В крым на поезде: как доехать, где остановки, сколько стоит билет

Когда пустят поезда через Керченский мост?

Автомобильную часть Крымского моста президент России открыл чуть больше года назад. Что касается железнодорожного сообщения России с Крымом, то первые пассажирские поезда «Севастополь-Москва» и «Севастополь-Санкт-Петербург» обещают пустить 9-10 декабря 2019 года. Билеты на  них начнут продавать за 45 дней до запуска. А стоить они будут от 2,5 тыс. рублей, хотя точных цен еще нет.


Перед началом курортного сезона 2020 года запустят еще несколько поездов. Они свяжут Севастополь, Феодосию, Евпаторию и Симферополь с Краснодаром, Мурманском, Екатеринбургом, Санкт-Петербургом и другими городами России.

Между Москвой и Симферополем будет ходить двухэтажный поезд, который вмещает 882 человека. А вместо привычных двух суток в пути поезда будут ехать в среднем 18-20 часов.

На полуостров — по железной дороге

КЖД, основанная в 2014 году после воссоединения Крыма с Россией, обслуживает систему железных дорог на территории полуострова. После ввода железнодорожной части Крымского моста и железнодорожного подхода к нему в Керчи они перейдут в управление КЖД. Сейчас в Крыму осуществляется только пригородное сообщение, на котором курсирует 53 поезда.

«Сегодня согласован график движения на 10 пар пассажирских поездов, которые будут обращаться между Евпаторией — Симферополем — Севастополем — Феодосией с такими пунктами назначения, как Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону, Воркута, Архангельск, Челябинск, Пермь и Новосибирск», — рассказал Гладилин.

По его словам, всего согласовано расписание по 17 направлениям движения этих поездов, при этом не все они будут ежедневными. «Прорабатывается вопрос обеспечения финансирования приобретения парка пассажирских вагонов и тяги под обеспечение этого движения», — добавил собеседник агентства.

Что касается грузового движения, то, по прогнозам КЖД, после запуска железнодорожной части моста ожидается до полутора десятка грузовых поездов из других регионов России ежедневно. «Открытие железнодорожной части Крымского моста, конечно, активизирует ход грузовых вагонов», — сказал гендиректор предприятия.

Где ждут мосты

Мост через Обь в районе столицы Ямала Салехарда стратегически важен не только для региона, но и для страны в целом. Без него невозможно строительство Северного широтного хода. Эта железнодорожная магистраль соединит Северную и Свердловскую железные дороги в единую систему и откроет короткий выход грузам к Северному морскому пути, а именно — к порту Сабетта на Карском море. В результате появится возможность доставлять грузы практически в любую точку мира — хоть на востоке, хоть на западе, а сроки транспортировки могут сократиться в два-три раза.

«Мост через Обь объект сложный, предстоит возвести переход через мощную северную реку — почти 2,5 км в условиях вечной мерзлоты, его протяженность вместе с автомобильными и железнодорожными подходами почти 40 км, — рассказал «РГ» губернатор Ямала Дмитрий Артюхов. — Сейчас жители Ямала пока не видят первых опор, и порой кажется, что для строительства моста ничего не делается, но, уверяю, на самом деле работы ведутся. Ямал взял на себя финансирование строительства автодорожной части, и это требует от нас очень хорошей проработки проекта в области гидрологических изысканий. Дело в том, что в этой части Оби очень «сложное» дно. И все же могу точно сказать, что мы этот мост построим в срок, не позднее 2023 года, сами работы начнем уже весной нового года».

Что ждет крымчан в 2020 году

Для развития всего дальневосточного региона необходим мост или тоннель, который связал бы материковую часть России и остров Сахалин. По словам губернатора Приморского края Олега Кожемяко, соединение острова с материком обеспечит единство страны. «Не стоит забывать, что Сахалин — это остров пяти незамерзающих портов, которые дают возможность России прорубить еще одно окно в Азиатско-Тихоокеанский регион, а он дает практически половину всего мирового ВВП», — отмечал ранее Олег Кожемяко «РГ». Мост позволит обеспечить доступ к незамерзающим гаваням Сахалина, а приморским портам необходимо ледокольное сопровождение.

