Русско-японская война война с японией 1904

Советское владение[править]

Во время советско-японской войны 1945 года советские войска десантом освободили город от японских захватчиков (самурайских военных формирований) 22 августа 1945 года. По советско-китайскому договору от 14 августа 1945 года район Порт-Артура был передан Китаем Советскому Союзу сроком на 30 лет в качестве военно-морской базы. (По другим сведениям, предусматривалось совместное советско-китайское использование базы.)

14 февраля 1950 года было заключено соглашение с Китаем о выводе советских войск из Порт-Артура и передаче сооружений в этом районе Китаю после подписания договора с Японией, но не позже конца 1952 года. 15 сентября 1952 года после обмена нотами между Китаем и СССР срок вывода советских войск был продлен до заключения мирных договоров между Китаем и Японией и СССР и Японией. Вывод советских войск и передача территории под китайскую юрисдикцию завершены в мае 1955 года.

История написания романа

В 1903 году семья А. Н. Степанова переехала в Порт-Артур. В возрасте двенадцати лет А. Н. Степанов принимал участие в обороне Порт-Артура, его отец Николай Иванович Степанов командовал батареей Электрического Утёса, а затем — Суворовской мортирной батареей на Тигровом полуострове. Двенадцатилетний мальчишка всё видел и записывал в свой дневник.

В 1917 году А. Н. Степанов был послан в Артиллерийскую академию в Петроград. В ночь на 17 марта 1921 года, во время штурма Кронштадта, при подавлении кронштадтского мятежа А. Н. Степанов провалился под лед Финского залива, тяжело заболел и вынужден был уехать лечиться на юг, в Краснодар.

В Краснодаре Степанов жил до 1942 года, работал инженером, преподавал в вузах и техникумах. В 1932 году бруцеллёз надолго приковал его к постели. У него появилась возможность вспомнить, передумать и заново перечувствовать пережитое. Все его мысли теперь заняты Порт-Артуром. Начал писать воспоминания и понял, что одних личных впечатлений мало. Помогали записки, которые вел во время обороны Порт-Артура отец писателя, но и этого было недостаточно. Тогда он начал читать о Порт-Артуре и русско-японской войне все, что мог достать в Краснодаре, получал книги из Москвы и других городов.

Через пять лет напряженной работы А. Н. Степанов посылает рукопись своих воспоминаний о порт-артурской обороне признанным мастерам исторического романа А. С. Новикову-Прибою и С. Н. Сергееву — Ценскому. Рукопись они одобрили и посоветовали Степанову продолжить работу над романом.

Первая книга романа «Порт-Артур» была опубликована в 1940 году в Краснодаре, вторая — там же в 1942 году.

Новые факты

В последнее время были выявлены новые факты, позволяющие поставить под серьезное сомнение официальную биографию писателя. С большой долей вероятности можно сказать, что А. Н. Степанов являлся не студентом Технологического университета, а кадровым офицером Лейб-гвардии, награждённым за боевые отличия во время Первой мировой войны шестью боевыми орденами и Георгиевским оружием. Но в обороне Порт-Артура ни писатель, ни его отец Николай Николаевич Степанов, ставший в 1917 году генералом Русской армии, участие не принимали, и, более того, никогда не были в этом городе.Есть свидетельства от людей, работавших в 30-40 х годах в Гослитиздате, утвердавшие, что роман «Порт-Артур» написан совсем другим человеком, не А. Н. Степановым.

Литература

  • Янчевецкий Д. Г. У стен недвижного Китая. — СПб. — Порт-Артур, издание П. А. Артемьева, 1903.
  • Степанов А. Адмирал Макаров в Порт-Артуре: повесть / Степанов А. — Владивосток: Примиздат, 1948. — 149 с.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Ч. 1-4 / Степанов А. — М.: Сов. писатель, 1947
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 1 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 539 с.: ил., портр.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 2 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 640 с.: ил.
  • Степанов А. Порт-Артур. Кн. 2 / Степанов А. — М.: Правда, 1985. — 672 с.: ил.
  • Сорокин А. И. Героическая оборона Порт-Артура 1904—1905 гг. / Сорокин А. И. — М.: ДОСААФ, 1955. — 118 с.: ил., карт.
  • Кейзерлинг А. Воспоминания о русской службе : / Кейзерлинг Альфред. — М.: Академкнига, 2001. — 447 с.: 4 л. ил.
  • Плотников И. Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верхов. правитель России / Плотников Иван Федорович; общ. ред. Благово В. А.; отв. ред. Сапожников С. А. — М.: Центрполиграф, 2003. — 702 с.: фот.
  • Шацилло В. Русско-японская война: 1904—1905 / Вячеслав Шацилло; Лариса Шацилло. — М.: Мол. гвардия, 2004. — 470 с.: ил.
  • Горинов М. М. История России XX века / Горинов Михаил Михайлович, Пушкова Любовь Леонидовна. — М.: Росмэн: Просвещение, 2004. — 319 с.: ил.
  • Нахапетов Б. А. Организация медицинской помощи в осаждённом Порт-Артуре / Б. А. Нахапетов // Вопросы истории. — 2005. — № 11. — С. 144—150.
  • Александр Новиков «Не пиши мне в Порт-Артур»: стихотворение / Новиков А.В., 2010 г.
  • ПОРТ-АРТУР // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
  • Люйшунь //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Порт-Артура оборона //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Утренний бой с участием тяжелых кораблей

После ночной атаки адмирал Того отправил своего подчинённого, вице-адмирала Дэву Сигэто, с 4 крейсерами на разведку в 08:00, чтобы оценить итоги ночной атаки и повреждения, нанесённые русскому флоту. К 09:00 отряд Дева был достаточно близко, чтобы разглядеть русский флот сквозь утренний туман. Дэва увидел 12 броненосцев и крейсеров, три или четыре из которых казались сильно повреждёнными или выбросившимися на берег. Более мелкие суда за пределами гавани были в очевидном беспорядке. Дэва приблизился примерно на 7 км к гавани но, поскольку он остался незамеченным, пришёл к выводу, что ночная атака парализовала русскую эскадру, и поспешил с отчётом к Того.

Дэва смог убедить Того, что момент может быть исключительно удачным для немедленной атаки главными силами флота. Хотя Того предпочёл бы выманить русский флот за пределы действия береговых батарей, чрезмерно оптимистичный доклад Дэвы смог его убедить, что риск был оправдан.

