Крупнейшие морские порты мира и россии

Грузооборот портов

Ниже представлен алфавитный список морских портов России и величина их грузооборота (в тыс. т) за 2003—2011 годы.


Порт Населённый пункт Бассейн 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Азов Азов Черноморский 4684 4273 4757
Александровск-Сахалинский Александровск-Сахалинский Тихоокеанский 144 92 120 95 162 100 113 98
Амдерма Амдерма Северный
Анадырь Анадырь Северный 280 132 271 283 307 223 269 224 216
Анапа Анапа Черноморский 5 4
Архангельск Архангельск Северный 3124 5500 6470 5293 5307 4680 3256 3667 4264
Астрахань Астрахань Каспийский 3760 5495 5128 4518 5756 2568 3928 5014 4656
Беринговский Беринговский Северный 114 96 216 209 203 133 44 47 49
Большой порт Санкт-Петербург Санкт-Петербург Балтийский 42039 51266 57573 54247 59519 60008 50405 58048 59990
Ванино Ванино Тихоокеанский 7397 7040 8727 9497 9967 10261 14516 17304 19066
Варандей Варандей Северный 593 501 576 1901 7380 7510 4011
Витино Белое Море Северный 5715 3704 1626 4758 3942 4394 4359 4376 4153
Владивосток Владивосток Тихоокеанский 11263 11559 10156 7811 8528 9561 9976 11185 11836
Восточный Находка Тихоокеанский 15754 20815 20231 20499 21685 20573 18902 35638 38357
Выборг Выборг Балтийский 1078 1357 901 1253 1111 1300 1184 1100 1104
Высоцк Высоцк Балтийский 2405 5200 10416 13811 16527 16015 17318 14843 13422
Геленджик Геленджик Черноморский 63 36 77 127 256 239 267 331 383
Де-Кастри Де-Кастри Тихоокеанский 1685 1767 1944 3487 11618 9771 8441 7373 8056
Диксон Диксон Северный
Дудинка Дудинка Северный 2876 1065 1093 1102
Ейск Ейск Черноморский 2792 3331 4345 3849 4262 3554 3998
Зарубино Зарубино Тихоокеанский 235 220 210 224 252 93 128 117
Игарка Игарка Северный 56 49 37 59 59 3
Кавказ Порт Кавказ Черноморский 6869 9198 7115 7182 6382 7760 8609 10055 8304
Калининград Калининград Балтийский 12722 13808 14571 15150 15625 15369 12363 13809 13352
Кандалакша Кандалакша Северный 1020 342 339 248 655 963 1060 863 917
Корсаков Корсаков Тихоокеанский 2351 2683 2832 3716 2818 2169 1033 1106 1432
Магадан Магадан Тихоокеанский 1006 997 1066 1108 1075 1093 989 1128 1222
Махачкала Махачкала Каспийский 3548 5838 5056 5488 6260 6392 5274 4863 5371
Мезень Мезень Северный 12 14 33 45 24 24 22 23 15
Москальво Москальво Тихоокеанский 4 70 80 55 37 29 29 33
Мурманск Мурманск Северный 14838 24759 28070 26294 24609 24832 35276 32809 25687
Мыс Лазарева Лазарев Тихоокеанский 183 63 72 88 76 26
Нарьян-Мар Нарьян-Мар Северный 112 67 194 291 84 125 61 103 104
Находка Находка Тихоокеанский 14025 16671 14097 13430 13462 15178 15761 15365 14987
Невельск Невельск Тихоокеанский 90 108
Николаевск-на-Амуре Николаевск-на-Амуре Тихоокеанский 735 129 290 359 208 251 172 164 130
Новороссийск Новороссийск Черноморский 85483 97767 113061 113148 113489 112607 122865 117079 116140
Ольга Ольга Тихоокеанский 1324 1268 1471 1500 1503 1221 1107 1438 1632
Оля Оля Каспийский 70 135 167 290 636 866 775 1050 558
Онега Онега Северный 784 232 100 104 101 109 74 65 71
Охотск Охотск Тихоокеанский 59 41 106
Пассажирский порт Санкт-Петербург Санкт-Петербург Балтийский
Певек Певек Северный 137 88 98 108 140 61 55 142 189
Петропавловск-Камчатский Петропавловск-Камчатский Тихоокеанский 1536 1499 1805 1909 1849 1984 2485 2266 2411
Поронайск Поронайск Тихоокеанский 26 3 12 1
Посьет Посьет Тихоокеанский 1332 1815 2260 2002 2528 3907 4535 4650 5317
Пригородное Пригородное Тихоокеанский 199 10697 16102 16328
Приморск Приморск Балтийский 17685 44565 57337 65956 74230 75582 79157 77640 75125
Провидения Провидения Северный 88 32 35 70 30 33 21 27 23
Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону Черноморский 6166 7713 10367
Советская Гавань Советская Гавань Тихоокеанский 483 451 530 566 475 358 359 408 525
Сочи Сочи Черноморский 220 166 200 406 517 529 408 2690 2446
Таганрог Таганрог Черноморский 2057 2850 3043 2451 3264 2630 3026 2895 3468
Тамань Волна Черноморский 10 86 200 1235
Темрюк Темрюк Черноморский 1004 646 1003 1155 1349 2305 2119 1940 2348
Тикси Тикси Северный 12 20 39 40 56
Туапсе Туапсе Черноморский 17712 20226 21381 21292 19634 19435 18445 18611 19405
Усть-Луга Усть-Луга Балтийский 442 801 708 3766 7143 6763 10358 11776 22693
Хатанга Хатанга Северный 16 62 5
Холмск Холмск Тихоокеанский 2342 1996 2181 2169 2097 2017 1635 1870 2192
Шахтёрск Шахтёрск Тихоокеанский 714 537 706 527 702 892 785 1069 1567
Эгвекинот Эгвекинот Северный 118 248 134 153 112 105 119 135 128

