«у россии есть все средства»: какие ракеты меньшей и средней дальности могут появиться в вс рф

Запуск и стыковка корабля «Прогресс МС-15»

С пусковой установки № 6 площадки № 31 космодрома Байконур на 23 июля 2020 года в 17:26:21 мск выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-15». Его стыковка к модулю «Пирс» российского сегмента Международной космической станции состоялась 23 июля, в 20:44 мск. 

Повторы прямых трансляций


https://vk.com/video_ext.php

https://vk.com/video_ext.php

Последние новости

  • 10.06.2020 Началась предполетная подготовка корабля «Прогресс МС-15»
  • 23.06.2020 «Прогресс МС-15» прошел испытания в безэховой камере
  • 30.06.2020 Завершены испытания «Прогресс МС-15» в вакуумной камере
  • 04.07.2020 Продолжается подготовка к пуску ракеты-носителя «Союз-2.1а»
  • 06.07.2020 Завершена проверка солнечных батарей корабля «Прогресс МС-15»
  • 07.07.2020 Специалисты ЦЭНКИ продолжают предпусковые работы на Байконуре
  • 09.07.2020 Грузовой корабль «Прогресс МС-15» допущен к заправке
  • 13.07.2020 Завершена заправка корабля «Прогресс МС-15»
  • 14.07.2020 Корабль «Прогресс МС-15» состыкован с переходным отсеком
  • 16.07.2020 Авторский осмотр и накатка головного обтекателя на «Прогресс МС-15»
  • 17.07.2020 «Прогресс МС-15» отправлен на общую сборку с ракетой
  • 18.07.2020 Собрана ракета «Союз-2» с кораблем «Прогресс МС-15»
  • 20.07.2020 «Прогресс МС-15» вывезли на старт
  • 23.07.2020 В полёте корабль «Прогресс МС-15»
  • 23.07.2020 Новый рекорд: корабль «Прогресс МС-15» в составе МКС

«Прогресс МС» — транспортный грузовой корабль, разработанный в ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева. Он используется для доставки различных грузов (топлива, аппаратуры, кислорода, воды, продовольствия и др.) на Международную космическую станцию, а также для коррекции ее орбиты.

Важные изменения новой серии корабля «Прогресс МС» коснулись многих устройств, хорошо зарекомендовавших себя ранее на кораблях типа «Прогресс М-М». Новый корабль также получил дополнительную защиту от космического мусора на грузовом отсеке.

«Прогресс МС» снабжён новой фарой со светоизлучающими диодами, а вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты в составе системы управления движением и навигации применяется аппаратура спутниковой навигации последнего поколения.

Ракета-носитель «Союз-2»

Ракеты-носители типа «Союз-2» разработаны на базе серийной ракеты-носителя «Союз-У». На «Союз-2» применены усовершенствованные двигательные установки и современные системы управления и измерений, что существенно повысило ее технические и эксплуатационные характеристики.

Работы проведены в два этапа:

  • На этапе 1а создан унифицированный носитель «Союз 2.1а» для различных типов головных блоков с диаметрами головных обтекателей до 4,11 м. Ракета-носитель характеризуется повышенной точностью выведения и увеличенной массой полезных грузов на низких орбитах за счет усовершенствования системы управления и двигательных установок I и II ступеней.
  • На этапе 1б блок III ступени (РН «Союз 2.1б») был оснащен современным двигателем 14Д23 (РД-0124), что позволило дополнительно повысить энергетические возможности носителя.

Головной разработчик РН — «РКЦ «Прогресс» (г. Самара). Ракеты-носители «Союз-2» в зависимости от назначения могут использовать разгонный блок «Фрегат».

Ракета-носитель «Союз-2» — это:

  • новое поколение легендарной ракеты-носителя;
  • экологически безопасные компоненты топлива — керосин и жидкий кислород;
  • повышенная энерговооруженность и современная система управления — новые возможности для выведения космических аппаратов.

Первый испытательный пуск ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1а успешно состоялся 8 ноября 2004 года с космодрома Плесецк. Первый коммерческий пуск осуществлен в 2006 году с европейским метеорологическим космическим аппаратом Metop. Летные испытания ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1б начаты 27 декабря 2006 года запуском с космодрома Байконур французского исследовательского аппарата Corot.

Мультимедиа

  ФОТО: подготовка корабля и ракеты-носителя

Гарантированное поражение

Как полагают эксперты, появление на вооружении армии РФ версии «Тор-М2», способной преодолевать преграды вплавь, позволит повысить мобильность прикрываемых ею армейских подразделений. 

