«технологическое чудо»: в россии начались работы по адаптации двигателя рд-180 для ракеты «союз-6»

Почему это сложно?

Простая идея повысить рабочее давление, чтобы получить струю помощнее, сталкивается со сложностями реализации. Чтобы увеличить давление, надо повышать и температуру в камере сгорания, а это автоматически влечет за собой потребность в особо прочных материалах. Даже если не брать РД-180, а рассмотреть старенький РД-107 (сделанный для самой первой межконтинентальной ракеты еще в 1950-х), давление в его камере сгорания достигнет шестидесяти атмосфер (то есть как под грузом в шестьсот тонн на квадратный метр) при температуре внутри в 3250 ℃. Стенки камер сгорания в ракетных двигателях делают из жаропрочной стали, но этого недостаточно — камеру сгорания и сопло дополнительно охлаждают циркулирующим за стенками топливом, а конфигурацию пламени внутри специально рассчитывают так, чтобы оно не касалось поверхности. В том же РД-107 стенки грелись «всего» до 380 ℃, поэтому металл сохранял свою прочность и мог противостоять давлению изнутри.


Сохранить уникальный проект

Двигатели РД-180 ранее не использовались на российских ракетах, однако в сентябре 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что данный агрегат будет устанавливаться на «Союзе-6».

«Скорее всего, на базе этой ракеты («Союз-5». — RT) мы будем создавать ещё одну ракету, но более пониженного класса — ракету среднего класса «Союз-6», на которой будут летать на основе двигателя РД-180», — цитирует Рогозина Интерфакс.

При этом глава «Роскосмоса» отметил, что использование силовой установки РД-180 позволит сохранить этот уникальный проект и технологические наработки, если США откажутся от закупок данного двигателя.

В декабре 2019 года гендиректор «Энергомаша» Игорь Арбузов уточнил, что речь идёт не о поставляемой в США оригинальной версии РД-180, а о модернизированном варианте двигателя.

Тестовые пуски «Союза-6» планируется осуществлять с российско-казахстанского комплекса «Байтерек». Первый старт намечен на 2025 год. Стартовый стол для запуска данных ракет будет также создан в России. Ориентировочная дата окончания строительства намечена на 2025—2026 годы.

  • Дмитрий Рогозин
  • РИА Новости

В 2019 году Рогозин также сообщил, что «Союз-5» и «Союз-6» в будущем станут прототипами для составных частей перспективной ракеты сверхтяжёлого класса «Енисей», проект которой сейчас разрабатывается российскими специалистами.

«Что особенно важно: «Союз-5» становится прототипом первой ступени ракеты сверхтяжёлого класса, а «Союз-6» прототипом второй ступени центрального блока ракеты сверхтяжёлого класса. То есть мы, делая на самом деле крайне востребованные средства выведения — рыночные, которые готовы будут драться на рынке с любым американским и иным производителем, — одновременно фактически делаем работу по созданию ракеты сверхтяжёлого класса, уже начинаем отработку её модулей», — отметил Рогозин

Что делает Маск

Места для роста ракетным двигателям осталось немного. Законы термодинамики гласят, что получить скорость истечения газов больше трех с половиной километров в секунду уже не получится — разве что перейти на смеси, которые в приличном конструкторском обществе употреблять не принято. Жидкий фтор с водородом и жидким же литием (температурой 180 градусов, заливать в подогретые баки) может, конечно, выдать целых 5320 м/с, но иметь дело с этим химическим кошмаром американские ракетчики в пятидесятые годы отказались. Советские инженеры, правда, смогли разработать РД-301, работавший на паре фтор+аммиак, но в семидесятые годы закрыли и этот проект.

Неоспоримое преимущество

В настоящий момент разработкой американской версии ракетного двигателя занимаются несколько частных компаний. Например, Blue Origin, которая принадлежит владельцу Amazon Джеффу Безосу, работает над созданием BE-4. Двигатель предназначен для ракеты-носителя Vulcan. Предполагается, что в будущем она заменит Atlas V, однако старт новой ракеты пока не был произведён. 

Разработки ведёт также SpaceX Илона Маска. Компания взяла на себя обязательство вывести на орбиту в 2020 году военный спутник AFSPC-52 при помощи тяжёлой ракеты Falcon Heavy.

