Лаперузов пролив

Биография

Родился в замке Гюо (Gô) близ Альби в Лангедоке (совр. департамент Тарн). Выходец из небогатого дворянского рода де Гало, известного с 1558 года, основатели которого были альбигойцами.

Учился в иезуитском колледже. В возрасте 15 лет поступил в Королевскую военно-морскую Академию в Бресте (1756 год). В 17 лет, ещё до окончания обучения, принял участие в Семилетней войне, побывав в различных сражениях близ берегов Северной Америки.

В 18 лет, во время битвы при Кибероне между маршалом де Конфланом и адмиралом Хоуком, был ранен и взят в плен. Впоследствии провёл пять лет на островах Иль-де-Франс (ныне — Маврикий), где осуществлял различные поручения. В качестве капитана «Сены» совершил два плавания в Индии, во время которых встретил свою будущую жену Элеонору Бруду (Eléonore Broudou), креолку по происхождению.

Вернулся во Францию в 1777 году, где был возведён в чин лейтенанта и награждён крестом Святого Людовика за спасение крепости Маэ (фр. Mahé; Французская Индия) от нападения флота правителя индийского княжества Малабара. В качестве офицера военно-морского флота Франции принял участие в войне за независимость США и в битвах против англичан на пространстве от Антильских островов до Лабрадора. В 1780 году был возведён в чин капитана 1-го ранга. В 1782 году, во время экспедиции в Гудзонов залив, блестяще доказал свои способности, захватив два английских форта. В 1783 году, несмотря на противодействие семьи, женился на Элеоноре Бруду, вместе с которой обосновался в Альби.

После подписания мирного Парижского договора военно-морской министр Франции маркиз де Кастри и лично король Людовик XVI предложили ему возглавить кругосветную морскую экспедицию, целью которой стало бы упорядочивание открытий, сделанных Джеймсом Куком в Тихом океане, и «снискание дружбы вождей далёких племен» (инициативу плана путешествия, его общую концепцию и примерный маршрут экспедиции составил ). Он согласился.

Последние известия о Лаперузе и членах его команды относятся к январю 1788 года: вплоть до 1826 года их судьба оставалась неизвестной.

Окрестности

По берегам залива расположены следующие мысы: Ивановский, Алехина, Знаменка. С островов в пролив стекает множество мелких речушек. Это водотоки Быстрый, Темная, Кривоножка, Алехина и другие. В районе береговой линии можно увидеть возвышающие из воды камни. Возле побережья дно достаточно опасное. Здесь есть очень много подводных камней.


Кунаширский пролив назвать обжитым достаточно трудно. Функционирующие населенные пункты в настоящее время присутствуют в основном только на японской стороне. Это поселки Сибецу и Раусу. Также есть небольшие населенные пункты на острове Хоккайдо. На российском берегу пролива, на острове Кунашире, присутствует лишь небольшое село Головино. Численность населения в нем очень маленькая, около 100 человек.

Литература

  • Jean-François de Lapérouse. Voyage autour du monde sur l’Astrolabe et la Boussole. — P.: La Découverte / Poche, 2005. — ISBN 2-7071-2782-5.
  • Le Voyage de Lapérouse. / J.-B.-B. de Lesseps (éditeur). — P.: Éditions Pôles d’images, 2005.
  • Peter Dillon, Alain Conan. À la recherche de Lapérouse. Voyages dans les mers du sud, éditions Pôles d’images, 2005. — ISBN 2-915561-04-4
  • François Bellec. La généreuse et tragique expédition. — Rennes: Ouest-France, 1985. — ISBN 2-85882-837-7
  • Maurice de Brossard. Lapérouse: des combats à la découverte. — P.: France-Empire, 1978. — ISBN 2-85704-003-2
  • Yves Jacob. L’énigme Lapérouse. — P.: Tallandier, 2004. — ISBN 2-235-02272-3
  • René Maine.. Lapérouse. — P.: Sagittaire, 1946.
  • Hans-Otto Meissner. La Pérouse, le gentilhomme des mers. — P.: Perrin, 2004. — ISBN 2-262-00536-2
  • Étienne Taillemite. Lapérouse: un explorateur dans le Pacifique // L’Histoire, hors-série «Les Collections de l’Histoire», n° 8, juin 2000. — P. 66—72.
  • Étienne Taillemite. Louis XVI ou le navigateur immobile. — P.: Payot, Collection Portraits intimes, 2002. — ISBN 2-228-89562-8
  • Варшавский А. С. Лаперуз. — М., 1957.
  • Лаперуз Жан-Франсуа. Путешествие Лаперуза в Южном и Северном Тихом океане. // Краеведческий бюллетень (Магадан), 1995, № 1.
  • Лаперуз Жан-Франсуа. Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии». — М.: Эксмо, 2014. — 448 с.: ил. — (Серия «Великие путешествия») — ISBN 978-5-699-65283-9