История

См. также: Галерная гавань, Гутуевский остров и Морской канал

Порт в 1896 году

Первые портовые сооружения в Петербурге были возведены по указу Петра I на Заячьем острове в 1703 году (Пётр задумал Петербург как портовый город). Далее причалы возводились в центре города у Троицкой площади, затем на стрелке Васильевского острова, в XVIII-XIX Невская гавань была центром деловой активности.

В 1885 году для большегрузных судов был открыт Морской канал, в связи с чем началось формирование обособленного грузового порта на Гутуевском острове, туда была проведена железная дорога, в 1881 году основана станция Новый Порт.

28 августа 1926 года в Морском канале Ленинградского торгового порта, столкнувшись со стенкой строящегося Хлебного мола, затонул советский пароход «Буревестник»; по официальной версии погибло 66 человек, однако ряд экспертов считают эту цифру в несколько раз заниженной. На тот момент времени это было крупнейшая по числу жертв катастрофа гражданского парохода в невоенное время в Санкт-Петербурге (она превысила число жертв затонувшего 7 апреля 1907 года на Неве парохода «Архангельск», принадлежащего купцу Шитову и обслуживавшего перевоз от Пальменбахской набережной (около Смольного) на Охту, когда погибло 39 человек).

За досрочное выполнение заданий семилетнего плана, широкое внедрение передовой технологии и комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ Ленинградский морской торговый порт был награждён орденом Ленина Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1966 года.

7-этажное здание пассажирского Морского вокзала на Васильевском острове было построено в 1977-1982 гг. С начала 2000-х годов он дополняется и расширяется соседним проектом «Морской фасад».

Рейтинг по России

Российская Федерация владеет крупными портами, верфями и военно-морскими базами. Ее огромная территория позволяет иметь стратегические морские терминалы. Наиболее крупные из них расположены в западной части страны.

Усть-Луга

В Усть-Луге, что находится под Санкт-Петербургом, действует 11 товарных терминалов и 19 причалов. Ежегодные показатели грузооборота растут, что позволило ему опередить морскую гавань Новороссийска по этому показателю. Согласно данным на 2019 год Усть-Луга приняла и отправила 98730 метрических тонн грузов, пропускная способность при необходимости может вырасти вдвое.

Порт Усть-Луга продолжает строиться и расширяться

В мировом рейтинге самый большой порт России занимает 45 место по объему перевозок. Площадь территории составляет 1057 гектар. Удобное расположение в устье Лужской Губы в 70 километрах от Санкт-Петербурга — одна из причин стремительного развития. Функционирует с 2000 года.