Строительство моста сыграло бы положительную роль и для повышения уровня жизни в регионе. Только стоимость доставки различных товаров на остров снизилась бы до 30%.

В России есть все возможности для строительства любых мостов, Крымский мост это показал, считают в компании «Мосгипротранс». «С советских времен остался хороший запас специалистов, которые могут проектировать и строить мосты, как в южных регионах, так и в условиях вечной мерзлоты», — отметил представитель организации. Нормативная база позволяет проектировать и строить мосты как в обычном климате, так и в условиях Севера. «Сейчас мостостроительная сфера в России испытывает подъем, востребованы проекты и специалисты. С развитием железнодорожного, автомобильного сообщения в столичном регионе, в Санкт-Петербурге, в больших кластерах на Севере появляется большой объем проектных и строительных работ», — отметил эксперт.

Подготовили Елена Мационг, Евгений Гайва

Программа

Когда запустили первые поезда

Ночью 25 декабря 2019 года в 2.33 по московскому времени, впервые был запущен поезд по маршруту Санкт-Петербург – Севастополь.

На транспортном мосту, который расположен напротив железнодорожного, собралось много народу. Некоторые из них проезжали на машине и, заслышав вдали гудок приближающегося поезда, останавливались, чтобы запечатлеть его проезд на камеру телефона. Были и такие, которые приехали из других уголков страны. Например, из Краснодара прибыла целая семья, чтобы понаблюдать за этим историческим событием.

Среди пассажиров также встречались люди, специально купившие билеты, чтобы оказаться первопроходцами и ощутить все эмоции на себе. Как они утверждали позже, те ощущения, которые им пришлось испытать, сравнимы, пожалуй, с первым запуском ракеты в космос.

По пути следования из Питера до Севастополя, а это не много ни мало 2741 км, поезд встречали с теплотой и радушием. К примеру, в Воронежской области на перроне, развернув Андреевский флаг, танцевали севастопольский вальс.

Россошь встретила пассажиров домашними угощениями, а у проводников спрашивали автографы, как у настоящих знаменитостей.

В Ростове отправляли делегацию – их миссия заключалась в том, чтобы передать подарочный паровоз своим коллегам из Симферополя.

В Симферополе собралось очень много народу, которые встречали первый фирменный поезд «Таврия».

Полтриллиона на стройку

Строить и реконструировать мосты в ближайшие годы планируется по всей стране. Правкомиссия по транспорту утвердила программу ремонта и строительства мостов.

При формировании проекта программы к реализации было заявлено более 3900 аварийных и предаварийных искусственных сооружений общей протяженностью свыше 190 тысяч метров (потребность в финансировании составляет свыше 370 млрд рублей), 486 путепроводов через железнодорожные пути (общий объем финансирования — свыше 340 млрд рублей), а также крупные и важные для формирования транспортного каркаса страны объекты в 21 регионе (общая потребность в средствах федерального бюджета с 2020 года составляет 415 млрд рублей). «Общий объем финансирования приоритетных мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту соответствующих объектов на период 2020-2024 годов составляет ориентировочно 507 миллиардов рублей», — сообщили в минтрансе.

В программу включены разделы по строительству новых мостов, по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту находящихся в аварийном и предаварийном состоянии мостов и путепроводов, а также по строительству автодорожных путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автотрасс. Формировали программу на основании предложений регионов.

Когда откроют железнодорожный мост в Крым?

Также Медовар заявляет, что строители и чиновники полностью понимают риски запуска поездов. Поэтому, скорее всего, железнодорожную часть будут запускать по тому же принципу, что и автомобильную, когда пустили 10 пустых КАМАЗов в шахматном порядке.