При приближении к Порт-Артуру японский флот был замечен русским крейсером «Боярин», нёсшим патрулирование. «Боярин» обстрелял «Микасу» с предельной дистанции и поспешил к главным силам русского флота. В 11:00 с дистанции около 8 км началась перестрелка между флотами. Японцы сконцентрировали огонь своих 12″ орудий на береговых батареях, а 8″ и 6″ орудий — против кораблей русской эскадры. Стрельба была не очень меткой с обеих сторон, но японцам удалось повредить «Новик», «Петропавловск», «Полтаву», «Диану» и «Аскольд». Скоро, однако, стало понятно, что Дэва был чересчур оптимистичен в своих оценках. В первые пять минут перестрелки «Микаса» получил прямое попадание, уничтожившее кормовой мостик и ранившее главного инженера, флаг-лейтенанта и 5 других офицеров.

В 12:20 Того приказал лечь на обратный курс. Это был рискованный манёвр, так как он подставлял японские корабли под огонь русских береговых батарей. Японские корабли успешно выполнили манёвр и быстро вышли за пределы действия русских батарей, однако «Сикисима», «Иватэ», «Фудзи» и «Хацусэ» получили прямые попадания. Несколько попаданий в момент разворота было и в крейсера адмирала Камимуры Хиконодзё. В этот момент «Новик», который был примерно в 3 км от японских крейсеров, выпустил торпеды. Все прошли мимо, а «Новик» получил пробоину ниже ватерлинии.

Литература[править]

Примечанияправить

  1. Здесь и далее цит. по: С. Ю. Витте. Воспоминанiя. Царствованiе Николая II. Томъ I. Berlin: Slowo-Verlag, 1922. Стр. 120 и далее.
  2. Энциклопедический словарь, т. 2. М.: Гос. науч. изд-во «Большая советская энциклопедия», 1954.
  • Янчевецкий Д. Г. У стен недвижного Китая. — СПб. — Порт-Артур, издание П. А. Артемьева, 1903.
  • Степанов А. Адмирал Макаров в Порт-Артуре: повесть / Степанов А. — Владивосток: Примиздат, 1948. — 149 с.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Ч. 1-4 / Степанов А. — М.: Сов. писатель, 1947
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 1 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 539 с.: ил., портр.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 2 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 640 с.: ил.
  • Сорокин А. И. Героическая оборона Порт-Артура 1904—1905 г.г. / Сорокин А. И. — М.: ДОСААФ, 1955. — 118 с.: ил., карт.
  • Кейзерлинг А. Воспоминания о русской службе : / Кейзерлинг Альфред. — М.: Академкнига, 2001. — 447 с.: 4 л. ил.
  • Плотников И. Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верхов. правитель России / Плотников Иван Федорович; общ. ред. Благово В. А.; отв. ред. Сапожников С. А. — М.: Центрполиграф, 2003. — 702 с.: фот.
  • Шацилло В. Русско-японская война: 1904—1905 / Вячеслав Шацилло; Лариса Шацилло. — М.: Мол. гвардия, 2004. — 470 с.: ил.
  • Горинов М. М. История России 20 века / Горинов Михаил Михайлович, Пушкова Любовь Леонидовна. — М.: Росмэн: Просвещение, 2004. — 319 с.: ил.
  • Алексей Васильевич Шишов. Неизвестные страницы русско японской войны: 1904—1905 гг. М.: Вече, 2004. ISBN 5 9533 0269 X ,
  • Дискант Ю. В. Порт-Артур, 1904 / Пер. с пол. — М.: АСТ, 2003. — 368 с., ил. ISBN 5-17-014473-3
  • Нахапетов Б. А. Организация медицинской помощи в осажденном Порт-Артуре / Б. А. Нахапетов // Вопросы истории. — 2005. — N 11. — С. 144—150.

Советское военное присутствие

Советские морпехи в Порт-Артуре, октябрь 1945

Во время советско-японской войны 1945 года советские войска десантом очистили город от японских военных формирований 22 августа 1945 года. 14 августа 1945 года СССР и Китайская Республика подписали соглашение об использовании района Порт-Артура в качестве совместной военно-морской базы сроком на 30 лет.

Сталин считал договор, заключённый с Чан Кайши, неравноправным, и в конце 1940-х годов предлагал Мао Цзэдуну передать Порт-Артур, а равно Дальний и Чанчуньскую ЖД обратно Китаю, но Мао опасался, что вывод советских войск из Манчжурии поставит под угрозу позиции КПК на северо-западе Китая, и убедил Сталина отложить передачу.

14 февраля 1950 года одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР было заключено соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование указанной базы СССР и КНР до конца 1952 года.

В конце 1952 года правительство КНР, учитывая обострение обстановки на Дальнем Востоке, обратилось к Советскому правительству с предложением продлить срок пребывания советских войск в Порт-Артуре. Соглашение по этому вопросу было оформлено 15 сентября 1952 года.

12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР были завершены в мае 1955 года.

Ночная атака миноносцев 8—9 февраля 1904

Около 22:30 8 февраля 1904 года отряд из 10 японских миноносцев встретился с патрульными русскими миноносцами вблизи Порт-Артура. Русские корабли, не имея приказа, в бой не вступили. Тем не менее, в результате нервозности, вызванной этой нежеланной для японцев встречей, два японских миноносца столкнулись и отстали от остального отряда. Примерно в 00:28 9 февраля , первые четыре японских миноносца вышли незамеченными к Порт-Артуру, и провели торпедную атаку против крейсера «Паллада» (получил торпеду в середину корпуса) и броненосца «Ретвизан» (торпеда попала в нос корабля). Остальные японские миноносцы были не так успешны, так как прибыли поздно, когда эффект внезапности был уже утрачен, и провели свои атаки индивидуально, без всякого согласования. Однако, они смогли торпедировать наиболее сильный корабль русской эскадры — броненосец «Цесаревич». Японский миноносец «Оборо» провел последнюю атаку около 02:00, однако к этому моменту эскадра была поднята по тревоге, а прожекторы и артиллерийский огонь русских кораблей сделали точную торпедную атаку с близкой дистанции невозможной.