Плавание

1 августа 1785 года Лаперуз вышел из Бреста на двух фрегатах «Буссоль» («Компас») и «Астролябия» в 500 тонн водоизмещения каждый, имея команду в 220 человек, в состав которой помимо собственно офицеров и матросов входили: астроном, врач, три натуралиста, математик, три художника и даже несколько священников с техническим образованием.

Перед экспедицией стояли многочисленные задачи — географические, этнологические, экономические (изучение возможности охоты на китов и сбора пушнины), политические — возможность основания французских баз и совместной с испанскими союзниками колонизации Филиппин. Программа экспедиции включала плавания в северной и южной частях Тихого океана с посещением Дальнего Востока и Австралии.

«Буссоль» и «Астролябия» обогнули мыс Горн, побывали в Чили, на острове Пасхи, в Гавайском архипелаге. В конце июня 1786 года они достигли Аляски, где Лаперуз обследовал окрестности горы святого Ильи. 13 июля здесь же, в бухте, получившей название Порт Французов (ныне бухта Литуйя), из-за сильного течения были потеряны барка и две шлюпки с 21 человеком. Отсюда «Буссоль» и «Астролябия» направились в порт Монтерей (Калифорния), где Лаперуз сделал описание францисканских миссий и составил критическую заметку о дурном приёме со стороны индейцев.

Памятнику Лаперузу в Альби

Далее он снова пересёк Тихий океан, совершив остановку в Макао, где была продана приобретённая на Аляске пушнина, а прибыль от её реализации поделена между экипажем. В следующем году, после стоянки в Маниле, Лаперуз направился к берегам северо-восточной Азии, где заново открыл остров Квельпарт (Чеджу), известный европейцам только по факту крушения подле него нидерландского судна в 1653 году. После обследования берегов Корейского полуострова он направился к Оку-Йесо (Oku-Yeso), нынешнему Сахалину. Здесь экспедицией был открыт пролив длиной 101 км между Сахалином и островом Хоккайдо (ныне — пролив Лаперуза).

Путешествие Лаперуза через одноимённый пролив из Манилы в Авачинский залив

Несмотря на полученную от жителей Хоккайдо информацию, Лаперузу не удалось совершить ещё одно открытие: поднимаясь выше 51 градуса северной широты, он был введён в заблуждение постоянным уменьшением глубин и решил, что Сахалин является полуостровом, соединённым с материком песчаным перешейком. Переждав начавшийся шторм в удобной бухте, которую назвал заливом Де Кастри (ныне залив Чихачёва), Лаперуз пошёл на юг, по дороге дав название южной оконечности острова — мысу Крильон. Так честь открытия Татарского пролива досталась русскому адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому.

6 сентября 1787 года «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь в Петропавловске, где Лаперуз и его люди встретили самый радушный приём со стороны гарнизона порта под командованием прапорщика Хабарова. «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей, встретить более тёплый приём, чем здесь, на Камчатке», — писал Лаперуз в письме французскому послу в Петербурге. В Петропавловске экспедицию покинул Бартелеми де Лессепс (фр.) — дядя будущего строителя Суэцкого канала, — через всю Сибирь отправившийся в Санкт-Петербург и далее во Францию с почтой и документами.

