Александр иванович лактионов: картина «письмо с фронта». описание

Автор

Александр Иванович Лактионов (1910 – 1972) – советский художник, педагог, академик АХ СССР. Награждён Сталинской премией первой степени и Государственной премией РСФСР имени Репина.


Наделённый от природы способностями к рисованию, Александр Лактионов получил начальное художественное образование в Ростове-на-Дону. Затем с лёгкостью поступил в Академию художеств СССР в Ленинграде в мастерскую И.И. Бродского. До 1944 года аспирантура здесь же (поэтому не воевал), параллельно преподавал. С началом войны с семьёй был эвакуирован в Среднюю Азию, откуда позже перебрался в провинциальный Загорск (современный Сергиев Посад).

Получив задание на преддипломную картину с рабочим названием «Встреча» в 1944 году, приступил к обдумыванию сюжета.

Описание картины «Письмо с фронта» советскими идеологами

Представители комитета сразу увидели, как бросается в глаза произведение. Оно было расположено на центральной стене. И, естественно, стали рассуждать, не представляет ли она опасности. И оказалось, что, на их взгляд, советская семья, представленная на этом полотне, выглядела как-то бедно.

У женщины на ногах слишком растрепанные шлепанцы. А сам дом! Стена, на которой облупилась штукатурка, пол на крылечке с проломленными досками. Разве можно так представлять советскую семью. Ведь на выставке будут присутствовать иностранцы.

Член комитета по делам искусств потребовал, чтобы Александр Иванович заделал дыры и настелил пол из новых досок. В советской действительности такого пола не должно быть.

Однако переделывать пол не пришлось. Нашли другое решение для шедевра, который написал Лактионов. Художник узнал, что его картина, созданная с такой любовью и трепетом, находится в темном коридоре Третьяковской галереи у лестницы, ведущей на второй этаж.

Рождение идеи

Прифронтовое положение Загорска было уже в прошлом. Но война ещё не закончилась, и тысячи семей ждали весточек с фронта от своих близких. Заветные треугольники с родным почерком не просто радовали, они вселяли надежду на скорое окончание самой страшной войны в истории человечества и близкую встречу.


У художника не было чёткого видения, какой должна быть картина. Помогла случайная встреча на улице с раненым фронтовиком, который разыскивал нужный ему адрес. Солдат, только с фронта, должен был передать семье фронтового товарища письмо от него. Художник проводил бойца, по дороге расспрашивая того о жизни на передовой, об успехах Красной Армии. Став свидетелем волнующей сцены встречи солдата с семьёй товарища, художник понял, что решение замысла его будущей картины найдено.

Популярные сочинения

  • Сочинение Я хочу стать журналистом. Журналист — моя будущая профессия Кем я хочу стать? Это самый важный вопрос, который ребёнок должен себе задать. Если посмотреть на взрослых, можно заметить, большая часть из них ненавидит свою работу.
  • Роль языка в жизни человека — сочинение (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс) Слова в жизни человека играют очень важную роль, благодаря им мы учимся, приобретаем знания, развиваем язык, лучше понимаем себя и других. Каждый день мы обмениваемся мыслями со своими близкими
  • Сочинение-описание по картине Лоси Степанова 2 класс На картине А. С. Степанова Лоси изображен серый зимний день. Мы видим по-зимнему пустынное поле, покрытое прошлогодней травой и одинокими березками. Небо заволокло тяжелыми серыми тучами, из которых вот-вот пойдет снег.

