Президенты узбекистана

В соответствии с возложенными задачами министерство

  • разрабатывает предложения по вопросам стратегии внешней политики Республики Узбекистан, защиты и продвижения её внешнеполитических интересов, а также по общим проблемам международной деятельности государства;
  • координирует работу министерств, ведомств, учреждений по развитию международных связей;
  • содействует развитию внешних экономических связей, установлению и расширению контактов с международными финансовыми, экономическими и иными организациями;
  • проводит переговоры и заключает договора и соглашения с соответствующими государственными органами и внешнеполитическими учреждениями других стран, а также с международными организациями;
  • является депозитарием оригиналов текстов этих договоров и соглашений;
  • представляет на ратификацию в Олий Мажлис соответствующие государственные договоры и соглашения;
  • направляет вступившие в силу межгосударственные договоры и соглашения Республики Узбекистан в Секретариат Организации Объединенных Наций для регистрации или для хранения в делах, занесения в перечень или опубликования;
  • принимает меры по обеспечению контроля за выполнением обязательств сторон по государственным договорам Республики Узбекистан;
  • ведет протокольную подготовку и принимает меры по организационному обеспечению визитов Президента Республики Узбекистан, Председателя Олий Мажлиса, Премьер-министра и Министра иностранных дел Республики Узбекистан в иностранные государства в соответствии с Положением о государственном дипломатическом протоколе Республики Узбекистан;
  • формирует и направляет официальные делегации Республики Узбекистан для участия в работе международных конференций, заседаний в международных и региональных организациях;
  • организует и участвует в приеме официальных государственных делегаций зарубежных государств и проводит политическую, дипломатическую, протокольную и представительскую работу;
  • способствует развитию международных контактов министерств и ведомств, общественных объединений и граждан Республики Узбекистан в области экономики, культуры, научно-технического обмена и торговли;
  • содействует через Информационное Агентство «Жахон» распространению за рубежом объективной информации о внешней и внутренней политике Республики Узбекистан;
  • оказывает содействие министерствам, ведомствам и организациям Республики Узбекистан в области дипломатического протокола, в осуществлении ими контактов с посольствами и другими зарубежными представительствами;
  • осуществляет как на территории республики, так и за рубежом, дипломатические и консульские сношения с иностранными государствами, международными, межправительственными и региональными организациями;
  • поддерживает в соответствии с нормами международного права и законодательством Узбекистана отношения с постоянными дипломатическими представительствами других государств на территории республики, аккредитует сотрудников дипломатических представительств;
  • аккредитует иностранных корреспондентов, принимает меры для информирования общественности о внешней политике Республики Узбекистан, проводит брифинги, пресс-конференции и встречи с журналистами других государств;
  • аккредитует торговые представительства иностранных государств, представительства и миссии международных политических, экономических и финансовых организаций и объединений;
  • создает условия для соблюдения на территории Республики Узбекистан дипломатического и консульского иммунитета иностранных представительств и международных организаций, оказывает им содействие в выполнении их функций в соответствии с нормами международного права;
  • содействует развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом;
  • оформляет паспортно-визовую документацию;
  • ведет дела по истребованию и легализации документов для местных и иностранных юридических лиц и граждан, решает другие консульские вопросы, связанные с актами гражданского состояния и нотариата;
  • участвует в установленном порядке в рассмотрении ходатайств по вопросам приема в гражданство Республики Узбекистан лиц, въезжающих в Республику Узбекистан;
  • разрабатывает проекты законодательных актов по вопросам, касающимся внешнеполитической деятельности, подготавливает предложения по внесению изменений и дополнений в республиканское законодательство.

Узбекские ханства

Правители государственных образований, существовавших на территории современного Узбекистана, именовались ханами, эмирами, биями и т. д.