Выйдя в море 30 сентября 1787 года, Лаперуз направился на Самоа, где в стычке с самоанцами потерял 12 человек, в том числе капитана «Астролябии» Флёрио де Лангля (фр.).

24 января 1788 года «Буссоль» и «Астролябия» зашли в Ботанический залив, где обнаружили стоящий там с 18-20 января Первый флот с полутора тысячами англичан, направленный для начала колонизации Австралии. Хотя Лаперуз и не повстречал командующего флотом Артура Филлипа, ушедшего в поисках лучшего места на HMS Supply в Порт-Джексон, англичане встретили Лаперуза любезно, но отказались снабдить его корабли большей частью необходимого ввиду того, что он не имел достаточных средств для оплаты.

Лаперуз отдал письма, принял на борт свежую воду и 10 марта вышел в море, чтобы посетить Новую Каледонию, острова Санта-Крус, Соломоновы острова и восточный и южный берега Австралии. Больше его и его людей никто не видел.

Особенности и географическое положение

Лаперуз в 1787 году, Крузенштерн в 1805, Браутон в 1796 входили в Татарский пролив, но, боясь многочисленных отмелей, которые обнажаются во время отливов, не смогли пройти его до конца. Они были уверены в том, что Сахалин является полуостровом, а данное место, соответственно, заливом. В 1846 году путешественник Гаврилов подтвердил их версию и убедился, что ни пролив, ни Сахалин, ни Амур не имеют для России никакого практического значения. Он не знал, что еще за несколько десятилетий до него японский землемер прошел пролив от начала до конца, убедился, что Сахалин — остров, отметил Татарский пролив на карте. Впрочем, кроме японцев, до 1849 года эта информация была не известна никому. Только Невельский смог доказать, что пролив проходим для судов. Но случилось это только в 1849 году. Что же представляет собой пролив сегодня? Он отделяет от Азии остров Сахалин. Система, состоящая из Татарского пролива, Амурского лимана и Сахалинского залива, соединяет Охотское и Японское моря. Карта Татарского пролива наглядно показывает, как разнится ширина его в разных местах. В самом узком проливе Невельского она не достигает и 8 километров, на Севере равняется 40 км, а на юге берега отстоят друг от друга на 324 км.

Де-Кастри, Шахтерск, Углегорск

Крошечный поселок с населением менее 4 тысяч человек ценен тем, что в нем много естественных укрытий для судов. Де-Кастри носит имя маркиза, спонсировавшего экспедицию Лаперуза. Небольшой, но ценный в военном отношении порт относится к Хабаровскому краю. Расположенный почти в центре Сахалина Шахтерск тоже относится к Татарскому проливу. Он является единственным аэропортом, связывающим район с Южно-Сахалинском и другими городами острова. Здесь могут садиться только ЯК040 и АН-24. Экономика города постепенно приходит в упадок: из нескольких шахт сегодня функционирует только «Ударновская» и частично Солнцевский угольный разрез. Порт Углегорск известен своим каналом, который местные жители именуют «Рекой Тухлянкой». Он сбрасывает отходы целлюлозного комбината в Татарский пролив, а точнее в Японское море. В городе есть леспромхоз и пищевые предприятия. Среднегодовая температура здесь -1,7°С. До 1946 года здесь добывали уголь, но сегодня добыча ведется в других местах.

Память

Памятник в честь Лаперуза в Ботани-бэй

Помимо пролива Лаперуза, в честь мореплавателя названы гора высотой 3078 м. в Южных Альпах Новой Зеландии, город на севере Алжира, предместье Сиднея, заливы на островах Мауи и Пасхи и несколько французских научно-исследовательских кораблей.

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Лаперуза кратеру на видимой стороне Луны.