«Сочинение по картине А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947)»

Картина Лактионова «Письмо с фронта» завоевала симпатии зрителей сразу же, как только увидела свет в 1947 году. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, — ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта. Герои картины собрались на пороге дома ради радостного события: услышать весточку с фронта — письмо, которое читает мальчик. Его окружили со всех сторон и слушают очень внимательно. На лицах всех героев картины радостная улыбка — наверное, в письме описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны. Художник показывает, что все — от мала до велика — живут одной мыслью — о скорейшей победе над фашистами. Мальчик, герой-фронтовик, девочка, молодая и пожилая женщины радуются письму совершенно одинаково. Вторит им и солнце, которое освещает фигуры и улыбки героев, как бы подтверждая их надежды. Сочувствуем и сопереживаем этим людям и мы, зрители. Кажется, будто мы находимся в этой группе, окружающей мальчика, и вместе со всеми слушаем его. Композиция картины состоит из трех планов

На переднем плане изображена группа людей, внимание каждого из них обращено к мальчику, сидящему на стуле. Солнечный свет освещает этого героя, приковывая к нему внимание

Другие герои, в меньшей степени, но также освещены. Второй план картины — это двор, по которому движется какой-то человек. Солнечный свет, «направленный» на картину с дальнего плана, образует светлую дорожку, которая освещает этого человека и героев картины на первом плане. Совсем вдалеке мы видим небо и дома, образующие двор. Думаю, такой городской пейзаж с двухэтажными старыми бараками, рассохшимся деревянным полом, ветхим крыльцом можно было встретить в любом городке того времени. Кроме этих деталей, художник мастерски подчеркнул и другие, передавая дух военного времени. Это, конечно, раненный фронтовик с перевязанной рукой и тростью. На груди у него мы видим много наград, он курит и внимательно слушает мальчика. Это и красная повязка на рукаве у молодой женщины, говорящая о том, что она член военной дружины. Это и характерная стрижка мальчика, и одежда девочки и пожилой женщины. Кажется, будто все герои картины — члены одной большой семьи. Глядя на их лица, мы понимаем, что они близки друг другу, искренне радуются и сопереживают каждому из их небольшой группы. Что же объединяет этих людей? Художник показал удивительное единение советских людей, открытых, добрых, искренних, человечных. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Все они в это суровое и тяжелое время мечтают об одном — о победе, о встрече с любимыми и родными людьми. Именно поэтому письмо с фронта становится для них символом, добрым знаком, позволяющим вместе порадоваться, еще больше почувствовать близость других людей, набраться сил, чтобы дождаться великого 9 мая 1945 года.

Встреча в лавре

В годы войны Александр Лактионов вместе с Ленинградской академией художеств был эвакуирован в Узбекистан, а потом переехал в Загорск (будущий Сергиев Посад).

Через 70 лет дочь прочитала отцовское письмо с фронта

Северная стена Троице-Сергиевой лавры в 1930-е годы была перестроена. Арочные проемы заложили кирпичом, коридор разделили перегородками. Получилась большая коммунальная квартира.

Одну из комнат-клетушек и занял с семьей художник.

Замысел картины родился внезапно. Летом 1943-го к Александру Ивановичу обратился с просьбой солдатик, искавший дом своего фронтового друга, чтобы передать его близким письмо. Взгляд художника сразу выхватил и потертую, обгоревшую шинель, и стоптанные сапоги, и треугольник в перевязанной руке солдата. Живо представил, как домашние будут читать послание с передовой. А потом еще много раз перечитывать вместе с соседями…


Александр Лактионов. Фото: ТАСС

Картина в Третьяковской галерее

В первые послевоенные годы появилась практика свозить картины со всего Советского Союза на предмет оценки творчества и возможной выставки. В 1947 году на всесоюзной выставке появилось «Письмо с фронта».

На первом этапе компетентное жюри, состоящее из крупнейших художников, после некоторых споров приняло картину. Но порядок был таков, что за несколько часов до открытия выставки приезжала другая комиссия, цель которой был осмотр экспонатов с идеологической стороны. Эта комиссия единогласно пришла к заключению, что картина слишком выделяется: висела она в большом зале на центральной стене. Вызвали сомнение бедно одетые люди на полотне, обшарпанное строение, прогнивший пол. Не могут советские граждане, победители, так выглядеть в глазах иностранцев, посещающих Третьяковскую галерею!