Также по теме Межпланетные амбиции: почему частные космические компании конкурируют в борьбе за сотрудничество с Пентагоном В будущем «триллионы людей» покорят космос, убеждён миллиардер Джефф Безос, основатель компаний Amazon и Blue Origin. Он подчеркнул,…

Помимо этого SpaceX создаёт двигатель Raptor, который будет использован для ракеты Starship. По мнению Маска, изобретение его компании превзошло РД-180, так как давление в камере сгорания двигателя достигло 268,9 бар (у РД-180 — 266,7 бар).

Однако, как пояснял главный конструктор НПО «Энергомаш» Пётр Лёвочкин, сравниваемые двигатели служат для ракет с разными топливными системами. Raptor работает на кислороде и метане, а РД-180 — на кислороде и керосине. Это всё равно, что сопоставлять дизельный и бензиновый двигатели, заметил он.

«Господин Маск, не будучи техническим специалистом, не учитывает, что в двигателе РД-180 для ракеты-носителя Atlas используется совершенно другая топливная схема — «кислород — керосин», а это иные параметры работы двигателя», — прокомментировал Лёвочкин. 

Между тем Дмитрий Рогозин, комментируя высказывание Маска, заключил, что у РД-180 нет конкурентов.

«Хочу сказать, что дай бог им удачи создать двигатель лучше, чем у нас. Пока не получится, Россия в этой части номер один в мире», — сказал он.


Военный эксперт Алексей Леонков напомнил, что на сегодняшний день все американские космические программы по освоению дальнего космоса и вывода на геостационарные орбиты связаны с российскими двигателями. Этим доказывается их преимущество перед остальными аппаратами.

«Скоро в США будут запускать более дорогой BE-4 или (двигатель для. — RT) Falcon Heavy. Если бы они были выгоднее, чем российские двигатели, то американцы давно бы отказались от наших в пользу своих разработок», — заключил эксперт.

Примечания

  1. Каторгин Б. И., Стернин Л. Е. Главный конструктор ракетных двигателей и систем // Вестник Российской академии наук. — 2008. — № 8. — С. 738.
  2. . МГТУ имени Баумана.
  3. ↑ Международная энергетическая премия «Глобальная энергия» 2012 года // Вестник Российской академии наук. — 2012. — № 8. — С. 772.
  4.  . Reuters (13 марта 2008).
  5. Андрей Шипилов. . «Аргумент» (7 июня 2016).
  6.  (англ.). . Дата обращения 2 августа 2018.
  7.  (англ.). . Дата обращения 2 августа 2018.
  8.  (англ.). . Дата обращения 2 августа 2018.
  9. Мария Першонкова. . Издательская группа «Закон» (15 февраля 2019).
  10. . «РИА Новости» (13 апреля 2018). Дата обращения 18 апреля 2018.
  11. . Деловая газета «Взгляд» (2 мая 2014).
  12. . lenta.ru. Дата обращения 25 декабря 2018.
  13. . «РИА Новости» (11 мая 2011).
  14. . «Взгляд» (11 сентября 2012).
  15. Олег Одноколенко. . Независимая газета (04.06.2015). Дата обращения 23 июня 2015., однако он не коснулся уже приобретённых двигателей
  16. . РИА Новости (13.05.2014). Дата обращения 23 июня 2015.
  17. Eric Fleischauer.  (англ.). Decatur Daily (7 February 2015). Дата обращения 9 февраля 2015.
  18. Котов Михаил. . Life.ru (8 марта 2017). Дата обращения 11 марта 2017.
  19. . РБК. Дата обращения 13 августа 2018.
  20. . ИноТВ. RT (19 января 2018). Дата обращения 26 апреля 2018.
  21. . Lenta.ru (22 января 2018). Дата обращения 26 апреля 2018.
  22. . Дата обращения 19 февраля 2019.
  23. . «Аргументы и факты» (11 февраля 2019).
  24. . РИА Новости (11 февраля 2019).
  25. Сергей Кузнецов. . N+1 (21 декабря 2019).
  26. . ТАСС (20 декабря 2019). Дата обращения 20 декабря 2019.
  27. . НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко (25 мая 2020).
  28. . Lenta.ru (19 июня 2013).