Память о Лаперузе в России

  • В 1843 году в Петропавловске-Камчатском был установлен памятник — деревянная, обшитая железом колонна с надписью «Лаперузу». Во время Петропавловской обороны был разрушен. В 1882 году снова поставлен. В 30-х годах XX века перемещён на другое место, где находится и ныне. Представляет собой глыбу серого гранита, обвитого якорем и якорной цепью, с надписью «Памяти Лаперуза, 1787».
  • В 1997 году памятный камень в честь открытия залива, названного Лаперузом по имени французского адмирала Шарля д’Арсака де-Тернея, установлен в посёлке Терней, Приморский край.
  • В мае 2005 года на Сахалине, в месте предполагаемой высадки Лаперуза, офицерами фрегата «Прериаль» французских ВМС был установлен памятный камень.

7Сахалин

Далее курс экспедиции Лаперуза лежал на север, к берегам Татарии — именно так европейцы называли территорию к востоку от Уральских гор. Лаперуз писал: «Мы горели нетерпением приступить к изучению страны, занимавшей наше воображение со времени отплытия из Франции». 11 июня Лаперуз увидел берег Татарии. Горы там имели, вероятно, от шестисот до семисот саженей в вышину. На их вершинах виднелся снег, но в небольшом количестве. Французы не обнаружили никаких следов возделанной земли или жилья. 23 июня «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь в бухте, расположенной на 45°13′ северной широты и 135°9′ восточной долготы. Она получила название бухты Терней. После стоянки в бухте Сюффрен, расположенной на 47°51′ северной широты и 137°25′ восточной долготы, Лаперуз 6 июля увидел остров, являвшийся не чем иным, как Сахалином. Увидев дымки и хижины, Лаперуз с членами экспедиции съехал на берег. Местный житель, по их просьбе, нарисовал очертания Сахалина, из которых явно следовало, что он является островом. «Между материком и островом Сахалином он оставил пролив и, обернувшись к нашим кораблям, которые были видны с берега, провел линию, показывая, что они могут там пройти. К югу от Сахалина он нарисовал другой остров и оставил между ними пролив, пояснив, что это еще один путь для наших кораблей», — писал Лаперуз.

Командир экспедиции решил проверить информацию о том, что Сахалин — это остров. Суда отправились в плавание по Татарскому проливу, между Сахалином и материком. Миновав залив Жонкиер (Александровский), Лаперуз бросил якорь в бухте Де-Кастри. Запас пресной воды у него подходил к концу, дров больше не было. Чем дальше, двигался он по проливу, тем мельче тот становился. Во время стоянки в Де-Кастри члены экспедиции выяснили у местных жителей, что северная оконечность Сахалина соединялась с материком лишь песчаной мелью, поросшей морскими водорослями, где глубина дна очень незначительна. Было принято решение не идти дальше, а повернуть обратно. 2 августа «Астролябия» и «Буссоль» покинули бухту Де-Кастри и вновь направились к югу. Мореплаватели обогнули южную оконечность Сахалина, названную ими мыс Крильон, и вступили в пролив между этим островом и Хоккайдо, получившим название пролива Лаперуза. Это была одна из наиболее важных географических проблем, которую оставили нерешенной предшествовавшие мореплаватели. До тех пор географы сообщали об этом районе самые фантастические сведения: для Сансона Корея являлась островом, а Хоккайдо, Сахалина и Камчатки вовсе не существовало; по мнению Г. Делиля, Хоккайдо и Сахалин представляли собой один остров, тянувшийся до Сангарского пролива. В этом вопросе царила полная неразбериха, которой Лаперуз положил конец.

9Самоа

Покинув Петропавловск, Лаперуз снова устремляется в южную часть Тихого океана. В декабре 1787 года его корабли бросили якорь у острова Мауиа, входящего в архипелаг Самоа. Сначала ничто не предвещало беды. Местные жители относились к французам с подчеркнутым дружелюбием, те в свою очередь восторгались красотой туземных женщин, кротким нравом островитян и идиллическими пейзажами. Однако в последний день пребывания экспедиции на этом острове разразилась кровавая бойня, стоившая жизни двенадцати французам, включая капитана «Астролябии» де Лангля. Сойдя на берег, чтобы пронаблюдать за работой матросов, запасающих пресную воду, Флерио де Лангль захватил с собой «товары для туземцев», которые принялся раздавать обступившим его островитянам. Однако подарков на всех не хватило. В бухте собралось слишком большое количество местных жителей — более тысячи человек. Ситуацию усугублял отлив, бухта совсем обмелела. В конце концов на моряков градом посыпались камни. Де Лангль успел лишь дважды выстрелить из ружья. Затем он был сбит с ног и свалился, к несчастью, за левый борт. Туземцы убили его на месте ударами дубинок и камнями.


