Военная реформа александра 2

Содержание военной реформы

Основная проблема армии заключалась в том, что она требовала слишком много денег на свое содержание, однако на войне себя не окупала. Целью Милютина было создать армию, которая была бы весьма малочисленна в мирное время (и не требовала бы много денег на содержание), но при этом могла быстро мобилизоваться в случае войны.


Главное событие всей военной реформы — Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Была отменена рекрутская система, теперь каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии.

Срок службы в большинстве войск составлял шесть лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим способом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось.

Однако, прежде чем вводить всеобщую повинность, необходимо было существенно изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить граждане всех категорий. В 1864 г. Россия была разделена на несколько военных округов, что значительно упрощало управление огромной державой и ее армией. На местах во главе сидели местные министры, которые подчинялись военному министерству в Петербурге.

Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства, и передать их в ведение округов. Теперь управление было более систематизированным и эффективным, так как каждый военный чиновник имел определенный круг обязанностей на своей территории.

После упразднения старой системы управления было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику.

Новая армия получила и новые принципы воспитания солдат. Были отменены телесные наказания, солдаты стали более подготовленными и образованными. По всей стране начали открываться военные учебные заведения.

Закрепить преобразования могли лишь новые законы, и они были разработаны. Кроме того, появился военный суд и военная прокуратура — это позволило улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия.

И, наконец, благодаря всеобщей повинности армия стала более привлекательной для крестьян, которые могли рассчитывать на неплохую военную карьеру.

Краткое содержание реформ Александра 2-го

Суть реформ Александра 2-го заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее вести экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 г. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет, и, хотя правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа — реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.


Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения, это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности, пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства

Сторонник глубоких реформ

Взойдя на престол, Александр в полной мере осознал разрушительное воздействие Крымской войны на Россию и принял решение в срочном порядке завершить боевые действия. Император согласился на условия Парижского мира 1856 года, которые, впрочем, оказались для России вовсе не столь болезненными, как изначально планировали западные союзники. Россия отказалась от содержания флота на Чёрном море, отдала Молдавии часть южной Бессарабии, а Турции — несколько ранее завоёванных крепостей, но не платила контрибуции и получила назад все захваченные коалицией населённые пункты. На фоне ухудшающихся отношений России с большей частью европейских монархий, в 1856 году Александр провёл тайную встречу со своим дядей Фридрихом Вильгельмом, королём Пруссии, с которым договорился о союзе.

Проанализировав нестабильное военно-политическое положение России в 1850-е годы, которое в том числе привело к поражению в Крымской войне, Александр II решил начать в стране масштабные реформы, в частности — изменить систему управления государством и структуру общества.

По словам эксперта, самой важной инициативой стала отмена крепостного права («крестьянская реформа»). Однако помимо неё Александр провёл ещё целый ряд реформ (земская, городская, судебная, военная, образовательная и другие)

Впрочем, историки оценивают их весьма неоднозначно.

Реформа 1861 года формально подарила крестьянам личную свободу, но заставила большинство из них выплачивать колоссальные выкупы за свои участки, ведь без земельного надела крестьянам попросту было не на что жить. Поэтому де-факто их зависимость от помещиков сохранялась ещё долго. И уже формально свободных земледельцев продолжали подвергать телесным наказаниям. Дворовые люди вовсе не имели права на землю и были обречены идти в батраки или наниматься чернорабочими в городах.

Согласно земской реформе, полномочия в сфере местного хозяйства, медицины, начального образования и налогов передавались выборным уездным и губернским земским управам. На первый взгляд, это было важным демократическим преобразованием. Однако цензы и квоты были разработаны таким образом, что большинство мест в управах заняли дворяне и купцы. Но по мере того, как осложнялась внутриполитическая ситуация в стране, выборы постепенно превратились в фикцию. В управы просто назначали помещиков и верных им кулаков.

Также по теме «По сей день уважают Александра II»: как жилось Финляндии в составе Российского государства 210 лет назад Финляндия была официально присоединена к России. В составе Российской империи финны прожили больше века. За это время…

Городская реформа заменила сословные управления на выборные думы. Последствия этого шага также были неоднозначны. Из-за имущественных цензов в органах самоуправления преобладали промышленники и купцы, заботившиеся о благоустройстве центральных частей городов в ущерб пригородам и слободам. Кроме того, централизованным стало управление полицией.

Судебный устав 1864 года, который формально ввёл равенство людей перед законом, историки единогласно называют прогрессивным. Однако для крестьян были созданы волостные суды, выносившие приговоры о телесных наказаниях, а по политическим делам производство шло в особом порядке, без привлечения присяжных. Также в последние годы царствования Александра II из-за нарастания террора и антимонархической пропаганды чрезвычайные полномочия получили военные и полицейские власти, приговоры выносились трибуналами, а решения об обысках, арестах и ссылках принимались без согласования с судами.

В сфере образования Александр II подарил автономию университетам, расширил сеть народных училищ, создал гимназии. В стране поощрялось стремление молодёжи самостоятельно мыслить и принимать решения. Однако для поступления в высшие учебные заведения необходимо было сдавать экзамены по греческому и латинскому языку, которые в гимназиях, как правило, не изучались. Как следствие, у выходцев из народа фактически не было возможности получить высшее образование.

Реформа, предполагавшая создание системы казначейств и органов контроля, определила развитие финансовой системы страны на долгие годы и снизила уровень коррупции.

Историки в большинстве своём положительно оценивают и военную реформу. В 1857 году Александр II ликвидировал изжившую себя систему военных поселений, а в 1860—70-е годы заменил рекрутские наборы всеобщей воинской повинностью, создал систему резерва и запаса, военные округа и принципиально новые военные учебные заведения, инициировал массовое перевооружение. Армия стала гораздо более мобильной, эффективной и хорошо управляемой.