Интересно, что в Праге во время приема моста ставили танки один к одному и смотрели – не проседает ли он. А Крымский мост могут принять так: пустят по нему один паровоз с одним вагоном и скажут, что все готово.


Однако нагрузка на автомобильную часть моста небольшая по сравнению с железнодорожной. Ведь только арка весит около 10 тыс. тонн. Если по мосту пустить состав из 30 вагонов, то это еще 3 тыс. тонн, а товарные поезда могут состоять из 60 вагонов.

Это навсегда

Открытие железнодорожного сообщения с Россией станет знаковым событием для республики, сказали «Известиям» крымские политики.

— Его запуск означает окончание строительства грандиозного проекта, который был реализован вопреки всем санкциям, блокадам и зарубежным провокациям, всем попыткам «сдержать» Россию. Это очередной впечатляющий успех нашего Отечества. И это, безусловно, придаст новый импульс развитию полуострова, –– заявил «Известиям» глава Республики Крым Сергей Аксёнов.

Сенатор от Крыма Сергей Цеков отметил, что при Украине Крым фактически был островом, но после воссоединения с РФ ситуация изменилась.

— Теперь увеличится и туристический поток, и появятся хорошие условия для конкурентности крымских товаров. Конечно же, это определенные возможности для снижения цен на продукты, которые к нам привозят с материковой части России, — отметил он.

Моментального эффекта за один день не произойдет, считает парламентарий. Но постепенно всё будет меняться, цены в Крыму выравняются хотя бы с уровнем Краснодарского края.

Первый зампред Госсовета Республики Крым Ефим Фикс охарактеризовал «Известиям» появление железнодорожного моста как «потрясающее инженерное решение». Он подчеркнул, что железная дорога будет также способствовать продвижению на российский рынок и крымского вина.

мост3

Железнодорожное сообщение с Крымом скажется на росте потока туристов, что в свою очередь будет способствовать развитию российской экономики и наполняемости бюджета, сказал глава комитета Госсовета Крыма по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель

Это важно и с политической точки зрения, считает депутат

— Наши «друзья» с Украины сначала постоянно декларировали, что мост невозможно построить, а потом стали говорить, что он развалится. Сегодня его появление показывает не только несостоятельность этих заявлений, но и то, что Крым больше не отрезан от России, — заявил «Известиям» парламентарий.

По словам генерального директора «ЕвроТрансСтроя» Сергея Ракчеева, для окупаемости проекта требуется, чтобы по мосту проезжали 6–7 млн автомобилей в год и 10–12 млн пассажиров по железной дороге. При этом стоимость его пересечения в одну сторону должна составлять в среднем 1000 рублей. Тогда можно ожидать, что стройка окупится лет через 30–35 лет, то есть не ранее 2048–2053 годов.

Впрочем, директор департамента оценки НАО «Евроэксперт» Анна Шлапакова считает, что окупаемость строительства моста может выражаться и в экономическом эффекте, который получит от его запуска Крым.

По данным Минтранса, озвученным в прошлом году, с полным запуском моста правительство сможет экономить ежегодно до 11 млрд рублей, что к 2035 году условно вернет вложенные в него средства.

По мнению Анны Шлапаковой, не менее важно, что ж/д сообщение с Крымом откроет новые логистические возможности для транспортных компаний, крупных промышленных предприятий Крыма, а также окажет серьезное воздействие на развитие малого и среднего бизнеса, увеличит турпоток в Крым. В первые годы эксплуатации моста грузооборот, по ее мнению, может составить 9,5–10 млн т в год, а при суточной пропускной способности транспортного ж/д перехода в 47 пар поездов — 13 млн т в год, увеличившись в перспективе до 25 млн

В первые годы эксплуатации моста грузооборот, по ее мнению, может составить 9,5–10 млн т в год, а при суточной пропускной способности транспортного ж/д перехода в 47 пар поездов — 13 млн т в год, увеличившись в перспективе до 25 млн.