Баркас «Буссоли» под начальством Бутена стоял в двух саженях от шлюпки «Астролябии». Между ними оставалась полоса воды, куда не проникли индейцы. Благодаря этому все раненые, которым посчастливилось упасть не в ту сторону, где находились враги, спаслись. До шлюпок добрались сорок девять человек из шестидесяти одного, высадившегося на берег. Лаперуз не стал мстить за погибших земляков. «Буссоль» и «Астролябия» снова устремились в открытое море. От Самоа французы взяли курс на острова Тонга, лишь частично исследованные Куком. 27 декабря в этом архипелаге были открыты острова Вавау; английскому мореплавателю на них не удалось побывать. По величине равные Тонгатабу, острова Вавау более возвышенные, и на них имеется достаточно пресной воды. Лаперуз исследовал несколько островов архипелага Тонга и завязывал иногда сношения с жителями, доставлявшими свежую провизию лишь в небольшом количестве, не покрывавшем ежедневный расход. Поэтому 1 января 1788 года он решил направиться в Ботани-Бей, избрав курс, по которому не проходил еще ни один мореплаватель.

Судоходство

В этом участке морского пространства находятся важные пути сообщения. Что соединяет Лаперуза пролив, можно увидеть на карте. Порты, которые расположены на берегах Охотского моря, связываются через него с Японским и Беринговым морем, а также со всем Тихим океаном.

Лаперузов пролив очень опасен для судов из-за природных факторов. Особенно затруднено судоходство с декабря по апрель. Большое количество льда поступает из Татарского пролива, морское пространство забивается. Здесь часты туманы, дожди и снегопады, хотя они и непродолжительны из-за сильного ветра. Рифы, которые встречаются здесь, тоже представляют большую опасность. Берега пролива имеют очень мало бухт, где суда могут укрыться от шторма. От капитанов кораблей для прохождения этого участка требуется большой опыт и умение.

1Начало экспедиции

Во второй половине XVIII века затянувшееся противостояние Англии и Франции в споре о том, кто же главный в мире, казалось бы, окончательно было проиграно французами. Однако после гибели капитана Джеймса Кука в 1779 году французское правительство решило захватить пальму первенства в исследованиях Тихого океана. Французский король Людовик XVI вознамерился снарядить кругосветную экспедицию, чтобы открыть «все земли, ускользнувшие от зоркого взгляда капитана Кука». К началу 1785 года план экспедиции был готов. Вопрос оставался только в руководителе. Перебрав несколько кандидатур, Людовик остановился на капитане Жане Франсуа де Лаперузе.

Членам экспедиции вменялось в задачу «обследовать тихоокеанские побережья Северной Америки и Азии, найти северный проход в Атлантический океан, открыть и присоединить к владениям короны новые земли и, наконец, определить возможности для торговли с дальними странами». Плавание должно было носить исключительно мирный характер. В своих инструкциях Людовик XVI прямо указывал: «При любых обстоятельствах господин де Лаперуз будет обращаться к разным народам, какие он посетит во время своего плавания, с большой мягкостью и человечностью. Если бы экспедиция смогла закончиться, не потеряв ни одного человека, его величество воспринял бы это как одну из самых больших ее удач. Необходимо снискать расположение вождей далеких заморских племен как хорошим отношением к туземцам, так и подарками, определить, какие товары из цивилизованной Европы могут им больше всего понравиться и что они предложат в обмен». Средств на подготовку экспедиции не жалели. Оба закупленных для этой цели корабля — вместительные торговые габары — по своим размерам превосходили суда Кука. После переоснащения для долгого плавания они получили названия «Буссоль» и «Астролябия». На корабли погрузили массу научных приборов и целую библиотеку. Кроме оборудования и запасов продовольствия в трюмы загрузили «товары для туземцев» — 600 зеркал, 2600 гребней для волос, 5 тыс. швейных игл, различные инструменты из металла, алое сукно и медали с отчеканенным профилем французского короля, бусы, кольца, ожерелья, бумажные цветы и множество других дешевых безделушек. Наконец сборы и подготовка были закончены, и 1 августа 1785 года «Буссоль» и «Астролябия» под крики толпы и гром салюта отошли от причала французского порта Брест. Капитаном «Буссоли» был сам Лаперуз, «Астролябию» вел его близкий друг и боевой товарищ, капитан Флерио де Лангль. Экипаж судов с учетом ученых и офицеров составил 242 человека. Кораблям предстояло пересечь Атлантику и достичь Великого Южного моря, как называли тогда Тихий океан.

