Значение и происхождение пословицы «простота хуже воровства»

Смысл пословицы

Выражение «Простота хуже воровства» уместно в том случае, когда человек ведёт себя слишком прямолинейно, глупо, не утруждая себя осмыслением происходящего, не признавая за собой обязательств.


Если он поступает некрасиво, неблаговидно, у него всегда найдётся оправдание: «Мол, а я что? Мы – люди неучёные, университетов не заканчивали». Такому человеку, как правило, нет дела до норм морали, различения ситуаций общения, психологических особенностей собеседника.

Они рубят с плеча, говорят что думают, ни с кем не церемонятся – причём не церемонятся до такой степени, что могут и оскорбить, и унизить.

Например, молодая цыганка, лежащая «на сохранении» в родильном доме, запросто (и без спроса) заимствует у соседки по палате расчёску, зубную щётку, а потом молча возвращает на место.

Это и воровством не назовёшь (вещи возвращены), и нормой не признаешь: использованные чужим человеком предметы гигиены придётся выбросить.

Часто простота, которая хуже воровства, имеет место в рабочей ситуации. Неожиданно коллега, обещавший подготовить нужные документы ещё на прошлой неделе, сообщает, что они будут готовы только в понедельник.

Из-за этого вы не можете сдать собственный проект, к тому же, гнев начальника обрушится на вас, а не на вашего простоватого подопечного. На вопрос о причинах просрочки коллега сообщит, что ему нездоровилось или поведает душещипательную семейную историю, прослушав которую вы ещё и почувствуете виноватым себя.

Казалось бы, обычная безответственность. Но вы ощущаете себя обманутым, обкраденным: вам обещали и не сделали, кто-то присвоил ваше время, силы, нервы, здоровье.

Тут, правда, нужно различать, действительно ли перед нами простак (дурачок, человек, от природы обделённый интеллектом) или кого-то просто не научили нормам вежливости в детстве. А может, маска «простого парня» — удобный способ жить в своё удовольствие и «не заморачиваться»?

Отличие пословицы от поговорки

В обычной жизни эти два слова употребляют вместе. На самом деле между ними есть серьезное различие. Пословица — это мудрое народное изречение, которое кратко и емко говорит о смысле заложенного в ней учения.

Примеры пословиц:

  • «Не зная броду, не суйся в воду». Сразу становится ясно, что, не изучив как следует дело, которым человек решил заняться, он может наделать массу ошибок, и ничем хорошим такое предприятие не закончится.
  • «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Из данной пословицы становится понятно, что когда человек видит какое-либо действие или предмет, то быстрее составит о нем правильное мнение. Просто по рассказам разобраться в ситуации гораздо сложнее.

Поговорка — это просто красивое выражение, которое приводится в пример определенным действиям, предметам или людям. Примеры поговорок:

  • «Собака на сене» — то есть ни себе, ни людям.
  • «Не все коту масленица» означает, что не бывает в жизни все гладко.

Немного об истории

В русском языке у слова «простота» есть не только отрицательные коннотации. Мы привыкли к евангельской трактовки простоты как противоположности лукавства. Всё, что ясно как день, считается правильным, идущим от Бога. «Где просто, там ангелов по сто», — говорит присловье.

В бытовом обиходе простота тоже рассматривается как удобное для жизни, приятное качество. «Он говорит просто, его всегда можно понять», — отзовутся дети об учителе, который не «давит интеллектом» и умеет сказать о самых сложных вещах понятными словами.


«Она проста и безыскусна», — скажет влюблённый мужчина о девушке, лишённой кокетства и фальши.

Но «простота» из нашей поговорки понимается всё же, как досадное свойство человеческой природы. Исторически это наивность, доверчивость, неумение приспособиться к жизни – как бы сегодня сказали, «психология жертвы».

А сегодня к этим смыслам добавились ещё и недостаток ума, глубины, отсутствие воспитания, образования, чувства такта. Бывает ещё «святая простота» — нечто вроде юродства, состояние, делающее людей блаженными.

Так говорят о существах чистых, наивных, ещё не наученных жизнью таить всё лучшее в себе. «Святая простота» изумительна, её следует беречь. Но стоит ей потерять свою святость, — пиши пропало!