Хорезм  
   
Бухара  
   
Коканд  
    —    Абдулхайр-хан   
    —    Мухаммед Шейбани   
 —    Ильбарс    —    Кучкунджи-хан     
 —    Султан Хаджи-хан    —    Абу Саид-хан     
 —    Хасанкули-хан    —    Убайдулла-хан     
 —    Суфиян-хан    —    Абдулла-хан I     
 —    Буджуга-хан    —    Абдуллатиф-хан     
 —    Аванеш-хан    —    Науруз Ахмед-хан     
 —    Убайдулла-хан    —    Пирмухаммед-хан     
 —    Кал-хан    —    Искандер-хан     
 —    Агатай-хан    —    Абдулла-хан II     
 —    Дост-хан    —    Абдалмумин-хан     
 —    Хаджи Мухаммад-хан    —    Пирмухаммед-хан II     
 —    Араб Мухаммад-хан    —    Баки Мухаммад     
 —    Ильбарс II    —    Вали Мухаммад     
 —    Исфандияр-хан    —    Имамкули-хан     
 —    Абулгази    —    Надир Мухаммад     
 —    Ануша-хан    —    Абдулазиз-хан     
 —    Худайдад-хан    —    Субханкули-хан     
 —    Эренг-хан          
 —    Джочи-хан          
 —    Валихан          
 —    Шахнияз-хан          
 —    Шахбахт-хан    —    Убайдулла-хан II    —    Шахрух-бий
 —    Сайид Али-хан    —    Абулфейз-хан    —    Абдурахим-бий
 —    Мусахан    —    Абдулмумин    —    Абдукарим-бий
 —    Йадигар-хан    —    Убайдулла    —    Абдурахман-бий
 —    Шергази-хан    —    Ширгази    —    Ирдана-бий
 —    Ильбарс III    —    Эмир Мухаммед Рахимбий     Сулейман-бий
 —    Мухаммад Тахир-хан наместник Надыр-шаха    —    Эмир Даниялбий     Нарбута-бий
 —    Нуралы-хан    —    Эмир Шахмурад    —    Алимхан
 —    Абуль Гази — хан II          
 —    Каип-хан          
 —    Абдулла Карабай          
 —    Тимур Гази-хан          
 —    Мухаммад Амин-бий          
 —    Аваз-инак          
 —    Эльтузар-инак-хан    —    Эмир Хайдар    —    Умар-хан
 —    Мухаммад Рахим-хан I    —    Эмир Хусейн    —    Мухаммад Алихан
 —    Аллакули-хан    —    Эмир Умар   ????  —  ????   Шерали
 —    Рахимкули-хан    —    Эмир Насрулла   ????  —  ????   Мурадбек
 —    Мухаммад Амин-хан    —    Эмир Музаффар    —    Худояр-хан
 —    Абдулла-хан    —    Эмир Сеид Абдул Ахад-Хан    —    Малла-хан
 —    Кутлуг Мурад-хан         —    Шахмурад
 —    Саид Мухаммад-хан         —    Султан Сейид
 —    Мухаммад Рахим-хан II         —    Худояр-хан
           —    Насреддин
           —    Пулат-бек
            
 —    Асфандияр-хан    —    Эмир Сайид Алим-хан     
 —    Саид Абдулла — хан          

История президентских выборов

24 марта 1990 г. Верховный совет Узбекской ССР учредил пост президента республики и избрал главой Узбекистана первого секретаря Центрального комитета Компартии УзССР Ислама Каримова. 31 августа 1991 г. была провозглашена государственная независимость Узбекистана. 29 декабря 1991 г. состоялись первые всенародные выборы президента страны. По итогам голосования высший государственный пост занял Каримов, за которого проголосовали 86% избирателей. Его единственный соперник, депутат Верховного совета Узбекистана, лидер партии «Эрк» («Свобода») Мухаммад Салих получил 12,5%.


На общенациональном референдуме 26 марта 1995 г. абсолютное большинство избирателей (99,6%) проголосовали за продление президентских полномочий Каримова до 2000 г., и он вновь был избран главой Узбекистана 9 января 2000 г. (91,9%). Его конкурент от Народно-демократической партии Узбекистана Абдулхафиз Джалолов получил 4,3%.

27 января 2002 г. на всенародном референдуме было принято решение об изменении конституционного срока полномочий президента с пяти до семи лет, таким образом полномочия Каримова были продлены до 2007 г.