Новороссийск

Крупнейшие южные морские ворота России находятся в Новороссийске. Форт Новороссийск был заложен после окончания Русско-Турецкой войны в 1829 году. Для слаженной работы здесь имеются:

  • терминалы перевалки зерна;
  • нефтяная инфраструктура;
  • судоремонтное производство для всех типов судов;
  • лесной порт;
  • береговые радиостанции.

Закат в порту Новороссийска

Действует военно-морская база. Ежегодный объем проходящих через Новороссийск грузов составляет 78000 метрических тонн.

Приморск

Третий крупнейший порт России — Приморск. Он расположен на Балтике и считается самым большим среди нефтеналивных в стране. Примечательно, что в советское время через эту территорию проходила четверть грузооборота всего СССР. Приморские морские ворота заложены в 1993 году для того, чтобы уйти от иностранной зависимости после распада государства.

Причалы порта Приморск

Основные этапы строительства начались в 2000 году, сегодня Приморск принимает товары в объеме 64000 метрические тонны и продолжает развиваться. Общая площадь составляет 34,8 км2.

Отгрузят на паях


Власти Республики Крым видят будущее морских портов в создании концессии с частным бизнесом. В перспективе порты Крыма могут стать перевалочным хабом для торговли с Ближним Востоком.

Крым увеличит торговый оборот с Сирией

Пожалуй, сложно найти сферу экономики полуострова, которая бы больше, чем порты, пострадала от санкций. 5 — 6 миллионов тонн грузов, переваливавшихся через Севастопольский морской торговый порт в украинский период, в 2018 году сократились до 176,2 тысячи тонн. Судя по итогам первых шести месяцев 2019 года (23,4 тысячи тонн) в минувшем году результаты будут еще скромнее. В сентябре 2019-го правительство Севастополя предоставило дирекции порта субсидию в размере 54 миллионов рублей на погашение текущей задолженности. Изменить ситуацию, считают в администрации, может сотрудничество с частным бизнесом, заинтересованным в увеличении перевалки груза. В Севастопольском порту 2019 год завершился инвентаризацией, которая должна актуализировать активы предприятия. Просто сдавать причалы в аренду городские власти не планируют.

— Все будет строиться по концессионной модели: предприятие реализует проект и получает определенные льготы, — раскрыл подробности врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев. — Город остается собственником всего имущественного комплекса порта. Детали соглашения, на условиях которого мы будет строить отношения с концессионерми, сейчас прорабатываются.

Основной поток грузов, как и в прежние годы, составят зерно, нефть, строительные материалы. Кроме того, в качестве резерва развития порта в городе рассматривают перспективу создания рыбохозяйственного комплекса. Стратегию оздоровления предприятия городские власти намерены презентовать на Сочинском экономическом форуме.

На Дону построят новые причалы

В это же время в Ростовской области в связи с растущим экспортом зерна объявлено о планах построить в порту четыре причала. К концу января уже выполнено около 70 процентов проектных работ. Объекты планируется построить в районе промышленной зоны Заречная на левом берегу 3143,3-го километра реки Дон, между нефтяными терминалами ООО «Росмортранс» и Новошахтинского НПЗ. По проекту перевалка суммарно будет составлять около миллиона тонн грузов в год. Компания-инвестор намерена использовать новые мощности при обработке зерновых и генеральных грузов.

Как говорят эксперты, донской регион активно наращивает экспорт зерновых и здесь уже давно заявляли о планах увеличить перевалочные мощности.

Во Владивосток зашел самый большой в истории круизный лайнер

— Нынешний сезон отличается спадом экспорта зерна из РФ, так что особого дефицита портовых мощностей нет. Но, как подсчитали специалисты, нам необходимо как минимум в полтора раза увеличить нынешние портовые мощности на юге, поскольку, согласно стратегии развития АПК, к 2024 году необходимо удвоить экспорт сельхозпродукции. В основном речь идет, конечно, о зерне, — говорит редактор Национального аграрного агентства Дмитрий Беляев. — Сегодня портовая инфраструктура ЮФО позволяет вывезти за сезон 55, максимум 60 миллионов тонн зерна. И в особо активные годы перед портом Новороссийска, как я помню, в ожидании своей очереди на перевалку собирались огромные составы, до 600 вагонов. Конечно, на Кубани тоже есть планы ввода в эксплуатацию новых мощностей. В основном речь идет о строительстве глубоководных портов, которые рассчитаны на дальний экспорт. Ростовская же область с ее портами река-море рассчитана на поставки в пределах акватории Черного моря. Но именно здесь сосредоточены все крупнейшие покупатели российской пшеницы.