Несмотря на идеальные условия для внезапной торпедной атаки, результаты были относительно скромными. Из шестнадцати выпущенных торпед, все, кроме трёх, либо прошли мимо цели, либо не взорвались. Вместе с тем, в результате атаки были на несколько недель выведены из строя два сильнейших корабля русской эскадры, броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич». Та же судьба постигла и крейсер «Паллада».

Литература

  • Янчевецкий Д. Г. У стен недвижного Китая. — СПб. — Порт-Артур, издание П. А. Артемьева, 1903.
  • Степанов А. Адмирал Макаров в Порт-Артуре: повесть / Степанов А. — Владивосток: Примиздат, 1948. — 149 с.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Ч. 1-4 / Степанов А. — М.: Сов. писатель, 1947
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 1 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 539 с.: ил., портр.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 2 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 640 с.: ил.
  • Степанов А. Порт-Артур. Кн. 2 / Степанов А. — М.: Правда, 1985. — 672 с.: ил.
  • Сорокин А. И. Героическая оборона Порт-Артура 1904—1905 гг. / Сорокин А. И. — М.: ДОСААФ, 1955. — 118 с.: ил., карт.
  • Кейзерлинг А. Воспоминания о русской службе : / Кейзерлинг Альфред. — М.: Академкнига, 2001. — 447 с.: 4 л. ил.
  • Плотников И. Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верхов. правитель России / Плотников Иван Федорович; общ. ред. Благово В. А.; отв. ред. Сапожников С. А. — М.: Центрполиграф, 2003. — 702 с.: фот.
  • Шацилло В. Русско-японская война: 1904—1905 / Вячеслав Шацилло; Лариса Шацилло. — М.: Мол. гвардия, 2004. — 470 с.: ил.
  • Горинов М. М. История России XX века / Горинов Михаил Михайлович, Пушкова Любовь Леонидовна. — М.: Росмэн: Просвещение, 2004. — 319 с.: ил.
  • Нахапетов Б. А. Организация медицинской помощи в осаждённом Порт-Артуре / Б. А. Нахапетов // Вопросы истории. — 2005. — № 11. — С. 144—150.
  • Александр Новиков «Не пиши мне в Порт-Артур»: стихотворение / Новиков А. В., 2010 г.
  • Авилов Р. С. Порт-Артур: страницы истории русской крепости (1898—1905 гг.) // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 1. — С. 20-28.
  • ПОРТ-АРТУР // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
  • Люйшунь //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Порт-Артура оборона //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

  • «Совершенно секретная история» о бое у Порт-Артура // Морская война : журнал. — Гран Флит, 2010. — Вып. 1. — С. 15—32.
  • Forczyk, Robert (2009). Russian Battleship vs Japanese Battleship, Yellow Sea 1904-05. Osprey. ISBN 978-1-84603-330-8.
  • Grant, R. Captain (1907). Before Port Arthur in a Destroyer; The Personal Diary of a Japanese Naval Officer. John Murray, London; 1907.
  • Connaughton, Richard (2003). Rising Sun and Tumbling Bear. Cassell. ISBN 0-304-36657-9
  • Kowner, Rotem (англ.)русск.. Historical Dictionary of the Russo-Japanese War (англ.). — The Scarecrow Press (англ.)русск., 2006. — ISBN 0-8108-4927-5.
  • Nish, Ian (1985). The Origins of the Russo-Japanese War. Longman. ISBN 0-582-49114-2
  • F. R. Sedwick, (R.F.A.), The Russo-Japanese War, 1909, The Macmillan Company, N.Y.
  • Schimmelpenninck van der Oye, David (2001), Toward the Rising Sun: Russian Ideologies of Empire and the Path to War with Japan», Northern Illinois University Press, ISBN 0-87580-276-1

История написания романа

В 1903 году семья А. Н. Степанова переехала в Порт-Артур. В возрасте двенадцати лет А. Н. Степанов принимал участие в обороне Порт-Артура, его отец Николай Иванович Степанов командовал батареей Электрического Утёса, а затем — Суворовской мортирной батареей на Тигровом полуострове. Двенадцатилетний мальчишка всё видел и записывал в свой дневник.

В 1917 году А. Н. Степанов был послан в Артиллерийскую академию в Петроград. В ночь на 17 марта 1921 года, во время штурма Кронштадта, при подавлении кронштадтского мятежа А. Н. Степанов провалился под лед Финского залива, тяжело заболел и вынужден был уехать лечиться на юг, в Краснодар.

В Краснодаре Степанов жил до 1942 года, работал инженером, преподавал в вузах и техникумах. В 1932 году бруцеллёз надолго приковал его к постели. У него появилась возможность вспомнить, передумать и заново перечувствовать пережитое. Все его мысли теперь заняты Порт-Артуром. Начал писать воспоминания и понял, что одних личных впечатлений мало. Помогали записки, которые вел во время обороны Порт-Артура отец писателя, но и этого было недостаточно. Тогда он начал читать о Порт-Артуре и русско-японской войне все, что мог достать в Краснодаре, получал книги из Москвы и других городов.

Через пять лет напряженной работы А. Н. Степанов посылает рукопись своих воспоминаний о порт-артурской обороне признанным мастерам исторического романа А. С. Новикову-Прибою и С. Н. Сергееву — Ценскому. Рукопись они одобрили и посоветовали Степанову продолжить работу над романом.

Первая книга романа «Порт-Артур» была опубликована в 1940 году в Краснодаре, вторая — там же в 1942 году.

Новые факты

В последнее время были выявлены новые факты, позволяющие поставить под серьезное сомнение официальную биографию писателя. С большой долей вероятности можно сказать, что А. Н. Степанов являлся не студентом Технологического университета, а кадровым офицером Лейб-гвардии, награждённым за боевые отличия во время Первой мировой войны шестью боевыми орденами и Георгиевским оружием. Но в обороне Порт-Артура ни писатель, ни его отец Николай Николаевич Степанов, ставший в 1917 году генералом Русской армии, участие не принимали, и, более того, никогда не были в этом городе.Есть свидетельства от людей, работавших в 30-40 х годах в Гослитиздате, утвердавшие, что роман «Порт-Артур» написан совсем другим человеком, не А. Н. Степановым.