Создание замены РД-180 в США

Украинские события повлекли за собой санкции, ограничивающие возможность применять российские ракетные двигатели для США. РД-180 необходимо заменить аналогом американского производства. В декабре 2014 года палатой была принята поправка. Она запрещала использование русских РД-180. Двигатель продолжат закупать по уже имеющемуся договору поставок до 2019 года между «Энергомаш» и ULA.

Несмотря на продолжение сотрудничества и поставок РД-180 по имеющимся договорам, министр обороны США отдал приказ о прекращении сотрудничества с Россией и переходе на американские комплектующие. Америка обязана избавиться от российской зависимости в военно-политических сферах.

На это Фрэнк Кендалл (министр обороны по закупкам) ответил, что российские двигатели РД-180 Пентагону нечем заменить. Как альтернативу сложившейся ситуации, Америка объявила тендер на производство собственных аналогичных по характеристикам двигателей на своей территории.

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что готов остановить поставку ракетных двигателей РД-180 и К-33 в Америку.

В ожидании «Вулкана»

Эксперт в области средств выведения и редактор российского журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев в беседе с RT напомнил, что разработка двигателя BE-4 началась в конце 2000-х годов, в том числе для установки на перспективные ракеты, которые должны были заменить Atlas V. А в 2014-м было озвучено желание исключить так называемую зависимость от российских двигателей.

«Как обычно, работы шли медленнее, чем предполагалось. Поэтому конкурс на двигатели закончился только вчера, когда ULA выбрала двигатель Blue Origin BE-4 для установки на ракеты Vulcan. Предполагается, что первый пуск состоится в 2020 году, а после этого ракета Atlas постепенно будет выведена из эксплуатации», — отметил эксперт.

По его словам, двигатель BE-4 находится только на стадии испытаний и запуска в серию, поэтому специалисты не исключают, что с ним могут возникнуть трудности

Однако благодаря приличному финансированию и важности проекта для США со временем проблемы будут преодолены, уверен Афанасьев

«В 2020 году будет первый полёт по плану. Но даже если будет задержка, специалисты считают, что к 2025 году Vulcan встанет на крыло и будет летать», — добавил Афанасьев.

В свою очередь, военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков рассказал RT, что у американских специалистов «всегда было не очень» с созданием жидкостных ракетных двигателей. Так, и в ходе работы над BE-4 сообщалось о неудачных испытаниях.

Также по теме «Веские причины»: почему США продолжат закупать российские ракетные двигатели Российское НПО «Энергомаш» и американская компания United Launch Alliance (ULA) подписали новый контракт на поставку двигателей РД-180…

Он также отметил, что по своим техническим характеристикам российский двигатель значительно мощнее создаваемого американской стороной аналога.

«У BE-4 давление в камерах сгорания намного ниже, чем у РД-180. Если их сравнить, то на одну и ту же ракету нужен всего один РД-180, но два BE-4. Стендовые испытания показали, что не всегда всё было хорошо. Если американцы поставят этот двигатель на ракету, будем смотреть, полетит ли она», — заключил эксперт.

При этом научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев констатировал, что введение в строй новых двигателей всегда является сложным процессом. Он также добавил, что у США есть достаточный запас РД-180 (последний на данный момент контракт был заключён в конце июля 2018 года), чтобы обеспечить полёты ракет Atlas V до тех пор, пока Vulcan не будет готов к штатной работе.

«Многое зависит от того, какие задачи ставятся. Если будет нужно, они могут сразу перейти на рабочий режим, то есть на требуемую частоту пусков, у них есть для этого потенциал. Обычно идёт начиная с нескольких пусков в год и до того, сколько нужно. Для Atlas V много пусков не нужно. И потом, не стоит беспокоиться за американцев, у них достаточный запас 180-х, чтобы Atlas V летал до тех пор, пока не полетит Vulcan», — отметил эксперт.


Вместе с тем собеседник RT добавил, что, несмотря на прекращение в обозримой перспективе поставок РД-180 Соединённым Штатам, не стоит говорить о прекращении сотрудничества двух стран в космической сфере.

Эксперты также сошлись во мнении, что, помимо сотрудничества по Международной космической станции, сохраняются поставки двигателей РД-181 для менее мощных ракет Antares.

