродот), 3:90-94
  8. John William Humphrey, John Peter Oleson i Andrew Neil Sherwood: «Grčka i rimska tehnologija» (Greek and Roman technology), str. 487.
  9. Robin Waterfield i Carolyn Dewald: «Herodot — Povijesti» (Herodotus — The histories), 1998., str. 593.
  10. И. Дьяконов «История Мидии», стр. 355, 1956
  11. И. Дьяконов «Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма», глава XXIX из «История Востока: Т. 1. Восток в древности». Отв. ред. В. А. Якобсен. — М.: Вост. лит., 1997: Оригинальный текст (рус.)

    Колхи время от времени посылали Ахеменидам символическую дань рабами, возможно захваченными у соседних горских племен, и поставляли вспомогательные отряды, по-видимому, в распоряжение сатрапа Западной (или собственно) Армении (13-й сатрапии Ахеменидов, первоначально называвшейся Мелитеной; Северо-Восточная Армения, продолжавшая называться Урарту, составляла 18-ю сатрапию и в то время, по всей вероятности, еще не вполне арменизировалась по языку; в ее состав входили наряду с армянами, урартами-алародиями и хурритами-матиенами также и восточные протогрузинские племена — саспиры)

  12. Дж. Бурнутян, «A Concise History of the Armenian People», Mazda Publishers, Inc. Costa Mesa California, 2006. Стр. 21 Оригинальный текст (англ.)

    Armenia is listed as the 10th satrapy in the Persian inscriptions at Naqsh-e Rostam. In the fifth century Herodotus mentions Armenians occupying the 13th satrapy, while the remnants of the Urartians (Alarodians) lived in the 18th satrapy. Armenians soon became the dominant force in those satrapies and subjugated or assimilated the other groups.

  13. ↑ История Востока. Восток в древности / Р. Б. Рыбаков. — М.: Восточная литература, 2002. — Т. 1.
  14. Куликан Уильям. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов. — М.: Центрполиграф, 2002.
  15. А.Н.Бадак. Всемирная история. Век железа. — Минск: Харвест, 2003. — Т. 3.
  16. Р.Фрай. Культура народов востока. Наследие Ирана. — М.: Восточная Литература, 2002.
  17. История (Геолот), кн.1:131

Город Мешхед

Второй по величине и численности населения город в стране. Одновременно одно из главных священных мест для мусульман-шиитов. Наконец, Мешхед – главный туристический центр Ирана. Ежегодно его посещают 15-20 миллионов паломников и туристов. Главная достопримечательность города — Мавзолей имама Резы – ученого-богослова, признанного знатока Корана, наиболее почитаемого в исламе святого.

  • Мавзолей имама Резы
  • Купол Пречистого храма

Собственно, это целый комплекс, который включает еще и гробницы других известных и уважаемых имамов, библиотеку, мечеть, музей, кладбище и некоторые другие постройки. Особенно выделяется здание Пречистого храма с двадцатиметровым позолоченным куполом.  Возведение комплекса происходило поэтапно на протяжении многих столетий, с IХ по XIX века. Непосредственно в мавзолей мужчины и женщины обязаны заходить через отдельные входы, которые открыты для только мусульман. Хотя некоторые и нарушают это правило.

История Персии

Происхождение персов связывают с воинственными кочевыми племенами ариев, часть которых поселилась на территории современного государства Иран (само слово «Иран» происходит от древнего названия «Ариана», что значит «страна ариев»). Оказавшись на плодородных землях иранского нагорья, они перешли от кочевого образа жизни к оседлому, тем не менее, сохранив и свои воинские традиции кочевников, и простоту нравов свойственную многим кочевым племенам.

История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому Вавилону, бывшему на то время величайшей державой древности.


И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

Такому сокрушительному успеху персов по сообщению греческого историка Геродота способствовали, прежде всего, простота и скромность последних. И разумеется железная воинская дисциплина в их войсках. Даже добыв огромные богатства и власть над многими другими племенами и народами, персы продолжали более всего почитать именно эти добродетели, простоту и скромность. Интересно, что при коронации персидских царей, будущий царь должен был облачиться в одежды простого человека и съесть пригоршню сушеных фиг, да выпить стакан кислого молока – еду простолюдинов, что как бы символизировало его связь с народом.

Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.


Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека – македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

Примечания

  1. [dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/158346 Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.]
  2. ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/36566 Современная энциклопедия. 2000.]
  3. .
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. .
  10. .
  11. .
  12. .
  13. .
  14. .
  15. .
  16. .
  17. .
  18. .
  19. .
  20. .
  21. .
  22. .
  23. .
  24. .
  25. .
  26. .
  27. .
  28. .
  29. .
  30. .
  31. .
  32. .
  33. .
  34. . Farsinet.com. Дата обращения 10 июня 2012.
  35. .
  36. .
  37. .
  38. Windfuhr, Gernot: The Iranian Languages, Routledge 2009, p. 418.
  39. ↑ Основы иранского языкознания. М. 1979, стр. 235—236
  40. Бартольд В. В. Историко-физический обзор Ирана. СПб., 1903, стр. 93
  41. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племён в Передней Азии. М. 2007, стр. 196
  42. Рунг Э. В. Представление персов как варваров в греческой литературной традиции V в. до н. э. // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. No. 4 (2005), pp. 125—166.
  43. Основы иранского языкознания. Среднеиранские языки. Среднеперсидский язык. М., 1980, стр 153
  44. Основы иранского языкознания. Среднеиранские языки. Парфянский язык. М., 1981, стр 6
  45. Основы иранского языкознания. Новоиранские языки. М., 1982, стр. 6
  46. Аль-Худжвири. Раскрытие скрытого. Старейший суфийский траткат по суфизму. М., 2004, стр. 407
  47. Abu Rahyan Biruni, «Athar al-Baqqiya ‘an al-Qurun al-Xaliyyah» («Vestiges of the past: chronology of ancient nations»), Tehran, Miras-e-Maktub, 2001.
  48. Al Mas’udi, Kitab al-Tanbih wa-l-Ishraf, De Goeje, M.J. (ed.), Leiden, Brill, 1894, pp. 77-8
  49. ВасильевЛ.С. История Востока / под ред. О. К. Смирновой. — 2. — М.: Издательство «Высшая школа», 2001. — С. 263—264. — 512 с. — ISBN 5060039609.
  50. Родригес А. М. Абу Ханифа и его время: арабский и иранский народы в начале формирования ислама и халифата // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. No.7 (2011), pp. 19-26.
  51. A. Farudi, D. Toosarvandani. The dari languge project. 2004 Fieldwork Endeavor. P. 3 (недоступная ссылка) (PDF).
  52. Wilson A.T. The military record and potentialities of the Persian Empire // Journal of the Royal Society of Arts, 1926, No3843, p. 824
  53. Sibyl Marcuse. A survey of musical instruments (неопр.). — Harper & Row (англ.)русск., 1975. — С. 398—401.

История породы персидская кошка

Существует несколько версий происхождения персидских кошек.

Персидская кошка

По одной из них, первые длинношерстные животные были завезены в Европу в двадцатых годах XVII века итальянским аристократом Пьетро делла Валле из его путешествия по Турции и Персии. В городе Исфахане он приобрел несколько пар удивительных и необычных для тогдашней Европы зверьков и отправил их в Италию. О дальнейшей судьбе этих животных, к сожалению, ничего не известно. И кто знает, как бы дальше развивалась история персов, если бы французский ученый Николь-Клод Фарби, состоявший с делла Валле в переписке, не оказался истинным любителем кошачьих. Заинтересовавшись описанной итальянцем и невиданной ранее в Старом Свете породой, он завез во Францию несколько кошек турецкой ангоры. Роскошные длинношерстные красавицы покорили сердца европейской аристократии, в том числе и всесильного кардинала Ришелье. Располагая такими покровителями, новая порода стала одной из самых элитных. Иметь восточную кошку стало не только модно, но и престижно. В зависимости от того, откуда они были завезены, пушистых питомцев в те времена называли и турецкими, и азиатскими, и русскими, и даже китайскими. Памятуя о том, что свое распространение по Европе персы начали из Франции, некоторое время их именовали французскими кошками.