Предыстория

Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266—420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津). В период Тан (唐朝, 618—907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271—1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口, букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368—1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所). Тогда же появилось название «Люйшунь» — в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди, возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли — кит. упр. 旅途顺利), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)

Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ.). Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана, в 1880-е годы. Уже в 1884 г

для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).

В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота — 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).

21 ноября 1894 года в ходе первой японско-китайской войны Люйшунь пал, вследствие полного развала системы обороны и дезертирства командующего обороной генерала Цзян Гуйти, а также запрета Бэйянскому флоту со стороны правительства и лично Ли Хунчжана дать решающий бой японскому флоту на внешнем рейде Люйшуня. Остатки гарнизона под командованием генерала Сюй Бандао прорвались и соединились с основными силами главнокомандующего китайскими войсками в Маньчжурии генерала Сун Цина. Люйшунь заняла Япония, захватившая в крепости огромные трофеи. Японские войска устроили в Люйшуне беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что в городе были обнаружены останки пленных японских солдат, захваченных войсками Сюй Бандао во время вылазки. По китайским оценкам, погибло около 20 тысяч мирных жителей, независимо от пола и возраста. Из всего населения города, по словам Фредерика Вильерса, оставили только 36 человек, которые должны были захоронить трупы погибших. На их шапках по приказу японского командования было написано: «Этих не убивать». Сбор тел продолжался в течение месяца, после чего по приказу японцев огромную гору тел облили маслом и подожгли, поддерживая огонь в течение 10 дней. Пепел и обгоревшие кости были захоронены у подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы. В настоящее время это место известно под названием «Могила 10000 сохранивших верность». В 1895 году по Симоносекскому договору Порт Артур перешел к Японии, но из-за сильного давления со стороны России, Германии и Франции (Тройственная интервенция) Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.

Влияние

В 1944 году роман был переиздан большим тиражом и получил всенародное признание. В 1946 году А. Н. Степанову была присуждена за него Сталинская премия.

Писатель получал сотни писем от читателей.[источник не указан 1754 дня] Участники обороны Порт-Артура делились своими воспоминаниями, сообщали неизвестные факты героических эпизодов, боев. Используя новые материалы, А. Н. Степанов постоянно совершенствовал своё произведение, уточняя характеристики, дописывая новые главы и сцены.

Роман А. Н. Степанова вошел в золотой фонд советской литературы. Он издавался семнадцать раз тиражом более миллиона экземпляров. Переведен на языки народов СССР и на многие иностранные, в том числе на английский, французский, венгерский, китайский, японский и другие.

Во многих театрах страны шла пьеса «Порт-Артур», написанная А. Н. Степановым в соавторстве с драматургом И. Ф. Поповым по мотивам романа. А. Н. Степановым также был создан киносценарий «Порт-Артур».

Влияние

В 1944 году роман был переиздан большим тиражом и получил всенародное признание. В 1946 году А. Н. Степанову была присуждена за него Сталинская премия.

Писатель получал сотни писем от читателей.[источник не указан 1739 дней] Участники обороны Порт-Артура делились своими воспоминаниями, сообщали неизвестные факты героических эпизодов, боев. Используя новые материалы, А. Н. Степанов постоянно совершенствовал своё произведение, уточняя характеристики, дописывая новые главы и сцены.

Роман А. Н. Степанова вошел в золотой фонд советской литературы. Он издавался семнадцать раз тиражом более миллиона экземпляров. Переведен на языки народов СССР и на многие иностранные, в том числе на английский, французский, венгерский, китайский, японский и другие.

Во многих театрах страны шла пьеса «Порт-Артур», написанная А. Н. Степановым в соавторстве с драматургом И. Ф. Поповым по мотивам романа. А. Н. Степановым также был создан киносценарий «Порт-Артур».

Сегодня[править]

Люйшунь является закрытым городом для иностранцев, однако гражданам России и Японии открыт доступ к некоторым мемориальным сооружениям. Наиболее значительными достопримечательностями являются: русская батарея Электрического утёса (доступ только для китайских граждан), форт № 2 (место гибели генерала Кондратенко, доступ также только для китайских граждан), высота 203, Мемориальное русское кладбище, железнодорожный вокзал (построен в 1901-03 гг.), русская батарея на горе Вантай. Кроме того сохранилась значительная часть домов русской постройки 1901-05 гг и большая часть русских укреплений: фортов, батарей и траншей. Однако, вследствие закрытости города доступ посторонних к ним закрыт.

Предыстория

Порт-Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года



Порт-Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266—420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津). В период Тан (唐朝, 618—907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271—1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口, букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368—1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所). Тогда же появилось название «Люйшунь» — в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди, возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли — кит. упр. 旅途顺利), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)

Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ.). Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Фото из статьи «Порт-Артур» «Военная энциклопедия Сытина»

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана, в 1880-е годы. Уже в 1884 г

для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).

В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота — 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).

21 ноября 1894 года в ходе первой японско-китайской войны Люйшунь пал, вследствие полного развала системы обороны и дезертирства командующего обороной генерала Цзян Гуйти, а также запрета Бэйянскому флоту со стороны правительства и лично Ли Хунчжана дать решающий бой японскому флоту на внешнем рейде Люйшуня. Остатки гарнизона под командованием генерала Сюй Бандао прорвались и соединились с основными силами главнокомандующего китайскими войсками в Маньчжурии генерала Сун Цина. Люйшунь заняла Япония, захватившая в крепости огромные трофеи. Японские войска устроили в Люйшуне беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что в городе были обнаружены останки пленных японских солдат, захваченных войсками Сюй Бандао во время вылазки. По китайским оценкам, погибло около 20 тысяч мирных жителей, независимо от пола и возраста. Из всего населения города, по словам Фредерика Вильерса, оставили только 36 человек, которые должны были захоронить трупы погибших. На их шапках по приказу японского командования было написано: «Этих не убивать». Сбор тел продолжался в течение месяца, после чего по приказу японцев огромную гору тел облили маслом и подожгли, поддерживая огонь в течение 10 дней. Пепел и обгоревшие кости были захоронены у подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы. В настоящее время это место известно под названием «Могила 10000 сохранивших верность». В 1895 году по Симоносекскому договору Порт Артур перешел к Японии, но из-за сильного давления со стороны России, Германии и Франции (Тройстве

Порт-Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года


Советское владение[править]

Во время советско-японской войны 1945 года советские войска десантом освободили город от японских захватчиков (самурайских военных формирований) 22 августа 1945 года. По советско-китайскому договору от 14 августа 1945 года район Порт-Артура был передан Китаем Советскому Союзу сроком на 30 лет в качестве военно-морской базы. (По другим сведениям, предусматривалось совместное советско-китайское использование базы.)