В соответствии с конституцией Узбекистана, президент может избираться не более чем на два срока подряд. Тем не менее в ноябре 2007 г. ЦИК вновь зарегистрировал Каримова в качестве кандидата на предстоящих выборах. Объяснялось это тем, что выборы будут проводиться в соответствии с новой редакцией конституции 2002 г., поэтому в случае победы Каримова его новый президентский срок следует считать первым.

Очередные выборы состоялись 23 декабря 2007 г. Главой государства вновь был избран Каримов, за которого отдали голоса 88,1% избирателей. Его ближайший соперник, заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Аслиддин Рустамов получил 3,17%. Остальные кандидаты — директор Национального центра по правам человека, депутат парламента Акмаль Саидов и спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Дилорам Ташмухамедова — набрали менее 3% голосов каждый.

29 марта 2015 г. в Узбекистане состоялись четвертые с момента обретения независимости выборы главы государства, Каримов получил поддержку 90,39% избирателей. За члена парламентской фракции Демократической партии «Миллий тикланиш» Акмаля Саидова проголосовали 3,08%. Другие претенденты — председатель центрального совета Народно-демократической партии Хатамжон Кетмонов и глава исполкома Социал-демократической партии «Адолат» («Справедливость») Наримон Умаров — получили менее 3% голосов.

Президент Ислам Каримов

Чтобы образование соответствовало занимаемому посту, Ислам Абдуганиевич Кримов получил второе высшее в Ташкентском институте народного хозяйства. Одним дипломом специалиста на этот раз он не ограничился и защитил кандидатский минимум, став кандидатом экономических наук.

Постепенно Каримов продвигался по служебной лестнице. После Министерства водного транспорта он, как министр, занимался финансами Узбекистана, а впоследствии стал первым секретарём Центрального Комитета коммунистической партии республики. Эта должность после развала Советского Союза позволила амбициозному мужчине стать главой новообразовавшегося государства.


Ислам Каримов и Борис Ельцин

Интересен факт, что Ислам Каримов был одним из сторонников сохранения СССР. Политик до последнего момента агитировал граждан своей страны за то, чтобы остаться в составе Советского Союза, однако история распорядилась по-другому.

В начале своего правления Каримову пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Положение в Узбекистане было очень неспокойным. То в одном, то в другом месте происходили теракты, организаторами которых были различные исламские группировки. Больше всего от них пострадала Ферганская долина.

Нередко Исламу Каримову приходилось идти на радикальные меры для наведения порядка. Он ездил в разные горячие точки и лично вел переговоры с террористами. В конце концов, ему удалось навести порядок в стране и изгнать за ее пределы радикальных исламистов.

Ислам Каримов

В скором времени на границе Таджикистана с Афганистаном начались волнения, которые в любой момент могли привести к военному конфликту. В результате Ислам дал согласие на то, чтобы в Узбекистане появились военные базы Соединенных Штатов Америки. Таким образом, он стремился установить мир. Интересно, что ему удалось наладить хорошие отношения с США, сохраняя при этом дружеские отношения с Россией.


В 2005 году Ислам Каримов был вынужден силой подавить массовые протесты, которые вспыхнули в разных местах. Поскольку за год до этого на Украине началась так называемая «Оранжевая революция», он опасался развития такого же сценария в Узбекистане. Именно по этой причине Каримов отказался продлевать договор о размещении военных баз США на дальнейший срок.

Вместо этого он выбрал тактику сближения с Российской Федерацией, от которой в будущем получил военную поддержку. В скором времени Ислам Каримов принял решение присоединиться к Евразийскому Экономическому Сообществу, еще больше сблизившись с РФ.

Стоит заметить, что за время своего правления государством, Ислам Абдуганиевич Каримов постоянно слышал в свой адрес множество критики со стороны оппозиционеров. Однако на всех последующих выборах, его поддерживало около 90% избирателей.