После споров и уговоров сотрудников музея полотно решили оставить на выставке, но повесили его в маленький проходной зал в простенок между окном и дверью (поместилось благодаря вертикальной ориентации). Причём посетители, следуя по маршруту выставки, оказывались к нему спиной.

И только на обратном пути, следуя к выходу из музея, сталкивались с картиной.

Описание картины

Автором работы «Письмо с фронта» был Лактионов Александр Иванович. Это одна из самых знаменитых его картин. Она поражает реалистичностью изображения людей и деталей. Лактионов рисовал полотно около двух лет и закончил в 1947 году.

Композиция картины состоит из трёх планов. На первом изображены люди с радостными лицами, стоящие на пороге дома

Внимание сразу приковывается к мальчику, сидящему на деревянном стуле и читающему письмо. Это весточка с фронта, на котором находится глава семьи или кто-то из ближайших родственников, защищающих страну от врага

Все слушают внимательно мальчика. На их лицах радостные улыбки, по которым можно понять, что вести хорошие. Стоит описать и других персонажей картины:


  1. Справа стоит мужчина в военной форме и с перевязанной рукой. Он курит сигарету и опирается на трость. Солдат получил ранение на войне, поэтому его отправили домой. Возможно, он и принёс письмо.
  2. Рядом с ним стоит молодая женщина с приятной улыбкой. На рукаве её голубой кофты красная повязка. Это говорит о том, что девушка является членом военной дружины.
  3. В проходе стоит другая женщина, выглядящая старше первой. Она одета в белую блузку и тёмно-синюю юбку. Её волосы спрятаны под платком. В руках женщина держит очки и конверт от письма.
  4. Последний персонаж картины — девочка с длинными косичками в платьице. Она прижалась к стене и смотрит на мальчика. По внешнему виду детей можно судить, что они учатся в классах начальной школы.

Солнечный день, изображённый на полотне, не сразу даёт понять, что время тяжёлое. Но, несмотря на хорошую погоду, картина заставляет осознать, что идёт война. Этому способствуют такие детали, как ветхое крыльцо, рассохшийся деревянный пол, двухэтажные бараки.

Популярные сочинения

Сочинение на тему Почему люди убегают от реальности? Наш мир несовершенен. В реальном мире есть как небольшие трудности, справится с которыми под силу каждому человеку вне зависимости от его материального положения, пола, возраста и других признаков, так и масштабные события Сочинение Софья в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ) 8 класс Комедия «Недоросль» относится к классицизму, поэтому все образы героев созданы в рамках данного направления

По законам классицизма, имена всех персонажей говорят об отношении к ним автора Сочинение на тему Спорт Спорт, и особенно командные игры, являются важной частью нашей жизни, будь мы зрителями или активными участниками. Для многих футбол является неисчерпаемым предметом разговоров

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Московский дворик Поленова 4, 5 класс

    Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

  • Сочинение по картине Левитана Вечерний звон

    Все больше и больше Исаак Левитан вдохновлялся от русской природы. Художнику нравилось бродить по чащам леса, маленьким деревням и наслаждаться этими неописуемыми видами.

  • Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши 8 класс

    В основе данной картины мы видим людей, в число которых включены и старики, и женщины, и даже дети. Они стоят у стен белокаменного города и отправляют своих родных и любимых людей на опасный и кровопролитный поход.

  • Сочинение описание картины Старая мельница Поленова

    Василий Поленов всегда мечтал прославиться как мастер исторической живописи, но по иронии судьбы стал выдающимся пейзажистом. Благодаря Поленову в теме пейзажа появилось множество новых поджанров

  • Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс

    Рассматривая полотно Яблонской Т.Н., мы видим школьницу — девочку. Как всегда, поднялась девушка рано утром и стала выполнять гимнастику. На ней надеты однотонные


С этим читают