В старину словом «воровство» именовалась не только кража. Клеймо «вор» ставилось на каждом, кто тем или иным способом нарушил закон. Так называли и шулеров, и карманников, и мелких разбойников – всех, чьё ремесло предполагало обман, насилие, неправду.

Это замечание приближает нас к пониманию пословицы. Необдуманные поступки, вызванные внутренней расхлябанностью, бывают хуже, чем осознанные преступления.

Разные пословицы про грабежи

Кража с древнейших времен была самым распространенным пороком в обществе людей. Поэтому существует великое множество пословиц про воровство и грабителей. Сложились они из жизненного опыта людей, живших в старые времена. Но и на сегодняшний день они остаются актуальными, потому что воровство и грабеж все также являются самым частым преступлением в мире. Такие пословицы учат людей, как избежать кражи из своего дома. Например: «Без замка и без забора не уйдешь от вора», это изречение предупреждает о необходимости защищать свое жилище, охранять его от возможности проникновения нечестных людей.

Одна из пословиц напрямую указывает на то, что истребить такой порок, как воровство, практически невозможно: «Мор да вор век не переведутся». В ней кража сравнивается с болезнями и смертью. Другая пословица предупреждает: «Не тот вор, кто ворует, а тот, кто ему потакает».

Часто в пословицах воров бьют и осуждают, например: «Кто ест с чужих блюд, того и бьют» или «Кто возьмет без спросу, тот будет без носу».

Почему говорят, что простота хуже воровства?

Сознательное воровство неуловимо восходит к язычеству и своего рода культу силы. Кто сильный – тот, мол, и прав. И когда обворовали, но по-хитрому, приложив недюжинные умения, несмотря на очевидный ущерб, где-то в фоне есть и восхищение . “Это ж надо, так придумал – что даже меня вокруг пальца обвел!” Восхищение к сильному, пусть и преступившему некоторые общечеловеческие законы – есть.

А вот восхищение к иному простому человеку, который просто делит на “черное” и “белое”, своих и чужих, правильно и неправильно, который упорно гнет свою линию, отбрасывая любые аргументы, причем не из хитроумности, а от собственного невежества и только – штука невероятная. В смысле, не существует. Порой сталкиваясь с такой безапелляционной, безмятежной и тупой простотой, я испытываю что-то среднее между раздражением и брезгливостью. Действительно, иная простота хуже воровства…

В технике упрощение – хорошо. В дизайне упрощение – хорошо. А полное упрощение – это механизм, который рано или поздно (на очередном витке упрощаторства) возьмет, да и откажет.

Недаром в науках появляются “физико-химии”, “химико-биологические” направления. На стыке наук. Чтоб, значит, только в своем соку не вариться. Усложнять себе жизнь:)

Или вот взять мою любимую психотерапию. В этом деле больше половины клиентов приходит за упрощением – “Мне в жизни сложно, дай-ка ты мне, терапевт, волшебную пилюлю / хороший совет / мощного пенделя / четкую схему, что происходит / карту местности, и чтоб клад был обозначен крестиком”. И удивляются, когда встреча за встречей терапевт не то что не упрощает, а и усложняет жизнь.

Сталбыть, в жизнь появляется объем.

  • Сначала полз по одной координате.
  • Потом – уже в двухмерном пространстве.
  • В трехмерном.

Степеней свободы все больше, как и ответственности за то, куда и как и с каким темпом направляешься.

Суть — в сравнении


Итак, почему пословица считает, что простота хуже воровства, — это ясно. Однако теперь стоит разобраться в том, почему же именно с кражей идет сравнение. Ведь есть масса и других преступлений — хулиганство, мошенничество, более страшные поступки… Но выбрано именно воровство. И этому есть определенное объяснение.

Все знают, что воровство — не самое лучшее, что может быть. Но в нем, как и в любом другом неприятном поступке, есть две стороны. Ведь, как говорится, у каждой палки имеется два конца. Точно так же и в случае с простотой. А точнее, в случае с поступками, совершаемыми простаком. Но как реагировать на то, что он сделал, если всему этому мы сами даём определение «простота»? Дело в том, что, оправдывая человека таким образом, мы обезоруживаем сами себя и лишаем возможности приобрести опыт в общении с подобными личностями. Якобы, это он по своей простоте оступился. Иначе говоря, мы снимаем с другого человека ответственность за то, что он сделал. Так получается, что простота — хуже воровства. Смысл в том, что второе карается законом, а первое можно «понять и простить». Хотя даже в этом случае можно сказать, что человек кое-что всё-таки украл. Он просто забрал опыт, который можно было приобрести в общении с ним.