Почему железнодорожный мост в Крым может рухнуть?

Обещания чиновников запустить поезда в начале декабря 2019 года могут провалиться, ведь Крымский мост начал разрушаться сразу после открытия его автомобильной части. Израильские эксперты заявляют, что еще во время строительства на опорах заложили защитный слой бетона намного тоньше, чем указано в нормах. Также во время монтажа целый пролет съехал в воду, а несущие конструкции постоянно сдвигаются в разные стороны.

Юрий Медовар, кандидат геологических наук, убежден, что из-за особенностей геологического строения Керченского пролива мост там вообще строить было нельзя, тем более железнодорожный. По его словам, уже сейчас он в одной части проседает, а в другой – поднимается. Такие движения будут происходить постоянно. Особо опасен грязевой вулкан, который находится рядом и «стреляет» регулярно каждые 8-10 лет. После такого извержения от моста ничего не останется.

Гибель на боевом посту

К 1 января победного года должна была завершиться замена временных деревянных свай на металлические. Планировалось к этому же сроку установить 123 ледореза. Но успели — только пять. Помешали буйные и затяжные в эту зиму шторма….

Из-за сильных морозов в Азовском море образовался аномально толстый слой льда. А когда в феврале наступило резкое потепление, ледяные глыбы двинулись в Черное море через Керченский пролив. И всей огромной массой навалились на опоры моста.

Из телеграммы начальника Главмостстроя от 26 декабря 1944 года.

Во время оккупации Поддубный ходил с советским орденом на груди

«В течение 15 дней шторм не прекращается. Ветер от 7 до 10 баллов. Вся эстакада обледенела. Воду перебрасывает через эстакаду. Не можем снять с берега буксир Арарат и плавкран. Идет бойка свай на эстакаде. Ветер сбивает людей, их меняем через четыре часа, больше не выдерживают. С воды работы вести нельзя. Волны до двух метров».

Главный инженер строительства Иван Цюрупа, трезво оценив ситуацию, запросил четыре ледокола и эскадрилью бомбардировщиков, чтобы разбить ледовые поля. Но получил лишь батарею из нескольких орудий, а ледоколов в составе Черноморского флота никогда не было. Несколько бомбометаний с самолетов оказались тщетными — бессмысленно бомбить море, равное по площади Австрии…

Спасти опоры пытались, взрывая лед динамитными шашками. Увы, не хватало ни людей, ни взрывчатки. Но железнодорожники держались до последнего.

Из журнала истории 36-го ОБВЖДС:

«Принимая участие по защите моста от ледохода, личный состав показал образцы самоотверженности и организованности. Рядовой Вальковский 7 марта 1945 года при сильном ветре, доходившем до 8-9 баллов, находясь на оконечной опоре с восточной стороны, один вел борьбу с ледоходом бессменно, в течение двух суток. Подрывая лед взрывчаткой. Благодаря его самоотверженности опора была сохранена».

20 февраля 1945 года под напором льда половина опор моста рухнула, увлекая за собой пролеты. За неделю до этого по нему успел пройти особо охраняемый литерный поезд, на котором с Ялтинской конференции вернулась в Москву советская делегация. Керченский мост продержался четыре месяца.

За это время по нему прошло более двух тысяч эшелонов с топливом и боеприпасами для фронта. Если вам кто-нибудь скажет, что Керченский мост был сталинской авантюрой, вспомните эту цифру: «2 тысячи эшелонов». Они, эти эшелоны, сделали Победу ближе.