14 февраля 1950 года было заключено соглашение с Китаем о выводе советских войск из Порт-Артура и передаче сооружений в этом районе Китаю после подписания договора с Японией, но не позже конца 1952 года. 15 сентября 1952 года после обмена нотами между Китаем и СССР срок вывода советских войск был продлен до заключения мирных договоров между Китаем и Японией и СССР и Японией. Вывод советских войск и передача территории под китайскую юрисдикцию завершены в мае 1955 года.

История написания романа

В 1903 году семья А. Н. Степанова переехала в Порт-Артур. В возрасте двенадцати лет А. Н. Степанов принимал участие в обороне Порт-Артура, его отец Николай Иванович Степанов командовал батареей Электрического Утёса, а затем — Суворовской мортирной батареей на Тигровом полуострове. Двенадцатилетний мальчишка всё видел и записывал в свой дневник.

В 1917 году А. Н. Степанов был послан в Артиллерийскую академию в Петроград. В ночь на 17 марта 1921 года, во время штурма Кронштадта, при подавлении кронштадтского мятежа А. Н. Степанов провалился под лед Финского залива, тяжело заболел и вынужден был уехать лечиться на юг, в Краснодар.

В Краснодаре Степанов жил до 1942 года, работал инженером, преподавал в вузах и техникумах. В 1932 году бруцеллёз надолго приковал его к постели. У него появилась возможность вспомнить, передумать и заново перечувствовать пережитое. Все его мысли теперь заняты Порт-Артуром. Начал писать воспоминания и понял, что одних личных впечатлений мало. Помогали записки, которые вел во время обороны Порт-Артура отец писателя, но и этого было недостаточно. Тогда он начал читать о Порт-Артуре и русско-японской войне все, что мог достать в Краснодаре, получал книги из Москвы и других городов.

Через пять лет напряженной работы А. Н. Степанов посылает рукопись своих воспоминаний о порт-артурской обороне признанным мастерам исторического романа А. С. Новикову-Прибою и С. Н. Сергееву — Ценскому. Рукопись они одобрили и посоветовали Степанову продолжить работу над романом.

Первая книга романа «Порт-Артур» была опубликована в 1940 году в Краснодаре, вторая — там же в 1942 году.

Новые факты

В последнее время были выявлены новые факты, позволяющие поставить под серьезное сомнение официальную биографию писателя. С большой долей вероятности можно сказать, что А. Н. Степанов являлся не студентом Технологического университета, а кадровым офицером Лейб-гвардии, награждённым за боевые отличия во время Первой мировой войны шестью боевыми орденами и Георгиевским оружием. Но в обороне Порт-Артура ни писатель, ни его отец Николай Николаевич Степанов, ставший в 1917 году генералом Русской армии, участие не принимали, и, более того, никогда не были в этом городе.Есть свидетельства от людей, работавших в 30-40 х годах в Гослитиздате, утвердавшие, что роман «Порт-Артур» написан совсем другим человеком, не А. Н. Степановым.

Литература

  • Янчевецкий Д. Г. У стен недвижного Китая. — СПб. — Порт-Артур, издание П. А. Артемьева, 1903.
  • Степанов А. Адмирал Макаров в Порт-Артуре: повесть / Степанов А. — Владивосток: Примиздат, 1948. — 149 с.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Ч. 1-4 / Степанов А. — М.: Сов. писатель, 1947
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 1 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 539 с.: ил., портр.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 2 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 640 с.: ил.
  • Степанов А. Порт-Артур. Кн. 2 / Степанов А. — М.: Правда, 1985. — 672 с.: ил.
  • Сорокин А. И. Героическая оборона Порт-Артура 1904—1905 гг. / Сорокин А. И. — М.: ДОСААФ, 1955. — 118 с.: ил., карт.
  • Кейзерлинг А. Воспоминания о русской службе : / Кейзерлинг Альфред. — М.: Академкнига, 2001. — 447 с.: 4 л. ил.
  • Плотников И. Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верхов. правитель России / Плотников Иван Федорович; общ. ред. Благово В. А.; отв. ред. Сапожников С. А. — М.: Центрполиграф, 2003. — 702 с.: фот.
  • Шацилло В. Русско-японская война: 1904—1905 / Вячеслав Шацилло; Лариса Шацилло. — М.: Мол. гвардия, 2004. — 470 с.: ил.
  • Горинов М. М. История России XX века / Горинов Михаил Михайлович, Пушкова Любовь Леонидовна. — М.: Росмэн: Просвещение, 2004. — 319 с.: ил.
  • Нахапетов Б. А. Организация медицинской помощи в осаждённом Порт-Артуре / Б. А. Нахапетов // Вопросы истории. — 2005. — № 11. — С. 144—150.
  • Александр Новиков «Не пиши мне в Порт-Артур»: стихотворение / Новиков А.В., 2010 г.
  • ПОРТ-АРТУР // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
  • Люйшунь //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Порт-Артура оборона //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Утренний бой с участием тяжелых кораблей

После ночной атаки адмирал Того отправил своего подчинённого, вице-адмирала Дэву Сигэто, с 4 крейсерами на разведку в 08:00, чтобы оценить итоги ночной атаки и повреждения, нанесённые русскому флоту. К 09:00 отряд Дева был достаточно близко, чтобы разглядеть русский флот сквозь утренний туман. Дэва увидел 12 броненосцев и крейсеров, три или четыре из которых казались сильно повреждёнными или выбросившимися на берег. Более мелкие суда за пределами гавани были в очевидном беспорядке. Дэва приблизился примерно на 7 км к гавани но, поскольку он остался незамеченным, пришёл к выводу, что ночная атака парализовала русскую эскадру, и поспешил с отчётом к Того.

Дэва смог убедить Того, что момент может быть исключительно удачным для немедленной атаки главными силами флота. Хотя Того предпочёл бы выманить русский флот за пределы действия береговых батарей, чрезмерно оптимистичный доклад Дэвы смог его убедить, что риск был оправдан.