Конструкция

Двигатель состоит из:

  • двух камер сгорания,
  • турбонасосного агрегата,
  • бустерного насосного агрегата горючего,
  • бустерного насосного агрегата окислителя,
  • газогенератора,
  • регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего,
  • блока баллонов, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка.
  • системы рулевых приводов, системы приводов автоматики, блока управления автоматикой и датчиков системы аварийной защиты,
  • рамы двигателя, донного экрана, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.

Массовое соотношение окислителя и горючего — 2,72, дросселирование возможно в диапазоне 40—100 %.

Описание конструкции

  1. LOX/Керосин ракетного топлива.
  2. Две упорных камеры (карданные +8 градусов).
  3. Один богатый кислородом блок перед горелкой.
  4. ТНА сборка высокого давления.
  5. Двухступенчатый топливный насос.
  6. Одноступенчатый насос кислорода.
  7. Одноместная турбина.
  8. Самовоспламеняющееся зажигание.
  9. Автономные гидравлические системы (клапаны, ТВЦ) с питанием керосина из топливного насоса.
  10. Мониторинг состояния здоровья и система прогнозирования жизни.
  11. Автоматизированная подготовка полета (после установки на транспортном средстве все операции автоматизированы посредством запуска).
  12. Минимизация интерфейса со стартовой площадки и транспортных средств (пневматические и гидравлические системы, автономные, электрические объединенные панели, упорная рама для упрощения механического интерфейса).
  13. Экологически чистые операции с обогащенным окислителем, запускающим возгорание предварительной горелки, а также запуск окислителя и режимов остановки, которые устраняют коксующийся и не сгоревший потенциально загрязненный керосин.
  14. 50-100% непрерывного дросселирования при условии потенциальной проверки в реальном времени согласования траектории и двигателя на площадке перед запуском фиксации.
  15. 80% RD-170 частей.
  16. Барокамера: 256,6 бар.
  17. Коэффициент площади: 36,4.
  18. Тяговооружённость: 77,26.
  19. Соотношение окислитель–топливо: 2,72.

Использование

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом Центре Маршалла (США)

.Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. При этом, несмотря на распространяемые в интернет-СМИ и блогах многочисленные дезинформационные слухи, патентные права на конструкцию двигателя принадлежат НПО «Энергомаш».На момент 13 апреля 2018 года всё производство двигателя сосредоточено в России. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи с иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются.

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне Lunar Reconnaissance Orbiter (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу Mars Reconnaissance Orbiter (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011), MAVEN (2013) и InSight (2018), миссию за грунтом астероида OSIRIS-REx (2016).

Ситуация с американским рынком сбыта

В связи с ухудшением российско-американских отношений (с 2014) политики обеих стран выдвигали предложения о прекращении поставок двигателя, используемых в первой ступени ракеты-носителя «Атлас-5». В частности, запрет на закупки двигателя введён поправкой Джона Маккейна. С инициативой запрета использования двигателя для военных запусков США выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин.

В качестве замены РД-180 рассматривался новый двигатель, на разработку которого Пентагоном выделено 160 млн долларов. Ожидается, что он будет готов к использованию не ранее 2019 года. Альтернативным вариантом является разворачивание производства РД-180, по имеющейся у США лицензии (до 2030 года), на заводе United Launch Alliance (ULA) в Декейтере.

В начале 2017 года Blue Origin представила новый двигатель, BE-4 (в качестве горючего используется метан), который предположительно заменит РД-180 с 2020 года — ULA, занимающаяся пусками Атлас-5, и заключила контракт с миллиардером Джеффом Безосом на создание аналога российского РД-180. Сообщается об успешном продвижении работ. Её конкурент, Aerojet Rocketdyne, в мае того же года провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя, AR1.

В январе 2018 года Financial Times со ссылкой на представителей ОАО «НПО Энергомаш» заявило, о том, что китайская компания Great Wall Industry ведет переговоры о покупке технологии ракетных двигателей. Издание отмечало, что РД-180 развивает в три раза большую тягу, чем самый мощный китайский двигатель YF-100, который создан на основе более раннего двигателя РД-120.

В августе 2018 года Директор NASA Джим Брайденстайн в интервью телеканалу C-Span заявил, что американские разработчики трудятся над тем, чтобы создать альтернативу российским ракетным двигателям РД-180, используемым в американских ракетах Atlas.