Мост над проливом

В начале сентября 2017 года, вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил о возможном проекте моста с острова Хоккайдо на Сахалин. Наличие планов по постройке моста между Россией и Японией подтвердил Министр транспорта РФ Максим Соколов. Оба заявления были сделаны во время Восточного экономического форума (ВЭФ-2017) во Владивостоке. Предполагаемая стоимость постройки может достигнуть одного триллиона рублей. Спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов считает, что более реалистичен план строительства тоннеля длиной 51 км под проливом Лаперуза, а не моста, но реализация этих планов маловероятна, так как сначала нужно соединить Сахалин с материковой частью Дальнего Востока России через пролив Невельского (мост или тоннель), к тому же затраты на строительство по мнению Иванова не окупятся никогда.

История названия

Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров… Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада.


Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада. Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом. В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект.

Экспедиция Лаперуза

В 1785 году экспедиция вышла из французского порта Бреста на двух фрегатах с названиями «Астролябия» и «Буссоль». Так началось кругосветное плавание под командованием офицера флота, самому Лаперузу было в это время 44 года.

Первоначальная цель путешествия была исследовать новые земли для возможной их колонизации. Франция стремилась таким образом догнать Британскую империю, которая считалась великой морской державой. В качестве подарков для коренного населения было приготовлено большое количество зеркал, стеклянных бус и металлических игл. Планировалось совершить кругосветное плавание, для этого нужно было пройти через Атлантику, обогнуть мыс Горн и исследовать Великое Южное море. Такое название имел раньше Тихий океан, который был открыт еще за 300 лет до этого события испанскими конкистадорами, теперь европейцы намеревались детально его изучить.

Через 2 года после отбытия из Франции Лаперуз и его команда достигли пролива. Но перед этим экспедиция успела исследовать берега Чили, Гавайских островов, Аляски, Калифорнии. Далее они смогли резко пересечь весь Тихий океан и оказаться в устье Жемчужной реки Китая, затем пополнить запасы на Филиппинах.

В августе 1787 года французы подошли к берегу Сахалина. Так и был открыт новый пролив и его окрестности. Далее экспедиция двинулась на север и исследовала берега Камчатки. Затем они опять вернулись в южные широты к берегам Австралии и Новой Каледонии. С самых тех пор экспедиция пропала, хотя Лаперуз планировал вернуться уже в 1789 году на свою родину. Только спустя некоторый промежуток времени выяснилось, что они потерпели крушение на рифах у острова Ваникоро.

Александровск, Невельск, Холмск

Александровск-Сахалинский административно относится к Сахалинской области, а расположен на западном берегу. В 75 км от него расположился небольшой аэропорт Зональное. С другими населенными пунктами поселок городского типа связывает щебеночная дорога. Этот город по условиям климата приравнивается к Крайнему северу. Жизнь здесь суровая и в буквальном смысле холодная.

Невельск тоже относится к Сахалинской области. Этот порт в Татарском проливе известен как самый лавиноопасный район России. Вероятно, это связано с тем, что там протекают три речки: Казачка, Ловецкая и Невельская. В 2007 году землетрясение почти полностью разрушило город. Несмотря на то что восстановительные работы давно закончены, люди постепенно уезжают из города.