При приближении к Порт-Артуру японский флот был замечен русским крейсером «Боярин», нёсшим патрулирование. «Боярин» обстрелял «Микасу» с предельной дистанции и поспешил к главным силам русского флота. В 11:00 с дистанции около 8 км началась перестрелка между флотами. Японцы сконцентрировали огонь своих 12″ орудий на береговых батареях, а 8″ и 6″ орудий — против кораблей русской эскадры. Стрельба была не очень меткой с обеих сторон, но японцам удалось повредить «Новик», «Петропавловск», «Полтаву», «Диану» и «Аскольд». Скоро, однако, стало понятно, что Дэва был чересчур оптимистичен в своих оценках. В первые пять минут перестрелки «Микаса» получил прямое попадание, уничтожившее кормовой мостик и ранившее главного инженера, флаг-лейтенанта и 5 других офицеров.

В 12:20 Того приказал лечь на обратный курс. Это был рискованный манёвр, так как он подставлял японские корабли под огонь русских береговых батарей. Японские корабли успешно выполнили манёвр и быстро вышли за пределы действия русских батарей, однако «Сикисима», «Иватэ», «Фудзи» и «Хацусэ» получили прямые попадания. Несколько попаданий в момент разворота было и в крейсера адмирала Камимуры Хиконодзё. В этот момент «Новик», который был примерно в 3 км от японских крейсеров, выпустил торпеды. Все прошли мимо, а «Новик» получил пробоину ниже ватерлинии.

Литература[править]

Примечанияправить

  1. Здесь и далее цит. по: С. Ю. Витте. Воспоминанiя. Царствованiе Николая II. Томъ I. Berlin: Slowo-Verlag, 1922. Стр. 120 и далее.
  2. Энциклопедический словарь, т. 2. М.: Гос. науч. изд-во «Большая советская энциклопедия», 1954.
  • Янчевецкий Д. Г. У стен недвижного Китая. — СПб. — Порт-Артур, издание П. А. Артемьева, 1903.
  • Степанов А. Адмирал Макаров в Порт-Артуре: повесть / Степанов А. — Владивосток: Примиздат, 1948. — 149 с.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Ч. 1-4 / Степанов А. — М.: Сов. писатель, 1947
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 1 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 539 с.: ил., портр.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 2 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 640 с.: ил.
  • Сорокин А. И. Героическая оборона Порт-Артура 1904—1905 г.г. / Сорокин А. И. — М.: ДОСААФ, 1955. — 118 с.: ил., карт.
  • Кейзерлинг А. Воспоминания о русской службе : / Кейзерлинг Альфред. — М.: Академкнига, 2001. — 447 с.: 4 л. ил.
  • Плотников И. Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верхов. правитель России / Плотников Иван Федорович; общ. ред. Благово В. А.; отв. ред. Сапожников С. А. — М.: Центрполиграф, 2003. — 702 с.: фот.
  • Шацилло В. Русско-японская война: 1904—1905 / Вячеслав Шацилло; Лариса Шацилло. — М.: Мол. гвардия, 2004. — 470 с.: ил.
  • Горинов М. М. История России 20 века / Горинов Михаил Михайлович, Пушкова Любовь Леонидовна. — М.: Росмэн: Просвещение, 2004. — 319 с.: ил.
  • Алексей Васильевич Шишов. Неизвестные страницы русско японской войны: 1904—1905 гг. М.: Вече, 2004. ISBN 5 9533 0269 X ,
  • Дискант Ю. В. Порт-Артур, 1904 / Пер. с пол. — М.: АСТ, 2003. — 368 с., ил. ISBN 5-17-014473-3
  • Нахапетов Б. А. Организация медицинской помощи в осажденном Порт-Артуре / Б. А. Нахапетов // Вопросы истории. — 2005. — N 11. — С. 144—150.

Советское военное присутствие

Советские морпехи в Порт-Артуре, октябрь 1945

Во время советско-японской войны 1945 года советские войска десантом очистили город от японских военных формирований 22 августа 1945 года. 14 августа 1945 года СССР и Китайская Республика подписали соглашение об использовании района Порт-Артура в качестве совместной военно-морской базы сроком на 30 лет.

Сталин считал договор, заключённый с Чан Кайши, неравноправным, и в конце 1940-х годов предлагал Мао Цзэдуну передать Порт-Артур, а равно Дальний и Чанчуньскую ЖД обратно Китаю, но Мао опасался, что вывод советских войск из Манчжурии поставит под угрозу позиции КПК на северо-западе Китая, и убедил Сталина отложить передачу.

14 февраля 1950 года одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР было заключено соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование указанной базы СССР и КНР до конца 1952 года.

В конце 1952 года правительство КНР, учитывая обострение обстановки на Дальнем Востоке, обратилось к Советскому правительству с предложением продлить срок пребывания советских войск в Порт-Артуре. Соглашение по этому вопросу было оформлено 15 сентября 1952 года.

12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР были завершены в мае 1955 года.

Ночная атака миноносцев 8—9 февраля 1904

Около 22:30 8 февраля 1904 года отряд из 10 японских миноносцев встретился с патрульными русскими миноносцами вблизи Порт-Артура. Русские корабли, не имея приказа, в бой не вступили. Тем не менее, в результате нервозности, вызванной этой нежеланной для японцев встречей, два японских миноносца столкнулись и отстали от остального отряда. Примерно в 00:28 9 февраля , первые четыре японских миноносца вышли незамеченными к Порт-Артуру, и провели торпедную атаку против крейсера «Паллада» (получил торпеду в середину корпуса) и броненосца «Ретвизан» (торпеда попала в нос корабля). Остальные японские миноносцы были не так успешны, так как прибыли поздно, когда эффект внезапности был уже утрачен, и провели свои атаки индивидуально, без всякого согласования. Однако, они смогли торпедировать наиболее сильный корабль русской эскадры — броненосец «Цесаревич». Японский миноносец «Оборо» провел последнюю атаку около 02:00, однако к этому моменту эскадра была поднята по тревоге, а прожекторы и артиллерийский огонь русских кораблей сделали точную торпедную атаку с близкой дистанции невозможной.