США: промышленники спокойны, политики встревожены

Высокопоставленный чиновник американских воздушных сил заявил, что прекратит запуск национальных спутников безопасности на борту Atlas V ракеты United Launch Alliance, если Министерство финансов считает, что импорт российского двигателя не нарушает санкции США.

Ранее сенатор Джон Маккейн попросил ВВС доказать, что недавняя реорганизация в России ее ракетно-космической отрасли не ставит покупку двигателей РД-180 под нарушение санкций США, которые ввели против российских чиновников в 2014.

Государственные учреждения США, во главе с Министерством финансов, принимают свежий взгляд на поставки РД-180. И готовы не придерживаться санкций. Заземление Atlas V создаст более серьезное препятствие для Пентагона, чем ведение боевых действий.

Маккейн провел слушания военного космодрома, где он призвал ВВС получить свежее юридическое заключение о том, что импорт РД-18O нарушает санкции США, наложенные на российских чиновников вслед за аннексией Крымского полуострова Украины.

Маккейн выделил двух высокопоставленных российских чиновников: вице-премьера России Дмитрий Рогозина и Сергея Чемезова, советника президента России Владимира Путина. Они до недавнего времени были наблюдателями в космическом секторе. Хоть они не имеют финансовой выгоды от продаж РД-180, на них были возложены санкции.

28 декабря по приказу Путина реорганизуется космический сектор России. Эта перестройка вносит коррективы в российскую космическую промышленность и космическое агентство «Роскосмос» в рамках новой государственной корпорации, также под названием «Роскосмос».

Зачем повышают давление?

Принцип работы ракетного двигателя сравнительно прост: некая горючая смесь при сгорании дает много раскаленных газов, которые вырываются из камеры сгорания в нужном направлении. При этом чем больше в камере давление, тем выше скорость струи газов, а это напрямую задает тягу. Здесь в дело вступает закон сохранения импульса, и ракета получает такой же импульс, какой имеют выброшенные продукты сгорания. Импульс ракеты равен массе газов, помноженной на скорость струи, поэтому в идеале нужно одновременно сжигать как можно больше и выбрасывать продукты сгорания с максимально возможной скоростью — тяга в этом случае окажется максимальной.

Недостаток давления и меньшую скорость истечения газов можно компенсировать повышением расхода топлива и окислителя, но тогда их надо будет брать изначально с большим запасом. А больший запас означает большую стартовую массу, которая, в свою очередь, требует еще большей тяги — получается замкнутый круг, разорвать который иногда просто невозможно. В космос невозможно улететь с двигателями, которые дают слишком малую скорость истечения, да и используемые сейчас не слишком эффективны в силу фундаментальных причин: при сгорании практически чего угодно получить струю со скоростью свыше 3,5 км/с не дают законы физики. Энергия на разгон ракетной струи берется из энергии химических связей в молекулах топлива и окислителя, а ее не может быть больше определенного порога просто в силу того, что так устроены атомы. Вывод тонны груза на орбиту обходится в десятки тонн сожженного керосина с жидким кислородом, то есть в миллионы рублей, еще до учета себестоимости одноразовой ракеты, стоимости работ на космодроме и многого другого.

«Ни у одной страны нет подобных разработок»

По мнению академика Российской академии космонавтики Александра Железнякова, новый двигатель, как и его предшественник РД-171М, будет успешно конкурировать с зарубежными аналогами.   

По его словам, продвижение этого двигателя на международном рынке связано с вопросами геополитики.

«Кроме Китая, вряд ли кто-то заинтересуется, поскольку это зависит от геополитической обстановки», — пояснил он.

Схожую точку зрения выразил и военный эксперт Михаил Тимошенко. 

«Этот двигатель сможет конкурировать с иностранными разработками. США вряд ли будут заинтересованы в его покупке, потому что у них есть двигатель для тяжёлых ракет. Но интерес могут проявить Евросоюз и Китай, если, конечно, они захотят выводить на орбиту что-то тяжёлое», — сказал он RT.