— Еще несколько лет назад обсуждали проект, по которому турецкие компании хотели строить на Дону несколько перерабатывающих предприятий с собственными причальными стенками. Логика проста: Турция является одним из крупнейших импортеров пшеницы из Ростовской области, при этом большую часть купленного зерна они все равно затем перерабатывают на своих заводах. Была идея построить цеха по переработке здесь же, на берегах Дона. Таким образом турецкие компании могли бы вывозить не сырье, а уже готовый продукт, то есть существенно экономить на логистике. А Ростовская область получила бы не только дополнительные действующие предприятия, рабочие места и налоги, но и «привязала» бы к себе крупных иностранных партнеров, — вспоминает советник президента Торгово-промышленной компании Ростовской области по вопросам АПК Юрий Корнюш. — К сожалению, тогда планы не были реализованы. Но сама идея никуда не делась, насколько мне известно, она прорабатывается сегодня.

А как у соседей

В Краснодарском крае, по информации департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства региона, до 2030 года также планируют реконструировать несколько крупных морских портов. Эту работу будут проводить в рамках проекта «Развитие южного экспортно-импортного хаба». Помимо портов и инфраструктуры предполагается расширить аэропорт Краснодар, возвести новые и модернизировать действующие железнодорожные магистрали и автотрассы. Это позволит обеспечить рост экспорта, увеличить грузо- и пассажирооборот, а также создать более 10,2 тысячи новых высокопроизводительных рабочих мест. К примеру, в Новороссийске построят крупный продовольственный хаб для кратковременного хранения товаров народного потребления, продуктов питания и их комплектации к отправке в магазины розничной торговой сети. Инвестиционный проект представят на форуме в Сочи. Предполагается, что площадь хаба составит около 19 тысяч квадратных метров, а грузооборот оценивается более чем в 1,5 миллиона тонн в год. Общая стоимость проекта — миллиард рублей.

Крупнейшие морские порты мира по грузообороту

Большая часть современных крупнейших морских портов в 2020 году находится в Азии. На долю Азии приходится около 70 % крупнейших портов мира, из них около 40 на долю Китая. По крайней мер данная статистика верна по итогам 2019 года. Что будет в 2020 году пока говорить рано, потому что по оценкам экспертов перевозки китайских портов ожидают значительного снижения из-за вспышки эпидемии коронавируса. Наиболее крупные китайские порты по грузообороту в TEU:

  • порт Шанхай — 42.01 млн TEU
  • порт Шэньчжэнь — 27.7 млн TEU
  • порт Нинбо-Чжоушань — 27.7 млн TEU
  • порт Гуанчжоу — 26  млн TEU
  • порт Циндао — 18 млн TEU

Кроме этого, в топ крупнейших портов находятся и некоторые другие азиатские крупные порты: Сингапур и Гонконг, а также порт Пусан в Южной Кореи. Топ 10 замыкает порт Джебель Али в Дубае. Среди морских портов Европы крупнейшим является порт Роттердам в Нидерландах. Ни один из российских портов не вошел в топ 50 крупнейших. Полную таблицу 50 крупнейших портов по грузообороту в контейнерном эквиваленте вы можете увидеть ниже.


Помимо рейтинга крупнейших мировых портов по грузообороту в TEU, также стоит отдельно выделить рейтинг морских портов по самому большому грузообороту в тоннах. Ниже я привел топ 20 крупнейших морских портов по грузообороту в млн тонн. Как видите здесь лидерство также за Китаем однако сами порты несколько поменялись в позициях. Крупнейший морской порт по грузообороту млн тонн в мире является порт Нинбо-Чжоушань (1.07 млрд тонн).

Туапсе

Грузооборот в 2017 г.

Морской порт Туапсе расположен на Кавказском побережье Черного моря в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от мыса Кодош и включает в себя участки водной поверхности в устьях рек Паук и Туапсе.