«Способность преодолевать водные преграды различной глубины — это очень важное качество, которое позволяет сопровождать колонны, охранять переправы и мосты», — пояснил в комментарии RT бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам объединённой системы ПВО государств — участников СНГ Айтеч Бижев. 

  • Арктический зенитный комплекс «Тор-М2ДТ»

Эксперт считает, что разработка модификации «Тор-М2», способной преодолевать водные преграды, стала результатом анализа применения комплекса в различных условиях. По его мнению, новая версия этого ЗРК позволит обеспечить более результативный перехват средств воздушно-космического нападения противника на марше.

В разговоре с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский назвал «Тор-М2» самым эффективным в мире ЗРК в своём классе. К его главным преимуществам он отнёс мобильность, помехозащищённость и точность, недоступную многим системам ПВО. 

Сколько стоит сверхтяжелая ракета?

Что касается финансирования новой программы создания сверхтяжелой ракеты, то, как заявил в четверг глава «Роскосмоса» Игорь Комаров, поскольку оно не было включено в федеральную космическую программу (ФПК) 2016-2025 годов, то теперь ее необходимо будет изменить, возможно, внеся в нее отдельную подпрограмму.

О планах по разработке сверхтяжелого носителя в России говорят уже несколько лет. Еще в 2016 году вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин, курирующий ОПК и авиакосмическую отрасль, заявил, что уже тогда Путин поручил приступить к этому проекту.

Image caption В США разрабатывают программу Space Launch System. На этом снимке — испытания двигателя для ускорителя ракеты в 2016 году

В конце ноября того же года первый заместитель главы Роскосмоса Александр Иванов сказал, что разработка ракеты и стартового комплекса под нее будет стоить примерно 1,5 трлн рублей. Это больше, чем объем финансирования всей Федеральной космической программы на период с 2016 по 2025 год. Она была принята в конце 2015 года и составляет 1,4 трлн рублей.

Эти цифры совпадают с оценкой самого Игоря Комарова. Представляя журналистам весной 2016 года проект ФКП, он сказал, что ее разработка по стоимости соизмерима со всем совокупным финансированием 10-летней федеральной космической программы. Стоимость одного пуска он оценил в миллиард долларов.

По стопам

«Венера-4» помогла нам узнать, что на этой планете двести семьдесят один градус в тени (ночная сторона Венеры), давление до двадцати атмосфер, а сама атмосфера — девяносто процентов углекислого газа. А ещё этот космический аппарат обнаружил водородную корону. «Венера-5» и «Венера-6» многое поведали нам о солнечном ветре (потоки плазмы) и его структуре вблизи планеты. «Венера-7» уточнила данные о температуре и давлении в атмосфере. Всё оказалось ещё сложнее: температура ближе к поверхности была 475 ± 20°C, а давление выше на порядок. На следующем космическом аппарате было переделано буквально всё, и через сто семнадцать суток «Венера-8» мягко привенерилась на дневной стороне планеты. На этой станции был фотометр и множество дополнительных приборов. Главное — была связь.

Оказалось, что освещение на ближайшей соседке почти не отличается от земного — как у нас в пасмурный день. Да там не просто пасмурно, погодка разгулялась по-настоящему. Картины увиденного аппаратурой просто ошеломили землян. Помимо этого, был исследован грунт и количество аммиака в атмосфере, измерена скорость ветра. А «Венера-9» и «Венера-10» смогли показать нам «соседку» по телевизору. Это первые в мире записи, переданные с другой планеты. А сами эти станции и теперь искусственные спутники Венеры. На эту планету последними летали «Венера-15» и «Венера-16», которые тоже стали спутниками, предварительно снабдив человечество абсолютно новыми и нужными знаниями. В 1985 году продолжением программы стали «Вега-1» и «Вега-2», которые изучали не только Венеру, но и комету Галлея. Следующий полёт планируется в 2024 году.

«Усовершенствовать гиперзвуковой арсенал»

Россия стала первой в мире страной, принявшей на вооружение образцы гиперзвукового оружия. Речь идёт об авиационном комплексе Х-47М2 «Кинжал», который запускается с истребителя МиГ-31, и планирующем блоке «Авангард», предназначенном для установки на межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), включая РС-28 «Сармат».


В процессе разработки находится отечественный аппарат большой дальности «Анчар-РВ», а в Военно-морском флоте РФ идут испытания ракеты морского базирования 3M22 «Циркон», способной развивать скорость в 9 Махов. 