Несмотря на идеальные условия для внезапной торпедной атаки, результаты были относительно скромными. Из шестнадцати выпущенных торпед, все, кроме трёх, либо прошли мимо цели, либо не взорвались. Вместе с тем, в результате атаки были на несколько недель выведены из строя два сильнейших корабля русской эскадры, броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич». Та же судьба постигла и крейсер «Паллада».

Литература

  • Янчевецкий Д. Г. У стен недвижного Китая. — СПб. — Порт-Артур, издание П. А. Артемьева, 1903.
  • Степанов А. Адмирал Макаров в Порт-Артуре: повесть / Степанов А. — Владивосток: Примиздат, 1948. — 149 с.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Ч. 1-4 / Степанов А. — М.: Сов. писатель, 1947
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 1 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 539 с.: ил., портр.
  • Степанов А. Порт-Артур: Историческое повествование. Кн. 2 / Степанов А. — М.: Гослитиздат, 1950. — 640 с.: ил.
  • Степанов А. Порт-Артур. Кн. 2 / Степанов А. — М.: Правда, 1985. — 672 с.: ил.
  • Сорокин А. И. Героическая оборона Порт-Артура 1904—1905 гг. / Сорокин А. И. — М.: ДОСААФ, 1955. — 118 с.: ил., карт.
  • Кейзерлинг А. Воспоминания о русской службе : / Кейзерлинг Альфред. — М.: Академкнига, 2001. — 447 с.: 4 л. ил.
  • Плотников И. Ф. Александр Васильевич Колчак: Исследователь, адмирал, верхов. правитель России / Плотников Иван Федорович; общ. ред. Благово В. А.; отв. ред. Сапожников С. А. — М.: Центрполиграф, 2003. — 702 с.: фот.
  • Шацилло В. Русско-японская война: 1904—1905 / Вячеслав Шацилло; Лариса Шацилло. — М.: Мол. гвардия, 2004. — 470 с.: ил.
  • Горинов М. М. История России XX века / Горинов Михаил Михайлович, Пушкова Любовь Леонидовна. — М.: Росмэн: Просвещение, 2004. — 319 с.: ил.
  • Нахапетов Б. А. Организация медицинской помощи в осаждённом Порт-Артуре / Б. А. Нахапетов // Вопросы истории. — 2005. — № 11. — С. 144—150.
  • Александр Новиков «Не пиши мне в Порт-Артур»: стихотворение / Новиков А. В., 2010 г.
  • Авилов Р. С. Порт-Артур: страницы истории русской крепости (1898—1905 гг.) // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 1. — С. 20-28.
  • ПОРТ-АРТУР // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
  • Люйшунь //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Порт-Артура оборона //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

  • «Совершенно секретная история» о бое у Порт-Артура // Морская война : журнал. — Гран Флит, 2010. — Вып. 1. — С. 15—32.
  • Forczyk, Robert (2009). Russian Battleship vs Japanese Battleship, Yellow Sea 1904-05. Osprey. ISBN 978-1-84603-330-8.
  • Grant, R. Captain (1907). Before Port Arthur in a Destroyer; The Personal Diary of a Japanese Naval Officer. John Murray, London; 1907.
  • Connaughton, Richard (2003). Rising Sun and Tumbling Bear. Cassell. ISBN 0-304-36657-9
  • Kowner, Rotem (англ.)русск.. Historical Dictionary of the Russo-Japanese War (англ.). — The Scarecrow Press (англ.)русск., 2006. — ISBN 0-8108-4927-5.
  • Nish, Ian (1985). The Origins of the Russo-Japanese War. Longman. ISBN 0-582-49114-2
  • F. R. Sedwick, (R.F.A.), The Russo-Japanese War, 1909, The Macmillan Company, N.Y.
  • Schimmelpenninck van der Oye, David (2001), Toward the Rising Sun: Russian Ideologies of Empire and the Path to War with Japan», Northern Illinois University Press, ISBN 0-87580-276-1

История написания романа

В 1903 году семья А. Н. Степанова переехала в Порт-Артур. В возрасте двенадцати лет А. Н. Степанов принимал участие в обороне Порт-Артура, его отец Николай Иванович Степанов командовал батареей Электрического Утёса, а затем — Суворовской мортирной батареей на Тигровом полуострове. Двенадцатилетний мальчишка всё видел и записывал в свой дневник.

В 1917 году А. Н. Степанов был послан в Артиллерийскую академию в Петроград. В ночь на 17 марта 1921 года, во время штурма Кронштадта, при подавлении кронштадтского мятежа А. Н. Степанов провалился под лед Финского залива, тяжело заболел и вынужден был уехать лечиться на юг, в Краснодар.

В Краснодаре Степанов жил до 1942 года, работал инженером, преподавал в вузах и техникумах. В 1932 году бруцеллёз надолго приковал его к постели. У него появилась возможность вспомнить, передумать и заново перечувствовать пережитое. Все его мысли теперь заняты Порт-Артуром. Начал писать воспоминания и понял, что одних личных впечатлений мало. Помогали записки, которые вел во время обороны Порт-Артура отец писателя, но и этого было недостаточно. Тогда он начал читать о Порт-Артуре и русско-японской войне все, что мог достать в Краснодаре, получал книги из Москвы и других городов.

Через пять лет напряженной работы А. Н. Степанов посылает рукопись своих воспоминаний о порт-артурской обороне признанным мастерам исторического романа А. С. Новикову-Прибою и С. Н. Сергееву — Ценскому. Рукопись они одобрили и посоветовали Степанову продолжить работу над романом.

Первая книга романа «Порт-Артур» была опубликована в 1940 году в Краснодаре, вторая — там же в 1942 году.

Новые факты

В последнее время были выявлены новые факты, позволяющие поставить под серьезное сомнение официальную биографию писателя. С большой долей вероятности можно сказать, что А. Н. Степанов являлся не студентом Технологического университета, а кадровым офицером Лейб-гвардии, награждённым за боевые отличия во время Первой мировой войны шестью боевыми орденами и Георгиевским оружием. Но в обороне Порт-Артура ни писатель, ни его отец Николай Николаевич Степанов, ставший в 1917 году генералом Русской армии, участие не принимали, и, более того, никогда не были в этом городе.Есть свидетельства от людей, работавших в 30-40 х годах в Гослитиздате, утвердавшие, что роман «Порт-Артур» написан совсем другим человеком, не А. Н. Степановым.