А Сталин, которому доложили о гибели моста, говорят, даже не стал никого наказывать. Острая необходимость в соединении Крыма с Кавказом к этому моменту отпала: Красная армия уже форсировала Одер, от которого до Берлина советские танки могли дойти за световой день.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

На строительстве Керченского моста были задействованы:

35 передвижных электростанций

21 электросварочный агрегат

23 копра

6 стреловых кранов на железнодорожном и автомобильном ходу

1 плавучий 45-тонный кран

10 экскаваторов

230 грузовиков

10 паровозов

10 водолазных станций

3 передвижных механических мастерских на железнодорожном ходу

8 самоходных судов

Большое количество самодельных плотов на железных бочках из-под горючего.

10 000 строителей

КРУПНЫЙ ПЛАН

Курсирующие маршруты, расписание и цены на билеты

На данный момент запущенно всего два маршрута – это Москва – Симферополь и Санкт-Петербург – Севастополь. Этим поездам были присвоены те же номера, которые были у поездов, курсировавших до 2014 года.

Москва – Симферополь

Считается, что на этом маршруте будет самая высокая загруженность, так как по путям будут пущены двухэтажные вагоны. Отправляясь в путь, можно приобрести билеты на купейные вагоны и на СВ. Всего к составу прицеплено 15 вагонов.

Расписание поездов на Крым из Москвы:

  • Отправка 23:45 – конечно время отправления не самое комфортное, но преимущество в том, что уложив багаж, можно спокойно ложиться спать.
  • Прибытие 8:50 – утреннее время пребывания, наиболее комфортное для пассажиров, так как впереди еще целый день. Такое преимущество позволяет спокойно найти гостиницу для дальнейшего проживания, и даже пройтись по местным достопримечательностям.
  • В пути, поезд проведет около 33 часов 05 минут. Показатели времени, конечно же примерные, так как в пути могут произойти заминки. Не исключено такое, что поезд может прибыть раньше времени.

Чтобы добраться в Москву, есть обратный поезд, который также быстро и с комфортом доставит вас до столицы России по следующему расписанию:

  • Отправление 18:20 – можно спокойно и без спешки уложить свой багаж на полки и познакомиться со своими соседями, с которыми возможно придется провести время до конца пути.
  • Прибытие 5:10 – конечно не самое удачное время – хочется поспать и досмотреть сон, но все-таки это уже утро и впереди целый день.
  • Время, затрачиваемое на дорогу до Москвы немного больше, чем уходит на поездку в Симферополь – 34 часа 50 минут.

По пути следования Москва – Симферополь и обратно встречаются продолжительные остановки. Одна из них находится в Мичуринске Уральском. Если двигаться из Москвы, то остановка занимает 41 минуты. На обратном пути, стоянка не такая продолжительная – около 36 минут.

Цены на билеты:

  • Купе – от 3250 до 5300 рублей.
  • СВ – от 10800 до 14800 рублей.

Санкт-Петербург – Севастополь

Этот поезд отправляется из Санкт-Петербурга по направлению в Севастополь. По маршруту Санкт-Петербург – Севастополь, курсируют обычные одноэтажные составы. 17 вагонов плацкартного и купейного вида.

Расписание поездов в Крым:

  • Отправка поезда с Московского вокзала в городе Санкт-Петербург -14.00. Чтобы не опоздать к отправке поезда, на вокзал лучше приехать заранее, так как в обеденное время возможны пробки на дорогах.
  • По прибытию в Крым, поезд останавливается в Симферополе в 7.40 утра и занимает 15 минут.
  • В Севастополь состав прибывает в 9.25. Утреннее время прибытия – самое комфортное для пассажиров, так как зачастую люди едут как туристы и потому им необходимо время, чтобы найти место для проживания.
  • Общее время, затрачиваемое на прохождение всего пути – 43 часа 25 минут.

Поезд в обратном направлении:

  • Отбытие от пирона города Севастополь – 15.55.
  • Поезд, также делает остановку в Симферополе – 17.40.
  • Прибывает на пирон Санкт-Петербурга в 10.20.
  • Всего на прохождение пути уйдет 42 часа 25 минут.

Цены на билеты:

  • Плацкарт – средняя цена 3700 рублей.
  • Купе – 4400-4700 рублей.