Согласно другой версии, длинношерстные животные изначально появились на территории России, где наличие такого покрова было обусловлено суровыми климатическими условиями. Именно отсюда эти диковинные зверьки попали на Восток, и уже только потом, в XVII веке, о них впервые узнали европейцы.

В научной литературе конца XVIII века дается описание двух основных типов длинношерстных кошек. Первый – животные легкие, изящные, с тонкой мягкой шерстью, клиновидной головой и острыми ушами. Второй – более массивные круглоголовые и низкорослые особи с длинной шерстью и наличием густого подшерстка.

Персидский котенок

В скором времени новая порода попала в Англию. Британские фелинологи нашли достаточно оснований для разделения длинношерстных кошек в зависимости от их типа на две породы. Первых стали относить к турецким ангорам, а вторых называли поначалу французскими, а потом персидскими кошками. Интерес к длинношерстным питомцам и их разведению был настолько велик, что в 1887 году персов зарегистрировали. Одними из первых среди других домашних кошек они обрели официальный статус. Порода получила название «персидская длинношерстная».

Новый этап развития породы начался в конце XIX века, когда персы попали в США. Американские селекционеры приложили массу усилий, чтобы изменить классический британский вариант внешности кошки, и немало в этом преуспели. Появился новый «экстремальный» тип, который характеризовался необычным внешним видом мордочки животного: максимально укороченный нос с высоким стопом, нависающий лоб, ярко выраженные складки от уголков глаз ко рту, широко расположенные глаза. Такой необычный экстерьер привлекал любителей кошек, но он же был причиной возникновения множественных проблем со здоровьем животных. Только напряженная работа позволила свести к минимуму негативные результаты селекционных экспериментов. Экстремальные персы сегодня очень популярны, и многие считают именно их настоящими представителями породы. Это не совсем справедливо. В мире насчитывается очень много клубов любителей персидских кошек, которые отдают предпочтение разведению именно классического типа.


Экспансия и гибель Державы Ахеменидов

  • 550 до н. э. — захват Мидии.
  • Около 549 до н. э. — персами была завоёвана вся территория Элама.
  • В 549 — 548 до н. э. — персам подчинились Парфия, Гиркания, и, вероятно, Армения ранее входившие в состав Мидии.
  • 547 до н. э. — лидийские войска, под предводительством Крёза, были разбиты Киром. Столица Лидии — Сарды, располагавшаяся на труднодоступной территории, пала. Лидия, Ликия и Иония становятся отдельными провинциями.
  • 539 до н. э. — вблизи города Описа, на реке Тигр, вавилонские войска, под командованием сына царя Вавилонии Набонида, Бел-шар-уцура были разбиты персами. Вавилонское царство формально было сохранено, а Вавилон стал одной из резиденций персидского царя. Кир II принимает титул «царь Вавилона, царь стран». Первым персидским наместником Вавилона становится его сын Камбиз II.
  • 525 до н. э. — около египетского города Пелусий произошла крупная битва между персидскими и египетскими войсками. В результате этой битвы египтяне были разбиты. Командиром египетского флота персам был сдан город Саис и флот Египта. Камбиз II был официально признан царём Египта и принял титул «царь Египта, царь стран».
  • 484 и 482 до н. э. — восстания против персидской власти в Вавилоне. Царём Вавилона провозглашён Шамаш-эрибу, однако вскоре восстание подавлено персидской армией. Вылитая из 12 талантов чистого золота статуя идола Бэла-Мардука вывозится персами из Вавилона и переплавляется. Ликвидируют автономию Вавилонии и вавилонское гражданство. Вавилон становится частью Ассирийской сатрапии, а Палестина и Сирия, являвшиеся зависимыми территориями, образуют ещё одну сатрапию.
  • 480 до н. э. — вторжение в Грецию армий Ксеркса, Эта кампания известна, прежде всего, битвами у Фермопил, Саламина и Платеи, показавших превосходство греческого военного искусства и героизм воинов Эллады.
  • 404 до н. э. — отделение Египта от Персидской империи и восстановление независимости с коренными фараонами XXIX династии (404—343 до н. э.).