Предыстория

Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266—420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津). В период Тан (唐朝, 618—907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271—1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口, букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368—1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所). Тогда же появилось название «Люйшунь» — в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди, возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли — кит. упр. 旅途顺利), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)

Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ.). Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана, в 1880-е годы. Уже в 1884 г

для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).

В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота — 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).

21 ноября 1894 года в ходе первой японско-китайской войны Люйшунь пал, вследствие полного развала системы обороны и дезертирства командующего обороной генерала Цзян Гуйти, а также запрета Бэйянскому флоту со стороны правительства и лично Ли Хунчжана дать решающий бой японскому флоту на внешнем рейде Люйшуня. Остатки гарнизона под командованием генерала Сюй Бандао прорвались и соединились с основными силами главнокомандующего китайскими войсками в Маньчжурии генерала Сун Цина. Люйшунь заняла Япония, захватившая в крепости огромные трофеи. Японские войска устроили в Люйшуне беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что в городе были обнаружены останки пленных японских солдат, захваченных войсками Сюй Бандао во время вылазки. По китайским оценкам, погибло около 20 тысяч мирных жителей, независимо от пола и возраста. Из всего населения города, по словам Фредерика Вильерса, оставили только 36 человек, которые должны были захоронить трупы погибших. На их шапках по приказу японского командования было написано: «Этих не убивать». Сбор тел продолжался в течение месяца, после чего по приказу японцев огромную гору тел облили маслом и подожгли, поддерживая огонь в течение 10 дней. Пепел и обгоревшие кости были захоронены у подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы. В настоящее время это место известно под названием «Могила 10000 сохранивших верность». В 1895 году по Симоносекскому договору Порт Артур перешел к Японии, но из-за сильного давления со стороны России, Германии и Франции (Тройственная интервенция) Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.

Влияние

В 1944 году роман был переиздан большим тиражом и получил всенародное признание. В 1946 году А. Н. Степанову была присуждена за него Сталинская премия.

Писатель получал сотни писем от читателей.[источник не указан 1754 дня] Участники обороны Порт-Артура делились своими воспоминаниями, сообщали неизвестные факты героических эпизодов, боев. Используя новые материалы, А. Н. Степанов постоянно совершенствовал своё произведение, уточняя характеристики, дописывая новые главы и сцены.

Роман А. Н. Степанова вошел в золотой фонд советской литературы. Он издавался семнадцать раз тиражом более миллиона экземпляров. Переведен на языки народов СССР и на многие иностранные, в том числе на английский, французский, венгерский, китайский, японский и другие.

Во многих театрах страны шла пьеса «Порт-Артур», написанная А. Н. Степановым в соавторстве с драматургом И. Ф. Поповым по мотивам романа. А. Н. Степановым также был создан киносценарий «Порт-Артур».

Влияние

В 1944 году роман был переиздан большим тиражом и получил всенародное признание. В 1946 году А. Н. Степанову была присуждена за него Сталинская премия.

Писатель получал сотни писем от читателей.[источник не указан 1739 дней] Участники обороны Порт-Артура делились своими воспоминаниями, сообщали неизвестные факты героических эпизодов, боев. Используя новые материалы, А. Н. Степанов постоянно совершенствовал своё произведение, уточняя характеристики, дописывая новые главы и сцены.

Роман А. Н. Степанова вошел в золотой фонд советской литературы. Он издавался семнадцать раз тиражом более миллиона экземпляров. Переведен на языки народов СССР и на многие иностранные, в том числе на английский, французский, венгерский, китайский, японский и другие.

Во многих театрах страны шла пьеса «Порт-Артур», написанная А. Н. Степановым в соавторстве с драматургом И. Ф. Поповым по мотивам романа. А. Н. Степановым также был создан киносценарий «Порт-Артур».

Сегодня[править]

Люйшунь является закрытым городом для иностранцев, однако гражданам России и Японии открыт доступ к некоторым мемориальным сооружениям. Наиболее значительными достопримечательностями являются: русская батарея Электрического утёса (доступ только для китайских граждан), форт № 2 (место гибели генерала Кондратенко, доступ также только для китайских граждан), высота 203, Мемориальное русское кладбище, железнодорожный вокзал (построен в 1901-03 гг.), русская батарея на горе Вантай. Кроме того сохранилась значительная часть домов русской постройки 1901-05 гг и большая часть русских укреплений: фортов, батарей и траншей. Однако, вследствие закрытости города доступ посторонних к ним закрыт.

Предыстория

Порт-Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт-Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266—420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津). В период Тан (唐朝, 618—907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271—1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口, букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368—1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所). Тогда же появилось название «Люйшунь» — в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди, возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли — кит. упр. 旅途顺利), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)

Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ.). Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Фото из статьи «Порт-Артур» «Военная энциклопедия Сытина»

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана, в 1880-е годы. Уже в 1884 г

для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).

В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота — 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).

21 ноября 1894 года в ходе первой японско-китайской войны Люйшунь пал, вследствие полного развала системы обороны и дезертирства командующего обороной генерала Цзян Гуйти, а также запрета Бэйянскому флоту со стороны правительства и лично Ли Хунчжана дать решающий бой японскому флоту на внешнем рейде Люйшуня. Остатки гарнизона под командованием генерала Сюй Бандао прорвались и соединились с основными силами главнокомандующего китайскими войсками в Маньчжурии генерала Сун Цина. Люйшунь заняла Япония, захватившая в крепости огромные трофеи. Японские войска устроили в Люйшуне беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что в городе были обнаружены останки пленных японских солдат, захваченных войсками Сюй Бандао во время вылазки. По китайским оценкам, погибло около 20 тысяч мирных жителей, независимо от пола и возраста. Из всего населения города, по словам Фредерика Вильерса, оставили только 36 человек, которые должны были захоронить трупы погибших. На их шапках по приказу японского командования было написано: «Этих не убивать». Сбор тел продолжался в течение месяца, после чего по приказу японцев огромную гору тел облили маслом и подожгли, поддерживая огонь в течение 10 дней. Пепел и обгоревшие кости были захоронены у подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы. В настоящее время это место известно под названием «Могила 10000 сохранивших верность». В 1895 году по Симоносекскому договору Порт Артур перешел к Японии, но из-за сильного давления со стороны России, Германии и Франции (Тройственная интервенция) Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.


С этим читают