  • Истребитель МиГ-31 с ракетой Х-47М2 «Кинжал»
  • РИА Новости

Помимо России, в настоящее время гиперзвуковое оружие активно разрабатывается Китаем, Великобританией, Японией и Соединёнными Штатами.

Примечательно, что в 2000-е годы именно США обладали статусом лидера в области военного гиперзвука. Однако в процессе опытно-конструкторских работ и испытаний далеко не все проекты Пентагона оказались удачными.

На сегодняшний день на вооружении американских ВС нет ни одного строевого гиперзвукового изделия, хотя интенсивные исследования и эксперименты в этой области продолжаются.

Выступая 13 июня в Военной академии в Вест-Пойнте, президент США Дональд Трамп заявил, что американская промышленность якобы разработала высокоточную ракету, способную летать в 17 раз быстрее современных аналогов, имеющихся в арсенале других государств. По его словам, дальность боеприпаса составляет 1000 миль (1,6 тыс. км). 

Также по теме «Излюбленная тема»: как США наращивают военный потенциал из-за «новых угроз» со стороны России и Китая Соединённые Штаты должны разработать новую совместную доктрину ведения боевых действий для XXI века. Об этом заявил глава Пентагона…

Ранее глава Белого дома назвал это оружие «супер-пупер-ракетой», однако никто из официальных лиц США до сих пор не уточнил, о каком конкретно изделии идёт речь и в какой стадии находятся ведущиеся по нему работы. Известно лишь, что Пентагон финансирует несколько проектов гиперзвукового оружия для военно-воздушных сил, флота и сухопутных войск. Например, для стратегических бомбардировщиков B-1 Lancer создаётся аэробаллистическая ракета AGM-183 ARRW, для ВМС и наземных подразделений — гиперзвуковой планер C-HGB.

Вместе с тем в Соединённых Штатах ещё в начале 2019 года заговорили о необходимости создания системы перехвата гиперзвуковых целей. Для этого, как считают американские военные, могут подойти «скоростные перехватчики» и оружие направленной энергии — к данному классу изделий относятся лазерные комплексы и СВЧ-пушки.

Также, по информации Агентства космического развития Соединённых Штатов, для обнаружения «гиперзвуковых планирующих аппаратов и любых ракет следующего поколения» американцы собираются запустить в космос сотни оптически связанных орбитальных спутников.

Как полагают эксперты, США смогут получить некоторые образцы строевого гиперзвукового оружия в середине 2020-х годов. Реализация большей части проектов в этой области, в том числе работ по созданию средств перехвата, начнётся ближе к 2030 году. 

«Конечно, не стоит недооценивать научно-технологический потенциал американской промышленности, однако анонсированные США проекты в сфере гиперзвука растянуты на ближайшую десятилетку. В принципе, такой временной промежуток позволяет нашей стране усовершенствовать уже имеющийся гиперзвуковой арсенал, создать новые изделия и решить вопросы с перехватом гиперзвуковых целей», — отметил Юрий Кнутов.

Баллистическая ракета: что это?

Современный мир, пронизанный непрекращающимися локальными конфликтами и внешнеполитическими напряженностями между странами, постоянно находится под угрозой крупных глобальных войн. Каждое отдельно взятое государство понимает, что в случае войны победа будет за тем, чье вооружение лучше и мощнее.

Так было всегда, начиная еще с незапамятных времен. Именно война двигала прогресс — все изобретения для гражданских нужд были лишь побочным результатом изобретения военного оснащения. В двадцать первом веке производимое оружие имеет чудовищную разрушительную силу. Хорошим примером мощнейшего оружия является баллистическая ракета.

Что такое баллистическая ракета?

Баллистическая ракета — один из видов орудия массового поражения, действующего на дальние дистанции. Летит по изначально заданной параболической траектории и не поддаётся управлению в момент полета.


Существуют разновидности многоступенчатых ракет, похожих на те, что запускаются в космос для доставки спутников на орбиту — в процессе полета части ракеты отсоединяются от основания, чтобы увеличить скорость за счет импульса и уменьшения общей массы. Запуск таких ракет производится либо из шахтных установок расположенных в земле, либо с помощью мобильных перевозных установок.

Классифицируются ракеты каждым государством по-разному, но можно считать общепринятыми ракеты трёх видов:

  • Малой дальности.
  • Средней дальности.
  • Межконтинентальные.