Холмск — единственный и крупнейший на Сахалине портовый центр с незамерзающей акваторией. Два современных терминала, 3 железнодорожных станции, огромный транспортный узел соединены в единую систему. Холмск — это центр культуры, рыболовства, экономики. До 1946 года он носил японское название Маука (Маока).

8Петропавловск

3 сентября путешественники увидели берег Камчатки. Три дня спустя корабли вошли в Петропавловскую бухту. Астрономы немедленно приступили к наблюдениям, а естествоиспытатели совершили очень трудное и опасное восхождение на вулкан, расположенный в восьми лье от берега моря. Тем временем остальной экипаж, свободный от работ на корабле, развлекался охотой или рыбной ловлей. Жители Петропавловска радушно встретили французов. В честь гостей был устроен бал, а по приказу коменданта города лейтенанта Хабарова корабли Лаперуза снабжались водой, топливом и продовольствием бесплатно. В Петропавловске один из молодых офицеров эскадры, Жан-Батист-Бартелеми Лессепс, из морского путешественника стал сухопутным. По приказу Лаперуза знающий русский язык Лессепс должен был сухим путем отправиться в Европу с дневниками и записками экспедиции. Целый год он ехал через бескрайние просторы Российской империи. Именно на основе привезенных им записей, несмотря на трагическую гибель всех участников путешествия, во Франции впоследствии был издан отчет об экспедиции Лаперуза. 29 сентября 1787 года «Буссоль» и «Астролябия» пустились в дальнейший путь.

Камень Опасности

Это скала, которая расположена недалеко (в 14 километрах) от мыса Крильон. Находится она в Охотском море, юго-восточнее крайней точки Сахалина. Это груда камней, на которой нет никакой растительности. Скала имеет в плане вытянутую форму, длина ее 150 метров, ширина – 50. Камень Опасности был открыт еще экспедицией Лаперуза, и этот мореплаватель первым ее охарактеризовал. Скала всегда являлась существенным препятствием для прохождения судов по проливу, так как вокруг него находятся рифы, создающие опасность. Водоросли, которые растут в этих местах, так густы и крепки, что наматываясь на винты кораблей, становились причиной многочисленных аварий. Одно время матросы на кораблях чутко прислушивались к морю. Выделяя из общего шума рев сивучей, определяли, что поблизости находился Камень Опасности. Так называются крупные ушастые тюлени, устраивающие свои лежбища на скалах у берегов Сахалина. Особенно полюбили они и Камень опасности.

Мыс Крильон

Это самая южная точка Сахалина, которую омывает пролив Лаперуза, является оконечностью полуострова Крильон. Он обрывистый и высокий, вокруг него находятся рифы, опасные для прохождения судов. Название свое мыс получил в честь Луи Бальбес де Крильона, который принимал участие в экспедиции Лаперуза. Здесь, на полуострове, находится маяк и российская воинская часть, также сохранилась с давних времен сигнальная пушка. Долгое время полуостров был под японским влиянием из-за близости к берегам этой страны. И только в 1875 году, когда весь Сахалин стал российским, полуостров Крильон тоже начал принадлежать нашей стране.

Но почти через 30 лет началась русско-японская война, в ходе которой у нашей страны в очередной раз забрали половину Сахалина. Но Япония здесь господствовала приблизительно 40 лет, и потом полуостров был вновь отвоеван и опять стал российским.

Результат и следы всех этих событий можно наблюдать на полуострове Крильон. И русские, и японцы оставили за собой многочисленные окопы, заросшие теперь бамбуком. Батареи танков стоят на возвышенностях, прикрывая удобные бухты, где мог бы высадиться неприятель. Судоходство у побережья и в окрестностях, как уже было сказано, затруднено из-за очень частых туманов и сильных течений. Необходимость маяка была бесспорна, поэтому здесь в 1883 году на самом высоком месте появился первый маяк из дерева. В 1894 году для строительства нового подобного сооружения использовали красный японский кирпич. В настоящее время этот маяк – одна из главных достопримечательностей на мысе Крильон. В 1893 году здесь была построена метеостанция, с тех пор здесь ведутся наблюдения за погодой.


С этим читают