Сам Ислам Абдуганиевич был сторонником национального развития. Он делал все возможное, чтобы защитить Узбекистан от иностранного влияния. При его правлении в государстве практически исчез русский язык, а все ведущие должности занимали коренные узбеки.

Последний раз он был переизбран президентом Узбекистана в конце марта 2015 года. За время правления Ислам Каримов издал ряд книг, большинство из которых увидели свет в 90-е годы. Прежде всего появились труды «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», «Родина — священна для каждого», «Идеология — это объединяющий флаг нации, общества, государства».

Порядок замещения должности и отрешения от должности

Экстренные случаи

Согласно 96-й статье Конституции Республики Узбекистан, если действующий президент Республики Узбекистан не может исполнять свои обязанности (по причине тяжелой болезни, потери дееспособности или по причине смерти на посту), то обязанности президента автоматически временно возлагаются на председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В этом случае в трёхмесячный срок должны быть проведены внеочередные всенародные выборы президента Республики Узбекистан. Такая необходимость возникла пока один раз — после смерти бывшего президента Ислама Каримова 2 сентября 2016 года. Тогда полномочия президента автоматически были возложены на тогдашнего председателя Сената — Нигматиллы Юлдашева, который спустя шесть дней созвал внеочередное заседание Олий Мажлиса Республики Узбекистан и отказался от полномочий временного президента по причине отсутствия опыта в управлении государством, и после консультаций и выступлений в заседании парламента, временным президентом до президентских выборов был назначен Шавкат Мирзиёев.

Импичмент

В Узбекистане полностью отсутствует определённая законами или Конституцией Республики Узбекистан процедура импичмента президента республики или хотя бы вотума недоверия в случае возникновения недоверия к нему парламента (то есть Олий Мажлиса Республики Узбекистан) или народа. У парламента, правительства, государственных органов и народа нет законных методов смещения с должности президента в случае его противозаконных и антинародных действий, в случае государственной измены или других опасных деяний (по отношению к суверенитету, экономике и др.), а также при совершении преступлений действующим президентом. Отсутствие законных методов импичмента и отстранения от власти действующего президента часто критикуется аналитиками и политологами, правозащитными организациями и реальной оппозицией. Отсутствие законных методов импичмента и отстранения от должности действующего президента считается наследием авторитарного (или даже диктаторского) правления первого президента Узбекистана — Ислама Каримова, которого ряд политологов, аналитиков, правозащитников и изданий называли диктатором. По словам бывших депутатов Верховного Совета Узбекистана начала 1990-х годов, на момент принятия действующей Конституции, Ислам Каримов всеми силами был против включения в Конституцию возможности процедуры импичмента президента и добился этого. Демократически и либерально настроенные депутаты (из числа партий «Эрк» «Бирлик», ДДУ) были за включение возможности импичмента в Конституцию, но численно уступали большинству, которые являлись членами Народно-демократической партии Узбекистана, пришедшей на замену Коммунистической партии Узбекистана.

Функции

Кабинет Министров в пределах своих полномочий:

  • принимает меры по обеспечению устойчивого экономического роста, макроэкономической сбалансированности, реформированию и структурным преобразованиям экономики;
  • организует разработку и исполнение Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики с учетом прогнозов и важнейших программ экономического и социального развития Республики Узбекистан;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию программ развития, технической, технологической модернизации и диверсификации приоритетных отраслей экономики, программ комплексного социально-экономического развития территорий;
  • создает условия для свободного предпринимательства, прежде всего на основе развития частной собственности, сокращения уровня присутствия государства в экономике до стратегически и экономически обоснованных размеров, широкой приватизации, принимает меры по устранению всех преград и ограничений на пути развития малого и частного предпринимательства, созданию благоприятного делового климата и условий инвестирования, демонополизации экономики;
  • способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы в Республике Узбекистан, обеспечению стабильности банковских и иных финансовых институтов;
  • принимает меры по развитию рыночных отношений и внедрению современных технологий в аграрном секторе, развитию мелиоративных и ирригационных сетей, сохранению и улучшению качества земельных и рациональному использованию водных ресурсов, совершенствованию системы управления сельским хозяйством;
  • совершенствует методы государственного управления, в том числе на основе принципов электронного правительства, стимулирует внедрение современных принципов и методов хозяйственного и корпоративного управления, основанных на рыночных принципах;
  • разрабатывает предложения о совершенствовании структуры государственного управления, об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления Республики Узбекистан;
  • обеспечивает развитие, повышение качества и эффективности системы образования, создает условия для широкого доступа к непрерывному образованию, осуществляет меры по реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;
  • реализует меры по развитию системы здравоохранения, повышению уровня медицинского обслуживания, сохранению и укреплению здоровья населения, внедрению принципов здорового образа жизни, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • способствует развитию культуры, искусства, физической культуры и спорта, обеспечению широкого доступа к культурным ценностям, полноправному участию граждан в общественной и культурной жизни;
  • разрабатывает и реализует программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, обеспечивает функционирование систем социальной защиты, социального и пенсионного обеспечения граждан, содействует защите семьи, материнства и детства, принимает меры по реализации государственной молодежной политики;
  • осуществляет меры по рациональному использованию природных ресурсов, проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ республиканского и международного значения, принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий;
  • содействует осуществлению мер по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности, охране государственных границ Республики Узбекистан, защите интересов государства, охране общественного порядка;
  • обеспечивает представительство Республики Узбекистан в иностранных государствах и в международных организациях, заключает межправительственные договоры, принимает меры к их исполнению;
  • осуществляет руководство в области внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

В составе Российской империи

Кокандское ханство было в составе Российской империей в 1876 году и включено в состав Туркестанского Генерал-Губернаторства на правах сначала Кокандской автономии, а затем Ферганской области. Туркестанское Генерал-Губернаторство было преобразовано в Туркестанский край 12 июня 1886 года, в Туркестанскую Советскую Федеративную Республику 30 апреля 1918 года, в Туркестанскую ССР 1 сентября 1920 года. 27 октября 1924 года ТССР была расформирована.

Туркестанские генерал-губернаторы:

14 июля  — 4 мая : Константин Петрович Кауфман25 мая  — 1 февраля : Михаил Григорьевич Черняев1 февраля  — 28 октября : Николай Оттонович фон Розенбах 28.10. — 17.03.: Александр Борисович Вревский 28.03. — 01.01.: Сергей Михайлович Духовской 23.01. — 18.05.: Николай Александрович Иванов 22.06. — 24.11.: Николай Николаевич Тевяшев 28.11. — 15.08.: Деан Иванович Субботич ??.??. — ??.??.: Евгений Осипович Мациевский ??.09. — ??.03.: Николай Иванович Гродеков 02.05. — ??.03.: Павел Иванович Мищенко 17.03. — ??.??.: Александр Васильевич Самсонов ??.??. — ??.??.: Василий Иванович Покотило ??.??. — ??.??.: Александр Васильевич Самсонов ??.??. — ??.??.: Фёдор Владимирович Мартсон ??.??. — ??.??.: Михаил Романович Ерофеев ??.??. — 07.04.: Алексей Николаевич Куропаткин

Реформы в сфере экономики

Выступая перед парламентариями, президент перечислил важнейшие проекты в социальной сфере, рассказал о грядущих экономических реформах, а также приоритетах страны на международной арене. По словам главы государства, экономический сектор ждут серьезные изменения. В первую очередь это касается либерализации рынка. Мирзиёев призвал допустить частный сектор в те сферы, где могут быть созданы условия для формирования конкурентной среды. Речь идет о естественных монополиях, а также предприятиях с государственной долей, которая должна уменьшаться.

Президент назвал одной из приоритетных задач улучшение бизнес-среды. Он предложил разработать закон о малом и среднем бизнесе, который позволит четко прописать его критерии и меры стимулирования. В данной области страну ожидает дальнейшая либерализация налогового, а также уголовного законодательства, что позволит добросовестным предпринимателям не опасаться обвинений по уголовным статьям. Кроме того, будет строго отслеживаться работа органов контроля, чтобы избежать необоснованных проверок бизнеса.