Каждый из видов имеет свои задачи и максимальную длительность проходимого пути. В случае с ракетами малой дальности — это тысяча километров, средняя дальность обладает радиусом запуска в 5.5 тысяч километров, а межконтинентальные, направленные на то, чтобы поразить врага на другом конце земли, имеют дальность достаточную, чтобы облететь 50% земного шара.

Именно такие ракеты начиняют ядерными боеголовками. Самая большая длительность полета займет не более 30 минут, а гигантская скорость делает ракеты практически неуязвимыми для противовоздушной обороны — они просто летят быстрее снаряда, предназначенного для уничтожения этой ракеты.

Как работает баллистическая ракета?

Главная особенность её работы заключается в том, что практически всю длительность своего полета ракета ведет себя в точности, как обычный брошенный объект, не подвергаясь импульсам и ускорениям со стороны двигателей.

Весь её путь можно разделить на два этапа. В первом этапе ракете задаётся необходимая скорость с помощью реактивной тяги. После того, как нужное ускорение было достигнуто, двигатель вместе с топливным баком отсоединяется от ракеты для облегчения её веса. После этого наступает второй этап свободного падения.

Использование ракеты в гражданских целях

Устройство баллистической ракеты и манера её поведения в воздухе мало чем отличаются от ракет, запускаемых в космос на орбиту Земли. Благодаря этому удобству существует возможность создания универсальных устройств, которые в зависимости от внутреннего содержания будут использоваться в мирных или в военных целях.

На сегодняшний день существует несколько видов универсальных ракет, которые изначально были созданы с целью выведения на орбиту планеты различного военного спутникового оборудования. Целый класс ракет предназначен для вариативного использования. Стоит понимать, что одну и ту же ракету нельзя переоснастить для других целей. Хоть они и имеют общую базу, но собираются на различных заводах и не подлежат взаимному замещению.

https://youtube.com/watch?v=e31qo61ryRc

История создания

В 1957 году была успешно запущена первая в мире межконтинентальная ракета. Строение её было именно многоступенчатым, а радиус поражения подразумевал успешную доставку заряда в любую точку планеты. Разработка данного вооружения была инициирована еще за десять лет до её запуска. Большое количество научных деятелей, а также организаций было привлечено для исследований возможности перелетов и создания системы управления ракетой.

Специально для испытаний оружия подобного рода в Казахстане был построен полигон, строительство которого завершилось в один год с запуском ракеты. Однако первые испытания позволили выявить огромное количество недостатков данной ракеты. Только с четвертого раза после многочисленных доработок ракета смогла поразить условного противника, успешно завершив испытания на полигоне. Замена на более новые виды вооружения произошла только спустя 11 лет после начал использования первого прототипа.

Использование

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом Центре Маршалла (США)

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне LRO (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу MRO (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011), MAVEN (2013) и InSight (2018), миссию за грунтом астероида OSIRIS-REx (2016).

В конце 2018 года проект носителя с шестью боковыми блоками, оснащенными РД-171, и одним центральным, снабженным РД-180, был выбран в качестве базового облика новой российской сверхтяжелой ракеты. Готовность ракеты планируется на 2027 год, а пуск носителя — на 2028 год с космодрома «Восточный».

Ситуация с американским рынком сбыта

В 2008—2009 годах чистый убыток «Энергомаша» от поставок двигателей РД-180 в США составил 880 миллионов рублей или почти 68% всех убытков компании. Счётная палата России выявила, что двигатели продавались только за половину стоимости затрат на их производство. По словам исполнительного директора НПО «Энергомаш» Владимира Солнцева, до 2010 года ракетные двигатели продавались с убытком, поскольку себестоимость производства росла более высокими темпами, чем цена, по которой удавалось наладить сбыт. В 2010—2011 годах был принят ряд мер, и ситуацию удалось выправить.

В связи с ухудшением российско-американских отношений (с 2014) политики обеих стран выдвигали предложения о прекращении поставок двигателя, используемых американцами. В частности, запрет на закупки двигателя введён поправкой Джона Маккейна. С инициативой запрета использования двигателя для военных запусков США выступал зам. председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.

В качестве замены РД-180 в США рассматривался новый двигатель, на разработку которого Пентагоном выделено[когда?] 160 млн долларов. Однако, ожидается, что он будет готов к использованию не ранее 2019 (или 2025) года. Альтернативным вариантом является разворачивание производства РД-180, по имеющейся у США лицензии (до 2030 года), на заводе ULA в Декейтере.