В настоящее время морской порт Туапсе — это многоцелевой, открытый для навигации круглый год, осуществляющий работу круглосуточно, обеспечивающий грузовые операции с грузами, включая опасные грузы 3–5, 9 классов опасности, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угля, руды и др.), генеральных грузов, зерна, минеральных удобрений и сельскохозяйственной продукции.

МОРСКОЙ ПОРТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Рис. 5. Логотип

Место регистрации – г. Санкт-Петербург.

Сведения об учредителях: нет в ЕГРЮЛ (АО создано при приватизации государственных (муниципальных) объектов).

Информация о руководстве: ООО «УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ АКТИВАМИ» (Генеральный директор Федоров Игорь Петрович, 100% доля в уставном капитале принадлежит компании «ЮНИВЕРСАЛ КАРГО ЛОГИСТИКС ХОЛДИНГ Б.В.» (Нидерланды)).

Выручка в 2018 году – 5,4 млрд руб.

Универсальный оператор порта на Финском заливе входит в холдинг UCL Port B.V. (Нидерланды), конечным владельцем которого является предприниматель Лисин Владимир Сергеевич (через ряд компаний).

Примечание! Собственник ULC занимает 2 место в списке богатейших бизнесменов России 2019 года Forbes. Помимо транспортного холдинга Лисину В.С. принадлежит пакет акций 84% международной сталелитейной корпорации НЛМК.

Справка о порте:

  • расположение – Балтийский бассейн (Финский залив);
  • площадь акватории – 616,93 км2;
  • основная направленность – контейнерные перевозки (около 40%);
  • эксплуатация – круглогодичная с ледокольным периодом.

Архангельский речной порт

Архангельский речной порт был основан в 1961 году. Во времена Советского Союза он активно развивался. Упадок претерпевал с распадом Союза и вплоть до 2011 года, пока не вошел в состав «Экотека». В первую очередь акцент был сделан на добыче песка.

Ориентировочно за два года объемы добычи возросли до 2 миллионов тонн. Общий оборот грузов достиг отметки свыше чем три миллиона тонн в год. Достижением является и переход на круглосуточное обслуживание, а оформление документов упрощено – все необходимые бумаги готовятся в одном месте, без беготни по кабинетам.


Налажена также и система безопасности. Круглосуточный видеоконтроль и наличие постоянной охраны гарантирует сохранность транспорта и груза.

Летняя навигация обеспечивает пассажирские перевозки. К услугам населения – 9 теплоходов. Маршруты касаются внутренних перевозок.

Грузоперевозки осуществляются в европейские страны, а также на Соловки и в другие регионы страны.

Среди проблем – недостаточно развитая инфраструктура, так как порт долгий период находился в запустении, а также низкая допустимая осадка судов – до 5-ти метров. Хотя руководство уверяет, что такие недостатки исправятся в ближайшее время.

Примечания

  1. 1 2 Морские порты России. ЕСИМО. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  2. Реестр морских портов Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  3. Грузооборот морских портов России за 2012 год. Ассоциация морских торговых портов. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  4. 1 2 Винокуров, 2008, с. 242—243
  5. Видяпин, 2010, с. 258—263
  6. Лобжанидзе, 2008, с. 502—503
  7. Севморпуть. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  8. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 260 / 46 / 16
  9. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с осадкой до 19 м, выносные причалы — суда с длиной 324 м и шириной 58 м
  10. 1 2 без ограничений
  11. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 140 / 14 / 4,5
  12. гарбариты судов смешанного типа; гарбариты для морских судов — 90 / 16 / 3,6
  13. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 162,1 / 22,8 / 9,9

Инвесторы хотят гарантий

Сейчас ГУП РК «Крымские морские порты» объединяет семь филиалов. Это торговые порты Ялты, Феодосии, Евпатории, Керчи, Керченский рыбный порт, Керченская паромная переправа и предприятие Госгидрография.

Лайнер «Князь Владимир» совершил тестовый рейс в Абхазию

— Мы встречались с представителями крупных компаний. Феодосийская нефтебаза уже продана с торгов, крупные предприниматели хотят развивать этот кластер, — раскрыл подробности глава Крыма Сергей Аксенов. — Ведутся переговоры об аренде мощностей портов Феодосии и Керчи. Крупные российские компании готовы в частном порядке обеспечить грузооборот в наших портах.