Некоторые из пассажиров могут заметить, что путь следования поезда занимает гораздо более продолжительное время, чем это было, когда состав ехал через Украину. Это обусловлено тем, что, во-первых, пассажирский поезд дает крюк, а во-вторых, на промежутке между Москвой и Питером он пропускает «Сапсаны».

Украинское наследство КЖД


Гладилин не стал комментировать ситуацию на железной дороге в Крыму в украинский период, но отметил, что после воссоединения полуострова с Россией на КЖД сложилась «ситуация, коренным образом отличающаяся от той, которая была при Украине».

«Хозяйство нам досталось в двойственном состоянии: путь имел характеристики, которые требовали ремонта, но он находился в работоспособном состоянии, как и контактная сеть. В нехорошем состоянии оказались системы централизации и блокировки — это то, что управляет светофорами и стрелками. Это все было построено еще при Советском Союзе, в 1970-е годы, моральный и физический износ достигал критических размеров… Локомотивный парк был весь в нерабочем состоянии, он был весь поставлен по различным причинам. Главная причина: просроченность по видам ремонта «, — рассказал собеседник агентства.

Кроме того, из-за введенной Украины транспортной блокады полуострова на КЖД существенно снизились объемы пассажирских и грузовых перевозок, добавил Гладилин. «Коллектив на тот момент составлял около 12 тыс. работников, они оказались абсолютно не загруженными работой», — отметил собеседник агентства.

«Нам пришлось решать сразу несколько комплексных задач: оздоровление хозяйства путей и контактной сети, ввод в строй локомотивов, занятость людей. Мы минимально принимали меры, которые напрямую связаны к сокращению, хотя некоторое количество людей пришлось сократить. Одновременно начали модернизацию хозяйства Крымской дороги», — рассказал гендиректор.

С берегов Невы

Мост через Керченский пролив протяженностью 19 км — один из крупнейших в России и Европе. Он состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс. Его строительство обошлось в 227,9 млрд рублей.

Старт ж/д движению будет дан в понедельник президентом. Ожидается, что в момент прохода первого состава по мосту его арки будут подсвечены в цвета флага России. Произойдет это, впрочем, лишь 24 декабря. Первый поезд начнет путь в Крым из Санкт-Петербурга 23 декабря, его время в пути до Севастополя займет 43,5 часа. А из Москвы добраться до города русских моряков теперь можно будет за 33 часа в комфортных двухэтажных вагонах.

мост

Билеты на поезда в Крым начали продаваться еще в начале ноября, и, как писали СМИ со ссылкой на данные компании-перевозчика «Гранд Сервис Экспресс», на сегодняшний день их уже реализовано 50 тыс. штук. Цены в плацкарт начинались от 3,5 тыс. рублей, в купе — чуть более 4 тыс. рублей.

Пока с материка на полуостров будет открыто только пассажирское ж/д движение, но уже летом — 1 июня 2020 года — оно будет возможно и для грузовых поездов.

Железнодорожное сообщение — по сути, отдельный мост, который идет параллельно автомобильному. Последний был открыт в 2018 году и за полтора года эксплуатации по нему проехали более 8 млн транспортных средств.

Планируется, что на Крымский полуостров будут ходить пассажирские поезда из 11 городов России.

150 суток подвига

Это проект был зашифрован под аббревиатурой «2К» — скорее всего, от первых букв в словах » Крым» и «Кавказ». Место для перехода выбрали между косой Чушка и восточным мысом Керченского полуострова — в самом узком горлышке пролива. Но даже несмотря на это длина моста оказалась приличной — почти 5 километров.

Когда была нарушена штормом связь с землей, комсомольцы сержант Сысоров и ефрейтор Кучин бросились в море и на протяжении 250 метров от опоры к опоре восстановили связь

Приказ построить его был отдан 36-й отдельной железнодорожной бригаде.