При этом глава государства отметил, что борьба с теневым сектором экономики станет бескомпромиссной. Значительные средства будут направлены на проект внедрения цифровой маркировки и онлайн-касс, который осуществляется за счет прямых инвестиций в размере $200 млн.


Сферу сельского хозяйства также ждут изменения. Мирзиёев анонсировал поэтапный переход на систему закупки хлопка и зерна на основе рыночных принципов и отмену госзаказа на заготовку этой продукции как «устаревшей практики». Устаревшими он назвал и методы работы министерства сельского хозяйства. Теперь ведомству вместо координации деятельности предприятий и распределения ресурсов предстоит предоставлять частным агропромышленным фирмам услуги по оценке состояния земель, оптимальному выбору сортов культур и семян, финансовому содействию и поиску рынков сбыта. Президент сообщил, что в текущем году на развитие плодоовощеводства, виноградарства, семеноводства, животноводства, внедрение водосберегающих технологий, научно-исследовательскую работу и подготовку квалифицированных кадров будет направлено 3 трлн сумов (около $313,5 млн). При этом он поставил цель в 2020 году экспортировать фрукты и овощи на $2 млрд и увеличить эту цифру в три-четыре раза в последующие пять-семь лет.

Значительные средства будут выделены на развитие инфраструктуры — строительство дорог, создание электросетей, прокладку сетей водо- и газоснабжения. Мирзиёев призвал принять решительные меры для развития банковской системы республики, которая, по его мнению, отстает от современных требований на 10-15 лет. Он объявил, что, начиная с 2020 года, будет проведена масштабная реформа с целью укрепления капитальной и ресурсной баз и повышения доходности банков. Также продолжится практика привлечения на руководящие должности в госбанки специалистов ведущих иностранных финансовых институтов.

Сын многонационального народа

Личная жизнь и биография узбекского лидера практически закрыта для общественности. Достаточно сказать, что первые фото Шавката Мирзиёева появились в интернете только в 2006 году, через три года после того, как он стал премьер-министром республики. Сейчас на официальном сайте президента приводится крайне скупая биографическая справка, узнать больше можно только из публикаций в СМИ, которые нередко ссылаются на неподтверждённые слухи и носят весьма противоречивый характер.

Доподлинно известна дата рождения главы Узбекистана — 24 июля 1957 года. А вот место рождения в официальной биографии даётся весьма расплывчато — Зааминский район Джизакской области, без указания населённого пункта. По одним данным, будущий президент родился в посёлке городского типа Заамин. Однако ещё в 2010 году, за шесть лет до того как Мирзиёев стал главой государства, таджикские журналисты , что он родился в узбекоязычном кишлаке Яхонт в Ганчинском районе Таджикистана. Там работники прессы даже якобы смогли на условиях анонимности пообщаться с некоторыми родственниками Мирзиёева.

Согласно наиболее распространённой версии, отец будущего президента работал главным врачом туберкулёзного диспансера в Заамине, однако неизвестно, устроился он туда после рождения Шавката или до. Есть сведения, что бабушка будущего главы республики по отцовской линии происходила из знатного таджикского рода. Кстати, имя Шавкат существует у узбеков и у татар, только обозначает разные понятия: с татарского имя президента переводится как «власть» и «могущество», с узбекского — «доброта».

Мать будущего президента работала санитаркой в той же больнице, что и отец

Когда будущий президент пребывал в нежном возрасте, она умерла от туберкулёза костей, по неосторожности заразившись от одного из пациентов. У Шавката есть две родные сестры

После смерти жены отец Миромон женился на татарке, в этом браке родились ещё единокровные брат и сестра. По воспоминаниям родственников, мачеха была очень строга к будущему лидеру республики. За плохое поведение или неудовлетворительные отметки в школе могла на сутки оставить без еды или побить, и Шавката вскоре забрали на воспитание дедушка с бабушкой. Несмотря на это, Мирзиёев посещал мачеху и заботился о ней вплоть до её смерти в 2016 году.


С этим читают