День снятия блокады города ленинграда

Презентация на тему: » 8 сентября 1941 — 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано18 января 1943 г) 872 дня.» — Транскрипт:

2 8 сентября января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г) 872 дня

3 22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.

4 Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце.

5 Немецкие войска подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.

7 После бомбёжки После бомбёжки.

8 125 граммов хлеба на целый день Вглядись в эти фотографии и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой. 125 граммов хлеба на целый день.

9 Люди умирали прямо на улицах Люди умирали прямо на улицах.

10 Зимой г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось — кто не погиб и не ушел, того съели. Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продовольствия, они были и потенциальными разносчиками чумы. памятник блокадным кошкам «3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно», — записал в своем дневнике 10-летний мальчик. Тем не менее некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев. Зимой г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось — кто не погиб и не ушел, того съели. Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продовольствия, они были и потенциальными разносчиками чумы. Памятник блокадным кошкам. «3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно», — записал в своем дневнике 10-летний мальчик. Тем не менее некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев.

11 Водопровод не работал. Люди ходили за водой на Неву Водопровод не работал. Люди ходили за водой на Неву.

12 В блокадном городе В блокадном городе.

13 Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера. Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно- автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям. «Дорога жизни»

14 Хлеб – в Ленинград, а детей и раненых – в тыл Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.

15 Таня Савичева

17 12 января 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду Ленинграда и соединиться. Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.

18 После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. 18 января 1943 года После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленин- града. 18 января 1943 год.

19 900 дней жил Ленинград в осаде 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои 900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои.

20 Санкт-Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду. Санкт-Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду.

21 Под этой плитой похоронены ленинградцы погибшие в 1942 году.

Факты о партийных руководителях Ленинграда:

1. Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А. А. Страхова, во второй декаде ноября 1941 года Жданов вызвал её и установил жёстко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для всех членов военсовета (командующему М.С. Хозину, себе, А.А. Кузнецову, Т.Ф. Штыкову, Н.В. Соловьёву): «Теперь будет так…». «…Чуток гречневой каши, щи кислые, которые варил ему дядя Коля (его личный повар), – верх всякого удовольствия!..».


2. Оператор располагавшегося в Смольном центрального узла связи М. Х. Нейштадт: «Честно скажу, никаких банкетов я не видел… Солдат никто не угощал, да мы и не были в обиде… Но каких-то там излишеств не помню. Жданов, когда приходил, первым делом сверял расход продуктов. Учёт был строжайший. Поэтому все эти разговоры о «праздниках живота» больше домыслы, нежели правда. Жданов был первым секретарём обкома и горкома партии, осуществлявшим всё политическое руководство. Я запомнил его как человека, достаточно щепетильного во всём, что касалось материальных вопросов».»

3. При характеристике питания партийного руководства Ленинграда часто допускаются определенные передержки. Речь идёт, например, о часто цитируемом дневнике Рибковского, где он описывает свое пребывание в партийном санатории весной 1942 г., описывая питание как очень неплохое. Следует помнить, что в том источнике речь идёт о марте 1942 года, т.е. периоде после запуска железнодорожной ветки от Войбокало до Кабоны, для которого характерно завершение продовольственного кризиса и возвращение уровня питания к допустимым нормам. «Сверхсмертность» в это время имела место только из-за последствий голода, для борьбы с которыми наиболее истощенных ленинградцев направляли в специальные лечебные учреждения (стационары), созданные по решению Городского комитета партии и Военного совета Ленинградского фронта при многих предприятиях, фабриках, поликлиниках зимой 1941/1942.

Рибковский до устройства на работу в горком в декабре был безработным и получал наименьший «иждивенческий» паек, в результате он был сильно истощён, поэтому 2 марта 1942 года был отправлен на семь дней в лечебное учреждение для сильно истощенных людей. Питание в этом стационаре соответствовало госпитальным либо санаторным нормам, действовавшим в тот период.

В дневнике Рибковский также честно пишет:

«Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет».

4. По решению бюро горкома ВКП(б) и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам не только в специальных стационарах, но также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 г. и обслужили 60 тыс. человек. Столовые были организованы и за пределами предприятий. С 25 апреля по 1 июля 1942 г. ими воспользовались 234 тыс. чел. В январе 1942 г. при гостинице «Астория» начал работать стационар для ученых и творческих работников. В столовой Дома ученых в зимние месяцы питалось от 200 до 300 чел.

«Разорвано проклятое кольцо!»

К началу 1943 года, в середине второй блокадной зимы, в городе оставалось почти 800 тыс. человек — изможденных, больных, израненных. Для них день 18 января стал настоящим праздником. Около полуночи по ленинградскому радио в программе «Последний час» прошло сообщение о прорыве блокады. И сотни людей вышли на улицы, они ликовали, на несколько часов забыв о голоде. Весь Ленинград был украшен флагами. Впервые за много дней город выглядел весело. «Сейчас ночь, но радио не умолкает. Выступают писатели, поэты, рабочие, инженеры. На заводах митинги. На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов», — рассказывал в частном письме начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский. А вскоре прозвучал по радио знакомый каждому ленинградцу голос поэтессы Ольги Берггольц:

«Третье письмо на Каму», 18–19 января 1943 года

блокада

Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года

Фото: РИА Новости

Надо ли что-то добавлять к этим строкам?

Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли. С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось.


И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось. Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу. К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно. А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти.

На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы. 33 км из Шлиссельбурга до Полян. Из них 8 км — по прифронтовым районам. Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели. Это и в мирное время немыслимо, а зимой, в прифронтовых условиях от строителей требовались нечеловеческие усилия. А они не просто успели, но на три дня перевыполнили план. Хватило 17 суток.

блокада

Поезд направляется в освобожденный город Шлиссельбург, 1944 год

Фото: РИА Новости/Александр Бродский

Для этой дороги под вражескими обстрелами, в январские холода воины-железнодорожники стали наводить мост через Неву в районе Староладожского канала. Железнодорожники совершили настоящий подвиг. 5 февраля в Ленинград пришел первый поезд с продовольствием. Из-за налетов и обстрелов в те дни эшелоны шли по Дороге Победы только в ночное время, но через несколько недель удалось наладить и дневное движение. На станции Волховстрой есть памятник — на пьедестале там установлен паровоз ЭУ 708-64, тот самый, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли.

В плотном кольце

В июле 1941 года немецкие войска вступили на территорию Ленинградской области. К концу августа гитлеровцы заняли город Тосно в 50 км от Ленинграда. Красная армия вела ожесточённые бои, но противник продолжал стягивать кольцо вокруг Северной столицы.

В складывающейся обстановке Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами СССР Иосиф Сталин направил телеграмму находящемуся в то время в Ленинграде члену ГКО Вячеславу Молотову:

Также по теме

Ген жизни: учёные заинтересовались долголетием бывших блокадников Осенью 1941 года, 75 лет назад, началась блокада Ленинграда. Команда исследователей из Санкт-Петербурга давно занимается изучением…

«Только что сообщили, что Тосно взят противником. Если так будет продолжаться, боюсь, что Ленинград будет сдан идиотски глупо, а все ленинградские дивизии рискуют попасть в плен. Что делают Попов и Ворошилов? Они даже не сообщают о мерах, какие они думают принять против такой опасности. Они заняты исканием новых рубежей отступления, в этом они видят свою задачу. Откуда у них такая бездна пассивности и чисто деревенской покорности судьбе? В Ленинграде имеется теперь много танков, авиации, эресы (реактивные снаряды — RT). Почему такие важные технические средства не действуют на участке Любань — Тосно?.. Не кажется ли тебе, что кто-то нарочно открывает немцам дорогу на этом решающем участке?.. Чем, собственно, занят Ворошилов и в чём выражается его помощь Ленинграду? Я пишу об этом, так как очень встревожен непонятным для меня бездействием ленинградского командования…»

Молотов ответил на телеграмму так: «1. По приезде в Ленинград на совещании с Ворошиловым, Ждановым и членами Военного совета Ленинградского фронта, секретарями обкома и горкома подвергли резкой критике ошибки, допущенные Ворошиловым и Ждановым… 2. В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тыс. финнов и 5 тыс. немцев, а также вопросами продовольственного снабжения Ленинграда».

Также по теме «Моим оружием была музыка»: 75 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича 9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Музыка композитора транслировалась…

По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт. Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты. 11 сентября Ворошилова отстранили от командования Северо-Западным направлением и Ленинградским фронтом. Новым командующим стал Георгий Жуков.

2 сентября немцы перерезали последнюю железную дорогу, соединявшую город с «большой землёй». Плотное вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года. Связь с Северной столицей можно было поддерживать только через Ладожское озеро и по воздуху.

В первые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали. Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду.

О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по Дороге жизни. 

Голоса блокадников


Сохранились десятки дневниковых записей людей, живших в блокаду, — кому-то посчастливилось выйти из ужаса тех дней живыми. Другие навсегда остались в блокадном Ленинграде. Мы приведём лишь несколько цитат — простых и вместе с тем ужасных.

16 сентября 1941 года

«Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: «До конца войны телефон выключен…». Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк… до конца войны.

И квартира сразу замерла, захолодела, насторожилась. Оторвалась от всего города. И так телефоны были выключены повсюду в один и тот же час. Остались только считаные: в учреждениях (особо важных), в больницах, в госпиталях»

— из книги «Почти три года. Ленинградский дневник» поэтессы и прозаика Веры Инбер.

Январь 1942-го

«Завтра надо собираться в дорогу. Я, как всегда, спала с бабушкой. Ночью я очень замёрзла. Разбудила маму и сказала, что я замёрзла. Мама подошла ко мне и обнаружила, что бабушка мертва. Наутро зашили бабушку в простыню и с помощью соседки вынесли на улицу, а нам собираться в дорогу не было сил никаких…»

— из дневников ленинградской школьницы Антонины Григорьевой, 11 лет.