  • Ракета-носитель среднего класса «Союз-5» («Иртыш»)

В свою очередь, Моисеев заявил, что двигатель вряд ли пойдёт на экспорт, поскольку такие аппараты создаются под конкретные ракеты. Пока за рубежом нет ракет, совместимых с РД-171МВ.

«Для его покупки предполагаемый покупатель должен иметь соответствующую ракету. Им заинтересуются тогда, когда кто-то начнёт разрабатывать ракету, под которую он подойдёт, но пока таких ракет не разрабатывают и в планах ни у кого нет», — сказал эксперт. 

Политическое решение

Поиск альтернативы РД-180 начался в США в 2015 году, пишут аналитики конгресса. Поводом для активизации процесса послужила реакция Москвы на американские санкции после событий на Украине.  

«Негативная реакция России на санкции, введённые США в 2014 году в связи с её действиями на Украине, усугубила и без того серьёзную проблему и усилила давно укоренившуюся внутреннюю обеспокоенность по поводу зависимости США от российского ракетного двигателя (РД-180), которым оснащена одна из основных ракет, используемых для критических важных космических запусков, осуществляемых в интересах национальной безопасности», — сообщается в материале.

Напомним, Вашингтон ограничил сотрудничество с Москвой из-за конфликта на юго-востоке Украины и воссоединения Крыма с РФ.

Как указывают исследователи, после якобы «нападения» России на Украину Соединённые Штаты ввели санкции против ряда российских физических и юридических лиц, включая главу «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина.

Также по теме «Главные соперники»: в США заявили о «планах» России и Китая использовать космос в военных операциях Главную угрозу для сил США в космосе представляют Россия и Китай, говорится в аналитическом материале Института стратегических…

В ответ в РФ заявили о возможной отмене поставок РД-180. В докладе приводится цитата гендиректора госкорпорации о том, что Москва не сможет поставлять двигатели в США, если не получит гарантии, что они используются исключительно в гражданских целях. Такая реакция вызвала беспокойство в экспертных кругах.

«У многих наблюдателей нарастала обеспокоенность тем, что Россия могла внезапно ввести полный запрет на экспорт данного двигателя в США или же в некоторой степени ограничить экспорт продукции военного назначения», — отмечают сотрудники исследовательской службы.

Примечательно, что в 2014 году США попытались ввести запрет на закупку РД-180, но вскоре отказались от этой идеи, потому что не смогли найти замену. Бывший астронавт, член комитета сената по делам вооружённых сил Билл Нельсон пояснил, что поспешный отказ от российского двигателя способен поставить под удар национальную безопасность Соединённых Штатов. 

В том же 2014 году Пентагон сформировал комиссию, чтобы решить вопрос о возможной утрате РД-180, подчёркивается в докладе. Та порекомендовала не организовывать совместное производство аппарата в США, а потратить $141 млн на разработку нового американского двигателя к 2022 году.

Как стало известно ранее, ВВС США опубликовали тендер на разработку систем, которые обеспечат стране гарантированный доступ в космос и позволят отказаться от РД-180 «несоюзнического производства».

По мнению Ивана Моисеева, отказ США от РД-180 — это политическое решение. Похожий метод Вашингтон использовал во времена холодной войны.

«Отказ Пентагона сотрудничать с фирмами, которые работают по контракту с Россией, является следствием напряжённой обстановки между двумя государствами, результатом санкций. Здесь есть политическая составляющая. Это уже было во времена СССР, когда США запретили поставку в Советский Союз своих спутников и любых других, где есть американские комплектующие. До 1995 года мы фактически не занимались коммерцией в космосе», — сказал собеседник RT.

  • Сотрудники во время сборки ракетного двигателя РД-180
  • РИА Новости

История

В ноябре 1996 года в производственном объединении «Энергомаш» провели первое испытание РД-180. Двигатель был признан победителем в тендерах для установки его в РН «Атлас» американской Lockheed Martin Corporation. Нужно это было для вывода перспективных пилотируемых кораблей. Именно с этих пор двигатели РД-180 стали наиболее востребованными.

Двигатель имеет возможность многоразового использования. Продуманный менеджмент обеспечил НПО «Энергомаш» практически легендарными надежными сделками с США. В декабре 2012 года был поставлен контракт, обеспечивающий компанию гарантией на производство движков до 2019 года. Все производство сосредоточено в России.


С этим читают