Персеполь.

  • 401—400 до н. э. — династическая борьба в Персидской империи между царём Артаксерксом II Мнемоном и претендентом на персидский трон — братом Артаксеркса, воспитанным в греческих традициях Киром Младшим, располагавшим греческими наёмниками во главе с Клеархом. Поражение Кира Младшего в битве при Кунаксе ещё сильнее углубили кризис.
  • В 334 до н. э. македонский царь Александр Великий вторгся в пределы государства Ахеменидов. Царь Дарий III стал терпеть поражения.
  • В 331 до н. э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Персидская держава прекратила своё существование. Страны и народы бывшей империи покорились Александру Великому.

Появление на исторической сцене

Как активные участники международных событий первыми проявили себя персы. От первого упоминания в ассирийских хрониках в 836 году до нашей эры до создания независимого персидского государства, а чуть позже – империи Ахеменидов прошло почти 300 лет. Собственно, сугубо национальным персидское государство в античное время не было. Будучи жителями одной из областей Мидийской империи, близкой им по языку и культуре, персы под руководством Кира Великого восстали и произвели смену власти, позже завоевав обширные территории, не входившие в состав Мидии. По оценкам некоторых историков, государство Ахеменидов в период наивысшего расцвета насчитывало 50 миллионов человек – около половины населения Земли в то время.

Арабы, которые изначально жили на северо-востоке Аравийского полуострова, начинают упоминаться в исторических источниках примерно в то же время, что и персы, однако в военной или культурной экспансии они не участвуют. Арабские государства Южной Аравии (Сабейское царство) и Аравии Северной (Пальмира, Набатея и другие) живут в основном за счет торговли. Пальмира, решившая встать в оппозицию к Римской империи, была довольно легко разгромлена гордыми квиритами. Но положение в корне меняется, когда в торговом городе Мекке рождается Мухаммед.

Он создает самую молодую монотеистическую религию, приверженцы которой построили одно из крупнейших государств всех времен – Арабский халифат. Арабы полностью или частично ассимилировали большое количество различных народов, преимущественно таких, которые по уровню общественно-культурного развития находились ниже их. Основой ассимиляции стали новая религия – ислам – и арабский язык. Дело в том, что, согласно мусульманскому учению, священной книгой, Кораном, является только оригинал, написанный на арабском языке, а все переводы считаются лишь его толкованиями. Это заставляло всех мусульман изучать арабский и нередко приводило к потере национальной идентичности (в частности, так случилось с древними ливийцами и сирийцами, которые прежде были отдельными народами; сейчас же их потомки считаются арабскими субэтносами).

Отличие персов от арабов в том, что в 7 веке нашей эры Персия находилась в упадке, и арабы относительно легко завоевали ее, утвердив ислам. Новая религия наложилась на древнюю богатую культуру, и Персия 8 века нашей эры стала основой для так называемого Золотого века ислама. В этот период активно развивались наука и культура. Позже персы приняли в качестве государственной религии шиизм – одно из направлений ислама, противопоставив себя арабам и туркам – преимущественно суннитам. И на сегодня Иран – преемник древней Персии – остается главным оплотом шиизма.

Сегодня персы, кроме шиизма, исповедуют суннизм и древнюю религию – зороастризм. Зороастрийцем, например, был знаменитый рок-певец Фредди Меркьюри. Арабы, являясь в основном суннитами, частично придерживаются шиизма (часть населения Сирии, большая часть жителей Ирака и Бахрейна). Кроме этого, часть арабов сохранила верность христианству, некогда распространенному на территории, позже завоеванной мусульманами. Из семьи арабов-христиан происходит известная латиноамериканская певица Шакира.


С этим читают