Школа осознания

Ведь у слова «простота» очень много разных значений. Да и не зря существуют поговорки про положительные качества простоты: «будь проще и к тебе потянутся люди» и прочие про то что не стоит усложнять ситуацию и так далее.

Стоит ли искать глубокий смысл, когда он и на поверхности имеется. Зачем ковыряться в значениях слова «простота», когда суть поговорки не в этом. Ведь у каждого человека свое понимание, а поговорка универсальна — значит не в этом дело.

Вначале отметим, что слово «простота», как и производные от него слова, имеет различные значения. Так, например, . По отношению же к человеку, это слово уже означает относительную простоту природы его души по сравнению с его сложным телом. В отношении группы людей, данное слово может означать, например, обычных людей, не занимающих высокие государственные посты

Поэтому, здесь важно знать, в каком именно контексте использовано данное слово. Вообще, слово «простота» может толковаться и как «глупость, скудоумие, наивность, наивный человек» (Толковый словарь русского яз

под ред. Д. Н. Ушакова).

Смысл поговорки «Простота хуже воровства» означает следующее: Здесь «говорится неодобрительно о том, чьи простодушие, доверчивость, наивность приносят ущерб, неприятности» (Словарь пословиц и поговорок). Действительно, если человек, например, ворует и при этом понимает, что совершает плохой поступок, то это создает уже реальные предпосылки к его раскаянию. Если же человек, в силу своей наивности, чрезмерной (необдуманной) доверчивости, нерадивости, самонадеянности, незнания (при сохранении дееспособности) не сознает или не хочет сознавать отрицательной нравственной оценки или окраски совершаемого им неправедного поступка, то это хуже, чем осознанное воровство. Поскольку, именно в силу своей осознанности последнее имеет реальные шансы на искоренение, в отличие от «простоты», обусловленной указанными выше факторами. Аналогично этому и «“святая” простота» может быть хуже по своим последствиям, чем откровенное воровство, поскольку в силу своей совсем несвятой наивности и незнания может принести весьма горькие плоды, в том числе, например, социального характера. А ведь, как известно, наивность и незнание не освобождает от ответственности.

При этом отличить простоту, которая «хуже воровства» от святой (без кавычек) простоты (т. е. от прямоты, цельности, готовности идти за Богом и к Богу, невзирая на лукавые приманки дьявола) или простоты сердца (т. е. сердца нелукавого) можно по следующим признакам. Простота сердца — это чистосердечие (чистота сердца — П.Д.), искренность. Именно так толкует прот. Г. Дьяченко эти слова в (Деян. 2: 45-47): «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и ПРОСТОТЕ СЕРДЦА (выделено — П.Д.), хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (см. Полный Церковно-Славянский словарь). Отметим, что Сам Господь Иисус Христос говорил: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).

Синонимичные выражения

Среди синонимов поговорки стоит назвать следующие:

  • Дурака не переучишь;
  • Глупый разум по миру пускает;
  • Дай дураку простор, наплачешься.

Иностранцы сложили о глупости свои любопытные идиомы:

  • Дети и дураки не должны играть острыми предметами (англ.)
  • Дурака никаким лекарством не излечишь (яп.).

Конечно, простота — это ещё не глупость, но если смотреть на неё прагматически, целям комфортного жизнеустройства она не служит. Отсюда и обидное сравнение с воровством.

Ну а тем, кто не зависит от материального мира, чужие оценки ни к чему. Они наслаждаются блаженной простотой бытия уже в этой маленькой земной жизни.

Интерпретация смысла пословицы, значение

Очень часто наивность и бесхитростность воспринимаются нами как положительные черты характера. Простой человек не умеет врать и лукавить, не продумывает сложные стратегии продвижения по карьерной лестнице, не манипулирует знакомыми ради личной выгоды. Однако зачастую такие люди смотрят на мир сквозь розовые очки и искренне верят, что и все окружающие такие же честные, добрые и порядочные. Но, к сожалению, это не так, и рано или поздно им приходится поплатиться за свою наивность. И в этом случае еще хорошо, когда весь удар приходится на самого простофилю. Но ведь бывает так, что из-за его глупости страдают друзья, родные или просто люди, за которых он несет определенную ответственность.