Из отчета 36-го отдельного батальона восстановления ж/д связи:

«Когда была нарушена штормом диспетчерская связь земли с плавучими средствами, солдаты взвода коммуниста Денисенко взялись восстановить ее, не дожидаясь катеров. Получив приказ устранить повреждение на линии, комсомольцы сержант Сысоров и ефрейтор Кучин бросились в море и на протяжении 250 м от опоры к опоре восстановили связь.

При восстановлении связи на косе «Чушка» солдаты взвода Мозолевского применили новый метод постановки опор в песчаный зыбкий грунт методом «закачивания» и со своей задачей справились досрочно.

При отсыпке деревянной дамбы камнем разгрузка парохода, привозившего камень, производилась за 3-4 смены непрерывной работы. Солдаты коммуниста Зубкова значительно сократили эти сроки. Благодаря умелой организации работ они разгрузили этот пароход за одну смену. Через два дня эти сроки были сокращены солдатами капитана Кузнецова — они разгрузили пароход за 6 часов работы. Были случаи, когда солдаты, сержанты и офицеры, воодушевленные героическими победами Красной армии на фронтах, выгружали пароход за 3,5 часа работы.

«Коридор бессмертия» — фильм о магистрали, построенной после прорыва блокады

В таком же изматывающем режиме, круглосуточно, трудились мостоотряды и подразделения железнодорожников. Есть версия, что больше половины строителей были заключенными, но она документально не подтверждается. Правда, в архивных документах военно-железнодорожных частей упоминаются «нештатные батальоны», не имеющие списков личного состава. Старожилы Керчи говорят, что на окраине города сохранилось кладбище, где хоронили погибших на строительстве моста заключенных. Но их имена никому не известны.

Открытие моста было приурочено к 27-й годовщине Великого Октября. 3 ноября 1944 года через Керченский пролив прошел первый поезд. Инженер Дмитрий Терюхов вспоминал, что руководители стройки по традиции стояли под мостом на лодках.

Один из участников проекта «2К» архитектор Борис Надежин после войны вспоминал:

«По окончании строительства я уезжал в Москву через Краснодар и с понятным нетерпением ждал переправы через пролив. Не на понтоне, катере или мотоботе, а в поезде по железнодорожному мосту! Я не знал тогда, что это исключительный случай, что повторить его будет невозможно… Переехали путепровод, значит, сейчас, сейчас мост… Сразу исчезло все. За окном черная тьма. Но внизу под вагоном, чуть видимые в отсветах паровозной топки, лениво катятся в темноту волны. По мосту едем долго. Звук пневматических молотков, на минуту в окне свет, видны конструкции ферм, люди на них заканчивают клепку разводного пролета. И опять тихо, темно, одни волны внизу. Кончился мост…»

А вскоре мост закончил свою короткую биографию, не пережив зимы 1945 года.

Переход к лучшему

О создании транспортного перехода, который бы соединил Крымский и Таманский полуострова, задумывались еще в XIX веке. Но реализовать сложнейший проект удалось лишь в наши дни после возвращения Крыма в состав России.

мост2

В январе 2015 года была детально проработана концепция транспортного перехода. К этой работе привлекли широкий круг экспертов. Подрядчиком проектирования и строительства моста стал «Стройгазмонтаж». В его возведении участвовали ведущие мостовики страны.

Район строительства перехода характеризовался сложными природными условиями — сейсмической активностью, илистым дном. Керченский и Таманский полуострова — это была зона интенсивных боев в годы Великой Отечественной войны. Поэтому в целях безопасности территорию обследовали саперы. На суше и в акватории (более 600 га) было обнаружено и обезврежено более 700 взрывоопасных предметов, включая 14 фугасных авиабомб.

Все рельсы на Крымском мосту были уложены в середине июля. Суммарно на двухпутной железной дороге их почти 5 тыс. тонн и более 76 тыс. штук шпал.


С этим читают