В 2014 году был заключён контракт с частной компанией Blue Origin на создание аналога российского РД-180; их новый двигатель BE-4 (в качестве горючего используется метан) был представлен в начале 2017 года; сообщается об успешном продвижении работ.

В августе 2018 директор НАСА Джим Брайденстайн в интервью телеканалу C-Span заявил, что американские разработчики трудятся над тем, чтобы создать альтернативу российским двигателям РД-180.

В январе 2018 года Financial Times со ссылкой на представителей НПО «Энергомаш» заявило о том, что китайская компания Great Wall Industry ведет переговоры о покупке технологии ракетных двигателей; издание отмечало, что РД-180 развивает в три раза большую тягу, чем самый мощный китайский двигатель YF-100, который создан на основе более раннего двигателя РД-120.

В декабре 2018 года глава SpaceX Илон Маск заявил о неловкости факта, что Boeing/Lockheed вынуждены использовать российский двигатель на ракете Atlas, а сам двигатель назвал великолепным.

11 февраля 2019 года Илон Маск сообщил в своём микроблоге в Twitter об удачном испытании двигателя Raptor, сконструированного компанией SpaceX. На испытаниях двигатель показал давление в 268,9 бар, что превышает номинал аналогичной характеристики российского РД-180.

12 февраля 2019 года главный конструктор НПО «Энергомаш» Пётр Левочкин отметил, что двигатель РД-180 сертифицирован с 10% запасом, а это значит, что давление в его камере сгорания может быть выше 280 атмосфер.

20 декабря 2019 года ракета-носитель Atlas V с российскими двигателями РД-180 запустила с авиабазы на мысе Канаверал на орбиту космический корабль CST-100 Starliner компании Boeing.

По состоянию на 25 мая 2020 года (20 лет с момента первого пуска РН «Атлас» с РД-180) в США поставлено 116 двигателей, состоялось 90 пусков, все они признаны успешными.

С-350 и С-500: надежный щит России

Уже в 2019 году системы ПВО России пополнит первый дивизион нового комплекса ПВО С-350 «Витязь». С-350 — это «младший брат» знаменитого комплекса С-400, наиболее эффективный для поражения целей на расстоянии до 120 километров. Его ракеты меньше по габаритам, нежели ракеты С-400, и за счет использования таких «карандашей» на одной пусковой установке размещаются не четыре ракеты, а целых 12.

Как показала практика современных войн, именно такой комплекс наиболее востребован при борьбе с большим числом целей, которые обычно участвуют в массированных ракетных атаках, призванных «перегрузить» стандартную систему ПВО. С-350 в таком случае может сбивать многочисленные БПЛА, крылатые ракеты и высокоточные боеприпасы в ближней зоне ПВО, тем самым разгружая более мощные комплексы С-400 и С-500 для противодействия более опасным удаленным угрозам — самолетам-носителям и летательным средствам электронной разведки и управления. 


Вторая новинка, которая была презентована в этом году, — это зенитно-ракетный комплекс С-500 «Прометей», который, в отличие от С-350, наоборот, представляет собой «длинную руку» противовоздушной обороны. 

Известно, что даже обычные ракеты нового комплекса смогут поражать цели на максимальной высоте 95—97 километров, то есть практически на воображаемой «линии Кармана», отделяющей атмосферу Земли от космического пространства. Это позволяет С-500 не только бороться с крылатыми ракетами и самолетами противника, но и сбивать боеголовки баллистических ракет вне атмосферы.

Однако основная «изюминка» С-500 — это маневрирующие головные блоки с собственными РЛС, которые могут поражать космические цели на высоте до 200 километров, в зоне движения боевых блоков МБР и ракет средней дальности. Такие боеприпасы позволяют считать классический комплекс ПВО одновременно и системой ПРО. 

Конечно, с помощью С-500 достаточно сложно поразить межконтинентальную ракету или же ракету, пущенную со стратегического подводного ракетоносца, однако С-500 вполне решает задачу борьбы с баллистическими ракетами средней дальности: комплекс может самостоятельно перехватывать цели на дальности до 3500 километров. Кроме того, зона поражения в 200 километров по вертикали позволяет сбивать в ближнем космосе даже разведывательные спутники, так как их обычные орбиты находятся в пределах этой высоты.

Такие возможности С-500 уникальны и позволяют парировать все угрозы от глобального нарушения ракетного равновесия, которое наметилось в результате планируемого выхода США из Договора по ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.


С этим читают