Переговоры с бизнесом идут непросто, признался Аксенов, поскольку инвесторы хотят определенных гарантий со стороны региональных властей. Тем не менее есть обнадеживающие результаты.

В этом году Крым отправит через свои порты в Сирию 250 тысяч тонн различного зерна. Отгрузки начнутся уже весной. Раз в три месяца Крым будет отправлять в Дамаск партии подсолнечного масла по 5500 тонн за одну отгрузку. Начнет экспорт своей продукции Керченский металлургический комбинат. Помимо этого, в Крыму ожидают поставки морепродуктов и рыбы из регионов Дальнего Востока, которые также пойдут на полуостров морским путем.

— Есть предложения, которые все это позволят загрузить работой. Мы ведем индивидуальные переговоры с каждым потенциальным инвестором, — рассказал Сергей Аксенов. — Приходится их уговаривать и давать им персональные гарантии, чтобы они работали в регионе.

Новороссийск — крупнейший порт страны

Город на юге страны в Краснодарском крае, занимает территорию побережья Цемесской бухты Черного моря. Новороссийск обладает важным транспортным центром, где располагается самый большой порт страны, военно-морская база Черноморского флота. Включает грузовые, пассажирские, нефтеналивную гавань. Грузооборот — 147,4 млн тонн ежегодно. Находится на северо-востоке Краснодарского края, в незамерзающей Цемесской бухте. Работает круглый год, но иногда деятельность прерывается в зимний период, во время холодного порывистого ветра бора, который опасен для судов.

Глубина вдоль наливных терминалов позволяет принимать танкера дедвейтом до 250 000 тонн. Вся бухта делится на районы, в каждом из которых сосредоточена отдельная специализация. Новороссийский является рекордсменом среди всех портовых зон России по протяженности причальной линии, которая в длину достигает 8,3 км.

Примечания

  1. ↑ . ЕСИМО. Дата обращения 5 февраля 2013.
  2.  (недоступная ссылка). Министерство транспорта Российской Федерации. Дата обращения 5 февраля 2013.
  3. . Ассоциация морских торговых портов (13 января 2017). Дата обращения 11 мая 2017.
  4. ↑ , с. 242—243.
  5. , с. 258—263.
  6. .
  7. , с. 502—503.
  8.  (недоступная ссылка). Министерство транспорта Российской Федерации. Дата обращения 8 февраля 2013.
  9. ↑ На территории Крыма, присоединение которой к РФ не получило международного признания
  10. ↑ .
  11. ↑ .
  12. .
  13. .
  14. ↑ .
  15. Габариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с габаритами 140 / 14 / 4,5
  16. без ограничений
  17. Габариты судов смешанного типа; габариты для морских судов — 90 / 16 / 3,6
  18. Габариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с габаритами 162,1 / 22,8 / 9,9
  19. .
  20. ↑ .
  21. ↑ .
  22. ↑ .
  23. ↑ .
  24. ↑ .
  25. ↑ .
  26. ↑ .
  27. ↑ .
  28. ↑ .
  29. ↑ .
  30. ↑ . www.regionz.ru. Дата обращения 24 мая 2018.
  31. ↑ .
  32. ↑ .
  33. . www.korabel.ru. Дата обращения 24 мая 2018.
  34. . www.pasp.ru. Дата обращения 25 мая 2018.
  35. .
  36. .
  37. .
  38. .
  39. ↑ .
  40.  (англ.). portnews.ru. Дата обращения 15 августа 2020.
  41.  (англ.). portnews.ru. Дата обращения 15 августа 2020.
  42.  (англ.). portnews.ru. Дата обращения 15 августа 2020.
  43.  (англ.). portnews.ru. Дата обращения 15 августа 2020.

Примечания

  1. ↑ , с. 242—243.
  2. , с. 258—263.
  3. , с. 502—503.
  4. Габариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с габаритами 260 / 46 / 16
  5. Габариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с осадкой до 19 м, выносные причалы — суда с длиной 324 м и шириной 58 м
  6. ↑ На территории Крыма, присоединение которой к РФ не получило международного признания
  7. ↑ без ограничений
  8. Габариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с габаритами 140 / 14 / 4,5
  9. Габариты судов смешанного типа; габариты для морских судов — 90 / 16 / 3,6
  10. Габариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с габаритами 162,1 / 22,8 / 9,9

С этим читают