Женское среднее образование


Н. Ярошенко «Курсистка»

До вступления на престол Александра II в России не было открытых государственных средних школ для женщин. Девушки из обеспеченных семейств воспитывались дома или в закрытых учебных заведениях – институтах благородных девиц, которых было недостаточно. К тому же эти учебные заведения были организованы при Екатерине, когда ещё не стоял вопрос об эмансипации женщин.

В конце 50-х годов начался общественный подъём, и на его волне в столицах и крупных университетских центрах, а также во всех провинциальных губернских городах начался сбор пожертвований на открытие женских училищ. В 1859 г. начались открытия женских училищ, гимназий. Сначала это были 4-классные, затем 6-классные женские средние учебные заведения. Эти заведения взяла под свое покровительство императрица Мария Александровна, и заведование ими сосредоточилось не в Министерстве народного просвещения, а в ведомстве учреждений императрицы.

Ф. Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны» (1857)

Руководство женскими образовательными учреждениями осуществлял известный педагог того времени Н.А. Вышнеградский. Программа женских гимназий соответствовала несколько сокращенному курсу реальных училищ.

Н.А. Вышнеградский

Вышнеградский учредил в 1863 г. «педагогические женские курсы».

Е. Зарудная «Портрет К.Н. Бестужева-Рюмина» (1889)

При содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина в 1878 г. в Петербурге были открыты «высшие женские курсы», которые назывались «бестужевскими». Затем они, по примеру Петербурга, стали возникать и в других университетских городах.

Краткая биография Александра II

  • 1818, 17 апреля — рождение
  • 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
  • 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
  • 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
  • 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
  • 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
  • 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
  • 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
  • 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
  • 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
  • 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора (умер в 1894 году)
  • 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
  • 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
  • 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
  • 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
  • 1855, 18 февраля — смерть
  • 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
  • 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
  • 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
  • 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
  • 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
  • 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
  • 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
  • 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
  • 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
  • 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
  • 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
  • 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
  • 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
  • 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
  • 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II

Реформирование средней школы

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Особенности и виды гимназий в России после реформы 1864 года
Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание
Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах
Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи.  Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.


В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

  • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
  • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
  • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
  • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
  • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
  • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Судебная реформа

Основная статья: Судебная реформа Александра II

Министр юстиции Д. Н. Замятнин, курировавший проведение судебной реформы

Судебный устав 1864 года — Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества — для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.

Вместе с тем, осуществить судебную реформу удалось далеко не на всей территории Российской империи. В труде М. М. Ковалевского указывалось, что во многих губерниях судебная реформа проводилась со значительными отклонениями от Судебных уставов 1864 г. Это касалось и судов присяжных, которые во многих губерниях так и не были введены. В частности, суды присяжных не избирались в губерниях, городах и районах, где не было введено местное самоуправление; на национальных окраинах, где население плохо говорило по-русски; а также в Сибири и на Кавказе, ввиду их большой удаленности от столицы.

Если в отношении обычного гражданского и уголовного судопроизводства судебная реформа привела к положительным результатам, включая большую открытость и демократичность судебных процедур, то того же нельзя сказать о судопроизводстве в отношении «политических дел». В этой сфере в эпоху Александра II фактически происходил рост полицейского и судебного произвола. Например, следствие по делу 193 народников (процесс 193-х по делу хождения в народ) тянулось почти 5 лет (с 1873 по 1878), и в течение следствия они подвергались избиениям (чего, например, при Николае I не было ни по делу декабристов, ни по делу петрашевцев). Как указывали историки, власти держали арестованных годами в тюрьме без суда и следствия и подвергали их издевательствам перед создаваемыми огромными судебными процессами (за процессом 193-х народников последовал процесс 50-ти рабочих). А после процесса 193-х, не удовлетворившись вынесенным по суду приговором, Александр II в административном порядке ужесточил судебный приговор — вопреки всем ранее провозглашенным принципам судебной реформы.

Ещё одним примером роста судебного произвола в политической области является казнь четверых офицеров — Иваницкого, Мрочека, Станевича и Кеневича — которые в 1863—1865 гг. вели агитацию в целях подготовки крестьянского восстания. В отличие, например, от декабристов, которые организовали два восстания (в Петербурге и на юге страны) с целью свержения царя, убили нескольких офицеров, генерал-губернатора Милорадовича и едва не убили брата царя, четверо офицеров при Александре II понесли такое же наказание (казнь), как и 5 лидеров декабристов при Николае I, всего лишь за агитацию среди крестьян.

В последние годы царствования Александра II, на фоне роста протестных настроений в обществе, были введены беспрецедентные полицейские меры, по существу отменившие действие и Судебного устава 1864 г., и законов о местном самоуправлении. Власти и полиция получили право отправлять в ссылку любое показавшееся подозрительным лицо, проводить обыски и аресты, без согласования с судебной властью, выносить политические преступления на суды военных трибуналов — с применением ими наказаний, установленных для военного времени. Назначенные в губернии временные генерал-губернаторы получили исключительные полномочия, что привело в ряде мест к чудовищному произволу, от которого страдали не столько революционеры и террористы, сколько мирное население. Историк А. А. Корнилов в 1909 году характеризовал эти меры правительства Александра II как «белый террор».

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие

Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные. Низшей судебной единицей становился мировой судья

Это единоличная должность в небольшом населенном пункте. Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда. Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды. Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты. Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья  мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Заключение

После Петра Великого ни один царь не проводил в России столько преобразований, как Александр 2. Его вклад в развитие страны действительно неоценим. Реформы Александра 2 изменили государство, застрявшее в Средневековье, положив начало новой странице в истории России.

  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

С этим читают