Апрель 1942-го

«9 апреля мы выехали из Ленинграда по «дороге жизни». Машина шла по льду, а вода надо льдом до радиатора машины. За нами 2 машины ушли под лёд. В г. Кабоны нас погрузили в товарные «теплушки». При этом дали по 1 кг хлеба, который выпекали в местной пекарне, он был горячим. И ещё по порции пшённого супа, в котором были куски свежего сала. У многих начался кровавый понос и заворот кишок. Погибших от этого в Ярославле сняли с поезда…»

— из дневниковых записей 17-летней Вали Мироновой.

Та самая Дорога жизни — единственная на долгое время. Фото: globallookpress.com

«Важнейшее стратегическое значение»


Одним из нестандартных инфраструктурных проектов периода блокады Ленинграда стало строительство подводного четырёхдюймового (10 см) бензопровода длиной 35 км (в том числе 25 км под водой). Пропускная способность объекта составляла 300—350 т топлива в сутки.

Минобороны РФ опубликовало рассекреченное постановление Военного совета Ленинградского фронта от 1 мая 1942 года. Согласно документу, трубопровод протянулся от станции Кареджи до станции Ладожское Озеро с выходом к конечному пункту — станции Борисова Грива. В рамках проекта была сооружена головная перекачивающая станция с металлической ёмкостью в 1 тыс. т и раздаточным устройством. Эксплуатация трубопровода началась 18 июня 1942 года.

Также по теме

«Всеми силами обрушиться на врага»: Минобороны рассекретило документы о первых днях Великой Отечественной войны Ко Дню памяти и скорби Минобороны РФ опубликовало рассекреченные архивные документы о первых часах и первых кровопролитных сражениях…

Ещё одной уникальной операцией стала переброска двух малых подводных лодок М-77 и М-79 из состава Балтийского флота на Ладогу. Соответствующее решение от 14 мая 1943 года принял нарком Военно-морского флота СССР Николай Кузнецов. Субмарины использовались для разведки, наблюдения за подходами противника к советским базам и островам.

Перевозка подводных лодок была осуществлена в июне 1943 года по железной дороге на специальных платформах. Чтобы транспортировка прошла незаметно для немцев, субмарины были замаскированы. С 1 июля по 31 декабря 1943 года М-77 и М-79 участвовали в разведывательных операциях и высадке десанта Красной армии на побережье противника. В общей сложности за вторую половину 1943-го экипажи подлодок провели 12 боевых выходов.

31 августа 1944 года, более чем через полгода после снятия блокады, приказом командующего ЛФ контр-адмирала Виктора Черокова субмарины М-77, М-79 и несколько катерных тральщиков были исключены из состава Ладожской флотилии.

В аннотации к опубликованным документам Министерство обороны отмечает, что героическая битва за Ленинград продолжалась более двух с половиной лет. О её окончании было объявлено 27 января 1944 года в приказе №1 командующего войсками Ленинградского фронта генерала Леонида Говорова.

В документе сообщалось, что за 12 дней боёв части Красной армии успешно прорвали оборону вермахта, овладели важнейшими узлами сопротивления и опорными пунктами. Советские войска освободили более 700 населённых пунктов, включая Красное Село, Ропшу, Урицк, Пушкин, Павловск, Мгу, Ульяновск, Гатчину. Противник был отброшен по всему фронту на 65—100 км. В ознаменование успеха Говоров приказал дать 24 залпа из 324 орудий. 

  • Автоколонна направляется в Ленинград по льду Ладожского озера
  • globallookpress.com

В беседе с RT начальник научного отдела Российского военно-исторического общества, кандидат исторических наук Юрий Никифоров отметил, что самым тяжёлым периодом для Ленинграда стала осень 1941 года. По его словам, немцы пытались окончательно замкнуть кольцо блокады, наступая в направлении южных и восточных берегов Ладоги.

Эксперт подчеркнул, что советский народ совершил огромный трудовой подвиг, организовав практически бесперебойное снабжение Ленинграда. В кратчайшие сроки были проведены работы по углублению дна, строительству пирсов и железных дорог вдоль берегов Ладожского озера. 

«Конечно, в ходе обороны Ленинграда руководство страны допустило ряд ошибок. Но в целом действия советских властей были направлены исключительно на спасение Ленинграда. Сталин прекрасно понимал важнейшее стратегическое значение города на Неве. Очень мужественно держались и сами ленинградцы, пережившие чудовищные испытания. Для прорыва блокады делалось всё возможное, и этот день наступил», — подытожил Никифоров.

Диорама «Прорыв блокады Ленинграда»

Этот объект является основным в музее-заповеднике. Диорама представляет собой художественное полотно, рассказывающее о военной операции «Искра», проведенной советскими войсками в 1943 году. Цель «Искры» заключалась в том, чтобы прорвать блокаду Ленинграда. В семидневной операции участвовали Волховский и Ленинградский фронты: на диораме запечатлена их встреча утром 18 января 1943 года, состоявшаяся в результате тяжелых боев. Художникам удалось передать трагизм этих событий, на полотне можно увидеть как переправляется военная техника по льду Невы, как ведется сражение. Для создания диорамы привлекались историки, военные консультанты, ветераны, участвовавшие в операции «Искра», художники, дизайнеры.

Панорама выставочной площади и диорамы:


С этим читают