Данная пословица как нельзя лучше напоминает нам о том, что у простоты есть и обратная сторона медали, которая часто может привести к печальным последствиям. Поэтому каждый человек должен стараться быть внимательным, расторопным и в какой-то степени хитрым.


Существует и другая пословица, очень близкая по значению: “С простоты люди пропадают”. Она звучит как предупреждение. Однако “Простота хуже воровства” имеет более категоричный и жесткий тон, ставя нас перед фактом, что излишняя доверчивость — не просто недостаток, а чуть ли не грех. Ведь последствия простоты могут быть не менее пагубны, чем последствия преднамеренного зла.

Три вида “простоты, которая хуже воровства”

1. Мне кажется очевидным, что самая главная “координата”, определяющая простоту, которая хуже воровства, такую нелепую, самоповреждающую, вредящую владельцу наивность – это разделение всего надвое.

Скорый на выводы – скор и на расправу.

Неумение выдерживать “И люблю, И ненавижу”, “И хочу, И испытываю отвращение”, “И тянусь к человеку, И торможу, чтоб не “влететь” в отношения – приводит к быстрым выводам. Instant coffee. Вроде и пахнет кофе, но продукт… так себе, своеобразный.

2. Второй момент – ригидность, в смысле – “стабильность любой ценой”. Насаждение своих ценностей. “Только так, и не иначе”. Простота такого рода заставляет упускать невероятное – ценой “гарантированной пшенной каши до конца дней”

Что-то важное такой человек не замечает, потому что “надо делать то-то”

К сожалению, книжку про ригидность я прочла, и в курсе, как это работает. А работает довольно печально.

Не имея внутреннего “стержня”, собственного (всем своим существом) ощущаемого “цензора”, человек выдумывает цензоров внешних. Родителей (в виде начальства, государства, свода правил, законов, милиции). Соблюдает, такскть, и других стращает.

Уж лучше б обворовал, чем так обрубать, как поленце, каждого подходящего. Папа УКарло, блин.

3. Еще нюанс – недоверие. “Откуда такое недоверие, гражданин начальник?” – вопрошал интеллигент Голый голосом Гоблина. В самом деле, вместо того чтобы доверять – это мне сейчас кажется хорошим, важным, такой “простак” не ценит момент. А чего его ценить, в самом деле. Глубины момента, такскть, нету. Зато есть (см. п.2) нормы и правила. Вот к ним и обратимся – при всяком удобном случае.

Что-то печальная у меня картинка вышла, Простака Простофилевича, и немного злобная. Не планировала я, не хотела… А все же именно такие чувства – печали невстречи и раздражения, как от колючего шерстяного свитера – я и испытываю, сталкиваясь с простыми, обесценивающими, меряющими все своей линейкой (у кого, мол, больше? чего достиг?), но по сути – пресными людьми. Я люблю яркие цвета и нежные цвета, и свинцовый серый, и насыщенный лиловый, я люблю пряности и всякости, от маринованного чеснока до бельгийского шоколада. Я люблю запахи… а когда их нет – то очень страшно провалиться в этот вязкий вакуум…

Почему простота хуже воровства? Пример ситуации:

Мальчик с мамой живут в деревне. Денег в семье не много, но и не голодают. Утром мама уходит на работу, предупреждает, чтобы мальчик ел, сколько потребуется, остальное пусть лежит. Он соглашается, успокаивает, что все будет в порядке. Приходит мама на обед — ничего нет. Оказалось, что мальчик все раздал приятелям, накормил бездомных собак и кошек (молоко стоит в тарелочке на улице, колбасные кусочки — на земле) — всех обеспечил, только о матери забыл.

Игрушки, цветные карандаши, апельсины — все, что нравится ему и другим детям, уплывает на улицу в этот же день или на другой день, как только мама приносит. В комнате все перевернет в поисках спичек, денег — всего, что попросят приятели. То, чего не дают или запрещают их родители, они легко получают от этого мальчика — простака.

В таких случаях говорят: Простота хуже воровства.

Мама объясняет, стыдит, ругает — бесполезно. Причина такого поведения — в слабохарактерности мальчика. Он — слабый, внушаемый ребенок, заискивающий перед друзьями, не могущий жить без них, без компании, без одобрения, фальшь которого он не научился различать.


С этим читают